Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДИНАМИКА ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Д.М.

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются основные принципы и этапы работы со сказкой, а так же особенности работы со сказкой на разных возрастных этапах. Отмечается большой потенциал сказки в формировании духовно-нравственного становления личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

© Захарова Д.М.1

МДОУ «Детский сад № 83 комбинированного вида», г. Саранск

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются основные принципы и этапы работы со сказкой, а так же особенности работы со сказкой на разных возрастных этапах. Отмечается большой потенциал сказки в формировании духовно-нравственного становления личности ребенка.

Ключевые слова духовно-нравственное воспитание, сказка как средство воспитания, моральные ценности, динамика понимания произведения, эмоциональное восприятие, художественная деятельность.

В настоящее время у большинства детей искаженное представление о милосердии, справедливости, доброте, патриотизме, т.к. в современном мире можно видеть много примеров, в которых материальные ценности доминируют над духовными.

Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, вузу. Содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.

Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

1 Воспитатель первой квалификационной категории.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим [3].

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств, т.к. они являются наиболее интересными и вызывают в детях эмоциональную отзывчивость.

Сказка относится к художественным средствам формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление различные сюжеты, герои книг.

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [4].

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты [1].

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...). У мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству [2].

Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою,

сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Принципы работы со сказками:

1. Осознанность.

Осознание причинно -следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Множественность.

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью.

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Таким образом, можно предложить следующие этапы работы со сказкой:

- Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

- Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

- Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

- Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, твор-

ческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Можно сделать вывод, что сказка - неиссякаемый источник для нравственного воспитания детей. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом, сказка является эффективным средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М.: Знание, 2008. - 64 с.

2. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5 / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1996. - 400 с.

3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 416 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

О МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Инкина Т.П.1, Никитенко Е.М.1, Попов Г.Г.2

Магнитогорский государственный технический университет им. Н.Г. Носова, г. Магнитогорск

Выделено пять аспектов исследования сферы физкультурной деятельности дошкольников. Содержание первого заключается в рассмотрении физкультурной деятельности как части общей дидактики. Второй аспект - изучение физкультурной деятельности как системы включающей в себя подсистемы - методики развития физических качеств,

1 Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

2 Доцент, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.