Научная статья на тему 'Психология профессионально-образовательного пространства личности'

Психология профессионально-образовательного пространства личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / VOCATIONAL EDUCATIONAL SPACE OF A PERSON / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON / PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON / MULTICULTURAL VOCATIONAL EDUCATIONAL SPACE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Синякова Марина Геннадьевна

Рассматриваются научные направления исследований, сформировавшиеся в рамках психологии профессионально-образовательного пространства личности, обосновывается концептуальная модель профессионально-образовательного пространства личности, выделены подходы и принципы его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATIONAL SPACE OF A PERSON

Scientific approaches in the sphere of psychology of vocational (professional) educational space of a person are considered. Conceptual model of vocational educational space of a person is specified, approaches and principles of its research are singled out.

Текст научной работы на тему «Психология профессионально-образовательного пространства личности»

УДК 37.013.77 ББК Ю9 40

Э. Э. Сыманюк, М. Г. Синякова

Екатеринбург

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально-образовательное пространство личности; профессиональное развитие личности; психологические барьеры профессионального развития личности; поликультурное профессионально-образовательное пространство личности.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются научные направления исследований, сформировавшиеся в рамках психологии профессионально-образовательного пространства личности, обосновывается концептуальная модель профессионально-образовательного пространства личности, выделены подходы и принципы его исследования.

E. E. Symaniuk, M. G. Sinyakova

Ekaterinburg

PSYCHOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATIONAL SPACE OF A PERSON

KEY WORDS: vocational educational space of a person; professional development of a person; psychological barriers of professional development of a person; multicultural vocational educational space of a person.

ABSTRACT. Scientific approaches in the sphere of psychology of vocational (professional) educational space of a person are considered. Conceptual model of vocational educational space of a person is specified, approaches and principles of its research are singled out.

Исследование психологических аспектов профессионально-образовательного пространства осуществляется на базе Института кадрового развития и менеджмента Уральского государственного педагогического университета с начала 2006 г.

Основной целью является исследование актуальных проблем психологии профессионально-образовательного пространства личности, участие в формировании политики профессионального образования в стране, психологического содействия подготовки педагогов, консолидация научных кадров, активное включение в НИР студентов, аспирантов и соискателей, а также

© Сыманюк Э. Э., Синякова М. Г., 2011

педагогов образовательных учреждений.

Основными задачами исследовательской деятельности являются:

• обеспечение условий для интеграции образования и науки, участие в подготовке кадрового потенциала за счет внедрения научных разработок и результатов в профессионально-образовательный процесс;

• содействие приоритетному развитию фундаментальных исследований как основы создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научной школы;

• содействие повышению качества подготовки специалистов и научно-

педагогических кадров, росту квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры; привлечение научной общественности к активному участию в организации и проведении научных исследований по проблемам педагогического образования, обеспечение эффективного использования научного потенциала Института кадрового развития и менеджмента для исследований приоритетных тем психологии профессионального развития;

• расширение международного научного сотрудничества с научными и учебными организациями, фондами с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции;

• организация внедрения в профессионально-образовательный процесс результатов завершенных исследований и осуществление авторского надзора.

Цели и задачи направлений исследования определили теоретико-методологические основания профессионально-образовательного пространства человека.

Объектом исследования является развивающееся профессионально-образовательное пространство человека.

Предметом — психологические закономерности и механизмы функционирования и развития профессионально-образовательного пространства и личности в процессе профессионального развития.

Цель исследования — феноменологическое изучение динамических процессов становления личности в профессионально-образовательном процессе, определение методологических и теоретических оснований концепции развивающегося профессионально-

образовательного пространства.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства: принципы, подходы, методы исследования.

2. Установить психолого-педагогиче-ские закономерности развития личности в профессионально-образовательном пространстве.

3. Разработать модель поликультур-ного профессионально-образовательного пространства.

4. Рассмотреть феноменологию смыс-

лообразующих конструктов компе-тентностного подхода: общепро-

фессиональных компетентностей, ключевых компетенций и мета-профессиональных качеств как основу инновационного развития профессионального образования.

5. Выявить психологические барьеры, препятствующие профессиональному развитию личности, и определить технологии их преодоления.

6. Изучить управление профессиональным развитием педагогического коллектива.

7. Определить технологии психологопедагогического сопровождения непрерывного образования.

Решение поставленных задач подразумевает признание собственной активности субъекта основным фактором, влияющим на социально-профессиональное становление личности.

Теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства человека определили приоритетные направления исследований психологии профессионально-образовательного пространства:

• психология профессионального развития личности;

• психолого-педагогическое сопровождение непрерывного профессионального образования;

• психологические барьеры профессионального развития личности;

• развитие личности в поликультур-ном профессионально-образовательном пространстве;

• управление развитием педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования.

На развитие направлений исследований профессионально-образовательного пространства большое влияние оказали академики РАО С. К. Бондыре-

ва, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, члены-корреспонденты РАО Э. Ф. Зеер, В. П. Бездухов, В. В. Сериков, крупные ученые в области психологии развития Л. А. Головей, М. В. Ермолаева, Л. А. Ре-гуш, Л. Б. Шнейдер.

Методологической основой исследования является концепция развивающегося профессионально-образовательного пространства — особого социокультурного феномена, объединяющего систему непрерывного образования, различные виды ведущей деятельности и человека. Эти структурные составляющие пространства можно представить в виде концептуальной модели, образованной тремя векторами-координатами:

• субъекты пространства, находящиеся на разных стадиях профессионального развития;

• система непрерывного образования, составляющими которой являются общее образование, допро-фессиональная (профильная) подготовка, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование;

• многоплановые виды ведущей деятельности, которые выполняют личностно-развивающую функцию (учебно-познавательная, учебнопрофессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная деятельности).

Объединение в одно пространство этих трех объективно воспроизводящихся и саморазвивающихся факторов позволяет рассматривать образовательное пространство как развивающееся.

Развивающееся образовательное пространство — система психологопедагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития. Функционирование этих структурных составляющих в режиме взаимосодейст-вия образует открытое, воспроизводящееся и саморазвивающееся образовательное пространство.

Тематическим ядром профессионально-образовательного пространства

выступает взаимосодействие как особая форма пространственной активности, детерминирующей развитие всех компонентов пространства.

Теоретико-методологическую основу исследования профессионально-образовательного пространства составляют сетевой (многомерный), профессио-логический, диатропический, синергетический, компетентностный и субъектный подходы.

Следующим методологическим основанием нашего направления являются принципы, которые выступают как норматив, предписание к научноисследовательской деятельности. К общенаучным принципам познания относятся принцип детерминизма, принцип соответствия и принцип дополнительности.

К частным методологическим принципам профессионально-образовательного пространства относятся:

• принцип неустойчивого динамического равновесия как источник развития взаимосвязи личности, образования и профессии;

• принцип взаимопреобразования человека, образования и профессии;

• принцип прогрессивного и деструктивного развития как фактор успешного взаимодействия человека с образовательными системами и миром профессий;

• принцип соразвития личности, образования и профессии в профессионально-образовательном пространстве.

На основе многомерного подхода мы сконструировали концептуальную модель поликультурного профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности (рис.). Межкоординатное пространство образует открытую систему, которая дает представление о междисциплинарном характере рассматриваемой проблемы. Вертикальная смысловая координата К1 является профориенто-логической и определяет проблематику исследования стадий профессионального становления личности: оптацию, профессиональную подготовку, профессиональную адаптацию, первичную профессионализацию, вторичную про-

фессионализацию, профессиональное мастерство.

На деятельностной координате К2 размещены основные виды ведущей деятельности: учебно-профессиональ-

ная, профессионально-образовательная, нормативная, продуктивная, творческая.

©

Третья смысловая координата К3 (образовательная) характеризует уровни профессионального образования: допрофессиональное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, последипломное образование.

Субъекты профессиональнообразовательного пространства

Рис. Концептуальная модель поликультурного профессионально-образовательного пространства человека

Межкоординатные взаимосвязи профессиональных составляющих определяют проблемное исследовательское поле:

• проблемы профессионализации и его психологического обеспечения (К1 — К2);

проблемы профессионального самоопределения, профессионального развития на разных уровнях образования, опережающее профессиональное образование, технологии профессиологии и др. (К1 —

кз);

• проблемы образования по группам профессий и специальностей, проектирование государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, непрерывного образования и др.

Таким образом, концептуальная модель профессионально-образовательного пространства человека отражает базовые психологические, педагогические и профессиоведческие исследовательские проблемы. Межкоординатные пространства отражают междисциплинарные проблемы.

Многомерное отражение профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности позволяет выявить проблематику исследования, сформулировать основные противоречия, определить цели, наметить методику исследования, выбрать критерии оценки эффективности исследования. Актуальность тематики исследования определялась с учетом социально-экономических реалий современного общества.

Отображение профессионально-образовательного пространства человека в системе трех смысловых координат позволяет сформулировать базовые и междисциплинарные проблемы, которые, в свою очередь, можно выделить в подпроблемы и конкретные темы исследования магистерских и кандидатских диссертаций, а также темы дипломных работ.

Основные направления исследования:

1. Теоретико-методологические основания психологии профессионального развития человека. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Э. Ф. Зеер.

Научно-теоретические результаты: сформулирована концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и детерминанты этого процесса, разработаны критерии успешности карьеры и мониторинг профессионализации специалиста. Разработаны методологические основы психологии профессионального образования, определено содержание развивающих технологий профессионального образования личности на ос-

нове компетентностного подхода. Обоснована концепция психологопедагогического сопровождения непрерывного образования, разработано институциональное обеспечение образовательных инициатив.

2. Психологические барьеры профессионального развития личности. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Э. Э. Сыманюк.

Научно-теоретические результаты: теоретико-методологический анализ профессионального развития сквозь призму принципов неустойчивого динамического равновесия, детерминизма и индетерминизма позволил определить основные закономерности и механизмы преодоления психологических барьеров развития личности. Установлено, что движущими силами являются противоречия, определяемые пространством профессионального развития. Ведущим следует считать противоречие между неупорядоченным, неравновесным, многомерным миром профессий и индивидными, субъектными, личностными характеристиками человека. В процессе взаимодействия человека с миром профессий происходит его профессиональное развитие. К развивающим механизмам этого процесса (профессионального развития) относятся самоактуализация, самодеятельность, самодетерминация, самореализация личностно-профессионального потенциала. В качестве психологических барьеров профессионального развития выделены профессиональные кризисы, профессиональные деструкции (профессиональное отчуждение, выученная беспомощность, консервация профессионального опыта и профессиональные деформации), ухудшение профессионального здоровья личности. Преодоление данных психологических барьеров предполагает использование психологических технологий (профилактика, тренинги, консультации, коррекция) и развивающего профессионального образования.

3. Развитие педагога в поликультур-ном профессионально-образовательном пространстве. Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор М. Г.Синякова.

Выявлены детерминанты развития поликультурного профессионально-образовательного пространства, спроектирована модель развития педагога в этом пространстве, обоснованы условия развития личности в развивающемся пространстве. В качестве характеристик профессионально-образовательного пространства определены протяженность, объем, биполярность (указывающая на наличие неподвижных (стабильных) и подвижных (развивающихся) внутренних элементов пространства), наличие определенного типа отношений между внутренними элементами пространства, через которые может определяться его специфика и особенности (смысловое наполнение), и объективно-субъективное влияние пространства на внутренние объекты, субъекты и процессы.

4. Управление развитием педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования. Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент С. Л. Фоменко.

Данное направление развивает теорию компетентностного подхода в образовании и, как ее составную часть, концепцию управления образовательным учреждением, направленного на поддержку развития педагогических коллективов, его интеграцию как целостного эффективного субъекта компе-тентностного образования. Теоретическая значимость исследования также состоит, в известной степени, в его опережающем характере, поскольку полномасштабное освоение компетентной модели на уровне общего среднего образования пока еще выступает как перспектива отечественной образовательной системы. Кроме того, исследования в данной области вносят вклад в теорию педагогической деятельности, адекватной современной образовательной стратегии на примере выделения ее ведущих признаков в условиях реализации ком-петентностной модели образования.

5. Психология профессионального здоровья. Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент А. А. Печеркина.

За это время в рамках данного направления систематизирован опыт ис-

следований здоровья с позиций различных наук (психологии, философии, медицины, социологии) и в контексте профессиональной деятельности в целом, и педагогической, в частности; определено понятие «профессиональное здоровье учителя», определены его внешние (социальные) и внутренние (личностные) детерминанты; выявлена специфика выраженности компонентов психического здоровья относительно наличия или отсутствия профессиональной занятости; установлено своеобразие взаимосвязей показателей компонентов здоровья в зависимости от наличия или отсутствия профессиональной занятости и длительности отсутствия работы, а также от стадии профессионального становления (адаптации, профессионализации и мастерства); определены технологии поддержки и самоподдержки профессионального здоровья учителя.

6. Ценностно-смысловая регуляция профессиональных кризисов. Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Н. О. Садовникова.

На теоретико-методологическом уровне обосновано изменение ценностных ориентаций, их структуры, снижение осмысленности жизни в целом в процессе переживания профессиональных кризисов. Доказано, что преодоление кризисных ситуаций в профессиональном развитии сопровождается пересмотром системы ценностей, поиском новых смысложизненных ориентиров.

Основные результаты разработки психологии профессионально-образовательного пространства, направленные на выявление возрастных и социально-профессиональных нормативов развития человека, научно-методического обеспечения профессионального развития личности, определение личностно-развивающего потенциала многоплановых видов деятельности, состоят в следующем:

• сформулирована концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и детерминанты этого процесса, установлены кризисы профессионального развития и психологические барьеры этого процесса, разработаны критерии ус-

пешности карьеры и мониторинг профессионализации специалиста;

• сформирован понятийно-терминологический аппарат психологии профессионально-образовательного пространства. Обоснованы детерминанты развития поликультурного профессионально-образовательного пространства, спроектирована модель развития педагога в этом пространстве;

• выявлены технологии психоло-го-педагогического сопровождения непрерывного образования;

• определены теоретико-методологические основы управления развитием педагогического коллектива;

• установлена структура и генезис психологического здоровья студентов, преподавателей и руководителей в системе образования. Обоснованы технологии самоподдержки профессионального здоровья педагога;

• разработана концептуальная модель профессионально-образовательного пространства, реализующая процесс динамического профессионального развития человека.

Анализ требований современного общества к образованию и его направленности приводит нас к представлениям о развивающемся профессионально-образовательном пространстве, ключевой фигурой которого становится личность, а целью — ее развитие. Пространственные представления о профессионально-образовательном процессе и системе образования позволяют рассматривать ключевые проблемы системы образования в целом, с учетом потребностей и возможностей личности, т. е. подойти на практике к формированию индивидуальных профессиональнообразовательных траекторий. В настоящее время таких психолого-педагоги-ческих технологий нет, однако нами заложены концептуальные основы развивающегося профессионал ьно-образо-вательного пространства, определены методы и в соответствии с ними основные направления исследований профессионально-образовательного пространства. Кроме того, на основе психологического знания предложено понимание пространства профессионального разви-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статью рекомендует

тия личности, которое конструируется измерениями, функционирующими на основе психологических законов и закономерностей, связанных с взаимодействием личности и мира профессий.

В предельном выражении личность становится субъектом (инициатором активности) собственной жизнедеятельности, в том числе и в профессиональном аспекте, а также в сопутствующей сфере профессионального образования. Рассмотрение этих закономерностей определяет возможности личности в проектировании своей индивидуальной профессионально-образовательной траектории. Психосоциальные ресурсы и профессиональноличностный потенциал при этом рассматриваются как условие и как фактор профессионального становления, определяющего траекторию человека в профессионально-образовательном пространстве. Помимо этого, рассматриваются барьеры профессионального развития в их двойственной функции. Следует подчеркнуть, что преодоление барьеров, особенно внутриличностного характера, является мощным фактором личностного и профессионального развития. В наших исследованиях представлен также анализ психолого-педа-гогических технологий профессионального развития как сложного инструмента формирования субъектности обучающегося, позволяющей ему ориентироваться, принимать решения в отношении собственной профессиональной судьбы и формировать собственную профессионально-образовательную траекторию.

Апробация исследований профессионально-образовательного пространства осуществлялась на международных, всероссийских и региональных конференциях проведением секций в рамках научно-практических конференций, круглых столов, семинаров с педагогами учреждений профессионального образования.

Результаты внедрены в работу учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также факультетов и институтов переподготовки и повышения квалификации Уральского федерального округа.

д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.