защитники экономики
формирование эффективной налоговой системы
российской федерации
Мишин В.И.
заместитель министра по налогам и сборам РФ, и.о. руководителя УМНС по г Москве
Проблема повышения эффективности мобилизации налоговых поступлений в государственный бюджет возникла одновременно с появлением самих налогов (начиная со времен древней Греции и дохристианской Римской империи). Кстати, об этом свидетельствует библейская притча об Иисусе Христе и динарии. Существовала эта проблема и в средние века, продолжает существовать повсеместно и в
настоящее время.
Решение проблемы повышения эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему страны, требующей формирования эффективной налоговой системы современной России, включая вопросы организации деятельности налоговых органов, рассматривалось в трудах многих российских ученых и специалистов. Налоговая система Российской Федерации с 1991 г. развивалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики функционирования налоговых систем зарубежных стран с рыночной экономикой. Тем не менее, необходимо отметить, что при создании постсоциалистической налоговой системы в РФ возникали серьезные трудности, которые достаточно подробно изложены в работе [1]. Анализ показывает, что постсоциалистическая налоговая система,
во-первых, была сформирована при слабом развитии налоговых отношений; во-вторых, требовала строгого учета и контроля при налогообложении, хотя необходимый опыт в указанных направлениях отсутствовал; в-третьих, внедрялась в условиях нестабиль-
ссийское предпринимательство
ной экономики и высо- налоговая система России
ких темпов инфляции;
в-четвертых, форми- с 1991 г. развивалась с учетом
ровалась при низкой _
правовой грамотности отечественного опыта
населения, недостаточ-
ной подготовленности 20-х годов и практики налогового аппарата и
непрерывных измене- функционирования налоговых
ниях законодательства.
Правовое оформление систем зарубежных стран
налоговой системы рыночной России обеспечивалось путем созда- _
ния новой системы налоговых законов и других нормативных актов, которые определяли
принципы построения будущей налоговой си- _
стемы, ее структуру, состав, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В настоящее время регулиро- _
вание налоговой системы в Российской Феде- _
рации осуществляется целым рядом законодательных документов, главными из которых являются принятая 12 декабря 1993 г. Конститу- _
ция Российской Федерации и принятый в 1998 _
г. со вступлением в действие с 1 января 1999 г. _
Налоговый кодекс Российской Федерации. _
В целом, анализируя изменения в налоговом законодательстве после принятия Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению автора, можно выделить четыре этапа, которые _
прошла налоговая реформа. _
Первый этап. Реализация (к началу 2001 г.) на- _
логовой реформы включала в себя:
а) реформу подоходного налога в направлении _
снижения предельной ставки, расширение налоговой базы, повышение нейтральности по отношению к действиям экономических агентов, обеспечение горизонтальной справедливости налога;
б) реформу социальных платежей и установле- _
ние единого социального налога;
в) реформу налога на добавленную стоимость в _
направлении приближения системы взимания
НДС в России к принятым в мировой практике _
стандартам;
г) реформу акцизов в направлении введения
11 I
юн
индексации ставок на алкогольную продукцию и раздельной уплаты между производителями и оптовиками, введения акциза на дизельное топливо и моторные масла. На этом этапе осуществлено принятие четырех глав второй части Налогового кодекса РФ: «Налог на доходы физических лиц», «Акцизы», «Налог на добавленную стоимость», «Единый социальный налог».
п. Налоговая политика в 2001 году овести следующие виды реформ: реформу налога на прибыль в направлении ижения ее ставки до 24% и разрешения принимать к вычету налогооблагаемой базы все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, перехода к определению доходов и расходов по методу начисления, определения принципов налогового учета, устранения двойного налогообложения дивидендов;
б) реформу в направлении замены трех действовавших платежей (платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство мине_ рально-сырьевой базы и акциза на нефть и газовый конденсат) одним налогом на добычу полезных ископаемых (роялти);
в) перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСН) вне зависимости от численности работников и при условии, когда доля выручки от реализации сельхозпродукции, произведенной на сельхозугодиях за предшествующий календарный год, в общей
выручке составляет не авовое оформление налоговой менее 70%.
На этом этапе осуществ-системы рыночной России лено принятие двух глав
Налогового кодекса РФ: обеспечивалось путем создания «Налог на прибыль организаций», «Налог на добычу полезных ископаемых», а также внесе-законов и других ние раздела УШ! «Специальные налоговые режимы» и Главы 26.1 «Си-
новой системы налоговых
нормативных актов
стема налогообложения регулирование налоговой
для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Третий этап. Налоговая политика в 2002 году позволила ввести упрощенную систему налогообложения в направлении замены уплаты налога на прибыль организации (для индивидуальных предпринимателей - подоходного налога), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
На этом этапе осуществлено принятие глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Четвертый этап. Основными направлениями налоговой реформы на 2003-2005 гг. являются:
- продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста и диверсификации экономики;
- упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов;
- ориентация на те налоги, которые стимулировали бы мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости и отказа от теневой экономической деятельности;
- усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе, путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов;
- улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах. На этом этапе налоговых реформ предусматривается сниже-
системы в Российской
Федерации осуществляется целым рядом законодательных документов
_ ние с 2004 г. основной ставки НДС с 20 до 18%,
а в случае благоприятной финансовой ситуа-
_ ции в течение 2005 г. введение с 2006 г. единой
_ налоговой ставки по НДС в размере 16%;
_ - принятие, начиная с 2004 г., к зачету сумм
_ НДС, уплаченных налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг) при осуществлении капитальных вложений до окончания
_ сроков ввода объектов в эксплуатацию;
_ - снижение с 2005 г. эффективной ставки единого социального налога (примерно с 30,1% до 24,4%);
_ - отмена, начиная с 1 января 2004 г., налога с
продаж;
- сокращение количества региональных (ограничиться налогом на имущество организации, транспортным налогом и налогом на игорный бизнес) и местных налогов (ограничиться налогом на имущество физических лиц, земельным налогом и налогом на рекламу);
- реформирование системы имущественных налогов в направлении превращения их в серьезный источник доходов региональных и мест_ ных бюджетов;
_ - предполагается введение глав Налогового кодекса РФ по регулированию уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, _ начиная с 2005 г.;
- введение специального налогового режима для участников соглашений о разделе продук-
_ ции (СРП), на основе принятия в 2003 г. главы
Налогового кодекса России; _ - совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроиз-
_ водителей в направлении уплаты ЕСН от «чис-
_ того дохода», на основе переработки главы 26.1
__«Система налогообло-
отдельные аспекты жения для сельскохозяйственных товаро-
налогообложения ежегодно производителей (единый сельскохозяйст-
изменяютсяразличными венный налог)»;
- отмена налогового
нормативно-правовыми контроля за расходами
физических лиц, предус-документами мотренного статьями
российское предпринимательство
86.1 - 86.3 Налогового судить об истинном состоянии
кодекса РФ, уже в 2003
году. налоговой преступности
Задача организации де-
ятельности территори- возможно при помощи методов
альных налоговых орга-
3
нов по мобилизации на- экономико-правового анализа
логовых поступлений в
бюджетную систему страны предполагает широкое использование налогового законодательства. Однако следует отметить, что именно _
в этой области законодательные материалы _
особенно переменчивы и противоречивы. Отдельные аспекты налогообложения ежегодно изменяются различными нормативно-правовыми документами. Постоянные изменения те- _
оретических и правовых основ организации работ налоговых органов по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны привели к недостаточности методических основ по анализу и планированию налоговых по- _
ступлений.
Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным _
ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. Судить об истинном состоянии налоговой преступности можно при помощи методов экономико-правового анализа, основыва ющихся на использовании различной экономи ческой информации. О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели
- значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;
- очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;
- скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);
- рост объема денежной наличности, находя-
он
щейся во внебанковском обороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, при оплате труда);
- обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с б жетом (зачеты, натуральная оплата);
нижение собираемости налогов, отмечаю ся даже в период ожидания сезонног та поступлений налогов в бюджет;
- увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;
- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом). Определяющее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а главное, перспектив расширения базы налогообложения имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения, характер отношения налоговых органов с производителями и потребителями товаров и услуг.
Mishin V.I.
Formation of effective tax system of the Russian Federation
Литература
_1. Аткинсон ЭБ., Стиглер ДЕ.Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект ПРЕСС, 1995. С. 274-
The problem of increasing the efficiency of mobilization of tax coming in the state budget was raised with appearance of taxes (since times of ancient Greece and pre-Christian Roman empire). By the way, there is an evidence of it the Bible as parable about Jesus Christ and динарии. This problem existed in Middle Ages, and continues to exist everywhere now too.