Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - СОРЕВНОВАНИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - СОРЕВНОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ИГРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова П. В.

в статье раскрывается потенциал игр соревновательного характера в воспитании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста, система по их использованию в практике дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - СОРЕВНОВАНИЯХ»

Мимо города большого (встают) Пушки с пристани палят (хлопают) Кораблю пристать велят (топают).

Педагог: Немного размялись и приступаем к 3 заданию. А теперь давайте поиграем в игру «Поймай рыбку». (На столе лежит игра с магнитными удочками, изображающий море (речку), в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике. Вы должны удочкой поймать рыбку и найти на столе карточку, с заданием под таким же номером, как у вашей рыбки).

Команды по очереди выполняют задания. Если команда не смогла выполнить, то задание переходит к другой команде.

Педагог: Переходим к 4 заданию. Каждая команда получит кроссворд. Я зачитываю вопрос, а командир с командой записывают ответ в нужной строке.

Ответы составлены таким образом, что по вертикали получается слово «Пушкин» в обведенном секторе. Жетон получает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Педагог: И последнее 5 задание. Назовите, из какой сказки предмет. В коробке лежат предметы (орех, игрушка белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку.

Педагог: Задания викторины закончились. Наши дети все молодцы, справились со всеми заданиями. Пока жюри подводит итоги, дети расскажут стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Участники викторины рассказывают знакомые стихи.

В конце жюри оглашает итоги и проводит вручение призов участникам викторины.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России 17.10.2013. № 1155.

2. «Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Москва. БАЛАСС, 2014.

3. Коломыченко С. «Обогащение двигательного опыта дошкольников». «Дошкольное воспитание». № 6, 2016.

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - СОРЕВНОВАНИЯХ

Якимова П. В.

Якимова Полина Валерьевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 134 «Жемчужинка», г. Чебоксары

Аннотация: в статье раскрывается потенциал игр соревновательного характера в воспитании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста, система по их использованию в практике дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дружеские взаимоотношения, подвижная игра, детский коллектив, игры соревновательного характера.

Отношения с другими людьми составляют основу человеческой жизни и являются условием формирования человека как социального существа. Они зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения, нередко между ними возникают конфликты. Поэтому работу по воспитанию дружеских взаимоотношений необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Большие возможности для воспитания дружеских взаимоотношений имеет подвижная игра, т.к. она учит искренности и товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу и др.

Проблема подвижной игры достаточно хорошо освещена в педагогической литературе, мы же обратимся к проблеме использования игр соревновательного характера для воспитания дружеских взаимоотношений.

Исследованием соревновательных игр занимались многие ученые, но следует отметить неоднозначный подход ученых и практиков к применению данных игр в работе с дошкольниками. Одни исследователи были против использования данных игр в работе с дошкольниками (П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, Е.Г. Леви-Гориневская), другие отмечали положительные моменты в применении игр соревновательного характера (В.В. Гориневский, И.М. Коровина, Н.В. Потехина и др.). Но после того, как И.М. Коровина обосновала последовательность введения игр с элементами соревнования, эти игры стали широко использоваться, начиная с младшей группы.

Игры соревновательного характера нацелены на формирование чувства коллективизма, потребности помогать товарищам, сопереживать их успехам и неудачам, справедливо решать спорные вопросы. В играх с элементами соревнования складывается опыт общения со сверстниками в напряженной ситуации.

Таким образом, было выявлено противоречие: с одной стороны, большой потенциал игр соревновательного характера в воспитании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста, с другой стороны, отсутствие целостной системы по их использованию в практике дошкольных учреждений.

Мы предположили, что процесс воспитания дружеских взаимоотношений у детей 5-6 лет повысится при следующих условиях:

1) систематическом проведении игр соревновательного характера;

2) соответствующем педагогическом руководстве играми;

3) учете последовательности проведения игр соревновательного характера.

Рассмотрим особенности развития дружеских взаимоотношений у детей старшего

дошкольного возраста. Т.А. Репина отмечает, что у детей 3-5 лет часто можно наблюдать дружбу небольшими группками, в которых объединяется от трех до семи-восьми детей. Такая дружба чаще всего рождается в игре, основывается на общности интересов, склонностей. У детей 5-7 лет чаще встречается дружба парами, старший дошкольник играет с тем или иным ребенком потому, что дружит с ним, питает к нему симпатию. Она отличается длительностью и глубиной симпатии, может длиться 1-2 года и даже больше.

Старшие дошкольники более активны в завязывании дружбы, чем младшие. Им труднее перенести разлуку, размолвку с другом, нежели младшим. К старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется первые нравственные представления о дружбе. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

Я.Л. Коломинский обращает внимание на то, что необходимо, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Особой любовью, популярностью пользуются дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, дружелюбные, веселые,

45

эмоциональные, развитые в умственном отношении, имеющие определенные художественные способности, активно участвующие на занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные. С ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся противоположными свойствами. Это часто замкнутые, неуверенные в себе, малообщительные дети, или, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются. «Непопулярные» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки.

Для воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста можно использовать подвижные игры парного и командного соревнования, в качестве командных игр соревновательного характера возможно использование игр-эстафет.

Отметим, что игры с элементами соревнования приведут к положительным результатам в воспитании дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста только при соответствующем педагогическом руководстве, т.к. при проведении игр соревновательного характера бывают нарушения правил, когда дети стремятся победить; ситуации обиды и ссоры между детьми.

Для того, чтобы преодолеть проблемы во взаимоотношениях детей необходимо обратить их внимание на соблюдение «Кодекса игрока», предложенного Ж. Бороковой.

Кодекс игрока.

1. Играй честно, строго соблюдая установленные правила и требуй этого от товарищей.

2. Сам играй, но и дай сыграть товарищам.

3. Не смейся над слабым, не обижайся, если проиграл. Не допускай грубости.

4. Победил - не задавайся, проиграл - не унывай.

5. Игра - поединок, вызывай противника по силам.

6. Победа команды - твоя победа, честь команды - твоя честь.

7. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты.

8. Береги инвентарь, его создали товарищи.

После игры, необходимо проводить анализ, давать рекомендации по расстановке участников эстафеты и по совершенствованию двигательных умений некоторых детей. В итоге дается оценка не только конечному результату, но и характеру взаимоотношений в команде. Все эти мероприятия в совокупности приведут к положительным результатам в воспитании дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Борокова Ж. Адыгейские народные игры / Ж. Борокова // Дошкольное воспитание, 2002.

№ 7. С. 53-55.

2. Детская психология: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский [и др.]. Мн.: Университетское,

1988. 399 с.

3. Репина Т.А. От трех до семи / Т.А. Репина. М.: ЗНАНИЕ, 1965. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.