Наш педагогический опыт свидетельствует об ускорении учебного моделирования химической действительности учащимися средних общеобразовательных школ и лицеев при использовании учителем системы эвристических вопросов при прохождении старшеклассниками этапов постановки задачи, построения модели объекта, процесса или явления, разработки и исполнения алгоритма решения химической задачи, анализа полученных результатов и формулировки выводов.
Уровень учебного моделирования химических объектов, процессов и явлений повышается при использовании учащимися средних общеобразовательных школ и лицеев математических понятий, утверждений, соотношений и уравнений при постановке и решении задач химии.
Выпускники средних общеобразовательных и лицеев, освоившие методику учебного моделирования фрагментов химической действительности, осуществляют успешный переход в режим учебного процесса высшей школы по части постановки и решения вузовских задач по естественно-математическим дисциплинам.
Анализируя и обобщая изложенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что основанное на принципах информативности, системности и историзма учебное моделирование объектов, процессов и явлений химической действительности в средних общеобразовательных школах и лицеях обеспечивает выпускникам этих учебных заведений необходимые условия для успешной учебы в высшей школе.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т. 51. - Вып. 3. - С. 663 - 666.
4. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.
© Каримов М.Ф., Белая Е.А., 2017
УДК 378.147
А.В. Конев
к.вет.н., доцент ФГБОУ ВО ОмГАУ г. Омск, Российская Федерация, В.И. Плешакова д.вет. н., профессор ФГБОУ ВО ОмГАУ г. Омск, Российская Федерация, Н.А. Лещёва к.вет.н., доцент ФГБОУ ВО ОмГАУ
ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ФОНДА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Аннотация
Обобщен опыт формирования фонда цифровых дидактических материалов для информационно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
образовательной среды аграрного вуза по учебным дисциплинам «Ветеринарная микробиология», «Иммунология».
Ключевые слова
Технология обучения, информационная образовательная среда, контекстный подход, дидактические материалы.
Модернизация высшего образования на современном этапе развития общества предусматривает широкое использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, в частности, информационных, а также системы компьютеризированного обучения. В связи с этим, приоритетным направлением научно-методических исследований вузовского преподавателя является создание цифровых дидактических материалов учебных дисциплин образовательных программ направлений подготовки и специальностей (для наполнения информационно-образовательной среды вуза). Немаловажным является и разработка методов их использования в учебном процессе. Являясь организатором и руководителем учебной деятельности студента, преподаватель должен иметь дидактическое обеспечение дисциплины, в соответствие применяемым активным образовательным технологиям, таким как контекстный подход. Как указывает А. Вербицкий, педагогические технологии контекстного обучения проектируются исходя из принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя. Разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения - это сфера педагогического творчества преподавателя [1]. Одним из аспектов содержания понятия «технология обучения» принято считать техническое оснащение учебно-воспитательного процесса. Дидактическое обеспечение дисциплины должно быть обширным, отвечать целям и задачам учебной дисциплины, а также постоянно совершенствоваться и обновляться в постоянно меняющихся условиях образовательного процесса. В связи с актуальностью данной проблемы нами была поставлена методическая задача сформировать дидактический фонд преподаваемых дисциплин на основе использования цифровых технологий в соответствие с новыми требованиями.
В течение ряда лет нами формировались разнообразные цифровые дидактические материалы дисциплин «Ветеринарная микробиология», «Иммунология», «Вирусология». Рабочей составляющей фонда, непосредственно использующейся в учебном процессе, является комплект учебных материалов, объем и содержание которого строго определяется текущим вариантом рабочей учебной программы и ежегодно корректируется в зависимости от общей и аудиторной трудоемкости учебной дисциплины и других факторов. Данные материалы были подвергнуты структурированию и адаптации к текущим рабочим программам действующего ФГОС ВО по специальности «Ветеринария». Фонд по дисциплине имеет два блока: пользователем одного являются преподаватели (ведущий и ассистирующие), пользователем другого - студент. Каждый блок четко структурирован и имеет условно три раздела: управляющий, содержательный и контролирующий. Содержательный раздел, построенный по модульному принципу, представлен документами форматов Open Office.org Writer, Open Office.org Impress-Presentation и др. Для студентов это разнообразные дидактические материалы: полные и краткие конспекты лекций, лекционный материал в виде слайдов, авторские учебные пособия и методические указания для внеаудиторной работы; терминологические словари. Основные требования к содержательному блоку: лаконичность, структурность, унификация и автономность модулей (тем). Кроме того, содержательный блок для студентов содержит материалы, позволяющие углубить знания по дисциплине, а также перечень печатных и цифровых источников для самоподготовки; адреса некоторых интернет-сайтов, где студент должен найти необходимую информацию и работать с ней. Для оптимизации структуры представления содержания учебного материала мы руководствовались принципами минимизации и логики учебной дисциплины (отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами).Четкое структурирование документов и строгий отбор контента из всего имеющегося фонда-архива упрощает пользование каждой его структурной единицей и способствует быстрому ее обновлению с меньшими трудовыми затратами. Дидактический комплект по дисциплинам включает обширный наглядный материал, представленный рисунками,
таблицами, схемами, мета-планами, фотографиями, видеофильмами, комплектами мультимедийных слайдов по всем разделам. Без данного компонента невозможно понять и усвоить логику жизнедеятельности организма. Данный видеовизуальный материал широко используется на лекциях, лабораторных и практических занятиях и позволяет эффективно использовать аудиторное учебное время, учитывая особенности восприятия каждого обучаемого, в том числе визуальное мышление. Внедрение в учебный процесс мультимедийных средств обеспечило новый уровень реализации принципа наглядности в обучении, значение которого трудно переоценить. Контролирующий блок для студентов содержит перечень основных понятий дисциплины, критерии знаний, умений и навыков, соответствующих компетенциям, которые формируются при изучении дисциплины. В контролирующий блок входят также задания, ситуационные задачи, тестовые задания к каждому модулю дисциплины, а также перечень экзаменационных вопросов. Обучающие тестовые задания сопровождаются ссылками на материал содержательного блока. Контролирующие тесты имеют встроенные процедуры объявления оценки и систематизации результатов по группам и курсам. Студенты широко пользуются данным ресурсом, имеют возможность подготовиться к аудиторному контролю и осуществить самопроверку. Управляющий блок для студентов содержит тематический и календарный планы изучения дисциплины, другие организационные материалы, а также методические указания по выполнению того или иного вида учебной работы, например, «Как написать эссе», «Как составить конспект-схему», «Как создать синквейн» и т.п.
Эффективное и полноценное использование цифрового дидактического фонда, размещенного в информационно-образовательной среде вуза, позволяет рационально организовать и целенаправленно управлять учебной деятельностью студентов, а также способствует интенсификации, системности, алгоритмизации, стандартизации образовательного процесса. Следует отметить, что это возможно лишь при наличии у студентов устойчивой мотивации к изучению дисциплины.
Список использованной литературы: 1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.
© Конев А.В., Плешакова В.И., Лещева Н.А., 2017
УДК 37.022.
Н.Н. Котова,
преподаватель-методист кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ
СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ
Аннотация
Статья посвящена проблемам использования интерактивного метода обучения студентов ВУЗа на семинарском занятии. Дан сравнительный анализ традиционного и интерактивного подходов в обучении. Определены условия и правила интерактивного обучения.
Ключевые слова
Интерактивный метод обучения, диалоговое взаимодействие, творческое общение, самооценка, принятие решений, студент, ВУЗ.
В Российской Федерации существуют определенные требования к качеству образовательного процесса как результата, так, и процесса подготовки специалистов на этапе высшего образования.