Научная статья на тему 'Формирование единого информационного пространства -ключевое направление развития многосубъектных производственно-сбытовых систем'

Формирование единого информационного пространства -ключевое направление развития многосубъектных производственно-сбытовых систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРАТЕГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / UNIFIORM INFORMATION SPACE / STRATEGY / INTERACTION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саков А. А.

В статье проанализированы основные схемы управления многосубъектными производственно-сбытовыми системами; показано, что дальнейшее совершенствование управление возможно только на основе формирования единого информационного пространства предприятия; раскрыто содержание основных этапов его формирования, а также ограничения, влияющие на выбор стратегии формирования; предложены основные варианты информационных систем применительно к различным схемам управления многосубъектными производственно-сбытовыми системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF UNIFORM INFORMATION SPACE - KEY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF MULTISUBJECT PRODUCTION AND SALES SYSTEMS

The article analyzes basic management schemes of multisubject production and sales systems; shows that further improvement of management is possible only through the formation of uniform information space of an enterprise; discovers the contents of the main stages of its formation, as well as constraints affecting the choice of a strategy of formation; as well as finally suggests, basic variants of information systems for different management schemes of multisubject production and sales systems.

Текст научной работы на тему «Формирование единого информационного пространства -ключевое направление развития многосубъектных производственно-сбытовых систем»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА -КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МНОГОСУБЪЕКТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫХ СИСТЕМ

Саков А.А., д.э.н., доцент, директор департамента общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной

информации ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье проанализированы основные схемы управления многосубъектными производственно-сбытовыми системами; показано, что дальнейшее совершенствование управление возможно только на основе формирования единого информационного пространства предприятия; раскрыто содержание основных этапов его формирования, а также ограничения, влияющие на выбор стратегии формирования; предложены основные варианты информационных систем применительно к различным схемам управления многосубъектными производственно-сбытовыми системами.

Ключевые слова: информационная система, единое информационное пространство, стратегия, взаимодействие, система.

CREATION OF UNIFORM INFORMATION SPACE - KEY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF MULTISUBJECT PRODUCTION AND SALES SYSTEMS

Sakov A., doctorate degree in economic sciences, associate professor, head of the department of Russian classificators of technical, economical and social information at Russian scientific and technical centre for information on standardization, metrology and conformity

assessment (FGUP «STANDARTINFORM»)

The article analyzes basic management schemes of multisubject production and sales systems; shows that further improvement of management is possible only through the formation of uniform information space of an enterprise; discovers the contents of the main stages of its formation, as well as constraints affecting the choice of a strategy of formation; as well as finally suggests, basic variants of information systems for different management schemes of multisubject production and sales systems.

Keywords: information system, unifiorm information space, strategy, interaction, system.

Современному этапу социально-экономического развития свойственен перманентно возрастающий спрос на информацию и эффективное использование новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их внедрение существенно влияет на развитие общества, деятельность государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей, облегчает достижение поставленных целей, обеспечивает постоянный доступ к нужным источникам, в конечном итоге, стимулирует рост и развитие бизнеса, экономит время. Можно с уверенностью утверждать, что в международной хозяйственной деятельности появился новый элемент производительных сил в виде ИКТ. Информация в совокупности с ИКТ и знаниями становится одним из важнейших факторов успешного функционирования любой экономической системы, оказывая революционное воздействие на развитие современных форм международного бизнеса и модернизацию старых.

Одной из тенденций развития современной мировой и отечественной экономики является рост количества предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность на принципах франчайзинга, т.е. представляющих собой мно-

госубъектные производственно-сбытовые системы. Среди многочисленных задач, стоящих перед такой системой, следует выделить задачу построения оптимальной логистической модели взаимодействия. Специалисты рассматривают три основные схемы управления товародвижением в такой компании. Дадим им краткую характеристику [1].

1. Независимое (автономное) оперативное управление товародвижением в рамках единых правил консолидированной закупочной политики (работа с единой номенклатурой и одними поставщиками). Это так называемая «мягкая» франчайзинговая логистическая модель. Как правило, данная модель ставит своей основной целью получение наиболее выгодных условий закупки товара у поставщиков (увеличение объемов совместно закупаемых товаров). При этом сам процесс торговли, его организация не регламентируются жестко. Главным условием модели является контроль над ассортиментной политикой франчайзи, заключающийся в закупке стратегически важного для франчайзера товара в нужных количествах, а не использование возможности благодаря франчайзинговой системе получать наиболее низкие цены без ответственности за объем (см. рис. 1).

2. Единое оперативное управление товародвижением в рамках

ФРАНЧАЙЗЕР

Контроль ассортиментной и закупочной политики сети

Единый ассортимент Единые закупочные цены Единые поставщики

ФРАНЧАИЗИ

1

Поставщики

ФРАНЧАИЗИ

& а

<u К

Рис. 1. Схема «мягкой» франчайзинговой модели управления

Поставщики

Поставщики

ФРАНЧАЙЗЕР Единый закупочный центр

Поставщики

ФРАНЧАИЗИ

Рис. 2. Схема «жесткой» франчайзинговой модели управления

Рис. 3.3. Схема «смешанной» франчайзинговой модели управления

всей компании. Этим вариантом предусмотрена возможность работы структурных подразделений с единой информационной системой и единым закупочным центром. Иными словами, это «жесткая» франчайзинговая логистическая модель, закрепляющая за франчайзером весь логистический процесс, - от закупки товара у поставщиков до пополнения запасов франчайзи. Франчайзи осуществляет сбыт продукции и контролирует соответствие хозяйственной деятельности общим правилам и сетевым стандартам (см. рис. 2).

3. Смешанное оперативное управление товародвижением. Франчайзером определены франчайзи, ведущие самостоятельное управление товародвижением в рамках единых правил консолидированной закупочной политики, и франчайзи - осуществляющие единое оперативное управление по «жесткой» модели. Следует подчеркнуть, что при использовании этого варианта информационно-коммуникационная система должна обеспечивать синхронизацию нормативно-справочной информации во всех подразделениях франчайзера (см. рис. 3).

В свою очередь, хотелось бы подчеркнуть, что обеспечить эффективное управление товародвижением в компании, развивающей франчайзинг, по всем трем моделям возможно при активном использовании информационно-коммуникационных систем [2]. В рамках информационной экономики взаимодействия между людьми осуществляются через распространение по пространству информационных потоков; в виде сбора и обработки поступающей информации и через прямой информационный обмен между экономическими агентами. Все эти процессы осуществляются с помощью коммуникационных и информационных технологий, которые являются средствами взаимодействий. Носителями взаимодействий

являются информационные потоки, распространяющиеся в информационной среде или информационном пространстве экономической системы.

Анализ показывает, что в современной экономической науке имеется достаточно большое количество подходов к определению сущности и содержания категории «единое информационное пространство», отражающих те или иные стороны данного понятия [3,

4, 5 и др.]. Не вдаваясь в детальную оценку того или иного подхода, отметим, что большинство из них относит информационное взаимодействие в компании в рамках единого информационного к базовому бизнес-процессу. Так, согласно определению Шелыгановой

Э.Е. под информационным взаимодействием в рамках единого информационного пространства компании понимается процесс опосредованного воздействия субъектов информационных отношений компании друг на друга на основе высокоскоростной передачи по каналам связи унифицированных информационных потоков, порождающих их информационную обусловленность [6]. При этом процесс опосредованного воздействия на основе высокоскоростной передачи по каналам связи унифицированных информационных потоков следует определять как процесс опосредованного электронного воздействия субъектов. Тогда под качеством информационного взаимодействия многосубъектных производственно-сбытовых систем в рамках единого информационного пространства надлежит понимать совокупность его характеристик, определяющих возможности опосредованного электронного воздействия субъектов информационных отношений компании друг на друга.

Ретроспективный анализ информатизации управления современными компаниями показывает, что первоначально обработка данных на предприятии в большей степени базировалась на мейн-

фреймах, представляющих собой высокопроизводительные компьютеры со значительным объемом оперативной и внешней памяти. Данные электронно-вычислительные машины были предназначены для организации централизованных хранилищ данных большой емкости и выполнения интенсивных вычислительных работ. В первой половине 90-х гг. XX в. стали доступными версии приложений для обработки данных предприятий в рамках модели «клиент-сервер», нашедшие широкое применение. Особенность модели заключалась в том, что обработка данных и хранение информации были распределены между «клиентом» и «сервером». Термином «клиент» - обозначается компьютер пользователя, «сервер» - отдельная ЭВМ, обеспечивающая необходимые вычислительные ресурсы, и расположенная в неком вычислительном центре.

Конфигурация «клиент-сервер» предполагает связь клиента с сервером с помощью локальной сети или через Интернет. Возможности, стандарты и защита сети имеют первостепенное значение для успешной работы любой системы. Локальные сети (или локальные вычислительные сети (ЛВС)) - это сети, использующиеся для соединения компьютеров между собой в пределах сравнительно небольших географических пространств, например, в пределах одного здания. Глобальные сети соединяют компьютеры на больших расстояниях. Интранет-сетями (intranet) обычно называют глобальные сети, предназначенные для использования конкретным предприятием, а экстранет-сетями (extranet) - глобальные сети, предназначенные для использования, кроме самого предприятия, и его партнерами [7].

Подчеркнем, что единое информационное пространство предприятия, в особенности многосубъектного территориально-распределенного, строится на основе Интранет-сети, которая, в свою очередь, базируется на ЛВС, реализующих те или иные стратегии распределенной обработки данных.

Процесс формирования ЕИП предприятия включает в себя следующие основные этапы:

1) разработка стратегии совершенствования на базе фундаментальных принципов построения;

2) анализ и моделирование деятельности предприятия;

3) реорганизация деятельности (опционально);

4) выбор системной платформы информационной инфраструктуры;

внедрение системы;

5) эксплуатация.

Понятие стратегии построения ЕИП на базе фундаментальных принципов построения включает в себя следующие аспекты:

а) цели: области деятельности предприятия и комплекс требований к ЕИП;

6) долгосрочная техническая политика - комплекс внутренних стандартов, поддерживаемых на предприятии;

в) ограничения: финансовые, временные и т.д.;

г) процедура управления изменениями плана.

Стратегия создания ЕИП в первую очередь должна соответствовать приоритетам и стратегии (задачам) бизнеса. В понятие стратегии также должны входить пути достижения этого соответствия.

Характеристика стратегии построения ЕИП достаточно подробно изложена в работе Ершовой Т.Б. [8]. Конкретными частными факторами, определяющими специфику внедрения ЕИП, следует считать:

- средний период между сменой технологий основного производства;

- среднее время жизни выпускаемых предприятием продуктов и его модификаций;

- анонсированные долгосрочные планы поставщиков технических решений в плане их развития;

- срок амортизации используемых систем;

- стратегический план развития предприятия, включая планы слияния и разделения, изменение численности и номенклатуры выпускаемой продукции;

- планируемые изменения функций персонала.

К основным ограничениям, которые необходимо учитывать при выборе стратегии построения ЕИП, относятся следующие:

а) финансовые - определяются величиной инвестиций, которые предприятие способно сделать в развитие автоматизации. Этот тип ограничений наиболее универсален, т.к. остальные три вида могут быть частично конвертированы в финансовые;

б) временные ограничения, связанные со следующими факторами:

1) сменой технологий основного производства;

2) рыночной стратегией предприятия;

3) государственным регулированием экономики;

в) ограничения, связанные с влиянием человеческого фактора:

1) корпоративная культура - отношение персонала к автоматизации;

2) особенности рынка труда, трудовое законодательство.

Таким образом, следует подчеркнуть, что описание и моделирование деятельности предприятия является сложной задачей, требующей для своего решения определенного набора методов и средств [9].

Поскольку ЕИП строится на основе принципа обеспечения автоматизированными рабочими местами должностных лиц и сотрудников предприятия и связывания этих рабочих мест в единую систему, то всю совокупность узлов ЕИП можно условно разделить на две большие категории: рабочие станции и серверы. Рабочие станции представляют собой персональные электронные вычислительные машины, за которыми непосредственно работают пользователи (сотрудники предприятия). Серверы - файл-серверы, принт-серверы, коммуникационные серверы и др. - служат для выполнения некоторых действий и процессов в интересах пользователей: хранение и ведение информационных файлов, проведение сложных расчетов, вывод данных на печать, обслуживание запросов на взаимодействие с другими абонентами системы и многое другое.

В идеальном случае может рассматриваться случай выделения отдельной ЭВМ для каждого должностного лица функциональной системы. Однако в реальных условиях такая постановка задачи, как правило, невыполнима ввиду наличия различного рода ограничений, как экономических (недостаток средств на закупку техники), так и фактических (недостаток площадей, режимные требования и т.п.). В таких ситуациях ставится вопрос о коллективном использовании ЭВМ некоторыми группами пользователей.

В связи с тем подчеркнем, что поскольку функционирование любой автоматизированной системы с распределенной обработкой данных в ЕИП может быть представлено совокупностью взаимодействий пользователей с системой в виде последовательности этапов передачи и обработки информации, то на повестку дня выступает проблема качества информационного взаимодействия. В таком случае качество информационного взаимодействия определяется организацией всего информационного процесса и оценивается с помощью показателей эффективности.

Показатель эффективности должен учитывать все основные особенности и свойства системы, а также условия ее функционирования. Исходя из этого, он в общем случае должен зависеть от параметров входящих потоков заявок на выполнение информационно-вычислительных работ и их характеристик, структуры и параметров системы распределенной обработки данных, а также параметров, характеризующих воздействия внешней среды, например, потоки выхода из строя технических и программных средств системы. Тем самым показатель эффективности определяется процессом функционирования системы, т.е. является функционалом от процесса функционирования, так что множество процессов функционирования, различающихся условиями и режимами работы, отображается на множестве значений показателя эффективности.

Для информационного взаимодействия как комплексного базового бизнес-процесса невозможно выделить какой-то один показатель эффективности, позволяющий охарактеризовать буквально все интересующие пользователей аспекты взаимодействия. Поэтому рассматривают некоторую совокупность показателей эффективности, каждый из которых характеризует степень достижения системой некоторой частной цели. При этом частные цели и, соответственно, показатели эффективности должны быть согласованы в системном плане, т.е. достижение частной цели должно способствовать выполнению основной задачи информационного взаимодействия.

К числу показателей эффективности информационного взаимодействия, отражающих наиболее существенные его свойства, могут быть отнесены показатели: оперативности взаимодействия; устойчивости взаимодействия; непрерывности взаимодействия [6].

В конечном итоге показатели эффективности информационного взаимодействия определяются характеристиками информационного процесса и их совокупностей, а последние зависят от множества принятых решений по построению и организации функционирования единого информационного пространства, а, следовательно, от этих решений во многом зависит и качество информацион-

Рис. 4. Информационные системы для франчайзинга (мягкая модель)

Рис. 5. Информационные системы ного взаимодействия в многосубъектных производственно-сбытовых системах.

Отсюда следует, что эти решения должны быть такими, чтобы качество информационного взаимодействия было максимальным. Исходя из этого, решение задач, связанных с распределением информации для хранения и обработки в системах распределенной обработки данных должно осуществляться в процессе проектирования и начальной настройки системы.

Нельзя не согласить с положением, что для контроля за ассортиментной и закупочной политикой франчайзи все компании франшизы должны работать в едином информационном поле, насыщенном нормативной, справочной и текущей информацией. Решение этой задачи возможно только в том случае, когда в многосубъектной производственно-сбытовой системе используется единая информационная система. При этом важно понимать, что качество взаимодействия данная информационная система должна обеспечивать по всем трем представленным выше моделям. Это объясняется тем, что в процессе развития сетевой структуры на разных этапах может быть востребована любая из перечисленных логистических схем. Например, на начальном этапе развития сети в масштабах региона франчайзер может не иметь своего собственного распределительного центра. В таком случае он может организовать работу по «мягкой» модели. Передача информации от франчайзера к франчайзи и обратно осуществляется в дискретном режиме (см. рис. 4).

В процессе развития предприятия становится актуальным переход с «мягкой» модели на «жесткую». Обосновано это приобретением и вводом в эксплуатацию франчайзером собственного распределительного центра, непосредственным образом влияющего на качество взаимодействия и функционирования всей системы в целом. Но в тоже время оправдана организация деятельности много-

для франчайзинга (жесткая модель)

субъектной производственно-сбытовой системы по гибридной модели в том случае, когда часть франчайзи работает по «мягкой» модели - это созданные ранее предприятия, а все последующие, благодаря наличию у франчайзера распределительного центра подключаются по «жесткому варианту».

Практика показывает, что наиболее предпочтительной архитектурой информационных систем для жесткой модели является централизованная информационная система с единой базой данных (см. рис. 5).

Мягкая и гибридная модели могут работать, как на централизованной или распределенной архитектуре информационных систем, так и в смешанном варианте, когда каждая из подсетей франчайзера и франчайзи имеет централизованную архитектуру информационной системы, а взаимодействуют они между собой - по принципу распределенной архитектуры.

Таким образом, данный вариант построения архитектуры информационной системы в большей степени будет удовлетворять требованиям руководства предприятия, позволяет создать единое информационное пространство нормативной, справочной и текущей информации. Система синхронизации способствует передаче информации от франчайзера к франчайзи и обратно. Тем самым возрастает контроль за деятельностью франчайзи и качество взаимодействия в целом.

Как мы видим, современные информационно-коммуникационные технологии расширяют границы взаимодействия. Для эффективной совместной работы больше нет необходимости пространственного сосредоточения персонала, т.е. работать за соседним столом, находиться в одном офисе, здании, городе или даже стране. ИКТ позволяют организовать и осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме и тем самым существенно повысить качество информационного взаимодействия в компании.

Такие группы (команды) называют виртуальными. Виртуальными они становятся из-за того, что отдельные участники этой группы работают в удаленном режиме через некоторое неосязаемое электронное пространство, т.е. в режиме информационного взаимодействия. Изменяется сам статус работника в компании: он уже рассматривается не с позиции занимаемой должности, не как функционер, а как потенциальный ресурс, представляющий собой совокупность знаний и умений, доступный для всех в рамках компании. Формально для виртуальной компании имеет значение только содержание ресурса и его доступность.

При определенных условиях в виртуальный ресурс (ресурс, который можно использовать виртуально, т.е. без физического контакта с ним) может превратиться и менеджер. Совершенно необязательно в современных условиях физическое присутствие менеджера в компании, что очевидно ведет к необходимости развития информационного взаимодействия.

Преимущества сетевых структур информационной экономики в создании и развитии бизнеса обеспечивают глубокую адаптацию продукции практически под каждого покупателя, что фактически персонализирует предлагаемые хозяйствующим субъектом на рынок товары и услуги и максимально полно может удовлетворять покупательские ожидания. Использование ИКТ на основе различных информационных сетей инициализирует процесс объединения всех участников рынка в некоторую единую децентрализованную мировую компьютерную сеть, состоящую из независимых рабочих станций, серверов, а также программного обеспечения, установленного на них, и позволяет хозяйствующим субъектам взаимодействовать и взаимно влиять на хозяйственную деятельность друг друга. Подобное информационное взаимодействие создает принципиально новые каналы сбыта, доступ к которым получает значительное число потенциальных потребителей. При этом такое взаимодействие

имеет двойную направленность: как от производителя к покупателю, так и обратно, в виде откликов, пожеланий и замечаний в режиме реального времени, от покупателя к производителю, что позволяет производителям быстро адаптировать выпускаемую продукцию под потребности конкретных потребителей.

Литература:

1. Совершенствование управления предприятием на основе франчайзинга // www.franchisees.ru

2. Особенности выбора и построения информационной системы сетевой розничной торговой компании на современном этапе развития ритейла в России // www.cnews.ru

3. Информационная политика: Учебник // Под общ. ред. В.Д. Попова. М.: РАГС, 2003.

4. Аверкиев А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга: Дисс. канд. экон. наук. - Волгоград, 2003.

5. Кабанов К.О. Совершенствование механизма инвестирования в создание единого информационного пространства: Дисс. канд. экон. наук. - М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шелыганова Э.Е. Повышение качества информационного взаимодействия в территориально-распределенных компаниях: Дисс. канд. экон. наук. - М., 2009.

7. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Ершова Т.Б. Повышение качества информационного взаимодействия на высокотехнологичных территориально-распределенных предприятиях: Дисс. докт. экон. наук. - М., 2011.

9. Репин В.В, Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. - М.: Стандарты и качество, 2004.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПАРТНЕРСКИХ ПРОГРАММ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Поспелова Е.В., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье предложены методические основания процедуры разработки стандарта взаимодействия участников партнерских Интернет-программ с потребителями, ориентированные на повышение качества предоставления информационно-коммуникационных услуг. В краткой форме раскрыто содержание этапов разработки стандарта с учетом особенностей функционирования организаций, реализующих свою продукцию посредством сети Интернет.

Ключевые слова: качество, головная организация, партнерство, взаимодействие, стандарт, разработка, пользователи.

METHODIC BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE QUALITY PROVISION STANDARD FOR INTERACTION OF PARTNERSHIP PROGRAMS PARTICIPANTS AND CONSUMERS

Pospelova E., the post-graduate student, FGUP «STANDARTINFORM»

The article suggests methodic basis for the procedure of the development of the standard of interaction of the participants of affiliate online programs with consumers. Such programs are oriented towards enhancing the quality of the provided information and communication services. In brief the article overviews the contents of stages of the development of the standard with respect to the particularities offunctioning of organizations distributing their products online.

Keywords: quality, parent organization, partnership, interaction, standard, development, users.

На сегодняшний день становится все более очевидным, что использование в деятельности предприятий стандартов, как государственных, так и отраслевых, а также стандартов отдельных предприятий является необходимым условием оперативного получения и практического использования ведущих практик предприятий -лидеров отраслей, что оказывает позитивное влияние на качество выпускаемой продукции, предлагаемых услуг, реализуемых процессов и в конечном итоге на конкурентоспособность предприятий в целом. Данное положение в полной мере справедливо и для организаций, осуществляющих свою деятельность в сети Интернет.

В соответствие с Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются харак-

теристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, процедура разработки стандарта имеет весьма важное значение для дальнейшего развития предприятия, поскольку изложенные в стандарте положения будут многократно тиражированы и перенесены в жизнь участниками партнерских программ. По этой причине она требует особого, пристального внимания.

По мнению автора, при разработке стандарта головной организацией по взаимодействию партнера и потребителя необходимо ориентироваться на действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, преломляя их в соответствие с конкретной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.