Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ'

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / КООРДИНАЦИОННО-НАПРАВЛЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / POLICE OFFICERS / PHYSICAL TRAINING / COMBAT FIGHTING TECHNIQUES / THE ACCURACY OF MOTOR ACTIONS / THE COORDINATION-DIRECTED EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троян Евгений Иванович, Муслимов Руслан Абдуллаевич

Статья посвящена выявлению эффективных способов развития быстроты и точности перестроения двигательных действий сотрудников полиции в процессе обучения боевым приемам борьбы. Обосновывается идея о том, что использование упражнений, практикуемых для обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы, также способствуют развитию их координационных способностей к быстрому и точному перестроению двигательных действий. Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: выявлены средства и методы обучения боевым приемам борьбы одновременно, наиболее эффективно разевающие быстроту и точность перестроения двигательных действий сотрудников полиции; подготовлен и апробирован комплекс координационно-направленных упражнений, практикуемых для обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы; выявлены изменения в уровне уровень развития координационной способности к быстрому и точному перестроению двигательных действий сотрудников полиции в ЭГ и КГ. Для определения уровня развития координационных способностей слушателей к быстрому и точному перестроению двигательных действий использовались тесты «Квадрат» и «Шестиугольник». Результаты тестирования позволяют утверждать, что, слушатели ЭГ продемонстрировали более высокий уровень развития данного вида координационных способностей (на 4,7%), чем представители КГ, что подтверждает гипотезу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троян Евгений Иванович, Муслимов Руслан Абдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEED AND ACCURACY OF MOTOR ACTIONS BY POLICE STAFF IN THE COURSE OF TRAINING IN COMBAT METHODS

The article is devoted to identifying effective ways to develop speed and accuracy rebuild the motor actions of police officers in the process of teaching combat fighting techniques. Substantiates the idea that the use of exercises, practice for the training of police officers fighting techniques of wrestling, also contribute to the development of their coordination skills to a fast and precise change-over of motor actions. To achieve the objective of the study addressed the following tasks: identified the means and methods of teaching combat fighting techniques at the same time, most effectively opens his fast and accurate changeover of motor actions of police officers; prepared and tested the complex coordination-directed exercises, practice for the training of police combat fighting techniques; changes in the level of development of coordination abilities quick and accurate adjustment of the motor action of the police. To determine the level of development of coordination abilities of students for quick and accurate adjustment of the motor action was used in the tests "Square" and "Hexagon". The test results allow to assert that the students in the experimental group demonstrated a higher level of development of this type of coordination abilities (4.7%) than the control group, which confirms the hypothesis of the study.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ»

Опыт работы обобщен и представлен в комплекте пособий, раскрывающими аспекты формирования гражданской идентичности школьников через изучение краеведения, школьного географического, историко-обществоведческого, музыкального образования [3; 4; 5; 6].

Выводы:

1. Школьное краеведение имеет широкие возможности для формирования гражданской идентичности школьника, приобщения его к национальной культуре, ознакомления с историей страны и своей малой Родиной, формируя личность, ответственную за судьбу своей страны и малой родины, с активной и ответственной позицией в социальных преобразованиях, происходящих в родной школе, городе, стране.

2. Одним из эффективных путей формирования гражданской идентичности обучающихся является изучение краеведческого содержания, которое способствует развитию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантирует право на получение нормативных знаний об истории, географии и культуре родного края каждым учащимся; повышает статус образования как фактора развития региона.

3. Разработанные и внедренные на базе школ вариативные конструкторы позволяют эффективно достигать личностных результатов школьников, о чем свидетельствует положительная динамика результатов.

Литература:

1. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, Т.Д. Марциновская / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2011. - 339 с.

2. Логинова, А.А. Психологический уровень анализа понятия «идентичность» / А.А. Логинова // Интеграция образования. - 2010. - №1. - С. 78-83.

3. Синицын, И.С. Региональный компонент школьного географического образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся: методическое пособие / И.С. Синицын. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. - 92 с.

4. Томчук, С.А. Региональный компонент школьного музыкального образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся: методическое пособие / С.А. Томчук. - Электрон. текстовые дан. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. - 86 с.

5. Томчук, С.А., Киселева Н.В. Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся: методическое пособие / С.А. Томчук, Н.В. Киселева. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. - 68 с.

6. Харитонова, Л.А., Страхова, Н.В. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л.А. Харитонова, Н.В. Страхова. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. - 55 с.

7. Шакурова, М.В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления / М.В. Шакурова // Известия ВГПУ. - 2013. - №7. - С. 23-26.

8. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Троян Евгений Иванович

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Муслимов Руслан Абдуллаевич

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Тюмень)

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ

Аннотация. Статья посвящена выявлению эффективных способов развития быстроты и точности перестроения двигательных действий сотрудников полиции в процессе обучения боевым приемам борьбы. Обосновывается идея о том, что использование упражнений, практикуемых для обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы, также способствуют развитию их координационных способностей к быстрому и точному перестроению двигательных действий. Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: выявлены средства и методы обучения боевым приемам борьбы одновременно, наиболее эффективно разевающие быстроту и точность перестроения двигательных действий сотрудников полиции; подготовлен и апробирован комплекс координационно-направленных упражнений, практикуемых для обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы; выявлены изменения в уровне уровень развития координационной способности к быстрому и точному перестроению двигательных действий сотрудников полиции в ЭГ и КГ. Для определения уровня развития координационных способностей слушателей к быстрому и точному перестроению двигательных действий использовались тесты «Квадрат» и «Шестиугольник». Результаты тестирования позволяют утверждать, что, слушатели ЭГ продемонстрировали более высокий уровень развития данного вида координационных способностей (на 4,7%), чем представители КГ, что подтверждает гипотезу исследования.

Ключевые слова: сотрудники полиции, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, точность двигательных действий, координационно-направленные упражнения.

Annotation. The article is devoted to identifying effective ways to develop speed and accuracy rebuild the motor actions of police officers in the process of teaching combat fighting techniques. Substantiates the idea that the use of exercises, practice for the training of police officers fighting techniques of wrestling, also contribute to the development of their coordination skills to a fast and precise change-over of motor actions. To achieve the objective of the study addressed the following tasks: identified the means and methods of teaching combat fighting techniques at the same time, most effectively opens his fast and accurate changeover of motor actions of police officers; prepared

and tested the complex coordination-directed exercises, practice for the training of police combat fighting techniques; changes in the level of development of coordination abilities quick and accurate adjustment of the motor action of the police. To determine the level of development of coordination abilities of students for quick and accurate adjustment of the motor action was used in the tests "Square" and "Hexagon". The test results allow to assert that the students in the experimental group demonstrated a higher level of development of this type of coordination abilities (4.7%) than the control group, which confirms the hypothesis of the study.

Keywords: police officers, physical training, combat fighting techniques, the accuracy of motor actions, the coordination-directed exercises.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников полиции предъявляет высокие требования к уровню их физической подготовленности. Современный полицейский нередко сталкивается с ситуациями преследования и задержания правонарушителя. Он должен владеть многими боевыми приемами борьбы, среди которых: приемы защиты от ударов, приемы освобождения от различных захватов и обхватов, действия при угрозе оружием. Для обучения данным приемам и применения их в критической ситуации при решении оперативно-служебных задач у сотрудника полиции должны быть хорошо развиты физические качества, в частности, координационные способности [6, c. 55]. Координационные способности в профессиональной деятельности сотрудников полиции также проявляются в ситуациях быстрого и безопасного преодоления различных естественных или искусственных препятствий в процессе преследования правонарушителя [7, с. 64; 2, с. 103].

Изложение основного материала статьи. Существует множество способов развития координационных способностей. Однако, особенностями физической подготовки сотрудников полиции, проходящих обучение по программам профессионального обучения, являются: короткий временной период обучения и большой объем учебного материала. Также отмечается различный уровень физической подготовленности слушателей [10, с. 223]. Данные обстоятельства не позволяют преподавателям в условиях дефицита времени использовать в учебно-тренировочном процессе упражнения, направленные только на развитие координационных способностей. В связи с чем, необходим поиск эффективных упражнений, сопряжено воздействующих как на формирование навыков боевых приемов борьбы, так и на развитие координационных способностей, в частности, к развитию быстроты и точности перестроения двигательных действий.

Решению данной проблемы посвящены исследования некоторых ведомственных ученых. Так, Кутергин Н.Б. и Кулиничев А.Н. предлагают в физической подготовке сотрудников ОВД активнее использовать специализированные полосы препятствий для развития координационных способностей и формирования сложнокоординационных навыков [5, с. 120-121; 4, с. 73]. Группа исследователей во главе с Пановым С.Ф. для совершенствования пространственной ориентировки курсантов разработали и успешно апробировали специальный комплекс, включающий в себя различные беговые и прыжковые упражнения на неустойчивой опоре, а также использовали лабиринты контрастных высот [8, с. 73]. Несмотря на данные исследования, остается не охваченным обширный круг вопросов использования различных методов, например, игрового метода для соврешенствования данного физического качества. Также не выявлены эффективные упражнения, позволяющие сопряжено формировать навыки боевых приемов борьбы и развивать целенаправленно профессионально-значимые физические качества, к которым относятся и координационные способности. Наличие данной проблемы инициировало научное исследование.

Объект исследования: процесс обучения сотрудников органов внутренних дел боевым приемам борьбы.

Предмет исследования: средства и методы развития быстроты и точности перестроения двигательных действий.

Гипотеза: предполагается, что использование упражнений, практикуемых для обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы также способствуют развитию координационных способностей к быстрому и точному перестроению двигательных действий.

Цель исследования: выявить эффективные способы развития быстроты и точности перестроения двигательных действий сотрудников полиции в процессе обучения боевым приемам борьбы.

Для достижения цели были решены следующие задачи: определить возможность использования средств и методов обучения боевым приемам борьбы для эффективного развития быстроты и точности перестроения двигательных действий сотрудников полиции; подготовить и апробировать комплекс координационно-направленных упражнений, практикуемых для обучения сотрудников полиции боевым приемам борьбы; тестировать уровень развития координационной способности к быстрому и точному перестроению двигательных действий сотрудников полиции.

Для решения задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение учебно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе ТИПК МВД России в период с ноября 2018 по август 2019 г. В исследовании принимали участие слушатели, проходящие обучение по образовательным программам профессионального обучения по должности служащего «Полицейский». Исследование проходило в три этапа: на первом этапе (ноябрь 2018 - февраль 2019 г.) выстраивался методологический аппарат исследования; подготавливался комплекс упражнений и планировался педагогический эксперимент. На втором этапе исследования (февраль - июль 2019 г.) проводился педагогический эксперимент и тестирование исходного и итогового уровня координационной способности к быстрому и точному перестроению двигательных действий сотрудников ОВД. На третьем этапе исследования (июль - август 2019 г.) проводился анализ результатов тестирования, и формулировались выводы исследования.

Для апробации комплекса координационно-направленных упражнений, практикуемых для обучения сотрудников ОВД боевым приемам борьбы был проведен педагогический эксперимент. Из двух учебных групп были составлены группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В исследовании участвовали мужчины первой возрастной группы (до 25 лет), по 8 человек в каждой группе. Обе группы занимались по стандартной программе физической подготовки, традиционно используемой для слушателей данной категории обучения. В экспериментальной группе использовался специально разработанный комплекс упражнений.

Упражнение 1.

Исходное положение - ассистент стоит перед слушателем спиной к нему. Оба находятся в боевой стойке. В соответствии с условиями выполнения упражнения ассистент выполняет из боевой стойки

различные перемещения с ударами руками и ногами, а слушатель должен как можно быстрее и точнее повторять эти движения. После десяти перемещений слушатель и ассистент меняются ролями.

Упражнение 2.

Исходное положение - оба слушателя находятся в боевой стойке лицом друг к другу. В соответствии с условиями выполнения упражнения ассистент выполняет поочередно заранее оговоренные удары руками или ногами. Удары выполняются по команде преподавателя. Например, если звучит команда «Раз!», то выполняется прямой удар рукой в голову; если звучит команда «Два!», выполняется прямой удар ногой в живот. Слушатель должен как можно быстрее и точнее выполнить перемещения ухода с линии атаки и защитные действия. После десяти ударов слушатель и ассистент меняются ролями.

Упражнение 3.

Исходное положение - оба слушателя находятся в боевой стойке лицом друг к другу. В соответствии с условиями выполнения упражнения ассистент выполняет поочередно один из двух или трех заранее оговоренных ударов рукой или ногой. Сигналом к выполнению удара является команда преподавателя «Прием!». Слушатель не знает, какие удары будут выполняться ассистентом. Слушатель должен как можно быстрее и точнее выполнить перемещения ухода с линии атаки и защитные действия. После десяти ударов слушатель и ассистент меняются ролями [9, с. 19].

При выполнении данных упражнений слушатели учились постоянно и максимально быстро перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с различными непредсказуемыми атакующими действиями ассистента. Как известно, для формирования навыка боевого приема борьбы необходимы условия: объем повторений и вариативность исполнения приемов. Таким образом, выполнение данного комплекса упражнений способствовало формированию навыков боевых приемов борьбы. Известно также, что в процессе многократного повторения упражнения координация создает условия для согласования действий мышечных групп, что обеспечивает рациональность и результативность выполнения двигательного акта [1, с. 52]. В связи с чем, кроме формирования навыка приема борьбы, у слушателей должны развиваться одновременно и координационные способности к быстрому и точному перестроению двигательных действий. Это важный фактор, способствующий решению различных задач по преследованию правонарушителей, преодолению неожиданных препятствий и задержанию.

С целью выявления эффективности данного комплекса упражнений проводилось тестировать уровня развития координационной способности слушателей к быстрому и точному перестроению двигательных действий. Для тестирования были выбраны два упражнения: «Квадрат» и «Шестиугольник» [3, с. 379-381].

Для проведения теста «Квадрат» на полу чертился квадрат длиной 90 см. Внутри квадрат также делился на четыре квадрата. У одного из четырех квадратов, ближней к испытуемому стороны чертилась линия старта. По условиям выполнения теста испытуемый должен был по сигналу в течение 10 с. последовательно совершать прыжки двумя ногами в квадраты: «2», «3», «4», «1» и т.д. задача состояла в том, чтобы преодолеть как можно больше квадратов. Оценивались только точные прыжки. Если при приземлении одна из стоп задевала границы квадрата, то прыжок не засчитывался.

Для проведения теста «Шестиугольник» на полу чертился шестиугольник с линиями 61 см расположенных под углом 120° друг к другу. Испытуемый занимал положение старта у основной линии, расположенной в центре шестиугольника. По условиям выполнения теста испытуемый должен был по сигналу выполнять прыжки поочередно за пределы каждой линии шестиугольника и обратно в центр по часовой стрелки и назад. Необходимо было преодолеть 6 сторон (36 прыжков) максимально быстро. Засчитывались только точно выполненные прыжки.

Выводы. Результаты исходного тестирования контрольной и экспериментальной групп, в начале процесса обучения выявили, что уровень развития данных координационных способностей сотрудников во всех группах примерно одинаковый, (различия недостоверны) при этом сам уровень недостаточно высокий.

Таблица 1

Результаты тестирования уровня развития координационных способностей слушателей к быстрому и точному перестроению двигательных действий у представителей ЭГ и КГ в конце

эксперимента

Тесты «Квадрат» (раз) «Шестиугольник» (раз)

ЭГ КГ ЭГ КГ

X 27,7 26,5 18,08 19,05

о 0,7 1,06 0,6 0,9

М Х 0,25 0,37 0,2 0,32

V 2,5 4,03 3,3 4,8

t 2,7 2,46

Ро <0,05 <0,05

Из таблицы 1 видно, что в ходе эксперимента координационные способности к быстрому и точному перестроению двигательных действий развились больше у представителей ЭГ, чем у КГ.

В тестах «Квадрат» и «Шестиугольник» во время тестирования исходных показателей координационных способностей к быстрому и точному перестроению двигательных действий были получены величины: t = 2,7 и t = 2,46. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,7; 2,46), можно сделать вывод, что полученные значения t больше граничного значения ^критерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 8 (t < 0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы достоверны, и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.

Результаты тестирования позволяют утверждать, что, слушатели ЭГ продемонстрировали более высокий уровень развития данного вида координационных способностей (на 4,7%), чем представители КГ, что подтверждает гипотезу исследования.

Дальнейшие перспективы выявления эффективных способов развития координационных способностей у сотрудников ОВД к быстрому и точному перестроению двигательных действий связаны с необходимостью разработки и внедрения индивидуально дифференцированных технологий физической подготовки сотрудников полиции.

Литература:

1. Галимова А.Г., Цинкер В.М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №13-1. С. 51-56.

2. Жарков С.А., Овчинников В.А. Иерархия профессионально важных физических способностей сотрудников уголовного розыска // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. №9 (127). С. 101-104.

3. Занковец В.Э. Энциклопедия тестирований. М.: Спорт, 2016. - 456 с.

4. Кулиничев А.Н. Анализ причин и условий, способствующих формированию сложно-координационных навыков профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. №4. С. 70-73.

5. Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. Средства формирования сложнокоординационных навыков у курсантов образовательных организаций МВД России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №3. С. 119-121.

6. Медников А.Б. Проблема координационной подготовки сотрудников полиции // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. С. 54-56.

7. Никоноров Е.А., Кулиничев А.Н. Динамика развития координационных способностей обучающихся в образовательных организациях МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. №4. С. 63-66.

8. Панов С.Ф., Березнев А.В., Кравцевич П.В., Панова И.П. Совершенствование пространственной ориентировки курсантов как один из факторов обучения техники борьбы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №1. С. 69-76.

9. Троян Е.И., Гусев А.А., Катаргин С.В. Обучение боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу (учебно-методическое пособие). - Тюмень, ТИПК МВД России. - 2013. - 182 с.

10. Хальзов В.И., Кропанов А.С. Физическое воспитание в общей системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №2. С. 220-223.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук Тюрина Надия Шамильевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

МОДЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ «Я-ПРОФЕССИОНАЛ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» СЕЗОНА 2019: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация. В статье представлена модель олимпиады «Я-профессионал» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование, итоги проведения первого сезона. Проанализировано содержание заданий отборочного и заключительного этапов и результаты их выполнения. Количественный и качественный анализ результатов может быть полезен для организации и проведения следующих сезонов олимпиады, а также для возможных направлений трансформации системы подготовки дефектологических кадров для современного образовательного пространства.

Ключевые слова: олимпиада «Я-профессионал»; специальное (дефектологическое) образование; профессиональная готовность, инклюзия.

Annоtation. The article presents the model of the Olympiad "I am a professional" in the direction of " Special (defectological) education, the results of the first season. The content of the tasks of the qualifying and final stages and the results of their implementation are analyzed. Quantitative and qualitative analysis of the results can be useful for the organization and conduct of the next seasons of the Olympiad, as well as for possible directions of transformation of the system of training of defectological personnel for the modern educational space.

Keywords: Olympiad "I am a professional"; special (defectological) education; professional readiness, inclusion.

Введение. Современный этап развития системы образования РФ — это новый вызов для всех педагогических институций и их субъектов. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство — это новая педагогическая реальность и новый социальный вызов. Наше общество преодолевает стереотипы мышления о необходимости исключения лиц с нетипичным развитием из общественных институтов, доступных каждому человеку (образование, культура, трудоустройство). Данная тенденция в первую очередь предъявляет особые требования к модели выпускника - будущего специального педагога (дефектолога). Личностная зрелость, осмысление жизненных феноменов, их интерпретация и понимание во многом определяют качество включения ребенка в сообщество сверстников.

Отечественные исследователи проблемы подготовки педагогических кадров видят профессиональную компетентность педагога как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова). Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога являются его социально-личностные компетенции (И.А. Зимняя), связанные с взаимодействием человека и социальной сферы, и компетенции, относящиеся к самому человеку, как субъекту деятельности. Общемировая тенденция образования всех уровней также ориентирована на формирование у современного выпускника «мягких или гибких» навыков (soft skills) предполагающих его критическое и творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе, любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная осведомленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.