ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ
двигательных действий и проявляемых динамических усилий, создавая некое «раскачивание» и прецедент необходимой перманентной подстройки параметров движения под заданные тренером и ситуацией все более трудные условия.
• Скоростно-силовые способности реализуются и развиваются в различных отрезках времени и дистанции, и в тренировочном процессе важно сочетать упражнения с высоким темпом и мощностью усилий при исполнении как относительно непродолжительных - 3-4, так и более объемных по времени и составу 10-13 слитных действий.
Литература
1. Кабанова Е.А. Обновление содержания тестовых процедур педагогического контроля специальной физической подготовленности юных дзюдоистов 15-16 лет / Е.А. Кабанова, Г.А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 14-17.
2. Кузьменко А.А. Векторы обновления содержания тестирования специальной физической подготовленности юных хоккеистов / А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5 - С. 94-96.
3. Лубышева Л.И. Диверсификация понятий в методологии спорти-зированного физического воспитания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 3-6.
4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2017. - 20о с.
References
1. Kabanova E.A., Kuzmenko G.A. Obnovlenie soderzhaniya testovykh protsedur pedagogicheskogo kontrolya spetsialnoy fizicheskoy podgotovlennosti yunykh dzyudoistov 15-16 let [15-16 year-old judokas' special physical fitness tests: new progress test model]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. No. 3. pp. 14-17.
2. Kuzmenko A.A., Kim T.K., Kuzmenko G.A. Vektory obnovleniya soderzhaniya testirovaniya spetsialnoy fizicheskoy podgotovlennosti yunykh khokkeistov [Junior ice hockey players' special physical fitness tests: update options]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2019. No. 5 pp. 94-96.
3. LubyshevaL.I.Diversifikatsiyaponyatiyvmetodologiisportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya [Sportizated physical education methods: notional system expansion experience]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019, no. 3, pp. 3-6.
4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific ideas to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
формирование двигательной выразительности в процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих актеров
Доцент Г.П. Чернявский1 Доцент Ю.В. Мельникова1
Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1
"'Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград
УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка актера, двигательная выразительность.
Введение. Современный драматический театр диктует свои требования к физической форме актера [1]. Исполнитель должен обладать достаточно высоким уровнем развития выносливости, силы, гибкости, координации, умением выполнять сложные двигательные действия, зачастую связанные с риском, среди них элементы гимнастики, акробатики, танцев. В связи с этим содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов - будущих актеров должно иметь ярко выраженные особенности.
Цель исследования - выявление особенностей содержания и направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов театрального отделения вуза искусств и культуры.
Методика и организация исследования. Анкетирование и интервьюирование ветеранов, действующих специалистов, студентов вуза культуры и любителей актерской профессии г Волгограда. Общее количество респондентов составило 40 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам анкетирования 30 % респондентов посчитали выносливость важнейшим физическим качеством актера, 21 % и 19 % отдали предпочтение ловкости и гибкости, 17 0% и 13 0% - силе и быстроте. При этом 75 0% респондентов отдают приоритет развитию выразительности движений, даже если это отрицательно влияет на технику выполнения, потребность в совершенствовании которой испытывают 22,5 0%.
Большинство участников анкетирования (90 %) считают предмет «Сценическое движение» наиболее прибли-
ENHANCING MOTOR EXPRESSIVENESS IN PROFESSIONAL PRACTICAL PHYSICAL TRAINING PROCESS OF FUTURE ACTORS
Associate Professor G.P. Chernyavsky1 Associate Professor Yu.V. Melnikova1 Dr.Hab., Professor N.A. Fomina1 'Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd
Поступила в редакцию 20.04.2020 г.
женным к будущей профессии из перечисленных телесно-двигательных дисциплин. Пластической выразительности отдают предпочтение также 90 % анкетируемых. 60 % респондентов на вопрос: «Интересно ли вам содержание уроков физической культуры?» - дают ответ «не очень». При этом 30 % респондентов видят необходимость при освоении актерской профессии уделять особое внимание занятиям телесно-двигательными дисциплинами, уступающим только профилирующему предмету «Актерское мастерство» (37,5 %). 75 % респондентов отмечают, что для решения актерских задач свободно используют простые виды движений. Вместе с тем лишь 12,5 % отмечают двигательную пластику актера как важное средство выражения своих мыслей и эмоций, тогда как 55 % выделяют другие компоненты актерского мастерства. Менее половины (45 %) респондентов наиболее эффективными средствами развития двигательной выразительности считают пластические этюды, 27,5 % выделяют средства музыкально-двигательной подготовки (ритмическая гимнастика сюжетно-ролевого характера), остальные 27,5 % - танцы и танцевальные виды аэробики.
Вывод. Основными для развития двигательной выразительности являются средства музыкально-двигательного воспитания (комплексы ритмической гимнастики сюжетно-ролевого характера, танцы, танцевальные виды аэробики) и пластические этюды.
Литература
1. Торгашов В.Н. Дефицит пластической культуры актера проблема современного актерского образования / В.Н. Торгашов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 4. - С. 387-389.
Информация для связи с автором: grichanja@mail.ru
62
http://www.teoriya.ru
№7 • 2020 Июль | Yuli