Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ'

ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР / ДОШКОЛЬНИКИ / ИНТЕРЕС К СПОРТУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояркина Алена Евгеньевна, Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич, Епифанова Марина Георгиевна

Актуальной задачей дошкольного образования является разработка специальных образовательных программ, которые бы учитывали индивидуальные, возрастные и онтогенетические особенности развития дошкольников. Поскольку ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра, то элементы игровых видов спорта наиболее предпочтительны для реализации в дошкольном образовательном учреждении. Баскетбол является универсальным средством физического воспитания, так как позволяет создать условия для гармоничного психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста. Для дошкольников характерно интенсивное развитие, данный возрастной период является благоприятным для освоения новых двигательных действий. Отличительной особенностью является то, что баскетбол развивает координацию движений, моторику, способность подчинятся инструкции, обучает быстроте реакции. Включение элементов спортивных игр в деятельность дошкольных образовательных учреждений позволяет сформировать в ребенке старшего дошкольного возраста физическую культуру, обогатить двигательный опыт. Несмотря на ряд преимуществ спортивных игр, реализующиеся образовательные программы дошкольного образования на территории Российской Федерации отводят недостаточное значение обучению элементам игры в баскетбол. Следовательно, встает вопрос о разработке научного и методического обеспечения для занятий баскетболом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояркина Алена Евгеньевна, Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич, Епифанова Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF BASKETBALL AS A MEANS OF ACQUIRING MOTOR EXPERIENCE BY OLDER PRESCHOOLERS

The urgent task of preschool education is the development of the special educational programs that would take into account the individual, age and ontogenetic features of the development of preschoolers. Since the leading activity in the senior preschool age is a game, the elements of game sports are most preferable for implementation in the preschool educational institution. Basketball is a universal means of physical education, as it allows you to create conditions for the harmonious mental and physical development of older preschool children. Preschool children are characterized by intensive development, this age period is favorable for the development of the new motor actions. The distinctive feature is that basketball develops coordination of movements, motor skills, the ability to obey instructions, it teaches to reaction speed. The inclusion of elements of sports games in the activities of preschool educational institutions will allow forming physical culture in the child of older preschool age, to enrich the motor experience. Despite a number of advantages of sports games, the educational programs of preschool education being implemented on the territory of the Russian Federation assign insufficient importance to teaching the elements of the game of basketball. Therefore, the question arises about the development of scientific and methodological support for basketball classes.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

УДК 373.24

ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Алена Евгеньевна Бояркина, инструктор по физической культуре, Детский сад № 10, Иркутск; Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет; Марина Георгиевна Епифанова, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

Актуальной задачей дошкольного образования является разработка специальных образовательных программ, которые бы учитывали индивидуальные, возрастные и онтогенетические особенности развития дошкольников. Поскольку ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра, то элементы игровых видов спорта наиболее предпочтительны для реализации в дошкольном образовательном учреждении. Баскетбол является универсальным средством физического воспитания, так как позволяет создать условия для гармоничного психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста. Для дошкольников характерно интенсивное развитие, данный возрастной период является благоприятным для освоения новых двигательных действий. Отличительной особенностью является то, что баскетбол развивает координацию движений, моторику, способность подчинятся инструкции, обучает быстроте реакции. Включение элементов спортивных игр в деятельность дошкольных образовательных учреждений позволяет сформировать в ребенке старшего дошкольного возраста физическую культуру, обогатить двигательный опыт. Несмотря на ряд преимуществ спортивных игр, реализующиеся образовательные программы дошкольного образования на территории Российской Федерации отводят недостаточное значение обучению элементам игры в баскетбол. Следовательно, встает вопрос о разработке научного и методического обеспечения для занятий баскетболом.

Ключевые слова: баскетбол, элементы спортивных игр, дошкольники, интерес к спорту, образовательная программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p59-63

ELEMENTS OF BASKETBALL AS A MEANS OF ACQUIRING MOTOR EXPERIENCE BY OLDER PRESCHOOLERS

Alena Evgenievna Boyarkina, the physical culture instructor, Kindergarten No. 10, Irkutsk; Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University; Marina Georgievna Epifanova, the senior teacher, Irkutsk National Research

Technical University

Abstract

The urgent task of preschool education is the development of the special educational programs that would take into account the individual, age and ontogenetic features of the development of preschoolers. Since the leading activity in the senior preschool age is a game, the elements of game sports are most preferable for implementation in the preschool educational institution. Basketball is a universal means of physical education, as it allows you to create conditions for the harmonious mental and physical development of older preschool children. Preschool children are characterized by intensive development, this age period is favorable for the development of the new motor actions. The distinctive feature is that basketball develops coordination of movements, motor skills, the ability to obey instructions, it teaches to reaction speed. The inclusion of elements of sports games in the activities of preschool educational institutions will allow forming physical culture in the child of older preschool age, to enrich the motor experience. Despite a number of advantages of sports games, the educational programs of preschool education being implemented on the territory of the Russian Federation assign insufficient importance to teaching the elements of the game of basketball. Therefore, the question arises about the development of scientific and methodological

support for basketball classes.

Keywords: basketball, elements of sports games, preschoolers, interest in sports, educational program.

ВВЕДЕНИЕ

Элементы баскетбола оказывают влияние на формирование точности движений, физическое развитие, развитие мышечного тонуса. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол предполагает использование различных действий с мячом, эти действия в свою очередь обеспечивают наличие необходимой физической нагрузки на все группы мышц.

Цель исследования - сформировать и подготовить к внедрению в образовательный процесс старших дошкольников эффективные средства баскетбола, способствующие приобретению двигательного опыта.

Проведя теоретический анализ можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в научной литературе имеется большая база знаний о роли и функциях элементов баскетбола в формировании и приобретении двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста[1-3]. Изученные подходы позволяют познакомиться с многогранно -стью и важностью выбранной темы.

Нами были определены подходы к содержанию физической деятельности и установлено, что двигательная активность имеет высокую значимость в развитии ребенка. Анализируя научную литературу, пришли к выводу, что изучаемая тема актуальна на сегодняшний день и имеет обширную как теоретическую, так и эмпирическую базу.

Сравнительный анализ комплексных образовательных программ дошкольного образования установил, что реализуемые программы ориентируются на потребности и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Наиболее универсальной и разработанной образовательной программой, на наш взгляд, является программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Преимуществом программы является ориентация на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование предпосылок к гармоничному физическому развитию, развитие интереса к спорту, спортивным, подвижным играм. Образовательная программа «От рождения до школы» описывает элементы игры в «Баскетбол», как одно из средств достижений цели воспитания физически и психически гармонично развивающейся личности, данный подход соответствует цели и задачам нашей работы.

Баскетбол является универсальным средством физического воспитания, поскольку в процессе деятельности реализует все существующие средства физического воспитания. Элементы баскетбола способствуют формированию и приобретению двигательного опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт также отмечает, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта как раз необходимо наличие двигательного опыта.

На основании проведенного теоретического анализа мы пришли к выводу, что элементы баскетбола занимают важное место в формировании и приобретении двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование по приобретению двигательного опыта детьми старшего дошкольного возраста средствами баскетбола проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10. Сроки реализации программы с сентября 2020 года по апрель 2021 года. В исследовании приняли участие 15 воспитанников в возрасте 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.

В соответствии с целями и задачами нашего исследования была разработана программа физического воспитания для старших дошкольников с элементами баскетбола, направленная на приобретение двигательного опыта.

При разработке программы, были учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также требования основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10. Программа с элементами баскетбола, направленная на приобретение двигательного опыта, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительные группы образовательного учреждения.

Для выявления уровня двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста, была разработана методика наблюдения оценивания разнообразия движений (двигательного опыта) в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методика наблюдения оценивания разнообразия движений (двигательного опыта) в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Выявить разнообразие и уровень освоения движений детей в самостоятельной деятельности.

2. Отследить динамику в разнообразии и уровня освоения движения по мере приобретения двигательного опыта.

Методика: в физкультурном зале или на спортивной площадке, на улице, детям предлагается показать какие элементы баскетбола (передачи мяча, ведение мяча, броски в кольцо) они знают и умеют выполнять.

Ставится задача: показать, как можно больше различных технических элементов баскетбола.

Критерии оценки результатов наблюдения

Для оценки двигательного опыта нами были разработаны критерии оценивания результатов в баллах. Критерии оценивания состоят из технических приемов баскетбола, такие как передачи мяча: двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, левой, правой рукой от плеча, передачи с отражением о пол; ведение мяча: ведущей рукой, правой и левой рукой, с переводами и финтами; броски в кольцо: с места двумя руками, с места правой и левой рукой из-под кольца, в движении двумя руками, правой и левой рукой;

Так же нами учитывались разнообразия движений; уровень освоения движений; уровень общения и взаимодействия в игре; эмоциональное состояние.

При выполнении ребенком технического приема учитывается не только разнообразие движения, но и уровень освоения этого движения. Так при выполнении технического приема ребенок получает баллы за разнообразие движения и баллы за уровень освоения данного движения.

Проведя наблюдение по всем критериям, минимальное количество баллов, которые может набрать ребенок 8 баллов, максимальное 46. Если ребенок набрал от 8 до 20 баллов, это говорит о недостаточном уровне приобретения двигательного опыта, если количество баллов от 21 до 33, то уровень приобретенного двигательного опыта средний, а если набрано от 34 до 46 баллов, можно предположить о том, что уровень приобретенного двигательного опыта высокий.

Также нами была разработана шкала оценок уровня двигательного опыта и шкала уровня разнообразия и освоения движений, которые позволят количественно и качественно оценить уровень развития двигательного опыта у старших дошкольников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Внедрив в образовательный процесс программу с элементами баскетбола, направленную на приобретение двигательного опыта, было выявлено, что 20% детей старшего дошкольного возраста, имеют высокий уровень, 67% средний уровень, 13% недостаточный уровень приобретенного двигательного опыта. Такие результаты можно объяснить

тем, что период дошкольного детства является сенситивным для приобретения двигательного опыта и развития координации. Можно предположить, что недостаточный уровень двигательного опыта 13%, объясняется анатомо-физиологическими и индивидуальными особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.

Количество воспитанников с высоким уровнем разнообразия и освоения движения увеличилось на 20% и составило 33%.

С недостаточным уровнем разнообразия и освоения движений в показатели «Передача мяча» после внедрения программы понизилось на 19%, а со средним уровнем остался прежним и составляет 67%.

Стоит заметить, что 21% воспитанников перешли из недостаточного уровня в средний, и также 24 % из среднего в высокий уровень.

Количество воспитанников с высоким уровнем разнообразия и освоения движений в показателе «Ведение мяча» после внедрения программы в образовательный процесс, увеличилось на 18%, с недостаточным уровнем понизилось на 27% и составляет 13%, со средним уровнем увеличилось на 7%.

Сравнивая уровень разнообразия и освоения движений в показателе «Броски в кольцо», до внедрения программы количество испытуемых с недостаточным уровнем составляло 73%, после внедрения программы результаты в данном показателе понизились на 40%.

В среднем уровне показатели повысились на 27%, в высоком на 13%. Таким образом, мы видим положительную тенденцию повышения уровня разнообразия и освоения движений в показателе «Броски в кольцо».

Для подтверждения, разработанной и внедренной в образовательный процесс программы с элементами баскетбола, направленной на развитие общей физической подготовки и овладение техническими элементами баскетбола, способствующей приобретению двигательного опыта у старших дошкольников, проведена оценка достоверности различий по 1-критерию Стьюдента.

Таблица 1 - Результаты приобретения двигательного опыта старших дошкольников

Критерии оценивания Экспериме нт Статистические показатели

X О т 1 { (р=0,05)

Передачи мяча Разнообразие движений / Уровень освоения движения До 6,6 2 0,5 3,2 2,05

После 8,2 1,4 0,3

Ведение мяча Разнообразие движений / Уровень освоения движения До 5 1,4 0,3 3 2,05

После 6,8 2,3 0,6

Броски в кольцо Разнообразие движений / Уровень освоения движения До 4,2 1,7 0,4 3,1 2,05

При определении достоверности результатов в показателе «Передача мяча. Разнообразие движений и уровень освоения движений» средняя арифметическая величина составила до X =6,6 после X = 8,2, следовательно, разница показателей 1,6. Средняя ошибка разности 1=3,2 степень свободы 2.05 при (р=0,05), различия между полученными средними арифметическими, считаются достоверными;

При определении достоверности результатов в показателе «Ведения мяча. Разнообразие движений и уровень освоения движений» средняя арифметическая величина составила до X =5 после Х= 6,8, следовательно, разница показателей 1,8. Средняя ошибка разности 1=3 степень свободы 2.05 при (р=0,05), различия между полученными средними арифметическими, считаются достоверными;

При определении достоверности результатов в показателе «Броски в кольцо. Разнообразие движений и уровень освоения движений» средняя арифметическая величина составила до X =4,2 после X = 6,4, следовательно, разница показателей 2,2. Средняя ошибка разности 1=3,1 степень свободы 2.05 при (р=0,05), различия между полученными средними арифметическими, считаются достоверными.

ВЫВОДЫ

Проведенный нами анализ достоверности различий, позволяет предположить, что разработанная и внедренная в образовательный процесс программа с элементами баскетбола, направленная на развитие общей физической подготовки и овладение техническими элементами баскетбола, действительно способствует приобретению двигательного опыта у старших дошкольников.

В результате внедрения программы в образовательный процесс по физической культуре дошкольников, очевидны положительные тенденции в разнообразии и уровне освоения движений в двигательной деятельности, повышение уровня приобретенного двигательного опыта. Результаты уровня приобретенного двигательного опыта значительно улучшились: после исследования, процент детей с недостаточным уровнем двигательного опыта снизился до 13%, а 20% детей старшего дошкольного возраста, имеют высокий уровень двигательного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояркина А.Е.Элементы баскетбола как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А.Е. Бояркина, А.А. Куропаткина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары : Интерактив плюс, 2020. - С. 27-29.

2. Завьялова Т.П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - Тюмень : Юрайт, 2019. - 350 с.

3. Пружинина М. В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография. / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин. - Иркутск, 2013. - 214 с.

REFERENCES

1. Boyarkina, A. E. and Kuropatkina A. A. (2020), "Elements of basketball as a means of physical education of older preschool children", Scientific and educational space: prospects of development: materials of the All-Russian scientific and practical conference, Cheboksary, pp. 27-29.

2. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva, I.V. (2019), Theory and methodology of physical education and the development of a preschool child: textbook, YouWrite, Tyumen.

3. Pruzhinina, M. V., Pruzhinin, K. N. and Kishinsky, A. A.(2013), Personality-oriented training in physical education at various stages of continuing education: monograph, Irkutsk.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2021

УДК 796.814

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО

САМБО 2020 ГОДА

Анна Викторовна Варичева, магистрант, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Введение. Возрастающая конкуренция в международном виде единоборств самбо требует совершенствовать процесс подготовки высококвалифицированных атлетов. Существующая научная и научно-методическая литература не достаточно полно освещает особенности подготовки женщин в различных видах единоборств. Самбо не является исключением и потребность в современных научно обоснованных подходах обеспечения тренировочного процесса актуальна. Цель исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.