УДК 796.85
Формирование двигательных навыков самозащиты с реальным колюще-режущим предметом - эффективная стратегия или неоправданная дидактическая крайность Гончаров Н.Н.*
Фитнес-центр «Life Time» г. Тула, Россия ORCID: 0009-0006-0699-4319, [email protected]*
Аннотация. В статье впервые исследуется с точки зрения объективной психологии и низшей нервной деятельности человека методика формирования двигательных навыков обезоруживания с реальным колюще-режущим предметом. Научная новизна. Приводятся результаты практических экспериментов, указывающие на то, что существует обратная зависимость между методикой формирования двигательных навыков самозащиты с реальным колюще-режущим предметом и степенью готовности обучаемых к необходимой обороне. Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть интересны и полезны как исследователям самозащиты, так и преподавателям профессионально-прикладной физической подготовки. Материалы. В эксперименте приняли участие 29 человек мужского пола. Они случайным образом были распределены на контрольную (15 испытуемых) и экспериментальную (14 испытуемых) группы. Для «чистоты» эксперимента в детали и цель эксперимента испытуемых не посвящали. Испытуемые обучались по единой методике, с той лишь разницей, что в экспериментальной группе при разучивании обезоруживания использовался реальный нож. Результаты исследования показали: методика разучивания обезоруживания с реальным колюще-режущим предметом оказала отрицательное влияние на психомоторные качества испытуемых в экспериментальной группе. Заключение. На основе результатов теоретического и практических экспериментов можно составить следующее представление об исследуемой методике: разучивание обезоруживания с реальным колюще-режущим предметом неэффективно и не адаптирует человека к страху, вызванному видом колюще-режущего предмета при посягательстве. В то же время риск получить травму или увечье неоправданно высок, так как обучение обезоруживанию и без реального колюще-режущего предмета представляет серьезную опасность для здоровья обучаемых. Что касается популярности такой методологии в экспертной среде, то ее можно объяснить тем, что она, вероятно, дает ложную надежду на достижение таким простым способом положительного результата при обороне.
Ключевые слова: самозащита, самооборона, необходимая оборона, холодное оружие, колюще-режущий предмет, рукопашный бой, испуг.
Для цитирования: Гончаров Н.Н.* Формирование двигательных навыков самозащиты с реальным колюще-режущим предметом - эффективная стратегия или неоправданная дидактическая крайность. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .
Formation of self-defense motor skills with a real stabbing and cutting object -effective strategy or unjustified didactic extreme
Nikolay N. Goncharov *
Fitness center "Life Time" Tula, Russia. ORCID: 0009-0006-0699-4319, [email protected]*
Abstract: In the article the methodology of disarming motor skills formation with a real stabbing and cutting object is investigated for the first time from the objective psychology's point of view and lower nervous activity of a human being. Scientific novelty. The results of practical experiments are presented, indicating that there is an inverse relationship between the method of forming motor skills of self-defense with a real stabbing and cutting object and the degree of trainees' readiness for the necessary defense. The practical significance lies in the fact that the results of this study may be interesting and useful to both researchers of self-defense and teachers of professional applied physical training. Materials. Twenty-nine male subjects participated in the experiment. They were randomly distributed into control (15 subjects) and experimental (14 subjects) groups. For the "purity" of the experiment, the subjects were not privy to the details and purpose of the experiment. The subjects were trained according to the same method, with the only difference being that in the experimental group a real knife was used to learn disarming. The results of the study showed that the method of learning disarming with a real stabbing and cutting object had a negative effect on the psychomotor qualities of the subjects in the experimental group. Conclusion. Based on the results of theoretical and practical experiments, we can make the following idea about the studied method: learning disarming with a real stabbing and cutting object is ineffective and does not adapt a person to the fear caused by the sight of a stabbing and cutting object during an encroachment. At the same time, the risk of injury or maiming is unnecessarily high because disarmament training and without a real stabbing and cutting object poses a serious health danger to trainees. As for the popularity of such methodology in the expert community, it can be explained by the fact that it probably gives a false hope of achieving a positive result in defense in such a simple way.
Keywords: self-defense, self-defense, necessary defense, cold weapon, stabbing and cutting object, hand-to-hand combat, fright.
For citation: Nikolay N. Goncharov* Formation of self-defense motor skills with a real stabbing and cutting object - effective strategy or unjustified didactic extreme. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): .
Введение
Внимание многих исследователей и практиков по самозащите сосредоточено как на поиске рациональной техники движений, так и на более эффективной методологии формирования двигательных навыков обезоруживания при посягательстве с колюще-режущим предметом. Интерес к этой теме периодически фокусируется и в спортивных изданиях, и сети Интернет. Логично предположить, что эта тема так или иначе должна стимулировать научную дискуссию ввиду того, что в современных условиях такие исследования приобретают особую актуальность. Однако в научной литературе тема не стала предметом самостоятельного полноценного исследования, а в тех работах, где она затрагивается, освещается довольно поверхностно или в весьма упрощенном виде [1, 2, 5].
Так, в литературе по самозащите и обороне из одного издания в другое переходит методика формирования двигательных навыков обезоруживания с использованием реального колюще-режущего предмета. Авторы утверждают, что таким образом происходит адаптация человека к страху, вызванному видом колюще-режущего предмета при силовом единоборстве с посягающим.
Например, в широко известном рукопашном бое А.А. Кадочникова, запатентованным как способ самозащиты (патент - RU 234510C1) обучение обезоруживанию «проводится в условиях максимально приближенных к боевым: холодное оружие - только реальное, а не имитация. Причем с оружием начинают работать сразу, а не после какого-то предварительного периода обучения».
Довольно часто именно такую трактовку этой методики можно встретить на страницах изданий по самозащите и обороне. Однако возникает вполне логичный вопрос:
есть ли корреляция между формированием двигательных навыков самозащиты с реальным оружием и степенью страха у обороняющегося лица при виде колюще-режущего предмета в процессе обороны, и насколько научно обоснована такая методологическая стратегия? В поисках ответа на поставленные вопросы развернем этот популярный в экспертной среде тезис в плоскость научных знаний.
Для теоретического исследования этой методики обратимся к литературным источникам. Так, эксперимент Ч. Дарвина с африканской гадюкой показал, что при неожиданно возникшей опасности испуг способен корректировать двигательную программу человека независимо от его воли. Эксперимент наиболее точно передает суть происходящего при неожиданном посягательстве с колюще-режущим предметом.
В издании «Объективная психология» В.М. Бехтерев последовательно изложил свою точку зрения по данной проблеме и дал развернутый ответ на первую часть поставленного вопроса. Он установил, что «одним из наиболее важных взаимоотношений между организмом и окружающей его средой являются так называемые сочетательные рефлексы. <...> В отличие от обыкновенных рефлексов такие рефлексы, как показывает опыт, обнаруживают при повторении склонность к угасанию, <...> но затем вследствие нового раздражения рефлекс вновь оживится, сделавшись дифференцированным».
Результаты исследований Ч. Дарвина и В.М. Бехтерева вполне коррелируются с теорией И.М. Сеченова. Экстраполируем этот вывод на методику формирования двигательных навыков обезоруживания с использованием реального колюще-режущего предмета. Действительно, в процессе длительных тренировок обучаемый в какой-то степени привыкнет к опасности, исходящей от реального колюще-режущего предмета.
Однако согласно теории В.М. Бехтерева, в условиях ситуационного страха при виде колюще-режущего предмета угасший страх вследствие нового раздражения у него вновь оживится. Этот вывод находит должное подтверждение и в пособии капитана Уильяма И. Фэйрбери по обучению рукопашному бою в подразделениях британских коммандос: «В ближнем бою нет более опасного оружия, чем нож. Более того, часто один лишь блеск ножа повергает противника в ужас, лишает его уверенности и заставляет сдаться».
Подводя итоги теоретического исследования, можно констатировать следующее: литературные источники порождают вполне обоснованное сомнение в эффективности исследуемой методики и дают основание предположить, что в ее основе, вероятно, лежат умозрительные рассуждения авторов, а не здравый смысл и научные знания.
Для более глубокого и всестороннего исследования и ответа на вопрос: формирование двигательных навыков самозащиты с реальным колюще-режущим предметом - эффективная стратегия или неоправданная дидактическая крайность, было проведено два экспериментальных исследования.
Отдельно следует сказать о том, каким образом исследуемая методика связана со страхом. Для этого кратко рассмотрим физиологические реакции, происходящие у человека после того, как информация об опасности из сенсорного поля поступит в его зрительные рецепторы [3].
Несколько упрощая, этот процесс можно описать следующим образом: произойдет активация симпатоадреналовой системы и осуществится выброс из мозгового слоя надпочечников одного из нейромедиаторов адреналина, который программирует манеру поведения человека в экстремальной ситуации через стрессовую двигательную программу, хорошо известную как «бей или беги».
В итоге это приведет к значительному увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС). Исходя из этого, можно полагать, что наиболее информативным, логичным и доступным методом для такого исследования будет подсчет пульса на лучевой артерии за минуту у испытуемых до и после выполнения контрольного теста Т1.
Кроме того, представляется логичным с помощью контрольного теста Т2 изучить вопрос как исследуемая методика влияет на психомоторные качества испытуемых при
обезоруживании с колюще-режущим предметом. Это обусловлено тем, что при обороне фактор времени имеет решающее значение.
Материалы и методы
Эксперимент проводился в г. Тула, в Центре инновационных физкультурно-спортивных технологий Тульского государственного университета. В эксперименте приняли участие 29 человек мужского пола. Они случайным образом были распределены на две группы, контрольную 15 испытуемых (щ = 15) и экспериментальную 14 испытуемых (п2 = 14). Для «чистоты» эксперимента в детали и цели эксперимента испытуемых не посвящали. Испытуемые обучались по единой методике, с той лишь разницей, что в экспериментальной группе при разучивании обезоруживания использовался реальный нож.
В ходе эксперимента им предлагалось выполнить следующие контрольные тесты: Т1 - обезоруживание при ударе реальным ножом сбоку; Т2 - обезоруживание при ударе муляжом колюще-режущего предмета сбоку.
Обработка результатов в контрольном тесте Т1 производилась путем сравнения различий средней ЧСС у испытуемых до и после эксперимента, в контрольном тесте Т2 сравнивались различия среднего времени, затраченного испытуемыми на полный цикл обезоруживания с муляжом колюще-режущего предмета. Для определения уровня достоверности различий применялся 1 - критерий Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Перед выполнением теста Т1 различия средней ЧСС в контрольной группе составила 72 уд/м, в экспериментальной группе 73.86 уд/м, расчетное значение критерия 1эмп эмпирического меньше 1*р критического (0,7 < 2,05) на уровне статистической значимости р = 0,05. Следовательно, перед экспериментом различия средней ЧСС у испытуемых в контрольной и в экспериментальной группе на уровне статистической значимости р = 0,05 были недостоверны.
После выполнения теста Т1 у испытуемых обеих групп произошло незначительное увеличение ЧСС. Различия средней ЧСС в контрольной группе составили 81.93 уд/м, в экспериментальной группе 84.36 уд/м, расчетное значение критерия 1эмп эмпирического меньше 1*р критического (1.0 < 2,05) на уровне статистической значимости р = 0,05.
Сопоставив значения, можно заключить следующее: различия средней ЧСС у испытуемых в контрольной и в экспериментальной группе на уровне статистической значимости р = 0,05 недостоверны. Следовательно, гипотеза об эффективности методики разучивания обезоруживания с реальным колюще-режущим предметом на уровне статистической значимости р = 0,05 не подтверждается и положительного психологического влияния на результат обучения методика не оказывает.
Незначительное повышение ЧСС объясняется тем, что испытуемые в обеих группах, осознавая опасность, исходящую от реального ножа, избегали выполнять удары с максимально возможной скоростью. Поэтому для проявления ситуационного страха не было условий, так как они ничем не рисковали, несмотря на выполнение двигательного задания с реальным ножом.
Статистически незначимое (в пределах нормы) повышение ЧСС у испытуемых как в контрольной, так и в экспериментальной группе произошло в результате выполнения локомоторных движений, а не в результате выброса нейромедиатора адреналина. В качестве контраста полезны будут следующие цифры: при полете на дельтаплане ЧСС - 150 уд/м, а при езде на гоночном автомобиле - 162 уд/м.
При выполнении теста Т2 различия среднего значения времени, затраченного испытуемыми на полный цикл обезоруживания при ударе муляжом колюще-режущего предмета сбоку, в контрольной группе составила 1.29 с, в экспериментальной группе 1.95 с, расчетное значение критерия 1эмп эмпирического больше 1кр критического (6.5 > 2,05) на уровне статистической значимости р = 0,05.
Из этого можно сделать следующий вывод: различия средних значений времени выполнения теста Т2 у испытуемых в контрольной и в экспериментальной группе на уровне статистической значимости p = 0,05 достоверны. Следовательно, методика разучивания обезоруживания с муляжом колюще-режущего предмета оказала положительное влияние на психомоторные качества испытуемых в контрольной группе.
Полученные результаты можно объяснить тем, что испытуемые в контрольной группе, в процессе формирования двигательных навыков самозащиты развили не только способность видеть в сенсорном поле быстрые удары колюще-режущим предметом, но и довели технику обезоруживания до жестких динамических стереотипов, в отличие от испытуемых в экспериментальной группе.
Этот вывод указывает на то, что существует обратная зависимость между методикой формирования двигательных навыков самозащиты с реальным колюще-режущим предметом и степенью готовности обучаемых к обороне. То есть чем больше вероятность получить колото-резаную рану в процессе обучения, тем меньше будет степень готовности к реальной обороне.
Заключение
Такой логически последовательный анализ результатов теоретического и практических экспериментов позволяет составить следующее представление об исследуемой методике: разучивание обезоруживания с реальным колюще-режущим предметом неэффективно и не адаптирует человека к страху, вызванному видом колюще-режущего предмета при посягательстве.
В то же время риск получить травму или увечье неоправданно высок, так как обучение обезоруживанию и без реального колюще-режущего предмета представляет серьезную опасность для здоровья обучаемых.
Что касается популярности исследуемой методологии в экспертной среде, то ее можно объяснить тем, что она, вероятно, дает ложную надежду на достижение таким простым способом положительного результата при обороне.
Список литературы
1. Алдошин А.В. Совершенствование тактики и способов защитных действий от холодного оружия. Наука 2020: физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспектива. 2020; №4 (29): 129-133.
2. Баркалов С.Н., Струганов С.М. Боевые приемы борьбы: общие принципы построения комбинаций и тактические особенности их применения. Наука 2020: физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспектива. 2019; №6 (31): 56-64.
3. Гончаров Н.Н. Исследование ряда факторов, отрицательно влияющих на результат силового единоборства с посягающим. Известия ТулГу. Физическая культура. Спорт. 2024; Вып. 3: 21-27.
4. Глубокий В.А. Обоснование действий сотрудников полиции, связанных с защитой от ударов руками, ногами, колюще-режущими предметами. Вестник Сибирского юридического института МВДРосси. 2018; №2 (31): 85-89.
5. Герасимов И.В. Особенности защиты от правонарушителя, вооруженного опасными предметами. Наука 2020: физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспектива. 2020. №4 (29): 48-52.
6. Лопухина А.С., Авдонина Л.Г., Тараторина В. Н. Развитие быстроты реакции на движущийся объект у занимающихся в спортивной секции «Волейбол» (на примере студентов Волгоградского государственного университета). Вестник ТГПУ(TSPUBulletin). 2018; №5 (194): 249-253.
References
1. Aldoshin A.V. Improvement of tactics and methods of defensive actions against cold weapons. Nauka 2020: fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: problemy Iperspektiva. 2020; 4 (29): 129-133 [In Russ.].
2. Barkalov S.N., Struganov S.M. Combat wrestling techniques: general principles of combinations and tactical features of their application. Nauka 2020: fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: problemy I perspektiva. 2019; 6(31): 56-64 [In Russ.].
3. Goncharov N.N. Investigation of some factors negatively influencing the result of forceful single combat with an encroaching person. Izvestiya TulGu. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2024; 3: 21-27 [In Russ.].
4. Glubokiy V.A. Justification of police officers' actions related to defense against blows with hands, feet, stabbing and cutting objects. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018; 2(31): 85-89 [In Russ.].
5. Gerasimov I.V. Features of protection from the offender armed with dangerous objects. Nauka 2020: fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: problemy I perspektiva. 2020. 4(29): 48-52 [In Russ.].
6. Lopukhina A.S., Avdonina L.G., Taratorina V.N. Development of reaction quickness to a moving object in students of the sports section "Volleyball" (on the example of students of Volgograd State University). Vestnik TGPU = TSPU Bulletin. 2018; 5(194): 249-253 [In Russ., In Engl.].
Статья поступила в редакцию: 30.04.2024
Гончаров Николай Николаевич - кандидат педагогических наук, тренер по рукопашному бою, Фитнес-центр «Life Time», 300034, Россия, г. Тула, ул. Гоголевская, дом 69, кв. 46, e— mail: [email protected]