XIVМеждународная научно-практическая конференция УДК 343.35
Гладких Валерия Николаевна Gladkikh Valeriia Nikolaevna
Студент
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(Новосибирск, Россия)
Siberian Institute of Management - a branch of The Russian Presidential Academy of
national economy and public administration.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
FORMATION OF AN EFFECTIVE MECHANISM FOR COMBATING CORRUPTION IN STATE AND MUNICIPAL
AUTHORITIES
Аннотация : актуальность темы исследования состоит в том, что в системе государственной и муниципальной службы, где должностные лица имеют в своих руках большие властные ресурсы, материальные и нематериальные блага, необходимость борьбы с коррупцией выходит на первый план, поскольку коррупционные нарушения находят отражение во всех сферах деятельности органов государственного и муниципального управления.
Проблема исследования состоит в том, что на сегодняшний день коррупция приобрела масштабы глобального социального явления, которое полностью разлагает государственную и муниципальную власть. Причиной этого является злоупотребление государственными и муниципальными служащими своим служебным положением с целью получения личной выгоды или выгоды определенного круга лиц, противоречащее интересам общества и государства. Проникновение коррупции во все сферы государственного и муниципального управления стало главной причиной, препятствующей работе системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
В статье рассмотрены понятие коррупции и факторы ее проявления, понятие, содержание и принципы противодействия коррупции, содержание
«Инновационные аспекты развития науки и техники» коррупции в системе государственного и муниципального управления. Исследован уровень коррупционной преступности в Российской Федерации, определены проблемы в сфере противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления и пути их решения посредством разработки антикоррупционной политики. В целом, разработаны мероприятия, направленные на формирование эффективного механизма борьбы с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти.
Resume, the relevance of the research topic lies in the fact that in the system of state and municipal service, where officials have large power resources, material and intangible benefits in their hands, the need to fight corruption comes to the fore, since corruption violations are found reflection in all spheres of activity of state and municipal authorities.
The problem of the study is that today corruption has acquired the scale of a global social phenomenon that completely decomposes state and municipal authorities. The reason for this is the abuse of state and municipal employees of their official position in order to obtain personal benefits or the benefits of a certain circle of people, contrary to the interests of society and the state. The penetration of corruption into all spheres of state and municipal administration has become the main reason hindering the work of the system of state and municipal service in the Russian Federation.
The article considers the concept of corruption and the factors of its manifestation, the concept, content and principles of combating corruption, the content of corruption in the system of state and municipal administration. The level of corruption crime in the Russian Federation is studied, the problems in the field of combating corruption in the system of state and municipal management and ways to solve them through the development of an anti-corruption policy are identified. In general, measures have been developed aimed at forming an effective mechanism for combating corruption in state and municipal authorities.
Ключевые слова, коррупция, государственное и муниципальное управление, органы власти, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, борьба с коррупцией, коррупционные правонарушения.
Keywords, corruption, state and municipal administration, authorities, anticorruption policy, anti-corruption, fight against corruption.
XIVМеждународная научно-практическая конференция
В настоящее время коррупция является одной из самых значимых
проблем в Российской Федерации, она препятствует социально-экономическому развитию страны, затрагивает все сферы жизни общества, представляет угрозу национальной безопасности. Обладая рядом негативных свойств, коррупция приводит к снижению эффективности функционирования государства, ослабляет работу государственных служб, снижает доверие к чиновникам, создавая, в конечном итоге, прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства.
В современном обществе проблема коррупции является системной и носит глобальный характер, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. Коррупция ставит под угрозу не только суверенитет и безопасность государства, она также подрывает сами основы человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благополучие [2, с. 46]. С целью снижения ущерба, наносимого коррупцией государству и обществу, необходимо искоренение данного явления или снижение степени коррупции органов государственной и муниципальной власти и государственных и муниципальных служащих до максимально возможного минимума.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий, направленных на формирование эффективного механизма борьбы с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие коррупции и факторы ее проявления;
- рассмотреть понятие, содержание и принципы противодействия коррупции;
- рассмотреть содержание коррупции в системе государственного и муниципального управления;
- исследовать уровень коррупционной преступности в
Российской Федерации;
- определить проблемы в сфере противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления;
- разработать мероприятия, направленные на формирование эффективного механизма борьбы с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти.
Методами исследования выступают: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический метод, обобщение, систематизация.
Согласно в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
К факторам проявления коррупции можно отнести ситуации незаконного присвоения государственных средств при помощи властных полномочий. Коррупционные правонарушения проявляются также в незаконном получении материальных благ, незаконном продвижении по службе, получении премий или других вознаграждений [1, с. 107]. В этих правонарушениях участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекающих для себя выгоду, принимая взятку, вопреки государственным законам и общественным нормам.
XIVМеждународная научно-практическая конференция
Безусловно, коррупция - очевидное зло современного общественного развития, касающееся всей системы государственного и муниципального управления. Проявления данного зла в органах власти на том или ином уровне ослабляет государственную и муниципальную власть и усиливает факторы коррупции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
К основным принципам противодействия коррупции относятся следующие:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Природу политики противодействия коррупции в органах государственной и муниципальной власти целесообразно раскрывать через эти принципы.
Первый принцип, предполагающий признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, во многом возникает из Конституции Российской Федерации, в которой определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Содержание этого принципа предполагает, что вся политика противодействия коррупции основывается на правах и свободах человека и гражданина [5, с. 70]. Это предполагает выстраивание системы разноплановых мер, способствующих противодействию коррупции в контексте приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Принцип законности предполагает строгое и неуклонное соблюдение требований правовых предписаний всеми субъектами права. Данный принцип в формате политики противодействия коррупции имеет крайне важное значение, поскольку предполагает формирование законодательно закрепленных сложных системных факторов, условий, мер, которые противодействуют коррупции и создают почву для нетерпимого отношения к ней как в обществе в целом, так и в органах государственной и муниципальной власти в частности.
Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предполагает информационное освещение их деятельности в
XIVМеждународная научно-практическая конференция различных средствах массовой информации. Кроме того данный
принцип предполагает возможность доступа простых граждан,
институтов гражданского общества, к процессу принятия наиболее
важных, социально-значимых управленческих решений [5, с. 71].
Безусловно, современный этап развития общества характеризуется
процессами цифровизации и информатизации, поэтому на порталах
органов власти практически в режиме реального времени размещается
информация об их деятельности.
Важным идейным началом осуществления политики противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Данный принцип очень важен, поскольку он предполагает обязательность наступления ответственности любого гражданина, должностного лица за совершение коррупционных правонарушений.
Коррупция в системе государственного и муниципального управления существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т. п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник [3, с. 58]. Чиновник обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом и общественно одобряемых культурными и моральными нормами.
Высокий уровень проявления коррупции в стране означает следующее [4, с. 83]:
- факторы коррупционных правонарушений имеют место во всех
уровнях государственной и муниципальной власти и общественной жизнедеятельности;
- неэффективность предпринимаемых мер государства и общества по борьбе с коррупцией;
- заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к определенной государственной или общественной организации;
- злоупотребление служебным положением и полномочиями вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды имеет усиливающуюся тенденцию;
- необходимость применения комплексных мер государственных, общественных организаций и гражданского сектора по искоренению фактов коррупционных правонарушений.
В настоящее время уровень коррупционной преступности в Российской Федерации растет.
В таблице 1 представлена динамика коррупционных преступлений в Российской Федерации за 2018-2020 гг., а в таблице 2 отражены сведения о состоянии коррупционной преступности в Российской Федерации за данный период.
Таблица 1 - Динамика коррупционных преступлений в Российской Федерации за 2018-2020 гг. [6]
Показатель 2018 год 2019 год 2020 год
Количество раскрытых коррупционных преступлений 27997 28175 28058
Прирост/снижение, % 4,0 0,6 -0,4
XIVМеждународная научно-практическая конференция Таблица 2 - Сведения о состоянии коррупционной преступности в
Российской Федерации за 2018-2020 гг. [6]
2019 год 2020 год
Зарегистрировано Раскрыто Зарегистрировано Раскрыто
Показатель Всего Прирост/с нижение, % Всего Прир ост/с ниже ние, % Всего Прирост/сн ижение, % Всего Прир ост/с ниже ние, %
Количество
преступлени й коррупционн ой
30991 1,6 28175 0,6 30813 -0,6 28058 -0,4
направленно
сти,
из них:
Связанные со
взяточничест вом, 13867 0,7 11946 4,0 14548 4,9 12821 7,3
в т. ч.:
получение взятки 3988 14,0 3092 11,1 4174 4,7 3320 7,4
дача взятки 3174 21,5 2882 25,4 3649 15,0 3309 14,8
посредничест
во во взяточничест 1297 32,5 904 30,8 1451 11,9 1004 11,1
ве
мелкое
взяточничест 5408 -0,5 5068 -11,3 5274 -2,5 5188 2,4
во
Связанные с
коммерчески м подкупом, 1294 33,7 1016 26,7 1444 11,6 1346 32,5
в т. ч.:
коммерчески й подкуп 990 33,8 795 34,5 1162 17,4 1017 27,9
мелкий
коммерчески 304 33,3 221 4,7 282 -7,2 329 48,9
й подкуп
На основании данных таблицы 1 и таблицы 2 можно сделать вывод, что за исследуемый период в Российской Федерации наблюдался как как спад (2018-2019 гг.), так и рост коррупционной преступности (2019-2020 гг.). В нашей стране принимаются меры по борьбе с коррупцией, которые ведут к снижению числа коррупционных преступлений. Подавляющее большинство коррупционных преступлений раскрывается, что означает пресечение достаточно сложных коррупционных схем правоохранительными органами. В
«Инновационные аспекты развития науки и техники» частности, раскрывается большое количество коррупционных
преступлений и уровень «мелких» деяний данной сферы снижается.
Однако стоит отметить, что современная коррупционная преступность характеризуется высоким уровнем латентности, в настоящее время нереализованными остаются большое количество задач, связанных с предупреждением и выявлением коррупционных преступлений.
На сегодняшний день уровень коррупции в Российской Федерации велик. И, несмотря на достаточно большое количество направлений профилактики и пресечения коррупционных правонарушений в нашей стране, большие усилия по борьбе с коррупцией со стороны государства и общества, это явление до сих пор не утратило статуса угрозы национальной безопасности, и уровень коррупции в системе государственной и муниципальной службы не перестает расти [1, с. 112].
Действующие законодательные, организационные и иные меры по борьбе с коррупцией недостаточны и несовершенны. Соответственно, можно выделить ряд проблем, существующих в сфере противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления:
- возможность сокрытия преступления государственными и муниципальными служащими, непосредственно занимающимися антикоррупционной деятельностью, которая появляется у них в связи с их служебным положением, знанием различных «лазеек» для незаметного получения взяток и других нематериальных услуг за выполнение своих служебных обязанностей, а также возможность избежать наказания за совершенное деяние;
- отсутствие инициативы со стороны граждан и институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией среди государственных
XIVМеждународная научно-практическая конференция и муниципальных служащих и органов государственной и
муниципальной власти;
- сопротивление органов государственной и муниципальной власти любому вмешательству институтов гражданского общества и граждан в процесс принятия решений на государственном и муниципальном уровне, что говорит о том, что открытость органов власти является лишь формально закрепленным принципом, который редко соблюдается на практике.
В целом, коррупция в сфере государственного и муниципального управления является наиболее опасным видом коррупции, который подрывает авторитет органов государственной и муниципальной власти в глазах всего населения [3, с. 64]. Бесспорно, любые изменения, происходящие в государстве и обществе, не могут дать быстрых результатов, соответственно, для решения проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы в будущем необходимо принимать оперативные меры по совершенствованию антикоррупционной политики.
Антикоррупционная политика представляет собой системную деятельность органов власти при поддержке граждан и общественных объединений, ориентированную на формирование системы противостояния коррупции.
В соответствии с тем, что коррупция на государственной и муниципальной службе является системным явлением, разработанные механизмы борьбы с ней не могут быть односторонними и влиять на нее только путем воздействия на нее путем регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих. Соответственно, меры, которые применяются в антикоррупционной политике, должны влиять на это явление в совокупности.
Первостепенное значение должны иметь механизмы, включающие систему административных и правовых мер,
«Инновационные аспекты развития науки и техники» направленных на борьбу с коррупцией на государственной и
муниципальной службе. Этот приоритет определяется тем фактом, что
коррупция в большей степени связана с получением выгод именно за
счет спекуляции своим служебным положением должностными
лицами, которые в силу своих полномочий имеют возможность
распоряжаться административными и финансовыми ресурсами.
Условиями формирования высокоэффективной
антикоррупционной политики являются:
- поддержка социумом инициатив государства в борьбе с коррупцией, нацеленность (активная позиция) на устранение коррупции у большинства граждан;
- системный характер мер;
- жесткая социальная и политическая воли при организации борьбы с национальными коррупционными проявлениями;
- научная обоснованность антикоррупционных мероприятий, глубинный анализ наднационального опыта противоборства коррупции.
Механизм борьбы с коррупцией в органах государственной и муниципальной власт и должен состоять из целого комплекса мер, направленных не только на пресечение коррупционных действий, но и включать превентивные меры, в том числе:
- повышение гражданской активности, политической и правовой культуры населения;
- укрепление на практике принципов разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека;
- повышение прозрачности и открытости государственной и муниципальной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного и муниципального управления. Необходимо сокращение
XIVМеждународная научно-практическая конференция бюрократических барьеров во взаимодействии граждан и властных
структур.
Кроме того, механизм борьбы с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти должен быть ориентирован на следующие направления антикоррупционной политики:
- коррекция законодательства;
- более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти;
- изменение принципов государственной и муниципальной службы и контроль за имущественным положением представителей власти;
- упорядочение системы, структуры и функций органов власти;
- создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;
- укрепление судебной власти;
- совершенствование правоохранительной.
Направления антикоррупционной политики должны регулярно корректироваться с учетом мониторинга коррупции - отраслевого, регионального, функционального, а также дополняться новыми знаниями, полученными вследствие выявления коррупционной природы [5, с. 74]. Также должны постоянно исследоваться причины коррупции, подверженные коррупции государственные и муниципальные служащие, мотивации коррупционных связей. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного и муниципального управления должны стать открытыми для общества.
Также стоит отметить, что большая роль в пресечении коррупции должна быть отведена независимым средствам массовой информации, поскольку честное освещение происшествий коррупционного характера, случаев привлечения к ответственности чиновников-коррупционеров в социуме формирует нетерпимость по отношению к
«Инновационные аспекты развития науки и техники» злоупотреблению служебными полномочиями, способствует росту доверия населения государственным и муниципальным органам власти, информирует о методах эффективного противоборства коррупции.
В нашей стране должна быть распространена практика расположения в помещениях государственных и муниципальных органов власти, в которых организован прием граждан, демонстрационных материалов об ответственности за правонарушения коррупционного характера и, в целом, их недопустимости [2, с. 81]. Это позволит выявлять своевременно коррупционные проявления, воздействовать на сокращение масштабов коррупционной пораженности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сочетании с другими мероприятиями по противостоянию коррупции.
Оперативное и комплексное внесений изменений в политику, направленную на противодействие коррупции в государственном и муниципальном управлении, в сознание и мировоззрение граждан, самих государственных и муниципальных служащих, позволит достигнуть положительных результатов в данной сфере уже в ближайшей перспективе. Только комплексные, консолидированные действия органов государственной и муниципальной власти и всего общества в целом могут привести к успеху в борьбе с коррупцией.
Таким образом, рассмотрены понятие коррупции и факторы ее проявления, понятие, содержание и принципы противодействия коррупции, содержание коррупции в системе государственного и муниципального управления. Исследован уровень коррупционной преступности в Российской Федерации, определены проблемы в сфере противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления. Разработаны мероприятия, направленные
XIVМеждународная научно-практическая конференция на формирование эффективного механизма борьбы с коррупцией в
органах государственной и муниципальной власти.
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что коррупция - явление, обозначающее использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. В настоящее время уровень коррупции в Российской Федерации высок, а уровень коррупции в системе государственной и муниципальной службы возрастает.
Проблемы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления должны решаться системно, путем проведения антикоррупционной политики, предполагающей решение организационных, социальных, экономических и правовых вопросов на основе специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных, направляемых не только на выявление уже совершенных правонарушений, но и на устранение условий для их возникновения.
В результате реализации предложенных мероприятий удастся сформировать эффективный механизм борьбы с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти.
Библиографический список:
1. Архипов Э. Л., Сушкова Т. В. Коррупционная преступность и ее развитие в России // Теневая экономика. 2019. Т. 3. № 2. С. 107-114.
2. Васильева В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2017. 441 с.
3. Липски С. А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба. М. : Русайнс, 2018. 112 с.
4. Наумов С. Ю. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие. М. : Дашков и Ко, 2016. 556 с.
5. Платов Е. В. Причины коррупции в России // Наука. Общество. Государство. 2018. Т. 6. № 4. С. 70-75.
6. Следственный комитет Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL : https://sledcom.ru/, свободный (дата обращения: 25.09.2021).