Научная статья на тему 'О некоторых проблемах перехода к новым стандартам и компетентностной модели обучения студентов агроинженерного вуза'

О некоторых проблемах перехода к новым стандартам и компетентностной модели обучения студентов агроинженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОИНЖЕНЕРИЯ / СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / AGROENGINEERING / THIRD-GENERATION STANDARDS / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Знаев Александр Степанович, Ларионова Галина Александровна, Иванова Светлана Александровна

Проанализированы особенности государственных образовательных стандартов «третьего поколения» по направлению 110800 «Агроинженерия». Отмечено, что основной проблемой перехода к данным стандартам является написание рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате и разработка средств для контроля и оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Знаев Александр Степанович, Ларионова Галина Александровна, Иванова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF TRANSITION TO NEW STANDARDS AND COMPETENCY-BASED MODEL OF TEACHING AGROENGINEERING STUDENTS

The paper contains the analysis of the state educational standards of the «third generation» for major 110 800 «Agroengineering». The authors state that the main problem of transition to these standards is the absence of syllabi in a competency format for the subjects taught as well as the instruments for monitoring and assessing the education quality.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах перехода к новым стандартам и компетентностной модели обучения студентов агроинженерного вуза»

УДК 378.1

А.С. Знаев, канд. техн. наук Г.А. Ларионова, доктор пед. наук С.А. Иванова, канд. техн. наук

Челябинская государственная агроинженерная академия

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ СТАНДАРТАМ И КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

В сентябре 2003 года Россия включилась в процесс глобализации в сфере образования, подписав Болонскую декларацию. В декларации предусматривается повышение конкурентоспособности европейской системы профессионального образования на мировом рынке образовательных услуг путем использования достаточно регламентированных и сопоставимых ступеней (для облегчения возможности трудоустройства), представляющих собой по существу два основных цикла обучения. Бакалавриат — первая ступень высшего образования, продолжительностью не менее трех лет, по завершении которой выпускникам присваивается либо степень бакалавра наук (куда относятся все естественные и точные науки), либо бакалавра искусств (гуманитарные науки). Второй цикл должен вести к получению степени магистра и (или) степени доктора, как это принято во многих европейских странах. Кроме того, в учебных заведениях необходимо внедрение системы кредитов (перезачетных и аккумуляционных) как системы оценок и средства поддержки студенческой мобильности. Мобильность студентов подразумевает свободное передвижение, доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам, признанию и зачету периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе.

Необходимость привести в соответствие образовательную программу российских высших учебных заведений и международные требования Болонских соглашений, а также произошедшие изменения в обществе обусловили появление федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионально образования, так называемых стандартов «третьего поколения».

В соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ 22 февраля 2007 г., были разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» для степеней «бакалавр» и «магистр» (утвержден 9 ноября 2009 г.).

88

Стандарты нового поколения существенно отличаются от предыдущих. Одно из отличий — это отсутствие деления на федеральный, вузовский и национально-региональный компоненты, что позволяет расширить академическую свободу вузов в выборе содержания обучения (в соответствии с предыдущими стандартами вуз мог самостоятельно определять всего около 30—40 % содержания образовательных программ). Изменилась и структура стандарта, представленная из следующих элементов: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации этих программ. В содержании структуры акцент с процесса образования перемещен на результат процесса образования.

Требования к результатам образования сформулированы в виде компетенций (способности применять знания, умения, личностные качества для успешной деятельности в определенной области).

Применительно к сфере высшего образования понятие «компетенция» включает в себя следующее. Студент получает в вузе по избранному профилю образования определенный необходимый объем базовых теоретических знаний и овладевает методикой применения этих знаний в практической деятельности, а также приобретает определенный опыт подобного применения в ходе учебной, производственной и иной практики, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п. Все эти параметры должны оцениваться равнозначно, поэтому их все и объединяет термин «компетенция». Компетенции подразделяются на универсальные (общекультурные), необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки, и профессиональные по направлению специализации в определенных областях деятельности.

Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции позволяют выпускникам гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленными к продолжению образования как на второй магистерской ступени ВПО для бакалав-

ра, так и в сфере дополнительного и послевузовского образования (для бакалавра и магистра).

Набор компетенций различен для различных ступеней ВПО, поскольку он связан с видами деятельности и профессиональными задачами, а они различны для разных ступеней.

Так, выпускник с квалификацией «бакалавр» по направлению 110800 «Агроинженерия» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (табл. 1).

Содержание общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник с квалификацией «магистр», приведено в табл. 2.

Профессиональные компетенции представлены не только как общепрофессиональные, но по видам деятельности выпускников.

При разработке основной образовательной программы (ООП) вуза состав компетенций должен быть расширен за счет дополнительных компетенций, отражающих традиции и специфику образования в конкретном регионе, вузе и т. д.

Для обеспечения профессиональной мобильности студентов стандарты предусматривают возможность осваивать программы по частям, в том числе меняя учебные заведения. Для этого используется модульный принцип построения программ.

Таблица 1

Общекультурные компетенции для бакалавра

Содержание компетенции Код

Владение культурой общения, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе Способность к принятию организационно-управленческих решений и готовность нести за них ответственность Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы Понимание социальной значимости своей будущей профессии Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством работы с информацией Способность к работе с информацией в компьютерных сетях Владение одним из иностранных языков Способность ориентироваться в базовых положениях экономической теории и особенностях рыночной экономики Способность использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-12 ОК-13 ОК-14 ОК-15

Таблица 2 Общекультурные компетенции для магистра

Содержание компетенции Код

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения Способность использовать на практике умения и навыки организации исследовательских проектных работ Способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в смежных областях знаний Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7

Модуль — часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования. Программы состоят из блоков-модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. При этом речь идет не о произвольном выборе студентом тех или иных предметов. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практики, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций).

Для учета и контроля учебного материала, освоенного студентом, применяется новый принцип определения трудоемкости, т. е. сил, времени и средств, затрачиваемых студентом на освоение того или иного модуля. Трудоемкость оценивается не только в академических или астрономических часах (этот традиционный способ ориентирован прежде всего на аудиторные занятия), а в особых условных единицах — кредитах, позволяющих оценивать также самостоятельную работу студентов, на которую сделан акцент в ФГОС ВПО.

В стандартах представлены требования к структуре ООП бакалавриата и магистратуры.

ООП предусматривают изучение следующих учебных циклов и разделов (табл. 3).

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в магистратуре (аспирантуре).

Наиболее важным и сложным этапом при разработке ООП вуза является подготовка рабочих программ дисциплин, модулей и практики в компетент-ностном формате. Их принципиальная особенность проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи

рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практики как между собой, так и со следующими системообразующими компонентами (разделами) из общей структуры ООП, реализующей ФГОС ВПО.

Помимо традиционных требований в состав учебной программы дисциплины (модуля), практики рекомендуется внести следующую информацию [1]:

• перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения и соответствующих компетенций;

• матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;

• перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций (групп компетенций);

• перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформирован-ности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций). Основная проблема состоит в необходимости технологического описания перехода в рабочей программе от содержания дисциплины, т. е. от того, чему преподаватель должен учить студента, к результатам образования.

Результаты образования — это формулировка того, что будет знать, понимать и в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения. Основное требование к формулировкам результатов образования состоит в том, что они должны быть выражены простыми терминами, понятными и студентам, и преподавателям, и работодателям, и внешним экспертам.

В соответствии с рекомендациями [4] в результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) знать; 2) уметь; 3) владеть.

Для представленных результатов образования должны быть разработаны средства и процедуры оценки этих результатов, т. е. необходимо создать оценочные и диагностические средства для контроля качества образования как в курсах общеобразовательных, так и специальных дисциплин.

Реализация компетентност-Таблица 3 н°го подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В ФГОС ВПО поставлена и решается задача увеличения практической составляющей в учебном

Учебные циклы и разделы

Бакалавр Магистр

Б.1 — гуманитарный, социальный и экономический циклы Б.2 — математический и естественно-научный циклы Б.3 — профессиональный цикл Б.4 — физическая культура Б.5 — учебная и производственная практика Б.6 — итоговая государственная аттестация М.1 — общенаучный цикл М.2 — профессиональный цикл М.3 — практика и научно-исследовательская работа М.4 — итоговая государственная аттестация

процессе и решать ее нужно за счет активизации самообразовательной деятельности будущих специалистов.

Список литературы

1. Проектирование компетентностно-ориентиро-ванных рабочих программ учебных дисциплин (моду-

лей), практики в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. — 64 с.

УДК 378

Д.В. Романов, канд. пед. наук О.Г. Нечаева

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Широкое использование вычислительной техники во всех сферах деятельности современного инженера предъявляет к его профессиональной квалификации ряд дополнительных требований, заключающихся в овладении новыми информационными, в значительной мере формализованными технологиями инженерного труда. Однако сущность инженерной квалификации остается прежней и заключается не только во владении формализованными методами решения инженерных задач, но и в развитой интуиции, так называемом инженерном чутье, опирающемся на знание фундаментальных физических свойств технических объектов и процессов и умение глубоко анализировать эти свойства. Такие профессиональные качества всегда ценились в инженере, а к настоящему времени их роль в связи с широким внедрением информационных технологий в различные области, в частности, в сельское хозяйство, еще более возросла. Чтобы строить адекватные математические модели, необходимо глубоко понимать физическую природу объектов моделирования. Чтобы принимать технически грамотные решения при работе с системами автоматизированного проектирования (САПР) или другими че-ловеко-компьютерными комплексами, необходимо уметь правильно воспринимать и осмысливать результаты вычислений, учитывать трудно формализуемые факторы, всегда имеющиеся в инженерном труде [1].

В активной информационной деятельности инженера компьютер и САПР являются интеллектуальными субъектами взаимодействия с ним, его партнерами и ближайшими помощниками. Поэтому использование новых информационных технологий САПР в инженерном образовании становится, по существу, социально-экономической потребностью, а использование графических навыков без

знания информационных технологий сегодня уже невозможно [2].

Таким образом, САПР в инженерно-графическом образовании повышают качество знаний и умений студентов, во многом способствуя:

• развитию когнитивных (познавательных) способностей, стремлению к самосовершенствованию;

• реальной профессиональной ориентации и формированию инженерной компетентности будущих специалистов;

• динамическому обновлению содержания, форм и методов учебно-воспитательных процессов;

• раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей студентов, воспитанию уникального сочетания их личностных качеств и профессиональных требований к будущим инженерам.

Кроме того, применение компьютеров создает психологическую комфортность обучения, т. е. студент может почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что, в свою очередь, делает процесс обучения более продуктивным [3].

В реализации САПР важная роль принадлежит компьютерной графике. Она находит свое непосредственное применение в образовании, так как позволяет реализовать дидактический принцип наглядности. Графический пользовательский интерфейс создается таким образом, что представленные в нем текст и графика выглядят максимально реалистичными, а анимация позволяет плавно перемещать статические образы, превращая их в динамичную графику. Соответственно форме представления меняется механизм восприятия и осмысления информации: от теоретико-понятийного к теоретико-образному или наглядно-образному.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.