Научная статья на тему 'Динамика состояния продовольственной безопасности в России и регионе'

Динамика состояния продовольственной безопасности в России и регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысоченко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика состояния продовольственной безопасности в России и регионе»

(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства [2]. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория включает жилищный фонд города, общественные здания и сооружения, в том числе научно-исследовательских институты и их комплексы, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. Проектные решения по функциональному зонированию жилой застройки должны гармонизировать частные и общественные интересы в процессе благоустройства. Должен быть осуществлен комплексный анализ потребности в разных типах жилой застройки, найдены резервы и определены новые участки под строительство. Участки нового строительства зонированы по этажности и качеству застройки (высоко-этажная, усадебная, элитная и т.д.). При таком комплексном подходе строительства минимизируются затраты по обеспеченности территории инженерными коммуникациями, производятся единые мероприятия по благоустройству прилегающих территорий, единая защита территории от подтопления и затопления и т.д. Это формирует базовые условия для создания новых районов качественной городской среды и согласует интересы частных застройщиков и общественные цели градостроительного развития [3]. Развитие системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры предусматривает функциональное наполнение каркаса города, формирование на его основе пространственно разветвленной системы многопрофильных и специализированных общественных центров и зон городского значения, а следовательно растут поступления в бюджет.

Производственные территории организовывают промышленные предприятий и связанные с ними объекты инфраструктуры, комплексы научных учреждений с их опытными производствами. Промышленные территории с однотипными производственными процессами рекомендуется объединять в промышленные районы, что позволяет экономично использовать инженерные коммуникации, транспорт и сопутствующие сооружения [3]. Производственные предприятия следует выводить на окраины поселений, что неизбежно приводит к улучшению экологической составляющей окружающей среды центра города, но также следует учитывать затраты времени на трудовые передвижения.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Браун Л.Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М.: Весь Мир, 2003.

2. Градостроительный кодекс РФ.

3. СимионовЮ.Ф., Кантер М.М., ТитомировН.Н. и др. Экономика градостроительства. Ростов н/Д., 2003.

4. Трунов И.Т.Основы формирования и планировки городских структур. Ростов н/Д., 2003.

ЛЫСОЧЕНКО А.А.

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И РЕГИОНЕ

Комплексная оценка современного состояния продовольственной безопасности включает три блока: первый блок - анализ количественного аспекта продовольственной безопасности [степень самообеспечения страны продовольствием и независимость продовольственного снабжения от импортных поставок; удельные на душу населения показатели производства

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

(потребления) основных продуктов питания; показатели, характеризующие экономическое состояние АПК и состояние материальной базы АПК]; второй блок - анализ качественного аспекта продовольственной безопасности (качество и экологичность продуктов питания; состояние компонентов окружающей среды - грунты, почвы, поверхностные и грунтовые воды, атмосферный воздух, популяции растительного и животного мира); третий блок - социально-экономическая оценка продовольственной безопасности (уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; динамика цен на основные виды продовольствия).

Мониторинговый анализ состояния системы продовольственной безопасности российской экономики на этапе рыночных реформ позволял нам говорить о многих видах внешних и внутренних угроз продовольственной безопасности. Прежде всего, это было связано с разрушением сложившегося производственно-экономического потенциала АПК; диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности для сельского хозяйства; резкой дифференциации доходов и потребления населения; ухудшением структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия; усилением импортной зависимости продовольственного рынка; снижением инвестиционной и инновационной активности в АПК; низкой конкурентоспособностью продукции.

Современное состояние агропромышленного комплекса России, сформировавшаяся экономическая политика в стране позволяют оценить проблему продовольственной безопасности и определить угрозы в более оптимистичном аспекте.

Сегодня, если рассматривать продовольственную безопасность как системную характеристику развития агропромышленного комплекса страны, можно выделить некоторые положительные тенденции, прежде всего это связано с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», согласно которому в 2007 году утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012».

Основными целями реализации этих мероприятий являются: повышение производства наиболее ценных видов продовольствия (мяса и молока, потребление которых за годы реформ сократилось в полтора раза); создание современного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, а соответственно производства качественных продуктов питания; рост доходов населения и повышения качества жизни как в городе, так и на селе. Все эти три аспекта включены в понятие продовольственной безопасности.

В Государственной программе на 5 лет сохранены традиционные формы государственной поддержки (компенсация части затрат по элитному семеноводству, закладке и уходу за многолетними насаждениями, по страховым взносам, по уплате процентов за кредиты, привлеченные на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели) и новые направления, такие как субсидирование кредитов на строительство и реконструкцию мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса), будут субсидироваться кредиты, полученные на приобретение муки для производства хлебобулочных изделий, сухого концентрированного молока, оплаты транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции. Кроме того, подлежат субсидированию кредиты, привлекаемые в 2008 году на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки. С 2008 года кредиты на приобретение техники будут субсидироваться сроком до 10 лет. В целях решения проблемы занятости сельского населения предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным на развитие туризма в сельской местности, народных промыслов, заготовку и переработку лекарственных растений и других пищевых лесных ресурсов, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения.

В Государственной программе установлены 60 целевых показателей развития сельского хозяйства и сельских территорий. Реализация Госпрограммы осуществляется Минсельхозом России совместно с органами управления АПК регионов на основе заключения пятилетних

Соглашений. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 29 февраля 2008 года подписало Соглашение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в котором установлено 45 целевых показателей развития сельского хозяйства области.

Основное внимание будет уделено развитию молочного и мясного скотоводства в области. Планируется дальнейшее строительство новых животноводческих комплексов и реконструкция имеющихся ферм, а также закупка высокопродуктивного племенного скота. В 2008-2009 годах в области будут построены 2 крупных мясоперерабатывающих комплекса (мясокомбинат ООО «Группа Агроком» в Аксайском районе и мясохладобойня ООО «Русская свинина» в Каменском районе). Строительство этих предприятий позволит увеличить в области в 1,5 раза переработку крупного рогатого скота и свиней. Производство молока в 2008 году увеличится до 920 тыс. тонн, мяса - 304 тыс. тонн.

В 2008 году планируется приобрести и построить более 63 тыс. кв. метров жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности. Запланирована реализация пилотных проектов по малоэтажному строительству в 16 районах области.

На 5-тилетную реализацию программы из федерального бюджета по России выделяется 551 млрд. рублей, что в 3 раза больше в сравнении с предыдущим пятилетием.

В рамках Программы Ростовской области за счет федерального бюджета в 2008 году будет выделено около 1,5 млрд. рублей, из областного - свыше 700,0 млн. рублей. В последние годы государственная поддержка АПК Ростовской области из обоих бюджетов росла из года в год. Так в 2007 году ее объемы достигли 3,2 млрд. рублей, что почти в 4 раза больше, чем в 2005 г.

Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительная дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней. Проведена масштабная административная, организационно-аналитическая и нормотворческая работа. Решен целый ряд вопросов, касающихся бюджетной, кредитно-финансовой, налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования. Увеличилось государственное финансирование, как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионального и муниципального уровней.

Оценивая реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК», можно отметить положительную динамику роста ряда производственно-экономических показателей в агропромышленном комплексе, как на уровне России, так и на уровне регионов.

Сохраняется динамика роста производства продукции сельского хозяйства в России и в большинстве регионов Российской Федерации. К сожалению, из-за неблагоприятных агроклиматических условий [засухи] в Ростовской области индекс производства сельскохозяйственной продукции сократился в 2007 году. Основное влияние оказал недобор зерна и подсолнечника в сельскохозяйственных организациях и в фермерских хозяйствах и при этом положительные тенденции, имеющие место в животноводстве не смогли переломить негативную ситуацию в растениеводстве.

Таблица 1

Производство продукции сельского хозяйства, темпы роста в России и в Ростовской области

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Российская Федерация

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 774,5 961,2 1028,3 1154,9 1345,2 1495,4 1711,3 2017,2

Темпы роста, % 107,7 107,9 101,5 101,3 103,0 102,4 103,6 103,3

Ростовская область

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 27,8 35,4 37,3 42,8 58,1 62,3 68,9 76,6

Темпы роста, % 109,4 121,3 105,0 98,0 123,5 103,2 101,3 90,0

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

За период 2000-2007 гг. валовые сборы зерновых культур во всех категориях хозяйств Российской Федерации увеличились на 25%, подсолнечника - 44%, картофеля - 8%, овощей -24%, мяса - 24%, яиц - 11%.

Таблица 2

Производство продукции сельского хозяйства в Российской Федерации во всех категориях хозяйств и Ростовской области

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007 к 2000 в %

Российская Федерация (млн. т)

Зерно (в весе после доработки) 65,5 85,2 86,6 67,2 78,1 78,2 78,6 81.8 124.9

Подсолнечник 3,9 2,7 3,7 4,9 4,8 6,4 6,8 5,6 143,6

Картофель 34,0 35,0 32,9 36,7 35,9 37,3 38,6 36,6 107,6

Овощи 12,5 13,3 13,0 14,8 14,6 15,2 15,6 15,5 124,0

Скот и птица (в живом весе) 7,0 7,0 7,3 7,7 7,8 7,6 7,9 8,7 124,3

Молоко 32,3 32,9 33,5 33,4 32,2 31,1 31,4 32,3 100,0

Яйца, млрд. шт. 34,1 35,2 36,3 36,5 35,8 36,9 38,1 37,8 110,8

Ростовская область (тыс. тонн)

Зерно (в первоначально-оприходованном весе) 3768,1 6122,8 6550,8 3711,4 7356,9 6467,7 6517,7 4228,2 112,2

Подсолнечник 888,0 579,1 882,1 1192,9 1187,3 1584,5 1637,6 1199,9 135,1

Картофель 395,5 591,0 450,3 492,1 560,3 639,3 610,7 500,4 126,5

Овощи 342,5 450,7 531,2 668,1 543,5 522,6 545,2 480,8 140,4

Скот и птица (в живом весе) 217,5 212,8 227,8 251,0 247,6 247,9 259,9 293,3 134,8

Молоко 835,9 871,7 921,9 932,8 904,5 872,7 884,0 912,3 109,2

Яйца, млн. шт. 992,6 1061,9 1117,4 1186,5 1205,5 1281,6 1306,8 1322,7 133,3

Наибольший акцент в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» был сделан на развитие животноводства. Основной механизм по ускоренному развитию животноводства - расширение доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Сельхозтоваропроизводителям субсидируются процентные ставки по кредитам коммерческих банков, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов и ферм, а также предприятий промышленного рыбоводства.

За два года реализации проекта в Российской Федерации было введено новых, реконструировано и модернизировано 1483 объектов животноводства. Для обеспечения вновь построенных и реконструированных животноводческих комплексов (ферм) племенным скотом, техникой и оборудованием для животноводства, а также для осуществления текущей деятельности животноводства, обеспечения кормами, ветеринарными препаратами, запасными частями для ремонта техники и оборудования сельскохозяйственными товаропроизводителями привлекаются инвестиционные кредиты на срок до 5 лет и краткосрочные кредиты. На ссудные счета заемщиков поступили 70,8 млрд. рублей по 5-летним кредитам и 171,3 млрд. рублей по краткосрочным кредитам.

В Ростовской области за 2 года реализовано 60 инвестпроектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства. Сумма полученных кредитов на срок до 8 лет на эти цели составила 4,4 млрд. рублей. Сельхозтоваропроизводителями и предприятиями промышленного рыбоводства было привлечено 1,4 млрд. руб. кредитов на срок до 5 лет.

За период реализации Проекта в России малые формы хозяйствования получили 460 тысяч кредитов на сумму 87,2 млрд. рублей, в том числе в Ростовской области 15,2 тысяч кредитов на общую сумму более 3,5 млрд. рублей.

Особое внимание при реализации приоритетного национального проекта уделено развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. В регионах России создано 3722 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в Ростовской области - 107. В Российской Федерации с начала реализации нацпроекта построено (приобретено) 1583,4 тыс. кв. метров жилья для 32,5 тыс. молодых специалистов и молодых семей на селе. По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» Ростовская область заняла второе место в России. За 2006-2007 гг. приобретено и построено молодыми семьями и специалистами на селе 1475 жилых помещений, общая площадь которых составила почти 100,0 тыс.кв.м.

Необходимо отметить, что в основном приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включал меры поддержки развития сельского хозяйства, хотя и имел комплексное понятие «Агропромышленный комплекс».

Для обеспечения продовольственной безопасности важно оценить состояние пищевой и перерабатывающей промышленности, ведь основная часть продукции потребляется населением в переработанном виде. В целом по стране и в большинстве регионов производство пищевых продуктов имеют положительную динамику прироста.

Таблица 3

Производство основных видов продуктов питания в России и Ростовской области

Наименование продовольствия Россия Ростовская область

2005 2006 2007 2005 2006 2007

Мясо и субпродукты, тыс т 1857 2104 2504 42,0 54,8 70,2

Масло животное, тыс т 254 274 274 5,3 4,4 4,3

Сыры жирные, тыс т 378 405 434 3,7 3,0 2,8

Масло растительное, тыс т 2193 2566 2665 564,6 577,3 661,7

Мука, тыс т 10400 10200 10100 257,7 210,7 167,1

Крупа, тыс т 960 966 1062 46,0 46,1 49,8

Водка и л.в. изделия, млн дал 132 120 131 0,7 0,6 0,9

По сценарным условиям и параметрам прогноза развития экономики в 2008-2010 годах высокие темпы роста в Российской федерации прогнозируются именно в производстве пищевых продуктов - 125,5% в 2010 году к 2006 году.

Пищевая и перерабатывающая промышленность в Ростовской области занимает 1-е место среди обрабатывающих производств, ее вклад в общий промышленный объем составляет более 26%. В 2007 году в производстве пищевых продуктов выпуск продукции превысил уровень 2006 года на 8,5 процента и произведено продуктов питания на 69,2 млрд. рублей.

Также несколько улучшилась структура потребления продовольствия по качественным параметрам, особенно увеличилось потребление мясных продуктов, овощей и растительных масел, но требует дальнейшего совершенствования в целях сбалансированности рациона, прежде всего, по животному белку (мясо, молоко, рыба).

Оценка состояния продовольственной безопасности в экономическом аспекте, показывает, что за 2000-2007 гг. в аграрном секторе экономики России и Ростовской области увеличилось производство основных видов сельскохозяйственной продукции, улучшилось финансовое состояние многих сельскохозяйственных предприятий и ряд других позитивных изменений. Однако социально-экономическое положение агропромышленного комплекса продолжает оставаться сложным и противоречивым и по-прежнему отстает от уровня развития в дореформенный период. Продолжается непрерывный рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. Выросли цены на горюче-смазочные материалы. Так, в Ростовской области рост тарифов за 2007 год составил на электроэнергию - 20%, газ - 25%, минеральные удобрения - 40%, услуги на железнодорожные перевозки [перевозка 1 тонны зерна] - 15%. Это повлекло за собой увеличение себестоимости производимой продукции. Например, себестоимость производства и реализации зерновых культур в сельхозпредприятиях области в 2007 году увеличилась по отношению к 2006 году на 62%, подсолнечника - на 50%.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Изменение ценовой конъюнктуры на мировых рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов питания влечет изменение цен в России, как на уровне страны, так и ее регионов. Так, рост мировых цен на зерновые культуры, из-за неурожая в 2007 году (хотя в России в 2007 году зерновых культур собрано даже больше чем в 2006 года), повлек за собой увеличение цены на продукты питания первой необходимости: яйца, мясо кур, молочную продукцию.

Таблица 4

Потребление основных продуктов питания в России и Ростовской области (на душу населения; кг в год; яйца - штук в год)

Вид продуктов 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006 к 2000 в %

Российская Федерация

Мясо и мясопродукты 45 47 50 52 53 55 58 128,9

Молоко и молокопродукты 216 219 227 231 233 235 239 110,6

Яйца и яйцепродукты 229 235 243 245 242 250 256 111,8

Картофель 118 122 121 125 128 133 132 111,9

Овощи 86 88 90 94 99 103 106 123,3

Фрукты и ягоды 36 37 40 41 45 48 51 141,7

Ростовская область

Мясо и мясопродукты 36 37 40 43 46 48 52 144,4

Молоко и молокопродукты 182 194 207 216 222 224 230 126,4

Яйца и яйцепродукты 210 228 234 258 252 261 274 130,5

Картофель 73 84 83 87 99 109 112 153,4

Овощи 83 84 93 101 102 99 107 128,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фрукты и ягоды 33 37 35 44 45 48 47 142,4

За 2007 год по России цены на продукцию сельского хозяйства выросли на 25,4%, в том числе на продукцию растениеводства - на 32%, животноводства - на 20,9%. В наибольшей степени подорожал подсолнечник (на 89%), подсолнечное масло (74,1%). Цены на молоко увеличились на 45,8%, сыры твердые - 57,6%, сливочное масло и пшеничную муку - 42,7%, цельномолочную продукцию - 30,8%.

В Ростовской области цены на продукты питания с начала 2007 года увеличились на: масло подсолнечное - 52,8%; сыры твердые - 52,5%; молоко пастеризованное - 32,6%; масло сливочное - 31%; яйца куриные - 27,5%; творог жирный - 26%; хлеб -16,5%. Более всего увеличились цены на подсолнечник (в 2 раза), овощи (на 46%), зерновые (на 42%).

В целях нормализации ситуации и предотвращения социальной напряженности в Администрации Ростовской области было принято постановление от 17.10.07 № 405 «О мерах по стабилизации цен на социально значимые продукты питания». В постановлении, определена социально значимая группа товаров. В их числе: хлеб из муки 1-го и 2-го сортов, молоко до 2,5 процента жирности включительно, творог, сметана до 20 процентов жирности включительно, сыр российский, кефир до 2,5 процента жирности включительно, масло сливочное, яйцо куриное, масло подсолнечное рафинированное. В области заключены соглашения между производителями и переработчиками сельхозпродукции и министерством сельского хозяйства и продовольствия области с целью сдерживания необоснованного роста цен. Обеспечивается свободный доступ производителей сельскохозяйственной продукции на розничные рынки области (на рынках области свободно 8,6 тыс. торговых мест, предназначенных для реализации сельхозпродукции). Проводится работа по привлечению сельхозпроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности для реализации собственной продукции по ценам производителей на ярмарках.

Также при вступлении России в ВТО уже сегодня возникает необходимость к переходу предприятий на международные стандарты качества, а для снижения конкуренции со стороны импортеров необходимо больше внимания уделять технологическим процессам вы-

ращивания, переработки и хранения сельхозпродукции. Однако качество и безопасность пищевых продуктов во многом зависят от технического уровня производств, применяемых технологий, квалификации кадров. Значительный износ основных фондов, отсутствие современного оборудования не позволяют многим предприятиям комплексно перерабатывать сельскохозяйственное сырье и применять современные безотходные технологии. Переход на современные стандарты качества должен исходить, прежде всего, из реконструкции и перевооружения пищевых и перерабатывающих отраслей.

Безопасность и качество продовольственного сырья и пищевых продуктов стали одним из основных факторов, определяющих здоровье населения. Здоровое питание способствует профилактике заболеваний, повышению устойчивости организма к неблагоприятным воздействия окружающей среды, продлению жизни, обеспечивает нормальный рост и развитие детей. В последнее время и на федеральном, и на региональном уровне стали уделять внимание решению проблемы качества продукции.

В Ростовской области за 2007 год производители мясо-молоной продукции получили более 50 золотых и серебряных медалей за качество продукции. Для обеспечения законодательной базы на региональном уровне регламентирующую деятельность в сфере качества пищевой продукции принято постановление Администрации Ростовской области от 01.02.2007 г. № 23 «О создании межведомственной комиссии по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции, реализуемой на территории Ростовской области». Созданная комиссия координирует действия органов исполнительной власти в реализации на территории области основных направлений агропродовольственной политики Российской Федерации, направленных на защиту продовольственного рынка области от некачественной и опасной пищевой продукции. Основной акцент по защите от некачественной и опасной продукции в области делается на продукцию животного происхождения, так как именно производства мяса и молока недостаточно для потребления в области.

В Российской Федерации в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросли объемы импортных закупок мяса на 8,7%, рыбы - на 25,7 %, цитрусовых - на 4,6%, ячменя - на 36,4%, масла подсолнечного - на 35%, сахара - на 38,8 %. Для Ростовской области доля импорта продовольственных товаров в структуре импортных операций за 2007 год составила 3%. В сельском хозяйстве отчетливо проявляется экспортная ориентация. По сравнению с 2006 годом значительный рост экспорта наблюдался по зерновым культурам (в 2,5 раза) и подсолнечному маслу (в 1,5 раза).

Сложность задачи - обеспечение продовольственной безопасности России, во многом определяется неравномерностью социально-экономического развитие её регионов. Господдержка каждого региона должна отражать свою специфику развития территории. Основные направления регионального развития агропромышленного комплекса должны включать: соблюдение зонально-отраслевых систем земледелия, внедрение энергосберегающих технологий, новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур; укрепление материальнотехнической базы; комплекс мер по развитию кооперации и интеграции с сельскохозяйственными, перерабатывающими предприятиями АПК; укрепление кадрового потенциала отрасли развитие сельских территорий.

Для создания экономических основ обеспечения продовольственной безопасности требуется ряд институционально-экономических преобразований. Прежде всего, создание системы управления продовольственной безопасностью на федеральном уровне. Фундаментальное значение для государства имело бы принятие закона «О продовольственной безопасности», в котором были бы определены система критериев продовольственной безопасности, меры по обеспечению доступа населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для полноценного развития граждан, принципиальные положения по продовольственной независимости страны.

лмтература

1. Лысоченко A.A. Обеспечение продовольственной безопасности на региональном уровне. Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник. Вып. VIII. Ростов н/Д.: Терра, Принт, 2007.

2. Лысоченко A.A. Современное состояние продовольственной безопасности России. Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями: Сб. докладов и тезисов Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

3. Основные показатели экономического развития сельского хозяйства Ростовской области в 2002-2006 гг.: Стат. сб. Ростов н/Д.: Ростовстат, 2007.

4. Потребление основных продуктов питания населением Ростовской области: Стат. сб. Ростов н/Д.: Ростовстат, 2008.

5. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2007 года: Доклад. Ростов н/Д.: Ростовстат, 2008.

6. Трухачев В.и. Социально-экономические условия устойчивого развития аграрного сектора: монография. Ставрополь: АГРУС, 2005.

7. Antle J. Economic analysis of food safety. Research Discussion Paper № 20. October 1998.

МАГОМЕДОВ А.Б.

УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ -ПРИОРИТЕТНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Исследование научно-технической динамики национального производства невозможно без разработки специальной системы организационно-экономических мероприятий по формированию и управлению научными исследованиями, взаимодействия науки и государства. На этой базе формируется методика оценки экономического эффекта от проведения и реализации целевой программы, а также методы проведения экспертизы результатов исследований и разработок. Как подчеркивается в литературе, «любой сверстанный план реализации важной государственной проблемы должен включать не только разработку концепции или программы в этой сфере, но и подразумевать ответ на вопрос: а что на выходе? Но если вести речь о программе развития науки и технологий, то она подразумевает не обобщенные формулировки, а конкретные определения и меры: на что планируем выделять финансовые средства и какую отдачу для бюджета страны получим в результате реализации конкретного наукоемкого товара» [4, с. 27].

Особое место занимает правовая инфраструктура научно-технической безопасности инновационного сектора экономики - правовая охрана коммерциализации интеллектуальной собственности, современные методы оценки патентов, лицензий, ноу-хау.

Проблемы экономической безопасности в свете научно-технической динамики особенно обостряются в свете объективного процесса глобализации мировой экономики (см. подр.: [1]). Основное внимание в литературе уделяется оценке - становится ли современный мир под влиянием глобализации единым и гармоничным или верх берут совершенно противоположные тенденции? Ответ на этот вопрос требует всестороннего анализа содержания и сущности глубоко противоречивого процесса глобализации, включая не только экономику, но и сферы политики, культуры и социальных отношений. Как справедливо отмечает Е. Гущина, «одновременно с глобализацией экономики происходит процесс глобализации научно-технологической сферы, который проявляется прежде всего в том, что все высокоразвитые и многие развивающиеся страны рассматривают инвестиции в исследования и разработки в качестве важнейшей составляющей стратегии своего экономического развития» [3, с. 6].

Практический аспект научно-технической динамики российского производства особенно актуализируется в связи с вступлением России во Всемирную организацию торговли (ВТО). Такое вступление тем более важно, что правила ВТО являются правовой и политической основой развития международной торговли. Фактически это - регламентация поведения стран - членов данной организации. Их позитивный потенциал состоит в том, что они создают условия, при которых максимальное количество стран получает возможность увеличить объем своей внешней торговли. Соблюдение названных правил имеет определяющее значение для либерализации не только международной торговли, но стимулируют либерализацию и внутриэкономической ситуации. Таким образом, правила ВТО помогают расширению тор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.