)университета
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Ольга Александровна ТАРАСЕНКО,
доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ФОРМИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Аннотация. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция.» закрепляют за образовательными учреждениями обязанность по формированию дополнительных профессиональных компетенций. В статье исследуются дефиниции и способы определения дополнительных профессиональных компетенций, их отграничение от законодательно установленных, а также взаимосвязь с общей образовательной программой (ООП).
Ключевые слова: дополнительные профессиональные компетенции, трехуровневое образование, уровень подготовки кадров высшей квалификации, ФГОС, вариативная часть ООП.
DOI: 10.17803/2311-5998.2016.27.11.108-113
O. A. TARASENKO, Doctor of law, Professor of the Business Law and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) THE FORMATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE SYSTEM OF MULTILEVEL EDUCATION IN FIELD OF STUDY LAW Review. Federal state educational standards of higher education in field of study Law is fixed for educational institutions the obligation to develop additional professional competences. The focus of this article: the study of definitions and methods of determination of additional professional competences, and their delimitation from the statutory, and the relationship with the total educational program. Keywords: additional professional competence, a three-level education, the level of training personnel of higher qualification, the elective part.
Федеральные государственные образовательные стандарты в многоуровневой системе образования по направлению подготовки «Юриспруденция» закрепляют за образовательными организациями обязанность © О. А. Тарасенко, 2016 по определению дополнительных профессиональных компетенций:
"7^естник вврвсемко г. д. 109
//1 университета Вопросы преподавания предпринимательского права
имени o.e. кугафина(мгюА) в системе высшего юридического образования
приказ Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр")»1 в п. 6.2 говорит о том, что каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре; п. 6.2 приказа Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр")»2 закрепляет, что каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Знания, умения, навыки, формируемые вариативной частью, определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре;
приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 "Юриспруденция" (уровень подготовки кадров высшей квалификации)», в свою очередь, устанавливает, что в результате освоения программы аспирантуры у выпускника, помимо универсальных и общепрофессиональных компетенций, должны быть сформированы профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки. Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры образовательная организация формирует самостоятельно, в соответствии с направленностью программы и (или) номенклатурой научных специаль-
тельные профессиональные компетенции». ФГОС для степеней «бакалавр»
ностей, по которым присуждаются ученые степени (п. 5.1, 5.5). ш
Отметим, что процитированные нормы не употребляют термин «дополни- >
Ш □
Ш
Е
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.
СГ
С К
СРЕДА^Ъ
Ч ^^ I
университета
О.Е. Кугафина (МПОА)
и «магистр» оперируют описательной характеристикой знаний, умений и навыков, формируемых образовательной организацией самостоятельно, а ФГОС для уровня высшей квалификации использует по отношению к самостоятельно устанавливаемым организацией компетенциям термин «профессиональные компетенции». Этот законодательный разнобой в терминологии по отношению к самостоятельно определяемым образовательным учреждением компетенциям затрудняет формирование представления об их назначении и содержании. Отрицательный нюанс добавляет и то обстоятельство, что во ФГОС для степеней «бакалавр» и «магистр» термин «профессиональные компетенции» закреплен за компетенциями, установленными в данных актах и формируемыми образовательными учреждениями в обязательном порядке, а ФГОС для уровня высшей квалификации этим же термином обозначает самостоятельно определяемые образовательной организацией компетенции. Принимая во внимание вышесказанное, мы полагаем, что употребление в указанных актах единого термина (например: дополнительные компетенции, дополнительные профессиональные компетенции) по отношению к компетенциям, самостоятельно определяемым образовательной организацией, было бы более логичным. В настоящей работе мы будем употреблять термин «дополнительные профессиональные компетенции» (ДПК) как общий по отношении к компетенциям, самостоятельно определяемым образовательной организацией в ООП любого уровня.
Теперь проанализируем законодательные требования, предъявляемые к определению дополнительных профессиональных компетенций.
ФГОС для степеней «бакалавр» и «магистр» устанавливают, что дополнительные профессиональные компетенции должны расширять или углублять компетенции, формируемые образовательными организациями в обязательном порядке. Овладение ими достигается за счет вариативной (профильной) части ООП, устанавливаемой вузом. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями. Назначение самостоятельно устанавливаемых образовательной организацией ДПК закрепляется только во ФГОС для степеней «бакалавр» и «магистр», которые предусматривают, что ДПК должны позволить обучающемуся успешно осуществлять профессиональную деятельность и или продолжать профессиональное образование (соответственно в магистратуре или аспирантуре). ДПК программы аспирантуры, на наш взгляд, в основном должны быть ориентированы на успешное осуществление профессиональной деятельности, поскольку это уровень подготовки кадров высшей квалификации. Вместе с тем выпускники программы аспирантуры вправе продолжить обучение в докторантуре — как в России, так и за рубежом, в связи с чем нельзя абсолютно исключить приобретение ими дополнительных профессиональных компетенций, позволяющих продолжать профессиональное образование.
Итак, все вышесказанное дает нам возможность утверждать, что дополнительные профессиональные компетенции — это самостоятельно определяемые образовательным учреждением знания, умения и навыки, овладение которыми направлено на углубление законодательно установленных или приобретение новых компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и (или) продолжение профессионального образования.
Ш Щ | уц^ВЕРСИТЕТА Вопросы преподавания предпринимательского права
имени o.e. кугафина(мгюА) в системе высшего юридического образования
Дополнительные профессиональные компетенции должны получить свое отражение в вариативной части ООП соответствующего уровня, а также в рабочих программах конкретных учебных дисциплин. Определение ДПК—довольно сложная задача, однако вполне возможно внести некоторые предложения, которые позволят облегчить этот процесс. Прежде всего сформулировать ДПК возможно посредством качественного преобразования обязательных компетенций, закрепленных во ФГОС для степеней «бакалавр», «магистр» и уровня высшей квалификации. К примеру, ФГОС для степени «бакалавр» закрепляет за образовательными организациями обязанность по формированию ПК-5: «Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности». Содержание данной компетенции возможно углубить, определив ДПК следующим образом: «Способен обобщать практику применения нормативных правовых актов в целях обеспечения реализации компетенции органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, наделенной публичными полномочиями» (по государственно-правовому профилю) или «владеет навыками систематического мониторинга обновления законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и приведения последней в соответствии с его новеллами» (по профилю бизнес-право). Качественно новым преобразованием ПК-5 будет и «владение навыками осуществления профессиональной деятельности в условиях правового вакуума, неоднозначного толкования юридических норм либо отсутствия единообразия судебной практики».
Второй путь — установление новой дополнительной профессиональной компетенции. Создатели ФГОС понимали, что обязательных компетенций может быть недостаточно для осуществления тех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и заложили возможность совершенствования образования посредством самостоятельного определения образовательными организациями ДПК, отвечающих вызовам профессии. К примеру, современные тенденции развития профессии нотариуса показывают, что ее представители расширяют границы профессионального мастерства, включая в свой арсенал дополнительные профессиональные компетенции. Это позволяет им быть более конкурентоспособными по сравнению со своими коллегами. В последнее время это достигается за счет освоения навыков проведения примирительных процедур. Оказывая помощь в сближении позиций и интересов спорящих сторон, нотариусы в конечном счете обеспечивают сторонам бесспорность совершаемого нотариального действия, а себе — возможность получить дополнительный доход3.
Отметим, что согласно Концепции развития до 2017 года сети служб медиации4 медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнитель-
З
Агайнова С. К. Основания и направления внедрения в практику российского нотариата примирительных процедур (медиации) // Судья. 2014. № 7. С. 26—30. Ш
Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших обще-
3
ственно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4557.
□
СРЕДА
11/2016
>
Ч ^^ I
университета
О.Е. Кугафина (МПОА)
ной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности представителями всех социально ориентированных профессий5.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р6, говорит о том, что система образования на всех этапах в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности, в связи с чем, на наш взгляд, целесообразно определить дополнительные профессиональные компетенции, позволяющие реализовать указанную стратегию.
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что базой для определения новой дополнительной компетенции могут выступить конкретные должностные обязанности того или иного специалиста в области юриспруденции, а также программные акты развития, предусматривающие наличие знание, умений и навыков, формирование которых не обеспечивается за счет овладения обязательными компетенциями. При этом вовсе не обязательно, что ДПК должна формироваться по новому для Российской Федерации виду деятельности; достаточно того, что овладение ею невозможно в рамках обязательных компетенций соответствующего ФГОС. Так, анализ ФГОС уровня высшей квалификации позволяет заключить, что овладение предусмотренными им универсальными и общепрофессиональными компетенциями не сможет сформировать «готовность к редакционной деятельности в научно-практическом журнале, посвященном проблемам юридической науки и образования». В этой связи вузы, которые издают научные журналы, могут заложить в вариативную часть ООП аспирантуры овладение данной ДПК, поскольку их материальная база позволит аспирантам проходить практику в ведущих рецензируемых научных журналах.
Учитывая внимание, которое в настоящее время придается проекту Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), а также участию в научно-исследовательской работе (НИР), в вариативной части программы аспирантуры имеет смысл определить такие дополнительные профессиональные компетенции, которые позволят выпускнику овладеть навыками мониторинга научных конкурсов, грантов, оформления конкурсной документации, а также навыками работы в информационно-аналитической системе Science Index, коррекции и поддержания списка публикаций и цитирований образовательной организации в РИНЦ в актуальном состоянии.
В завершение статьи хотелось бы сказать о типичных недостатках ДПК, определяемых образовательными учреждениями. Так, среди рецензируемых нами рабочих программ учебных дисциплин уровня подготовки кадров высшей квалификации часто встречаются компетенции, сформулированные следующим образом: способность квалифицированно преподавать и проводить научные исследования в соответствующей области (например, в области трудово-
5 Букшина С. В. Медиативный подход к урегулированию имущественных споров с
участием несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства //
Семейное и жилищное право. 2016. № 1. С. 3—5.
6 СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
™^ЕСТНИК
в Я университета
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Тарасенко Г. Д.
Вопросы преподавания предпринимательского права в системе высшего юридического образования
113
го права и права социального обеспечения и т.п.). Принимая во внимание, что ОПК-5 изложена во ФГОС для уровня высшей квалификации следующим образом: «готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования», а УК-1 говорит о способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, можно заключить, что подобная ДПК является их компиляцией, конкретизированной в соответствии с изучаемой учебной дисциплиной, она показывает, за счет чего достигается овладение ОПК-5 и частично УК-1, а не представляет собой новую дополнительную профессиональную компетенцию или качественное преобразование обязательных компетенций стандарта. Универсальные и общепрофессиональные компетенции формируются программой аспирантуры в обязательном порядке, применительно к каждой дисциплине овладение ими будет достигаться за счет направленности программы. В связи с этим фактически получается, что по программам, в которых закладываются подобные ДПК, будут формироваться только обязательные компетенции, предусмотренные ФГОС, что недопустимо.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агайнова С. К. Основания и направления внедрения в практику российского нотариата примирительных процедур (медиации) // Судья. — 2014. — № 7. — С. 26.
2. Букшина С. В. Медиативный подход к урегулированию имущественных споров с участием несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства // Семейное и жилищное право. — 2016. — № 1. — С. 3—5.