Научная статья на тему 'Формирование доходов и расходов бюджета Красноярского края в условиях кризиса'

Формирование доходов и расходов бюджета Красноярского края в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туркина О. В., Гордиенко Г. С.

В данной статье рассмотрены проблемы формирования доходов и расходов бюджета Красноярского края, проведен анализ доходных и расходных статей в 2014 году, выявлены основные направления и тенденции развития бюджетной политики региона на период 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование доходов и расходов бюджета Красноярского края в условиях кризиса»

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

© Туркина О.В.*, Гордиенко Г.С.*

Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Новороссийск

В данной статье рассмотрены проблемы формирования доходов и расходов бюджета Красноярского края, проведен анализ доходных и расходных статей в 2014 году, выявлены основные направления и тенденции развития бюджетной политики региона на период 2015 года.

Ключевые слова кризис, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, профицит бюджета, дефицит бюджета.

В условиях кризиса перед Россией стоят новые задачи, связанные с поддержанием экономики страны, решение которых во многом зависит от формирования новой бюджетной политики государства и его регионов.

Теперь формировать бюджетную политику страны нужно исходя фактических экономический реалий.

Бюджет является одним из механизмов государственного регулирования в части формирования и развития экономической и социальной структуры общества, и представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий [5].

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

1. перераспределительную (перераспределение ВВП);

2. регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

3. стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

4. контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

* Доцент кафедры «Экономики, анализа и управления», кандидат экономических наук.

* Студент кафедры «Экономики, анализа и управления».

Понятие бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С этой точки зрения он рассматривается как финансовый план государства, имеющий главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации. Он определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации [1].

Далее рассмотрим формирование и расходование бюджетных средств Красноярского края в 2014 году.

Преимущества экономики Красноярского края связаны с использованием местной электроэнергии и сырьевых ресурсов, современным технологическим уровнем горнодобывающих предприятий края, явно выраженной экспортной составляющей. Красноярский край постоянно входит в число регионов России с наивысшим объёмом производства. Удельный вес края в промышленности России составляет 4 %, Восточно-Сибирского экономического района - 40 % [7].

В структуре валового регионального продукта края около 53 % составляет промышленность и порядка 7 % - сельское хозяйство. Ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются чёрная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, горнодобывающая, лесная, деревообрабатывающая, целю-лозно-бумажная, химическая, лёгкая и пищевая [7].

Красноярский край входит в число 15 субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают в совокупности более 70 % её товарообмена с иностранными контрагентами.

Рассмотрим динамику доходов и расходов краевого бюджета (рис. 1) [12].

Из данных графика следует, что в бюджете Красноярского края за последние 3 года дефицит. Расходы превышают доходы в 2014 году на 32.6 млрд. руб. Отношение доходов и расходов составляет 81,5 % (в 2013 году - 81,4 %, в 2012 году - 85,4 %).

Профицит бюджета Красноярского края наблюдался в 2008 и 2010 го-дах.Самый высокий процент соотношения доходов и расходов бюджета Красноярского края приходился на период 2010 года и составлял 105,5 %.

С 2008 года сумма доходов бюджета Красноярского края выросла на 16,67 % с 123 млрд. руб. до 143.5 млрд. руб. в 2014 году. Стоит отметить,

что наибольшая сумма доходов в бюджет Красноярского края поступила в 2011 году - 143,7 млрд. руб. По сравнению с 2013 годом уровень доходов бюджета Красноярского края увеличился на 4.8 %.

Расходы за период с 2008 года по 2014 год выросли на 50,12 % и составили 176.1 млрд. руб. Общий уровень расходов 2014 года по отношению к расходам 2013 года вырос на 4,7 %. Следовательно, темпы роста доходных и расходных статей бюджета Красноярского края практически одинаковы в 2014 году.

200

100 80 60 40 20

0 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

-Доходы 123 124,4 136,3 143,7 140,5 136,9 143,5

-Расходы 117,3 136,3 129,2 146,6 164,6 168,1 176,1

Рис. 1. Динамика доходов и расходов бюджета Красноярского края,

млрд. руб.

Дефицит бюджета в 2014 году объясняется снижением собственных доходов субъекта Российской Федерации, уменьшенных из-за негативных внешних факторов. Так, в июне собственные доходы были уменьшены на 8,5 млрд. руб. из-за изменений законодательства. В частности, создание консолидированных групп налогоплательщиков привело к снижению поступлений налога на прибыль в краевой бюджет и перераспределению его в другие субъекты РФ. В том числе в 2014 году были сокращены расходы (на 2,5 млрд. руб.), связанные с работой госаппарата, отменой индексации заработной платы краевых чиновников, отказом от нового капитального строительства за счет государства.

Однако имеющийся на 2014 год рост дефицита не является критическим. Государственный долг Красноярского края составляет всего 3.2 % к ВРП региона, что в пределах нормы. Критический уровень долговой нагрузки (13-15 %).

Перейдем к структуре доходной части бюджета Красноярского края (рис. 2) [12].

Наибольший доход бюджету Края приносят налоговые поступления, в частности, налог на прибыль - 30 %, НДФЛ - 24 %, а также безвозмездные платежи - 16 % и налог на имущество организаций - 12 %.

Наименьший доход в бюджет Красноярского края приходится на: транспортный налог - 1 %; налог, взимаемый в связи с применением УСН - 3 %; прочие поступления, например, штрафы и санкции, доходы от продажи имущества -2%.

■ Безвзмездные поступления ■ Налог на прибыль организаций

■ Налог на доходы физических лиц Акцизы

■ Налог, взимаемый всвязи с применение УСН ■ Налог на имущество организаций

■ Транспортный налог ■ Налог на добычу полезных ископаемых

■ Другие

Рис. 2. Структура доходной части бюджета Красноярского края в 2014 году

По данным консолидированного бюджета Красноярского края в 2014 дефицит бюджета составляет 35,7 млрд. руб. (рис. 3) [12].

250

100 50

0 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

-Доходы 157,7 155,4 178,4 188,8 176,6 175,9 185,6

-Расходы 155,1 172 168,5 193,3 202,4 209,1 221,3

Рис. 3. Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Красноярского края

Если сравнивать консолидированный бюджет Красноярского края с иными крупными бюджетами Сибирского федерального округа, то можно сделать вывод о том, что он является самым дефицитным. Так, расходы Красноярского края в 3 раза выше расходов бюджета Омской области (рис. 4) [12].

Рис. 4. Сравнительная характеристика параметров крупнейших консолидированных бюджетов Сибирского федерального округа на 2014 год

Теперь перейдем к рассмотрению расходной части бюджета Красноярского края.

С 2014 года бюджеты всех уровней субъекта Российской Федерации формируются в новом «программном» формате на основе государственных или муниципальных программ. Это связано со вступившими в силу изменениями в Бюджетный кодекс РФ. Каждая госпрограмма увязывает бюджетные ассигнования с результатами их использования для достижения заявленных целей. Таким образом, программный бюджет призван повысить качество формирования и исполнения главного финансового документа [8].

В связи с этим все расходы из бюджета Красноярского края подразделяются на программные и непрограммные: 97 % программных расходов бюджета приходится на 20 государственных программ [12].

Государственная программа - это документ, определяющий:

1. цели и задачи государственной политики в определенной сфере;

2. способы их достижения;

3. источники финансирования;

4. ожидаемые результаты.

Познакомимся поближе со структурой расходов бюджета Красноярского края (рис. 5) [12].

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что наибольшая часть расходов приходится на развитие образования - 23,9 % и на развитие здравоохранения - 19,8 %.

Меньшая доля бюджетных расходов Красноярского края в 2014 году приходится на:

1. развитие физической культуры - 2,1 %;

2. инвестиционную и инновационную деятельности и развитие малого и среднего бизнеса - 2,1 %;

3. развитие сельского хозяйства - 2,3 %;

4. создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан - 2,5 %;

5. развитие культуры 2,6 %;

23,9%

Рис. 5. Структура расходной части бюджета Красноярского края в 2014 году

Помимо указанных выше расходов, из Краевого бюджета расходуются средства на реализацию указов Президента РФ - 39 млрд. руб. [2, 3].

Вследствие того, что бюджет также включает и источники финансирования его дефицита, обозначим их перечень для покрытия дефицита бюджета Красноярского края.

Источники финансирования дефицита бюджета края в 2014 году имеют следующий состав: облигации - 10,5 млрд. руб.; кредиты - 16.8 млрд. руб.; остатки источников финансирования дефицита бюджета - 4.8 млрд. руб.) и прочие - 0,5 млрд. руб. [12].

Исходя из анализа рассмотренной информации, можно сделать такой вывод, что бюджет Красноярского края является достаточно наряженным в силу того, что перед Краем стоит много задач по реализации различных государственных программ.

Для того, чтобы в полной мере оценить, какими будут структура доходов и расходов бюджета Красноярского края в наступающем новом финансовом 2015 году, проведем сравнительный анализ основных показателей бюджетных доходов и расходов в проектных значениях по более укрупненным статьям на 2015 год (табл. 1) [11].

Из данных табл. 1 следует, что в 2015 году планируется снижение налоговых и неналоговых доходов. Общее сокращение налоговых и неналоговых дохода составит 4 695, 02 млн. руб.

Увеличение доходной части планируется за счет безвозмездных поступлений на 11 334,06 млн. руб. (дотации, субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты) [11].

Таблица 1

Доходы бюджета Красноярского края на 2015 год, млн. руб.

Наименование дохода Закон Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1881 (редакция 07.10.2014) Законопроект Красноярского края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» Отклонение

1 2 3 гр.3-гр.2

Налоговые и неналоговые доходы 144 130,05 139 435,03 -4 695,02

Безвозмездные поступления 15 022,1 26 356,16 11 334,06

В том числе Безвозмездные поступления от другихбюджетов бюджетной системы Российской Федерации 13 100 24 348,02 11 248,02

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 1 092,05 1 178,13 86,06

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций 830 830 -

Итого 159 152,15 165 791,19 17 973,12

Расходную часть бюджета Красноярского края на 2015 год можно разделить по более крупным направлениям для четкого разграничения расходных статей (табл. 2) [11].

Таблица 2

Расходы бюджета Красноярского края на 2015 год, млн. руб.

Закон Краснояр- Законопроект Красно-

Наименование дохода ского края от 05.12.2013 № 5-1881(редакция 07.10.2014) ярского края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» Отклонение

1 2 3 гр.3-гр.2

Общегосударственные вопросы 6 130,723 8 281,220 2 120,5

Национальная оборона 100, 049 116,092 216,141

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 874, 727 945,592 70,865

Национальная экономика 22 568, 625 22 644,390 75,765

Жилищно-коммунальное хозяйство 12 077,879 12 464,588 386,709

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Охрана окружающей среды 280,658 389,997 109,339

Образование 41 465,097 40 105,198 -1 359,899

Культура, кинематография 3 152,504 3 057,059 -95,445

Здравоохранение 30 165,547 28 918,053 -1 247,494

Продолжение табл. 2

Закон Краснояр- Законопроект Красно-

Наименование дохода ского края от 05.12.2013 № 5-1881(редакция 07.10.2014) ярского края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» Отклонение

1 2 3 гр.3-гр.2

Социальная политика 34 136,734 32 977, 562 -1 159,172

Физическая культура и спорт 3 275,799 4 442,531 1 166 732

Средства массовой информации 525,537 527, 448 1 911

Обслуживание государственного и муниципального долга 5 391, 957 6 403,883 1 011,926

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 16 072,858 22 459,925 6 387,067

Итого 180 395, 374 183 733,542 3 338,168

Как видно из табл. 2, в 2014 году плановые расходы на 2015 годы были меньше, чем по Законопроекту Красноярского края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» на 3 338, 168 млн. руб.

В Красноярском крае в 2015 году по проекту сокращены расходы по таким направлениям, как образование на 3,3 %; здравоохранение на 4,1 %; социальную политику на 3,4 %; культуру и кинематографию на 3 %.

По другим направлениям расходования бюджетных средств Красноярского края выявлена тенденция роста расходов. Основное увеличение расходной части бюджета края на 2015 год приходится на межбюджетные трансферты - 39,7 %. Это необходимо для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

В свою очередь возрастут и расходы по тем направлениям, которым в 2014 году уделялось меньшее внимание, например, физическая культура и спорт - на 35,6 %; охрана окружающей среды - на 39 %. Увеличение расходов прогнозируется на обслуживание государственного долга (на 18,8 %).

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что бюджет Красноярского края, как и многих других регионов будет еще не раз пересматриваться, будут вносится корректировки и исправления в Закон о бюджете на 2015 год и плановые 2016 и 2017 годы. Все это естественно связано с неблагоприятной конъюнктурой внутреннего и внешнего рынка и геополитической ситуацией.

Бюджетная политика Красноярского края направлена на повышение доходов, постепенное снижение дефицита бюджета за счет роста эффективности расходов, за счет его покрытия собственными источниками, снижение сумм государственного долга, а также на повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса Красноярского края, необходимое для того, чтобы

все граждане края, а также инвесторы могли узнать о структуре доходов и о направлениях расходования бюджетных средств, и обеспечение сбалансированности бюджетов в условиях кризиса.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_20001.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html.

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/ 05/09/gosupravlenie-dok. html.

5. Единый портал бюджетной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/budget/index.

6. Официальный сайт Законодательного собрания Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sobranie.info/area.php.

7. Официальный сайт ГТРК «Красноярск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasnoyarsk.rfn.ru/region.html?rid=60.

8. Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края. Программный бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin. krskstate.ru/prbudget.

9. Официальный сайт краевой государственной газеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gnkk.ru/news/in-early-2015-budget-krasno-yarsk-can-be-adjusted.html.

10. Официальный сайт Российской газеты. Законопроект Красноярского края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/13/krasno-yarsk-proekt-byudget-reg-dok.html.

11. Официальный сайт счетной палаты Красноярского края. Заключение Счетной палаты Красноярского края на проект закона Красноярского края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkrk.ru/images/zakl789.pdf.

12. Путеводительпо бюджету [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.krskstate.ru/dat/Flash/10/book-2014.swf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.