Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ'

КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1548
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО (ДОЛЖНОСТНОГО) ПОЛОЖЕНИЯ / ДАЧА ВЗЯТКИ / ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ / ПЕРЕДАЧА ВЗЯТКИ / ВЗЯТКА / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА / CORRUPTION / CRIME / ANTI-CORRUPTION / ABUSE OF AUTHORITY / THE USE OF OFFICIAL (OFFICIAL) POSITION / BRIBERY / BRIBE TRANSFER / COMMERCIAL BRIBERY / OFFICIAL / MATERIAL BENEFIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Частнов Кирилл Сергеевич, Калеев Николай Владимирович

В данной статье рассмотрены современные проблемы Российской Федерации в области коррупционных преступлений, а также рассмотрены основные виды коррупционных проявлений и способы борьбы с ними. Коррупцию можно определить, как получение материальной выгоды, путем использования своего должностного положения, либо дачи взятки. Должностные лица должны распределяться на: лиц осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, исходя из чего может определяться тот, или иной вид коррупционного проявления. Коррупцию можно разделить на два больших блока: коррупция в органах власти и управления, и коррупция среди должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с действующим законодательством и те, и другие субъекты, являются должностными лицами. Однако во всём мире коррупционными деяниями признаются деяния совершённые должностными лицами органов власти и управления, а не предпринимателями или руководителями некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AND ITS TYPES

This article discusses the current problems of the Russian Federation in the field of corruption crimes, as well as the main types of corruption manifestations and ways to combat them. Corruption can be defined as obtaining a material benefit by using one's official position or by giving a bribe. Officials shall be distributed on: persons performing functions of the representative of the power or performing organizational and administrative, administrative and economic functions in state bodies, local governments, state and municipal institutions, state corporations, state companies, state and municipal unitary enterprises, joint-stock companies, a controlling stake in which belongs to the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation or municipalities, on the basis of which one or another type of corruption may be determined. Corruption can be divided into two large blocks: corruption in government and management, and corruption among officials of commercial and non-profit organizations. In accordance with the current legislation, both entities are officials. However, all over the world acts of corruption are recognized as acts committed by officials of the authorities and management, and not by entrepreneurs or heads of non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ»

юридические науки

Частнов Кирилл Сергеевич, Калеев Николай Владимирович

КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ...

УДК 343.9

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0093

КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

© 2019

Частнов Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Организация и менеджмент» Калеев Николай Владимирович, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, 22а, e-mail: kaleewnik@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные проблемы Российской Федерации в области коррупционных преступлений, а также рассмотрены основные виды коррупционных проявлений и способы борьбы с ними. Коррупцию можно определить, как получение материальной выгоды, путем использования своего должностного положения, либо дачи взятки. Должностные лица должны распределяться на: лиц осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, исходя из чего может определяться тот, или иной вид коррупционного проявления. Коррупцию можно разделить на два больших блока: коррупция в органах власти и управления, и коррупция среди должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с действующим законодательством и те, и другие субъекты, являются должностными лицами. Однако во всём мире коррупционными деяниями признаются деяния совершённые должностными лицами органов власти и управления, а не предпринимателями или руководителями некоммерческих организаций.

Ключевые слова: коррупция, преступность, противодействие коррупции, злоупотребление полномочиями, использование служебного (должностного) положения, дача взятки, получение взятки, передача взятки, взятка, коммерческий подкуп, должностное лицо, материальная выгода.

CORRUPTION AND ITS TYPES

© 2019

Chastnov Kirill Sergeevich, the candidate of judicial sciences, associate professor of the chair «Organization and management» Kaleev Nikolay Vladimirovich, the senior lecturer of the chair «Organization and management» Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a, e-mail: kaleewnik@mail.ru)

Abstract. This article discusses the current problems of the Russian Federation in the field of corruption crimes, as well as the main types of corruption manifestations and ways to combat them. Corruption can be defined as obtaining a material benefit by using one's official position or by giving a bribe. Officials shall be distributed on: persons performing functions of the representative of the power or performing organizational and administrative, administrative and economic functions in state bodies, local governments, state and municipal institutions, state corporations, state companies, state and municipal unitary enterprises, joint-stock companies, a controlling stake in which belongs to the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation or municipalities, on the basis of which one or another type of corruption may be determined. Corruption can be divided into two large blocks: corruption in government and management, and corruption among officials of commercial and non-profit organizations. In accordance with the current legislation, both entities are officials. However, all over the world acts of corruption are recognized as acts committed by officials of the authorities and management, and not by entrepreneurs or heads of non-profit organizations.

Keywords: corruption, crime, anti-corruption, abuse of authority, the use of official (official) position, bribery, bribery, bribe transfer, commercial bribery, official, material benefit.

Коррупционную преступность сегодня можно назвать традиционным и достаточно распространённым видом преступности, существующем не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. Однако принято считать, что в России коррупция имеет наиболее широкие масштабы. Для того, чтобы было возможным проводить подобные анализы и делать такого рода выводы, необходимо понимать, что такое коррупция, в каких видах она существует и какие из этих видов фиксируются и учитываются органами статистики, а какие нет, какими нормативно-правовыми актами регулируются [1-12].

Коррупционные проявления имеют место быть в органах государственной власти и во всех сферах общественных правоотношений, в таких как предпринимательская деятельность (административные барьеры, лоббирование интересов), в земельных правоотношениях (предоставление право собственности по новым земельным участкам, процедуры предоставления земли) [13; 14; 15; 16].

В России понятие «коррупция» закреплено в специальном законе «О противодействии коррупции» как: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями,

коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Рассмотрим каждый вид коррупции:

1. Злоупотребление служебным положением;

2. Дача взятки;

3. Получение взятки;

4. Злоупотребление полномочиями;

5. Коммерческий подкуп;

6. Иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Со всеми этими видами всё достаточно понятно, т.к. эти понятия закреплены в уголовном кодексе РФ и вы-

Chastnov Kirill Sergeevich, Kaleev Nikolay Vladimirovich juridical

CORRUPTION AND ITS ... science

явление данных преступлений всегда фиксируется. А вот 6-й вид даёт возможность разносторонне трактовать предложенную законодателем формулировку. Разберём эту формулировку по частям:

- незаконное использование, т.е. действия или бездействия вопреки нормам действующего Российского законодательства;

- использование физическим лицом, т.е. только физическое лицо может быть субъектом коррупции, а не юридическое лицо;

- использование должностного положения, т.е. лицом обладающим специальными полномочиями, которыми оно наделено в связи с занимаемой должностью;

- вопреки законным интересам общества и государства - тут присутствует субъективный подход, который на наш взгляд чётко не определён и нет конкретного определения интересов общества и государства. В каждом отдельном случае эти интересы будут определять люди (руководители, следователи, судьи и т.д.). Сегодня одни интересы, завтра другие. На наш взгляд, закон не должен содержать таких оценочных категорий и размытых высказываний;

- в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав - в этой фразе законодатель предусматривает все возможные материальные выгоды, но не предусматривает выгоды не материального характера. Например, поднятие рейтинга депутата, поднятие авторитета чиновника и т.п. Конечно, это сложно для определения, однако мы живём в обществе, в котором меркантильность нерадивых его членов не ограничивается только материальными благами. По нашему мнению, этот вопрос имеет право на обсуждение.

- выгоды для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, т.е. законодатель делает акцент на том, что материальную выгоду не обязательно получить самому должностному лицу - коррупционеру, но и для третьих лиц, либо предоставление такой выгоды данному должностному лицу не самим лицом в отношении которого осуществляется коррупционное проявление, но его друзьями, родственниками, подчинёнными.

Многие учёные (Дж. Тирол, С. Роттенберг, Дж. Хан-денхаймер, С. Роуз-Аккерман и др.), занимающиеся исследованиями негативного явления «коррупция», предлагают различные классификации и виды коррупции. Но мы сегодня говорим о тех видах коррупции, которые устанавливает Российское законодательство.

Необходимо разобраться в том, кто же является субъектом коррупции? Согласно закона «О противодействии коррупции» - это лица, использующие своё должностное положение. Являются ли эти лица должностными лицами и что законодатель понимает под понятием должностные лица [17]?

Согласно примечания к ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются «лица, постоянно, временно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской 400

Федерации» [18].

Однако в соответствии с п.1 примечания к ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», лицом выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и ст. 204 УК РФ признаётся «лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного исполнительного коллегиального органа, а также лицо постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях». Таким образом, эти лица занимают определённые должности, но только не в государственных или муниципальных органах, а в коммерческих или некоммерческих организациях и имеют определённый круг обязанностей, который определён, как правило, должностной инструкцией или трудовым договором. Соответственно эти лица тоже являются должностными лицами, но только не в государственных структурах. И это является основным отличием этих двух видов должностных лиц.

Учитывая изложенное, напрашивается вывод о том, что должностные лица должны распределяться на: лиц осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и на лиц выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, т.е. лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного исполнительного коллегиального органа, а также лицо постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Сегодня в ОВД, прокуратуре и других правоохранительных органах, коррупционными признаются экономические преступления, совершённые директорами коммерческих и некоммерческих организаций в связи с тем, что эти субъекты также являются должностными лицами [19].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупцию можно разделить на два больших блока: коррупция в органах власти и управления, и коррупция среди должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций. Ведь в соответствии с действующим законодательством и те, и другие субъекты, являются должностными лицами. Однако во всём мире коррупционными деяниями признаются деяния совершённые должностными лицами органов власти и управления, а не предпринимателями или руководителями некоммерческих организаций.

Но тогда возникает несколько вопросов:

1) стоит ли совершённые директорами коммерческих и некоммерческих организаций уголовно наказуемые деяния расценивать как коррупционные, если стоит, то какой в этом смысл? Не является ли это профанацией? 2) если у нас в России существует два принципиально Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

юридические науки

Частнов Кирилл Сергеевич, Калеев Николай Владимирович

КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ...

разных подхода к коррупционным преступлениям, в виду наличия должностных лиц в разных сферах жизнедеятельности государства (государственные служащие и коммерческие и не коммерческие организации), то этих должностных лиц нужно разграничивать и деяния первых расценивать как коррупционные, а деяния вторых не относить к коррупционным?

Если чётко определиться с этим вопросом (какие преступления относить к коррупционным, а какие нет), то можно было бы:

1. Избежать погони правоохранительных органов за выявлением на самом деле не коррупционных преступлений, а нацелить внимание на действительно приоритетном направлении работы: выявлении коррупционных правонарушений и преступлений в органах государственной власти и управления, а также в органах законодательной власти (никто не анализирует законотворческую деятельность ведущуюся вопреки интересам общества и государства и не выявляются лица (власть имущие) в интересах которых издаются те или иные нормативные акты. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172-ФЗ не работает. Исполнение данного закона не контролируется [20].

2. Повысить доверие населения к государству в области борьбы с коррупцией. Сегодня правоохранительные органы рапортуют о высоких показателях выявленных преступлений в области коррупции, а на самом деле больше 40 % этих преступлений совершены руководителями коммерческих организаций и ничего общего не имеют с понятием коррупции. Так, например, в 2016 году всего зафиксировано 28 253 преступления коррупционной направленности из них всего 11 443 преступлений, сопряжённых со взяточничеством [21].

3. Снизить показатели зафиксированных фактов коррупции, ведь именно по ним определяется уровень коррупции мировым сообществом. Считаем, что нам не нужна показуха перед другими странами и перед собственным населением, а нужна реальная борьба с коррупцией и выявление государственных деятелей, которые действительно совершают поступки вопреки интересам общества и государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

2. «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.)

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

5. Федеральный закон от 7мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»

8. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

9. Федеральный закон от 8 марта 2006г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

10. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»

11. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. №378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы»

12. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017годы»

13. Новожилова Т.Н. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ в контексте институциональной теории / Т.Н. Новожилова, И.В. Паршина //Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 3 (82). -С. 107-119

14. Мишина З.А. Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства на основе формирования благоприятного налогового климата / З.А. Мишина, В.А. Макарычев //Вестник НГИЭИ. -2018. - № 7 (86). - С. 132-142

15. Жахов Н.В. Принципы и закономерности государственного регулирования системы развития аграрного сектора экономики региона //Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 7 (86). - С. 96-106

16. Липски С.А. Трансформация отношений собственности на землю //Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 3 (82). - С. 143-155

17. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ

18. Доклад «Состояние преступности в России за январь - сентябрь 2017 года» ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ. - М. - 2017.

19. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996№63-ФЗ

20. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172-ФЗ

21. Корниленко Ю.А. «Коррупция в статистике современной России» //Молодой учёный. - 2017. - №46 (180). - С. 203-205

Статья поступила в редакцию 18.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.