Научная статья на тему 'Некоторые особенности обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России применению боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия при задержании преступника, вооруженного холодным оружием'

Некоторые особенности обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России применению боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия при задержании преступника, вооруженного холодным оружием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силантьев В.В., Горелик А.В.

Криминогенная обстановка в Российской Федерации обуславливает значительное количество случаев гибели и ранений сотрудников полиции, в том числе с использованием колюще-режущих предметов, при исполнении ими служебных обязанностей. Формирование у сотрудников умений и навыков правомерного и эффективного применения мер непосредственного принуждения остается актуальной задачей профессиональной подготовки. В статье осуществляется анализ вооруженного противодействия сотрудникам полиции при выполнении служебных задач с учетом общих тенденций, подробно раскрываются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF TEACHING POLICE STAFF AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION THE USE OF FIGHTING TECHNIQUES AND FIREARMS IN ARREST OF AN OFFENDER ARMED WITH OFFENSIVE WEAPONS

The criminogenic situation in the Russian Federation contributes to a significant number of deaths and injuries of police officers in the line of duty, caused by bladed articles. Therefore, formation of skills and abilities of lawful and effective use of direct coercion measures by police officers remains the priority of vocational training. The analysis of armed resistance to police officers in performing their duties is carried out by the authors, taking into account the general trends. Psychological and tactical characteristics of police actions in blocking the knife attack are considered in detail. For the purpose of personal security of police officers some proposals are made in regard to specific techniques of vocational training for apprehension of offenders armed with bladed weapons. The technique is based on the assumption that the nature of optimal technical and tactical actions of an officer depends on the distance at which he recognizes the real threat to his life or health. The authors identify the safe distance as a direct factor determining the algorithm of actions of a police officer, including that with the use of a government-issue weapon, in situations of blocking dangerous attacks.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России применению боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия при задержании преступника, вооруженного холодным оружием»

УДК 796

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ ПРЕСТУПНИКА, ВООРУЖЕННОГО ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ

SOME PECULIARITIES OF TEACHING POLICE STAFF AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION THE USE OF FIGHTING TECHNIQUES AND FIREARMS IN ARREST OF AN OFFENDER ARMED WITH OFFENSIVE WEAPONS

Силантьев Виктор Владимирович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

svvhunter@rambler.ru

Горелик Андрей Витальевич,

преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

andgorelik@yandex.ru

Ключевые слова:

боевые приемы борьбы, формирование навыка, моделирование, применение огнестрельного оружия, холодное оружие.

Криминогенная обстановка в Российской Федерации обуславливает значительное количество случаев гибели и ранений сотрудников полиции, в том числе с использованием колюще-режущих предметов, при исполнении ими служебных обязанностей. Формирование у сотрудников умений и навыков правомерного и эффективного применения мер непосредственного принуждения остается актуальной задачей профессиональной подготовки. В статье осуществляется анализ вооруженного противодействия сотрудникам полиции при выполнении служебных задач с учетом общих тенденций, подробно раскрываются

психологические и тактические особенности действий сотрудников полиции при отражении начавшегося нападения. В целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции предложены некоторые особенности методики их профессиональной подготовки при задержании преступника, вооруженного холодным оружием, в основу которой легло предположение, что характер оптимальных технико-тактических действий сотрудника зависит от дистанции, на которой он распознает реальную угрозу жизни или здоровью. Непосредственным фактором, определяющим алгоритм действий сотрудника, в том числе с табельным оружием, в ситуациях отражения опасных для его жизни и здоровья посягательств, авторы выделяют безопасную дистанцию.

Keywords:

neophytes, youth conversion to Islam, Islamic religious extremism, proselytism, jihad, illegal armed groups, "Islamic state", terrorist groups. neophytes, youth conversion to Islam, Islamic

The criminogenic situation in the Russian Federation contributes to a significant number of deaths and injuries of police officers in the line of duty, caused by bladed articles. Therefore, formation of skills and abilities of lawful and effective use of direct coercion measures by police officers remains the priority of vocational training. The analysis of armed resistance to police officers in performing their duties is carried out by the authors, taking into account the general trends. Psychological and tactical characteristics of police actions in blocking the knife attack are considered in detail. For the purpose of personal security of police officers some proposals are made in regard to specific techniques of vocational training for apprehension of offenders armed with bladed weapons. The technique is based on the assumption that the nature of optimal technical and tactical actions of an officer depends on the distance at which he recognizes the real threat to his life or health. The authors identify the safe distance as a direct factor determining the algorithm of actions of a police officer, including that with the use of a government-issue weapon, in situations of blocking dangerous attacks.

Криминализация всех основных сфер социально-экономической жизни, повышение организованности и степени вооруженности преступников определяют все более обостряющуюся их конфронтацию с правоохранительной системой.

В этой ситуации такие психофизиологические качества, как воля, собранность, дисциплинированность, бдительность, быстрая реакция, физическая подготовленность, мобильность, умение владеть оружием и специальными средствами, жизненно необходимы для сотрудников органов внутренних дел. Отсутствие этих качеств, возможность неожиданного возникновения экстремальных ситуаций, а также недооценка опасности и недопустимая расслабленность способны повлечь за собой потерю здоровья или даже жизни сотрудника при выполнении служебно-боевых задач.

Следует отметить, что значительная часть преступлений, посягательств на жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел, прежде всего полиции, осуществляется с применением колюще-режущих предметов и, к сожалению, традиционная форма подготовки полицейского к отражению таких посягательств, в том числе с применением табельного оружия, недостаточно эффективна. [2, с. 3]

Таким образом, сотрудники полиции всегда обязаны помнить, что задерживаемые ими лица могут быть вооружены холодным оружием. Для обезоруживания преступника, вооруженного ножом, сотруднику необходимо понимать, каким образом будет действовать нападающий. Казалось бы, здесь все понятно, преступник атакует и наносит колюще-режущие удары, опираясь на опыт бытовых драк, или применяет приемы фехтования холодным оружием, которым научился, возможно, в школах ножевого боя, которых в настоящее время существует огромное количество.

Чаще всего представление сотрудника полиции об агрессии человека, вооруженного холодным оружием, складывается на занятиях по физической подготовке, возможно, при просмотре боевика или учебного видео по ножевому бою. В лучшем случае представление о защите от ударов холодным оружием, которое может сложиться у сотрудника полиции, это проведение спарринга по ножевому бою с макетом ножа. В этом потоке разнообразной информации забывают о преимуществах ножа как холодного оружия.

Нож - это короткое клинковое оружие, предназначенное для уничтожения противника на коротких и сверхкоротких дистанциях. Нож можно спрятать где угодно. Например, в газете, журнале, в шапке, в рукаве, в голенище сапога, за поясом или за предплечьем. Ножи широко распространены и их легко изготовить самостоятельно. Они не создают шума, не дают осечек, не оставляют баллистических улик. Ударить ножом можно внезапно, из-под одежды (рукава куртки), обратным хватом. Не зря в средние века в Европе наемных убийц называли «рыцарями плаща и кинжала».

Если человек вооружен ножом, то, в отличие от рукопашного боя, физическая сила не является главным фактором. Для того чтобы уничтожить противника ударом холодного оружия по жизненно важному органу или перерезать крупную артерию, не надо много силы и умения фехтовать, необходима внезапная, молниеносная атака. Но преимущества человека, вооруженного ножом, нивелируются противником, вооруженным палкой, камнем или другими подручными средствами бытового назначения, тем более если это сотрудник полиции, вооруженный табельным оружием. Но все это актуально, если преступник обнажил нож и пытается ударить им. Поэтому на первое место по самозащите от ударов холодным оружием необходимо поставить правильные тактические действия сотрудника полиции. Это, в первую очередь, соблюдение дистанции до преступника, вооруженного холодным оружием. Дистанция необходима для того, чтобы оценить обстановку и принять решение о возможных действиях по нейтрализации и задержанию нападающего.

Очевидно, что лучший способ создать дистанцию - это возвести барьер между собой и противником. Автомобили, кушетки, кресла, изгороди, парковые скамейки - вот лишь несколько примеров использования различных препятствий. Однако необходимо сознавать, что эти предметы дают лишь немного времени, но не устраняют угрозы окончательно. Главное - находиться от нападающего как можно дальше. При маневрировании необходимо либо вооружиться подручными средствами, либо обнажить огнестрельное оружие и быть готовым применить его. Приближаться к преступнику, вооруженному ножом, крайне опасно, а выполнять приемы обезоруживания нужно только тогда, когда другого выхода нет.

На занятиях по физической подготовке обучение сводится в основном к применению физической силы и задержанию правонарушителя с помощью боевых приемов борьбы, выполнению приемов обезоруживания и задержания. На экзамене по физической подготовке, при решении задач, связанных с ограничением свободы перемещения согласно приказу МВД России №450 от 01.07.2017 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», предлагается вариант отражения нападения противника с холодным оружием, применяя боевые приемы борьбы. На практических занятиях по специальной подготовке и практикумах по огневой и физической подготовке, где возможно задерживать преступника с применением огнестрельного оружия, а обучающийся вооружен учебным оружием и спецсредствами и, как следствие, может их применить, обучающиеся все равно пытаются задержать нападающего с ножом, применяя боевые приемы борьбы. Проводя педагогическое наблюдение в группах профессиональной подготовки, а впоследствии и в группах повышения квалификации, нами было установлено, что при моделировании нападения на сотруд-

ника вооруженного ножом преступника с расстояния 10 метров обучающиеся начинают извлекать оружие только тогда, когда нападающий сократил дистанцию до сотрудника и уже начинает наносить удары ножом. С первой попытки применить огнестрельное оружие практически ни у кого из обучающихся не получается, за редким исключением, по причине различных тактических и технических ошибок.

Логично, что при обучении в образовательных организациях МВД России, принимая промежуточные и итоговые аттестации в группах профессиональной подготовки и повышения квалификации, при решении задач по физической подготовке, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, необходимо оценивать не только выполнение боевых приемов борьбы, в том числе с применением палки специальной, но и умение условно применять огнестрельное оружие на поражение. Для этого сотрудник при сдаче экзамена или зачета должен быть в повседневной форме одежды, в зависимости от должностной категории и требований к несению службы, иметь при себе специальные средства и учебное или сигнальное оружие, имитирующее табельное. Указанные положения регламентированы Приказом МВД России №275 от 05.05.2018 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным приказом при оценивании решения задач можно сослаться на следующий пункт нормативного документа:

«Выполнено» - если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность либо отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата); подавил сопротивление (акцентировано обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия); обезоружил; ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия подчиняться или условно применил его на поражение). Тем самым сотрудник искусственно не ограничен в выборе средств при решении задач, связанных с ограничением свободы перемещения. [4] Сотруднику ОВД, защищающемуся от вооруженного ножом противника, нельзя терять хладнокровие и самообладание. Это кажется сложным, но это возможно, если при обучении правильно моделировать различные ситуации нападения с холодным оружием, так как люди буквально застывают, когда на них нападают с ножом, а это только облегчает противнику достижение его преступных целей.

Немногие сотрудники понимают, насколько смертоносны ножи, потому что тренируются на макетах. Индустрия развлечений сослужила плохую службу,

убедив всех, что человека, вооруженного ножом, можно нейтрализовать одним быстрым ударом ноги, руки или броском. Это никак не соотносится с реальным боем. В действительности у сотрудника мало шансов выжить, если он без оружия, а на него напали с ножом. Нельзя недооценивать угрозу, исходящую от преступника, вооруженного ножом.

Во время нападения на сотрудника с ножом необходимо быстро оценить обстановку и принять правомерное решение своих действий. Если в сложившейся ситуации применение огнестрельного оружия невозможно, необходимо осмотреться вокруг в поисках подручного средства, которое можно использовать для своей защиты. Например, кожаный портфель или папка с документами представляют собой хороший щит. Если есть подручные средства ударного действия, необходимо попытаться выбить оружие, нанеся удар по руке, держащей нож, стараясь удерживать нападающего на расстоянии, невозможном для нанесения удара. Если же сотрудник не может воспользоваться огнестрельным оружием, спецсредствами или подручными предметами ввиду каких-то объективных причин при защите своей жизни и здоровья, а также безопасности граждан, он будет вынужден применить физическую силу и боевые приемы борьбы. [3]

Защищаться надо в момент начала или завершения движения ножа по траектории, а приемы задержания необходимо выполнять только тогда, когда нападающий выведен из равновесия и находится в состоянии «свободного равновесия». При устойчивом положении нападающего возможна очередная атака или «подрез» конечности обороняющегося. В этом случае спрогнозировать атаки преступника не представляется возможным. Тактически грамотно будет разорвать дистанцию с преступником, тем самым спровоцировав его на удар ножом с выпадом, или воспользоваться подручными предметами, спецсредствами или огнестрельным оружием, если есть для этого законные основания.

Наиболее опасны атаки холодным оружием скрытым хватом, способом маскировки ножа за предплечьем. Такой способ маскировки ножа является наиболее изощренным и способен застать врасплох даже тренированного бойца. Таким образом, стоя лицом к лицу с вероятным противником, необходимо следить за его руками, но не концентрировать на них взгляд. Уклонение от ударов ножом является стратегическим маневром, направленным на то, чтобы выжить, оставаясь при этом на дистанции, необходимой для проведения контратаки. Это особенно важно, если окружающая обстановка ограничивает подвижность защищающегося.

Единственным способом эффективного приобретения навыков боя является безопасная тренировка с партнером. На начальной стадии обучения обезоруживанию вооруженного преступника необходимо использовать резиновые макеты ножей для обеспечения безопасности на занятиях по физической

подготовке. [1, с. 49] В дальнейшем, по мере тренированности обучающихся, макеты ножей должны быть жесткими, но не острыми, имитировать боевые. Обучающиеся на занятиях должны быть особенно осторожны при нанесении режущих или колющих ударов в лицо партнеру. Чтобы не было травм, на занятиях необходимо использовать защитное снаряжение. [1, с. 54]

Обучая сотрудников, необходимо учитывать, что умение применять боевые приемы борьбы и табельное оружие переходит в навык только при многократном повторении на фоне психоэмоциального напряжения. Упражнения должны быть специализированы и направлены на формирование и развитие психологической устойчивости сотрудника, а интенсивность выполнения и физическая нагрузка - такими же, как при выполнении служебно-боевых задач, либо еще выше. Психологические трудности при этом создаются за счет выполнения специальных эмоциогенных упражнений, суть которых заключается в том, что обучающиеся ставятся в различные ситуации, вызывающие у них состояние напряженности, волнения, стресса и, как следствие, укрепляющие эмоционально-волевую сферу.

Таким образом, решение о выполнении тех или иных действий зависит от создавшейся обстановки и поступающей извне информации, поэтому от сотрудников требуется умение вариативно применять усвоенные навыки и предвидеть дальнейший ход сложившейся ситуации. В программу занятий целесообразно включать различные действия (особенно на полосе препятствий и специально подготовленных полигонах), широко видоизменять фабулы и условия выполнения задач, применять разнообразные методы тренировки.

Все эти мероприятия призваны подготовить обучающихся к действиям в предполагаемых условиях и сформировать у них психологическую готовность успешно выполнять учебно-служебные задачи по обезоруживанию преступника, вооруженного холодным оружием.

Предполагается, что к концу обучения из стен учебного заведения будет выходить профессионально подготовленный полицейский, способный выполнять возложенные на него обязанности. Надежное владение навыками применения боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия в сложной критической ситуации позволит сохранить жизнь и здоровье, как гражданским лицам, так и самому сотруднику полиции. [5]

Библиографический список

1. Глубокий, В. А. Методика обучения сотрудников полиции защитам от ударов руками, ногами, ножом (предметом) / В.А. Глубокий // Научный журнал «Дискурс». - 2018. - №1 (15). - С. 49-56.

2. Литвин, Д. В. Правомерность и эффективность действий вооруженного сотрудника полиции при отражении посягательств, совершаемых с помощью колюще-режущих предметов / Д. В. Литвин, А. И. Кузнецов, Д. В. Хабаров. -Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 132 с.

3. Российская Федерация. Законы. О полиции : Федеральный закон №3-ФЗ : [принят Государственной думой 28 января 2011 года : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года]. - М. : Проспект, 2017.

4. Силантьев, В.В. Повышение квалификации полицейских, путем моделирования ситуаций на занятиях по физической подготовке, в образовательных организациях МВД России / В.В. Силантьев // Актуальные проблемы борьбы с преступностью : вопросы теории и практики : материалы ХХ международной научно-практической конференции. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2017. - С. 120-121.

5. Силантьев, В.В. Оценка выполнения упражнений практикума и задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, на комплексном практикуме по огневой и физической подготовке, с применением метода моделирования ситуаций, курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России / В.В. Силантьев // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2018. - С.102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.