Научная статья на тему 'Социальная политика и эколого-экономические аспекты перехода АПК Беларуси к устойчивому развитию'

Социальная политика и эколого-экономические аспекты перехода АПК Беларуси к устойчивому развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.И. Соловцов, М.В. Синельников, Ю.М. Соловцова

Дана оценка социальной политики в сельской местности. Определены экономические аспекты перехода агропромышленного комплекса Беларуси к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY AND ECOLOGIC-ECONOMICAL ASPECTS OF TRANSITION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF BELARUS TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The authors estimate social policy in the countryside. Economic aspects of transition of agroindustrial complex of Belarus to sustainable development are defined.

Текст научной работы на тему «Социальная политика и эколого-экономические аспекты перехода АПК Беларуси к устойчивому развитию»

УДК 631.158:658.334+631.9+338.43

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА АПК БЕЛАРУСИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Н.И. СОЛОВЦОВ, кандидат экономических наук М.В. СИНЕЛЬНИКОВ, кандидат экономических наук

Ю.М. СОЛОВЦОВА, научный сотрудник Государственное предприятие " Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси"

SOCIAL POLICY AND ECOLOGIC-ECONOMICAL ASPECTS OF TRANSITION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF BELARUS TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

N. I. SOLOVCOV, the candidate of economic science M.W. SINELNIKAU, the candidate of economic science YU. M. SALAUTSOVA, the research assistant The state enterprise "The Institute of System Researches in the Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus"

Дана оценка социальной политики в сельской местности. Определены экономические аспекты перехода агропромышленного комплекса Беларуси к устойчивому развитию.

The authors estimate social policy in the countryside. Economic aspects of transition of agroindustrial complex of Belarus to sustainable development are defined.

Введение. На современном этапе социально-экономическое развитие обеспечивает условия жизнедеятельности людей, рост их благосостояния, не нарушая при этом баланс, равновесие между всеми компонентами биосферы. Это развитие в общепланетарном плане получило название "устойчивого", именно оно признано международными организациями по окружающей среде в качестве основной модели цивилизации в XXI веке.

Устойчивое развитие представляет собой взаимодействие природы, населения и хозяйственной деятельности. Осуществление экологически устойчивого развития сельского хозяйства возможно только на основе комплексного подхода к реализации ряда важнейших факторов: биологизации и экологизации интенсификационных процессов в отраслях растениеводства и животноводства; дифференцированного использования природных, техногенных, трудовых и других ресурсов; щадящей эксплуатации и конструи-

рования высокопродуктивных и экологически устойчивых агросистем и агроландшафтов. Непременным условием ведения экологизированного сельскохозяйственного производства является соблюдение экологических нормативов и оценка качества сельскохозяйственной продукции.

Материалы и методы. Информационной базой послужили данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, статьи отечественных ученых и законодательные акты, касающиеся социальной политики в сельской местности. Основные методы исследований - сравнительного анализа, нормативный, абстрактно-логический.

Результаты и предложения. На первом съезде ученых Беларуси в 2007 г. отмечалось, что в будущем нам необходимо решить две во многом противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, поддерживать продовольственную безопасность государства и наращивать экспортный потенциал, а с другой - сохранить экологию землепользования.

Большинство людей живет сейчас в искусственных экосистемах, среди которых агроэкосистемы занимают значительную площадь.

Агроэкосистема - это сельскохозяйственные поля, включая дороги, сельскохозяйственные машины с их конструктивными особенностями, тип севооборота, удобрений, характер использования сельскохозяйственной продукции, энергетическое обеспечение, социальные отношения. Она объединяет природную экологическую среду с деятельностью человека, то есть с системой ведения хозяйства (земледелие, луго-пастбищные хозяйства, животноводство, местные водные ресурсы). Интенсивность, стабильность и устойчивость агроэкосистем зависит от уровня показателей (потенциала) природных (почва, климат, растительный покров) и материально-технических ресурсов хозяйства, района, области. Идеальным является вариант, когда система ведения хозяйства максимально учитывает и органически соединяет (интегрируется) с природной экологической системой. В этом случае обеспечивается наиболее эффективное использование природно-экономичес-ких ресурсов, высокая продуктивность и устойчивость всей агроэкосистемы. Стабильность и продуктивность создаваемых человеком агроэкосистем будет тем выше, чем выше компетентность и научная глубина при ее разработке. Земледелие вносит в агроэкосистемы глубокие, нередко необратимые изменения. В связи с этим для обеспечения стабильности и возрастанием продуктивности агроэкосистем особое значение приобретает строгое соблюдение общих законов земледелия (оптимума, минимума и максимума, а также незаменимо -сти факторов и соблюдения закона возврата).

Социальная политика, проводимая в Беларуси, и эколого-экономи-ческие аспекты в АПК способствуют устойчивому развитию. Социальная политика есть совокупность стратегии и тактики управленческих решений, разрабатываемых государственными органами и реализуемых через систему местного управления, органов социальной защиты, принятия мер по обеспечению приемлемого уровня жизнедеятельности в соответствии с эколого-экономическими возможностями, имеющимися ресурсами с учетом потребности людей, проживающих в сельских регионах.

Основными составляющими национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) республики являются: качество жизни и благосостояние населения, состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие государства.

В целях обеспечения устойчивого роста уровня и качества жизни населения, создания условий для развития человеческого потенциала в НСУР-2020 в качестве основных направлений социальной политики определено улучшение материального положения людей, то есть уровень зарплаты, состояние цен на продукты и предметы первой необходимости, стоимости коммунальных и прочих услуг.

В соответствии с международными критериями, если 50 % населения относят себя к среднеобеспеченным слоям, то такая страна считается вставшей на путь устойчивого социально-экономического развития. Всемирный банк при определении черты бедности использует такой критерий, как паритет покупательной способности (ППС). Для стран с переходной экономикой, к числу которых относится и Беларусь, он должен быть не ниже 4,3 долл. в день, то есть по курсу Национального банка примерно 9000 бел. руб. Следовательно, показатель черты бедности на одного члена семьи равен 270-280 тыс. бел. руб. в месяц. Средняя заработная плата по народному хозяйству за 2007 г. составила 701 тыс. руб., в промышленности -780, в сельском хозяйстве - 423 тыс. руб. В молочном скотоводстве операторы машинного доения коров в среднем за месяц в 2007 г. получали 413 тыс. руб., в свиноводстве средняя заработная плата работника составила 480 тыс. руб., в птицеводстве - 694 тыс. руб. Тем не менее следует подчеркнуть, что многие из них (более 50 %) относят себя к среднеобеспеченной категории населения. Наши сограждане пока не избалованы благами современной цивилизации, особенно в сельской местности, довольствуются немногим и, сравнивая свою прошлую жизнь с настоящей, считают себя относительно обеспеченными людьми. На материальном положении сельских жителей и на их оценке экономической ситуации в положительную сторону сказываются меры,

принимаемые руководством страны, по возрождению и развитию села.

Следовательно, экономическая ситуация в республике имеет устойчивую направленность к улучшению, что позитивно отражается на социально-психологическом самочувствии населения городской и сельской местности. Имеет место положительная динамика самоощущения материально-бытовой обустроенности. На смену негативным оценкам социальной реальности, присущим для первых лет перестройки, в настоящее время отчетливо прослеживается оптимизм в отношении характеристик своего настоящего и будущего положения.

Государственная политика в отношении аграрной сферы предусматривает выработку таких правил хозяйствования, которые делают труд сельского жителя выгодным для него и позволяют установить партнерские экономические отношения по линии "производство сырья - переработка - потребление". Механизм государственного регулирования агроэкономики продолжает совершенствоваться. В концептуальном плане основные направления современной аграрной политики кроются в сохранении системы общественных отношений на селе, учете государственных интересов, устойчивом развитии АПК и соблюдении эко-лого-экономических аспектов, развитии социальной сферы. Этот триединый комплекс не подлежит разрыву, в противном случае неизбежен сбой во всей системе общественных отношений.

Аграрно-промышленный комплекс может выступать как саморегулирующаяся система при условии предоставления ему соответствующих возможностей. В рыночных отношениях государство должно уменьшать свое непосредственное воздействие на сельское хозяйство. Это не означает, что оно полностью отстраняется от решения проблем, связанных с его развитием, ибо АПК имеет многоплановое функциональное назначение, в частности улучшение перспектив продовольственной безопасности как важнейшей составляющей его жизнедеятельности. Поэтому требуется дальнейшее совершенствование государственной концепции опосредованного регулирования социально-экономических отношений на селе, предусматривающей проведение политики в интересах как сельского сообщества, так и горожан.

Основной методологический подход к дальнейшему совершенствованию агросектора - переход от стратегии развития сельскохозяйственных отраслей к стратегии комплексного устойчивого развития сельских территорий с учетом экологических принципов. В основу оценки успешности комплексного устойчивого развития сельских территорий следует расставить акценты в следующей последовательности: сохранение экологического равновесия, развитость социальной сферы сельского

населения; экономическая эффективность АПК; уровень социальной защищенности жителей села. Находясь в непосредственном природном окружении, используя потребительские свойства и возможности биогеоценоза, труженики села обязаны поддерживать плодородие почвы и обеспечивать сохранность окружающего ландшафта. Невыполнение этого правила приводит к снижению экономической эффективности сельскохозяйственной отрасли и, как следствие, с течением времени к исчезновению самого агропоселения. Экономическая и социобиологи-ческая необходимость актуализирует возврат изъятых из природы полезных веществ, требует систематического, постоянного улучшения плодоносящей силы земли.

Рассматривая структуру развития АПК в контексте его устойчивого развития, принято выделять следующие сферы: 1) совокупность предприятий и организаций, производящих для сельского хозяйства технику, оборудование, удобрения, пестициды, комбикорма; 2) непосредственно сельскохозяйственное производство; 3) совокупность организаций и предпринимательских структур, обеспечивающих заготовку, переработку и реализацию продукции. Для устойчивого развития АПК все эти сферы должны быть объединены. Новую систему экономической жизни в агропромышленном комплексе нельзя придумать и насаждать принудительно, она должна развиваться вместе с развитием общества.

За девяностолетний период сложилась приверженность аграрного населения к коллективным формам хозяйствования. Становление и развитие коллективных форм хозяйствования удачно сочетаются с развитием личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Крестьянину удобно лоббировать в сложившейся ситуации, то есть, если плохо в коллективном хозяйстве, он интенсифицирует ЛПХ, при этом негативно воспринимает предложение зарегистрировать себя в качестве фермера и таковым себя не считает. Для такого поведения имеются определенные основания, и сводятся они к следующему: нежеланию фиксировать свой дополнительный доход в налоговых, контролирующих и статистических органах; неуверенности в стабильности своего положения и возможности постоянного использования зафиксированного количества земли; стремлению сохранить сложившиеся трудовые отношения с СПК, ОАО и другими сельскохозяйственными организациями для доступа к технике и другим ресурсам; нежеланию подпасть под правила налогообложения, применяемые к фермерам. Многие считают, что неформальная хозяйственная экономическая деятельность -залог устойчивого развития ЛПХ, нежели официальная.

По законодательству Беларуси размер земли для ведения ЛПХ может составлять до 3 га. Производство продукции под вывеской ЛПХ по-

зволяет избегать исполнения многих бюрократических процедур, применимых к фермерам, а в случае возникновения неблагоприятной ситуации относительно безболезненно переориентировать или свернуть производство. Следовательно, можно сделать вывод, что в белорусской деревне через семью и ее ценности происходит, хотя и медленными темпами, возрождение и стабилизация устойчивого традиционного крестьянского уклада жизни.

В симбиозе совместной деятельности власти, сельского общества и субъектов хозяйствования лежит стратегия успеха устойчивого развития и рационального использования человеческого капитала на селе. Семейное подворье еще демонстрирует относительную стабильность в Беларуси, является фактором снижения напряженности на сельском рынке труда, способствует решению проблемы продуктового обеспечения населения, является стратегическим национальным ресурсом продовольственной безопасности.

В перспективе крупные ЛПХ с размером земли три и более гектаров перейдут в разряд легальных агропредприятий, и их главная цель будет извлечение прибыли. Другая часть домашних хозяйств, расположенных вблизи городов и транспортных магистралей, сохранит свою мелкотоварную направленность, производя продукцию для реализации на рынках, став усадьбами для производства экологически чистой продукции, либо центрами туризма и оздоровления.

Возможен переход части домохозяйств на небольшое натуральное производство исключительно для семейных потребностей либо полное прекращение агродеятельности и переход в категорию садово-огородных и частных дачных участков для свободного времяпровождения и отдыха. На Западе это распространенное явление. Именно в этих направлениях, по всей вероятности, будут трансформироваться сельские домохозяйства Беларуси.

Изучение фермерских хозяйств в контексте устойчивого развития села показывает, что в условиях Беларуси шансов на масштабное распространение фермеризации пока не имеется, так как не сложились еще социально-экономические и психологические условия для этого. Количество фермерских хозяйств в республике сокращается. Причины этой тенденции кроются в несовершенстве льготного кредитования начинающих фермеров, отсутствии первоначального капитала. Законодательно не разработаны гарантии и льготы, которые помогли бы преодолеть риск в первые годы хозяйствования фермера, требует дальнейшего совершенствования механизм дотирования сельхозпроизводства. Пока дотации небольшие в количественном измерении (по сравнению со стра-

нами Западной Европы) и осуществляются не с учетом кадастровой оценки земель, а исходя из количества производимой продукции, что не позволяет начинающему фермеру получить достаточно средств для устойчивого развития.

Другие причины, сдерживающие фермеризацию, - отсутствие рынка сбыта продукции, плохие расчеты за продукцию, бюрократические барьеры при оформлении и становлении. Мы полагаем, что рассматривать землю для агропроизводства необходимо как специфический товар, который должен использоваться по назначению. Последовательность мероприятий: передача земли в аренду на 50-60 лет; через пять лет подтверждение устойчивости, стабильности хозяйствования; законодательное представление возможности выкупа земли целиком, по частям; затем ее залог (ипотека) под кредиты; предоставление возможности симбиоза в хозяйствовании.

Все эти меры должны способствовать созданию в агросфере конкурентной среды, укреплению веры в стабильность настоящего и будущего развития личности, семьи, общества.

Устойчивое развитие АПК обеспечивают 1548 сельскохозяйственных организаций, которые имеют 42 % государственной собственности в уставном капитале. Средняя сумма уставного капитала на одно сельскохозяйственное предприятие составляет 1475 млн руб. Кроме государственной собственности в уставном капитале присутствует коллективная, частная (акционерная) собственности. В среднем на душу населения уровень продовольственной безопасности составляет 1 млн 300 тыс. руб. валовой продукции. Такой уровень продовольственной безопасности считается невысоким и его следует неуклонно повышать. Достаточно сказать, что он в 10 раз ниже чем в США, и если там, в народном хозяйстве на душу населения уровень валового продукта составляет 44 тыс. долл., то у нас только 4 тыс. долл., в сельском хозяйстве соответственно 7 тыс. долл. и 650 долл. Учитывая это, в экономическом развитии АПК Беларуси нужен " качественный рывок", на что прямо указал Президент страны в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

К 2010 г. в целях устойчивого развития производство валового продукта в АПК следует увеличить на 30-3 5 %. Учитывая растущий спрос на продовольствие от экспорта сельхозпродукции, уже в ближайший период планируется получить 2 млрд долл. Перспектива устойчивого рыночного функционирования национального агропродовольственно-го комплекса видится в дальнейшем укреплении и комплексном развитии крупных товарных предприятий, обеспечивающих основные объе-

мы качественного продовольствия, к которым должно быть экономически и организационно привязано развитие всех других более мелких хозяйств - ЛПХ, фермерских, кооперативных. На их базе будут создаваться кооперативно интеграционные структуры, которые станут основой для формирования общей совокупности объектов социальной инфраструктуры села. Недооценка и искусственное сдерживание этого процесса некоторыми государственными руководителями отрицательно влияют сейчас и будут в будущем тормозить поступательное устойчивое развитие АПК.

Непременным условием ведения экологизированного сельского производства является соблюдение экологических нормативов. К ним относятся: предельно допустимые концентрации нитратов в растениеводческой продукции; максимально допустимые уровни содержания пестицидов-регуляторов роста в пищевых продуктах; предельно допустимые концентрации нитратов и нитритов в кормах; пороговые концентрации микроэлементов в почвах; предельно допустимые концентрации пестицидов в почве; предельно допустимые остаточные количества пестицидов в кормах для сельскохозяйственных животных; пороговые концентрации микроэлементов в кормах для сельскохозяйственных животных.

На загрязненных радионуклидами землях критерии получения экологически чистой продукции сведены в республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 и представлены в виде нормативов: допустимые уровни цезия и стронция в пищевых продуктах и пищевой воде; допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в сельскохозяйственном сырье для переработки; допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в основных видах кормов для животных, используемых для производства молока и мяса.

Гарантией безопасности потребляемой продукции служит оценка ее качества. Этому вопросу в последнее время уделяется большое внимание. Сельскохозяйственные предприятия Беларуси, осуществляющие экспорт продукции, проходят аттестацию со стороны государств, в которые она будет направлена. Следует отметить, что оценка качества продукции в странах Евросоюза осуществляется по более широкому спектру показателей. Так качество животноводческой продукции в Беларуси осуществляется по 40 показателям, тогда как в странах Евросоюза по 138. Для экспорта продукции за пределы республики у товаропроизводителя обязательно должен быть единый "сертификат благополучия", как и в России, по следующим болезням: ящур; африканская чума свиней; губкообразная энцелофатия (коровье бешенство) и плевропневма-ния. Фактические уровни загрязнения почв в Беларуси по определен-

ным ингредиентам (наличие тяжелых металлов, сульфатов, нитратов) значительно ниже допусков Евросоюза, что и способствует получению в республике экологически чистой продукции.

Заключение. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Социальная политика есть совокупность стратегии и тактики управленческих решений, разрабатываемых государственными органами и реализуемых через систему местного управления, органы социальной защиты, принятие мер по обеспечению приемлемого уровня жизнедеятельности в соответствии с эколого-экономическими возможностями, имеющимися ресурсами с учетом потребности людей, проживающих в сельских регионах.

2. Целью устойчивого развития АПК является формирование эффективного конкурентоспособного и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны.

3. Для снижения антропогенного воздействия на окружающую среду интенсификация аграрного производства должна быть адаптивной, биоориентированной и не вызывать противоречий между человеком и природой.

4. Для сохранения природной среды необходимо от концепции развития сельского производства перейти к концепции развития сельской местности. Все отрасли и сферы производственной деятельности должны быть увязаны с направлением развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов, где агроценоз будет являться частью биоценоза.

5. Непременным условием ведения экологизированного сельскохозяйственного производства является выполнение экологических нормативов. В целях повышения конкурентоспособности продукции предстоит повысить качество, потребительские свойства, улучшить ее оформление и упаковку с учетом требований рынка, а также проводить работу по внедрению стандартизации и сертификации, совершенствовать систему качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов.

Литература

1. Константинов, А.В. Основы эволюционной теории /А.В. Константинов. -Минск: Вышэйшая школа, 1979. - 399 с.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [ и др.]. - Минск: ЮНИПАК, 2004. - 200 с.

3. Никитенко, П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика (стратегия инновационного развития) / П.Г.Никитенко. - Минск: Белорус. наука, 2006. - 479 с.

Информация об авторах

Соловцов Николай Иванович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь Государственного предприятия "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (раб) 8 (017) 212-07-52.

Синельников Михаил Владимирович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Государственного предприятия "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-31-27.

Соловцова Юлия Михайловна - научный сотрудник Государственного предприятия "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-31-27.

Дата поступления статьи - 10 апреля 2008 г.

УДК 658.310.138:633.15

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО КУКУРУЗОСЕЯНИЯ В БЕЛАРУСИ

А.М. ТЕТЁРКИНА, научный сотрудник Государственное предприятие " Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси"

THE ECONOMIC MECHANISM OF STIMULATION OF GRAIN CORN-SOWING IN BELARUS

A.M. TETERKINA, the research assistant The state enterprise "The Institute of System Researches in the Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus"

В статье на основе анализа проблем развития зернового кукурузосе-яния в Беларуси, а также с учетом целевых параметров функционирования основных субъектов аграрной экономики определены приоритетные для современных условий развития отрасли меры по увеличению объемов производства зерна кукурузы. Основной акцент сделан на комплексе мер государственного и внутрихозяйственного стимулирования. В рамках первого направления нами

Measures that are priority for modern conditions of branch development on the increase of volumes of grain corn production are defined on the basis of the analysis ofproblems of development of grain corn-sowing in Belarus, and also taking into account aim parameters offunctioning of main subjects of the agrarian economy in the article. The author lays basic emphasis on the complex of measures of the state and intraeconomic stimulation. Within the limits of the first direction we develop

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.