УДК 378.1
А.С. Знаев, канд. техн. наук Г.А. Ларионова, доктор пед. наук С.А. Иванова, канд. техн. наук
Челябинская государственная агроинженерная академия
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ СТАНДАРТАМ И КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
В сентябре 2003 года Россия включилась в процесс глобализации в сфере образования, подписав Болонскую декларацию. В декларации предусматривается повышение конкурентоспособности европейской системы профессионального образования на мировом рынке образовательных услуг путем использования достаточно регламентированных и сопоставимых ступеней (для облегчения возможности трудоустройства), представляющих собой по существу два основных цикла обучения. Бакалавриат — первая ступень высшего образования, продолжительностью не менее трех лет, по завершении которой выпускникам присваивается либо степень бакалавра наук (куда относятся все естественные и точные науки), либо бакалавра искусств (гуманитарные науки). Второй цикл должен вести к получению степени магистра и (или) степени доктора, как это принято во многих европейских странах. Кроме того, в учебных заведениях необходимо внедрение системы кредитов (перезачетных и аккумуляционных) как системы оценок и средства поддержки студенческой мобильности. Мобильность студентов подразумевает свободное передвижение, доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам, признанию и зачету периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе.
Необходимость привести в соответствие образовательную программу российских высших учебных заведений и международные требования Болонских соглашений, а также произошедшие изменения в обществе обусловили появление федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионально образования, так называемых стандартов «третьего поколения».
В соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ 22 февраля 2007 г., были разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» для степеней «бакалавр» и «магистр» (утвержден 9 ноября 2009 г.).
88
Стандарты нового поколения существенно отличаются от предыдущих. Одно из отличий — это отсутствие деления на федеральный, вузовский и национально-региональный компоненты, что позволяет расширить академическую свободу вузов в выборе содержания обучения (в соответствии с предыдущими стандартами вуз мог самостоятельно определять всего около 30—40 % содержания образовательных программ). Изменилась и структура стандарта, представленная из следующих элементов: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации этих программ. В содержании структуры акцент с процесса образования перемещен на результат процесса образования.
Требования к результатам образования сформулированы в виде компетенций (способности применять знания, умения, личностные качества для успешной деятельности в определенной области).
Применительно к сфере высшего образования понятие «компетенция» включает в себя следующее. Студент получает в вузе по избранному профилю образования определенный необходимый объем базовых теоретических знаний и овладевает методикой применения этих знаний в практической деятельности, а также приобретает определенный опыт подобного применения в ходе учебной, производственной и иной практики, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п. Все эти параметры должны оцениваться равнозначно, поэтому их все и объединяет термин «компетенция». Компетенции подразделяются на универсальные (общекультурные), необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки, и профессиональные по направлению специализации в определенных областях деятельности.
Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции позволяют выпускникам гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленными к продолжению образования как на второй магистерской ступени ВПО для бакалав-
ра, так и в сфере дополнительного и послевузовского образования (для бакалавра и магистра).
Набор компетенций различен для различных ступеней ВПО, поскольку он связан с видами деятельности и профессиональными задачами, а они различны для разных ступеней.
Так, выпускник с квалификацией «бакалавр» по направлению 110800 «Агроинженерия» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (табл. 1).
Содержание общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник с квалификацией «магистр», приведено в табл. 2.
Профессиональные компетенции представлены не только как общепрофессиональные, но по видам деятельности выпускников.
При разработке основной образовательной программы (ООП) вуза состав компетенций должен быть расширен за счет дополнительных компетенций, отражающих традиции и специфику образования в конкретном регионе, вузе и т. д.
Для обеспечения профессиональной мобильности студентов стандарты предусматривают возможность осваивать программы по частям, в том числе меняя учебные заведения. Для этого используется модульный принцип построения программ.
Таблица 1
Общекультурные компетенции для бакалавра
Содержание компетенции Код
Владение культурой общения, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе Способность к принятию организационно-управленческих решений и готовность нести за них ответственность Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы Понимание социальной значимости своей будущей профессии Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством работы с информацией Способность к работе с информацией в компьютерных сетях Владение одним из иностранных языков Способность ориентироваться в базовых положениях экономической теории и особенностях рыночной экономики Способность использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-12 ОК-13 ОК-14 ОК-15
Таблица 2 Общекультурные компетенции для магистра
Содержание компетенции Код
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения Способность использовать на практике умения и навыки организации исследовательских проектных работ Способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в смежных областях знаний Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7
Модуль — часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования. Программы состоят из блоков-модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. При этом речь идет не о произвольном выборе студентом тех или иных предметов. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практики, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций).
Для учета и контроля учебного материала, освоенного студентом, применяется новый принцип определения трудоемкости, т. е. сил, времени и средств, затрачиваемых студентом на освоение того или иного модуля. Трудоемкость оценивается не только в академических или астрономических часах (этот традиционный способ ориентирован прежде всего на аудиторные занятия), а в особых условных единицах — кредитах, позволяющих оценивать также самостоятельную работу студентов, на которую сделан акцент в ФГОС ВПО.
В стандартах представлены требования к структуре ООП бакалавриата и магистратуры.
ООП предусматривают изучение следующих учебных циклов и разделов (табл. 3).
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в магистратуре (аспирантуре).
Наиболее важным и сложным этапом при разработке ООП вуза является подготовка рабочих программ дисциплин, модулей и практики в компетент-ностном формате. Их принципиальная особенность проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи
рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практики как между собой, так и со следующими системообразующими компонентами (разделами) из общей структуры ООП, реализующей ФГОС ВПО.
Помимо традиционных требований в состав учебной программы дисциплины (модуля), практики рекомендуется внести следующую информацию [1]:
• перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения и соответствующих компетенций;
• матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;
• перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций (групп компетенций);
• перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформирован-ности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций). Основная проблема состоит в необходимости технологического описания перехода в рабочей программе от содержания дисциплины, т. е. от того, чему преподаватель должен учить студента, к результатам образования.
Результаты образования — это формулировка того, что будет знать, понимать и в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения. Основное требование к формулировкам результатов образования состоит в том, что они должны быть выражены простыми терминами, понятными и студентам, и преподавателям, и работодателям, и внешним экспертам.
В соответствии с рекомендациями [4] в результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) знать; 2) уметь; 3) владеть.
Для представленных результатов образования должны быть разработаны средства и процедуры оценки этих результатов, т. е. необходимо создать оценочные и диагностические средства для контроля качества образования как в курсах общеобразовательных, так и специальных дисциплин.
Реализация компетентност-Таблица 3 н°го подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В ФГОС ВПО поставлена и решается задача увеличения практической составляющей в учебном
Учебные циклы и разделы
Бакалавр Магистр
Б.1 — гуманитарный, социальный и экономический циклы Б.2 — математический и естественно-научный циклы Б.3 — профессиональный цикл Б.4 — физическая культура Б.5 — учебная и производственная практика Б.6 — итоговая государственная аттестация М.1 — общенаучный цикл М.2 — профессиональный цикл М.3 — практика и научно-исследовательская работа М.4 — итоговая государственная аттестация
процессе и решать ее нужно за счет активизации самообразовательной деятельности будущих специалистов.
Список литературы
1. Проектирование компетентностно-ориентиро-ванных рабочих программ учебных дисциплин (моду-
лей), практики в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. — 64 с.
УДК 378
Д.В. Романов, канд. пед. наук О.Г. Нечаева
Самарская государственная сельскохозяйственная академия
КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Широкое использование вычислительной техники во всех сферах деятельности современного инженера предъявляет к его профессиональной квалификации ряд дополнительных требований, заключающихся в овладении новыми информационными, в значительной мере формализованными технологиями инженерного труда. Однако сущность инженерной квалификации остается прежней и заключается не только во владении формализованными методами решения инженерных задач, но и в развитой интуиции, так называемом инженерном чутье, опирающемся на знание фундаментальных физических свойств технических объектов и процессов и умение глубоко анализировать эти свойства. Такие профессиональные качества всегда ценились в инженере, а к настоящему времени их роль в связи с широким внедрением информационных технологий в различные области, в частности, в сельское хозяйство, еще более возросла. Чтобы строить адекватные математические модели, необходимо глубоко понимать физическую природу объектов моделирования. Чтобы принимать технически грамотные решения при работе с системами автоматизированного проектирования (САПР) или другими че-ловеко-компьютерными комплексами, необходимо уметь правильно воспринимать и осмысливать результаты вычислений, учитывать трудно формализуемые факторы, всегда имеющиеся в инженерном труде [1].
В активной информационной деятельности инженера компьютер и САПР являются интеллектуальными субъектами взаимодействия с ним, его партнерами и ближайшими помощниками. Поэтому использование новых информационных технологий САПР в инженерном образовании становится, по существу, социально-экономической потребностью, а использование графических навыков без
знания информационных технологий сегодня уже невозможно [2].
Таким образом, САПР в инженерно-графическом образовании повышают качество знаний и умений студентов, во многом способствуя:
• развитию когнитивных (познавательных) способностей, стремлению к самосовершенствованию;
• реальной профессиональной ориентации и формированию инженерной компетентности будущих специалистов;
• динамическому обновлению содержания, форм и методов учебно-воспитательных процессов;
• раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей студентов, воспитанию уникального сочетания их личностных качеств и профессиональных требований к будущим инженерам.
Кроме того, применение компьютеров создает психологическую комфортность обучения, т. е. студент может почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что, в свою очередь, делает процесс обучения более продуктивным [3].
В реализации САПР важная роль принадлежит компьютерной графике. Она находит свое непосредственное применение в образовании, так как позволяет реализовать дидактический принцип наглядности. Графический пользовательский интерфейс создается таким образом, что представленные в нем текст и графика выглядят максимально реалистичными, а анимация позволяет плавно перемещать статические образы, превращая их в динамичную графику. Соответственно форме представления меняется механизм восприятия и осмысления информации: от теоретико-понятийного к теоретико-образному или наглядно-образному.
91