Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобунова Анна Сергеевна, Сергеева Марина Георгиевна

Формирование нравственного пространства школьников, необходимого условия воспитания нравственно ориентированных личностей, в современных условиях распространения цифровой среды в сфере образования вызывает необходимость применения в ней новых подходов к обучению и воспитанию. В этой статье мы представляем разработанный нами алгоритм формирования духовно-нравственного пространства школьников в информационно-цифровой среде на базе пересмотренной таксономии образовательных целей Б. Блума. Предлагаемый алгоритм изменяет наполнение первых трех уровней и направлен на расширение воспитательного воздействия при помощи электронной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобунова Анна Сергеевна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL SPACE OF SCHOOL STUDENTS IN INFORMATION ENVIRONMENT

The formulation of the moral space of schoolchildren requires the development of new approaches to teaching and upbringing in the digital environment. This article presents an algorism of the formation of the spiritual and moral space of schoolchildren in the information environment. The proposed algorism is an updated six-level taxonomy used for classifying educational purposes. The new algorism is aimed at expanding the educational impact using the electronic environment and required changing the content of the first three levels.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

10. Ханова Т.Г., Потанина П.Ю. Активные формы методической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 210-217.

11. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8. №2. С. 14.

12. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № 4 Special Issue. С. 1307-1313.

13. Belinova, N.V., Bicheva, I.B., Krasilnikova, L.V., Khanova, T.G., Hizhnaya, A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization (2020) Lecture Notes in Networks and Systems, 91, pp. 422-429.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры иностранных языков Бобунова Анна Сергеевна

Российский университет дружбы народов (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ В

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Формирование нравственного пространства школьников, необходимого условия воспитания нравственно ориентированных личностей, в современных условиях распространения цифровой среды в сфере образования вызывает необходимость применения в ней новых подходов к обучению и воспитанию. В этой статье мы представляем разработанный нами алгоритм формирования духовно-нравственного пространства школьников в информационно-цифровой среде на базе пересмотренной таксономии образовательных целей Б. Блума. Предлагаемый алгоритм изменяет наполнение первых трех уровней и направлен на расширение воспитательного воздействия при помощи электронной среды.

Ключевые слова: духовно-нравственное пространство, дистанционное обучение, информационная среда, пересмотренная таксономия Б. Блума, нравственно-эстетическое воспитание.

Annotation. The formulation of the moral space of schoolchildren requires the development of new approaches to teaching and upbringing in the digital environment. This article presents an algorism of the formation of the spiritual and moral space of schoolchildren in the information environment. The proposed algorism is an updated six-level taxonomy used for classifying educational purposes. The new algorism is aimed at expanding the educational impact using the electronic environment and required changing the content of the first three levels.

Keywords: spiritual and moral space, distance learning, information environment, revised Bloom's taxonomy, moral and aesthetic education.

Введение. Современные тенденции в сфере информационных технологий вкупе со сложившейся эпидемиологической обстановкой вызвали необходимость широкого применения новых виртуальных форматов образования, тенденция к росту использования которых сохраняется. Вызванный пандемией перенос образовательного процесса в виртуальный формат заставил образование приспосабливаться к новым условиям выполнения своей образовательной функции, чего нельзя сказать о её ушедшей на второй план воспитательной компоненте. Стремясь дать знания в новых условиях, система образования предложила виртуальную школу, не имеющую достаточной теоретической и практической базы для полноценной реализации всех его целей.

Изложение основного материала статьи. В поисках новых практических подходов в формировании духовно-нравственного пространства в дистанционной среде и с целью достижения и учебных, и воспитательных целей, мы попытались наполнить классификацию образовательных целей обновлённым содержанием, позволяющему ставить образовательные цели, выбирать педагогический материал, формулировать задания, выбирать средства и технологии обучения, инструменты для оценки в условиях виртуально-цифрового обучения.

Предлагаемый вариант практического наполнения позволяет повысить эффективность накопления, хранения и использования ценностной информации в учебно-воспитательных целях. Важное применение классификации - это систематическое накопление духовно-нравственного содержания учебного предмета и постоянная работа с ним. Эффективный поиск цифровых источников нравственного содержания в цифровой среде и соответствующая работа с ними хотя и требуют расширенного изучения и дополнительного времени, но имеют большой потенциал для обновления теории и методики нравственного воспитания и обучения [1].

Пересмотренная таксономия Б. Блума в цифровой среде.

Уровни пересмотренной таксономии Б. Блума (запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание) педагогам широко известны и служат им для реализации целей обучения не один десяток лет [5]. Слаженная работа уровней является успешной в традиционных формах образования, однако смещение вектора в сторону цифровизации требует корректирования содержания уже сложившихся подходов и методов. Уровни классификации также не являются исключениями. Применительно к новым условиям необходим пересмотр каждого уровня получения знаний в соответствие с возможностью его существования и успешностью решения учебно-воспитательных задач этого уровня в условиях переноса образования, а с ним и нравственного пространства воспитания, в электронную среду.

Каждому уровню таксономии соответствуют технологии и базы данных, которые помогают упорядочить материалы изучаемой темы, выбрать из них информативные и оптимальные для запоминания и применения.

Основными технологиями цифровой среды для формирования нравственного пространства школьника являются: гипертекст, подкасты, игровые технологии, социальные сети, электронные базы данных и энциклопедии, онлайн-платформы [2]. (см. табл. 1).

Таблица 1

Педагогические цели (по Anderson L.W. и D.R. Krathwohl)

Уровень Технология Электронный ресурс

Запоминание Фотохостинг, Хранилище, База данных Flickr, Tumblr, Pinterest, Pixabay

Понимание Энциклопедия, платформа для размещения лекций Wikipedia, Coursera, Britannica, Scientificamerican

Применение Приложение для обмена фотографиями и видеозаписями, менеджер задач Evernote, Wunderlist, Reddit, Imstagram

Анализ Поисковая система, информационный портал Google Earth, Data worldbank, World-statistics

Оценка Видеохостинг, фотохостинг Portfolio, YouTube

Создание Виртуальная онлайн-платформа Wikispaces, Edmodo, Prezi, etc

Рассмотрим, как меняется содержание уровней пересмотренной классификации Б. Блума применительно формированию духовно-нравственного пространства в электронной среде.

Запоминание.

«Запоминание» в электронной среде имеет иную природу нежели запоминание в условиях традиционного обучения. Это различие обусловлено увеличением объема информации, которую необходимо найти, извлечь и обработать. На этом уровне происходит «замена» памяти ученика памятью компьютера. «Запоминание» здесь означает хранение, чтение и изменение данных в любом порядке с использованием памяти компьютера. Процесс дает возможность читать или записывать данные практически одновременно, что недоступно человеческой памяти. Идея замены памяти связана не только со способностью запоминать, но и с различными типами памяти, которыми оперирует человек (долгосрочная, неявная, семантическая, эпизодическая, сенсорная, краткосрочная, явная). «Запоминание» - это первый этап электронного поиска, необходимый инструмент для хранения найденной ценностной информации, которая будет обрабатываться на следующих уровнях таксономии [3, с. 56].

Духовно-нравственное пространство первого уровня будет закладываться его содержанием, а именно: подбором электронных ресурсов, содержащих ценностную и духовную информацию.

Понимание.

«Понимание» информации приближается к проверке материала - это процесс очистки данных и выборка наиболее ценного материала. Цель этапа понимания - дать учащемуся правильную, безопасную и полезную учебно-воспитательную информацию, оградить его от негативного влияния цифрового контента. На этом уровне осуществляется проверка данных, процесса принятия решений, в результате которого данные принимаются или отклоняются как неприемлемые [9]. В младших и средних классах у учащегося еще не до конца сформировано оценочное суждение и педагогу придется помогать и наставлять школьников на поиск информации, которая плодотворно влияет на их личностные качества, учащиеся старших классов уже сами принимают решения является ли информация нравственной и ценностной. Предлагаемые педагогом стихи, рассказы, видеоматериал, подкасты и другое должны иметь нравственно-духовное содержание.

Для поиска информации, которая в будущем будет использована для построения духовно-нравственного пространства, следует использовать понятие валидности. Валидность - это степень, в которой показатель или метод сбора данных имеют качество достоверности или истинности в соответствии с заданными параметрами [8, с. 23]. Для нравственного воспитания такими параметрами будут:

• надежность источника;

• соответствие моральным и социальным нормам;

• нравственная направленность материала;

• соответствие возрастным особенностям учащихся.

Применение.

Цель третьего этапа — научиться использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Так, на уроках иностранного языка широко распространены коммуникативные задания. Составление эссе о родном крае в контексте духовно-нравственного пространства должно опираться на информацию об истории, природе, экологии и достопримечательностях родного края («Запоминание», «Понимание»). На уровне «применения» идет отбор и фильтрация полученного ценностного материала. На заданном примере выполнения эссе, учащийся обрабатывает полученный материал и выбирает именно те факты, которые наиболее подходят для описания своего края. Схожий алгоритм можно применить в работе над поиском аудиовизуального материала. Подготовка презентаций на заданную тему напрямую связна с отбором наиболее красочного, эстетического, этического и духовного материала.

На уровне применения важную роль играет понимание цели образовательной задачи. Роль учителя сводится к контролю и поддержке выбора учащегося и своевременной коррекции ошибочного суждения [4].

Анализ.

Анализируя полученные данные, учащийся должен задать себе вопросы и критически посмотреть, на найденный материал. Воспитанник должен научиться слушать и анализировать данные, предоставленные его одноклассниками и друзьями, выделять среди потока информации ее ценностные и нравственные стороны и стараться избегать отрицательных и аморальных суждений.

Анализируя свой опыт, учащийся приходит к самовоспитанию. Анализ строится прежде всего из ответов на вопросы, насколько полным является проделанная работа, какие изъяны следует устранить, какие стороны еще не доработаны, а, самое главное, понять, в чем состоит ценностная суть проделанного труда. Пройдя через анализ собственной работы, возможно подойти к ее оцениваю и оцениваю работ сверстников. С целью анализа можно использовать метод портфолио [6]. (см. табл. 2)

Таблица 2

Шаблон анализа самостоятельной работы

Умение До начала выполнения задания После выполнения задания

Оценка.

Оценка делится на внутреннюю и внешнюю. Со стороны учащегося происходит процесс оценивая работы на ее соответствие с поставленными целями и задачами. В процессе формирования духовно-нравственной воспитанности процесс оценивая сливается с актом рефлексии. Учащийся должен сам оценить, насколько проделанная работа открыла в нем новые знания и приблизила его к самосовершенствованию. Учащийся сам оценивает насколько добросовестно он работал и насколько найденный и проработанный материал оставил в нем отпечаток. Только положительная самооценка может говорить об успешности выполнения педагогической задачи. Воспитанник должен понимать, что его старания не привели к должному успеху, но хвалить себя за желание снова и снова работать над собой.

Оценка со стороны преподавателя должна делиться на объективную и субъективную. Объективно оцениваются знания, умения и навыки. Субъективной оценке подается ценностная сторона работы учащегося, его старание быть лучше, чем раньше.

Создание.

Создавая прекрасное, человек совершенствуется. Однако, как создавать прекрасное в цифровой среде? Наиболее креативным уровнем формирования духовно-нравственной компоненты обучения в условиях цифровизации является самовыражение через дистанционные формы. Творение прекрасного является плодом всех пяти уровней. Учителю, как ментору, необходимо подсказать воспитанникам пути для воплощения своих идей у удаленной среде.

Наиболее продвинутые пользователи компьютера могут создавать и делиться своим творчеством через соцсети и хостинги. Интересной технологией обмена творчеством являются онлайн-платформы, которые позволяют загружать материал разного формата, от текста до видео [7].

Творческим может быть и сам урок. Использование видеоконференции стало отличным помощником в проведении творческих вечеров и концертов. Подобная практика имеет место и с работой над красотой речи и презентацией научных исследований и любого другого материала. Создание является неотъемлемой частью процесса формирования духовно-развитой личности, именно она является венцом всей воспитательной работы.

Ниже представлена работа всех шести уровней пересмотренной таксономии Б. Блума с целью нравственного воспитания учащихся в цифровой среде на примере обучения иностранному языку в 7 классах. (см. табл. 3.).

Таблица 3

Работа над проектом «My native city»

Запоминание Сколько источников было просмотрено? Основные Дополнительные

15 источников 5 10

Понимание Ценностные материалы https://nikoartgallery. com/ https://retromosfoto.ucoz.ru/ https://www. bolshoi. ru/ https://victorymuseum.ru/ https://en. wikipedia. org!

Применение Слова и выражения defend the homeland to be famous for churches and cathedrals squares and boulevards baroque architecture scenic view courage and heroism Partisans Monarchy The Great Patriotic War The Soviet Union

Анализ Знание До начала выполнения задания После выполнения задания

1. Знание названий улиц 2. Названия площадей 1.Знание истории города 2. Важные события и места города

Оценка Что я умею: • Выражать восхищение • Говорить на тему патриотизма • Выражать свою точку рению на тему истории и искусства • Знать названия Да V V V V Нет

архитектурных объектов и их ценность для города

е и н Проектная работу на тему «My native city»

« « з о С

Выводы. Представленный в таблице алгоритм можно использовать в работе над разными задачами. Дальнейшая работа с уровнями предполагает их трансформацию под конкретную педагогическую задачу. Успешность реализации уровневой системы будет зависеть от повторения и обучения воспитанников работе с в цифровой среде.

Литература:

1. Бобунова А.С. Воспитательный компонент содержания обучения английскому языку школьников в условиях СДО MOODLE // Проблемы современного педагогического образования. 2018 № 59, ч. 59. -С. 93-95.

2. Бобунова А.С. Использование электронной среды в реализации нравственно-эстетического воспитания в иноязычном школьном образовании / А.С. Бобунова, М.Г. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования - Ялта.: КФУ В.И. Вернадского, 2020 № 64, ч. 4. - С. 28-31.

3. Сороковых Г.В. Учитель, личность, реформатор. / Г.В. Сороковых // Монография. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2020. - 280 с.

4. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеева // Иностр. языки в школе, 2008. - №6 - С. 2-9.

5. Anderson, L.W., Krathwohl, D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives: Complete Edition. New York: Longman, 2001.

6. Kim H.K. A blended learning scenario to enhance learners' oral production skills / H.K. Kim // The eurocall review. - 2015, - № 23(1) - P. 17-23.

7. Linder D. The Internet in every classroom? Using outside computers / D. Linder // ELT Journal. - Oxford University Press, 2004. - № 58 - P. 10-18

8. Marco Di Zio, Methodology for Data Validation 1.0 (Handbook), revised edition June 2016 / Di Zio Marco and other // Essnet Validat Foundation, 2016 - 75 p.

9. McAvinia C. Online Learning and its Users: 1st Edition / C. McAvinia. - Chandos Publishing, 2016. - 262 p.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики Бойко Мария Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук Зимина Мария Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ: УСЛОВИЯ, СПОСОБЫ, ТРУДНОСТИ

Аннотация. В настоящее время преподаватели и студенты вузов вынуждены работать по-новому - в условиях дистанционного обучения. Данный образовательный процесс оказался крайне малоизученным для его участников, он скрывает в себе скрытые и пока неопробованные возможности, заслуживающие внимания особенности, определенные трудности. Развитие ИКТ-компетенций как преподавателей, так и студентов сейчас происходит особенно интенсивно.

Ключевые слова: дистанционное обучение, ИКТ, образовательные интернет сервисы, образовательные программы, трудности в обучении, дистанционное обучения иностранному языку.

Annotation. At present both teachers and students have to study on a distant format. This type of educational process appeared very little studied and it still surprises us with its noteworthy peculiarities, singularities, possibilities unknown so far, and difficulties. Now computer competence development is in its intensive progress for teachers and students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.