Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы'

Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2106
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF MODERN SCHOOLCHILDREN / FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATIONS / LITERATURE CLASSES / MORAL EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любезнова Юлия Викторовна, Повшедная Фаина Викторовна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы. Авторы раскрывают возможности уроков литературы в становлении личности современных школьников. Особое внимание уделяется формированию таких качеств, как патриотизм, чувство ответственности, любовь к своей Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любезнова Юлия Викторовна, Повшедная Фаина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of experimental work on the formation of spiritual and moral values of high school students in the process of studying fiction. The authors reveal the potential of literature lessons in the development of the personality of modern schoolchildren. Particular attention is paid to the formation of such qualities as patriotism, sense of responsibility, love for one's Motherland.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы»

Ю.В. Любезнова, Ф.В. Повшедная

Формирование

духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы. Авторы раскрывают возможности уроков литературы в становлении личности современных школьников. Особое внимание уделяется формированию таких качеств, как патриотизм, чувство ответственности, любовь к своей Родине.

Ключевые слова: ценностные ориентации современных школьников, формирование духовно-нравственных ценностей, учебные занятия по литературе, нравственное воспитание старшеклассников

Великие педагоги прошлого отмечали важнейшую роль воспитания в духовно-нравственном становлении и развитии личности (Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др.). Признаками правильно организованной школы К.Д. Ушинский считал умственное развитие и нравственное воспитание. Он подчеркивал, что «нравственность составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми заданиями» [1, с. 29-30]. Общими идеалами и ценностями нравственного воспитания великий русский педагог называл патриотизм, человечность, нравственность, любовь к труду, честность, правдивость, доброту.

В концепциях современных ученых-философов, педагогов и психологов рассматривается проблема формирования духовно-нравственной ценностной базы личности, нравственных установок и ориентаций, приобщения к духовной культуре российского народа. Так, С.Л. Франк отмечает: «наилучшие замыслы социальных и политических реформ не только остаются бесплодными, но могут вести к гибельным результатам, если они не имеют опоры на соответствующий им нравственный уровень людей» [8, с. 74].

Д.С. Лихачев подчеркивал: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей,

о §

¡± о

го ср чд ю

ш о

^ го

о н

СС ° ?

^ Ф =т

ж о О

закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нужно нам в XXI веке» [3, с. 6].

Сегодня в условиях поиска ценностных оснований российской гражданской идентичности формирование базовых национальных ценностей у старшеклассников (образование, патриотизм, гражданственность, семья, труд, природа, наука) является приоритетной задачей отечественного образования.

Эта же задача определена как задача первостепенной важности в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Современный воспитательный идеал личности - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 11], а также в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: «Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [6, с. 1].

Встает вопрос: «Какими должны быть ценностные ориентации современных старшеклассников, чтобы они могли соответствовать требованиям общества?».

Изучение данного вопроса чрезвычайно важно и значимо, учитывая, что важнейшим психологическим новообразованием в старшем школьном возрасте, по мнению Д.И. Фельдштейна, является умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации, вырабатывать нравственные идеалы. В этом возрасте формируется принципиальность, развиваются убеждения, чувство долга и ответственность, что свидетельствует о развитии самосознания [7, с. 158-159].

Поколение современных старшеклассников отличается от предыдущего. Как показывают наши ранние исследования, их отличительные особенности проявляются, прежде всего, в новой личностной ориентации: они свободно высказывают свое мнение, открыты в диалоге с учителем, требуют уважения своей позиции, готовы к личностному и прогрессивному самоуважению [5, с. 36].

Это же отмечает в своих исследованиях В.Н. Максимова: «Старший школьник стремится иметь независимость, внутренние мотивы поведения, выбирает значимые для себя ценности» [4, с. 77].

ее

При этом нельзя не учитывать, что сегодняшние старшеклассники Е выросли в другое время. Негативные процессы нашей действительно- о ^ сти резко и не всегда в лучшую сторону изменили взгляды и ценност- 5 ° ные ориентации формирующейся личности. Значительно снизились | 1 ценности духовной культуры и нравственности; утрачиваются такие | 2 качественные характеристики личности, как добросовестность, добро- о § желательность, вера в справедливость, трудолюбие. И что очень опас- чю но, размываются такие святые понятия, как «Родина» и «патриотизм». с

Умение приспосабливаться к жизни, нетерпимость, отрицание авторитетов, желание достичь цели быстрее, поклонение западным ценностям отличает некоторую часть учащейся молодежи. Образцом для подражания, героем нашего времени для многих становится циничный, эгоистичный, но преуспевающий молодой человек.

В этих условиях в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников особое значение принадлежит литературному образованию, и, в частности, учебному предмету «Литература», содержание которого имеет значительный воспитательный потенциал, способствующий воспитанию нравственного, ответственного гражданина своей страны.

Исходя из этого, на базе МБОУ «Школа № 35» г. Нижнего Новгорода нами проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению ценностных ориентаций современных старшеклассников. Эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе изучался первоначальный уровень сфор-мированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников, а также выявлялись трудности, с которыми они сталкиваются в процессе чтения и анализа художественной литературы. Исследованием было охвачено 322 обучающихся в возрасте 16-18 лет.

В ходе исследования большое внимание уделялось усвоению старшеклассниками теоретических основ духовно-нравственного воспитания, осознанию социальной значимости ценностных установок.

С целью выявления динамики когнитивного критерия, характеризующегося знаниями о нравственных понятиях и нормах, о ценностях, ученикам предлагалось до начала экспериментальной работы и по ее окончании самостоятельно оценить свои знания по проблеме духовно-нравственного воспитания по следующим уровням: высокий, средний, низкий:

- «1» - низкий уровень знаний, для которого характерны несформи-рованность нравственных понятий, импульсивное поведение; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; отсутствие навыков совместного сотрудничества;

«2» - средний уровень, для которого характерны эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; стремление за словами увидеть ценностное отношение; нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности; средний уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; «3» - высокий уровень, для которого характерны устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовно-нравственных ценностях, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; атрибуция на собственные усилия; видение ценностного отношения в высказываниях; ориентация на жизненные ценности; высокий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; активная жизненная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни сформированности теоретических знаний о духовно-нравственных ценностях старшеклассников в контрольной и экспериментальных группах (до и после эксперимента)

Уровни Констатирующий срез Контрольный срез

кол. чел. % кол. чел. % кол. чел. % кол. чел. %

Низкий 91 18,5 22 18,3 89 18,1 15 12,5

Средний 254 51,8 86 71,7 249 50,7 64 53,3

Высокий 146 29,7 12 10,0 153 31,2 41 34,2

Результаты контрольного среза показывают существенную динамику роста теоретических знаний высокого уровня у старшеклассников экспериментальной группы на 24,2%. В контрольной группе увеличение незначительное - на 1,5%.

У многих старшеклассников и в экспериментальной, и в контрольной группах на констатирующем этапе наблюдался низкий уровень сформи-рованности нравственных понятий, отсутствие нравственной мотивации, неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные действия поступков.

^ го

о н

° ?

^ ф

Ж О

о

ее

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходи- Е мость формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассни- § ^ ков в образовательном пространстве современной школы. В этой связи 5 ° формирующий этап эксперимента включал: элективный курс «Уроки | 1 литературы - уроки нравственности», цикл классных часов под рубри- | <§ кой «Разговор по душам», контрольные творческие задания, наблюде- о § ние за работой обучающихся на уроках литературы. ч о

В контрольных заданиях по литературе предлагалось дать анализ с образа жизни героев, их сравнительную характеристику, назвать причины поведения, оценить ситуацию, представленную в художественном произведении, проанализировать, к каким результатам может привести выбранное решение проблемы.

Результаты наблюдений, выполненных контрольных заданий сопоставлялись с данными, полученными с помощью компетентных судей, самооценок старшеклассников и собственно оценки исследователя. В качестве судей выступали преподаватели педагогических дисциплин школы.

Обучающимся старших классов и экспертам было предложено оценить выполнение заданий баллами: «1» - не справился с заданием; «2» -справился с трудом; «3» - выполнил удовлетворительно; «4» - выполнил хорошо; «5» - выполнил отлично.

В результате мы получили три ряда оценок уровня выполнения контрольных творческих заданий: самооценка, экспертная оценка и оценка исследователя (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты выполнения учащимися старших классов МБОУ «Школа № 35» контрольных творческих заданий

Группа Средняя оценка в баллах

Контрольная группа Экспериментальная группа

Виды ^^^ оценок,---'''^ Класс 10 класс 11 класс 10 класс 11 класс

Самооценка 1,89 1,93 3,73 3,94

Экспертная оценка 1,83 1,89 3,84 3,96

Оценка исследователя 1,76 1,85 3,74 3,97

Общий средний балл 1,82 1,89 3,77 3,95

^ го

о н

СС ° ?

^ Ф =т

ж о О

Результаты исследования показали, что обучающиеся старших классов экспериментальной группы достаточно успешно справились с предложенными контрольными заданиями и их самооценка незначительно отличается от оценок исследователя и экспертов, чего нельзя сказать о старшеклассниках контрольной группы. Самый высокий общий средний балл качества выполнения контрольных заданий в экспериментальном 11 классе (3,95), а самый низкий - в контрольной группе в 10 классе (1,82). Общий средний балл качества выполнения контрольных заданий у экспериментального 11 класса выше, чем в контрольной группе 11 класса на 2,06 балла, что свидетельствует о результативности программы опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

Необходимо отметить, что при выполнении контрольных творческих заданий учащиеся старших классов экспериментальной группы стремились самостоятельно анализировать поступки литературных героев, анализировали эволюцию образов, художественные средства, используемые авторами для создания этих образов. При этом у обучающихся возросла потребность в самообразовании, о чем свидетельствует активное посещение библиотек и поиск нужной информации в Интернете.

Рост уровней сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся старшей школы экспериментальной группы доказывает и тот факт, что в процессе опытно-экспериментальной работы у учащихся к 11 классу произошли изменения определенных личностных характеристик (табл. 3).

Из таблицы видно, что количество обучающихся 11 класса экспериментальной группы с высоким уровнем личностно-ценностного критерия, по сравнению с обучающимися 11 класса контрольной группы увеличилось на 11,2%, а с низким уровнем данного компонента уменьшилось на 30,8%. Большинство старшеклассников самостоятельно организуют и проводят интересные мероприятия в классе, участвуют в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач (21%); соблюдают Устав школы, аккуратны, исполнительны (68%); проявляют чувство товарищества (63%). Уменьшилось количество обучающихся старших классов, имеющий низкий уровень нравственной воспитанности (с 7 до 5% в 10 классах, с 7 до 4,8% в 11 классах).

Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать вывод о том, что реализация элективного курса «Уроки литературы - уроки нравственности», учебные занятия по литературе, формирующие духовно-нравственные ценности, внедрение цикла классных часов «Разговор по душам» создают необходимые

о §

условия для повышения уровня нравственной воспитанности старше классников, саморазвития, самосовершенствования личности, способ ствуют росту сформированности духовно-нравственных ценностей 5 ° в условиях общеобразовательной школы. I 1

Таблица 3

Е о

Уровни сформированности £2 й

духовно-нравственных ценностей старшеклассников ^ ^

с

в процессе изучения литературы в условиях общеобразовательной школы (сводные данные)

Группа Уровни, %

Контрольная группа Экспериментальная группа

Критерии,^'^ Класс Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Информационно-когнитивный 54, 2 33,4 12,4 32,5 44,7 22,8

Личностно-ценностный 53,8 31,2 15,0 31,1 48,3 20,6

Чувственно-эмоциональный 56,1 29,7 14,2 29,4 47,3 23,3

Деятельно-творческий 55,8 37,3 6,9 21,6 51,2 27,2

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. академия образования. М., 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

4. Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. СПб., 2000.

5. Повшедная Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: Монография. Н.-Новгород, 2002.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: http://rospsy.ru/system/files/Strategiya_razvitiya_vospitaniya.pd (дата обращения: 14.05.2017).

7. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М., 2005.

8. Франкл С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.