Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВГ) / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРЫ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добря Марина Яковлевна, Бронникова (Блохина) Ирина Петровна

В статье рассмотрены проблемы формирования у гиперактивных детей начальных классов произвольного внимания, так как дефицит внимания, неусидчивость и импульсивность создают трудности в обучении. Дана характеристика особенностей развития произвольного внимания детей с синдромом гиперактивности. Рекомендованы приёмы проведения специальных коррекционных игровых упражнений, способствующих формированию произвольного внимания у гиперактивных младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добря Марина Яковлевна, Бронникова (Блохина) Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOLUNTARY ATTENTION IN A CHILD OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH HYPERACTIVITY BY MEANS OF GAME EXERCISES

This article discusses the problems of formation of voluntary attention in hyperactive primary school children, because attention deficit, restlessness and impulsivity create learning difficulties. The characteristics of the development features of voluntary attention in children with hyperactivity syndrome are given. Some techniques for conducting special corrective game exercises that contribute to the formation of voluntary attention in hyperactive primary schoolchildren are recommended.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.3:[159.952+616-008.615]-053.5"465.06Ш"

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ

ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Добря Марина Яковлевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Бронникова (Блохина) Ирина Петровна,

магистрант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан), учитель начальных классов Средняя общеобразовательная школа № 29 (г. Абакан)

В статье рассмотрены проблемы формирования у гиперактивных детей начальных классов произвольного внимания, так как дефицит внимания, неусидчивость и импульсивность создают трудности в обучении. Дана характеристика особенностей развития произвольного внимания детей с синдромом гиперактивности. Рекомендованы приёмы проведения специальных коррекционных игровых упражнений, способствующих формированию произвольного внимания у гиперактивных младших школьников.

Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания (СДВГ), импульсивность, произвольное внимание, коррекционные меры, игровые упражнения.

FORMATION OF VOLUNTARY ATTENTION IN A CHILD OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH HYPERACTIVITY BY MEANS OF GAME EXERCISES

Dobrya Marina Yakovlevna,

PhD in Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Preschool, Primary and Special Education Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

Bronnikova (Blokhina) Irina Petrovna,

graduate student Katanov Khakass State University (Abakan) primary school teacher Secondary school No. 29 (Abakan)

This article discusses the problems offormation of voluntary attention in hyperactive primary school children, because attention deficit, restlessness and impulsivity create learning difficulties. The characteristics of the development features of voluntary attention in children with hyperactivity syndrome are given. Some techniques for conducting special corrective game exercises that contribute to the formation of voluntary attention in hyperactive primary schoolchildren are recommended.

Key words: hyperactivity, attention deficit disorder (ADHD), impulsivity, voluntary attention, corrective measures, game exercises.

Актуальность исследования обусловлена увеличением в настоящее время количества гиперактивных детей, у которых наблюдаются дефицит внимания, повышенная импульсивность и подвижность, что влечёт трудности обучения таких детей и требует обоснования эффективных путей и средств коррекционного

воздействия на развитие всех психических процессов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) связан с минимальными мозговыми дисфункциями, проявляющимися у детей, прежде всего, в снижении качества познавательных процессов. Помимо этого, он влияет

на эмоционально-волевую сферу, приводя к различным нарушениям, что, в свою очередь, приводит к проблемам в межличностных отношениях. Как следствие - у ребёнка проявляется дезориентация в обществе, которая мешает ему адаптироваться в школьном коллективе.

Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности называют возрастным расстройством, так как симптомы, связанные с гиперактивностью, у большинства детей по мере их взросления уменьшаются. Однако такие проявления как импульсивность и дефицит внимания сохраняются на протяжении всей жизни, что приводит к различным видам неврозов уже во взрослом возрасте. Это заставляет задуматься о коррекции таких нарушений, что особенно актуально в начальной школе.

Проблемы детей с СДВГ имеют системный характер. Специалисты отмечают, что у детей с таким нарушением обычно наблюдается два всплеска его проявления. Первый связан с возрастом около пяти лет, когда начинается подготовка ребёнка к школе. Его протяжённость занимает весь период обучения в начальной школе. Причём возрастные этапы от 5,5 до 7 лет и от 9 до 10 лет обычно называют критическими, так как именно в эти периоды происходит наиболее интенсивное формирование мозговых систем, которые как раз и отвечают за мыслительную деятельность, внимание и память ребёнка. Второй всплеск проявлений СДВГ обычно происходит в подростковом возрасте (12-15 лет). Связано это с возрастной динамикой, характеризующейся активным развитием высшей нервной деятельности подростков [1].

Вне зависимости от возраста всплески СДВГ приводят к снижению успеваемости ребёнка в школе и усилению проявлений его недисциплинированности. Проблемы с неуспеваемостью достаточно долго педагогами чаще всего связывались с умственной неполноценностью ребёнка с СДВГ, а нарушения дисциплины приводили к применению к нему дисциплинарных методов воздействия. Только сравнительно недавно стало известно, что источниками таких проблем является сам син-

дром, который проявляется нарушениями нервной системы. всё это актуализирует своевременность проведения коррекционной работы с детьми с СДВГ. При этом стоит сразу отметить, что такая коррекция чаще всего предполагает как психологическую помощь, так и медикаментозную.

Организация коррекции СДВГ, прежде всего, связана с постановкой диагноза. Конечно, этот диагноз должен ставить врач. При этом педагогам также важно знать основные проявления такого нарушения. Наиболее ярко проявления СДВГ видно в поведении ребёнка. Такие дети обычно беспокойны, проявляют чрезмерную двигательную активность, которая сочетается с неловкостью и сопровождается выполнением назойливых движений. У них могут отмечаться определённые невротические привычки и нервные тики. Характерной чертой такого ребёнка является импульсивность. Причём действия, которые совершает гиперактивный ребёнок, не только им не контролируются, но и не осознаются. Результат этих действий вызывает у самого ребёнка огорчение и искреннее раскаяние. Наказания, которые неизбежно следуют за различными нарушениями дисциплины таких детей, переносятся ими легко и не вызывают долгих обид. Вообще дети с СДВГ незлопамятны, хотя со сверстниками часто ссорятся. Однако эти ссоры обычно непродолжительны, так как такие дети стараются быстро помириться. В то же время гиперактивные дети чаще всего сами становятся жертвами обид одноклассников. «Частые конфликты делают гиперактивного ребёнка раздражительным» [2, с. 201]. В общении такие дети проявляют полное отсутствие умения слушать собеседника, постоянно перебивают его. В играх не способны подчиняться их правилам, что приводит к ссорам со сверстниками. Всё это влечёт трудности в адаптации гиперактивных детей к школе и проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Поведенческие особенности гиперактивных детей отражаются и на их учебной деятельности. Так, при выполнении различных школьных заданий такие ученики допускают

множество ошибок, которые связаны не с незнанием материала, а с неспособностью сосредоточиться на нём. Ребёнок часто выполняет задания не подумав, не дослушав до конца вопрос или задание учителя. Дети с СДВГ являются постоянными нарушителями дисциплины на уроке. При фронтальном опросе они выкрикивают с места, перебивают отвечающих, при этом часто отвечают невпопад, не могут долго молчать, не способны адекватно реагировать на замечания педагога, выполнять его требования. Эти поведенческие особенности, а также нарушения мозговых функций, особенно произвольного внимания, которое как раз и страдает в первую очередь у детей с СДВГ, приводят к тому, что гиперактивные дети часто становятся слабоуспевающими. В начальной школе у этих детей наблюдаются, прежде всего, проблемы с овладением навыками чтения и письма, которые, в свою очередь, впоследствии откладывают отпечаток на усвоение других учебных предметов.

Синдром гиперактивности связан в первую очередь с нарушением такого важного психического процесса, как внимание. При этом проблема внимания до сих пор стоит в первом ряду проблем специальной педагогики и психологии, так как этот психологический феномен многогранен, и исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию того, к какому классу психических явлений следует его отнести. Так, А. Г. Маклаков, Л. С. Выготский и ряд других относят внимание к познавательным психическим процессам, П. Я. Гальперин, Л. Н. Леонтьев причисляют его к волевым процессам. Тем не менее, несмотря на разные взгляды к определению внимания, никто не отрицает тесную связь внимания с любым видом деятельности, в том числе и познавательной, которая для младшего школьника является ведущей. СДВГ нарушает нормальное функционирование процесса внимания, тем самым, как мы уже отмечали, ведёт к нарушению всей личностной сферы ребёнка. всё это побуждает нас рассмотреть проблему, связанную с коррекцией внимания, подробнее.

Внимание как самостоятельный психический процесс характеризуется набором определённых свойств, к числу которых, по мнению А. Г. Малкова, относятся «устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость» [3, с. 162]. Все эти свойства в совокупности определяют его объём, связанный с количеством «объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно» [3, с. 162]. Эта характеристика внимания связана и с количеством действий, которые может совершать человек одновременно. Следует учитывать и тот факт, что объём внимания - устойчивая характеристика, которая остаётся практически неизменной при обучении и тренировке. Поэтому при коррекции синдрома гиперактивности гораздо важнее работать не над объёмом внимания, а над его устойчивостью, которая, в свою очередь, определяет один из видов внимания, а именно - произвольное.

Термин «произвольное внимание» принято понимать как поведение, которое регулирует человек сознательными усилиями воли, и эта воля контролируется. В связи с этим, одной из важных составляющих в коррекции детей с СДВГ является работа по выработке контроля и самоконтроля. Контроль формируется поэтапно, материализуясь в сознании, постепенно переходя в форму тихой речи (про себя), затем в громкой речи. Материализованная форма внимания постепенно развивается и приобретает постоянное явление, способное осуществлять контроль над вниманием для достижения поставленной цели. Для развития функции контроля над вниманием необходимо использовать в работе специальные техники, например, «Думай вслух - думай заранее!», «Планирование - Действие - Контроль», «Оцени свой результат».

Говоря о произвольном, или преднамеренном, внимании, мы должны исходить из понимания того, что это сознательное действие человека, которое служит для достижения цели и является основной формой организации психических процессов в организме. Важными свойствами произвольного внимания, помимо контроля и объёма, является распределение и

переключение. Вообще, «произвольное внимание носит отчётливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата» [4, с. 178]. Следует также учитывать, что младший школьный возраст - это наиболее благоприятный возраст для работы над произвольным вниманием, так как, по мнению психологов, именно в период начальной школы ребёнок «учится выделять в окружающей обстановке те элементы, которые в соответствии с задачами, ставящимися перед ним взрослым, являются значимыми для регуляции его поведения и деятельности» [4, с. 53]. В связи с этим в системе работы с младшими школьниками, а также с гиперактивными детьми предусмотрены два направления коррекционной работы, связанные, во-первых, с тренировкой основных свойств внимания, и, во-вторых, с формированием личности ребёнка, для которого внимательность становится её свойством.

Однако, младший школьник - это ребёнок, у которого преобладающим видом внимания является всё же непроизвольное. Дети с СДВГ - это дети, у которых даже этот вид внимания не является устойчивым. Поэтому организация коррекционной работы должна быть основана на использовании разнообразных видов деятельности, вызывающих интерес у детей. Именно интерес лежит в основе внимания, а значит успех в работе по его развитию у детей с СДВГ основан на разнообразии видов заданий и упражнений, предлагаемых ребёнку.

Однако нельзя забывать, что новое задание должно предлагаться только тогда, когда ребёнок готов к его выполнению. Кроме того, каждое задание должно сопровождаться чёткими инструкциями по его выполнению, а также критериями для его оценки. Любая работа ребёнка с СДВГ должна быть проверена, так как в основе работы над произвольным

вниманием лежит работа по организации контроля. При этом постепенно от контроля надо переходить к самоконтролю. Для этого педагогу следует использовать различные виды памяток, опор, алгоритмов, которые помогали бы ребёнку понять последовательность не только выполнения задания, но и порядок правильности его выполнения. Использование таких видов материалов позволяет ребёнку овладевать навыком контроля над своей деятельностью. Причём такая работа корректирует не только учебную деятельность ребёнка с СДВГ, но и отражается на его поведенческой сфере в целом.

Особенность организации коррекции СДВГ в начальной школе основана, прежде всего, на изменении познавательной сферы. Не секрет, что познавательная деятельность зависит от мотивации. У младшего школьника доминирующей является личностная мотивация, поэтому в системе коррекционной работы с гиперактивными детьми должна быть предусмотрена деятельность по коррекции эмоционально-волевой сферы. Опираться эта деятельность должна на такие условия, которые направлены на получение ребёнком положительных эмоций в процессе учебной деятельности, а также на преодоление школьных страхов.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми зависит и от соблюдения принципов, которые заложены в её основу. К таким принципам относятся деятельностный принцип (развитие всех сфер происходит только в деятельности); принцип психологической комфортности (ребенку должно быть комфортно в школьной среде); принцип взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (родителями, психологом и т. п.); принцип поэтапности и последовательности (например, последовательность в развитии произвольного внимания: развитие объёма и концентрации, далее устойчивости и распределения, только затем переключае-мости и интенсивности); принцип цикличности (цикл в среднем 2 месяца с повторением ежемесячно 2-3 раза). Однако наиболее важными являются принципы комплексности и индивидуальности.

При синдроме гиперактивности у детей нарушены не только произвольная регуляция, но и двигательные функции. Поэтому в коррекции должны быть предусмотрены упражнения на включение в работу всех групп мышц, используемых в развёрнутом двигательном акте.

Принцип индивидуализации основан на том, что коррекционная работа должна строиться с учётом индивидуальных симптомов ребёнка с СДВГ. Однако существует ряд общих рекомендаций по работе с такими детьми в начальной школе. Так, при организации кор-рекционной работы следует предусмотреть изменение окружения ребёнка, что будет влиять на его поведение.

В классе такой ребёнок должен всегда быть в поле зрения педагога (оптимальное место -первая парта в первом или среднем ряду). В процессе проведения уроков, помимо физми-нуток, для гиперактивных детей должны быть предусмотрены минутки релаксации. Так как гиперактивный ребёнок не может долго сидеть на одном месте, стоит предусмотреть включение его в виды деятельности, которые помогают ему отдохнуть. Таким детям надо через каждые 20 минут вставать и ходить, поэтому можно разрешить вставать с места и ходить в конце класса. Кроме того, стоит привлечь такого ребёнка к помощи учителю в уборке доски, раздаче тетрадей и т. п. Для того, чтобы ребёнок мог расслабиться, использовать тактильные контакты (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

При выполнении учебных заданий как в школе, так и дома необходимо дозировать нагрузку, предусмотрев работу короткими периодами, но с частыми повторениями. Стоит помнить, что работоспособность таких детей чаще всего наиболее продуктивна именно в первой половине дня. При подборе заданий и упражнений для таких детей следует учитывать способности ребёнка. Важно найти возможность проявить такому ребёнку себя, показать свои сильные стороны. Поэтому необходимо планировать виды работы, где этот ребёнок выступит в роли эксперта. Кроме того, следует предусмотреть работу, помогающую

ребёнку осуществлять компенсацию нарушенных функций за счёт сохранных.

Детям с СДВГ необходима постоянная помощь и поддержка со стороны взрослого, поэтому следует предусмотреть возможность быстрого обращения к учителю в процессе урока. Для этого можно выработать систему определённых знаков, чтобы не отвлекать остальной класс. Важная часть коррекции СДВГ - это и создание положительной мотивации на успех у таких детей. Поэтому таких детей надо чаще хвалить, избегать завышенных или заниженных требований, делать замечания спокойным тоном, с улыбкой, юмором, избегать высказываний, унижающих ребёнка. По возможности стараться игнорировать негативные поступки детей с СДВГ, но при этом поощрять позитивные.

При общении с такими детьми рекомендуется использовать такие формы высказывания, которые звучат не в форме просьбы, а как требование. При этом стоит добиваться его выполнения, но предусмотреть заранее поощрение. Однако требования к детям с СДВГ не должны содержать несколько команд. Кроме того, важно при выдвижении требования убедиться в том, что ребёнок вас услышал и правильно понял, а для этого можно попросить его повторить, что надо сделать. При общении с гиперактивными детьми постараться исключить все помехи из поля зрения.

Коррекционная работа с детьми с СДВГ должна включать и работу над правильным поведением. Для тренировки желаемого поведения можно использовать различные виды сюжетно-ролевых игр, тренингов, инсценировок, памяток «хорошего поведения» и т. п. Часто трудности у младших школьников с СДВГ связаны с недостатками в формировании единства работы акустического, артикуляционного, оптического и кинетического образов слова. Поэтому в коррекции СДВГ стоит предусмотреть виды заданий на их развитие (например, составление загадок, одновременное прогова-ривание вслух и написание словарных слов, предложений и т. д.). Это могут быть и специальные задания, и упражнения (например, упражнения «Каналы восприятия», «Коррек-

турная проба», «Заголовки», «Алгоритм», «Рефлексия» и т. д.).

В экспериментальной группе детей младшего школьного возраста с СДВГ была проведена коррекционная работа по формированию основных свойств произвольного вынимания средствами игровых упражнений. Работа предполагала диагностику развития свойств внимания у детей экспериментальной группы, подбор игровых упражнений, ориентированных на актуальный уровень развития произвольного вынимания у младших школьников обозначенной категории, комплексность данного направления работы (работа по развитию всех психических функций у детей с СДВГ на коррекционных занятиях, координация усилий педагога, дефектолога, родителей по обучению и воспитанию ребёнка с СДВГ).

Организованная в рамках нашего исследования коррекционная работа по формированию произвольного внимания у детей с СДВГ включала комплекс игровых упражнений, в котором игровые задания были распределены по группам:

- упражнения, направленные на расширение объёма внимания. Данные упражнения содержат задания в игровой форме на поиск предмета, нахождение предмета, объекта в изменённых условиях («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Добавь слово» и др.);

- упражнения, направленные на развитие устойчивости внимания. Такие игровые упражнения включают задачу исключения из группы предметов заданного объекта по определенному признаку («Найди все зачёркнутые буквы», «Ухо - нос», «Карлики и великаны» и др.);

- упражнения на совершенствование переключения внимания: это выбор по заданию

водящего в игре определённого качества, свойства («Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», смена темпа и способа движения под определённый ритм и музыкальное сопровождение).

Перечисленные упражнения составляют часть коррекционных средств воздействия на процесс освоения ребёнком произвольности внимания, позитивных поведенческих реакций, предполагают его включение в учебный процесс через игру и на этой основе организацию для него ситуации успеха, достижения позитивного результата в выполнении игрового и учебного задания.

Таким образом, при коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста педагогам важно исходить из следующих положений:

- СДВГ - это не поведенческая и/или воспитательная проблема, а медицинский и нейропсихологический диагноз;

- СДВГ нельзя решить волевыми усилиями (т. к. у ребёнка нейрофизиологические проблемы) и/или авторитарными указаниями и убеждениями (дисциплинарные меры приведут к ухудшению поведения ребёнка, а не улучшат его);

- ребёнок с СДВГ не способен самостоятельно справиться с этим расстройством, и ему нужна комплексная индивидуализированная коррекция;

- коррекционная работа с детьми с СДВГ включает использование разнообразных упражнений, призванных осуществлять компенсацию нарушенных функций за счёт сохранных, формировать такие свойства произвольного внимания у ребёнка, как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение.

Библиографический список

1. Станишевская А. История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства // Сетевое издание «Studia Humanitatis». 2020. № 2. URL: https://st-hum.ru/content/stanishevskaya-istoriya-issledovaniya-simptomov-smdroma-deficita-vmmamya-i (дата обращения: 01.02.2023).

2. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М.: Смысл, 2006. 447 с.

3. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. 347 с.

4. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2002. 178 с. © Добря М. Я., Бронникова (Блохина) И. П., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.