1
УДК 373.1.02
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Ацдатпа
Автор Krni мектеп жасын ойынды тэрбиелеу YPAÏcÏHe eHri3y Yшiн ен колайлы уакыт деп есептейдi. Гимназиянын дене тэрбиес м¥Fалiмдерi тиiмдi деп санайтын ойын Yлгiлерiн мысал ретiнде келтiредi. Козгалмалы ойындар балалардын сана тэрбиесiн тэр-биелеуде манызды рел аткаратынын айтады. Ойынды ^йымдастыру жэне баскару бойынша ^сынымдар бе-редi.
Аннотация
Автор рассматривает младший школьный возраст как наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания. Приводит примеры игр, которые учителя физической культуры гимназии считают наиболее эффективными. Подчёркивает, что подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей. Даёт рекомендации по организации и руководству игрой.
Annotation
The author considers junior school age as optimum time for inclusion of a game in teaching and learning process. Gives examples of the games which Physical Education teachers of the gymnasium assume to be the most effective. Emphasizes that active playing is of large importance in children's conscious discipline forming. Makes recommendations about organization and management of a game.
Игра является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания. Я считаю, что задача учителя - сделать серьезные занятия для ребенка занимательными, что позволит свести до минимума утомляемость и напряжение ученика, в течение всего урока поддерживать его внимание. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры [1].
Н.И. Шаркова,
гимназия № 5,
г. Рудный, Костанайская область
Неггзгг свздер: баста-уыш мектеп жасы, ойын, тэрбие.
Ключевые слова: младший школьный возраст, игра, воспитание.
Keywords: junior school age, game, education.
t* S X
ш
О
«
о с о
1-4
W
si
2
с
H
о
п о
с *
s
X
<с
H
s с о о m
ш
ч
W О о. С
ш
X
-а
g
H *
С
1
X
ш
ч
о
«
о с о
1-4
м ^
2
<
н
о
£ «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. С
ш л X -а
£
н *
с
Одним из основных условий успешного решения задач физического воспитания является активная двигательная деятельность детей, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы.
Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников не идентичны.
Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, а с другой - требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.
Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Такие игры дают участникам широкий набор способов поведения, их действия нельзя заранее предугадать. Подвижные игры развивают ловкость, быстроту реакции, смекалку.
Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам, - игра.
На протяжении многих лет мои коллеги вели поиск новых форм и систем физического воспитания детей.
Было апробировано множество методов и подходов к обучению, пока не выработали свою систему, по которой, исходя из нашего опыта, стали работать многие школы города.
Система основана на специализации по игровым видам спорта. Игра - смысл жизни ребенка, фактор формирования личности.
Учителя физической культуры нашей школы на уроках в начальных классах ис-
пользуют игровой и соревновательный методы обучения. Например, бег по прямой - не повторный бег, а эстафеты, челночный бег. Метание на дальность - подвижные игры «Охотники и утки», «Перестрелка», «Снайперы», «Камни в чужом огороде».
Не рекомендуются подъем и переноска больших грузов, подтягивание на руках, силовые игры. Большая силовая нагрузка ведет к преждевременной остановке роста, к расстройствам сердечной деятельности.
Для детей 9-10 лет можно допускать силовые упражнения, но кратковременные -игры с различными перетягиваниями, «бой петухов» (для мальчиков) и т. п. Можно разрешать занятия на так называемых гимнастических городках (качели с лестницами, канатами и шестами для лазания). Занятия на гимнастических снарядах - брусьях, кольцах, перекладине без специального наблюдения педагога по физической культуре разрешать не надо.
На уроках в Ш-^ классах большое место продолжают занимать подвижные игры. Игры, предлагаемые для изучения техники метания мяча, содержат все основные виды метаний - на дальность и точность в неподвижную горизонтальную и вертикальную цель. Использование малых и больших (лёгких) мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивает глазомер, совершенствует координацию движений. Закрепление техники движений в играх должно проводиться только после ее детального разучивания. Технически правильное выполнение бросков должно быть основным условием игры.
Наиболее распространенные игры с метаниями для учащихся III класса - «Кто самый меткий», «Школа мяча», «Попади в цель», «Выиграть время дальними бросками», «Пятнашки с мячом», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Заставь отступить», «Дальние броски», «Защита крепости», «От щита - в поле»; для учащихся IV класса - «Ловкие и меткие», «Лапта», «Кру-
ДШ
говой обстрел» и др.
Особое место в занятиях с учащимся III-IV классов при изучении метаний занимают различные эстафеты. Участники эстафет ведут борьбу с соперниками самостоятельно (поочередно) или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи товарищей, но без вступления в непосредственный контакт с членами других команд. Личная ответственность каждого участника эстафеты в борьбе за победу команды является ценным воспитательным фактором[2].
Необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не только физических качеств, но и точности движений, умения управлять своими усилиями при метании различных снарядов с соблюдением рациональной техники. Все это роднит эстафеты со спортивными соревнованиями.
Таким образом, подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастов. Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
• наблюдение за действиями учеников;
• устранение ошибок;
• коллективные приемы;
• пресечение проявлений индивидуа-
лизма, грубого отношения к игрокам;
• регулировка нагрузок;
• стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры [5].
На уроках физической подготовки подвижные и спортивные игры проводятся преимущественно специалистом - учителем по физической культуре и являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения здоровья младших школьников[5].
Разумное использование резервов игровой двигательной активности - подвижных, оздоровительных игр и игровых упражнений, игр спортивного характера и др. должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада/Сост. Бондарен-ко А.К., Матусик А.И.-2-еизд., перераб. и доп.-М:Просвещение,1983.
2.Былеева Л.В.. Коротков И.М. Подвижные игры-М.: ФиС. 2002.
3.Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — Соч. в 7-ми т., т. 4, М„ 1957, с. 383.
4.Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника// Избр. произв. В пяти томах. -Т.1. - К.: Рад. школа, 1979
5.Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001
6.Жуков М.Н. Подвижные игры.- М.: Изд-во: академия. -200.-160с.
К
х
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м ^
2
с н
о «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. X
ш
X -а
¡3
Н *
С