Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МЕТОД / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СЛУШАТЕЛИ / КУРСАНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куров А.И., Клименко А.А., Лунин А.А., Никитин Ю.П.

Актуальность. Низкий уровень психофизической подготовленности сотрудников полиции, приводит к тому, что при несении службы совершаются технико-тактические ошибки во время силового противоборства с правонарушителями, что сильно увеличивает степень вероятности получения травм, ранений, гибели не только самих сотрудников полиции, но и мирных граждан. В связи, с этим, возникает острая необходимость поиска наиболее рациональных методов подготовки сотрудников полиции, которые повысят качество обучения, что в дальнейшем будет способствовать выполнению ими своих функциональных обязанностей на более высоком профессиональном уровне. Цель исследования. Экспериментально апробировать и доказать, что при использовании метода визуализации с точки зрения двигательного образа сотрудники полиции, в период обучения повысят свой уровень общей и специальной физической подготовленности и освоят программу обучения по предмету «Физическая подготовка» на более высоком профессиональном уровне. Методы исследования: системный анализ педагогических, психологических работ по теме исследования, педагогический эксперимент, проверка уровня физической подготовленности сотрудников, обобщение опыта практической работы в вузе, анализ учебной документации, анкетирование, метод математической статистики. Результаты исследование. Полученные исследования свидетельствуют о том, что, методика визуализации подтвердила свою эффективность, и слушатели экспериментальной группы показали более высокие результаты на итоговых занятиях, что обеспечивает создание условий для развития наиболее эффективных профессионально важных двигательных и психомоторных способностей обучающихся. Заключение. Результаты исследования свидетельствует о продуктивности метода визуализации и необходимости более детальной разработки и внедрения в программу обучения сотрудников полиции, а также возможность применения в боевой и служебной подготовке территориальных органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куров А.И., Клименко А.А., Лунин А.А., Никитин Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MOTOR IMAGE IN THE PROCESS OF TEACHING COMBAT TECHNIQUES TO CADETS AND TRAINEES UNIVERSITIES

Relevance. The low level of psychophysical readiness of police officers leads to the fact that technical and tactical mistakes are made white on duty during a violent confrontation with offenders, which greatly increases the likelihood of injuries, injuries, and deaths not only of police officers themselves, but also of civilians. In this regard, there is an urgent need to find the most rational methods of training police officers, which will improve the quality of training, which in the future will contribute to the performance of their functional duties at a higher professional level. Purpose of the study. Experimentally test and prove that when using the method of visualization from the point of view of the motor image, police officers will increase their level of general and special physical fitness during the training period and master the training program on the subject «Physical Training» at a higher professional level. Research methods: systematic analysis of pedagogical and psychological works on the research topic, pedagogical experiment, checking the level of physical fitness of employees, generalize the experience of practical work at the university, analysis of educational documentation, questionnaires, mathematical statistics method. Results of the study. The obtained research data indicate that this training method has confirmed its effectiveness, and the students of the experimental group showed higher results in the final classes, which provides conditions for the development of the most effective professionally important motor and psychomotor abilities of students. Conclusion. The results of the study indicate the productivity of this method, the need for more detailed development and implementation in the training program of police officers, as well as the possibility of using it in combat and service training of territorial internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

DOI 10.53742/1999-6799/1_2022_89

УДК: 796.07

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А.И. Куров1, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

A.A. Клименко2, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания,

A.A. Лунин3, доцент кафедры огневой и физической подготовки,

Ю. П. Никитин4, преподаватель, кафедры физической подготовки.

краснодарский университет МВД России.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», г. Краснодар, всероссийский институт повышения квалификации, сотрудников МВД РФ, Домодедово, восточносибирский институт Министерства внутреннихдел Российской Федерации, Иркутск. Контактная информация для переписки: 350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская 128; e-mail: albert.kurov.69@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. Низкий уровень психофизической подготовленности сотрудников полиции, приводит к тому, что при несении службы совершаются технико-тактические ошибки во время силового противоборства с правонарушителями, что сильно увеличивает степень вероятности получения травм, ранений, гибели не только самих сотрудников полиции, но и мирных граждан. В связи, с этим, возникает острая необходимость поиска наиболее рациональных методов подготовки сотрудников полиции, которые повысят качество обучения, что в дальнейшем будет способствовать выполнению ими своих функциональных обязанностей на более высоком профессиональном уровне.

Цель исследования. Экспериментально апробировать и доказать, что при использовании метода визуализации с точки зрения двигательного образа сотрудники полиции, в период обучения повысят свой уровень общей и специальной физической подготовленности и освоят программу обучения по предмету «Физическая подготовка» на более высоком профессиональном уровне.

Методы исследования: системный анализ педагогических, психологических работ по теме исследования, педагогический эксперимент, проверка

уровня физической подготовленности сотрудников, обобщение опыта практической работы в вузе, анализ учебной документации, анкетирование, метод математической статистики.

Результаты исследование. Полученные исследования свидетельствуют о том, что, методика визуализации подтвердила свою эффективность, и слушатели экспериментальной группы показали более высокие результаты на итоговых занятиях, что обеспечивает создание условий для развития наиболее эффективных профессионально важных двигательных и психомоторных способностей обучающихся.

Заключение. Результаты исследования свидетельствует о продуктивности метода визуализации и необходимости более детальной разработки и внедрения в программу обучения сотрудников полиции, а также возможность применения в боевой и служебной подготовке территориальных органов внутренних дел.

Ключевые слова: визуализация, метод, двигательный образ, слушатели, курсанты, исследования, эффективность, физическая подготовка.

Для цитирования: Куров А.И., Клименко А.А., Лунин А.А., Никитин Ю.П. Формирование двигательного образа в процессе обучения боевым приемам борьбы

курсантов и слушателей вузов МВД России // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 1.

- С.89-95.

For citation: Kurov A., Klimenko A., Lunin A., Nikitin Yu. Formation of a motor image in the process of teaching combat techniques to cadets and trainees universities of the ministry of internal affairs of Russia. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport

- Science and Practice], 2022, no 1, pp. 89-95 (in Russian).

Актуальность исследования. Для решения проблемы и улучшения качества профессионального обучения нами было предложено использовать метод визуализации с точки зрения двигательного образа, в процессе обучения боевым приемам борьбы, курсантов и слушателей вузов МВД России, по предмету «Физическая подготовка».

В основу разрабатываемой методики обучения специальной физической подготовке, были положены изменения в организацию учебных занятий, позволяющие, в первую очередь, увеличить уровень психофизической устойчивости и эффективность выполнения боевых приемов борьбы в различных условиях.

Использование метода визуализации с точки зрения двигательного образа на занятиях по физической подготовке, заключалась в поиске наиболее эффективных и доступных для обучения защитных и атакующих действий в «втемную» без использования в полном объёме зрительного анализатора (повязка на глаза). Для чего сотрудникам предлагалось научиться визуализировать (представлять) двигательный образ выполнения приема, в минимальный промежуток времени, как наиболее рациональный способ атакующих и защитных действий в создавшейся ситуации. Визуализация представляет собой «внутреннее видение» предстоящего движения или элемента, основана на особенности бессознательной части мыслить образами. [4. с.13].

Основу психофизической готовности для действий в этих условиях составляют хороший уровень подготовки и необходимое количество прикладных навыков [7. с.410]. Многие спортсмены используют метод визуализации как часть своей подготовки [1. с.716].

Для того чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Внутреннее представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам: чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение; мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-су-ставным чувством человека.

Механизм воздействия мысленного образа выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движением [8. с.32].

Приемы визуализации используются в различных видах спорта, в правоохранительных органах по пред-

мету физическая подготовка пока еще используются очень мало. Используя технику визуализации, можно вызывать образы снова и снова, повышая свое мастерство путем повторения, похожее на практику выполнения физических упражнений.

Визуализация проста в использовании, но это один из мощнейших инструментов для ускорения процесса обучения боевым приемам борьбы сотрудников полиции [2. с.181].

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2018 г. по 2021г.

На первом этапе (2018-2019 гг.) исследования с целью получения объективной информации, исходного уровня общей физической подготовленности сотрудников полиции, прибывших на обучение, было проведено тестирование. Исследования проводились в период на ФПП Краснодарского университета МВД России. За этот период в испытании комплексного контрольно-педагогического исследования приняло участие 330 сотрудников полиции.

На втором этапе (2019-2020 гг.) исследования, которые проводились на загородной учебной базе Краснодарского университета МВД России с октября 2019 года по март 2020 года. В педагогическом эксперименте приняли участие 115 слушателей. Анализировались результаты анкетирования, выполнения приемов страховки и самостраховки, боевых приемов борьбы во время обучения и принятия экзамена, а также сдачи нормативов по общей физической подготовке, в начале и в конце обучения. Для достижения поставленных целей в процессе педагогического эксперимента, применялись в определенной последовательности наиболее простые, рациональные способы преодоления препятствий, аутогенной и идеомоторной тренировки, которые позволили в учебно-тренировочном процессе развить физические, тактические и психофизические способности сотрудников полиции, и показать высокие итоговые результаты экспериментальной группы.

На третьем этапе (2020-2021 гг.) исследования, которые проводились на учебной базе Краснодарского университета МВД России с апреля 2020 и 2021 год. В педагогическом эксперименте приняли участие 100 слушателей. Нами использовался метод визуализации с точки зрения двигательного образа в процессе обучения и совершенствования боевых приемов борьбы, как без зрительного анализатора (повязка на глазах), так и после значительной физической нагрузки (преодоления препятствий в закрытых помещениях). Полученные данные систематизировались, обобщались, что в результате позволило существенно расширить и дополнить методику обучения в вузах МВД России по предмету «Физическая подготовка». Данную методику можно так же использовать и при обучении других дисциплин, например: огневая подготовка (разборка и сборка АК, ПМ, стрельба по мишеням в тире) без использования зрительного анализатора «втемную» (повязка на глазах).

Пример, применения метода визуализации при обучении приема задержания «толчком» при подходе сзади:

1. Встать, поставив ноги на ширине плеч параллельно друг другу. Руки свободно свисают вдоль тела. Подбородок опущен вниз.

2. Закрыть глаза и занять относительно комфортное положение. Опустить на свободу свое внимание. Дождаться прихода расслабления.

3. Полностью расслабиться. Ненавязчиво сфокусироваться на своем естественном дыхании и понаблюдать за ним, не вмешиваясь в его работу.

4. Сфокусировать свое внимание и представить, как выполняется прием задержание «толчком» при подходе сзади:

Принять боевую (левостороннюю, правостороннюю) стойку. Ассистент стоит спиной.

5. Одновременно с шагом левой ноги прямо влево, захватить левую руку ассистента и отвести ее в сторону и прокрутить кисть на себя, а правую руку открытой ладонью положить на локоть.

6. Скручивая захваченную руку внутрь - вправо и натяжением захваченной руки выводя противника из равновесия, нанести удар (носком, внутренней частью стопы, подъёмом) правой ноги в подколенный сгиб ассистента.

7. Одновременно продолжая движение (после удара) сделать шаг правой ногой вперед, выполнить толчок основанием ладони правой руки в локтевой сустав левой руки ассистента, заставив этим согнуть его руку в локтевом суставе.

8. Продолжая движение вперед вместе с ассистентом, удерживая пальцами локоть, своей ближней рукой завести кисть захваченной руки на свое разноименное предплечье, в область локтевого сустава, захватив при этом дальней рукой подбородок (одежду на плече, отворот, шею и др.) ассистента. Переместить захваченный локоть ассистента в область своей подвздошной кости, одноименной стороны и зафиксировать его. Плотно прижав к своему боку сзади, продолжая дальней рукой выполнять тянущее движение противника к себе - вниз, не отпуская захвата удерживая в захвате ближней рукой согнутый локтевой сустав ассистента, перехватить дальней рукой за подбородок снизу и, быстро ставя ближнюю ногу вплотную к ближней ноге противника сбоку, нагружая заставить ассистента под болевым воздействием стать на носки. Фиксируя локоть ассистента своей правой рукой. Выполнить силовое удержание с переходом на сопровождение.

9. Ощутить, как при выполнении приема одновременно напрягаются те группы мышц, которые, участвуют при выполнении технического действия на физическом уровне.

10. Помнить, что именно воображаемый нами (образ, представление) помогают выполнить физическое усилие.

11. После того как выполнил мысленно прием, открыть глаза. Потянуться. Выпрямиться всем телом.

Необходимо запомнить двигательный образ выполнения боевого приема, для того чтобы впоследствии научиться вызывать его в памяти при выполнении защитных и атакующих действий на физическом уровне.

Предполагается, что сотрудники при использовании метода визуализации в процессе обучения боевым приемам борьбы в комплексе с преодолением препятствием в закрытых помещениях, значительно повысят психологическую устойчивость (меньше будут совершать ошибок при выполнении атакующих и защитных действий), технико-тактическую (выполнять боевые приемы борьбы в различных ситуациях), физическую (выполнение контрольных упражнений) подготовленность. В результате у сотрудников появится уверенность в своих силах, которая положительно окажет разностороннее воздействие на все органы системы организма.

Преодоление препятствий в закрытых помещениях - это упрощенный доступный вариант преодоления препятствий на местности, оборудованный различными спортивными снарядами и инженерными сооружениями. Препятствия могут быть как переносными, так и постоянными (капитальными), что более предпочтительно, поскольку повышает безопасность при их преодолении [5. с.4].

Группа или группы препятствий в спортивном зале могут быть расположены на одной линии, на всей площади помещения в виде восьмерки, сжатого круга или подковы, параллельных полос с соединительными переходами и т.п. - все зависит от размера помещения, наличия материала для строительства, фантазии руководителя проекта и задач обучения [5. с.4].

На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом преодоления препятствий в закрытом помещении для данного помещения будет являться дистанция, которая будет содержать в себе следующие виды упражнений:

Во-первых, «кувырок вперед»;

Во-вторых, «залезть по канату»;

В-третьих, пройти рукоход (на высоте 5 метров и длина 8 метров);

В-четвертых, спустится по канату»;

В-пятых, поочередное преодоление барьеров. (2-х высоких,2-х низких прыжок через высокий барьер, передвижение «по-пластунски» под низким барьером);

В-шестых, упражнение «бурпи» (выпрыгивание вверх из упора присев, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа) 10 раз;

В-седьмых, «кувырок вперед»;

В-восьмых, «удары по лапам» (левый прямой, правый прямой);

В-девятых, «кувырок вперед»;

В-десятых, лечь на спину и выполнить наклоны вперед руки за головой (упражнение на «пресс»)- 10 раз

В-одиннадцатых, «преодоление равновысоких (низких)» 3 барьера «по-пластунски» под препятствиями»;

В-двенадцатых, «преодоление равновысоких (высоких) 3 барьера прыжками»;

В-тринадцатых «кувырок вперед», «встать в боевую

стойку», выполнение заданий по билету с элементами непосредственного силового единоборства с ассистентами.

Данный перечень на первый взгляд простых упражнений, как нельзя лучше способен развить двигательный навык сотрудников полиции, подготовить их как физически, так и психологически к реалиям нашей жизни. Стоит отметить, что для подготовки препятствий необходимо учитывать половую принадлежность слушателей, и разграничивать упражнения. Отметить необходимо и то, что к преодолениям препятствий необходима длительная подготовка, которую необходимо начинать с самого начала прохождения первоначальной подготовки, включающей в себя не только формирования навыков овладения боевым приемам борьбы, но и общефизической подготовки.

Важную роль при обучении сотрудников полиции боевым приемам борьбы, также является «работа с символами» (описание и изображение выполнения технического действия).

Целостный подход к интерпретации рисунков предполагает также учет знаний, полученных на занятиях по физической подготовке. Прежде чем говорить о возможности использования метода визуализации через описания выполнения боевых приемов борьбы и зарисовки их выполнения, необходимо качественно научить курсантов и слушателей их выполнять. Применение метода визуализации, с точки зрения двигательного образа, который является комплексом психологических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем пространстве.

Способ развития двигательного образа, работа при помощи символов. Для этого необходимо приготовить: тетрадь, ручку, карандаш, ластик.

1.Сядьте за стол, примите комфортное для себя положение. Закройте глаза. Дождитесь прихода расслабления. Откройте тетрадь.

2. Сфокусируйте свое внимание и представьте, как вы выполняете прием задержание «толчком» при подходе сзади.

3. Ощутите, как при выполнении приема незначительно напрягаются те группы мышц, которые, учув-ствуют при выполнении на физическом уровне.

4. После того как вы выполнили мысленно прием, откройте глаза. Потянитесь. Выпрямитесь всем телом.

5. Сядьте за стол. Откройте тетрадь.

6. Постарайтесь представить и описать в тетрадке выполнение задержание «толчком» при подходе сзади.

7. Постарайтесь сделать поэтапное выполнение приема задержание «толчком» при подходе сзади в рисунке.

При выполнении данного упражнения «работа с символами» у обучающихся уходит много времени на (описание и зарисовку технических действий), но при регулярной практике они смогут выполнять это упражнение в более короткий срок. Самое главное состоит в том, что им необходимо удерживать свое внимание на

желаемом образе, а образ сам позаботится о возникновении аналогичных физических перестроек. Слушатели работают с образами, а образ работает с их физическим телом. Именно в этом и состоит главный секрет данной практики.

Для совершенствования атакующих и защитных действий по данному методу нами используется упражнение «Квадрат».

Упражнение «Квадрат», без зрительного анализатора «вслепую», где слушатель перед выполнением упражнения надевает повязку на глаза. Выполняется на борцовском ковре, по четырем углам, где находятся ассистенты: после преодоление препятствий, слушатель выполняет длинный кувырок вперед в направлении первого номера и принимает боевую (левостороннюю, правостороннюю) стойку. Принятие боевой стойки говорит о том, что слушатель готов к выполнению атакующих и защитных действий.

Ассистент номер один, подает команду: «Стоять!» (и называет прием) на пример: «Рывком!». После выполнения приема, преподаватель подает команду: «Отпустить захват!». Слушатель выполняет длинный кувырок в направлении второго номера, и принимает боевую стойку.

Ассистент номер два, подает команду: «Стоять!».

Преподаватель подает команду: «Защита от удара ножом сверху!». Это говорит о том, что ассистент и слушатель приготовились к атакующим, защитным действиям, время, отводимое на подготовку (0,5-1 секунда), это время, за которое сотрудник должен в голове визуализировать двигательный образ выполнения защитных действий. Слушатель выполняет длинный кувырок в направлении третьего номера, и принимает боевую стойку.

Ассистент номер три, подает команду: «Стоять!» и выполняет один из приемов (захват или обхват). Слушатель выполняет освобождение от захвата с переходом на задержание. После выполнения приема, преподаватель подает команду: «Отпустить захват!». Слушатель выполняет длинный кувырок в направлении четвертого номера, и принимает боевую стойку.

Ассистент номер четыре, подает команду: «Стоять!», «Руки вверх!» и направляет (пистолет) муляж огнестрельного оружия спереди, сзади в упор в грудь. Слушатель выполняет обезоруживание с переходом на задержание и сопровождение. После выполнения приема, преподаватель подает команду: «Отпустить захват!».

Данное упражнение «Квадрат» используется при сдаче итогового экзамена по предмету физическая подготовка (без повязки на глаза). Ассистенты получают задания в результате «жеребьевки», в соответствии выбранным билетом.

Отношение слушателей к выполнению данных упражнений является важной составляющей, положительной частью эксперимента (его внутренний настрой). Положительного результата нельзя добиться только при помощи одного желания. Результат дости-

гается только при систематических занятиях тренирующегося путем безупречной веры в себя, преподавателя и конечный результат данных упражнений.

Исходя из этого: в основу данной методики обучения, внесены изменения в организацию и проведение занятий, позволяющие в первую очередь, повысить уровень психофизической подготовки, что, по нашему мнению, наиболее рационально и эффективно отразится на выполнении атакующих и защитных действий в различных нестандартных ситуациях при несении службы.

Результаты исследования и обсуждение. Порядок проведения работы заключался в следующем педагогическом эксперименте, в котором приняли участие 100 слушателей. В начале обучения слушатели условно были разделены на две группы: контрольная (80 слушателей: два взвода по 30 чел., и один взвод 20 чел.) и экспериментальная (20 слушателей, один взвод), в возрасте от 18 до 39 лет. В контрольных группах процесс обучения был традиционный, а в экспериментальной группе процесс дополнялся применением метода визуализации с точки зрения двигательного образа, направленной на развитие психофизической устойчивости и эффективность выполнения боевых приемов борьбы в различных условиях. Исследования проводились на факультете профессиональной подготовки в Краснодарском университете МВД России с апреля 2020 и по 2021 год.

Анализировались результаты выполнения нормативов по общей физической подготовке (в начале и в конце обучения), выполнение боевых приемов борьбы, преодоление препятствий в закрытых помещениях без выполнения приемов, так и после выполнения 4 боевых приемов.

В июле 2021 года, при сдаче нормативов по общефизической подготовке, тестируемые группы в период пандемии СОУЮ 19 показали низкий уровень подготовленности и составили средний балл:

• контрольная группа: 2.8%, 2,9%, 2.7%;

• экспериментальная группа: 2,7%.

Что соответствует следующему результату:

• экспериментальная группа: отл.-13,3%, хор.-6,6%, уд.- 20%, неуд.- 60%, и набрали средний бал 2,7%;

• контрольная группа: отл.- 13,3%, хор.- 13.3%, уд.- 13.3%, неуд.- 60%, и набрали средний бал 2,8%, это говорит о низком уровне общефизической подготовленности двух групп, на начальном этапе обучения.

Слушатели проходили испытания по общефизической подготовке состоящее из трех нормативов на выбор: силу (отжимание от пола, подтягивание на перекладине, толчок, жим гири 24 кг.), быстроту и ловкость (челночный бег 10х10, 4х20 метров), выносливость (кросс 1 км.).

В декабре 2021 года, при сдаче экзамена по предмету «Физическая подготовка», который состоял из: преодоления препятствий, выполнения пяти атакующих и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

защитных действий из раздела боевые приемы борьбы «квадрат», сдачи двух нормативов по общефизической подготовке на силу и быстроту. Для более объективного определения общефизической и специальной подготовленности слушателей, в педагогическом эксперименте приняли участие 90 слушателей.

Соотношение показателей медико-возрастных групп:

Таблица 1.

Показатели соотношения МВГ в группах.

Медико-возрастная группы

Первая группа (18-25 лет) Вторая группа (25-30 лет) Третья группа (30-35 лет)

Экспериментальная группа 60% 30% 10%

Контрольная группа 70% 25% 5%

Группа №2 53,3% 40% 6,7%

Группа №3 53,3% 36,7% 10%

Для подтверждения целесообразности данной методики обучения достоверности полученных результатов, физической подготовленности сотрудников, представлены в таблицах:№2;3;4;5.

Результаты по общефизической подготовке:

Таблица 2.

Показатели результатов по общефизической подготовке.

Группы-оценки Отлично Хорошо Удовлетворительно

Экспериментальная группа 40% 25% 35%

Контрольная группа 25% 35% 40%

Группа №2 20% 23% 57%

Группа №3 46,8% 20% 33,2%

Результаты по преодолению препятствий в закрытых помещениях без выполнения 4-х боевых приемов борьбы:

Таблица3.

Показатели результатов преодоления препятствий без приемов.

Группы - время До 1 мин. До 1 мин. 10 сек. Свыше 1 мин. 10 сек.

Экспериментальная группа 30% 40% 30%

Контрольная группа 0% 20% 80%

Группа №2 0% 20% 80%

Группа №3 3,3% 36,7% 60%

Результаты по преодолению препятствий в закрытых помещениях после выполнения 4-х боевых приемов борьбы:

Таблица 4.

Показатели результатов преодоления препятствий с приемами.

Группы - время До 1 мин. До 1 мин. 10 сек. Свыше мин. 10 сек.

Экспериментальная группа 35% 50% 15%

Контрольная группа 5% 30% 65%

Группа №2 0% 46,7% 53,3%

Группа №3 10% 40% 50%

Результаты выполнения боевых приемов борьбы:

Таблица 5.

Показатели результатов выполнения боевых приемов.

Группы - оценки Отлично Хорошо Удовлетворительно

Экспериментальная группа 40% 45% 15%

Контрольная группа 10% 25% 65%

Группа №2 7,4% 22,3% 70,3%

Группа №3 10,7% 32,1% 57,2%

Заключение. Проведенная авторами работа не исчерпывает всех аспектов профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, а предлагают одно из перспективных направлений на основе применения метода визуализации с точки зрения двигательного образа в процессе обучения боевым приемам борьбы. Результаты педагогического эксперимента показали более высокий уровень подготовленности сотрудников экспериментальной группы.

Исходя, из полученных данных можно сделать вывод: что, данная методика обучения сотрудников полиции более эффективно развивает и формирует следующие способности:

• концентрирование внимания на предстоящих действиях;

• ускорение достижение требуемого тонического состояния (нормализация психоэмоционального состояния);

• уменьшение психической напряженности при мобилизации психики на выполнение практических задач.

• стремление работать над сокращением времени, затрачиваемом на самореализацию, и максимальной ее автоматизации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амбарцумов Н.А. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) / Н.А. Амбарцумов, А.Н. Блеер, М.Г. Покатило // «Молодой ученый» Ежемесячный научный журнал. - №4 (63). - 2014. -716 с.

2. Боженова Н.А. Использование метода визуализации / Н.А. Боженова, А.А. Джумагалиева, О.А. Заикина // Международный студенческий вестник. - 2018. - №5. -181 с.

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.

4. Курашвили В.А. Метод визуализации в спорте // Вестник спортивных инноваций. - 2011. -№25 (25). - 13 с.

5. Куров А.И. Преодоление препятствий в закрытых помещениях: учебно-методическое пособие / А.И. Куров, С.В. Украинский, В.Е. Шохин. 2017. - 58 с.

6. Лункашу Ю.В. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Ю.В. Лункашу. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России. - 2018. - 168 с.

7. Новиков А.Н. Повышение квалификации преподавателей по физической подготовке и самбо образовательных учреждений МВД России: Блочно-модульное учебное пособие / А.Н. Новиков, А.В. Колеснев, С.П. Литвиненко и др. - Домодедово: ВИПК МВД России. -2004. - 519 с. (Б-ка руководителя органов внутренних дел). при подготовке студентов-спортсменов.

8. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка / И.Г. Шульц пер. с нем. - М.: Медицина. - 1985. - 32 с. - URL: http: // www. koob.ru (дата обращения 17.03.2020).

FORMATION OF A MOTOR IMAGE IN THE PROCESS OF TEACHING COMBAT TECHNIQUES TO CADETS AND TRAINEES UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A. Kurov1, Senior lecturer ofthe Department of Physical Training and Sports,

A. Klimenko2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ofthe Department of Physical Education,

A. Lunin3, Associate Professor ofthe Department of Fire and Physical Training, Yu. Nikitin4, Teacher, Department of Physical Training. Krasnodar University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia.

2Federal state budgetary educational institution of Higher education, «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin», Krasnodar.

3AII-Russian Institute ofAdvanced Training, employees ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation, Domodedovo.

4East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk. Contact information for correspondence: 350005, Russia, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., e-mail: albert.kurov.69@mail.ru.

Annotation.

Relevance. The low level of psychophysical readiness of police officers leads to the fact that technical and tactical mistakes are made white on duty during a violent confrontation with offenders, which greatly increases the likelihood of injuries, injuries, and deaths not only of police officers themselves, but also of civilians. In this regard, there is an urgent need to find the most rational methods of training police officers, which will improve the quality of training, which in the future will contribute to the performance of their functional duties at a higher professional level.

Purpose of the study. Experimentally test and prove that when using the method of visualization from the point of view of the motor image, police officers will increase their level of general and special physical fitness during the training period and master the training program on the subject «Physical Training» at a higher professional level.

Research methods: systematic analysis of pedagogical and psychological works on the research topic, pedagogical experiment, checking the level of physical fitness of employees, generalize the experience of practical work at the university, analysis of educational documentation, questionnaires, mathematical statistics method.

Results of the study. The obtained research data indicate that this training method has confirmed its effectiveness, and the students of the experimental group showed higher results in the final classes, which provides conditions for the development of the most effective professionally important motor and psychomotor abilities of students.

Conclusion. The results of the study indicate the productivity of this method, the need for more detailed development and implementation in the training program of police officers, as well as the possibility of using it in combat and service training of territorial internal affairs bodies.

Keywords: visualization, method, motor image, students, cadets, research, efficiency, physical training.

References:

1. Ambartsumov N.A., Bleer A.N., Pokatilo M.G. Psychological factors of performance improvement in bench shooting on a round stand (taking into account visualization). Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2014, no (63), 716 p. (in Russian)

2. Bozhenova N.A., Dzhumagalieva A.A., Zaikina. Using the visualization method. Mezhdunarodnyj studencheskij vestnik [International Student Bulletin], 2018, no. 5, 181 p. (in Russian)

3. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta [Psychopeda-gogics of sports]. Moscow: Physical culture and sport, 1986, 208 p.

4. Kurashvili V.A. Method of Visualization in Sports. Vestnik sportivnyh innovacij [Bulletin of Sports Innovations], 2011, no 25 (25), 13 p. (in Russian)

5. Kurov A.I., Ukrainskij S.V., SHohin V.E. Preodolenie prepy-atstvij v zakrytyh pomeshcheniyah [Overcoming obstacles in enclosed spaces], 2017, 58 p.

6. Lunkashu YU.V. Professional'noe obuchenie sotrudnikov organov vnutrennih del [Professional training of employees of internal affairs bodies]. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018, 168 p.

7. Novikov A.N., Kolesnev A.V., Litvinenko S.P. Povyshenie kvalifikacii prepodavatelej po fizicheskoj podgotovke i sambo obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii [Advanced training of teachers in physical training and sambo of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Domodedovo: VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia.6 2004, 519 p.

8. SHul'c I.G. Autogennaya trenirovka [Autogenic training]. Moscow: Medicine, 1985, 32 p. Available at: http: // www.koob.ru (Accessed 17.03.20) (in Russian)

Поступила / Received 08.11.2021

Принята в печать / Accepted 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.