Научная статья на тему 'Использование интерактивного метода в современном семинарском занятии'

Использование интерактивного метода в современном семинарском занятии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / САМООЦЕНКА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Н.Н.

Статья посвящена проблемам использования интерактивного метода обучения студентов ВУЗа на семинарском занятии. Дан сравнительный анализ традиционного и интерактивного подходов в обучении. Определены условия и правила интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивного метода в современном семинарском занятии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

таблицами, схемами, мета-планами, фотографиями, видеофильмами, комплектами мультимедийных слайдов по всем разделам. Без данного компонента невозможно понять и усвоить логику жизнедеятельности организма. Данный видеовизуальный материал широко используется на лекциях, лабораторных и практических занятиях и позволяет эффективно использовать аудиторное учебное время, учитывая особенности восприятия каждого обучаемого, в том числе визуальное мышление. Внедрение в учебный процесс мультимедийных средств обеспечило новый уровень реализации принципа наглядности в обучении, значение которого трудно переоценить. Контролирующий блок для студентов содержит перечень основных понятий дисциплины, критерии знаний, умений и навыков, соответствующих компетенциям, которые формируются при изучении дисциплины. В контролирующий блок входят также задания, ситуационные задачи, тестовые задания к каждому модулю дисциплины, а также перечень экзаменационных вопросов. Обучающие тестовые задания сопровождаются ссылками на материал содержательного блока. Контролирующие тесты имеют встроенные процедуры объявления оценки и систематизации результатов по группам и курсам. Студенты широко пользуются данным ресурсом, имеют возможность подготовиться к аудиторному контролю и осуществить самопроверку. Управляющий блок для студентов содержит тематический и календарный планы изучения дисциплины, другие организационные материалы, а также методические указания по выполнению того или иного вида учебной работы, например, «Как написать эссе», «Как составить конспект-схему», «Как создать синквейн» и т.п.

Эффективное и полноценное использование цифрового дидактического фонда, размещенного в информационно-образовательной среде вуза, позволяет рационально организовать и целенаправленно управлять учебной деятельностью студентов, а также способствует интенсификации, системности, алгоритмизации, стандартизации образовательного процесса. Следует отметить, что это возможно лишь при наличии у студентов устойчивой мотивации к изучению дисциплины.

Список использованной литературы: 1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.

© Конев А.В., Плешакова В.И., Лещева Н.А., 2017

УДК 37.022.

Н.Н. Котова,

преподаватель-методист кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

E-mail: nina-kotova-55@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ

СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ

Аннотация

Статья посвящена проблемам использования интерактивного метода обучения студентов ВУЗа на семинарском занятии. Дан сравнительный анализ традиционного и интерактивного подходов в обучении. Определены условия и правила интерактивного обучения.

Ключевые слова

Интерактивный метод обучения, диалоговое взаимодействие, творческое общение, самооценка, принятие решений, студент, ВУЗ.

В Российской Федерации существуют определенные требования к качеству образовательного процесса как результата, так, и процесса подготовки специалистов на этапе высшего образования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Данные требования оформлены в виде государственных образовательных стандартов, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 23.12.2012 г. и других нормативных правовых актах.

В ФГОС ВПО подготовки бакалавров, специалистов и магистров сформулировано: «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий... С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

В связи с этим преподавателям нашего ВУЗа предлагается в рабочих учебных программах отразить в разделе «Образовательные технологии» описать интерактивные формы проведения занятий и объем часов (до 40 %). В программе должны сочетаться как традиционные формы обучения, так и интерактивные.

Как показывает практика основное влияние на уровень качества подготовки специалистов оказывают не столько государственные нормативы, как условия реализации этих требований в конкретной образовательной системе.

Реализуя данную программу в ВУЗе традиционно проводятся лекции, семинары, практические занятия.

Современный семинар предназначен для активной самостоятельной групповой работы, когда студенты могут подготовить, обдумать поставленные перед ними проблемы, проверить свою позицию, услышать и обсудить другие точки зрения.

Это занятие сближает преподавателя и студента, объединяет студенческий коллектив, воспитывает демократический стиль общения.

Хорошо развивает у них творческие способности, умение слушать другого и самому аргументировано выражать свои мысли, развивать логическое мышление и коммуникативные способности.

Преподавателю бывает легче прочитать лекцию, чем эффективно провести семинарское занятие. Учебный эффект на нем приходит раньше.

Поэтому управление познавательной деятельностью студентов требует большого мастерства преподавателя на современном семинарском занятии.

Нет лучшего воспитания, чем хорошо организованное обучение.

Современные педагоги разных стран задумываются об эффективности образовательной деятельности. Американские социологи провели опрос среди ребят, окончивших школу и оказалось, что 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы [3.38]. С результатом опроса согласились педагоги всего мира.

Российский педагог М. Балабан сделал вывод, что школа успешно учит одного из 10 своих учащихся. Эта проблема среднего образования перекладывается на плечи преподавателей ВУЗа, которые должны, используя свой профессионализм, обучать остальные 90%, но не традиционно, а по-другому, используя интерактивное обучение [1.94].

Реорганизация системы образовательного процесса в России предполагает переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного подхода, когда знания давались по принципу - чем больше, тем лучше [3.97].

Уместно сравнить традиционное и интерактивное занятия.

По целям и структуре все формы семинарского занятия и интерактивного, и традиционного одинаковы.

Цели могут быть разнообразными, например, контроль знаний студентов, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы; углубление и расширение полученных знаний (в форме заслушивания и обсуждения сообщений, рефератов, докладов); формирование навыков и умений по дисциплине; формирование умения и развитие способности к самоопределению; подготовка будущих специалистов к самостоятельным действиям и принятию решений; учить нести ответственность за себя и свои действия.

По структуре семинарское занятие включает в себя основные четыре этапа:

• Организация студентов для работы;

• вступительное слово преподавателя;

• обсуждение темы семинарского занятия;

• подведение итогов, выставление оценок.

По содержанию, как видно из таблицы № 1, сущность интерактивного метода заключается во

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

взаимодействии студентов между собой и с преподавателем; процесс общения «на равных, где все участники заинтересованы и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идей и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе, с использованием современных информационных технологий»; обучение реальности - на конкретных жизненных ситуациях и реальных проблемах.

Таблица 1

Традиционное: Интерактивное:

1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем. 3. Учебная деятельность студентов ориентирована на передачу знаний. 4. Оценка деятельности студентов на занятии осуществляется преподавателем. 5. Групповой и индивидуальный способ обучения. 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера студента, его индивидуальные возможности. 1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями. 2. Планирование учебной деятельности совместно со студентами. 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта. 4. Совместно со студентами самооценка и взаимоконтроль. 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения. 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания.

Актуальными на сегодняшний день являются методические инновации с применение методов интерактивного обучения.

Интерактивный метод — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося (взаимодействие студентов между собой и с преподавателем) [2.38.].

Цель такого обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [2.38.].

По мнению современного ученого педагога Дъяченко «интерактивный метод - это способ или прием в обучении, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»» [6.192.].

Эффективность интерактивного метода в том. что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами. Главный его успех в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы [6.107.].

Самое плохое, когда студент повторяет лекцию на семинарском занятии. Без самостоятельного труда ни в одном вопросе истины не найти.

При интерактивном обучении необходимо знать условия и правила данного вида обучения.

Условия интерактивного обучения доверительные, позитивные отношения между преподавателем и студентами; демократический стиль преподавания; сотрудничество в процессе занятия преподавателя и студентов; студентов между собой; взаимомотивация студентов; толерантность в общении.

Правила организации интерактивного обучения:

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

4. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Интерактивный метод обучения включает следующие формы: судебное заседание, деловые и ролевые игры, брейн-ринги, КВНы, викторины, уроки-конференции и т.д., которые успешно применяются преподавателями нашего ВУЗа.

При анализе семинарского занятия основное внимание уделяется преподавателю, организации проведения, подготовки к занятию. Но часто упускается главное - успешное овладение учебным материалом зависит только от мыслительной деятельности самого студента.

В интерактивных занятиях меняется характер взаимоотношений студента и преподавателя. Студент не столько объект обучения, а сколько субъект этого процесса (главная фигура), а педагог организатор последнего (дирижёр).

Преподаватель (дирижер) - организует группы, руководить работой групп, оказывает помощь в принятии верных решений.

Студент - задает вопросы, предлагает варианты решений, делает выводы, принимает решения. Таким образом задачами современного семинарского занятия являются: формирование умений и развитие способности к самоопределению; подготовка будущих специалистов к самостоятельным действиям и принятию решений; учить нести ответственность за себя и свои действия.

Внедрение интерактивного метода обучения позволяет студентам эффективно усваивать знания по теме, проявить свою индивидуальность, умение принимать решения по обозначенной проблеме. Только тогда мы можем говорить о конкурентоспособности наших выпускников.

Вместе с тем, педагоги-практики отмечают, что использование интерактивного метода требует больших затрат времени для подготовки занятия. Трудности возникают из-за многочисленности аудитории и негативного отношения коллег к новому подходу в обучении, возможно и сопротивление обучающихся к новым подходам и методам.

Если умело сочетать ценности традиционного обучения с интерактивным, то более ценно последнее, т.к. знание добыто самими студентами и как они его применяют. Здесь важно самому педагогу определиться, с какой целью он использует интерактивные методы, готов ли он сам изменить свое мышление и деятельность, а это в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности студента [5.467.]. Список использованной литературы:

1. Бережнова В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. - М. Просвещение, 2006.

2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и специальной педагогике. - Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.

3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. - М., Дрофа, 2008.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Кузнецов И. Н. Настольная книга преподавателя. - Минск: современное слово, 2005.

6. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной деятельности / В. К. Дьяченко - М: Просвещение, 1991.

© Котова Н.Н., 2017

УДК 335

Г.Ж. Кудасова

Старший преподаватель АРГУ им.К.Жубанова г. Актобе, Республика Казахстан

ЗНАЧИМОСТЬ И СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРНАМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОДЕЖДЕ

Аннотация

Наша страна богата талантами и многие виды искусства известны не только у нас, но и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.