СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.922.6 ББК 88.37 В 18
Е.С. Вареца
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ личностной САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
( Рецензирована )
Аннотация. Личностная саморегуляция — это динамическая система взаимодействия личности и окружающего мира. Основа развития саморегуляции — становление у школьника процессов осознания своих возможностей, развитие мотивационной готовности к усовершенствованию учебной деятельности. Одним из условий, влияющих на формирование саморегуляции школьника, является организация его оценочной деятельности. Задача психолога состоит в организации ориентировки детей в различных ситуациях, в формировании у учащихся эффективных способов поведения и общения в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий. Развивающее влияние игры определяется единством её внутренних психологических механизмов и регулятивных механизмов поведения у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: саморегуляция, деятельностная саморегуляция, личностная саморегуляция, технология формирования личностной саморегуляции младших школьников.
E.S. Varetsa
Candidate of Psychology, Associate Professor of Social, Special Pedagogy and Psychology Department, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF FORMATION OF PERSONAL SELF-CONTROL IN YOUNGER PUPILS
Abstract. Personal self-control is a dynamic system of interaction of the personality and world around. A basis of self-control development is the formation at the pupil of understanding of his potentialities, development of motivational readiness for improvement of educational activity. One of the conditions influencing the formation of self-control of the pupil is the organization of his estimated activity. The task of the psychologist is the organization of orientation of children in various situations, the formation at pupils of effective ways of behavior and communication in psychologically favorable atmosphere of game occupations. The developing
influence of game is defined by unity of its internal psychological mechanisms and regulatory mechanisms of behavior at children of younger school age.
Keywords: self-control, activity self-control, personal self-control, technology of formation of personal self-control of younger pupils.
С позиции отечественных ученых (Л.И. Божович, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Д.И. Фель-дштейна, Д.Б. Эльконина и др.) способность к саморегуляции как качество личности должно быть сформировано к концу младшего школьного возраста. Рефлексия, саморегуляция, произвольность - важные для ребёнка характеристики личности, влияющие на развитие и уровень составляющих личностной саморегуляции. Функциональная сформированность, динамические и содержательные характеристики процессов саморегуляции определяют индивидуальные особенности поведения и деятельности, которые осуществляют субъекты активности [1].
О.Ю. Осадько и А.К. Осницкий выделяют деятельностную (организационную) и личностную (ценностную) саморегуляции в зависимости от преобладания выполняемых задач [2: 48]. Деятельностную саморегуляцию составляют задачи на предметные преобразования, а личностная характеризуется задачами на преобразование отношений к предметам и людям. Таким образом, организация усилий для повышения действий и успешного достижения цели, оптимизации отдельных компонентов регуляции в системе повышения эффективности регуляции в целом входят в деятельностную саморегуляцию. При этом личностная саморегуляция проявляется в поступках и феноменологически совпадает с ними. Но в плане феноменологии субъектных преобразований поступок и саморегуляция личности могут и должны быть разведены. Под влиянием де-ятельностной саморегуляции совершен поступок, который может быть так или иначе квалифицирован наблюдателем, но какие преобразова-
ния произошли в личностном плане - вопрос уже иного порядка. А.К. Осницкий выводит понятие личностной саморегуляции на уровень самоактуализации. Это возможно только благодаря механизмам дея-тельностной саморегуляции.
Таким образом, личностная саморегуляция - это, прежде всего, динамическая система взаимодействия личности и окружающего мира, функционирование которой направлено на достижение самостоятельности, инициативности и ответственности за свои поступки. [2: 52].
Основой развития саморегуляции H.A. Менчинская считает становление у школьника процессов осознания своих возможностей, развитие мотивационной готовности к усовершенствованию учебной деятельности. При этом переход от неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию, называется ею ведущей закономерностью возрастного развития. Продуктивная мыслительная деятельность, как указывает H.A. Менчинская, обязательно предполагает в качестве необходимого составного компонента самоконтроль, проявляющийся как в процессе решения (анализ примененного способа и соотнесение его с условием), так и после получения результата (самопроверка в разных формах) [3: 45].
Одним из условий, влияющих на формирование саморегуляции школьника, является организация его оценочной деятельности: выполнение рецензирования и саморецензирования, усвоение образцов, овладение системой требований к результатам выполнения заданий, осознание важности критической оценки результата своей работы. [4].
Саморегуляция понимается нами, вслед за Е.Б. Мамоновой, как совокупность четырех подсистем:
- когнитивной, которая реализует функцию познания;
- регулятивной, обеспечивающей регуляцию деятельности и поведения, включающей установку или цель деятельности, характер решения и способ решения;
- аффективной, осуществляющей регуляцию внутриличностных образований - мотивации, рефлексии и самоконтроля.
- личностной, которая влияет на уровень развития каждой из представленных подсистем и представляет собой группу качеств, наиболее характерных для проявления в младшем школьном возрасте: ответственность, осознанность, автономность, инициативность, податливость воспитательным воздействиям [5].
Также в структуру саморегуляции необходимо включить, по нашему мнению, эмоциональное отношение самих детей к регуляции интеллектуальной деятельности (интерес к предварительному осмыслению задания, его выполнению и оценке), а также комплекс осознаваемых действий самоконтроля на ориентировочном, операционном, оценочном этапах деятельности. В этой связи мы предлагаем следующие диагностические критерии сформированно-сти этой способности, учитывающие оптимальные возможности развития учащихся начальных классов:
1. В мотивационном компоненте в качестве основного критерия можно выделить интерес ребенка к заданию на каждом из основных этапов деятельности.
2. В ориентировочном компоненте: полнота и самостоятельность вербализации задания (цели и условий) и программы его выполнения.
3. В операциональном компоненте: полнота осуществляемых действий самоконтроля и вербального отчёта о них, их соответствие принятой программе.
4. В оценочном компоненте: степень адекватности, развернутости вербальной оценки результата.
Ставя перед собой задачу формирования личностной саморегуляции младших школьников, необходимо, прежде всего, четко сформулировать психологические условия, способствующие оптимизации данного процесса:
- направленность образовательного процесса на стимулирование стремления ученика младших классов к личностной значимости;
- создание в условиях начальной школы образовательной среды, отвечающей принципам гуманистической психологии;
- нацеленность учебно-воспитательной деятельности на развитие самопознания и самоконтроля младших школьников через создание творческой обстановки в учёбе, индивидуальное психологическое консультирование и проведение специальных психологических тренингов.
Технология формирова-
ния личностной саморегуляции младших школьников - это личностно-ориентированный психолого-педагогический процесс, основывающийся на взаимодействии педагога и учащихся, направленный на создание условий для развития личностной надсистемы саморегуляции (ответственность, осознанность, автономность, инициативность, податливость воспитательным воздействиям, внутренний контроль), объединяющей когнитивную подсистему (адекватность отражения познавательной ситуации), регулятивную подсистему (установка, характер и способ решения) и аффективную подсистему (мотивация, рефлексия, самоконтроль). Технология выполняет следующие функции: креативную, рефлексии, стимулирующую, диагностическую, коррекции.
Технология формирования личностной саморегуляции младших школьников реализует следующие дидактические функции:
- передачу определенных объёмов информации и способов её использования;
- формирование и развитие личностной саморегуляции обучающихся;
- формирование обобщенных алгоритмов деятельности и способности создавать новые.
В целях формирования личностной саморегуляции младших школьников нами была реализована концептуальная модель и апробирована развивающая программа, включающая в себя учебные ситуации, психологические тренинги, занятия в игровой форме и индивидуальное психологическое консультирование, направленные на формирование самоанализа, самоконтроля, рефлексии учащихся.
Особое значение в формирующей работе имеет использование игры, позволяющей актуализировать групповые формы. Основными психологическими механизмами формирующего воздействия игры являются: 1) моделирование системы социальных отношений в особых игровых условиях, исследование ребенком этих отношений и ориентировка в этих отношениях; 2) принятие разнообразных ролей ребенком, способствующее изменению его позиции, преодолению личностного и познавательного эгоцентризма; 3) организация ориентировки ребенка в переживаемых им эмоциональных состояниях, обеспечение их осознания благодаря вербализации; 4) формирование наряду с игровыми реальных отношений между детьми как равноправных, партнерских, отношений сотрудничества и кооперации [6].
Развивающее влияние игры определяется единством её внутренних психологических механизмов и регулятивных механизмов поведения у детей младшего школьного возраста. Процесс овладения игровой ролью (принятие, освоение, собственно овладение) влияет на изменение личностной
регуляции поведения у учащихся начальных классов.
Это обусловлено выделением двух центров детской игры: мир взрослых как «идеальная форма» развития и общения детей, их реальная связь. Задача психолога фактически состоит в организации ориентировки детей в различных ситуациях, регулировании отношений между ними, формировании у учащихся эффективных способов поведения и общения в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий.
Технология «игра» интересна детям тем, что обеспечивает вовлечение в эксперимент всех учащихся, поддерживает их желание посещать занятия:
1. Игра предполагает постановку чётких, ясных ребёнку целей и вариативность их достижения.
2. Время игры, её продолжительность устанавливают сами дети, что исключает давление со стороны взрослых.
3. Игра предполагает разумное соревнование, и каждый её участник не чувствует себя проигравшим.
4. В игре каждый её участник имеет возможность совершить рискованное действие, и его последствия не отражаются на результатах учебы.
5. В игре не ограничивается, а только поощряется рост участников.
6. В игре каждый может отличиться, показать свои знания и умения.
В частности, использование в игровой форме психологического тренинга «Формирование навыков саморегуляции» дает возможность формирования у детей интереса к регуляции деятельности, «секретам» правильного выполнения, тщательному анализу задания, планированию хода выполнения, попеременному контролю, оценке результата и личностной саморегуляции в целом. Этому во многом способствует позиция, в которую поставлен ребёнок в ходе форми-
рования - позиция «компетентности», повышающая общий эмоциональный настрой ребёнка, его мотивацию к выполнению заданий, самооценку. Одновременно формируется интерес младших школьников к использованию наглядных моделей, позволяющих сохранять позицию «компетентности», к за-
фиксированным правилам регуляции деятельности.
Основной задачей при проведении игровых занятий было формирование ответственности у учащихся начальных классов - одного из основных критериев развития личностной саморегуляции младших школьников.
Примечания:
1. Марьенко Е.А. Динамика механизмов саморегуляции в процессе профессионального развития субъекта сестринского дела // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Вып. 4 (129).
2. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М., 1996.
3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
4. Крючкова И.В. Образовательная среда как условие развития самостоятельности и личностного самоопределения школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1.
5. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004.
6. Klein Lamas D., Freitag E. Enhancing motivation using an instructional game // L. Instr. Psychol. 1991. № 2. C. 111-117.
References:
1. Maryenko E.A. Dynamics of self-control mechanisms in the course of professional development of the subject of nurse business // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2013. Issue 4 (129).
2. Osnitsky A.K. Psychology of independence. M., 1996.
3. Menchinskaya N.A. Problems of learning and development // Problems of the general age and pedagogical psychology. M., 1978.
4. Kryuchkova I.V. Educational environment as a condition of development of independence and personal self-determination of a school student // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2012. Issue 1.
5. Mamonova E.B. Features of development of personal self-control at younger school age: Diss, for the Cand. of Psychology degree. N. Novgorod, 2004.
6. Klein Lamas D., Freitag E. Enhancing motivation using an instructional game // L. Instr. Psychol. 1991. No. 2. P. 111-117.