Научная статья на тему 'Формирование эффективного механизма функционирова ния внутреннего продовольственного рынка России'

Формирование эффективного механизма функционирова ния внутреннего продовольственного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПЛАНИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИМПОРТ / КАЧЕСТВО / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / AGROINDUSTRY / GLOBALIZATION / ECONOMICS / STAFFING / REGULATION / DOMESTIC MARKET PROTECTION / FOOD MARKET / PLANNING / AGRICULTURE / SPECIALIZATION / REPRODUCTION / COMPETITTIVENESS / THE WORLD TRADE ORGANIZATION / IMPORT / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуажева Аминат Шумафовна, Кунов Арсен Хасамбиевич

Статья посвящена проблеме защиты внутреннего агропромышленного рынка. Авторами указаны основные факторы, обеспечивающие продовольственную безопасность России, а также оценивается их позитивное и негативное влияние на общее экономическое состояние отрасли. Предлагается структура механизма защиты внутреннего агропродовольственного рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Effective Mechanism Functioning of the Russian Domestic Food Market

The article deals with the problem of the domestic agroindustrial market protection. The authors singled out the main factors providing Russian food supply security, and estimated their positive and negative influence on economic sector status in general. They offer a structure of domestic agricultural market protection.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного механизма функционирова ния внутреннего продовольственного рынка России»

УДК 338.439

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ

А.Ш. Хуажева, А.Х. Кунов

Статья посвящена проблеме защиты внутреннего агропромышленного рынка. Авторами указаны основные факторы, обеспечивающие продовольственную безопасность России, а также оценивается их позитивное и негативное влияние на общее экономическое состояние отрасли. Предлагается структура механизма защиты внутреннего агропродовольственного рынка.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агропромышленное производство, глобализация, экономика, кадровое обеспечение, регулирование, защита внутреннего рынка, продовольственный рынок, планирование, сельское хозяйство, специализация, воспроизводство, конкурентоспособность, всемирная торговая организация, импорт, качество.

Эффективное функционирование агропромышленного производства во многом определяется ситуацией на продовольственном рынке. Основное звено АПК - это низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природно-климатических факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства. Сельское хозяйство, объективно более отсталое в плане развития производительных сил по сравнению с промышленностью, медленнее, чем другие адаптируется к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Вложенный в него капитал приносит меньшую отдачу, чем в других отраслях экономики. Поэтому необходимо сочетание государственного экономического регулирования агропромышленного производства, продовольственного рынка, социальной сферы села совместно с механизмами рыночного саморегулирования.

Мировой опыт свидетельствует о том, что продовольственная безопасность страны определяет её экономическое и научно-техническое развитие, а также благосостояние и здоровье населения. Для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны необходима специальная государственная программа, стержнем которой должно стать повышение конкурентоспособности нашей сельхозпродукции и продовольствия на внутреннем российском рынке, предполагающее, в первую очередь, проведение специальной работы по формированию механизмов ценообразования, снижению трансакционных затрат российских участников рынка, сертификации продукции, повышению качества подготовки кадров.

От кадрового обеспечения АПК зависит продовольственная безопасность России. Решение данной проблемы усложняют негативные социально-демографические процессы в сельской местности. Происходит сокращение численности и старение сельского населения, сокращается продолжительность жизни сельчан. Наметилась тенденция к сокращению числа механизаторов, их старению, понижению профессионального уровня. По прогнозам Минсельхоза России, в целом по стране из производственной сферы в ближайшие 5 лет будут ежегодно выбывать от 10 до 18 % представителей рабочих профессий [3].

Социально-экономические условия жизни на селе, практически повсеместный развал инфраструктуры приводят к резкому оттоку из сельского хозяйства молодых кадров. Многие уезжают в город, меняют профессию или пополняют ряды безработных.

Специалистов для агропромышленного комплекса, способных управлять предприятиями с учетом требований рыночной экономики, сегодня готовят, хотя и с большими трудностями. Большинство сельских семей не в состоянии оплатить расходы, связанные с обучением в вузах. Таким образом, в большинстве сельских районов надо думать о новых схемах организации сельской жизни. Необходимо принять действенную государственную программу адаптации к мировой экономике.

Вследствие затяжного кризиса сельского хозяйства импортное продовольствие в структуре потребления населения достигает 25-30 %, что принято считать пороговой величиной для сохранения устойчивой продовольст-

венной безопасности государства. Особенно это относится к импорту мяса [2].

Одной из основных задач следует считать обеспечение российского потребителя качественными продуктами отечественного производства. Со стороны государства необходима поддержка агропромышленного комплекса, которая, в свою очередь, будет служить средством социальной стабилизации и повышения уровня доходов населения в сельской местности. В сложившейся экономической ситуации государству необходимо определить тактику и стратегию государственного регулирования АПК, его формы и методы, особенности работы экономического механизма поддержки сельхозтоваропроизводителей. Индустриализация хозяйства каждой страны всегда начинается с решения главной проблемы - обеспечения продовольственной безопасности. В связи с этим именно АПК является приоритетным направлением регулирования государственными структурами. Это происходит в силу того, что сельское хозяйство является низкодоходным по сравнению с другими отраслями экономики и постоянно нуждается в финансовой поддержке и корректировке государственного регулирования, контроле отраслевого паритета.

Глобализация экономики и предстоящее вступление России в ВТО ставят перед отечественной пищевой промышленностью задачи увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции, с тем, чтобы обеспечить отечественным производителям доминирующее положение на внутреннем продовольственном рынке.

Условия присоединения к ВТО предусматривают последовательное сокращение тарифных и нетарифных ограничений в торговле между странами. Поэтому главным становится повышение конкурентоспособности отечественного АПК, усиление его конкурентных преимуществ в соперничестве с зарубежной продукцией на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо отметить, что процесс присоединения России к ВТО носит односторонний характер, т. е. все запросы и требования выдвигаются членами ВТО в отношении присоединяющейся страны; последняя же не правомочна вести переговоры по получению дополнительных уступок, кроме тех, которые уже зафиксированы в документах ВТО. Мы считаем, что подобное положение может

иметь весьма болезненные внутренние последствия, и требует наличие консенсуса внутри страны в отношении всех решений по присоединению к ВТО. Думаем, что любые шаги по либерализации таможенного тарифа дают определенные выгоды иностранным поставщикам и, следовательно, могут быть предметом «торга» в отношении встречных уступок. В этой связи следует избегать односторонних обязательств или обещаний. Следует очень внимательно отнестись к тому, что соглашением по сельскому хозяйству предусматривается снижение прямой государственной поддержки данной отрасли экономики.

Роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности для отечественных производителей должна быть активной и соразмерной существующим вызовам мировой экономики. Отечественное сельское хозяйство будет развиваться более высокими темпами при эффективном государственном регулировании и защите внутреннего ранка.

Защита внутреннего рынка совсем не сводится только к подъему таможенных пошлин. Более того, в отдельных случаях необходимо добиваться уменьшения и даже приведения их к нулю. Необходимо снизить пошлины по таким оборудованиям и технологиям для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, которые не имеют аналогов в России.

Таким образом, мы считаем, что Россия может вступить в ВТО только на тех условиях, которые устраивают с точки зрения экономической безопасности, не препятствуют проведению тех структурных преобразований, которые обеспечат ей достойное место в мировом обществе. В противном случае поспешное вступление в ВТО может привести к краху жизненно важных предприятий и отраслей, росту безработицы и обострению социальных отношений, что по своим последствиям перекроет все выгоды от членства в этой организации.

Наша страна самодостаточна по всем основным видам ресурсов - энергетических, сырьевых, трудовых и земельных. Россия имеет больше, чем в других странах, пашни в расчете на одного человека - около 0,85 га. Но у нас не хватает продовольствия для полноценного обеспечения народа. Это может стать не только фактором внутренней нестабильности, но возможности внешнего давле-

ния на страну со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Государственное регулирование аграрного рынка также должно включать закупочные и товарные интервенции на продовольственном рынке. Это особенно важно в условиях критических межрегиональных и сезонных различий в ценах и соотношения спроса и предложения. При недостаточно развитой рыночной инфраструктуре необходимо осуществлять интервенционные закупки и распродажи продовольствия в пределах устанавливаемых верхних и нижних пределов интервенционных цен [1].

Проблема государственного регулирования аграрной экономики, формирования федеральных продовольственных фондов - одна из основных социальных ценностей и целей государственной политики и выдвигается многими странами в качестве приоритетной. Развитие системы государственного заказа в стране - весьма важная цель, чтобы отдать ее на рассмотрение децентрализованной массы экономических субъектов, действующих через систему рынка и свободного предпринимательства.

Эффективное вхождение российской экономики во всемирные экономические связи, в систему международного разделения труда, закрепление и усиление ее позиций возможны лишь на основе рационального международного разделения труда. Для этого необходимы следующие условия:

- не краткосрочный успех страны в мировом обмене товарами и услугами, а долговременный устойчивый процесс, который отразит реальные преимущества страны в международном разделении труда;

- реализация потенциальных возможностей проникновения в новые ниши на мировом рынке за счет эффективной производственной и сбытовой политики национального бизнеса и при помощи действенных мер государственной политики;

- учитывая международную специализацию экономики нашей страны, проблема не должна замыкаться лишь на ее экспортном аспекте. Национальная экономика не может обходиться без ввоза из-за рубежа продукции, которая не производится внутри страны или ее отечественные аналоги проигрывают иностранным по параметрам «цена-качество».

С этой проблемой в той или иной мере на определенном этапе развития сталкиваются все страны, и ее обострение и, соответст-

венно, решение предопределяется сложным взаимодействием внутренних и внешних факторов: макроэкономической политики

государства, направленной на приоритетное развитие конкретных отраслей и сфер деятельности посредством регулирования отношений собственности проведения избирательной промышленной, инвестиционной, кредитно-финансовой и валютной политики, распределения прав и обязанностей между государством и частным предпринимательством; развитием либеральных или протекционистских тенденций в трансформации системы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли; ужесточением или смягчением внешнеторгового режима в отношении национальных экспортеров и импортеров, созданием благоприятных или дискриминационных условий для иностранных инвесторов.

В сложившейся импортной специализации национальной экономики должен учитываться потенциал развития импортозамещающих производств, реализация которого способна снизить зависимость внутреннего рынка от ввоза зарубежной продукции и изменить профиль такой специализации.

Защита внутреннего рынка, в том числе механизм государственного регулирования экономики отрасли в развитых странах отличается большим разнообразием использования экономических и финансовых инструментов. Эти различия обусловлены национальными особенностями развития сельского хозяйства, уровнем производительных сил, позициями страны на мировом аграрном рынке и другими факторами. И именно государственному регулированию сельскохозяйственного производства в развитых странах уделяется большое внимание, оно является мощным рычагом проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве.

Важнейшим средством обеспечения продовольственной стабильности и безопасности страны, устойчивости положения сельского хозяйства и снабжения населения продовольствием является регулирование цен на сельскохозяйственном рынке. Государство должно проводить политику не ценообразования, а регулирования продовольственного рынка, создавая экономические предпосылки развития сельскохозяйственного производства в нужных объемах и пропорциях. Цена выступает средством, а не объектом государственного регулирования. Как делают в раз-

витых странах, государство должно компенсировать сельскохозяйственным товаропроизводителям отклонение от рыночной цены в размерах, необходимых для их деятельности на определенном уровне доходности. Несмотря на то, что поддержание цен в сельском хозяйстве ложится тяжелым бременем, его необходимость никогда не подвергалась сомнениям. Именно стабильность уровня цен и является средством обеспечения продовольственной безопасности и недопущения утраты производственного потенциала сельского хозяйства [1].

Еще одним инструментом регулирования продовольственного рынка является формирование продовольственных ресурсов для государственных нужд. Доступ в этот сегмент рынка должен иметь ряд ограничений с учетом интересов отечественного аграрного сектора. Необходимо законодательно закрепить, что средства, предусмотренные в федеральном бюджете для закупок продовольствия для обеспечения военных и приравненных к ним потребителей, направляются только для закупок отечественной продукции. Они должны использоваться для авансирования закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и служить, таким образом, одним из источников пополнения оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Увеличение предложения на агропродо-вольственном рынке может существенно повыситься от инвестиций, вкладываемых организациями, представляющими предпринимательство и бизнес. Чтобы снизить риск реализации этого направления на практике без государственной поддержки, в виде бюджетных гарантий, вряд ли эти вложения будут наращиваться более интенсивно. То, что такие гарантии необходимы, об этом свидетельствует опыт многих зарубежных европейских стран, США, Канады. Потери государства от такой инициативы, как правило, незначительны. Результат же, в конечном итоге, оказывается более существенным - увеличивается предложение аграрной продукции на рынке, растут доходы сельскохозяйственных производителей и всех тех организаций и структур, оказавших финансовую поддержку аграрным хозяйствующим субъектам.

Важнейшей предпосылкой комплексного характера общественного воспроизводства, его эффективной сбалансированности и повышения уровня благосостояния народа явля-

ется усиление роли интенсивных факторов в системе факторов экономического роста. Интенсивные факторы формируются в процессе развития материально-технической базы, планомерного отражения и быстрого использования в хозяйстве достижений научно-технической революции и преимуществ плановой системы экономики. Интенсификация общественного воспроизводства в сочетании с плановым управлением является магистральным путем повышения его экономической эффективности. Упор на эффективность - и об этом приходится говорить вновь и вновь -важнейшая составная часть всей нашей экономической стратегии. Необходимо поднять уровень плановой работы, привести ее в соответствие с новыми масштабами и обликом нашего хозяйства, с новыми требованиями времени.

Совершенствование планирования должна основываться на учете не только необходимости обеспечить формы и методы планового управления, соответствующие новым условиям развития - возросшим масштабам производства и вовлеченных в оборот ресурсов, усложнившимся экономическим связям, современной научно-технической революции. Оно отражает также наличие благоприятных объективных и субъективных предпосылок для его совершенствования.

Комплексное планирование процессов экономического, научно-технического и социального развития, достижение эффективной сбалансированности назревших общественных потребностей с развитием производства, производственными и финансовыми ресурсами и оптимального сочетания отраслевого, программного и регионального аспектов плана становится важнейшим критерием качества планов и научности методологии их разработки. Перестройка планирования должна быть ориентирована на обеспечение повышения темпов экономического роста и эффективности производства и производительности труда, ускорения научно-технического прогресса, на достижение высоких конечных результатов и качества работы организаций управления.

Развитие планирования отражает также требования принципа демократического централизма. Они определяются укреплением централизма при обосновании решения главных стратегических задач экономического и социального развития, обеспечением государственной плановой дисциплины, выполнени-

ем правовых и экономических норм и нормативов министерствами и ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями, преодолением явлений местнических и ведомственных тенденций, а также элементов стихийности в экономике.

Направления совершенствования планирования существенно определяются необходимостью комплексного (системного) и сбалансированного планирования одновременно с повышением гибкости системы планов росту динамичности, ускорению освоения производства новых видов продукции и технологии, создаваемых в процессе научно-технического прогресса, изменениям общественных потребностей. В этой связи, а также вследствие необходимости обеспечения стабильности планов необходимо совершенствовать методы определения размера и структуры, а также нормативы резервов материальных, финансовых и других ресурсов.

Все большая ориентация планов на решение социальных и экономических проблем стратегического характера обуславливает необходимость дальнейшего развития системы планов и других форм планового управления и их ориентации на достижение высоких конечных результатов.

Определяя стратегию развития сельского хозяйства необходимо освободиться от предрассудков и либеральных иллюзий. Мы должны признать, что пресловутая концепция абсолютно свободного рынка не отвечает задачам развития отечественного агропромышленного комплекса. Во всем мире рынки, не говоря уже о сельскохозяйственных, регулируются государством. Игнорирование этого в России нанесло громадный вред всей экономике. Оно поставило правительство перед необходимостью искать источники продовольствия для малообеспеченных слоев населения, не позволило увеличить сбор налогов. Государственное регулирование продовольственного рынка должно стать предметом конкретных действий. Необходимо реализовать возможность использования государственного заказа на продовольствие для федеральных и региональных нужд. Мы должны убедить общество в том, что процесс в стране напрямую зависит от положения дел на селе. Подъем в сельском хозяйстве способен стать запускающим механизмом роста экономии.

В преодолении сверхнормативных поставок импортной продукции на отечественный рынок важное значение имеет увеличение жи-

вотноводческой продукции в ближайшие годы. При этом следует заметить, что на рынок поступает более качественная, так называемая охлажденная, птицеводческая продукция по сравнению с зарубежной замороженной продукцией. Увеличение животноводческой продукции объективно обуславливает возросшую необходимость выращивания большего количества зерновых и кормовых сельскохозяйственных культур. В связи с этим прогнозируется довести к 2010 году ежегодное количество зерна в размере 100 млн. тонн. Достижение такого объема данной продукции может решить триединую задачу: стабильно обеспечивать потребности населения в главном продукте питания - хлебе, поставлять в требуемом количестве зерна на корм скоту и осуществлять торговые взаимоотношения на мировом рынке.

Также необходимо более широкое внедрение в хозяйствах масленичных культур, таких как рапс, сурепица и горчица. В семенах рапса до 50 % масла и 20 % - белка. В структуре производства растительного масла рапс занимает в мировом масштабе 12%, уступая по объему только соевому и пальмовому маслу, но опережая подсолнечное масло. Рапс широко возделывается в таких странах, как Италия, Франция и Германия. Польза от этой сельскохозяйственной культуры так сказать, двойная. Во-первых, масло семян рапса с добавлением метилового спирта используется как биодизельное топливо. Стоимость такого топлива на 15 % ниже известного дизельного топлива. Например, в Германии доля биотоплива, предлагаемого к продаже на АЗС, составляет около 36 %. В России такое топливо стали использовать для сельскохозяйственной техники в Алтайском крае. Во-вторых, семена рапса дают ощутимый объем производства кормового белка [3].

Современный этап рыночного хозяйствования в аграрном производстве, должен во все большей мере наполняться устойчивостью развития, так как аграрное производство -исходная основа для дальнейшего всестороннего развития агропромышленного комплекса страны. Агропромышленное производство и взаимозависимый от него АПК обеспечивают продовольственную независимость страны.

Чтобы более полно осуществить вышесказанное, на практике в сельском хозяйстве требуется предпринять немалые усилия. Должны быть задействованы все направления и регуляторы рыночного механизма, способ-

Хуажева А.Ш., Кунов А.Х.

ствующие увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Ее предложение на рынке характеризуется безусловной востребованностью, причем в масштабе совокупного спроса. Свидетельство тому - все еще значительный объем поступающей из-за рубежа продовольственной продукции, многие виды которой вполне могут быть заменены предложением отечественными производителями.

Литература

1. Счастливцева, Л. Проблемы ценообразований в продовольственном подкомплексе АПК / Л. Счастливцева // АПК: Экономика и управление. -1994. -№ 1.

2. Уралов, А. Отрасли нужна государственная поддержка/ А. Уралов // Птицеводство. -2000. -№ 3.

3. Тонкович, В. Экономическая работа и кадры / В. Тонкович // АПК: Экономика и управление. -1994. — № 1.

Поступила в редакцию 3 марта 2008 г.

Хуажева Аминат Шумафовна. Доктор экономических наук, профессор Адыгейского государственного университета, зав. кафедрой учета и финансирования, г. Майкоп. Область научных интересов - региональная экономика, экономика АПК.

Huazheva Aminat Shymafovna. Dr.Sc. (Economics), Professor of the Adyghe State University, Head of the Accounting and Financing Department, Maikop. Professional interests: regional economy, economy of agrarian and industrial complex.

Контактный телефон: 8-961-524-80-80

Кунов Арсен Хасамбиевич. Ассистент кафедры экономических и математических наук, аспирант Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Область научных интересов - экономика АПК.

Kunov Arsen Hasambievich. Instructor of the Economic and Mathematic Sciences Department, Post-Graduate Student of the Adyghe State University, Maikop. Professional interests:, economy of agrarian and industrial complex.

Tel: 8-961-524-80-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.