Научная статья на тему 'Обоснование основных подходов к совершенствованию механизма защиты внутреннего регионального рынка АПК'

Обоснование основных подходов к совершенствованию механизма защиты внутреннего регионального рынка АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗАЩИТА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуажева Аминет Шумафовна, Кунов Арсен Хасамбиевич

В статье указываются основные причины, мешающие перспективному развитию агропромышленного комплекса Республики Адыгея и механизмы которые будут способствовать формированию благоприятной почвы для дальнейшего развития и соответственно защите внутреннего агропродовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование основных подходов к совершенствованию механизма защиты внутреннего регионального рынка АПК»

УДК: 338.439 (470.621) ББК 65.32 (2Рос.Ады) Х 98

А.Ш. Хуажева,

А.Х. Кунов

Обоснование основных подходов к совершенствованию механизма защиты внутреннего регионального рынка АПК.

Аннотация. В статье указываются основные причины, мешающие перспективному развитию агропромышленного комплекса Республики Адыгея и механизмы которые будут способствовать формированию благоприятной почвы для дальнейшего развития и соответственно защите внутреннего агропродовольственногорынка.

The summary. In article the principal causes disturbing perspektivnomu to development of agriculture of Republic Adygea and mechanisms which are specified will promote formation of favourable circumstances for the further development and according to protection of the internal agrofood market.

Ключевые слова. Механизм, рынок, продовольствие, эффективность, аграрное производство, подсобное хозяйство, земледелие, сельское хозяйство, защита, продовольственная безопасность

Keywords. The mechanism, the market, the foodstuffs, efficiency, agrarian manufacture, subsidiary hozjajst-in, agriculture, agriculture, protection, food safety.

Действенный механизм функционирования АПК должен обеспечивать эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. Отсутствие таких условий - одна из основных причин кризисной ситуации в аграрной сфере.

Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.

Стабилизация продовольственного рынка - должна стать основой проводимой экономической и социальной политики страны. Эта задача не может быть решена без реализации системы мер по улучшению качества и обеспечению безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных товаров. Это требует немалых средств. Для конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных затрат.[1] На решение проблемы качества влияют ученые, инженеры, менеджеры.

Особенность российского продовольственного рынка - недостаточно развитая система межрегионального обмена и существенная доля импорта.

Несмотря на большие потенциальные возможности, в стране не достигнуты объемы производства агропродукции и уровень конкурентоспособности, обеспечивающие ее продовольственную безопасность. Вследствие затяжного кризиса сельского хозяйства импортное продовольствие в структуре потребления населения достигает 25-30%, что принято считать пороговой величиной для сохранения устойчивой продовольственной безопасности государства. Особенно это относится к импорту мяса. За последние пять лет его ввоз увеличился с 1,6 до 2,8 млн. т, то есть в 1,8 раза, тогда как собственное производство мяса (в живой массе) повысилось всего на 9%.[2]

Глобализация экономики и предстоящее вступление России в ВТО ставят перед отечественной пищевой промышленностью задачи увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции, с тем, чтобы обеспечить отечественным производителям доминирующее положение на внутреннем продовольственном рынке.

В настоящее время доля импортных продуктов в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия на внутреннем рынке России доходит до 33% при пороговом значении индикатора продовольственной безопасности 20%.[3]

В объективно сложившейся импортной специализации национальной экономики должен учитываться потенциал развития импортозамещающих производств, реализация которого способна снизить зависимость внутреннего рынка от ввоза зарубежной продукции и изменить профиль такой специализации. Как и в «экспортном варианте», изменение профиля импортной специализации зависит от того, насколько отечественные производители готовы и способны вытеснить иностранных конкурентов с внутреннего рынка и насколько государство может оказать ему в этом соответствующую помощь.

Проблема повышения конкурентного потенциала отечественного аграрного сектора не менее важна, чем достижение статуса мирового энергетического гаранта или вхождение в число мировых лидеров по производству и экспорту высокотехнологичной продукции.

Сегодня необходимо отказаться от приватизации на идеологической основе и рассматривать ее сугубо в рамках экономической эффективности. Причем для каждого конкретного случая это должно быть единичное решение. Требуется создание условий и моделей, обеспечивающих концентрацию собственности в руках эффективного хозяина. Она должна находиться в руках тех, кто хочет и может ею управлять. Раньше только государство являлось хозяином на земле, и говорили, что это плохо. Но сегодня при тех моделях, которые внедрились на селе, порой стало еще хуже. Модели приватизации носили поспешный и разрушительный характер. Наш вывод: не следует навязывать собственность тем, кто не готов ею распоряжаться. Земле же нужен грамотный специалист, который умеет и хочет эффективно трудиться. В противном случае - и это доказала практика - мы получаем отрицательный результат. Во многих странах человека, пожелавшего купить и заниматься землей, допускают к торгам только при наличии соответствующего диплома. Мы же, раздав сельхозугодия бесплатно всем подряд, загнали себя в тупик. По самым скромным подсчетам, в случае оборота земли даже при современной сложной финансово-экономической ситуации в аграрный сектор можно будет привлечь до 10 млрд. руб. долгосрочных инвестиций. Сегодня нет никого, кто бы возражал против движения земли от плохого работника к хорошему, от лентяя к расчетливому хозяину. Задача лишь в том, как обеспечить за этим жесткий государственный контроль. Крестьянин сегодня беден, он недостаточно образован для осуществления этих сделок. Но на то и государственная власть, чтобы создать правовой механизм, который выведет земельный рынок из "тени" и защитит интересы товаропроизводителей.

Современный этап рыночного хозяйствования в аграрном производстве, должен во все большей мере наполняться устойчивостью развития, т.к. аграрное производство -исходная основа для дальнейшего всестороннего развития агропромышленного комплекса страны. Агропромышленное производство и взаимозависимый от него АПК обеспечивают продовольственную независимость страны.

Важнейшим в стратегическом и социально - экономическом отношении задач перспективного развития агропромышленного комплекса Республики Адыгея для которого характерны высокий удельный вес сельского населения, исторически сложившаяся практика сочетания сельскохозяйственного труда с другими видами деятельности и т.д., является выработка и осуществление комплекса мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности, которая должна

способствовать формированию благоприятной почвы для дальнейшего экономического развития и соответственно защите внутреннего агропродовольственного рынка.

Сельское хозяйство является одной из крупнейших сфер экономики Республики, на долю которой приходится 14% ВРП, доля занятых - 4,6% от общей численности занятых в экономике. На развитие сельского хозяйства должны оказывать влияние благоприятные климатические условия, в то же время это наименее эффективная отрасль экономики по доходности, рентабельности и налоговым платежам.

При распаде государственных хозяйств вновь образующие фермерские хозяйства стали функционировать на разных формах организации: одни как самостоятельные, в силу слабости госхозов, другие на правах первичного арендного подразделения. Анализ производственной деятельности индивидуальных сельских хозяйств в республике позволяет определить основные проблемы образовавшихся на селе малых форм хозяйствования:

> низкий уровень товарности производства;

> несовершенство договорных отношений с посредническими структурами и перерабатывающими предприятиями;

^ ценовой диспаритет на продукцию промышленности и сельского хозяйства.

Нестабильное положение дел в хозяйствах заставляет владельцев растениеводческих ферм переходить на смешанную специализацию, а в ситуации спросового роста - на тот или иной вид продукции, товаропроизводители повышают транзакционные затраты на местных рынках. Из этого следует, что заметную сумму расходов сельхозпроизводители несут на трансформационные и транзакционные издержки, связанные с переработкой аграрного сырья и реализацией готовой продукции, а также с деятельностью не связанной с сельскохозяйственным производством.

Следует отметить, что показатели землеобеспеченности КФХ и тем более ЛПХ в республике низок, а это значит, что и годовой доход значительно ниже, и рентабельность хозяйств не стабильная. Поэтому в процессе эволюции современных аграрных отношений складывается довольно четкое отраслевое разделение труда между хозяйствами различных категорий, которое определяется спецификой использования трудовых и материальных ресурсов в различных хозяйствах, типом производственных отношений в хозяйствующих субъектах аграрного сектора, материально-технической базой, специализацией и концентрацией производства.

В структуре занятости сельского населения малые формы предпринимательства (КФХ, ЛПХ и другие товарные хозяйства несущие характер семейной формы, где основная часть работ будет выполняться только членами семьи) должны твердо занимать свою социально-экономическую нишу в системе многоукладной аграрной экономики Республики Адыгея. Существенно заполнив нишу, которая образовалась во время реформы сельскохозяйственного производства, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) станут гарантом в обеспечении социальной стабильности в сельских районах, внесут существенный вклад в продовольственное обеспечение республики.

На селе накопилось много проблем, которые требуют решения, и делать это надо, в рамках целостной программы развития сельского хозяйства, которой пока нет в республике. Да в последние два года в отрасли мы добились определенных успехов, в текущем году получили высокий урожай, собрав 565 тысяч тонн зерна, засеяли 115 тыс. га озимыми. Но какие преференции получило село от этого солидного валового сбора, почему это зерно не перерабатывается и не превращается в продукт с высокой добавленной стоимостью?

Необходимо отметить, что в настоящий момент, развитие К(Ф)Х несущие характер семейной формы и другие малые формы хозяйствования имея большое значение в производстве продуктов питания, обладают довольно устойчивой формой существования. Это можно объяснить тем, что они, во-первых, не требуют больших капиталовложений,

во-вторых, основаны на семейном труде, что особенно характерно для менталитета горских народов, где свои интересы и внутренние возможности семья приспосабливает к обстоятельствам существования, нормам поведения и особенностями межличностных отношений, особенно в период сельскохозяйственных работ. Развитие этой категории хозяйств в сельской местности становится в определенной степени стабилизирующим фактором социально-экономической ситуации в республике, ее экономический и социальный фактор возрастает, способствуя устойчивому развитию сельских территорий, сохранению традиций и менталитета горских народов, их занятости, повышению уровня жизни, воспроизводству трудовых ресурсов в сельской местности, возрождению национальных ремесел и традиций народов Республики Адыгея, а также, что наиболее важно в настоящее время, трудовому воспитанию молодежи, передаче производственного и национального опыта ведения сельского хозяйства от старшего поколения к младшим. Социально-экономическая роль крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств еще более будет проявляться в специализации на производстве экологически чистой продукции.

С 1 января 2009 года начал действовать 131 Закон о местном самоуправлении, по которому 80% бюджета должна формировать земля. Но как мы пользуемся землей, кто сегодня хозяин на ней, на каких условиях, кто ведет учет использования земли?

К сожалению, нерациональное использование природно-ресурсного потенциала и загрязнение окружающей среды приводят к ухудшению экологической и санитарноэпидемиологической обстановки, а также ухудшению условий жизни населения и росту экологически обусловленной заболеваемости.

Решение продовольственной безопасности страны в основном зависит от состояния плодородия, рационального использования и охраны почв.

В последние годы в Республике Адыгея отмечается нарастание темпов деградации

почв, которые в дальнейшем могут стать необратимыми. Процессам водной и ветровой эрозии подвержена в той или иной степени значительная часть сельскохозяйственных угодий Республики, что является одной из основных причин резкого падения плодородия почв. Смыв и размыв почв активно проявляется на площади 49,0 тыс.га сельскохозяйственных угодий.

Вследствие эрозионных процессов ежегодно не добираются до 15-20% урожая сельскохозяйственных культур на слабосмытых почвах, до 30-40% на среднесмытых и 5060% на сильносмытых.[4]

Для устранения негативных эрозионных процессов необходимо почвозащитное земледелие с эколого-ландшафтной организацией территории, так как сложившиеся системы земледелия, как правило, не способны эффективно создать экологически устойчивую структуру земельных угодий, повысить плодородие почв, защитить их от разрушения. Такие системы земледелия являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Система адаптивноландшафтного земледелия позволяет успешно решать важнейшие задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельхозпродукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.

Для этого необходимо, на уровне республики, разработать Программу «Эффективное использования земель и повышения плодородия почв» где предусматривалась бы система мероприятий представляющих собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и

экологических мероприятий, направленных на устранение данной проблемы. Важным звеном Программы должны быть схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцирование определять по каждому землепользованию комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Через проекты землеустройства должны обеспечиваться применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту республики расходованием ресурсов.

Продолжается тенденция выхода собственников земельных долей из сельскохозяйственных предприятий. Этому способствует не только личное желание граждан самим обрабатывать свою землю, но и экономическая ситуация, которая приводит сельскохозяйственное предприятие к банкротству. В условиях экономического кризиса производители сельскохозяйственной продукции в целях выживания вынуждены преобразовываться из одной формы хозяйствования в другую.

Сведения о правах, на которых используют землю организации Республики Адыгея, занимающиеся сельскохозяйственным производством, представлены на рисунке

1.

■ Без оформления прав на землю 16635 га

■ Аренда из государственной и муниципальной собственности 28337 га

■ Пользование из государственной и муниципальной собственности 66668га

■ Частная собственность граждан 63 га

■ Собственность юридического лица 1552 га

Р

ис 1. Сведения о правах, на которых используют землю организации. [4]

В социальной сфере это сказалось на увеличении разрыва в уровне жизни и социальном обеспечении сельского населения. В сельском хозяйстве сегодня присутствует целый блок социальных проблем, от решения которых зависит дальнейшее функционирование аграрного производства как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Адыгея. Речь идет, прежде всего, о кадровом обеспечении села.

Главной особенностью возрастной структуры населения Адыгеи является сокращение числа и доли детей и подростков, их меньше чем лиц старше трудоспособного возраста. Это свидетельствует о старении населения Республики (рисунок 2).

Изменение возрастной структуры населения в сильной степени влияет на динамику показателя демографической нагрузки - соотношение численности населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста.

Происходит старение сельского населения, а это означает, что в аграрном производстве в недалекой перспективе просто некому будет трудиться.

Немаловажное значение в защите внутреннего рынка сельскохозяйственных производителей и соответственно в обеспечении продовольственной безопасности играют решение таких проблем как повышения продолжительности жизни населения и обеспечение высокого качества жизни населения нашей республики.

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

56,0

20,6

22,4

22,1

59,3

18,6

59,9

18,0

17,6

60,7

22,3

2005

2006

2000 2001 2002 2003 2004

□ лица старше трудоспособного возраста

□ Всего в трудоспособном возрасте (16-59 для мужчин), (16-54 для женщин)

□ Лица в возрасте, младше трудоспособного

Рис. 2 Динамика половозрастной структуры населения Республики Адыгея

22,0

22,0

22,1

22,7

22,6

22,5

56,8

57,5

58,4

60,5

60,8

21,3

20,0

19,3

17,2

17,0

Число жителей с доходами ниже прожиточного минимума составляет 29,6 %, от общей численности населения, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские показатели (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ РФ □ Адыгея

Рис. 3 Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума

Средние денежные доходы населения в месяц превышают прожиточный минимум лишь в 1,76 раз при необходимом минимальном соотношении - 2 раза.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума может быть сокращена за счет снижения уровня безработицы, повышения заработной платы, увеличения возможностей федеральной и региональной власти по выплате пенсий, и пособий.

Таким образом, перед аграрными предпринимателями сегодня в полном объеме встала социальная проблема, и если ее проигнорировать, то это значит - обречь себя на самоликвидацию по причине отсутствия кадров.

В настоящее время производственный и социальный потенциал К(Ф)Х, ЛПХ других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.

> До сих пор не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации.

^ Должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства.

^ Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.

^ Недостаточно развита сельская кредитная кооперация.

^ Не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования.

^ В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии.

Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд общих характерных проблем:

^ недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

^ дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

^ недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования; поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;

^ трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности членов К(Ф)Х и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;

^ проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);

^ недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.

Очевидно, что самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные (фермерские) хозяйства и малая часть сельскохозяйственных предприятий.

Наряду с этим в республиканском бюджете необходимо предусмотреть денежные средства по созданию фонда развития АПК. Это может быть сумма от 250 до 500 млн. рублей - в зависимости от того, что мы хотим создать. Фонд развития АПК, аккумулирующий 250 - 500 млн. рублей позволит ежегодно финансировать от 100 до 200 крестьянско (фермерских) хозяйств со средней конечной их стоимостью от 16 до 20 млн. рублей, в зависимости от направления деятельности. Каждое их них, в свою очередь ежегодно будет производить валовую продукцию стоимостью от 6 до 8-10 млн. рублей. А месячная прибыль этого хозяйства составит от 200 до 250 тыс. рублей. Именно такие К(Ф)Х нам и нужны. Они позволят улучшить экономическое и демографическое состояние на селе.

Практическое достижение намеченных целей возможно при эффективном использовании финансовых механизмов, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, нацеленность на их результат.

С учётом выявленных природных особенностей, географического положения конкурентных преимуществ, а также основных потенциальных возможностей, сформулирована миссия Республики Адыгея:

Главный стратегический приоритет - обеспечение российского потребителя качественными продуктами отечественного производства, повышение конкурентоспособности АПК Республики Адыгея, усиление его конкурентных преимуществ в соперничестве с зарубежной продукцией на внутреннем и внешнем рынках.

Примечания:

1. Королев А., Юдин В. Контроль за качеством продовольствия // Экономист. 2000. № 2.

2. Ушачев И. Продовольственная безопасность страны: проблемы и решения // АПК: экономика, управление. 2006. № 10.

3. Фрадков П. Повышение конкурентного потенциала аграрного производства России // АПК: экономика, управление. 2006. № 8.

4. Состояние и использование земель Республики Адыгея: доклад Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея. 2007.

5. Липина С.А. Республики Северного Кавказа: приоритеты развития

агропромышленного комплекса / предисл. А.Г. Гранберга. М., 2008. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.