Научная статья на тему 'Формирование духовной культуры врача – залог успешного профессионального развития'

Формирование духовной культуры врача – залог успешного профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистические / патриотические ценности / общекультурные компетенции / воспитание / медицинский вуз / humanistic / patriotic values / general cultural competence / upbringing / medical high school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Ксения Анатольевна, Алексеев Михаил Владимирович, Макоева Луиза Джабраиловна, Теблоев Константин Иналович, Аркадьева Галина Владимировна

В настоящее время в медицинском вузе появилась необходимость создания единой модели образования и воспитания, которая опиралась бы на гуманистические и патриотические ценности. Цель исследования – разработка методики проведения практического занятия при изучении дисциплины «Внутренние болезни», направленной на формирование профессиональных и общекультурных компетенций. Материал и методы. Описана оригинальная методика организации и проведения практического занятия со студентами по дисциплине «внутренние болезни» по теме «Дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющихся бронхообструктивным синдромом. Принципы лечения». В педагогическом эксперименте приняли участие 51 человек (24 студента в экспериментальной группе и 27 в группе контроля). Результаты и обсуждение. Итоговое тестирование – средний балл за занятие в контрольной группе составил 75, в то время как в экспериментальной – 86. По завершению занятия с использованием предложенной методики обучения уровень знаний в экспериментальной группе увеличился на 11 баллов по сравнению с контрольной. Вывод. Предлагаемая методика проведения занятия позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Ксения Анатольевна, Алексеев Михаил Владимирович, Макоева Луиза Джабраиловна, Теблоев Константин Иналович, Аркадьева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the doctor's spiritual culture is the key to successful professional development

At the present time, a medical school needs to create a unified model of education and upbringing, which would rely on humanistic and patriotic values. The аim of research – designing practical classes and various assignments for students when studying the discipline “Internal Diseases”, aimed at the formation of professional and general cultural competencies. Material and methods. The authors give an original methodology for organizing and conducting practical classes with students on the discipline “Internal Diseases”, using the example of the topic “Differential diagnosis of diseases manifested by bronchoobstructive syndrome. Principles of treatment”. The pedagogical experiment involved 51 people (24 students in the experimental group and 27 in the control group). Results and discussion. According to the results of the final test control, the average score for the occupation in the control group was 75, while in the experimental group it was 86. After completing the lesson using innovative teaching methods, the level of knowledge in the experimental group increased by 11 score compared to the control one. Conclusion. The proposed methodology of the session allows to increase the effectiveness and quality of education and upbringing, and also creates the conditions for the formation of professional and general cultural competencies of the future doctor.

Текст научной работы на тему «Формирование духовной культуры врача – залог успешного профессионального развития»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Формирование духовной культуры врача -залог успешного профессионального развития

Фомина К.А., Алексеев М.В., Макоева Л.Д., Теблоев К.И., Аркадьева Г.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В настоящее время в медицинском вузе появилась необходимость создания единой модели образования и воспитания, которая опиралась бы на гуманистические и патриотические ценности.

Цель исследования - разработка методики проведения практического занятия при изучении дисциплины «Внутренние болезни», направленной на формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

Материал и методы. Описана оригинальная методика организации и проведения практического занятия со студентами по дисциплине «внутренние болезни» по теме «Дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющихся бронхообструктивным синдромом. Принципы лечения». В педагогическом эксперименте приняли участие 51 человек (24 студента в экспериментальной группе и 27 в группе контроля).

Результаты и обсуждение. Итоговое тестирование - средний балл за занятие в контрольной группе составил 75, в то время как в экспериментальной - 86. По завершению занятия с использованием предложенной методики обучения уровень знаний в экспериментальной группе увеличился на 11 баллов по сравнению с контрольной.

Вывод. Предлагаемая методика проведения занятия позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущего врача.

Ключевые слова:

гуманистические, патриотические ценности, общекультурные компетенции, воспитание, медицинский вуз

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 36-43.

сЫ: 10.24411/2305-3496-2018-12003. Статья поступила в редакцию: 05.12.2017. Принята в печать: 08.02.2018.

Formation of the doctor's spiritual culture is the key to successful professional development

Fomina K.A., Alekseev M.V., A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Makoeva L.D., Tebloev K.I., of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Arkad'eva G.V.

At the present time, a medical school needs to create a unified model of education and upbringing, which would rely on humanistic and patriotic values.

The aim of research - designing practical classes and various assignments for students when studying the discipline "Internal Diseases", aimed at the formation of professional and general cultural competencies.

Material and methods. The authors give an original methodology for organizing and conducting practical classes with students on the discipline "Internal Diseases", using the example of the topic "Differential diagnosis of diseases manifested by bronchoobstructive syndrome. Principles of treatment". The pedagogical experiment involved 51 people (24 students in the experimental group and 27 in the control group).

Results and discussion. According to the results of the final test control, the average score for the occupation in the control group was 75, while in the experimental group it was 86. After completing the lesson using innovative teaching methods, the level of knowledge in the experimental group increased by 11 score compared to the control one.

Conclusion. The proposed methodology of the session allows to increase the effectiveness and quality of education and upbringing, and also creates the conditions for the formation of professional and general cultural competencies of the future doctor.

Keywords:

humanistic, patriotic values, general cultural competence, upbringing, medical high school

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2018; 7 (2): C. 36-43.

doi: 10.24411/2305-3496-2018-12003. Received: 05.12.2017. Accepted: 08.02.2018.

Врачи-гуманисты, подвижники в истории нашей Родины были, есть и будут, но все же в последнее время некоторые принципы гуманизма и патриотизма утрачиваются, а само понятие размывается [1-6].

С целью анализа сложного феномена «врач» доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава Россиии, кандидат педагогических наук М.В. Алексеев предложил разделять его на компоненты. Условно это может быть представлено в виде формулы «Врач» = «Человек» + «Профессионал» [7]. Эта «формула» была реализована в отечественной школе врачей, признанной одной из лучших в мире. Врачей нашей Родины объединяли такие общие качества, как высокий профессионализм, высоконравственные ценности и патриотические чувства. Вспомним знаменитых врачей, всю жизнь посвятивших служению медицине: отец и сын Боткины, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и многих-многих других. Служение своему делу и пациенту было для них главной целью жизни. Например, знаменитый хирург и одновременно священнослужитель архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), находясь перед Великой Отечественной войной в третьей ссылке, писал письма с просьбой отправить его на фронт, хотя и был в преклонном возрасте [8]. А главный хирург Красной армии Н.Н. Бурденко, работая во время войны в госпитале, получил тяжелую контузию, потерял слух, но продолжал самоотверженно трудиться [9].

Вот о таких Личностях, внесших большой вклад в развитие конкретной области медицины, достойных подражания (культурных образцах), нужно знать студентам - это наша национальная гордость!

Задачей педагога должно быть не просто требование к учащимся заучивать «классификации», «симптомы», «методы обследования», но и знакомить молодое поколение студентов с судьбами и случаями из практики таких врачей, как Г.А. Захарьин, В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, В.Х. Василенко, - это поможет студентам-медикам более глубоко и ос-

мысленно вникнуть в суть будущей профессии. Показать на их примерах неравнодушное отношение к пациентам, долг перед людьми, без исполнения которого можно легко сломать человеку судьбу.

Введение в учебный процесс по теме текущего занятия информации об известных врачах, особенно о наших соотечественниках, является патриотической составляющей воспитания молодого поколения.

Кроме того, для внеаудиторной работы студентам можно порекомендовать книги [10-14], документальные и художественные фильмы (например, «Рецепт победы. Медицина в годы Великой Отечественной войны»), рассказывающие о людях, посвятивших свою жизнь служению отечественной медицины.

Уместно в этой связи привести цитаты выдающегося хирурга современности (оперировавшего до 100-летнего возраста!) академика Ф.Г. Углова: «...люди с жестоким сердцем не должны работать не только хирургом, но и врачом вообще, ибо гуманизм - первая заповедь врача» [11], а также слова известного врача-инфекциониста А.Р. Рей-зис: «Равнодушный не может быть врачом, это профнепригодность. Он может числиться врачом, он может даже работать врачом, но быть врачом он не может» [12].

Проведенный анализ рекомендованных рабочими программами учебников и учебных пособий по дисциплине «внутренние болезни» для медицинских вузов показал, что они не направлены на формирование гуманистически и патриотически развитой личности, а имеющиеся задания предполагают овладение только профессиональными качествами врача. Это и послужило поводом для планирования исследования.

Материал и методы

В ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России сотрудниками кафедр госпитальной терапии № 2 лечебного факультета, педагогики и психологии факуль-

тета педагогического образования в высшей медицинской школе разработана оригинальная методика организации и проведения практических занятий со студентами по дисциплине «внутренние болезни», которая в дальнейшем может послужить составной частью создания модели обучения и воспитания в медицинском вузе [7].

На примере построения практического занятия по теме «Дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющихся бронхообструктивным синдромом. Принципы лечения» авторами предпринята попытка реализации формулы: «Врач» = «Человек» + «Профессионал».

Практическое занятие по предложенной методике обучения, рассчитанное на 4 академических часа, состояло из следующих этапов.

I этап - анкетирование. Его проведение было вызвано необходимостью получения данных об исходном уровне осведомленности студентов по проблемам, связанным с темой занятия, и о мировоззренческой составляющей образования студента. Анкета включала 4 вопроса, касающихся представлений об интенсивности распространения заболеваний - хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и бронхиальной астмы (БА), информированности студентов о проблеме ХОБЛ и БА в историческом аспекте; известных им выдающихся людях, страдавших этими заболеваниями; собственного опыта общения с такими больными.

II этап - тестирование (контроль исходного уровня знаний).

III этап - вступительное слово преподавателя (введение в проблему).

IV этап - проверка домашнего задания (решение типичных ситуационных задач).

V этап - разбор учебно-воспитательных задач.

VI этап - ролевая игра.

VII - курация больных.

VIII - деловая игра (разгадывание кроссворда).

IX - тестирование (контроль итогового уровня знаний).

X этап - повторное анкетирование. Его цель - определение оценки студентом содержания материала, изученного на занятии, и формы его подачи. Анкета включала 4 вопроса: представлял ли интерес материал, относящийся к социальной значимости ХОБЛ, БА и к эволюции взглядов на проблему возникновения и изучения этих заболеваний; об известных людях, страдавших БА; полагают ли студенты необходимым включать в учебный процесс учебно-воспитательные задачи и деловые игры. Учащимся нужно было дать оценку работы студента, который исполнял роль врача в деловой игре.

Анализ результатов анкетирования позволил получить достаточно полное представление о возможностях и направлениях совершенствования содержания учебных занятий.

XI этап - тест на доброжелательность по шкале Д. Кэмп-белла проводили для определения уровня благожелательности, дружелюбия, расположенности к другим у тестируемого. Тест состоял из 8 пар утверждений, из которых нужно было выбрать одно [15].

В педагогическом эксперименте принимали участие 6 учебных групп VI курса лечебного факультета - 51 человек (24 студента в экспериментальной группе и 27 - в группе контроля).

Экспериментальная группа проходила обучение по разработанной методике, с включением в педагогический процесс различных заданий, направленных на формирование не только профессиональных, но и общекультурных компетенций.

Группа контроля обучалась по применяемой ранее методике, которая состояла из следующих этапов: решение студентами типовых задач, курация больных.

В обеих группах проводили контроль исходного и итогового уровня знаний студентов.

Проведен анализ содержания профессиональных и общекультурных компетенций, формируемых у студентов. Отобраны методы обучения и воспитания.

Статистичесую обработку данных осуществляли в пакете статистических программ IBMSPSS Statistics 22. Рассчитывали среднее значение и сравнивали средние значения в двух независимых выборках с помощью t-критерия Стью-дента. Различия между группами считали достоверно значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Анкетирование экспериментальной группы до занятия выявило, что все студенты не имели представлений о социальной значимости проблемы ХОБЛ и БА, не знали историю возникновения и изучения этих заболеваний. Данная информация, безусловно, представлена в учебниках и лекционном материале, но не всегда разбирается в должном объеме из-за сжатого времени, отведенного на лекцию, и большого объема лекционного материала. На вопрос, знают ли они имена известных людей, страдавших БА, большинство (63%) студентов ответили отрицательно. В то же время 94% студентов ранее встречали больных ХОБЛ и БА.

Анализ результатов тестирования исходного уровня знаний студентов по изучаемой теме показал (рис. 1), что в контрольной группе средний балл составлял 66±9,3 (при 100-балльной оценке знаний студентов по принятой в университете балльно-рейтинговой системе), в экспериментальной - 71±9,5 балла (р>0,05).

II этап практического занятия - введение студентов в проблему; этот этап очень важен, для того чтобы привлечь внимание студентов к значимости проблемы и повысить их интерес к теме занятия, так как, согласно мнению психологов и педагогов, для лучшего усвоения учебного материала требуется его неоднократное повторение [16]. Задача этого этапа - формирование у студента эрудиции, которая является одним из профессиональных качеств будущего врача. Рекомендуемое время этого этапа не превышает 10 мин. Преподаватель с помощью заранее подготовленной презентации объясняет студентам социальную значимость заболеваний и историю взглядов на изучение ХОБЛ и БА, делает обзор о становлении отечественной пульмонологической школы (что может способствовать формированию у будущих врачей патриотических чувств), о знаменитых людях, страдавших БА, существовании международных дней борьбы с ХОБЛ, БА, курением, астма-школах, в которых проводится обучение пациентов, отечественных и международных ре-

Исходный уровень знаний Итоговый уровень знаний ■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

Рис. 1. Результаты контроля знаний студентов в экспериментальной и контрольной группах

комендациях (GOLD и GINA), разработанных ведущими мировыми специалистами-пульмонологами, по диагностике и лечению ХОБЛ и БА.

Учитывая, что содержание российских и международных клинических рекомендаций регулярно пересматривается в соответствии с передовыми достижениями медицины, их можно рассматривать в качестве своеобразного культурного образца, а у практикующих врачей должно быть сформировано умение пользоваться ими.

Известно, что важной составляющей профессиональной деятельности врача является следование новейшим достижениям в области медицины, поскольку их учет обеспечивает возможность оказания максимально эффективной помощи пациенту: назначение самого современного лечения, снижение количества обострений, госпитализаций, обращений за неотложной медицинской помощью и улучшение качества жизни пациента.

Далее в течение 15 мин проводятся разбор типичных ситуационных задач для самоподготовки и коррекция допущенных ошибок. Содержание этих задач представлено в виде описания наиболее типичных случаев, встречающихся в практике врача.

Для отработки умения решать клинические ситуации любой сложности в рамках образовательно-воспитательного процесса и обеспечения образовательно-воспитательного процесса были разработаны учебно-воспитательные ситуационные задачи и деловые игры. Предлагается использовать на практических занятиях не только типичные ситуационные задачи, содержащие лишь описание клинической ситуации, но и учебно-воспитательные.

Профессор В.В. Гузеев, автор «Технологии обучения в глобальном информационном сообществе» («ТОГИС») [17], предложил структуру учебной задачи, включающей 3 компоненты: познавательную, информационную и коммуникационную (рис. 2).

Познавательная компонента задачи представляет условие задачи, требования к ее решению и описание возможных информационных источников (печатные, электронные издания, сайты в сети Интернет и пр.). Информационная

Рис. 2. Схема учебно-воспитательной задачи по технологии «ТОГИС»

компонента задачи реализуется в деятельности учащегося и заключается в выделении ключей для информационного поиска, поиске, систематизации и анализе полученной информации, формулировании выводов. Коммуникационная компонента включает совместную деятельность учащихся и преподавателя по обсуждению найденного способа решения проблемы, сопоставлению решения с культурным образцом, формулированию заключительных выводов.

При разработке методики проведения практического занятия учтена специфика проблем, решаемых врачом. Одной из таких особенностей является необходимость разрешения нравственных, деонтологических вопросов. В этой связи модифицирована познавательная компонента учебной задачи, предлагаемой студентам. Так, условие задачи, представленное в виде описания клинической ситуации, включает и проблему этико-деонтологического характера, описывается определенная (положительная/отрицательная) модель поведения «врач-пациент», профессиональная ошибка или дилемма. Студенту предлагается не только выполнить задания по решению задачи, но и дать оценку модели взаимоотношений «врач-пациент» по 5-балльной шкале (со стороны профессиональной компетентности врача, этических и деонтологических аспектов - общение с пациентом), выявить ошибки в диагностической тактике врача (если они есть), подтвердить или опровергнуть выставленный им диагноз. Время самостоятельного решения задачи студентом и обсуждения ее с преподавателем составляет 25 мин.

Приведем пример формулировки учебно-воспитательной задачи.

Больной, 72 года, обратился к врачу с жалобами на одышку при незначительной физической нагрузке, появление сухого непродуктивного кашля, слабости и быстрой утомляемости в течение последнего месяца. Из анамнеза известно, что больной родился и вырос в курящей семье, по профессии - водитель, курить начал с 15 лет, по 2 пачки сигарет в день. Последние 5-7 лет неуклонно возрастает одышка.

Аллергологический анамнез не отягощен. С детства и в течение всей жизни часто болел простудными заболеваниями, бронхитами.

Объективно: астенического телосложения, пониженного питания. Частота дыхательных движений - 22 в минуту, инспираторная одышка. В легких дыхание жесткое, большое количество сухих рассеянных хрипов. Частота сердечных сокращений - 72 в минуту, артериальное давление 120/80 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень у края реберной дуги. Отеков нет.

На рентгенограмме органов грудной клетки - легочные поля повышенной прозрачности, легочный рисунок умеренно усилен в средненижних отделах, корни несколько уплотнены. Функция внешнего дыхания - ОФВ1- 56%, ОФВ1/ФЖЕЛ <70% от должной величины.

Врач-терапевт на основании осмотра и обследований пришел к выводу, что пациент страдает хроническим бронхитом курильщика. Он сообщил больному, что его плохое самочувствие связано с возрастными изменениями и с тем, что он дымит «как паровоз», порекомендовал прием бром-гексина курсами и отказ от курения.

Задания

1. Согласны ли вы с диагнозом и тактикой врача?

2. Оцените модель взаимоотношений «врач-пациент» по 5-балльной шкале.

3. Перечислите, с какими заболеваниями проводится дифференциальная диагностика.

4. Назовите дополнительные методы обследования.

5. Назовите основные принципы лечения данного заболевания.

Указание. Для выполнения заданий: а) выделите ключевые слова для информационного поиска; б) найдите и соберите необходимую информацию; в) обсудите и проанализируйте собранную информацию; г) сформулируйте выводы; д) сравните ваши выводы с решением, представленным преподавателем.

Возможные информационные источники

Книги и рекомендации

1. Внутренние болезни. Учебник: в 2 т. Т. 1 / под ред. В. Моисеева, А. Мартынова, Н. Мухина. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 974 с.

2. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической обструктивной болезни легких (пересмотр 2014 г.) / под ред. А.С. Белевского. М. : Российское респираторное общество, 2014. 92 с.

Web-сайты:

http://www.spuLmo.ru/obrazovateLnye-resursy/ Тес1ега1пуе-к11тс1^к1е-гекотепс^п.

В занятии также использовалась деловая игра - метод обучения, основанный на групповой форме работы студентов [18]. Преподаватель заранее готовит сценарий игры, подбирает клиническую ситуацию по теме занятия, необходимую медицинскую документацию (заключения лабораторных и инструментальных методов обследования пациента), раздает роли студентам - врач-терапевт, врачи лабораторной и функциональной диагностики, заведующий терапевтическим отделением, пациент и его родственники и т.д. Время проведения игры составляет 25 мин.

Использование таких методов обучения, как учебно-воспитательные задачи и деловые игры, направлено на отработку профессиональных и общечеловеческих качеств; оно развивает у студентов способность анализировать конкретные случаи из медицинской практики, умение обосновывать собственное решение проблемы, доказывать его правильность и давать свою оценку модели взаимоотношений «врач-пациент». Учебно-воспитательные задачи развивают клиническое мышление, приводят к более прочному усвоению знаний студентами и поддержанию сформированных ранее навыков, приближают практическое занятие к реальным ситуациям работы врача.

Этап курации больных очень важен: студенты знакомятся со спецификой лечебной работы, с ведением медицинской документации, учатся культурному общению с пациентами, отрабатывают мануальные навыки, интерпретируют лабораторные и инструментальные данные обследований, анализируют назначенное лечение. Таким образом, здесь продолжает формироваться клиническое мышление студентов.

Для того чтобы сделать общение пациента с группой студентов более комфортным, на этом этапе предложено использовать работу в малых группах. Первая группа студентов (5-7 человек) вместе с врачом-педагогом отправляется на курацию больных. Вторая группа студентов участвует в деловой игре, имеющей характер соревнования, - получает задание, представленное в виде кроссворда. При этом вопросы кроссворда подразделяются на 2 части: одна относится непосредственно к теме занятия, другая содержит вопросы, ответы на которые расширяют эрудицию студентов. Например: 1) повышенный ответ дыхательных путей на действие различных стимулов; 2) швейцарский физик-универсал, математик, врач, академик и иностранный почетный член Петербургской академии наук (1733), изучавший механику дыхания. Такой подход позволяет продолжить формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

После завершения выполнения заданий каждой из малых групп студентов происходит смена их деятельности. Окончательный этап этой работы заключается в совместном обсуждении результатов курации и решения кроссворда. Выявляется группа, которая лучше справилась с предложенным заданием - ответила на большее количество вопросов.

На завершающих этапах занятия осуществляется итоговый контроль уровня достижений студентов.

Результаты итогового тестового контроля выявили, что средний балл за занятие в экспериментальной группе составил 86±7,2, при этом уровень знаний студентов повысился на 15 баллов по сравнению с исходным. У студентов, обучавшихся по традиционной методике (контрольная группа), средний балл за занятие составил 75±8,5 (р<0,05), при этом уровень знаний увеличился лишь на 9 баллов.

Таким образом, после проведения занятия с использованием предложенной методики обучения уровень знаний в экспериментальной группе увеличился на 6 баллов по сравнению с группой контроля (см. рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После итогового контроля знаний проводили повторное психолого-социологическое анкетирование студентов.

Анализ результатов анкетирования показал, что всем студентам было интересно узнать о социальной значимости проблемы, об истории возникновения заболеваний, известных людях, страдавших БА, формировании отечественной пульмонологической школы. Все студенты экспериментальной группы считали, что в учебный процесс следует включать учебно-воспитательные задачи и деловые игры.

Следует отметить, что в ходе оценки студента, исполняющего роль врача в деловой игре, все учащиеся выделили следующие качества, которыми должен обладать современный врач - компетентный специалист: хорошее знание теории, обладание умениями анализа, синтеза полученных данных, использования передовых рекомендаций по диагностике и выбору оптимального метода лечения заболевания пациента. Наличие таких личных качеств врача, как самообладание, сдержанность, рассудительность, коммуникабельность, умение правильно решать медицинские проблемы в соответствии с нравственными и этическими нормами, важны в его практической деятельности.

В конце занятия студенты выполняли тест на доброжелательность по шкале Д. Кэмпбелла (см. рис. 3). Выявлено, что низкий уровень доброжелательности в контрольной группе составлял 12±6,4%. Вместе с тем в экспериментальной группе эта характеристика равнялась нулю. Средний уровень доброжелательности в контрольной группе составил 50±9,8, а в экспериментальной группе - 37±10,1%. Высокий показатель доброжелательного отношения к другим людям в контрольной группе составил 38±9,5%, а в экспериментальной группе - 63±10,1% (р<0,05).

По результатам проведения этого теста можно сделать вывод, что даже после одного занятия по предложенной методике студентов с низким уровнем доброжелательного отношения к другим людям стало меньше, чем в контрольной группе. Несомненно, одного занятия недостаточно для поддержания высокого показателя доброжелательности. Поэтому предлагаем и в дальнейшем проводить занятия по предложенной методике, чтобы уровень доброжелательности не только сохранялся, но и повышался.

Вместе с тем вызывает тревогу наличие студентов - будущих врачей с низким показателем доброжелательного отношения к людям (12%). Полагаем, что эти результаты показывают актуальность и необходимость развертывания масштабной педагогической и методической работы по формированию у студентов медицинского вуза гуманистических ценностей.

В экспериментальном занятии был использован продуктивный способ организации процесса обучения студентов, который включает решение учебно-воспитательных задач по технологии ТОГИС (с использованием дополнительных информационных источников - книг, рекомендаций, сети Интернет и деонтологической компонентой) и проведение деловых игр. Такая методика организации практического занятия является одним из эффективных способов формирования у студентов как личностных качеств, т.е. закладывания у них морально-нравственной базы, так и профессиональных качеств будущего врача, роста уровня его эрудиции. Это подтверждается педагогическим наблюдением (эксперт-

%

70 60 50 40 30 20 10 0

63

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень доброжелательности доброжелательности доброжелательности

■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа Рис. 3. Результаты теста на доброжелательность

ной оценкой преподавателя), которое показывает, что проведение занятия с использованием оригинальной методики приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы врача.

Таким образом, конечной целью образовательно-воспитательного процесса в медицинском вузе в широком смысле является формирование мировоззрения будущего врача, которое включает профессионально значимые знания и ценностные ориентиры, т.е. овладение теорией, практикой, клиническим мышлением, широким кругозором.

Известный отечественный врач-инфекционист, академик А.Ф. Билибин, считал, что «Становление врача неотделимо от повышения его культуры и нравственности» [19].

Предлагаемая модель проведения практического занятия позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания (более высокий средний балл за занятие и уровень доброжелательности), а также создает благоприятные условия для развития профессиональных и общекультурных компетентностей будущего врача.

Проведенное исследование является лишь первой ступенью в дальнейшей разработке модели образования и воспитания в медицинском вузе. Коллектив авторов планирует продолжить исследования в этом важном направлении.

С подробными результатами работы можно ознакомиться в методических рекомендациях для преподавателей [7].

В рекомендациях изложены все этапы проведения практического занятия, образец презентации для вступительного слова преподавателя, приведены примеры учебно-воспитательных задач, сюжет, сценарий и этапы ролевой игры, деловые игры (кроссворд), образцы исходного и итогового тестирования, тест на доброжелательность.

В заключение хотелось бы вспомнить слова А.Р. Рейзис: «Никогда мы не сведем врачевание к обследованиям, таблицам, анализам, роботам и Интернету. Они абсолютно необходимы, но все они лишь инструменты. В этом двуединая сущность медицины: она одновременно и от науки, и от искусства, от разума и от сердца» [12].

Истинный врач - это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознает свой долг перед людьми.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России:

Фомина Ксения Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии № 2 лечебного факультета

E-mail: ksfomina@mail.ru

Алексеев Михаил Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета педагогического образования в высшей медицинской школе E-mail: mvalekseev@outlook.com

Макоева Луиза Джабраиловна - доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии № 2 лечебного факультета

Теблоев Константин Иналович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии № 2 лечебного факультета, член президиума правления Российского научного медицинского общества терапевтов Аркадьева Галина Владимировна - доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии № 2 лечебного факультета

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаптева В.И., Астапенко Е.Ф., Коваленко И.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39). Ч. I. Новосибирск : СибАК, 2014.

2. Зинкевич Е.Р., Кульбах О.С. Система воспитательной работы в медицинском вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам X Междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. Новосибирск : СибАК, 2011.

3. Зинкевич Е.Р. Знания врачей - преподавателей медицинских вузов о технологическом подходе к процессу обучения и воспитания студентов // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Теория и методика профессионального образования. 2014. Вып. № 1 (15). С. 102-111.

4. Аверин В.А., Зинкевич Е.Р., Кульбах О.С. Теория и методика воспитательной работы в медицинском вузе : учебное пособие для преподавателей. СПб. : ГПМА, 2011.

5. Цапок П.И., Шешунов И.В., Алексеев А.Ю. и др. Пути совершенствования воспитательной работы в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 104.

6. Тарарышкина М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 28 с.

7. Фомина К.А, Алексеев М.В., Макоева Л.Д., Теблоев К.И. и др. Методика формирования гуманистических и патриотических ценностей у студентов медицинских вузов в процессе изучения

дисциплины «Внутренние болезни» : методическое пособие. М. : МГМСУ, 2017. 215 с.

8. Марущак В. Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. М. : Даниловский благовестник, 2010.

9. Мирский М.Б. Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко. М. : Знание, 1983. 192 с.

10. Вересаев В.В. Записки врача. М. : Эксмо, 2010. 640 с.

11. Углов Ф.Г. Сердце хирурга. Будни хирурга. М. : АСТ, 2015. 512 с.

12. Рейзис А.Р. Неумирающее искусство врачевания. Бабушкины сказки для врачей и пациентов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Экзамен, 2016. 351 с.

13. Герман Ю.П. Дело, которому ты служишь. Л. : Лениздат, 1987. 350 с.

14. Амосов Н.М. Мысли и сердце. Донецк : Сталкер, 1998. 400 с.

15. URL: http://psycabi.net/testy/566-test-na-dobrozheLateLnost-diagnostika-poshkaLe-d-kempbeLLa.

16. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 661 с.

17. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М. : Педагогический поиск, 2003. 256 с.

18. Артюхина А.И., Марымова Е.Б., Македонова Ю.А. и др. Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры // Успехи соврем. естествознания. 2014. № 4. С. 122-126.

19. Циммерман Я.С. Мудрые мысли о медицине и врачевании. 4-е изд., доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 256 с.

REFERENCES

1. Lapteva V.I., Astapenko E.F., Kovalenko I.V. The problem of spiritually-moral education of medical students. In: Personality, family and society: questions of pedagogics and psychology: collection of articles in mater. XXXIX scientific-pract. conf. 4 (39). Pt I. Novosibirsk: SibAK, 2014. (in Russian)

2. Zinkevich E.R., Kul'bakh O.S. The system of educational work in medical school. In: Personality, family and society: questions of pedagogics and psychology: collection of articles in mater. X Intern. Scientific-Pract. Conf. Pt II. Novosibirsk: SibAK, 2011. (in Russian)

3. Zinkevich E.R. Knowledge of doctors - medical teachers about the technological approach to the learning process and education of students.

In: Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. Theory and Methodology of Professional Education. 2014: 1 (15): 102-11. (in Russian)

4. Averin V.A., Zinkevich E.R., Kul'bakh O.S. Theory and methods of educational work in medical school: a training manual for teachers. Saint Petersburg: GPMA, 2011. (in Russian)

5. Tsapok P.I., Sheshunov I.V., Alekseev A.Yu., et al. Ways of improvement of educational work in medical school. In: Modern High Technologies. 2007; (3): 104.(in Russian)

6. Tararyshkina M.A. The formation of professional and personal culture of students in the educational process of higher medical schools: Abstract of Diss. Moscow, 2007: 28 p.(in Russian)

7. Fomina K.A, Alekseev M.V., Makoeva L.D., Tebloev K.I., et al. Methods of forming humanistic and patriotic values in students of medical universities in the process of learning a discipline «Internal diseases»: Methodical manual. Moscow: MGMSU, 2017: 215 p. (in Russian)

8. Maruschak V. Holy Hierarch and surgeon. The life of Archbishop Voino-Yasenetsky. Moscow: Danilovsky blagovestnik, 2010. (in Russian)

9. Mirsky M.B. Healing with a scalpel. Academic N.N. Burdenko. Moscow: Znanie, 1983: 192 p. (in Russian)

10. Veresaev V.V. Notes of a doctor. Moscow: Eksmo, 2010: 640 p. (in Russian)

11. Uglov F.G. Heart surgeon. Surgeon weekdays. Moscow: AST, 2015: 512 p. (in Russian)

12. Reyzis A.R. The Undying art of healing: an old wives' tale for doctors and patients. 3rd ed., revised and additional. Moscow: Ekzamen, 2016: 351 p. (in Russian)

13. Herman J.P. The work in which you serve. Leningrad: Lenizdat, 1987. 350 p. (in Russian)

14. Amosov N.M. Thoughts and heart. Donetsk: Stalker, 1998: 400 p. (in Russian)

15. URL: http://psycabi.net/testy/566-test-na-dobrozhelatelnost-diagnostika-poshkale-d-kempbella. (in Russian)

16. Lukatsky M.A., Ostrencova M.E. Psychology: textbook. 2nd ed., revised and additional. Moscow: GEOTAR-Media, 2013: 661 p. (in Russian)

17. Bershadskiy M.E., Guzeev V.V. Didactic and psychological foundations of educational technology. Moscow: Pedagogicheskiy poisk, 2003: 256 p. (in Russian)

18. Artyukhina A.I., Marymova E.B., Makedonova Yu.A., et al. Interactive teaching method in medical school, for example, role-playing. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [The Success of Modern Science]. 2014; (4): 122-6.(in Russian)

19. Zimmerman Ya.S. Wise thoughts about medicine and healing. 4th ed., additional. Moscow: GEOTAR-Media, 2015: 256 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.