Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА'

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА / УРОВНИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич, Пружинина Марина Викторовна, Бояркина Алена Евгеньевна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в период дошкольного детства образовательное пространство должно обеспечивать удовлетворение естественной потребности детей в двигательной активности детей. Физическое воспитание необходимо рассматривать в дошкольном образовательном учреждении как одно из приоритетных направлений деятельности, поскольку физическое воспитание занимает центральное место при укреплении здоровья, а также в накоплении и приобретении двигательного опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к структуре, условиям и результатам образовательной программы различных уровней образования. Образовательная программа дошкольного уровня образования предусматривает «развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие». Изучим подробнее требования к образовательной области физическое развитие. Представленные в статье разделы программы предполагают приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности, а также «выполнение основных движений (бег, ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами». Для формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта необходимо наличие двигательного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич, Пружинина Марина Викторовна, Бояркина Алена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTOR EXPERIENCE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY ELEMENTS OF BASKETBALL

According to the Federal State Educational Standard, during preschool childhood, the educational space should ensure the satisfaction of the natural needs of children for physical activity of children. Physical education should be considered in a preschool educational institution as one of the priority areas of activity, since physical education is central to health promotion, as well as in the accumulation and acquisition of motor experience. The federal state educational standard for preschool education puts forward a number of requirements for the structure, conditions and results of the educational program at various levels of education. The educational program of the preschool level of education provides for "the development of the personality and abilities of children in various activities, covering the following educational areas: social and communicative development, cognitive development, speech development, artistic and aesthetic development, physical development". Let's study in more detail the requirements for the educational area of physical development. The sections of the program presented in the article presuppose the acquisition of experience in various types of motor activity, as well as "the fulfillment of basic movements (running, walking, soft jumps, turns in both directions), the formation of initial ideas about some kinds of sports, the mastery of outdoor games with the rules". For the formation of primary ideas about some sports in older preschool children, it is necessary to have motor experience.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №5, Том 9 / 2021, No 5, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пружинин, К. Н. Формирование двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста элементами баскетбола / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина, А. Е. Бояркина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN521.pdf

For citation:

Pruzhinin K.N., Pruzhinina M.V., Boyarkina A.E. Formation of motor experience of senior preschool children by elements of basketball. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(5): 52PDMN521. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 373.24 ГРНТИ 14.23.09

Пружинин Константин Николаевич

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: 990003@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6463-8247

Пружинина Марина Викторовна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: 954959@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9681-3345

Бояркина Алена Евгеньевна

Детский сад № 10, Иркутск, Россия Инструктор по физической культуре

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Магистрант E-mail: basket_96@mail.ru

Формирование двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста элементами баскетбола

Аннотация. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в период дошкольного детства образовательное пространство должно обеспечивать удовлетворение естественной потребности детей в двигательной активности детей. Физическое воспитание необходимо рассматривать в дошкольном образовательном учреждении как одно из приоритетных направлений деятельности, поскольку физическое воспитание занимает центральное место при укреплении здоровья, а также в накоплении и приобретении двигательного опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к структуре, условиям и результатам образовательной программы различных уровней образования. Образовательная программа дошкольного уровня образования предусматривает «развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие». Изучим подробнее требования к образовательной области физическое развитие.

Представленные в статье разделы программы предполагают приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности, а также «выполнение основных движений (бег, ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами». Для формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта необходимо наличие двигательного опыта.

Ключевые слова: дошкольники; двигательный опыт; элементы баскетбола; уровни двигательного опыта

Ряд отечественных ученых, таких как В.В. Кузнецова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов также упоминают в своих трудах понятие «двигательный опыт» и его составляющие [1].

При выполнении двигательной деятельности на первое место выходит прошлый опыт человека, подготовленность к реализации определенного вида деятельности. Непосредственно формирование опыта происходит по определенной цепочке, в первую очередь ребенок дошкольного возраста получает двигательные знания, далее умения и лишь после этого полученное знание превращается в навык. В своих трудах В.В. Кузнецова и Ж.К. Холодов изучили составляющие двигательного опыта [1]:

1. Получение знаний. На этом этапе происходит получение информации об окружающем мире.

2. Двигательные умения. Здесь уже можно говорить о том, что детям дошкольного возраста предлагаются конкретные приемы, которые позволяют успешно выполнять деятельность. Стоит отметить, что способов выполнения одной и той же деятельности может быть много.

3. Двигательный навык.

Авторы придают особое значение прошлому опыту человека.

Проведя анализ имеющейся научной литературы [2-5], мы пришли к выводу что под «двигательным опытом» принято понимать:

1. Объем освоенных двигательных действий и способы их использования.

2. Создание необходимых условии для формирования у детей дошкольного возраста двигательных умений, знаний, навыков.

3. Двигательная активность и подготовленность.

На основании этого можно предположить, что чем больше у ребенка старшего дошкольного возраста двигательных действий и способов применения, тем разнообразнее двигательный опыт.

Интерес для нашей работы представляет взгляд С.О. Филиппова и Т.В. Волосникова на изучаемую проблему [2]. В своих трудах они указывают на то, что произвольность движений и самостоятельность благоприятно влияет на получение двигательного опыта ребенка старшего дошкольного возраста. В случае успешного освоения опыта ребенок применяет полученный навык, как в игровых, так и в проблемных ситуациях. Сходного понимания придерживается В.В. Кузнецова и Ж.К. Холодов при описании «двигательного опыта» [1].

В своих дальнейших трудах С.О. Филиппова и Т.В. Волосникова приходят к выводу, что двигательный опыт имеет связь с двигательной подготовленностью [2].

Обогащению двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста способствует организация поэтапного игрового взаимодействия, которая предполагает участие в парах, тройках и т. д. Преимуществом является то, что при реализации данной формы взаимодействия дети дошкольного возраста сталкиваются с взаимной зависимостью и взаимным контролем, а также предполагает гармоничное распределение обязанностей [6-8].

Физическая культура в дошкольном учреждении позволяет обогатить и расширить представление об игровых ролях, сигналах, ознакомиться с новыми способами выполнения игровых действий, а также физических действий, позволяет освоить правила игрового взаимодействия. От освоения правил игрового взаимодействия зависит будущая успешность педагогических воздействий при решении задач, направленных на формирование двигательного опыта. Воздействуя на детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности. Провести оценку и анализ результатов по формированию двигательного опыта можно благодаря методу наблюдения, через такие параметры как: склонность к определенным видам непосредственно двигательной деятельности, готовность участвовать в командном взаимодействии, способность к инициативе. Трансляторами двигательного опыта, помимо преподавателя физической культуры являются педагоги, специалисты, родители и вся окружающая ребенка среда [9-11]. Организуя занятий по физической культуре необходимо учитывать:

1. Стиль подачи информации. Эмоционально-насыщенная и окрашенная речь способствует привлечению внимания детей старшего дошкольного возраста.

2. Задействовать примеры двигательных движений спортивных игр в различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Использование в ходе практической деятельности специальных приемов для обогащения двигательного опыта.

На основании проведенного теоретического анализа, можно сделать вывод о том, что актуальной задачей образовательных учреждении дошкольного образования на сегодняшний день является формирование двигательного опыта детей. Именно спортивные игры позволяют определить содержание деятельности по формированию двигательного опыта.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10. Сроки реализации программы с сентября 2020 года по апрель 2021 года. В исследовании приняли участие 15 воспитанников в возрасте 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.

В соответствии с целями и задачами нашего исследования и по согласованию с администрацией образовательного учреждения проводилось одно занятие в неделю по физической культуре, содержащее в себе элементы баскетбола, направленное на развитие двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста.

Занятия включают в себя упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки и овладение техническими элементами баскетбола, которые способствуют развитию двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста.

Нами была разработана программа физического развития для старших дошкольников с элементами баскетбола, направленная на приобретение двигательного опыта (табл. 1).

При разработке программы, были учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также требования основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10.

Программа с элементами баскетбола, направленная на приобретение двигательного опыта, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительные группы образовательного учреждения [12; 13].

Таблица 1

Программа для физического развития старших дошкольников с элементами баскетбола

Сроки выполнения Задачи Содержание материала Методы

Сентябрь — Октябрь 1. Обучение передачи мяча в колонне. 2. Обучение метанию в цель мячом. 3. Развивать глазомер, скорость и ловкость. 4. Воспитывать интерес к игре. Бег до 2-х минут. ОРУ. Передача и прием мяча в колонне. Метание в цель разными мячами. Подбросить и поймать мяч на месте (за спину из-за головы); Подвижные игры. Рассказать о баскетболе (что за игра, объяснить цель игры). Целостный. Игровой. Словесный.

1. Обучение ведению мяча на месте, между препятствиями. 2. Совершенствовать технику стойки, остановок и перемещения игрока. 3. Развивать быстроту реакции, координацию. 4. Воспитывать самостоятельность. Показ стойки баскетболиста. Ходьба и бег со сменой направления, остановками, ОРУ. Выполнение упражнений после зрительного сигнала. Техника выполнения стойки, остановок, перемещения. Ведение мяча между препятствиями. Упражнение в прыжках. Подвижные игры. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Обучение броскам в кольцо. 2. Совершенствовать ведение мяча между препятствиями. 3. Развивать выносливость, ловкость, внимание. 4. Воспитывать самостоятельность. Ходьба, бег до 3-х минут. ОРУ. Показать и научить правильно держать и ловить мяч. Ведение мяча между препятствиями. Броски мяча в кольцо. Эстафета. Игра на внимательность. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Обучение передачи и ловли мяча правой и левой рукой. 2. Совершенствовать броски мяча в кольцо. 3. Развивать выносливость, силу, координацию. 4. Воспитывать самостоятельность. Ходьба с выполнением заданий на внимание. Бег до 2-х минут. ОРУ. Броски мяча в кольцо. Передача и ловля мяча правой, левой рукой. Элементы ОФП. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование ведения мяча между препятствиями и броске в кольцо. 2. Совершенствование передачи мяча. 3. Развивать глазомер, ловкость, координацию. 4. Воспитывать самостоятельность. Лёгкий бег до 3-х минут. ОРУ. Ведение мяча между препятствиями и бросок в кольцо. Передача и ловля мяча правой, левой рукой. Свободные броски в кольцо. Подвижная игра. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Ноябрь 1. Обучить применять изученный материал в игре (1х1; 2х2; 3х3). 2. Совершенствование броска мяча в кольцо. 3. Развивать скоростно-силовые качества, координацию. 4. Воспитывать организованность. Лёгкий бег с выполнением заданий по сигналу. ОРУ. Прыжки с доставанием предмета. Броски мяча в кольцо. Учебная игра 2*2. Эстафетный бег. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Обучение броска в кольцо с разного расстояния. 2. Совершенствовать учебные игры 2*2. 3. Развивать силу, скорость, ловкость. 4. Воспитывать организованность. ОРУ. Броски мяча в кольцо с разного расстояния. Учебная игра 2*2. Элементы ОФП. Передачи в парах двумя мячами в пол. Подвижная игра «Салки». Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Сроки выполнения

Задачи

Содержание материала

Методы

1. Совершенствование броска мяча в кольцо.

2. Обучение упражнениям со скакалкой.

3. Развивать скорость, координацию.

4. Воспитывать организованность.

Лёгкий бег в чередование с ходьбой. ОРУ.

Упражнения со скакалкой.

Прыжки по координационной лестнице

различными способами.

Броски мяча в кольцо.

Подвижные игры с мячом._

Словесный.

Непосредственной

наглядности.

Целостный.

Игровой.

1. Упражнения в выполнении заданий на внимание.

2. Совершенствование броска мяча в кольцо с различного расстояния.

3. Совершенствовать передачи мяча от груди, броски мяча из-за головы в эстафетах.

4. Развивать внимание, координацию, ловкость.

5. Воспитывать организованность.

Ходьба и бег со сменой направления, остановками. ОРУ.

Выполнение упражнений после зрительского сигнала.

Броски мяча в кольцо. Броски мяча после ведения. Эстафеты с мячом.

Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Декабрь

1. Обучение прыжкам на предмет.

2. Обучение ведения мяча на месте, в шаге, беге.

3. Обучение низкого — высокого ведения мяча.

4. Развивать прыгучесть, ловкость, выносливость.

5. Воспитывать решительность._

Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ в движении. Прыжки на предмет (скамейку, тумбу). Ведение мяча на месте, в шаге, беге. Обучение низкому/высокому ведению мяча. Учебная игра 2*2 и 5*5.

Словесный.

Непосредственной

наглядности.

Целостный.

Игровой.

1. Обучение ловле мяча.

2. Обучение передачи и ловле мяча в прыжке.

3. Совершенствование полученных навыков в учебной игре 2*2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Развивать силу, выносливость.

5. Воспитывать решительность._

Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ в движении. Упражнения с набивными мячами. Передача и ловля мяча в прыжке. Передачи от груди об стену с отскоком, о пол. Учебная игра 2*2 и 5*5.

Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование прыжков на предмет.

2. Совершенствование ведения мяча в шаге и беге.

3. Совершенствование передачи и ловли мяча в прыжке.

3. Развивать выносливость, скоростно-силовые качества._

Упражнения в прыжках на предмет и ведении мяча в шаге и беге. передача и ловля мяча в прыжке. Подвижная игра.

Словесный.

Непосредственной

наглядности.

Целостный.

Игровой.

1. Совершенствование ведения мяча в шаге и беге, передаче и ловле мяча.

2. Развивать силу, выносливость, гибкость, ловкость.

3. Воспитывать решительность.

Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ в движении. Ведение мяча в шаге, беге, спиной вперед. Передача и ловля мяча в прыжке. Элементы ОФП.

Объяснить, зачем нужны физические качества для баскетболиста._

Словесный. Целостный.

Январь

1. Совершенствование ведения мяча на месте, в движении с изменением скорости и направления.

2. Развивать внимание, ловкость, координацию.

3. Воспитывать инициативность.

Ходьба и бег со сменой направления, остановками. ОРУ. Ведение мяча на месте, в движении с изменением скорости и направления. Подвижная игра с элементами баскетбола.

Словесный.

Непосредственной

наглядности.

Словесный.

Непосредственной

наглядности.

Целостный.

Игровой._

1. Обучение тактике игры.

2. Совершенствовать упражнения на развитие силы, гибкости.

3. Воспитывать инициативность.

Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ.

Обучение тактике игры.

Различные элементы ОФП.

подвижные игры с элементами баскетбола.

Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой._

1. Учить применять полученные умения в игре.

2. Развивать внимание, ловкость, скорость.

3. Воспитывать инициативность.

4. Учить доверять друг другу.

Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ. Обучение тактике игры. Элементы ОФП.

Подвижные игры с элементами баскетбола. Игры на внимание.

Словесный.

Непосредственной

наглядности.

Целостный.

Игровой.

Сроки выполнения Задачи Содержание материала Методы

Февраль 1. Совершенствование прыжков через предметы. 2. Совершенствование передачи мяча в движении. 3. Развивать скорость в эстафетных упражнениях. 4. Развивать ловкость, координацию. 5. Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений. ОРУ. Прыжки через предметы, прыжки на координационной лестнице разными способами. Передачи мяча в движении. Эстафета с мячом. Подвижная игра «Салки». Упражнения на формирование осанки. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Обучение ловли мяча. 2. Совершенствование передачи мяча в движении. 3. Совершенствование броска мяча в кольцо различными способами с разного расстояния. 4. Развивать скорость, ловкость. 5. Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений. ОРУ. Броски мяча в кольцо различными способами с разного расстояния. Передачи мяча на месте, в движении. Эстафета с мячом. Подвижная игра «Салки». Упражнения на формирования осанки. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование броска мяч в кольцо, передачи мяча в движении. 2. Развивать силу в упражнениях с набивными мячами. 3. Развивать выносливость, силу, ловкость. 4. Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений. Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ. Броски мяча в кольцо различными способами с разного расстояния. Передачи мяча на месте, в движении. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на формирование осанки. Подвижная игра с элементами баскетбола. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование броска мяча в кольцо, передача мяча в движении. 2. Обучение «два шага, бросок». 3. Развивать силу в упражнениях с набивными мячами. 4. Развивать выносливость, силу, ловкость. 5. Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений. Лёгкий бег до 3-х мин. ОРУ. Броски мяча в кольцо различными способами с разного расстояния. Обучение «два шага, бросок» при помощи фишек. Передачи мяча в движении. Упражнения с набивными мячами. Подвижная игра. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Март 1. Совершенствование прыжков через предметы и на предметы. 2. Обучение броска мяча после ведения. 3. Совершенствование «два шага, бросок». 4. Совершенствование элементов игры в подвижных играх. 5. Развивать выносливость, ловкость, координацию. 6. Воспитывать стремление к правильному выполнению упражнений. Бег в чередовании с ходьбой до 4-х мин. ОРУ. Прыжки через предметы и на них, прыжки на лесенке разными способами. Броски мяча после ведения. Упражнения «два шага, бросок». Подвижные игры с мячом с элементами баскетбола. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование прыжков через предметы и на предметы. 2. Совершенствование броска мяча после ведения. 3. Совершенствование «два шага, бросок». 4. Совершенствование элементов игры в подвижных играх. 5. Развивать выносливость, ловкость, координацию. 6. Воспитывать стремление к правильному выполнению упражнений. Бег в чередовании с ходьбой до 4-х мин. ОРУ. Упражнения с набивными мячами. Броски мяча после ведения. упражнения «два шага, бросок». Подвижная игра с элементами баскетбола. Прыжки с места с одной, с двух ног. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Сроки выполнения Задачи Содержание материала Методы

1. Обучение применять «два шага, бросок» в игре. 2. Совершенствование броска мяча после ведения. 3. Совершенствование элементов игры в учебных играх. 4. Развивать выносливость, ловкость, координацию. Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. ОРУ. Броски мяча после ведения. Закрепление. Обучение применять «два шага, бросок» в игре. Учебные игры 2*2 и 5*5. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование броска мяча после ведения. 2. Совершенствование элементов игры в учебных играх. 3. обучение применять в игре «два шага, бросок». 4. Развивать выносливость, ловкость, координацию. 5. Воспитывать стремление к правильному выполнению упражнений. Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. ОРУ. Броски мяча после ведения. Закрепление «два шага, бросок». Обучать применять в игре все обученные навыки. Учебные игры 2*2 и 5*5. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Апрель 1. Обучение ведения мяча со сменой направления. 2. Совершенстование метания в цель. 3. Совершенстовавание броска мяча после ведения. 4. Совершенствование «два шага, бросок». 5. Развивать скорость, внимание, силу, ловкость. 6. Воспитывать интерес к систематическим занятиям спортом. Лёгкий бег с изменением скорости. ОРУ. Ведение мяча со сменой направления по сигналу. Метание мячей разного веса и размера в цель. Броски мяча после ведения. Закрепить «два шага, бросок». Подвижная игра с элементами баскетбола с мячом. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование ведения мяча со сменой направления. 2. Совершенствование метания в цель, броска мяча после ведения. 3. Развивать скорость, внимание, силу, ловкость. 4. Воспитывать интерес к систематическим занятиям спортом. Лёгкий бег с изменением скорости. ОРУ. Ведение мяча со сменой направления по сигналу. Метание мячей разного веса и размера в цель. Броски мяча после ведения. Подвижная игра с элементами баскетбола с мячом. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование передачи и ловли мяча в прыжке. 2. Развивать координацию, ловкость, скорость. 3. Воспитывать интерес к систематическим занятиям спортом. Лёгкий бег с изменением скорости. ОРУ. Броски мяча после ведения. Передача и ловля мяча в прыжке. Челночный бег 3*10. Упражнения на формирование осанки. Подвижная игра с элементами баскетбола с мячом. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование передачи и ловли мяча в прыжке. 2. Совершенствование бросков мяча в кольцо различными способами. 3. Развивать координацию, ловкость, скорость. 4. Воспитывать интерес к систематическим занятиям спортом. Лёгкий бег с изменением скорости. ОРУ; Броски мяча после ведения. Броски мяча с атакой «два шага, бросок». Передача и ловля мяча в прыжке. Челночный бег 3*10. Упражнения на формирование осанки. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Май 1. Совершенствование передачи мяча правой и левой рукой. 2. Совершенствование передачи, ведения и ловли мяча на месте и в движении. 3. Развивать ловкость и координацию. 4. Воспитывать решительность, организованность, инициативность. Лёгкий бег до 3-х мин., ОРУ. Передачи мяча правой, левой рукой друг другу. Повторить: передачи, ведение и ловля мяча на месте и в движении. Подвижные игры с элементами баскетбола. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Сроки выполнения Задачи Содержание материала Методы

1. Обучение броска одной рукой в кольцо. 2. Совершенствование передачи, ведения и ловли мяча на месте и в движении. 3. Развивать ловкость и координацию. 4. Воспитывать решительность, организованность, инициативность. Бег в чередовании с лёгкими прыжками, ОРУ. Броски мяча правой, левой рукой в кольцо. Повторить: передачи, ведение и ловля мяча на месте и в движении. Подвижные игры с элементами баскетбола. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Обучение осевой ноги. 2. Совершенствование передачи, ведения и ловли мяча на месте и в движении. 3. Развивать ловкость и координацию. 4. Воспитывать решительность, организованность, инициативность. Повторить: передачи, ведение и ловля мяча на месте и в движении. Повторить ведение мяча с остановкой, изменением направления. Обучение осевой ноги. Подвижная игра «Салки»; Эстафеты с мячами. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

1. Совершенствование передач, ведения и ловли мяча. 2. Совершенствование ведения мяча с остановкой, изменением направления. 3. Развивать ловкость и координацию. 4. воспитывать решительность, организованность, инициативность. Повторить: передачи, ведение и ловля мяча на месте и в движении; Подвижная игра «Салки». Повторить ведение мяча с остановкой, изменением направления. Учебная игра 2*2 и 5*5. Словесный. Непосредственной наглядности. Целостный. Игровой.

Разработано авторами

Для выявления уровня двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана методика наблюдения оценивания разнообразия движений (двигательного опыта) в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить разнообразие и уровень освоения движений детей в самостоятельной деятельности.

2. Отследить динамику в разнообразии и уровня освоения движения по мере приобретения двигательного опыта.

3. Оценить эмоциональное состояние детей и общение в условиях игровой деятельности.

Методика: в физкультурном зале или на спортивной площадке на улице, детям предлагается показать какие элементы баскетбола (передачи мяча, ведение мяча, броски в кольцо) они знают и умеют выполнять.

Ставится задача: показать, как можно больше различных технических элементов баскетбола.

Критерии оценки результатов наблюдения

Для оценки двигательного опыта нами были разработаны критерии оценивая результатов в баллах (табл. 2). Критерии оценивания состоят из технических приемов баскетбола, такие как передачи мяча: двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, левой, правой рукой от плеча, передачи с отражением о пол; ведение мяча: ведущей рукой, правой и левой рукой, с переводами и финтами; броски в кольцо: с места двумя руками, с места правой и левой рукой из-под кольца, в движении двумя руками, правой и левой рукой.

Так же нами учитывались разнообразия движений; уровень освоения движений; уровень общения и взаимодействия в игре; эмоциональное состояние.

При выполнении ребенком технического приема учитывается не только разнообразие движения, но и уровень освоения этого движения. Так при выполнении технического приема ребенок получает баллы за разнообразие движения и баллы за уровень освоения данного движения. Минимальное количество баллов, которое может получить ребенок за один технический прием и уровень его освоения 2 балла, максимальное 12 баллов.

При выполнении ребенком технических приемов оценивается его эмоциональное состояние, которое оценивается в 1, 3 и 5 баллах. Эмоциональное состояние благотворно влияет на приобретение двигательного опыта. Чем больше эмоциональное вовлеченность в процессе занятия, тем лучше осваиваются разнообразные технические приемы детьми старшего дошкольного возраста.

Следующий критерий — это уровень общения и взаимодействия в игре, который также оценивается в 1, 3 и 5 баллах. Данный критерий нами введен поскольку, в ходе игры от степени сформированности коммуникативных навыков зависит: процесс игры, уровень освоение двигательных действий, чувство комфорта и безопасности на занятии.

Проведя наблюдение по всем критериям, минимальное количество баллов, которые может набрать ребенок 8 баллов, максимальное 46. Если ребенок набрал от 8 до 20 баллов, это говорит о недостаточном уровне приобретения двигательного опыта, если количество баллов от 21 до 33, то уровень приобретенного двигательного опыта средний, а если набрано от 34 до 46 баллов, можно предположить о том, что уровень приобретенного двигательного опыта высокий.

Также нами была разработана шкала оценок уровня двигательного опыта (табл. 3) и шкала уровня разнообразия и освоения движений (табл. 4), которые позволят количественно и качественно оценить уровень развития двигательного опыта у старших дошкольников [14; 15].

Таблица 2

Критерии оценивания результатов приобретения двигательного опыта у старших дошкольников

Технические приемы Разнообразие движений Баллы Уровень освоения движений Баллы

Передачи мяча выполняет передачи двумя руками от груди, двумя руками из-за головы 1 передачи мяча не чёткие и не точные 1

передачи мяча не всегда чёткие и точные 2

передачи мяча чёткие и точные 3

выполняет передачи двумя руками, левой, правой рукой от плеча 2 передачи мяча не чёткие и не точные 4

передачи мяча не всегда чёткие и точные 5

передачи мяча чёткие и точные 6

выполняет передачи двумя руками, левой, правой руками, передачи с отражением о пол 3 передачи мяча не чёткие и не точные 7

передачи мяча не всегда чёткие и точные 8

передачи мяча чёткие и точные 9

Ведения мяча ведение мяча ведущей рукой 1 со зрительным контролем 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частичный зрительный контроль 2

без зрительного контроля 3

ведение мяча правой и левой рукой 2 со зрительным контролем 4

частичный зрительный контроль 5

без зрительного контроля 6

ведение мяча с переводами и финтами 3 со зрительным контролем 7

частичный зрительный контроль 8

без зрительного контроля 9

Технические приемы Разнообразие движений Баллы Уровень освоения движений Баллы

Броски в кольцо умеет осуществлять бросок в кольцо с места двумя руками 1 до кольца не добрасывает, не попадает 1

не всегда получается добрасывать до кольца, с заметной периодичностью попадает в кольцо 2

добрасывает до кольца, частые попадания 3

с места двумя рукам, с места правой и левой рукой из-под кольца 2 до кольца не добрасывает, не попадает 4

не всегда получается добрасывать до кольца, с заметной периодичностью попадает в кольцо 5

добрасывает до кольца, частые попадания 6

способен бросать мяч в кольцо с места двумя руками, а также в движении двумя руками, правой и левой рукой 3 до кольца не добрасывает, не попадает 7

не всегда получается добрасывать до кольца, с заметной периодичностью попадает в кольцо 8

добрасывает до кольца, частые попадания 9

Критерий оценивания баллы

Уровень общения и взаимодействия в игре пассивен, к игровому процессу не проявляет интереса; малообщителен 1

проявляет интерес к игре, если есть возможность проявляет инициативу. В ходе игры со сверстниками общается, обсуждает какие-либо игровые действия 3

является активным участником игры, взаимодействует со всеми игроками в команде. Активен при обсуждении тактики и стратегии игры, общителен 5

Эмоциональное состояние не проявляет интерес к движениям; испытывает негативные или нейтральные эмоции, сопровождающиеся отказом выполнения движений 1

проявляет интерес к выполняемым движения; достаточно активен; положительное эмоциональное состояние 3

Показатели положительного эмоционального состояния: активность (в том числе двигательная, речевая); интерес к движениям; настойчивость в овладении движениями; внешнее выражение эмоций (сосредоточенность, улыбка, радость и т. п.) 5

Разработано авторами

Таблица 3

Шкала оценок уровня двигательного опыта старших дошкольников

Количество баллов Уровень двигательного опыта

8-20 Недостаточный

21-33 Средний

34-46 Высокий

Разработано авторами

Разработанную нами программу с элементами баскетбола, направленную на приобретение двигательного опыта мы внедрили в образовательный процесс.

Диагностика, проводилась до внедрения программы с элементами баскетбола, направленной на приобретение двигательного опыта в ноябре 2020 г. и после внедрения

программы в мае 2021 г. по разработанной нами методике наблюдения оценивания разнообразия движений (двигательного опыта) в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Шкала уровня разнообразия и освоения движений

Количество баллов Уровень двигательного опыта

2-4 Недостаточный

6-8 Средний

10-12 Высокий

Разработано авторами

Диагностика детей проводилась на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении. Занятие проводилось в спортивном зале.

При выполнении детьми технических приемов нами учитывались разнообразия движений и уровень освоения движений. Детям предлагалось показать какие элементы баскетбола (передачи мяча, ведение мяча, броски в кольцо) они знают и умеют выполнять.

Для оценки эмоционального состояния, уровня общения и взаимодействия в игре, занятие проводилось на улице. В процессе игры в баскетбол по упрощенным правилам, велось наблюдение за всеми воспитанниками. Все результаты исследования заносились в протокол.

Результаты оценивались по разработанной нами методики наблюдения оценивания разнообразия движений (двигательного опыта) в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методика позволила определить разнообразие и уровень освоения движений детей в двигательной деятельности, определить динамику в разнообразии и уровня освоения движения по мере приобретения двигательного опыта. Так же оценивалось эмоциональное состояние детей и общение в условиях игровой деятельности.

Результаты исследования

Результаты исследования уровня двигательного опыта старших дошкольников представлены в таблице 5.

Стоит отметить, что до внедрения программы, в ряде критериев дети старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием, набрали количество баллов, которое характеризуется недостаточным уровнем двигательного опыта, можно объяснить это тем, что в образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением, даются представления о игре и малое разнообразие элементов баскетбола.

До реализации программы с элементами баскетбола, направленной на приобретение двигательного опыта, 13 % детей имели высокий уровень, 47 % средний уровень, 40 % недостаточный уровень двигательного опыта.

Внедрив программу с элементами баскетбола, направленную на приобретение двигательного опыта в воспитательный процесс дошкольников, 20 % детей старшего дошкольного возраста, продемонстрировали высокий уровень, 67 % средний уровень, 13 % недостаточный уровень приобретенного двигательного опыта. Такие результаты можно объяснить тем, что период дошкольного детства является сенситивным для приобретения двигательного опыта и развития координации. Можно предположить, что недостаточный уровень двигательного опыта 13 %, объясняется анатомо-физиологическими и индивидуальными особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 5

Результаты исследования уровня двигательного опыта старших дошкольников

Критерии оценивания двигательного опыта

Передача мяча Ведение мяча Броски в кольцо

№ испытуемого Разнообразие движений/ Уровень освоения движения Разнообразие движений / Уровень освоения движения Разнообразие движений/ Уровень освоения движения Уровень общения и взаимодействия в игре Эмоциональное состояние Всего баллов Уровень двигательного опыта

12 12 12 5 5 46 высокий / средний / недостат.

до после до после до после до после до после до после до после

1 2/5 3/8 2/4 2/5 1/2 2/5 3 3 3 3 22 31 с с

2 2/5 2/6 2/5 2/5 2/5 2/5 3 3 3 3 27 28 с с

3 3/7 3/8 2/5 3/7 2/6 3/8 5 5 5 5 35 42 в в

4 2/6 3/7 2/5 3/8 2/6 3/8 5 5 5 5 33 42 с в

5 2/5 2/6 1/2 2/5 1/2 2/5 3 5 3 5 19 32 с с

6 2/4 2/4 1/3 2/4 1/3 2/6 3 3 3 3 20 26 н с

7 1/3 2/4 2/4 2/5 1/1 1/3 1 3 3 3 16 23 н с

8 3/7 3/7 2/5 3/7 2/5 2/6 5 5 5 5 34 38 в в

9 2/4 2/5 1/2 2/4 1/1 1/2 3 3 3 3 17 22 н с

10 1/2 2/4 1/1 1/2 1/1 1/2 1 3 1 3 9 18 н н

11 1/3 2/5 1/1 1/2 1/1 1/2 1 1 1 1 10 15 н н

12 2/6 3/8 2/4 2/5 1/3 2/6 3 3 3 3 24 32 с с

13 2/5 2/6 2/4 2/4 1/2 1/3 3 3 3 3 22 24 с с

14 2/4 2/4 1/2 2/4 1/3 2/4 1 3 3 3 17 24 н с

15 2/5 2/6 2/4 2/5 1/3 2/4 3 3 3 3 23 27 с с

Разработано авторами

После внедрения программы, выявлено, что уровень общения и взаимодействия в игре и эмоциональное состояние, не меняется, но у воспитанников, имеющих средний и высокий уровень в этих показателях, замечена положительная динамика в приобретении двигательного опыта. Тем самым, мы можем сделать вывод, что, если ребенок вовлечен в процесс занятия и у него сформированы коммуникативные навыки, тем лучше осваиваются разнообразные технические приемы.

Для подтверждения, разработанной и внедренной в образовательный процесс программы с элементами баскетбола, направленной на развитие общей физической подготовки и овладение техническими элементами баскетбола, способствующей приобретению двигательного опыта у старших дошкольников, рассмотрим уровень разнообразия и освоения движений каждого отдельного показателя, таких как: «Передача мяча», «Ведения мяча», «Броски в кольцо» до и после внедрения (табл. 2).

Количество воспитанников с высоким уровнем разнообразия и освоения движения, до внедрения программы, составило 13 %. После внедрения программы, количество воспитанников с высоким уровнем увеличилось на 20 % и составило 33 %. Количество воспитанников с недостаточным уровнем разнообразия и освоения движений в показатели «Передача мяча» после внедрения программы понизилось на 20 %, а со средним уровнем остался прежним и составляет 67 %. Стоит заметить, что 20 % воспитанников перешли из недостаточного уровня в средний, и также 20 % из среднего в высокий уровень разнообразия и освоения движений в показателе «Передача мяча».

Таблица 6

Результаты уровня разнообразия и освоения движений

Передача мяча Ведение мяча Броски в кольцо

Разнообразие движений / Разнообразие движений / Разнообразие движений /

№ Уровень освоения движения Уровень освоения движения Уровень освоения движения

испытуемого 12 12 12

до после до после до после

1 7 (С) 11 (В) 6 (С) 7 (С) 3 (Н) 7 (С)

2 7 (С) 8 (С) 7 (С) 7 (С) 7 (С) 7 (С)

3 10 (В) 11 (В) 7 (С) 10 (В) 8 (С) 11 (В)

4 8 (С) 10 (В) 7 (С) 11(В) 8 (С) 11 (В)

5 7 (С) 8 (С) 3 (Н) 7 (С) 3 (Н) 7 (С)

6 6 (С) 6 (С) 4 (Н) 6 (С) 4 (Н) 8 (С)

7 4 (Н) 6 (С) 6 (С) 7(С) 2 (Н) 4 (Н)

8 10 (В) 10 (В) 7(С) 10 (В) 7 (С) 8 (С)

9 6 (С) 7 (С) 3 (Н) 6 (С) 2 (Н) 3 (Н)

10 3 (Н) 6 (С) 2 (Н) 3 (Н) 2 (Н) 3 (Н)

11 4 (Н) 7 (С) 2 (Н) 3 (Н) 2 (Н) 3 (Н)

12 8 (С) 11 (В) 6 (С) 7 (С) 4 (Н) 8 (С)

13 7 (С) 8(С) 6 (С) 6 (С) 3 (Н) 4 (Н)

14 6 (С) 6 (С) 3 (Н) 6 (С) 4 (Н) 6 (С)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 7 (С) 8 (С) 6 (С) 7 (С) 4 (Н) 6 (С)

Разработано авторами

Из представленных результатов можно сделать вывод, что количество воспитанников с высоким уровнем разнообразия и освоения движений в показателе «Ведение мяча» после внедрения программы в образовательный процесс, увеличилось на 20 %. Количество воспитанников с недостаточным уровнем разнообразия и освоения движений, после внедрения программы понизилось на 27 % и составляет 13 %. Количество воспитанников со средним уровнем увеличилось на 7 %. Это обусловлено, тем, что, 27 % воспитанников перешли из недостаточного уровня в средний и 20 % воспитанников из среднего в высокий уровень разнообразия и освоения движений в показателе «Ведения мяча».

Таблица 7

Достоверность показателей двигательного опыта старших дошкольников по ^критерию Стьюдента

Критерии оценивания Эксперимент Статистические показатели

Х Q m t f (p = 0,05)

Передачи мяча. Разнообразие движений / Уровень освоения движения до 6,6 2 0,5 3,2 2,05

после 8,2 1,4 0,3

Ведение мяча. Разнообразие движений / Уровень освоения движения до 5 1,4 0,3 3 2,05

после 6,8 2,3 0,6

Броски в кольцо. Разнообразие движений / Уровень освоения движения до 4,2 1,7 0,4 3,1 2,05

после 6,4 2,3 0,6

Разработано авторами

Сравнивая уровень разнообразия и освоения движений в показателе «Броски в кольцо», до внедрения программы количество воспитанников с недостаточным уровнем составил 73 %, после внедрения программы количество воспитанником понизилось на 40 %. Количество детей со средним уровнем после внедрения программы, повысилось на 27 %. Количество воспитанников с высоким уровнем разнообразия и освоения движений после внедрения программы повысилось на 13 %. Таким образом, мы видим положительную тенденцию

повышения уровня разнообразия и освоения движений в показателе «Броски в кольцо» у воспитанников.

Для подтверждения, разработанной и внедренной в образовательный процесс программы с элементами баскетбола, направленной на развитие общей физической подготовки и овладение техническими элементами баскетбола, способствующей приобретению двигательного опыта у старших дошкольников, проведена оценка достоверности различий по 1-критерию Стьюдента, которая представлена в таблице 7.

Объем выборки 15 воспитанников в возрасте 6-7 лет группы общеразвивающей направленности. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке по X-критерию Стьюдента. Изучим подробнее критерии оценивания:

• При определении достоверности результатов в показателе «Передача мяча. Разнообразие движений и уровень освоения движений» средняя арифметическая величина составила до Х = 6,6 после X = 8,2, следовательно разница показателей 1,6. Средняя ошибка разности X = 3,2 степень свободы 2.05 при (р = 0,05), различия между полученными средними арифметическими, считаются достоверными.

• При определении достоверности результатов в показателе «Ведения мяча. Разнообразие движений и уровень освоения движений» средняя арифметическая величина составила до -X = 5 после Х = 6,8, следовательно разница показателей 1,8. Средняя ошибка разности X = 3 степень свободы 2.05 при (р = 0,05), различия между полученными средними арифметическими, считаются достоверными.

• При определении достоверности результатов в показателе «Броски в кольцо. Разнообразие движений и уровень освоения движений» средняя арифметическая величина составила до XX = 4,2 после X = 6,4, следовательно разница показателей 2,2. Средняя ошибка разности X = 3,1 степень свободы 2.05 при (р = 0,05), различия между полученными средними арифметическими, считаются достоверными.

• Проведенный нами анализ достоверности различий, позволяет предположить, что разработанная и внедренная в образовательный процесс программа с элементами баскетбола, направленная на развитие общей физической подготовки и овладение техническими элементами баскетбола, действительно способствует приобретению двигательного опыта у старших дошкольников.

Заключение

В ходе планирования проведения исследования был отобран диагностический инструментарий, направленный на изучение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста, статистические методы, с помощью которых можно определить значимость выявленных данных.

В результате внедрения программы, апробированной нами на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации, показала положительные тенденции в разнообразии и уровня освоения движений детей в двигательной деятельности, повышение уровня приобретенного двигательного опыта. Результаты уровня приобретенного двигательного опыта значительно улучшились: после исследования, процент детей с недостаточным уровнем приобретенного двигательного опыта снизился до 13 %, а 20 % детей старшего дошкольного возраста, имеют высокий уровень двигательного опыта.

Если ребенок вовлечен в процесс занятия и у него сформированы коммуникативные навыки, тем лучше осваиваются разнообразные технические приемы.

Диагностика оценки двигательного опыта позволила определить разнообразие и уровень освоения движений детей в двигательной деятельности, определить динамику в разнообразии и уровня освоения движения по мере приобретения двигательного опыта.

Это свидетельствует, что разработанная и внедренная программа с элементами баскетбола в образовательный процесс, способствует приобретению двигательного опыта у старших дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холодов Ж.К. Теория и методика физвоспитания и спорта / Ж.К. Холодов,

B.С. Кузнецов. — М.: «Академия», 2003. — 480 с.

2. Филиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников /

C.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский, 2007. — 313 с.

3. Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. Монография. — Белгород: ГИК, 2017. — 160 с.

4. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников / А.А. Зайцев, Е.В. Конева, Н.К. Плищук, С.А. Сологуб. — Калининград: 2007. — 232 с.

5. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. — М.: «Просвещение», 2005. — 271 с.

6. Бояркина А.Е. Элементы баскетбола как средство приобретения двигательного опыта старшими дошкольниками / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, М.В. Епифанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 6(196). — С. 59-63.

7. Пружинина М.В., Пружинин К.Н. Эффективность технической подготовки в дополнительном предпрофессиональном образовании баскетболистов на этапе базовой специализации // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 5, ЬйрБ: //ш1г-паиЫ .сош/РБЕ/01РБМК519.

8. Пружинина М.В., Пружинин К.Н. Влияние личностно-ориентированной технологии на совершенствование профессионального образования в области физической культуры и спорта //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 3(133). — С. 193-197.

9. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений / Ю.Б. Никифорова. — Москва, 2017. — 180 с.

10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. — М.: «Просвещение», 2013. — 288 с.

11. Осокина Т.И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: аннотированный перечень / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. — М: Сфера, 2015. — 127 с.

12. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева, — М.: «Академия», 2012. — 160 с.

13. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. — М.: "Просвещение", 2013. — 288 с.

14. Пружинина М.В. Реализация программы дополнительного предпрофессионального образования по фитнес-аэробике в предметной области «Хореография» / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2019. — № 8(174). — С. 180-183.

15. Пружинина М.В. Формирование двигательного творчества обучающихся 10 классов на уроках физической культуры средствами гимнастики / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, Ю.В. Хармац // Интернет-журнал Мир науки (серия Педагогика и психология). — 2018. — Т. 6. — № 3. ЬХХр8://ш1г-nauki.com/PDF/87PDMN318.

Pruzhinin Konstantin Nikolayevich

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia E-mail: 990003@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6463-8247

Pruzhinina Marina Viktorovna

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia E-mail: 954959@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9681-3345

Boyarkina Alena Evgenievna

Kindergarten No. 10, Irkutsk, Russia

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia E-mail: basket_96@mail.ru

Formation of motor experience of senior preschool children by elements of basketball

Abstract. According to the Federal State Educational Standard, during preschool childhood, the educational space should ensure the satisfaction of the natural needs of children for physical activity of children. Physical education should be considered in a preschool educational institution as one of the priority areas of activity, since physical education is central to health promotion, as well as in the accumulation and acquisition of motor experience. The federal state educational standard for preschool education puts forward a number of requirements for the structure, conditions and results of the educational program at various levels of education. The educational program of the preschool level of education provides for "the development of the personality and abilities of children in various activities, covering the following educational areas: social and communicative development, cognitive development, speech development, artistic and aesthetic development, physical development". Let's study in more detail the requirements for the educational area of physical development.

The sections of the program presented in the article presuppose the acquisition of experience in various types of motor activity, as well as "the fulfillment of basic movements (running, walking, soft jumps, turns in both directions), the formation of initial ideas about some kinds of sports, the mastery of outdoor games with the rules". For the formation of primary ideas about some sports in older preschool children, it is necessary to have motor experience.

Keywords: preschoolers; motor experience; basketball elements; motor experience levels

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.