Научная статья на тему 'Проблема формирования пластической выразительности в технико-эстетических видах спорта'

Проблема формирования пластической выразительности в технико-эстетических видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АРТИСТИЧНОСТЬ / ARTISTRY / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / ДВИЖЕНИЯ / СПОРТ / SPORT / МАСТЕРСТВО / SKILL / ТЕХНИКА / TECHNIQUE / ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / MOTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Дёмочкина Татьяна Николаевна, Ильина Светлана Александровна

В статьерассматривается проблема повышения мастерства спортсменов технико-эстетических видов спорта. Развитие пластической выразительности, культуры и эстетики движений поможет качественно развить технику исполнения. Использование новых средств и методов физического воспитания в тренировочном процессе выведет на качественно новый уровень исполнительское мастерство наших спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Дёмочкина Татьяна Николаевна, Ильина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF PLASTIC EXPRESSION IN THE TECHNICAL AND AESTHETIC SPORTS

In stateasserted the problem of increasing mastery of technical-aesthetic sports. Development of plastic expression, culture and aesthetics movements will help to develop high quality technical execution. The use of new means and methods of physical education in the training process will lead to qualitatively new level of performing skills of our athletes.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования пластической выразительности в технико-эстетических видах спорта»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

THE PROBLEM OF FORMATION OF PLASTIC EXPRESSION IN THE TECHNICAL AND AESTHETIC SPORTS

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Mostovaia Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

""Appliedphysical culture"" Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Дёмочкина Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Demochkina Tatiana Nikolaevna senior lecturer ""Applied physical culture"" Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Ильина Светлана Александровна

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Ilina Svetlana Alexandrovna senior lecturer ""Applied physical culture"" Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статьерассматривается проблема повышения мастерства спортсменов технико-эстетических видов спорта. Развитие пластической выразительности, культуры и эстетики движений поможет качественно развить технику исполнения. Использование новых средств и методов физического

воспитания в тренировочном процессе выведет на качественно новый уровень исполнительское мастерство наших спортсменов.

Abstract. In stateasserted the problem of increasing mastery of technical-aesthetic sports. Development of plastic expression, culture and aesthetics movements will help to develop high quality technical execution. The use of new means and methods of physical education in the training process will lead to qualitatively new level of performing skills of our athletes.

Ключевые слова: артистичность,выразительность, движения, спорт, мастерство, техника, хореография.

Keywords: artistry, expressiveness, motion, sport, skill, technique, choreography.

В последнее наблюдаются значительные изменения в системе судейства и оценки выступлений спортсменов технико-эстетических видов спорта. Одним из показателей технического мастерства является выразительность (или артистичность). Сегодня можно заметить большой скачок спортивных показателей. Множество трюков, прыжков, поддержек, вращений и т.д. еще недавно выполнялись лишь немногими. В наши дни спортсмены выполняют огромное количество сложнейших упражнений и демонстрируют высочайшую технику. Такой высокий уровень техники заставляет по-новому оценивать качество исполнительского мастерства. В этой связи закономерно возникают новые требования к оценке выступлений. Поэтому система судейства многих технико-эстетических, презентабельных видов спорта включает в себя артистичность. Так, например, в аэробике общая оценка складывается из следующих показателей: наличие элементов, скорость, частота перестроений, синхронность, артистичность (или пластическая выразительность). Похожие параметры оценки имеются в спортивных танцах, фигурном катании, синхронном плавании и т.п.

Термин «артистичность» в различных сферах деятельности называется по-разному: эмоциональность, пластическая выразительность, пластический рисунок, презентабельность, эмоциональность и т.д. Впервые он появился в актерской среде. Соответственно, там же была впервые создана методика совершенствования пластической выразительности. Известные театральные педагоги К.С. Станиславский, А.Б. Дрознин, А.Г. Круглова и др. в прошлом веке разработали методику формирования сценического движения для актеров. В ней было дано чёткое определение содержания предмета (актерское мастерство) и основы его преподавания. Дальнейшее совершенствование и конструирование учебного процесса с использованием технологий «оттачивания» и совершенствования пластической выразительности рассматривалось в работах многих театральных педагогов и режиссеров (Н. Х. Бритневой, П. М. Ершова, М. О. Кнебель, Г. В. Морозовой, Л. П. Новицкой, А. Б. Немировского, Г. Я. Элькинса и мн. др.).

В наши дни проблеме формирования пластической выразительности посвящен целый ряд научной литературы. Например, Б. Я. Бродецкий, Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков считают, что в пластике можно увидеть и прочитать весь внутренний мир человека, особенности его темперамента, нервной системы, интеллекта, образованности и т.п. Другие ученые подчеркивают, что пластическая выразительность - это важное качество

не только для спортсменов, но и для каждого человека. Владение навыками пластической выразительности - это умение создать впечатление о себе, «подать себя» окружающим (А. Б. Дрознин, А. С. Никифоров, Д. И. Рамашвили и др.).

Выступления достаточно сильных в техническом плане спортсменов часто отодвигаются на второй план из-за неумения донести до зрителей и судей эмоциональное состояние, характер исполняемых упражнений, низкой артистичности и невыразительности. Владение навыками пластической выразительности особенно важно для людей, занимающихся спортивными танцами, художественной гимнастикой, аэробикой и т.д. Оптимальное развитие пластики, координационных способностей, чувства ритма - это инструменты, оказывающие огромную помощь в процессе формирования артистизма, эмоциональности и презентабельности спортивных выступлений.

Однако, несмотря на важность проблемы, наблюдается неоднозначность авторских подходов к описанию пластической выразительности, наблюдаются разночтения основных понятий и подходов к ее формированию. Вместе с тем, наблюдается недостаток современных методик обучения пластической выразительности и технологий их реализации, хотя их острая необходимость отмечается многими специалистами (В. А. Лабунская, А. Е. Лагун, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницын).

Особенности формирования пластической выразительности в процессе занятий фитнес-аэробикой и спортивными танцами, разработка специального программно-методического обеспечения не являлись предметом специального педагогического исследования, что подтверждается наличием следующих противоречий между:

- уровнем выступления спортсменов, их технической подготовкой и практикой овладения пластической выразительностью, не имеющей целенаправленного психолого-педагогического обеспечения;

- актуализацией проблематики пластической выразительности в структуре психолого-педагогического знания и отставанием разработок научно-методических аспектов формирования пластической выразительности спортсменов средствами аэробики и спортивных танцев.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость создания специальной технологии формирования пластической выразительности, школы выразительных движений.

Начала пластической выразительности выходят из пластических тренингов Дельсарта-Далькроза-Лабана, М. А. Чехова, Е. Гротовского, Э. Барбы, различных танцевальных систем стиля модерн, восточной гимнастики, йоги. Определенный вклад в становление и развитие системы формирования пластической выразительности внесла русская балетная школа. Наша школа еще в середине ХХ века стала развиваться по пути, определенному драмбалетным театром. Почти все системы подготовки как драматических, так и балетных артистов собирают опыт предшественников, дополняют, модернизируют его и используют для достижения одной и той же цели.

Однако, сегодня развитие техники актерского мастерства часто отличается одноплановостью обучения. Например, пластическая выразительность актера рождается из психологической жизни персонажа. Выразительность танцора -это телесная передача образа, двигательное выражение жизни. Часто за этой

телесностью теряется психологический образ, оправдание роли. Пластическая выразительность в танце - это передача содержания двигательным действием, а не игрой. Здесь порой даже игнорируется возможность психологического оправдания действия. В драматическом театре выразительность актера представлена его внутренней энергией, которая, по словам К.С. Станиславского, «...согрета чувством, начинена волей, направлена умом». Наряду с этим, пластическая, двигательная подготовка драматического актера не может сравниться с физическими возможностями балетного танцора.

Таким образом, сегодня при, казалось бы, неоднозначном понимании важности развития системы формирования пластической выразительности, наблюдается узконаправленность процесса, в соответствии со спецификой деятельности. Хореограф, как правило, специализируется на одной, конкретной дисциплине: классический, народный, русский, дуэтный танец и т.п. Театральный педагог стремится пробудить в учениках внутренние, душевные силы.

Еще одной сферой использования средств пластической выразительности в наши дни является спорт. Сегодня уже стало нормой использование уроков хореографии для совершенствования техники спортсменов, повышения их пластической выразительности. Такая «школа» уже дает свои результаты. В то же время сегодня нет единой системы воспитания и развития техники выразительных движений. Современным педагогам в области спорта, хореографии, театра желательно знать методики всех дисциплин и уметь использовать их. Вместе с пластическими направлениями современной хореографии, необходимо иметь представление о различных актерских школах, уметь соединить особенности одних направлений с другими, найти точки соприкосновения и взаимопроникновения.

Сегодняшние традиционные системы воспитания двигательной выразительности уже имеют достаточный опыт и часто оказываются готовыми к выполнению поставленных задач. Базой для этого служат уроки классической, народной хореографии, фольклор, музыкально-ритмическое воспитание и т.д. Совершенное владение собственным телом, как азбукой движений, открывает огромные возможности. Но добиться глубокого, психологического, выразительно осмысленного движения сегодняшние спортсмены, артисты, хореографы способны не всегда.

Артистичность сегодня является неотъемлемым компонентом технико-эстетических видов спорта и оценивается как компонент мастерства, искусство исполнения. В спорте артистичность (пластическая выразительность) имеет свою специфику и особенности. Здесь это понятие оценивается как завершенность, элегантность, легкость, грациозность и т.д.

В этой связи сегодня возникла необходимость создания новой системы воспитания артистичности, современной школы выразительных движений. Попыткой создать новую методику обучения являются труды современных ученых, педагогов (Т. С. Лисицкой, Л. В. Сидневой, Л. А. Карпенко, О. Г. Румба и др.). Предложенные ими методики позволяют развить органичность, индивидуальность, пластически осмысленные действия. Использование уроков актерского мастерства, мимики и жестов, упражнений хореографии помогут добиться от учеников понимания, что не существует действия без его мысленного

побуждения. Осмысленное целеполагание должно лежать в основе любого действия. При таком подходе есть вероятность повышения эффективности всех технических двигательных задач.

Литература

1. Горбачева, Ж. С. Методические особенности формирования пластической выразительности в художественной гимнастике. Научные исследования и разработки в спорте : Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры/ - Вып. 5. / Ж. С. Горбачева. - СПб. : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. - С. 225-229.

2. Карпенко Л. А. О выразительности в гимнастике / Л. А. Карпенко, О. Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д. р. Л. П. Орлова / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : 2001. - С. 74-77.

3. Карпенко Л. А. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики : учеб.-метод. пособие / Л. А. Карпенко. - СПб. : Изд-во СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. - 40 с.

4. Коваленко, А. А. Программно-методическое обеспечение подготовки в спортивных танцах Спортивные танцы. Бюллетень №6(22) август-сентябрь 2001 : учебное пособие / А. А. Коваленко. - М. : РГАФК, 2001. - С. 8-10.

5. Коваленко, А. А. Физическая, музыкально-ритмическая и хореографическая подготовка спортсменов-танцоров. Спортивные танцы. Бюллетень №1(3) январь-февраль 1999 : Учебное пособие / А. А. Коваленко, А. В. Машков. - М. : РГАФК, 1999. - 158 с.

6. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике : учеб. пособие/ Т. С. Лисицкая. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 176 с.

7. Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике : учеб.пособие / О. Г. Румба. - 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. - 144 с.

References

1. Gorbachev J. C. хMethodological features of formation of plastic expressiveness in rhythmic gymnastics research and development in sports. Sbornik nauchnykh trudov Vestnik aspirantury [Collection of scientific works "Bulletin of graduate school". Vol. 5]. St.Petersburg, SPbGAFK them P. F. Lesgaft Publ., 1998, pp. 225-229.

2. Karpenko L. A., Rumba O. G. [Expressiveness in gymnastics]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya L. P. Orlova [Materials of the scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of LP Orlova]. St.Petersburg, SPbGAFK them P. F. Lesgaft Publ., 2001, pp. 74-77.

3. Karpenko L. A. omponenty sportivnogo masterstva i osnovy obucheniya uprazhneniyam khudozhestvennoy gimnastiki [Components of sportsmanship and learning the basics of calisthenics exercises]. St.Petersburg, SPbGAFK them P. F. Lesgaft Publ., 2002, 40 p.

4. Kovalenko A. A. Programmno-metodicheskoe obespechenie podgotovki

v sportivnykh tantsakh. Sportivnye tantsy. Byulleten' №6(22) avgust-sentyabr' 2001 [Program-methodical support of training in sports dances. Dance Sport. Bulletin №6 (22) August-September 2001]. Moscow, RGAFK Publ., 2001, pp. 8-10.

5. Kovalenko A. A., Mashkov A. Fizicheskaya, muzykal'no-ritmicheskaya i khoreo-graficheskaya podgotovka sportsmenov-tantsorov. Sportivnye tantsy. Byulleten' №1(3) yanvar'-fevral' 1999 [Physical, musical-rhythmic and choreographic training of athletes-dancers. Sports dancing. Newsletter №1(3) Jan-Feb 1999]. Moscow, RGAFK Publ., 1999, 158 p.

6. Lisitskaya T. S. Khoreografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1984, 176 p.

7. Rumba O. G. Osnovy khoreograficheskoy gramotnosti v khudozhestvennoy gimnastike. 2-e izd. [Fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics. 2nd ed.]. Belgorod : LitKaraVan Publ., 2013, 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.