УДК 371.487
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-55-64
Поступила в редакцию / Received 03.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.10.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021
оригинальная статья
Сюжетно-игровые приемы воспитания дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности
Васильева Екатерина Дмитриевна и , Алисов Евгений Анатольевич ©
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1 и [email protected]
Аннотация. Освещены диагностические и методические аспекты воспитания дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности. Сконструирован критериально-диагностический инструментарий, в соответствии с выделенными критериями и показателями которого разработана система сюжетно-игровых приемов воспитания дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности. Конкретно--научный уровень работы обеспечивают: теория игры, рассматривающая ее как феномен культуры, деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза; теории и концепции индивидуальности личности, представления о человеке как субъекте деятельности и жизни; теории развивающего обучения; современные теории и концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания. Результаты исследования могут использоваться педагогами дополнительного образования художественной направленности, работающими с детьми младшего школьного возраста для разработки методических материалов и рекомендаций.
Ключевые слова: дисциплинированность; саморегуляция; теория и методика воспитания; хореографическая деятельность; сюжетно-игровые приемы; критериально-диагностический инструментарий; младший школьный возраст; танцевально-игровая гимнастика
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Васильева Е.Д., Алисов Е.А. Сюжетно-игровые приемы воспитания дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 55-64. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-55-64
© Васильева Е.Д., Алисов Е.А., 2021
original article
Plot and game techniques of disciplining junior schoolchildren in choreographic activity
Ekaterina D. Vasileva h © , Evgenii A. Alisov
©
Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Ave., Moscow 129226, Russian Federation h [email protected]
Abstract. We consider the diagnostic and methodological aspects of disciplining junior schoolchildren in choreographic activity. In accordance with the selected criteria and indicators of a criterion-diagnostic toolkit we develop a system of plot-game techniques for disciplining junior schoolchildren in choreographic activity. The concrete scientific level of work is provided by game theory, which considers it as a cultural phenomenon, as an activity that occurs at a certain stage of ontogenesis; theories and concepts of personality individuality, ideas about a person as a subject of activity and life; theories of developmental learning; modern theories and concepts of personality-oriented education and upbringing. The results of the study can be used by teachers of additional education of artistic orientation working with children of primary school age to develop methodological materials and recommendations.
Keywords: discipline; self-regulation; theory and methodology of education; choreographic activity; plot-game techniques; criteria-diagnostic tools; primary school age; dance-game gymnastics
There is no conflict of interests
For citation: Vasileva E.D., Alisov E.A. Syuzhetno-igrovye priemy vospitaniya distsiplinirovannosti mladshikh shkol'nikov v khoreograficheskoy deyatel'nosti [Plot and game techniques of disciplining junior schoolchildren in choreographic activity]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 55-64. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-55-64 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Хореографический коллектив представляет собой активную среду взаимодействия детей и обладает выраженным потенциалом в воспитании творческой, всесторонне развитой личности [1; 2], развивая коммуникации, навыки сотрудничества, способствуя их позитивной социализации. Хореография играет важную роль в организации внеурочной деятельности как компонента Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и дополнительного образования детей.
Младший школьный возраст является сензитивным для усвоения социальных норм, нравственного развития и развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов, формирования дисциплинированности и ответственного поведения.
Для воспитания дисциплинированности у детей младшего школьного возраста педагогами используются различные методы и приемы, среди которых особое место занимают сюжет-но-игровые приемы, которые, несмотря на эмоциональную насыщенность и притягательность для воспитанников, тем не менее в практике управления отдельными видами их деятельности востребованы недостаточно. Сю-жетно-игровые приемы предполагают импровизированное разыгрывание определенной ситуации, в ходе которой ребенок, как правило, играет роли взрослого человека и усваивает некий социальный опыт [3; 4], нормы и правила, алгоритмы действий или способы решения определенных проблем.
Актуальность исследования, прежде всего, обусловлена недостаточным освещением вопросов управления дисциплиной младших школьников [5] в хореографической деятельности, где игра до недавнего времени рас-
сматривалась, главным образом, как средство развлечения. Также обращает на себя внимание необходимость совершенствования педагогической подготовки руководителей хореографических коллективов [6; 7], учета современных тенденций функционирования образовательных организаций [8].
Цели работы:
- сконструировать критериально-диагностический инструментарий оценки дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности;
— в соответствии с выделенными критериями и показателями разработать систему сюжетно-игровых приемов воспитания дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе настоящего исследования был сконструирован критериально-диагностический инструментарий оценки дисциплини-
рованности младших школьников в хореографической деятельности (табл. 1).
Система сюжетно-игровых приемов воспитания дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности выстраивалась в соответствии с выделенными критериями и показателями. Приводим описание конкретных сюжетно-игровых приемов, которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования, работающими с детьми младшего школьного возраста для управления дисциплиной на занятиях хореографией.
1. Показатель «Субъективная оценка значимости занятий хореографией».
1.1. Сюжетно-игровой прием «Знакомство с богиней Терпсихорой».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, костюмы для танца «Сиртаки» по количеству обучающихся (хитоны, повязки, сандалии).
Таблица 1
Критериально-диагностический инструментарий оценки дисциплинированности младших школьников в хореографической деятельности
Table 1
Evaluation criteria and diagnostic tools for discipline of junior schoolchildren in choreographic activities
Критерии Criteria Показатели Indicators Методики Methods
Ответственность Responsibility Субъективная оценка значимости занятий хореографией Subjective assessment of choreography classes significance Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна S.Ya. Rubinshtejn's in the modification of V.F. Morgun "Week Scheduling" methodology
Добросовестность Conscientiousness Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Н.В. Кулешовой N.V. Kuleshova's "What's Good and What's Bad" methodology
Организованность Organization Умение контролировать свое поведение на занятиях хореографией Ability to control your behavior in choreography classes Методика «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла» (детский вариант) Methodology "R. Cattell's multi-factor personality questionnaire" ( version for children)
Сплоченность обучающихся в хореографическом коллективе Student cohesion in the choreographic team Методика «Мой класс» Ю.З. Гильбуха Yu.Z. Gilbuh's "My Class" methodology
Саморегуляция Умение самостоятельно справляться с возникшей на занятиях хореографией агрессией Ability to independently cope with the aggression that arose in the choreography classes Методика изучения агрессивности «Карта наблюдения Д. Стотта» Aggressiveness Study Methodology "D. Stott's Observation Map"
Self-control Настойчивость в достижении целей на занятиях хореографией Persistence in achieving goals in choreography classes Методика «Раскрашивание кружков» Л.М. Ши-пицыной L.M. Shipisyna's methodology "Painting circles"
Наглядный материал: изображение Богини Терпсихоры, античный мир Древней Греции (фрески, картины).
Описание процесса применения:
Педагог: «Сегодня мы отправимся в далекое прошлое, в Древнюю Грецию, в великолепный период Античности. Кто из вас слышал о Древней Греции? О мифах и легендах Древней Греции? (беседа с детьми) Каких богов Древней Греции вы знаете?» (беседа с детьми).
Педагог: «Молодцы! Как много вы знаете о древних богах! Но сегодня я хочу познакомить вас с еще одной богиней, Терпсихорой - богиней танца, в греческой мифологии она была дочерью Зевса и Мнемосины, одной из девяти муз, покровительницей танца. У древних греков танец очень ценился и был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой» (демонстрация изображений Терпсихоры, античного мира Древней Греции).
Педагог: «Посмотрите, Терпсихора изображалась древними греками на фресках в виде молодой девушки в танцевальной позе, с улыбкой на лице. Греки ее называли музой, открывающей людям гармонию между внешним и внутренним мирами, между душой и телом. В Древней Греции хореография была обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, танец должен отражать настроение мысли и чувства. Греки ставили танец на одно из самых важных мест в обучении детей, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и театральное искусство. Они считали, что именно танец делает людей счастливыми».
Педагог задает вопросы детям: «Как вы считаете, правильно ли рассуждали греки?», «Почему?», «Как вы думаете, действительно ли важно заниматься хореографией и не пропускать ни одного занятия?» (дети отвечают).
Педагог: «А теперь я предлагаю вам научиться выполнять несколько движений, как древние греки. Итак, представим, что мы греки. Надеваем сандалии, хитон (объясняет, что это такое) и повязку на голову. Надели? Тогда знакомимся с танцем «Сиртаки» (разучивание движений танца).
Рефлексия: в конце занятия проводится беседа с детьми, показывающая значимость занятий хореографией.
1.2. Сюжетно-игровой прием «Хорео-блогер или зачем я сегодня пришел на занятия хореографией?».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Представьте, что вы известные блогеры и ведете блог о хореографии. Каждый из вас сейчас в своем блоге расскажет о том, зачем нужна хореография и ответит на вопрос: «Зачем я сегодня пришел на занятия хореографией?». Видео должно быть ярким и коротким. Все готовы?».
Дети по очереди имитируют ситуацию, где блогер ведет трансляцию в хореографическом классе и рассказывает свою историю.
Рефлексия: в конце занятия педагог вместе с детьми подводит итоги работы каждого обучающегося, вместе отвечая на вопрос: «Смог ли я сделать то, зачем я пришел на занятия по хореографии?».
2. Показатель «Добросовестность».
2.1. Сюжетно-игровой прием «Планерка».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Представьте, что мы очень известная бизнес-компания, которая ищет среди множества людей только самых лучших, добросовестно выполняющих свою работу, сотрудников. Иногда даже в самую известную компанию попадают те, кто нарушает рабочую дисциплину, ленится и не выполняет поручения руководства. Скажите мне, нужны ли известной бизнес-компании такие сотрудники?».
Педагог: «Правильно, конечно же, нет. И сегодня я как президент известной бизнес-компании буду наблюдать, кто из вас добросовестно относится к занятиям и своему труду, а кто нарушает дисциплину и ленится, хорошо? А в конце урока я как президент поблагодарю и пожму руку самым добросовестным сотрудникам, а тем, кому я не по-
жму руку, стоит задуматься о своей добросовестности! Все согласны?».
Рефлексия: в конце занятия педагог с обучающимися обсуждают, как приятно чувствовать свою добросовестность и получать заслуженную благодарность.
2.2. Сюжетно-игровой прием «Добропорядочный ученик».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Как вы думаете, что такое «добросовестность»? Кто он, добросовестный человек? Давайте вместе его охарактеризуем. Кто из вас хочет быть добросовестным человеком?».
Педагог: «Руководительница ансамбля приготовила для вас необычный подарок -особенные футболки с изображением (логотипом) нашего ансамбля. Это не простая футболка, а вещь, которую могут надеть только добросовестные ученики, которые честно и старательно трудятся на занятии, с добротой относятся к одногруппникам, с уважением относятся к педагогам и старшим ученикам нашего ансамбля. Вы видели такие футболки на старших детях? Каждый из них получил ее неспроста, а за добросовестное отношение к занятиям в ансамбле. Вы хотите получить и с честью носить такие футболки?».
Педагог: «В течение двух недель я буду наблюдать за вашим добросовестным отношением к занятиям, к педагогам, друг к другу и в пятницу N числа каждый из вас будет награжден по заслугам. Хорошо? Будем стараться?».
В течение двух недель ведется наблюдение за детьми, конфликтные ситуации позитивно разбираются на занятии, в конце второй недели руководитель лично вручает каждому обучающемуся футболку с логотипом.
Рефлексия: педагог вместе с детьми вспоминает, почему каждый из них носит футболку с логотипом.
3. Показатель «Умение контролировать свое поведение на занятиях хореографией».
3.1. Сюжетно-игровой прием «Робо-кнопочки».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Вам нравятся роботы? А как роботы включаются? Какое устройство отвечает за включение и выключение робота?».
Дети: «У робота есть кнопки «Пуск» и «Выключение».
Педагог: «Ребята, а кто из вас знает, как роботу удается всегда контролировать свое поведение?».
Дети: «Он следует специальной программе, которая находится в процессоре робота», «Программа и заложенные в ней правила контролируют поведение робота».
Педагог: «Поднимите руку, кто желает получить такую же волшебную кнопку, как у робота? Сегодня я вам предлагаю на занятии побыть в роли хорошего дисциплинированного робота. Сейчас я вам приклею на футболки две кнопочки: красную и голубую. Голубая кнопочка означает, что вы включены, а красная кнопочка означает, что вы выключены. Сейчас я вам прочту шесть правил поведения, которые вы должны соблюдать. Когда мы выучим эти правила, я нажму на голубую кнопочку и включу вас, потом мы продолжим занятие, но... если кто-то из вас нарушит одно или несколько из шести правил, то я нажму на красную кнопочку и выключу робота. А это значит, что вы не сможете продолжать двигаться и будете вынуждены стоять без движения до того момента, пока мы не разберем ситуацию нарушения правила и снова не нажмем голубую кнопочку. Все готовы получить волшебные робо-кнопочки?».
Педагог озвучивает шесть правил поведения на занятиях, разбирает их с детьми и прикрепляет на футболки каждому ребенку кнопочки. В течение занятия он наблюдает за дисциплиной. Если ребенок нарушает правила, то педагог жмет на красную кнопочку, разбирает ситуацию с ребенком и снова «включает» голубую кнопочку, ребенок продолжает заниматься далее.
Рефлексия: в конце занятия педагог и обучающиеся вместе разбирают ситуации нарушения дисциплины, приходят к выводу, что очень важно контролировать свое поведение, потому что тогда обстановка на заня-
тии становится более комфортной, а учебный процесс более продуктивным.
3.2. Сюжетно-игровой прием «Самоконтроль!».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Сегодня мы будем учиться контролировать свое поведение, потому что это важное и нужное качество успешного танцора, человека. Мы «активируем» в себе функцию «Самоконтроль». Задача для всех: если вы вдруг обнаружите, что нарушаете правила дисциплины или ленитесь, то не стесняетесь, поднимите руку вверх и громко говорите: «Самоконтроль!», а те дети, которые будут находиться с вами рядом, пожмут вам руку. Хорошо?» В течение занятия педагог наблюдает за ситуацией, за честностью детей.
Рефлексия: в конце занятия педагог вместе с детьми разбирает количество ситуации, в которых они применили функцию «Самоконтроль», и то, как это помогло другим детям, педагогу.
4. Показатель «Сплоченность обучающихся в хореографическом коллективе».
4.1. Сюжетно-игровой прием «Похвала».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Мы все сегодня плодотворно потрудились, вы большие молодцы! И поэтому сейчас мы будем себя хвалить, потому что мы достойны похвалы! Выстраиваемся все в круг, рядышком, плечом к плечу и повторяем за мной все, что я предложу вам сделать, хорошо?».
Педагог: «Поднимите левую руку, положите ее на голову соседу слева, а теперь погладьте его с добротой и скажите ему: «Ты -хороший!». Опустите левую руку, а правую поднимите вверх, а затем опустите на голову соседу справа, погладьте его с добротой и скажите ему: «И ты хороший!». А теперь поднимите обе руки вверх, положите себе на голову, погладьте себя с добротой и скажите «А я лучше всех!».
Рефлексия: педагог с детьми обсуждает, как хорошо, когда все друг к другу относятся с уважением и доверием, умеют взаимодействовать и слаженно работать.
4.2. Сюжетно-игровой прием «Известные артисты ансамбля народного танца».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, мультимедийное оборудование, ноутбук, спортивные коврики, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Наглядный материал: мультимедийная презентация, видеоролики с выступлениями хореографических коллективов.
Описание процесса применения:
Педагог: «Сегодня мы увидим и оценим выступления известных хореографических коллективов, которые позволят нам понять, чего можно достичь в хореографии. Располагайтесь поудобнее на спортивных ковриках».
Обучающиеся рассаживаются на спортивных ковриках, педагог транслирует видео и наглядный материал, беседует с детьми о том, что им больше всего понравилось.
Педагог: «Ребята, вы много говорили о том, как красиво артисты танцуют, как они красиво исполняют танцевальные движения, вы увидели грациозность девушек, задор и сильный характер парней, красивые костюмы, смогли определить основной сюжет танца. Вы огромные молодцы. Но я хочу вам открыть самый большой и важный секрет этих известных коллективов - это сплоченность, это командный дух! Скажите, а наша группа сплоченная? Наша группа - дружная команда?».
Обучающиеся отвечают (да, нет).
Педагог: «Ребята, я предлагаю вам сегодня на одно занятие почувствовать, что мы известные артисты, готовимся к важным гастролям, на которых нас увидит весь мир и, конечно, мы должны понимать, что наша сила в нашей сплоченности! Вы готовы сегодня стать самым дружным, крепким и сплоченным ансамблем, который увидит мир?».
Педагог: «И я тоже сейчас из вашего педагога превращусь в балетмейстера и буду с вами общаться как со взрослыми известными артистами. Все готовы?».
Рефлексия: в конце занятия балетмейстер известного ансамбля «превращается» снова в педагога, а известные артисты ан-
самбля - в обучающихся и говорят о том, что чувство сплоченности, товарищество и взаимопомощь - важные качества хореографического коллектива.
5. Показатель «Умение самостоятельно справляться с возникшей на занятиях хореографией агрессией».
5.1. Сюжетно-игровой прием «Волшебный шарик».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, резиновые воздушные шары, корзина для надутых шаров больших размеров, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Ответьте, что делает человек, когда у него что-то не получается или он чем-то недоволен?».
Учащиеся: «Злится, обижается».
Педагог: «Да, это так, у человека возникает агрессия. Он начинает кричать, махать руками, может ударить или сам удариться, нанести вред окружающим, он не может контролировать свое поведение. Расскажите мне, пожалуйста, только честно-честно, кто из вас сталкивался с агрессией на наших занятиях? Почему это произошло?»
Обучающиеся делятся с педагогом своими размышлениями. В большинстве случаев причиной возникавшей агрессии на занятиях хореографии являлись «У меня не получалось...», «Ваня меня толкнул и не извинился, а мне было больно и обидно.» и т. п.
Педагог обобщает сказанное и предлагает с сегодняшнего дня запускать «Волшебный шарик». Он показывает детям корзину и емкость с резиновыми воздушными шарами.
Педагог: «Я предлагаю: если вдруг что-то не получается, и вы начали злиться, то подходите, надувайте шарик, завязываете его крепко кладите в большую корзину. Вы должны представить, что всю свою агрессию вы выдыхаете в этот шарик и отправляете его «на переработку». Шарик в корзине к концу занятия превратит ваши неудачи в веселый и чистый воздух, а мы вместе будем лопать эти шарики в конце занятия. Хорошо?».
В конце занятия педагог считает количество шариков, спрашивает, чьи они, узнает причины, разбирает ситуации.
Рефлексия: в конце занятия педагог говорит обучающимся о том, что они должны
внимательнее относиться друг к другу, помогать, дарить хорошее настроение, и тогда шариков станет меньше, а волшебную корзину можно будет отдать тем, кто в ней очень нуждается.
5.2. Сюжетно-игровой прием «Мудрец».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Расскажите мне, пожалуйста, о том, кто такие мудрецы? Какими качествами обладает мудрый человек?».
Обучающиеся называют качества мудрого человека.
Педагог: «Я знаю, что вы смотрели много мультфильмов, кинофильмов и у каждого из вас есть персонаж, которого можно назвать мудрым. Давайте минутку подумаем, и каждый из вас назовет мудрого персонажа, хорошо?»
Обучающиеся после минуты раздумий называют, например, таких персонажей, как: Йода (кинофильм «Звездные войны»), Бей-макс (мультфильм «Город героев»), Моана (мультфильм «Моана») и др.
Педагог: «А теперь расскажите, как ваши персонажи выражают агрессию, если у них что-то не получается? Они обижают других персонажей из-за того, что не могут справиться со своей злобой?».
Обучающиеся: «Нет, они очень добрые персонажи».
Педагог: «Ребята, сегодня каждый из нас войдет в образ выбранного мудрого персонажа, и мы все вместе будем заниматься танцами. Давайте снова познакомимся друг с другом, в образе мудрецов, и продолжим занятие».
Дети протягивают друг другу руки, знакомятся в образах выбранных персонажей.
Рефлексия: в конце занятия педагог говорит о том, что это был очень «мудрый» урок и повторяет слова о том, как важно уметь управлять своими чувствами и эмоциями, чтобы не ранить и не обидеть тех, кто рядом.
6. Показатель «Настойчивость в достижении целей на занятиях хореографией».
6.1. Сюжетно-игровой прием «Дерево целей».
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, белый картон, фломастеры, скотч, доска или арт-зона.
Наглядный материал: «Дерево целей».
Описание процесса применения:
Педагог: «Ребята, а вы целеустремленные? Вы хотите ставить цели и достигать их?».
Обучающиеся: «Да!».
Педагог: «Перед вами находятся листы и фломастеры, и я предлагаю всем вам создать свое «Дерево целей». Я хочу поделиться с вами своими целями. Это мое дерево целей, и главная моя цель - «Научить вас искусству танца». Чтобы достичь этой большой цели я поставила маленькие цели-шаги: «Научить выполнять упражнения в начале занятия для сохранения здоровья и разогрева мышц», «Научить радоваться встрече с музыкой и танцем», «Научить взаимодействовать в паре, в группе, в большом ансамбле», «Сделать каждый урок интересным» и еще много других маленьких целей. Всего их 36. И я предлагаю вам написать на вашем «Дереве целей» главную цель на этот месяц занятий хореографией, и еще 4 маленькие цели, которые позволят вам достичь самой главной. Если вам нужна помощь, то я вам помогу определить цели! Мы расположим ваши деревца на стенде, будем за ними наблюдать, будем стараться достичь каждой цели-шага, чтобы в конце достичь большой главной цели. А в конце месяца мы увидим, достигли ли мы все своих больших целей или нет. Итак, берем фломастеры, листы и рисуем!».
Обучающиеся рисуют «Дерева целей», определяют вместе с педагогом и самостоятельно цели-шаги и записывают их на дереве. Далее эти деревца размещаются на специально созданном стенде в кабинете хореографии.
Рефлексия в конце месяца: педагог снимает со стенда «Дерева целей» и раздает детям, обсуждает с ними достигнутые результаты. Далее можно продолжить работу и написать цели на следующий месяц.
6.2. Сюжетно-игровой прием «Зеркало»
Материально-техническое оборудование: оборудованный хореографический класс, музыкальное оборудование, телефон с видеокамерой.
Описание процесса применения:
Педагог: «Ребята, я предлагаю вам сегодня почувствовать себя зеркалом! Сегодня я пригласила обучающихся старшей группы, которые будут вас обучать новым движениям. Сейчас они вам покажут танец «Русская плясовая», а потом каждый из вас получит в пару старшего танцора, и ваша задача сегодня - научиться у своего старшего товарища новым движениям, которые он вам покажет. Сегодня вы будете в роли зеркала, которое точно отражает то, что видит, а насколько вы хорошее зеркало, нам потом расскажут ваши старшие товарищи! В конце занятия вы должны показать свой зеркальный танец!»
Обучающиеся знакомятся со старшими танцорами ансамбля, смотрят мастер-класс «Русская плясовая», затем в тандеме «младший-старший» изучают новые танцевальные движения, комбинации. В конце занятия каждая пара показывает свой номер.
Рефлексия: педагог вместе со старшими обучающимися выбирает самое лучшее «Зеркало» и награждает сувенирами ансамбля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты итоговой диагностики уровня дисциплинированности младших школьников после реализации в хореографической деятельности системы разработанных сю-жетно-игровых приемов показали, что распределение уровней дисциплинированности имеет тенденцию к уменьшению низкого уровня и увеличению количества исследуемых с высоким уровнем дисциплинированности. Полученные результаты дают основание сделать вывод об эффективности реализации разработанной системы сюжетно-игровых приемов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 80 с.
2. Кирьянкова А.П., Комович С.Э. Особенности выразительных средств и композиционных приемов в современной хореографии // The Scientific Heritage. 2020. № 46-6. С. 3-8.
3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М.: Гостехиздат, 2015. 416 с.
4. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. М.: Издательство «Мозаика Синтез», 2008. 55 с.
5. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2004. 270 с.
6. Алисов Е.А. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 38-45.
7. Алисов Е.А. Профессионально-ориентированная практика магистрантов в условиях сетевого взаимодействия // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 2 (26). С. 56-63.
8. Алисов Е.А., Микляева Н.В., Маринюк А.А., Якушева С.Д. Закономерности и принципы организации территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2 (24). С. 24-31.
REFERENCES
1. Polyatkov S.S. Osnovy sovremennogo tantsa [Modern Dance Basics]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2005, 80 p. (In Russian).
2. Kiryankova A.P., Komovich S.E. Osobennosti vyrazitel'nykh sredstv i kompozitsionnykh priemov v sovremennoy khoreografii [Characteristics of expressive means and composition techniques of modern choreography]. The Scientific Heritage, 2020, no. 46-6, pp. 3-8. (In Russian).
3. Kheyzinga Y. Homo ludens. Opyt opredeleniya igrovogo elementa kul'tury [Homo Ludens. Experience of Defining Play Element in Culture]. Moscow, Gostekhizdat Publ., 2015, 416 p. (In Russian).
4. Galiguzova L.N. Razvitie igrovoy deyatel'nosti [Play Acivity Development]. Moscow, "Mozaika Sintez" Publ., 2008, 55 p. (In Russian).
5. Krivtsova S.V. Uchitel' i problemy distsipliny [Teacher and Issues of Discipline]. Moscow, Genezis Publ., 2004, 270 p. (In Russian).
6. Alisov E.A. Model' uglublennoy professional'no-orientirovannoy praktiki magistrantov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Model of deepened pro-oriented practice of undergraduates of direction of preparation "Pedagogical education" in terms of net interaction]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2015, no. 1 (141), pp. 38-45. (In Russian).
7. Alisov E.A. Professional'no-orientirovannaya praktika magistrantov v usloviyakh setevogo vzaimo-deystviya [The professional focused practice of undergraduates in the conditions of network interaction]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2015, no. 2 (26), pp. 56-63. (In Russian).
8. Alisov E.A., Miklyaeva N.V., Marinyuk A.A., Yakusheva S.D. Zakonomernosti i printsipy organizatsii territorial'nykh (mnogourovnevykh) obrazovatel'nykh kompleksov [Regularities and principles of organizing territorial (multi-level) educational complexes]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya - Vestnik of Moscow City University. Series "Pedagogy and Psychology", 2013, no. 2 (24), pp. 24-31. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Васильева Екатерина Дмитриевна - магистрант.
Московский городской педагогический университет,
г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQ02-63Q4-73Q3
Вклад в статью: разработка системы сюжетно-
игровых приемов, написание статьи.
Алисов Евгений Анатольевич - доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: [email protected] ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQQ1-9335-8172 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и оформление статьи.
Ekaterina D. Vasileva - Master's Degree Student. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6304-7303 Contribution: development of a plot and game techniques system, article writing.
Evgenii A. Alisov - Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9335-8172 Contribution: main study conception, article writing and design.