Научная статья на тему 'Перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе (на примере Саратовской области)'

Перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / АГРАРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / SMALL BUSINESS UNITS / PRIVATE ALLOTMENTS / FARMS / AGRICULTURAL BUSINESS / PRODUCTION VOLUME / FOOD SECURITY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотов Сергей Андреевич

К малым формам хозяйствования в аграрном секторе относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ), хозяйства граждан, имеющих земельные участки для ведения коллективного и индивидуального садоводства, огородничества, животноводства и т.д., а также крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), малый агробизнес. За период экономических реформ многие крупные сельскохозяйственные предприятия прекратили свое существование. Сельские жители вынуждены были организовывать и вести К(Ф)Х и ЛПХ. В настоящее время именно эти хозяйства имеют наибольший удельный вес по производству таких продуктов, как молоко, мясо, картофель. Однако необходимо вести целенаправленную работу по поддержке этого сектора АПК. Реализация национального приоритетного проекта «Развитие АПК», а также мероприятия по осуществлению в Саратовской области «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 гг.» позволили увеличить количество малых форм хозяйствования и улучшить их материально-техническую базу. Создание условий для устойчивого развития этой категории хозяйств в аграрном секторе является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN AGRICULTURAL SECTOR (on the example of the Saratov region)

The paper studies small business units in the agricultural sector i.e. household plots, private plots for collective and individual gardening, horticulture, livestock, etc., as well as small farms and small agribusiness. During the period of economic reforms many large agricultural enterprises have ceased to exist. Rural population was forced to organize and run small farms and household plots. Currently they produce the highest proportion of milk, meat and potatoes. However, it is necessary to work hard to support this sector of agriculture. Implementation of the national priority project "Development of agriculture" as well as measures to implement "State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food markets in 2008 2012" helped increase the number of small farms and improve their material and technical resources. Creating the conditions for sustainable development of agriculture is one of the most important strategic goals of state policy, the achievement of which will ensure food security, improve the competitiveness of the Russian economy and the welfare of citizens.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе (на примере Саратовской области)»

пании в качестве приоритетных направлений своей деятельности, так как только на этой основе может быть обеспечено эффективное и устойчивое развитие нефтегазового сектора и российского ТЭК в целом [1, с. 92]. «Газпром» вкладывает значительные средства в научные исследования и разработки. По этому показателю компания является лидером среди российских энергетических компаний и входит в десятку ведущих энергетических компаний мира. В июне 2011 г. была утверждена « Программа инновационного развития ОАО “ Газпром” до 2020 года». Этот документ содержит целый комплекс мероприятий по разработке и внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг на объектах добычи, транспортировки, переработки газа и нефти, а также производства электроэнергии.

Деятельность компании «Газпром» имеет стратегическое значение для развития не только российской экономики, но и других стран, и затрагивает интересы миллионов людей. Отсюда следует ряд основных принципов в деятельности компании: относиться внимательно к интересам общества; всецело содействовать созданию социально-экономических условий для благоприятного делового климата, развитию российских регионов; поддерживать достойные условия труда, социального и духовного благополучия людей.

Компания «Газпром» четко соблюдает налоговые обязательства, принося российскому бюджету около 1 млрд руб. каждый день.

Компания осуществляет поддержку таких сфер общественной жизни, как культура, наука, образование, спорт, участвует в крупных проектах, направленных на возрождение национальных, сохранение художественных и исторических ценностей, приумножение лучших традиций отечественной сцены и театрального искусства. В сентябре 2010 г. в Ярославле был открыт памятник «1000-летие города Ярославля», построенный на средства ОАО «Газпром». 2 марта 2010 г. в Лувре была открыта выставка русского искусства «Святая Русь», приуроченная к году России во Франции. Генеральными спонсорами мероприятия выступили ОАО «Газпром», 0ОР ЭиЕ7 и «Тотал».

ОАО «Газпром» выступает спонсором ведущих российских хоккейных клубов: Санкт-Петербургского СКА и

Омского «Авангарда». На протяжении ряда лет «Газпром» спонсирует футбольный клуб «Зенит», который является на сегодняшний день одной из лучших команд страны.

«Газпром» сотрудничает с Русской православной церковью и представителями других конфессий, возрождая духовные и религиозные традиции.

Крупнейший социальный проект компании - всероссийская программа «Газпром - детям». С 2007 по 2012 гг. на ее реализацию было направлено 17,8 млрд руб. Программа охватывает 72 региона страны. В ее реализации задействованы 38 дочерних обществ и организаций «Газпрома», а также 50 региональных газовых компаний, входящих в структуру «Газпроммежрегионга-за». На сегодняшний день в рамках программы «Газпром

- детям» построено и реконструировано 714 спортивных объектов: оздоровительные комплексы, стадионы, футбольные поля, бассейны, игровые площадки, детские базы отдыха. На этих объектах могут ежедневно заниматься физкультурой и спортом более 90 тыс. человек. Еще 101 спортивный объект находится в процессе строительства. На организацию секций и кружков в 2007 -2011 гг. было выделено в рамках программы «Газпром

- детям» более 650 млн руб.

В настоящее время в компании работает около 400 тыс. человек. «Газпром» уделяет большое внимание созданию комфортных условий для их труда, обеспечению их социальными гарантиями, компенсациями и льготами.

Таким образом, «Газпром» оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие России. Компания ежегодно поддерживает множество общественных проектов, оказывая помощь в развитии науки, образования, культуры и пропаганде здорового образа жизни. Хозяйственная деятельность компании, имеющая стратегическое значение для экономики России и других стран, затрагивает интересы миллионов людей.

1. Марков В.К. Место нефтегазового комплекса в стратегических приоритетах социально-экономического развития России // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).

2. иР1_: http://expert.rU/2010/10/6/gazprom.

3. иР1_: http://www.gazprom.ru.

УДК 338.43

18йЬ Zot.125@rambler.ru

Сергей Андреевич Зотов,

кандидат сельскохозяйственных наук, зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин, СГСЭУ, Марксовский филиал

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ (на примере Саратовской области)

К малым формам хозяйствования в аграрном секторе относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ), хозяйства граждан, имеющих земельные участки для ведения коллективного и индивидуального садоводства, огородничества, животноводства и т.д., а также крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), малый агробизнес. За период экономических реформ многие крупные сельскохозяйственные предприятия прекратили свое существование. Сельские жители вынуждены были организовывать и вести К(Ф)Х и ЛПХ. В настоящее время именно эти хозяйства имеют наибольший удельный вес по производству таких продуктов, как молоко, мясо, картофель. Однако необходимо вести целенаправленную работу по поддержке этого сектора АПК. Реализация национального приоритетного про-

екта «Развитие АПК», а также мероприятия по осуществлению в Саратовской области «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.» позволили увеличить количество малых форм хозяйствования и улучшить их материально-техническую базу. Создание условий для устойчивого развития этой категории хозяйств в аграрном секторе является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства, аграрное предпринимательство, объемы производства, продовольственная безопасность, кооперация.

S.A. Zotov

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN AGRICULTURAL SECTOR (on the example of the Saratov region)

The paper studies small business units in the agricultural sector i.e. household plots, private plots for collective and individual gardening, horticulture, livestock, etc., as well as small farms and small agribusiness. During the period of economic reforms many large agricultural enterprises have ceased to exist. Rural population was forced to organize and run small farms and household plots. Currently they produce the highest proportion of milk, meat and potatoes. However, it is necessary to work hard to support this sector of agriculture. Implementation of the national priority project "Development of agriculture" as well as measures to implement "State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food markets in 2008 - 2012" helped increase the number of small farms and improve their material and technical resources. Creating the conditions for sustainable development of agriculture is one of the most important strategic goals of state policy, the achievement of which will ensure food security, improve the competitiveness of the Russian economy and the welfare of citizens.

Keywords: small business units, private allotments, farms, agricultural business, production volume, food security, cooperation.

Саратовская область входит в десятку российских регионов - лидеров по производству продукции сельского хозяйства. Удельный вес сельского хозяйства в валовом региональном продукте области составляет 12,5%, что значительно выше российского показателя в структуре валовой добавленной стоимости (около 4,9%).

Агропромышленный комплекс области развивается на многоукладной основе. Так, по данным Саратовста-та, в 2011 г. в области товарное производство вели 488 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 4389 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 292 тыс. личных подсобных хозяйств; в пищевой и перерабатывающей промышленности работало 607 предприятий, включая малый бизнес; зарегистрировано 163 сельскохозяйственных потребительских кооператива [3].

Саратовская область имеет значительный потенциал по производству продовольствия, что позволяет ей вносить существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В Приволжском федеральном округе по объемам производства молока Саратовская область занимает 3-е место после Башкортостана и Татарстана. Несмотря на снижение в 2011 г. производства мяса (в убойном виде) на 2,2% к уровню 2009 г., по данному показателю область вышла на 12-е место среди 78 субъектов Российской Федерации и на 3-е место среди 14 субъектов Приволжского федерального округа.

За последние годы (за исключением 2010 г.) производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий имеет тенденцию к росту (таблица). В связи с реформированием сельского хозяйства снизилось количество крупных сельскохозяйственных организаций и заметно увеличилось число малых предприятий.

Приведенные статистические данные показывают огромную роль малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции. Так, на протяжении последних лет в структуре продукции сельского хозяйства наибольший удельный вес принадлежит хозяйствам населения и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Почти весь объем картофеля (95,7%) производится в хозяйствах населения. Здесь же производится 79,2% мяса, 80% молока и 46% овощей от общего производства в области.

Следует отметить, что производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения основано, как правило, на тяжелом ручном труде и характеризуется ненормированным рабочим днем, практическим отсутствием выходных и отпусков, низкими денежными доходами. Это зачастую ведет к сокращению сельского населения. Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства, повышение занятости и доходов жителей села невозможно без развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе, так как именно они обеспечивают работой, питанием и доходами основную часть сельского населения.

В современных условиях экономическое и социальное значение хозяйств населения очевидно, но их дальнейшее развитие сдерживается различными факторами. К ним можно отнести ликвидацию и ухудшение финансового состояния значительной части сельскохозяйственных организаций, оказывающих ранее существенную поддержку ЛПХ в обеспечении недорогими кормами, молодняком скота, техникой; высокий уровень цен на энергоносители, средства малой механизации, сельскохозяйственное оборудование, минеральные удобрения, комбикорма; низкую цену реализации сельскохозяйственной продукции, малую численность специ-

Динамика и структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Саратовской области

по категориям хозяйств в 2009 - 2011 гг.

Вид продукции 2009 2010 2011

тыс. т % тыс. т % тыс. т %

Хозяйства всех категорий

Зерно (в весе после доработки) 2774,6 100,0 1032,3 100,0 2065,8 100,0

Сахарная свекла (фабричная) 94,6 100,0 40,9 100,0 237,8 100,0

Семена подсолнечника 611,4 100,0 435,2 100,0 1302,0 100,0

Картофель 409,3 100,0 180,6 100,0 425,8 100,0

Овощи 355,8 100,0 305,0 100,0 404,7 100,0

Мясо (в убойном виде) 168,2 100,0 176,5 100,0 164,5 100,0

Молоко 978,1 100,0 998,8 100,0 1015,7 100,0

Яйца, млн шт. 887,1 100,0 908,2 100,0 932,9 100,0

Сельскохозяйственные организации

Зерно (в весе после доработки) 1519,5 54,8 622,2 60,2 1093,7 52,9

Сахарная свекла (фабричная) 26,1 27,6 15,0 36,7 78,5 33,0

Семена подсолнечника 324,3 53,1 252,2 58,0 706,9 54,3

Картофель 4,6 1,1 4,3 2,4 7,0 1,6

Овощи 99,3 27,9 83,0 27,2 108,5 26,8

Мясо (в убойном виде) 23,6 14,0 24,3 13,7 24,2 14,7

Молоко 127,1 13,0 127,5 12,8 130,1 12,8

Яйца, млн шт. 404,4 45,6 423,1 46,6 450,8 48,3

Хозяйства населения

Зерно (в весе после доработки) 1,6 0,0 0,7 0,1 1,4 0,1

Сахарная свекла (фабричная) 0,9 1,0 - - - -

Семена подсолнечника 0,2 0,0 0,2 0,0 0,2 0,0

Картофель 393,9 96,2 168,0 93,0 407,3 95,7

Овощи 181,9 51,1 127,5 41,8 186,0 46,0

Мясо (в убойном виде) 134,0 79,7 142,7 80,9 130,3 79,2

Молоко 772,1 78,9 791,3 79,2 812,3 80,0

Яйца, млн шт. 443,7 50,0 451,6 49,7 456,1 48,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Зерно (в весе после доработки) 1253,5 45,2 409,4 39,7 970,7 47,0

Сахарная свекла (фабричная) 67,6 71,4 25,9 63,3 159,3 67,0

Семена подсолнечника 286,9 46,9 182,9 42,0 594,9 45,7

Картофель 10,8 2,7 8,3 4,6 11,5 2,7

Овощи 74,6 21,0 94,5 31,0 110,2 27,2

Мясо (в убойном виде) 10,6 6,3 9,5 5,4 10,0 6,2

Молоко 78,9 8,1 80,0 8,0 73,3 7,2

Яйца, млн шт. 39,0 4,4 33,5 3,7 26,0 2,8

Источник: Статистический ежегодник Саратовской области. 2011 год: стат. сб. в 2 т. Саратов, 2012. Т. 2.

ализированных организаций по закупке агропродукции у населения.

В результате своей деятельности как действующие, так и начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом проблем, поэтому малому аграрному бизнесу трудно существовать без мер государственной поддержки. С принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» была создана достаточно прочная правовая основа для устойчивого развития агропромышленного комплекса России, в том числе и малых форм хозяйствования.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и «Программы развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 гг.» позволила увеличить количество малых форм хозяйствования на селе и улучшить их материально-техническую базу. Так, в 2011 г. в сельском хозяйстве Саратовской области была завершена реализация 24 инвестиционных проектов. Из них в отрасли животноводства малый агро-

бизнес осуществил следующие проекты: «Реконструкция коровника на 150 голов дойного стада» (ИП глава К(Ф)Х Быков В.П., Марксовский район); «Реконструкция и модернизация животноводческого помещения для беспривязного содержания коров» (ИП глава К(Ф)Х Ермолаев С.П., Балаковский район); «Реконструкция помещения на 120 скотомест коров молочного направления» (ИП глава К(Ф)Х Акимов А.В., Базарно-Карабу-лакский район); «Строительство молочного блока и телятника-профилактория на 100 голов» (ИП глава К(Ф)Х Тугушев М.Р., Самойловский район). ИП глава К(Ф)Х Мустафаев Н.Б. (Ровенский район) реализовал проект по развитию специализированного мясного скотоводства, рассчитанный на 1000 голов коров казахской белоголовой породы. Всего в отрасли животноводства в 2011 г. введено в эксплуатацию 15 объектов по всем направлениям, из них 10 - по молочному скотоводству,

1 - по мясному скотоводству, 1 - по свиноводству, 2 - по птицеводству.

В перерабатывающей промышленности в 2011 г. завершено 10 инвестиционных проектов, в частности строительство цеха по производству молочной продукции модульного типа (ИП глава К(Ф)Х Кривцов В.Д., Федоровский район).

В 2011 г. малыми формами хозяйствования на селе привлечено кредитов и займов на сумму около 3,1 млрд руб. (в 3,6 раза больше годового целевого показателя). Объем субсидируемых кредитов и займов по данной категории получателей составил более 3,1 млрд руб. (почти в

2 раза выше годового показателя).

Государство не может административно регулировать деятельность аграрного сектора экономики: это противоречит принципам рыночной экономики. Поэтому сами аграрии должны совместно решать многие проблемы через сотрудничество и систему кооперации. Создавая кооперативы различной ориентации, сельскохозяйственные товаропроизводители могут эффективно использовать ресурсы, осуществлять сервисное обслуживание, реализовывать произведенную продукцию.

За 2011 г. в Саратовской области создано 14 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 10 - снабженческо-сбытовых, 4 - кредитных. Всего в области на 1 января 2012 г. зарегистрировано 163 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 104 - снабженческо-сбытовых, 37 - кредитных и 22 - перерабатывающих. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов составил 75,5%. В течение 2011 г. сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено и произведено 46,2 тыс. т молока, 1454,0 т мяса, 625,6 т скота в живом весе на общую сумму 797,4 млн руб., что на 27,0% больше, чем за 2010 г.

Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов призвана совершенствовать систему агросервиса в АПК, способствовать развитию и внедрению научно-технического прогресса в области сельского хозяйства, решать проблемы эффективного ценообразования, способствовать развитию сельских территорий. Через поддержку деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов государство может эффективнее регулировать ситуацию на продовольственном рынке страны, поддерживая отечественного сель-хозтовапроизводителя [2, с. 54].

Указанные мероприятия оказали существенное влияние на увеличение производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, но эту работу необходимо вести и дальше. В настоящее время государственную поддержку этой категории хозяйств в аграрном секторе планируется осуществлять в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» на 2013 - 2020 гг., подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» на 2013 - 2020 гг.

Эта подпрограмма включает следующие основные мероприятия:

- поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;

- государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- субсидирование оформления земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Основные формы поддержки - предоставление грантов, прямые субсидии и субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам; прямые субсидии на развитие семейных животноводческих ферм; поддержка кредитования на приобретение горючих и смазочных материалов, минеральных удобрений и других материально-технических ресурсов; помощь в оформлении земельных участков (из расчета 500 руб. на 1 га). Общий объем финансирования из федерального бюджета составит по плану 109,2 млрд руб. [4, с. 5].

В рамках государственной поддержки предполагается предоставлять субсидии на развитие сельскохозяйственной деятельности за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (кроме кредитных) сроком от 2 до 8 лет.

Очевидна необходимость дифференцированного подхода при определении порядка предоставления льготных кредитов. Прежде всего, надо принимать во внимание сроки оборачиваемости средств. В растениеводстве при возделывании озимых культур этот срок равен 13 месяцам, в переработке или торговле - 1 - 2 месяцам. Необходимо, чтобы сельхозтоваропроизводители имели возможность получать долгосрочные кредиты сроком на 15 - 20 лет, в том числе и на закупку отечественной и импортной сельскохозяйственной техники [1, с. 44].

В результате реализации мероприятий упомянутой подпрограммы к 2020 г. планируется: создание дополнительно 211 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые обеспечат рабочими местами 670 среднегодовых работников; строительство и реконструкция 80 семейных животноводческих ферм, что позволит увеличить производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 5,2 тыс. т; использование малыми формами хозяйства кредитов и займов, субсидируемых государством, на сумму около 7,3 млрд руб.; оформление фермерами в собственность до 8 тыс. га сельскохозяйственных земель.

Реализация мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования будет способствовать росту производства продукции на предприятиях всех сфер агропромышленного комплекса и созданию дополнительных рабочих мест.

1. Дозоров А.В. Приоритетные направления развития регионального агропромышленного комплекса // Вестник СГСЭУ. 2008. № 4 (23).

2. Кузнецова Н.А., Ильина А.В. Влияние кооперации на решение актуальных экономических и социальных проблем села // Стратегии развития предприятий: сб. науч. тр. Вып. 8 / под. ред. О.В. Прущак. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2011.

3. Статистический ежегодник Саратовской области. 2011 год: стат. сб. в 2 т. Саратов, 2012. Т. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ушачев И.Г. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы // АПК: экономика, управление. 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.