Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дисциплина / дисциплинированность / игра / формирование / младший школьник / discipline / discipline / game / formation / high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е.А.

В работе рассмотрена значимость дисциплины и дисциплинированности общества, необходимость соблюдения дисциплины младшими школьниками и пути её формирования средствами игры. Рассмотрены цели проведения игр для формирования дисциплинированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING DISCIPLINE OF YOUNGER ONES SCHOOL CHILDREN USING GAME

The paper considers the importance of discipline and the discipline of society, the need for discipline by younger schoolchildren and the ways of its formation by means of play. The objectives of the games for the formation of discipline are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

УДК 37

Сергеева Е.А.

учитель начальных классов Школа № 20 им. Кирилла и Мефодия (г. Великий Новгород, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Аннотация: в работе рассмотрена значимость дисциплины и дисциплинированности общества, необходимость соблюдения дисциплины младшими школьниками и пути её формирования средствами игры. Рассмотрены цели проведения игр для формирования дисциплинированности.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, игра, формирование, младший школьник.

Когда говорят о самых дисциплинированных гражданах, сразу возникает образ Китая, в котором дисциплина общества находится на очень высоком уровне. Это связано с менталитетом страны и большим количеством проверяющих органов: патрули, камеры, общественные отряды, всё это способствует формированию дисциплинированности. В китайском обществе принято безоговорочно соблюдать требования власти, именно по этому этой огромной державе удалось сократить скорость распространения коронавируса в 2021 году.

Россия в этом плане существенно отстаёт в дисциплинированности граждан. На это влияют такие факторы как: нехватка кадров в полиции, огромные территории, не охваченные системой видеонаблюдения, внимание чиновников, обращенное на другие сферы деятельности государства.

Формирование дисциплинированности в России происходит на уровне отдельных республик, областей, муниципалитетов, предприятий. Управляющие органы стараются наладить дисциплину своих подчинённых чтобы те соблюдали субординацию, режим рабочего дня, дресс-код и многое другое. Люди каждый день сталкиваются с правилами и требованиями в своей повседневной жизни, это и поездки на общественном транспорте, и поход в магазин, участие в акциях и внутридомовые отношения. Но на уровне государства меры по формированию дисциплинированности государства принимаются крайне редко.

Существуют и специальные виды дисциплинированности, необходимые для определённых профессий (врач, учитель и др.). В 2023 году все педагоги ознакомились с новым документом «Моральный образ учителя», в котором чётко определены границы дозволенного поведения вне учебного учреждения. Педагог всегда должен оставаться педагогом, уважать администрацию школы и улучшать имидж учреждения своим поведением.

Дисциплина показывает соотношение поступков и уклада жизни человека нормам и устоям, принятым в коллективе. Если рассматривать дисциплинированность как качество личности, то основными её характерными чертами будут поведение человека в различных ситуациях, проявление выдержки, внутренняя организованность, умение нести ответственность, добровольное принятие норм, принципов и устоев.

Вопросы дисциплины обсуждались и имели приоритетное значение во все времена всеми великими педагогами. Данная тема постоянно была предметом споров и рассуждений. Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к следованию дисциплинарным правилам. В этих условиях большую

значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Прежде всего, следует заметить, что ребенок не рождается с дисциплиной, это тот навык, которому его необходимо обучить. В связи с этим дисциплина школьная и дисциплинированность - это показатели воспитания, которые важны и для оценки ребенка и для школы в целом.

Дисциплина словно температура тела ребенка - отклонение от нормы свидетельствует об имеющихся проблемах у школьника.

Для родителей слышать о том, что в школе или конкретном классе отсутствует дисциплина означает, что это плохой класс или школа. Ребёнка следует вести учиться в другое школьное учреждение. Ученик с плохой дисциплиной подрывает мнение сразу обо всем классе и влияет на имидж всей школы. Также следует отметить, что многие люди воспринимают дисциплину как нечто противоположное свободе, как ограничение, принуждение, лишение.

Игра - это способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является жизненно важной на ряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, обучении, защите. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности.

Несомненно, одним из самых эффективных средств для развития дисциплинированности является игра, ведь важен сам процесс, а не результат. Главное увлечься и не думать о последствиях, к которым она может привести. Положительный аспект применения игры заключается в том, что она является характерной и своеобразной формой активности ребёнка. С её помощью он учится и приобретает опыт. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Переход из основной деятельности дошкольников (игровой деятельности), к основной деятельности учеников (учебной деятельности) проходит благополучно с помощью сочетания игровой и учебной деятельности.

Учащимся начальной школы нужна частая смена видов деятельности. Именно с помощью игры можно легко переключить внимание ученика, сменить вид работы, снять напряжение.

Игра необходима, ведь позволяет решать задачи возрастного развития. Именно в этом возрасте через игру можно развить, обучить, скорректировать, воспитать. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

При разработке и подборе игр во внимание были взяты возрастные особенности четвероклассников, такие как: подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, быстрый рост, хорошее запоминание всего нового.

Таким образом, организация игр на уроках позволяет учителю оказывать латентное влияние на учащихся и тем самым развивает дисциплинированность, коммуникативные навыки. Всё это имеет актуальную проблему в школе. Как известно учащиеся мало двигаются, на переменах, сидят за партами и играют в интернет-игры, почти не уделяя внимания своим одноклассникам и физическим упражнениям.

Практически организуя игру как средство формирования дисциплинированности на уроках и переменах в начальной школе, педагог должен преследовать следующие цели:

1. Помочь детям правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять поставленные обязанности.

2. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.

3. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения.

4. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.

5. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.

6. Научить детей выходить из конфликтов.

Анализируя всё выше сказанное, можно с уверенностью говорить, что игра способна помочь ребёнку в формировании дисциплинированности. Нарушение дисциплины — это не всегда осознанное проявление личности. В большинстве случаев это реакция на раздражитель или ситуацию, из которой ребёнок не может найти другой выход. Суть игры как средства формирования дисциплинированности в том, чтобы показать, как можно справиться с той или иной ситуацией и потом из игры перенести эти умения в жизнь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология - М.: Эксмо, 2013. - 409 с.;

2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 е.;

3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск.: Знание, 2010. - 256 с

Sergeeva E.A.

Cyril and Methodius School No. 20 (Veliky Novgorod, Russia)

FORMING DISCIPLINE OF YOUNGER ONES SCHOOL CHILDREN USING GAME

Abstract: the paper considers the importance of discipline and the discipline of society, the need for discipline by younger schoolchildren and the ways of its formation by means of play. The objectives of the games for the formation of discipline are considered.

Keywords: discipline, discipline, game, formation, high school student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.