Научная статья на тему 'Вопросы создания единого образовательного пространства России, стран СНГ и ЕС в сфере подготовки государственных служащих'

Вопросы создания единого образовательного пространства России, стран СНГ и ЕС в сфере подготовки государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / CATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE / TRAINING OF PUBLIC SERVANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комлева Валентина Вячеславовна

Рассматриваются актуальные проблемы и перспективы создания единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих государственного управления России, стран СНГ и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комлева Валентина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF A SINGLE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA, CIS AND EU IN THE FIELD OF TRAINING OF CIVIL SERVANTS

Actual problems and prospects for a unified educational space for training, retraining and advanced training of government officials in Russia, CIS and the EU are considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы создания единого образовательного пространства России, стран СНГ и ЕС в сфере подготовки государственных служащих»

УДК 316.4

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, СТРАН СНГ И ЕС В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

© Валентина Вячеславовна КОМЛЕВА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор социологических наук, зав. отделением «Факультет управления проектами и программами», зав. кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества, e-mail: [email protected]

Рассматриваются актуальные проблемы и перспективы создания единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих государственного управления России, стран СНГ и ЕС.

Ключевые слова: образовательное пространство; субъекты образовательного пространства; подготовка государственных служащих.

Единое образовательное пространство (далее - ЕОП) подготовки государственных служащих представляет собой некую теоретическую конструкцию, которая возникла из практических нужд совместной деятельности по подготовке кадров государственного управления. Создание ЕОП обусловлено, как минимум, следующими факторами:

- расширяющиеся международные связями России, процессы евроинтеграции и потребность подготовки госслужащих, способных профессионально работать в этих условиях;

- формирование единого европейского образовательного пространства на базе подписанного Болонского соглашения, перехода разных стран на схожую двухуровневую систему высшего образования, трансформация системы образования в России, в т. ч. отмена государственных требований к программам дополнительного образования государственных служащих;

- схожесть концепций повышения эффективности государственного управления в европейских странах с целями и задачами административной реформы в России и необходимостью формирования компетенций государственных служащих, важных для всех стран, стремящихся повысить эффективность госуправления (открытость, некор-рупционность, ориентация на граждан, знание иностранных языков, лидерство и др.);

- значимость для России европейского опыта общественной профессиональной экс-

пертизы программ подготовки госслужащих и оценки качества этих программ;

- внедрение инновационных технологий обучения госслужащих, в т. ч. качественных дистанционных технологий.

Интеграция и сотрудничество России и стран ЕС и СНГ предполагает сложные процессы интеграции четырех самостоятельных образовательных пространств: глобального, европейского, образовательного пространства стран СНГ и российского образовательного пространства. Каждое из них имеет общее и особенное на уровне субъектов ЕОП (рис. 1), его регуляторов, условий развития.

В структуру субъектов ЕОП входят: субъекты, регламентирующие ЕОП; потребители образовательных услуг; заказчики образовательных услуг; поставщики образовательных услуг; субъекты, информирующие о ЕОП; субъекты мониторинга. Они между собой взаимодействуют. И в каждой национальной модели подготовки государственных служащих есть свои особенности этого взаимодействия, условия и традиции, влияющие на субъектов ЕОП и само ЕОП.

Рассмотрим указанные субъекты подробнее, т. к. именно от них зависят процессы интеграции и сотрудничества в подготовке государственных служащих.

Субъекты, регламентирующие ЕОП.

Государство выступает главным регулятором образовательного пространства. И как потребитель образовательных услуг оно ус-

танавливает набор необходимых компетенций, которыми должны обладать государственные служащие, и законодательные нормы, регулирующие процесс их образования. Доминирование государства в этой сфере приводит к дисбалансу отношений в общественно-профессиональном сообществе, которое перестает играть значимую роль в оценке качества образовательных программ и образования.

Государство устанавливает правила в образовательном пространстве путем принятия законов, государственных образовательных стандартов. В этой связи от него многое зависит в формировании ЕОП, т. к. ключевой фактор международного сотрудничества

России, стран ЕС и СНГ - формирование нормативно-правовой базы интеграционных процессов.

Россия подписала ряд международных соглашений (главное из них - Болонское), которые позволяют нам интегрироваться в образовательное пространство Европы и наоборот. Переход на двухуровневую систему позволяет нам делать совместные образовательные программы, создавать программы обмена, заключать разного рода соглашения о перезачете кредитов между образователь-

ными программами и т. д. Однако у программ образования по государственному управлению есть национальные особенности. Они связаны:

- со спецификой системы государственного управления на национальном уровне, т. е. юридическими, экономическими, социальными особенностями функционирования государственной службы в разных странах;

- со спецификой понимания предмета государственного управления как учебной дисциплины в разных странах (первый подход - юридический. В программах преобладают дисциплины, связанные с областью права - наиболее распространена в странах континентальной Европы, особенно в немецкоязычных странах, странах Южной Европы и некоторых странах постсоветского пространства (Эстонии); второй подход - акцент на политологии и социологии - преобладает в Скандинавских странах, а также в Бельгии и Нидерландах; третий подход - бизнес-менеджмент - характерен для Великобритании, Ирландии а также частично для Скандинавских стран и стран Западной Европы);

субъекты, регламентирующие ЕОП / \

заказчики потребители

I *

поставщики

субъекты, информирующие ЕОП

субъекты мониторинга

Рис. 1. Субъекты единого образовательного пространства

- со спецификой внутренних и внешних целей, интересов и потребностей государства. Одним из критериев качества образовательной программы по государственному управлению является ее максимальное соответствие целям и потребностям государственного сектора;

- со спецификой формируемых компетенций. Наборы компетенций, которые формируются у специалистов в области государственного и муниципального управления в ходе реализации образовательной программы, различны. Например, одной из ключевых компетенций, которую формируют европейские вузы у выпускников программ по государственному управлению, является преданность государству и службе.

Следствием этого является некоторая «закрытость» рассматриваемых образовательных программ для иностранных студентов. Специалистов готовят в первую очередь для внутренних нужд каждой конкретной страны, готовых защищать ее интересы и интересы ее граждан. Исключение составляет программа «Европейский магистр государственного управления», реализуемая сетью университетов Европы с целью подготовить специалистов по европейскому управлению из разных стран - членов ЕС. Вероятно, наиболее перспективными будут совместные краткосрочные программы дополнительного образования государственных служащих, направленные на формирование компетенций, необходимых для эффективного государственного управления независимо от особенностей конкретной страны. Сюда, на наш взгляд, следует отнести компетенции, связанные с повышением открытости государственного управления, управлением в условиях изменений и риска, экологической политикой, развитием лидерских качеств и стратегического мышления, внедрением 1Т-технологий на государственной службе, снижением уровня коррупции и др.

Другим препятствием для развития интеграционных процессов является взаимное непризнание документов об образовании. То, что российский госслужащий окончит обучение по программе другой страны не даст ему формальных конкурентных преимуществ, неформальные, - может быть, да. Вопрос о признании российских дипломов подготовки госслужащих в странах ЕС вообще

сложен и в Европе практически не стоит на повестке дня. В свою очередь, в России обсуждается вопрос формирования списков ведущих университетов мира [1], дипломы которых, а также документы об ученых степенях и званиях могут в России признаваться в одностороннем порядке.

В соответствии с Письмом МИД РФ (от 19.06.2012 № 9333/дп) «О международных договорах о признании документов об образовании», у России есть соглашения о признании документов об образовании (с разными особенностями) с Боливарианской Республикой Венесуэлой (вступило в силу 27 октября 2010 г.); Социалистической Республикой Вьетнам (вступило в силу 15 марта 2010 г.); Республикой Кубой (вступило в силу 22 декабря 2010 г.); Республикой Чад, Республикой Намибия, Китайской Народной Республикой, Монголией. Это не европейский вектор. Имевшееся ранее Соглашение о взаимном признании документов об образовании России с Эстонской Республикой прекратило действие в соответствии с уведомлением эстонской стороны от 4 марта 2004 г.

Иными словами, между странами, заинтересованными в интеграции и сотрудничестве по подготовке государственных служащих пока не создано полноценной нормативно-правой базы для создания ЕОП.

Учитывая, что ЕОП, как правило, возникает там, где есть исторические, культурные, социально-экономические, политические

связи, то наиболее перспективным и быстрым является процесс создания ЕОП со странами СНГ. Необходимость взаимодействия в области образования была осознана еще в начале создания СНГ. В настоящее время базой ЕОП России и СНГ могли бы стать следующие документы: Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ; Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства СНГ; Положение о Совете по сотрудничеству в области образования госу-дарств-участников СНГ; Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в области образования от 11 декабря 2009 г. (вступило в силу для России 14 апреля 2011 г., участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан); Со-

глашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и / или аккредитации образовательных организаций / учреждений (образовательных программ) от 21 мая 2010 г. (в силу не вступило; сдали уведомления: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) [2-6].

Исторически и культурно близкий партнер России - Украина в подготовке кадров государственного управления ориентирована на интеграцию с ЕС, о чем свидетельствуют документы, размещенные в открытом доступе [7-10].

Следующая группа субъектов, которые наряду с государством должны играть значимую роль в структурировании регламентации ЕОП - это профессиональные сообщества. Профессиональные сообщества формируются из числа экспертов, работодателей, самих госслужащих. По мнению экспертов Всемирного банка, идея предоставления профессиональным сообществам широких возможностей саморегулирования может быть рискованной, т. к. контроль и надзор могут перейти в плоскость корпоративных интересов, особенно если их качество и показатели не всегда соответствуют ожидаемым стандартам. Тем не менее, в европейском образовательном пространстве профессиональные сообщества играют значительную роль в процессе аккредитации программ подготовки госслужащих, оценке качества подготовки госслужащих, формировании содержания образовательных программ, в т. ч. и МРА. В России становление такой ассоциации на начальной стадии. Инициатором процесса выступает Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Европейское единое образовательное пространство путем взаимодействия всех субъектов, в т. ч. и с помощью профессиональных сообществ, вырабатывает единые требования к регулированию, организации, качеству, оценке качества подготовки госслужащих. Например, они должны быть внедрены в странах Центральной и Восточной Европы, желающих вступить в ЕС.

В Европе работают ряд общеевропейских организаций по разработке и реализа-

ции образовательных программ по государственному управлению:

1) Европейский институт государственного управления (EIPA - European Institute of Public Administration). Организация основана в 1981 г. (головной офис в Маастрихте, дополнительные офисы в Люксембурге и Барселоне) и в настоящее время является лидером в области европейской интеграции и государственного управления в Европе. EIPA осуществляет обучение, консультирование, а также проводит научные исследования по таким направлениям, как принятие решений на европейском уровне, европейская политика, государственное управление в Европе, право ЕС (EIPA Люксембург), региональная политика и региональное управление в ЕС (EIPA Барселона). Образовательная деятельность EIPA в основном сконцентрирована на организации большого количества краткосрочных курсов и семинаров, проводимых как для различных официальных организаций ЕС (например, таких как Европейская Комиссия, Европейский Парламент, Генеральный Секретариат Совета Европы, Европейский Комитет по экономике и социальной политике и др.) и правительств различных стран ЕС, так и программ свободного набора («открытых программ»). То есть обучаться по данным программам можно и в индивидуальном порядке по собственному желанию. Помимо краткосрочных программ, EIPA также проводит обучение по программам магистратуры в сотрудничестве с ведущими университетами Европы [11];

2) Европейское Сообщество по государ-

ственному управлению (EUPAN - European Public Administration Network). Это неформальное сообщество, объединяющее глав департаментов, ответственных за вопросы госуправления в странах ЕС, в Еврокомиссии и в странах-наблюдателях. Структура

EUPAN управляется соответствующими министерствами, отвечающими за вопросы государственного управления [12]. Деятельность EUPAN осуществляется на следующих уровнях: политическом (министры и члены Еврокомиссии, ответственные за вопросы государственного управления); управленческом (главы соответствующих департаментов); техническом (рабочие группы);

3) существует сеть 12 европейских университетов, реализующих программу «Евро-

пейский магистр государственного управления» (EMPA - European Master of Public Administration)1;

4) Европейская Сеть организаций по обучению местных и региональных властей (ENTO - European Network of Training Organizations for Local and Regional Authorities) [13]. Организация объединяет учреждения, занимающиеся обучением местных и региональных властей стран, входящих в Совет Европы. Ранее ENTO являлась подразделением Совета Европы. Затем получила независимый статус. В 2010 г. ENTO объединяла 35 действительных членов из 21 страны.

Таким образом, общественно-профессиональные сообщества Европы играют значительную роль в формировании ЕОП. В России таких организаций нет, а их становление находится на начальной стадии, и они пока еще не имеют такого значения, как в Европе. Главными минусами в такой ситуации является отсутствие общественной экспертизы качества образовательных программ и недостаточная связь с потенциальными работодателями.

Следующая группа субъектов ЕОП - потребители образовательных услуг. Это организации, в которые поступают на работу выпускники программ государственного управления. Основными потребителями данных образовательных услуг должны быть органы государственного управления. Однако анализ системы найма на государственную службу в разных странах (в т. ч. и в России) показал, что наличие образования по программе «Государственное управление» не создает серьезных конкурентных преимуществ при поступлении на государственную службу. Анализ статистики уровня и направлений образования государственных служащих (в т. ч. и в России) показал, что в структуре образования государственных служащих специалисты с профильным образованием «Государственное и муниципальное

1 Corvinus University of Budapest (Венгрия); Katho-lieke Universiteit Leuven (Бельгия); Deutsche Hochschule für Verwaltungswissenschaften, Speyer (Германия); Institut d'Etudes Politiques de Paris (Франция); Institut d'Études Politiques Lyon (Франция); Tallin University of Technology (Эстония); University of Liverpool (Великобритания); University of Vaasa (Финляндия); Rijkuniver-siteit Leiden (Нидерланды); Erasmus Universiteit Rotterdam (Нидерланды); University of Geneva (Швейцария); Université Catholique de Louvain (Бельгия).

управление» не только не составляют большинства, но и существенно отстают от числа тех, кто имеет юридическое или экономическое образование.

Анализируя число студентов, получающих образование по государственному управлению (особенно бакалавриат) можно сделать вывод о том, что число заказчиков на данные образовательные услуги значительно шире потребителей. Как следствие, можно выделить «регламентированный заказ» (бюджетные места, обучение по направлениям органов власти) и «открытый заказ» (обучение на договорной основе по желанию родителей, самих студентов и слушателей, организаций - не относящихся к системе государственного муниципального управления (далее - ГМУ)). Так как спрос рождает предложение, то и число программ обучения государственному управлению возрастает, своеобразно структурируя образовательное пространство не только в России, но и в других странах. Качество таких программ отслеживать весьма трудно, т. к. государственная аккредитация проводится с определенной периодичностью, а институты общественно-профессио-нальной экспертизы не развиты. Нет и обратной связи с потенциальным работодателем, официальное мнение которого можно было бы найти в открытом доступе.

Ключевыми поставщиками образовательных услуг для сферы ГМУ являются: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.

По программам дополнительного профессионального образования (ДПО) серьезно работает Российская академия народного хозяйства и государственной службы и система филиалов этой академии. В сумме они предлагают наибольшее количество программ дополнительного профессионального образования по сравнению с другими вузами. До последнего времени (точнее - до упразднения государственных требований к программам дополнительного профессионального

образования государственных служащих) эти филиалы являлись, по сути, монополистами образовательных услуг для госслужащих на региональном образовательном пространстве.

Перспективы интеграции образовательных пространств на уровне поставщиков образовательных услуг вполне реальны. Болонское соглашение дает возможность заключать соглашения между вузами, выравнивать свои учебные планы, делать совместные программы на уровне бакалавриата, магистерских программ. Это весьма перспективное направление. Однако эти процессы могут стать игрой в одни ворота. Пока российская сторона более заинтересована в программах обмена, чем наши европейские потенциальные партнеры. Если эти программы не имеют для них финансовой прибыли, то обмен почти не реален. Студентов, знающих русский язык или желающих учиться в России на русском языке зарубежом немного. Потенциально интересующийся Россией сегмент -молодежь Восточной Европы, где когда-то учили русский язык, сегодня более ориентирована на обучение в вузах Европы и США, чем в России.

Весьма перспективны совместные программы ДПО, в частности МРА. Вывод из-под государственного контроля программ ДПО усилил конкуренцию и дал вузам большую самостоятельность в их создании и реализации. Соглашения заключаются на уровне конкретных вузов в России и зарубежных вузов. Задача таких программ - обмен опытом, анализ решения схожих проблем (например, создание электронных правительств, экологические проблемы, борьба с бедностью). Однако серьезную проблему создает т. н. «языковой барьер», т. е. незнание языков международного общения подавляющим большинством российских государственных служащих и незнание русского языка государственными служащими зарубежных стран. В этой связи наиболее «легкий путь» - совместные программы со странами СНГ, где знание русского языка среди государственных служащих еще остается на уровне, который позволяет освоить программы дополнительного образования.

Проблема «языкового барьера» может быть снята изменением содержательного контекста образовательных программ, введением обязательных кредитов по иностранно-

му языку. Считаем правильным недавно прозвучавшее предложение - поставить в некоторую зависимость продвижение по службе и зарплату российских государственных служащих (особенно для ряда должностей) от уровня знания ими иностранного языка.

Процессы интеграции и сотрудничества во многом будут зависеть и от субъектов, информирующих о возможностях, программах и процессах обучения будущих и действующих государственных служащих. В отличие от стран ЕС, поиск такой информации в России весьма затруднен. Портал управленческих кадров, попытавшийся осуществить такую интеграцию, с данной работой не справился, имеющаяся информация устарела и мало актуальна как для заказчиков, потребителей образовательных услуг, так и для потенциальных партнеров за рубежом. Поэтому европейскому вузу непросто найти партнера в России. Взаимодействие выстраивается на личных контактах и на основе информации друг о друге, передаваемой, как правило, неформальным путем. В то же время программы ГМУ весьма многочисленны, но они не интегрированы в единое образовательное информационное пространство подготовки государственных служащих. Следует создать единый информационный источник о перечне программ основного и дополнительного образования государственных служащих, отзывах о данных программах, информации об их аккредитации и лицензировании и другая информация, необходимая для создания ЕОП и повышения эффективности взаимодействия его субъектов. Думается, эту роль могла бы взять на себя Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В числе субъектов серьезного мониторинга качества образовательных услуг можно назвать лишь Рособрнадзор. Других активных субъектов мониторинга пока в России нет. На европейском образовательном пространстве эту роль успешно выполняют различные общественно-профессиональные ассоциации.

По сравнению со странами ЕС особенностями образовательного пространства государственных служащих в России являются:

- частичная разобщенность субъектов образовательного пространства;

- слабое взаимодействие организаций, ведущих подготовку по основным и дополнительным образовательным программам в области государственного управления;

- слабая координация и взаимодействие вузов с органами власти;

- значительное превышение числа заказчиков по сравнению с числом потребителей образовательных услуг;

- превышение выпускников программ ГМУ по сравнению с числом вакансий на государственной службе;

- отсутствие единого информационного источника о программах подготовки государственных служащих;

- отсутствие институтов общественнопрофессиональной экспертизы образовательных программ, мониторинга их качества;

- отсутствие обратной связи с работодателями по вопросу оценки качества подготовки госслужащих.

С учетом вышеизложенного основными направлениями интеграции и сотрудничества в подготовке государственных служащих являются:

- внедрение общих принципов политики в сфере образования и переподготовки государственных служащих;

- согласование образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне;

- согласование положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, работающих на программах подготовки государственных служащих;

- создание равных возможностей и свободной реализации прав граждан на получение образования на территории любого государства - участника ЕОП;

- внедрение инновационных технологий обучения, которые позволяют преодолеть расстояния, временные ограничения (дистанционное обучение);

- интернационализация процесса обучения и образовательных программ.

Экспертные группы, работающие в рамках «Стратегии 2020», рассматривают интернационализацию как ключевой инструмент для модернизации российского высшего образования в целом и государственных слу-

жащих в частности [1]. С точки зрения интернационализации подготовки госслужащих интересны следующие предложения экспертных групп:

- привлечение кадров, т. е. преподавателей и управленцев из-за рубежа. В российских вузах сейчас работают примерно 0,25 % не граждан России;

- снятие барьеров для притока кадров, т. е. признание зарубежных дипломов и степеней, совершенствование визового режима, подготовка кадров за рубежом, расширение программы обучения и стажировок наших специалистов за рубежом;

- поддержка обучения на уровне магистратуры молодых специалистов в зарубежных вузах по направлениям ключевым, приоритетным нашим, по направлениям инвестиционного развития;

- расширение практики подготовки наших кадров в ведущих международных университетах на уровне аспирантуры и привлечение их на работу в наши вузы и научные организации, это развитие механизмов образовательного кредитования;

- включение иностранного языка в квалификационные требования для занятия должностей государственных служащих старшей и высшей группы на том уровне, который позволяет коллегам напрямую общаться со своими зарубежными партнерами;

- более полное включении России в деятельность международных научных организаций сетей исследовательских проектов. Упрощение условий предоставления въездных виз и обеспечение признания зарубежных научных степеней, ведение скоординированной централизованной работы через канал ИТАР-Пресс, в т. ч. направленной на привлечение в Россию высококвалифицированных зарубежных специалистов и россиян, работающих за рубежом.

И в заключение отметим, что единое образовательное пространство подготовки госслужащих имеет серьезные противоречия, не свойственное большинству других образовательных пространств. Эти противоречия обусловлены, с одной стороны, необходимостью открытости и гибкости ЕОП, а с другой стороны - потребностью в определенной замкнутости и закрытости, т. к. подготовка специалистов в области государственного

управления - это подготовка специалистов для управления своей страной.

Вместе с тем общие подходы к пониманию сущности и значения подготовки государственных служащих, понимание значимости непрерывности образования госслужащих в изменяющихся условиях, курс на формирование единых стандартов в рамках Болонского соглашения делает процессы интеграции неизбежными и дает основание говорить, как минимум, о сотрудничестве России, СНГ и ЕС по подготовке госслужащих.

1. Стенограмма совместного заседания экспертной группы 7 и экспертной группы 8 в рамках «Стратегии 2020» по теме «Интернационализация высшего образования» от 29.09.2011 г. URL: http://2020strategy.ru/g7. Загл. с экрана.

2. Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ. URL: http:// iam.duma.gov.ru/node/8/4619/16311. Загл. с экрана.

3. Соглашение о сотрудничестве по формиро-

ванию единого образовательного пространства СНГ URL: http://www.russia.edu.ru/

information/legal/law/inter/cng/17_01_1997. Загл. с экрана.

4. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by. Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Соглашение о сотрудничестве государств -

членов Евразийского экономического сообщества в области образования от 11.12.2009 г. URL: http ://base. consultant. ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=EXP;n=556224. Загл. с экрана.

6. Соглашение о сотрудничестве государств-

членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и / или аккредитации образовательных организаций / учреждений (образовательных программ) от

21.05.2010 г. URL: http://base.consultant.ru. Загл. с экрана.

7. Харченко О.А. Адаптация системы профессиональной учебы государственных служащих в Украине к стандартам Европейского союза // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 112-121.

8. Говоруха В. Профессионализация государственной службы Украины: адаптация к европейским стандартам подготовки государственных служащих. URL: http://www.mruni.eu/ lt/mokslo_darbai/vpa/archyvas/dwn.php?id.

Загл. с экрана.

9. Калашникова С.А. Внедрение дистанционного обучения в систему подготовки государственных служащих: (опыт Украинской академии государственного управления при Президенте Украины) // Образовательные технологии и общество. 2003. Т. 6. № 1. С. 168-171.

10. Ковбасюк Ю.В. Украинский опыт профессиональной подготовки государственно-управленческих кадров // Проблемы управления. 2011. № 1 (38). С. 86-91.

11. Ц^: http://www.eipa.eu/en/pages/display/&tid=4

12. URL: http://www.eupan.eu/en/content/show/&

tid=188

13. URL: http://www.entonet.org/portal/index.php/

en/network-presentation-whatisento-27

Поступила в редакцию 22.03.2013 г.

UDC 316.4

ESTABLISHMENT OF A SINGLE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA, CIS AND EU IN THE FIELD OF TRAINING OF CIVIL SERVANTS

Valentina Vyacheslavovna KOMLEVA, Russian Academy of Public Economy and State Service at President of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Sociology, Head of “Faculty of Projects and Programs”, Head of Foreign Region Study and International Communication Department, e-mail: [email protected]

Actual problems and prospects for a unified educational space for training, retraining and advanced training of government officials in Russia, CIS and the EU are considered.

Key words: educational environment; subjects of educational space; training of public servants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.