Научная статья на тему 'Формирование единого образовательного пространства государственного и муниципального управления ДФО'

Формирование единого образовательного пространства государственного и муниципального управления ДФО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ / СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривоносова Людмила Александровна

В статье рассмотрены современные проблемы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих государственного и муниципального управления через реструктуризацию основных полей образовательного пространства Дальневосточного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование единого образовательного пространства государственного и муниципального управления ДФО»

УДК 378.2:351/354(571.6)

Кривоносова Людмила Александровна - д-р. социол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и социологии Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Хабаровск). E-mail: cla60@mail.ru

L.A. Krivonosova Formation of the united educational space of the state and municipal management of FFD

In this article the modern problems of functioning of the system of training, retraining and the professional development of employees of the public and municipal administration through the restructuring of the main fields of educational space are observed.

Keywords: educational space, structural components of educational space, modern model of the civil and municipal employees, socio-cultural component of educational systems, management of educational space, social modeling of the system of educational space.

Формирование единого образовательного пространства государственного и муниципального управления ДФО

В статье рассмотрены современные проблемы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих государственного и муниципального управления через реструктуризацию основных полей образовательного пространства Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: образовательное пространство, структурные

компоненты образовательного пространства, современная модель государственных и муниципальных служащих, социокультурный компонент образовательных систем, управление образовательным пространством, социальное моделирование системы образовательного пространства.

Усиление внимания государства к региональным аспектам

экономического и социального развития приводит к трансформации структуры и функции государственного и муниципального управления, что требует, в свою очередь, и кардинального изменения подготовки кадров. Несмотря на огромное число чиновников, в настоящее время этот вид управленческой деятельности испытывает острую потребность в

современных управленцах всех уровней и во всех структурах власти. Данную проблему в значительной мере призвано восполнить образовательное пространство, выполняющее функцию отраслевого кадрового

воспроизводства.

Образовательное пространство государственного и муниципального управления (ГиМУ) переживает сегодня кардинальную трансформацию, связанную с возникновением принципиально нового учебного заведения -Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), объединившего под своим началом семь региональных профильных академий, получивших статус институтов и 67 филиалов во всех федеральных округах. Образование подобной структуры ставит своей целью формирование нового единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Обеспечение единства образовательного пространства может осуществляться посредством модернизации его основных компонентов: учебно-методического,

информационно-аналитического, кадрового, материально-технического, а также создания новых типов координации и взаимодействия учебных заведений с органами власти и управления различных уровней с учетом политических, географических, экономических, демографических и других факторов, выстраивания взаимодействия с вузами, ведущими подготовку по направлению ГиМУ, не входящими в структуру РАНХиГС, расширения спектра образовательных услуг и др.

Масштабность модернизации данного вида образовательного пространства детерминирована также переходом российской высшей школы на двухуровневую систему подготовки. Данное обстоятельство обосновывает необходимость формирования новых технологий структуризации и функционирования образовательного пространства.

Содержательные аспекты формирования инновационного образовательного пространства реализуются в контексте решения следующих задач:

выделение структуры образовательного пространства

государственного муниципального управления как некоего инварианта, характеризующего современное содержание исследуемого объекта;

функциональное описание данной структуры с целью определения основных перспективных направлений развития.

В основание и последовательность структурно-функционального моделирования данного вида социального пространства были положены современные теории, представленные в работах Р. Бейлза, Р. Мак-Айвера, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Э. Шилза, П. Сорокина, М. Вебера, П. Бурдье.

Систематизация и операционализация основных научных подходов и положений в рамках существующих теорий конструирования социальной реальности определяют не только содержательный контекст новой модели, но и обнаруживают специфику проблемного поля, создают совокупность сформулированных нами конкретных ориентиров, определяемых следующими подкатегориями:

структура современного общества представляет собой сложный многогранный конструкт, в составе которого неизменно присутствует

профессиональная стратификация и мобильность, требующая постоянного развития и совершенствования;

пространственная структура упорядочивает хаотичное состояние своих элементов (например, мотивацию трудовой деятельности, престиж профессии и др.), которые являются иерархичными, а сам иерархический порядок является необходимым условием существования пространства;

в системе образования господствует инструментальная функциональная рациональность, ориентированная на реализацию конкретной цели;

закономерностью конструирования и функционирования образовательного пространства является определение его специфических интересов легитимности, а также установление внутреннего деления, определение внутренних полей и приоритетных векторов развития;

образовательное пространство сохраняет свое устойчивое равновесие благодаря выполнению значимых временных функциональных действий, что является исходным пунктом их перманентной трансформации;

все структурные значения образовательного пространства могут быть подвергнуты функциональному анализу, объектами такого анализа становятся как объективные продукты образовательных практик или институциональные формы, так и непосредственный опыт его субъектов, что, в результате, представляет собой неразрывное единство объективной и субъективной выраженности;

целостность сложившегося образовательного пространства возможно и даже необходимо изменять в угоду социальному движению, раскрытию творческого начала общества, используя при этом творческий потенциал как индивидуальный, так и коллективный;

алгоритм структурно-функционального анализа образовательного пространства может быть дополнен субъективной составляющей, отражающей степень социальной креативности профессионального сообщества, рассматриваемую как совокупность индивидуальностей, противопоставленных объективному механизму самоконсервации структуры;

исследуемое нами образовательное пространство как объект анализа представляет стандартизированные т.е. типизированные повторяющиеся явления, на уровне институциональных подструктур, таких как: социальнопрофессиональные роли, образовательные процессы, образовательные нормы, нормативные правовые регуляторы, организационно-управленческие структуры, социокультурные и образовательные стандарты, мотивационноценностные установки, средства контроля и др.;

каждое субпространство общества (в нашем случае -образовательное пространство государственного и муниципального управления) должно иметь свою функциональную специфику, логику построения, правила, закономерности. Каждое поле, находясь в зоне такого субпространства, содержит свои категории интересов, реализация которых требует конкретных материальных, финансовых, интеллектуальных и др. инвестиций.

Систематизированный ряд теоретических извлечений дает основание автору определить оптимальную структуру - макет современного образовательного пространства государственной власти и муниципального управления, существующий в рамках региона и способный воспроизводить конкурентоспособных управленцев, обладающих современным ценностномотивационным потенциалом. Предлагаемая система образовательного пространства представляет следующую структуру полей (см. рис. 1). Конструируемое нами образовательное пространство составляют пять основных полей (или плоскостей измерения), где системообразующая роль отводится модели современного служащего Г иМУ, которая должна характеризоваться оптимальной степенью конкурентоспособности в условиях конкретного региона. Следующие четыре разновидности полей образуют:

Образовательное пространство

Рис. 1. Структура - макет образовательного пространства государственного и муниципального управления

объекты (органы государственной власти и муниципального управления);

субъекты (специализированные и другие высшие учебные заведения, ведущие подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих);

поле ресурсного обеспечения, в том числе нормативного правового и финансово-экономического сопровождения;

временная компонента формы подготовки государственных служащих: долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная, очная, заочная, дистанционная и др., - отвечающие временным требованиям.

Функционирование данной модели выражено в определенной совокупности позиций: цель, ситуация (условия), нормативная ориентация, экономическое и финансовое обеспечение, реакция предмета действия (показатель взаимодействия взаимоориентированных объектов и субъектов в рамках пространственных полей).

Функционирование проектной конструкции поддерживается в состоянии равновесия и целостности благодаря определенным нами следующим механизмам:

адаптации - система должна приспосабливаться как к внутренним ситуациям, так и к изменениям внешней среды;

целеориентированию - определению основных целей и поддержанию процесса их достижения через мотивационные побуждения участников, готовых реализовать эти цели;

интеграции - сохранению устойчивости внутреннего единства и солидарности посредством социального контроля, созданию и поддержанию общих норм и ценностей, набора символов организационно-корпоративной культуры;

поддержанию образца - созданию мотивационного механизма социализации модели через исполнение заданных статусно-ролевых установок, латентных и явных напряженностей в системе личностной мотивации участников, приобретению индивидуальности и одновременно интернализаций нормы - роли данного профессионального сообщества, развитию потребности подчинения этим нормам.

Структурная композиция полей образовательного пространства территориальных органов власти и управления представлена нами таким образом, что внутри каждого поля существуют конкретные компоненты, которые и станут объектами анализа.

Центральной составляющей определяемого в исследовании образовательного пространства является модель государственного и муниципального служащего, представляющая собой совокупность статусноролевого набора профессионально-значимых показателей (компетенций).

Анализ показателей, составляющих модель современных государственных и муниципальных служащих, строится на принципах компетентностного подхода, где такие компоненты, как: общеобразовательный уровень, профессиональный (общий и специализированный) - должны исследоваться и проектироваться в формате ФГОС ВПО третьего поколения и, соответственно, в рамках его базовой и вариативной частей. Вариативная часть может быть представлена специальными компетенциями, отражающими специфику управленческой деятельности органов муниципального управления Дальнего Востока России. Базовая часть компетентностного набора является универсальной и более стабильной по отношению к вариативной. Данная процедура поможет создать набор необходимых специализаций (профилей), которые будут обеспечены основными образовательными программами.

Компетентностно-профессиональная модель государственного и муниципального служащего

і

Показатели 2. Показатели 3. Показатели 4. Показатели

общеобразовате профессионально-

льного уровня: компетентностног

- гуманитарный, о уровня: уровня и

социально- экономический; общепрофессионал содержания социабильнос - мыслительных

- математический ьная ти:

и направленность; - уровень

естественнонаучн - социального

ый; узкоспециализиров интеллекта (в

- общая анная рамках

теоретическая подготовленност направленность; - информационно- профессионал - личностных

ь (коэффициент -Л0) технологическая направленность ьно заданных параметров) - мотивационно-

Рис. 2. Модель государственного и муниципального служащего

Следующие четыре поля пространства выполняют обеспечивающую функцию различной значимости и содержания. Так, пространственное поле, которое нами обозначено как «объекты», представляют органы государственного и муниципального управления (рис. 3).

Рис. 3. Структура пространственного поля «Объект»

Дальнейшее развитие объектов образовательного пространства рассматривается в разрезе формирования технологических подходов, связанных со следующими направлениями деятельности: планирование потребностей в персонале; планирование производительности труда и показателей по труду; привлечение и подбор персонала; отбор, прием, деловая оценка, аттестация персонала; профориентация и профессиональная адаптация; обучение и воспроизводство персонала; работа с кадровым резервом; мотивация и стимулирование трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих; оценка результатов труда, определение потребностей в профессиональной подготовке.

Инновационной особенностью эффективного функционирования данного пространственного поля является создание совместно с объектами образовательного пространства механизмов формирования заказов на подготовку служащих Г иМУ различных статусных категорий на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Следующей составляющей образовательного пространства являются «Субъекты». В содержание данного поля входят образовательные учреждения (специализированные и другие), занимающиеся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных и муниципальных служащих.

Рис. 4. Субъекты образовательного пространства

Стратегической задачей функционирования поля «субъект» должна стать созданная инновационная система подготовки персонала территориальных органов власти и управления, отвечающая современным запросам и отличающаяся мобильностью и восприимчивостью к изменениям, а также соответствующая современным уровням и стандартам профессиональной подготовки.

Временная компонента образовательного пространства логически дополняет предыдущую и отображает весь спектр современных форм профессиональной подготовки (см. рис. 5).

1. Долгосрочная

профессиональная

подготовка

Основные образовательные программы уровневой профессиональной подготовки

- бакалавриат - 4 года;

- специалитет - 5 лет;

- магистратура - 2 года;

- аспирантура - 3 года;

- докторантура - 3 года

Временная компонента

2. Среднесрочная

профессиональная

подготовка

1. Образовательные программы дополнительного профессионального образования - 500 час. -2 года;

- образовательные программы дополнительного профессионального образования - 1000 час.

- 2,5 - 3 года

ода

3. Краткосрочные

образовательные программы переподготовки и повышения квалификации 1. Образовательные программы переподготовки и повышения

квалификации - от 36 до 100 часов, сроки обучения - по договоренности с

зак

иком

Формы образовательной деятельности

- очная

- заочная

- дистанционная

- комбинированная

Рис. 5 - Временная компонента образовательного пространства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вектор дальнейшего развития моделируемого пространства видится в совершенствовании разноуровневой и разновременной подготовки государственных и муниципальных служащих, а также в совершенствовании таких форм обучения, как дистанционное и комбинированное (соединяющее несколько форм), которые будут способствовать увеличению количественного и качественного показателей образовательной деятельности субъектов образовательного пространства ГиМУ.

Существование современного образовательного пространства предполагает разработку обеспечивающих механизмов, несуществовавших ранее, которые должны стать частью долгосрочной программы становления и развития современного образовательного пространства, осуществляющего воспроизводство кадров для государственного и муниципального

управления. В зоне стратегических ориентиров развития рассматриваются следующие направления:

обеспечение многообразия связей учебных учреждений с органами власти и управления по проблемам формирования заказов, контроля качества образовательного процесса, осуществления практической подготовки, содействия в трудоустройстве, совместной разработки учебных планов, оценки качества выпускников и др.;

координация и регионализация исследовательской деятельности, создание научных школ, проведение комплексных заказных и инициативных НИР, совместное администрирование научных исследований и внедрение результатов в практическую деятельность;

расширение в зоне пространства спектра услуг (образовательных, консалтинговых, информационно-аналитических, методических и др.), оказываемых образовательными учреждениями;

создание системы перспективного государственного заказа (программ) на подготовку и переподготовку кадров;

расширение международных связей по оказанию образовательных

услуг.

Автор отдает отчет в том, что реструктуризация такой масштабной структуры, как образовательное пространство государственного и муниципального управления в ДФО, не представляется возможной без параллельного переформатирования двух важнейших её составляющих -нормативно-правовой и финансово-экономической баз.

Результаты анализа существующей нормативной базы предполагают, что сложившаяся система правового поля должна претерпеть существенную перегруппировку, а при необходимости - изменение нормативных правовых актов.

Материально-техническая и финансово-экономическая составляющие пространства представляют собой конкретные расчеты, поэтому реализация данной части исследования будет произведена по мере создания инновационной многофакторной модели образовательного пространства.

Таким образом, проведенный первичный (концептуальный) анализ, названный нами структурно-функциональным, полученные результаты позволяют определить дальнейшую работу в рамках следующих функциональных и структурных постулатов: единства, определенности, универсальности профессионализма, функциональной необходимости и обусловленности - что, в конечном итоге, будет способствовать формированию оптимального мотивационного потенциала служащих, сможет повысить эффективность работы органов государственной власти и муниципального управления.

Литература и источники:

1. Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арановская // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 12 - 17.

2. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 9 - 12.

3. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 17 - 21.

4. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. - М. : Ростов-н/Д, 2004. - С. 37 - 48.

5. Збровской, Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия / Г. Е. Збровский // Социол. исслед. - 1997. - № 21. - С. 3 -17.

6. Мельничук, О. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. -2000. - № 5. - С. 24 - 28.

7. Миронов, В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии / В. Миронов // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2005. - № 4. - С. 24 - 28.

8. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; пер. с англ. ; под ред. А. И. Согомонова. - М. : Наука, 1992. - С. 224 - 237

9. Филиппов, В. М. Управление высшей школой: опыт, тенденции, перспективы / В. М. Филиппов. - М. : Логос, 2006. - 147 - 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.