Научная статья на тему 'Дидактические основы учебного моделирования химической действительности'

Дидактические основы учебного моделирования химической действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ХИМИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Белая Е.А.

Отмечены особенности дидактики учебного моделирования химических объектов, процессов и явлений, проектируемого и реализуемого в средних общеобразовательных школах и лицеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы учебного моделирования химической действительности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Е.А.Белая учитель химии лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Отмечены особенности дидактики учебного моделирования химических объектов, процессов и явлений, проектируемого и реализуемого в средних общеобразовательных школах и лицеях.

Ключевые слова Дидактика, учебное моделирование, химическая действительность

Дидактика как теория обучения учащейся молодежи основана на ряде принципов, имеющих особенности в зависимости от того, на основе какого фрагмента действительности выделяется содержание образования подрастающего поколения людей.

Рассмотрим принципы информативности, системности и историзма учебного моделирования химических объектов, процессов и явлений старшеклассниками и лицеистами в свете взаимовлияния и взаимообогащения выделенных дидактических средств [1].

При этом будем исходить из того, что учебное моделирование фрагментов химической действительности состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировки выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2],

Системная научная и учебная информация, включающая в себя описание характеристик и состояний химических элементов, находящихся в отношениях друг с другом и внешней средой, получается в пределах неорганической и органической химии при постановке и реализации экспериментов и построении теоретических моделей атомов и молекул кристаллических и аморфных веществ [3], находящихся в различных естественных и искусственных условиях алгоритмов достижения выделенной цели деятельности.

Проектирование и реализация лекционных, практических и лабораторных занятий по химии в старших классах средних общеобразовательных школ и лицеев на основе современной системной информации о природной и технической действительности ориентировано на повышение качества знаний, умений и навыков у абитуриентов высших профессиональных учебных заведений [4].

Учебное моделирование объектов, процессов и явлений химической действительности учащимися общеобразовательных школ и лицеев переходит от простого уровня к сложному по мере того, как расширяется объем и углубляется содержание освоенной ими структурной, функциональной, статистической и синергетической информации о действительности.

Приведенная в определенную систему краткая историческая информация об основоположниках химии и об их открытиях способна, как показывает наш дидактический опыт [5], повысить уровень познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ и лицеев к изучению естественно-математических дисциплин.

Ряд учащиеся старших классов средних учебных заведений при ответах на вопросы по неорганической и органической химии используют исторический материал, самостоятельно устанавливая и усиливая междисциплинарные связи между школьными учебными предметами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

Наш педагогический опыт свидетельствует об ускорении учебного моделирования химической действительности учащимися средних общеобразовательных школ и лицеев при использовании учителем системы эвристических вопросов при прохождении старшеклассниками этапов постановки задачи, построения модели объекта, процесса или явления, разработки и исполнения алгоритма решения химической задачи, анализа полученных результатов и формулировки выводов.

Уровень учебного моделирования химических объектов, процессов и явлений повышается при использовании учащимися средних общеобразовательных школ и лицеев математических понятий, утверждений, соотношений и уравнений при постановке и решении задач химии.

Выпускники средних общеобразовательных и лицеев, освоившие методику учебного моделирования фрагментов химической действительности, осуществляют успешный переход в режим учебного процесса высшей школы по части постановки и решения вузовских задач по естественно-математическим дисциплинам.

Анализируя и обобщая изложенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что основанное на принципах информативности, системности и историзма учебное моделирование объектов, процессов и явлений химической действительности в средних общеобразовательных школах и лицеях обеспечивает выпускникам этих учебных заведений необходимые условия для успешной учебы в высшей школе.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т. 51. - Вып. 3. - С. 663 - 666.

4. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.

© Каримов М.Ф., Белая Е.А., 2017

УДК 378.147

А.В. Конев

к.вет.н., доцент ФГБОУ ВО ОмГАУ г. Омск, Российская Федерация, В.И. Плешакова д.вет. н., профессор ФГБОУ ВО ОмГАУ г. Омск, Российская Федерация, Н.А. Лещёва к.вет.н., доцент ФГБОУ ВО ОмГАУ

ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ФОНДА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация

Обобщен опыт формирования фонда цифровых дидактических материалов для информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.