Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / регулятивные учебные действия / планирование / прогнозирование / учебные задания / junior schoolchild / regulatory learning activities / planning / forecasting / learning tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Татьяна Геннадьевна, Балтабаева Сара Кинжебековна

Планирование и прогнозирование как компоненты универсальных учебных действий в современном ФГОС НОО рассматриваются в структуре универсальных учебных познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, без которых овладение функциональной грамотностью не представляется возможным. Планирование, как процесс разработки последовательности действий, необходимых для достижения конкретной цели, предполагает сформированность у планирующего необходимых для этого обобщенных способов действий, основанных на целеполагании. Прогнозирование это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Освоение действий планирования и прогнозирования позволит младшим школьникам научиться оптимально распределять ресурсы для достижения поставленной цели не только в учебной деятельности при изучении школьных дисциплин, но и в жизни. Формирование учебного действия планирования и прогнозирования наиболее эффективно происходит в процессе обучения школьников решению текстовых задач. Ученик выстраивает работу по определенному плану (анализ содержания задачи, поиск решения, решение, ответ и проверка правильности решения), то есть самостоятельно планирует ход решения текстовой задачи и прогнозирует её результат. В статье представлен комплекс учебных заданий, способствующий формированию у младших школьников данного типа действий. Цель представленных в статье заданий научить ребенка самостоятельно планировать и прогнозировать свои действия. Авторы акцентируют внимание на том, что при обучении решению текстовых задач необходимо также использовать различные методические приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакова Татьяна Геннадьевна, Балтабаева Сара Кинжебековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning and forecasting as components of universal educational actions in the modern Federal State Educational Standard of Primary Education are considered in the structure of universal educational cognitive, communicative and regulatory educational actions, without which mastering functional literacy is not possible. Planning, as a process of developing a sequence of actions necessary to achieve a specific goal, assumes that the planner has the generalized methods of action necessary for this, based on goal-setting. Forecasting is a look into the future, an assessment of possible ways of development, the consequences of certain decisions. Mastering the planning and forecasting actions will allow younger schoolchildren to learn how to optimally allocate resources to achieve their goals, not only in educational activities when studying school disciplines, but also in life. The formation of the educational action of planning and forecasting most effectively occurs in the process of teaching schoolchildren to solve text tasks. The student builds the work according to a certain plan (analysis of the content of the problem, search for a solution, solution, answer and verification of the correctness of the solution), that is, independently plans the course of solving a text task and predicts its result. The article presents a set of educational tasks that contribute to the formation of this type of actions from younger schoolchildren. The purpose of the tasks presented in the article is to teach children to plan and predict their actions independently. The authors emphasize that when teaching the solution of text tasks, it is also necessary to use various methodological techniques.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся 9 классов, занимающихся в кружке по изготовлению якутского ножа высокий уровень овладения специальными знаниями и умениями.

Теоретические знания о истории якутского ножа мы проверили посредством опроса в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента. Как было отмечено, учащиеся продемонстрировали средний уровень знаний. Повторно опрос мы провели в конце второго года обучения. Так как в экспериментальной группе из 10 человек остались только 5, мы сравнили данные именно этих учащихся.

Таблица 8

Результаты опроса учащихся по технологии изготовления якутского ножа

№ группа Код учащегося Ср. балл

01 04 05 08 010

1 Экспер. 5 4 6 6 7 5,6

2 Экспер. 8 8 9 9 10 8,8

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью утверждать, что теоретические знания учащихся о истории якутского ножа можно оценивать на высоком уровне так, как они много читали, готовили выступления о истории якутского ножа, о мастерах Якутии кузнечного дела. Об этом свидетельствуют и результаты контрольного этапа. Прослеживается положительная динамика. Так, уровень знаний истории и технологии изготовления якутского ножа у школьников экспериментальной группы повысился от 5,6 до 8,8 баллов.

Выводы. В заключении отметим, что процесс обучения старшеклассников технологии изготовления якутского ножа на кружковых занятиях по авторской программе можно реализовать в образовательных учреждениях, где можно организовать школьную кузницу. Обучение учащихся кузнечному делу, изготовлению традиционных изделий представляет большой интерес у самих школьников.

Литература:

1. Карабанов, И.А. Современное оборудование и материалы в технологическом образовании школьников: практическое пособие / И.А. Карабанов. - Мозырь: МГПУ, 2007. - 76 с.

Педагогика

УДК 372.3

доктор педагогических наук, профессор Русакова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Балтабаева Сара Кинжебековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Планирование и прогнозирование как компоненты универсальных учебных действий в современном ФГОС НОО рассматриваются в структуре универсальных учебных познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, без которых овладение функциональной грамотностью не представляется возможным. Планирование, как процесс разработки последовательности действий, необходимых для достижения конкретной цели, предполагает сформированность у планирующего необходимых для этого обобщенных способов действий, основанных на целеполагании. Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Освоение действий планирования и прогнозирования позволит младшим школьникам научиться оптимально распределять ресурсы для достижения поставленной цели не только в учебной деятельности при изучении школьных дисциплин, но и в жизни. Формирование учебного действия планирования и прогнозирования наиболее эффективно происходит в процессе обучения школьников решению текстовых задач. Ученик выстраивает работу по определенному плану (анализ содержания задачи, поиск решения, решение, ответ и проверка правильности решения), то есть самостоятельно планирует ход решения текстовой задачи и прогнозирует её результат. В статье представлен комплекс учебных заданий, способствующий формированию у младших школьников данного типа действий. Цель представленных в статье заданий - научить ребенка самостоятельно планировать и прогнозировать свои действия. Авторы акцентируют внимание на том, что при обучении решению текстовых задач необходимо также использовать различные методические приемы.

Ключевые слова: младший школьник, регулятивные учебные действия, планирование, прогнозирование, учебные задания.

Annotation. Planning and forecasting as components of universal educational actions in the modern Federal State Educational Standard of Primary Education are considered in the structure of universal educational cognitive, communicative and regulatory educational actions, without which mastering functional literacy is not possible. Planning, as a process of developing a sequence of actions necessary to achieve a specific goal, assumes that the planner has the generalized methods of action necessary for this, based on goal-setting. Forecasting is a look into the future, an assessment of possible ways of development, the consequences of certain decisions. Mastering the planning and forecasting actions will allow younger schoolchildren to learn how to optimally allocate resources to achieve their goals, not only in educational activities when studying school disciplines, but also in life. The formation of the educational action of planning and forecasting most effectively occurs in the process of teaching schoolchildren to solve text tasks. The student builds the work according to a certain plan (analysis of the content of the problem, search for a solution, solution, answer and verification of the correctness of the solution), that is, independently plans the course of solving a text task and predicts its result. The article presents a set of educational tasks that contribute to the formation of this type of actions from younger schoolchildren. The purpose of the tasks presented in the article is to teach children to plan and predict their actions independently. The authors emphasize that when teaching the solution of text tasks, it is also necessary to use various methodological techniques.

Key worafc:junior schoolchild, regulatory learning activities, planning, forecasting, learning tasks.

Введение. Современная система образования в России с начала века претерпела ряд изменений, связанных с политической и общественной жизнью общества: изменились учебники, а следовательно, содержание образования, требования к ученическим компетенциям обучающихся, степени ответственности участников образовательных отношений.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед начальной школой сегодня, является подготовка обучающихся к выполнению в учебном процессе новых видов действий по планированию, получению новых знаний из источников разного типа, их применению в учебно-практической деятельности и реальной жизни для получения нового опыта. Научить ребенка учиться самостоятельно без функции целеполагания невозможно [4]. Поэтому ФГОС НОО перед учителем начальных классов одной из важнейших задач ставит формирование у обучающихся умения ставить цель и задачи урока, планировать свою деятельность, находить способы и методы их достижения, контролировать результаты деятельности, прогнозировать ход событий и проводить коррекцию и оценку своей деятельности. Данные учебные действия относятся к группе регулятивных и формируются на этапе обучения в начальной школе, опираясь на личный опыт ребенка и с учетом зоны его ближайшего развития.

Планирование по своей сути заключается в разработке последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Д.Б. Эльконин, отмечая факт параллельного формирования у ребенка эмпирического и теоретического мышления, утверждал, что изучение предметного содержания процесса планирования, условий его развития целесообразно начать именно в младшем школьном возрасте [5].

Поскольку планирование, как и прогнозирование, происходит в мышлении и является идеальной формой деятельности, его формирование целесообразно осуществлять на уроках математики, точнее, в процессе решения текстовых задач, требующего от ребенка определенных навыков функциональной грамотности.

Изложение основного материала статьи. В рамках рассматриваемой в статье проблемы формирования у младших школьников навыков планирования и прогнозирования отметим, что любая сознательная деятельность основывается на действиях планирования. Такие исследователи, как А.З. Зак, А.К. Маркова, Г.Г. Микулина в своих трудах подчеркивали, что учебная деятельность младших школьников может стать успешной, когда она непосредственно и напрямую зависит от возможностей самого ребенка, от того, каким он образом планирует то, что собирается делать, способен ли видеть варианты развития событий, их последствия или потенциальные возможности, может ли и готов ли проводить анализ имеющихся в наличии вариантов решений задачи, подобрать наиболее рациональное в данной ситуации действие.

Планирование традиционно рассматривается как последовательность промежуточных действий по достижению цели, учитывающих предполагаемый конечный результат. Собственно, это сам процесс разработки плана, основанный на определении последовательности действий. Учитывая одновременное формирование у ребенка эмпирического и теоретического видов мышления, Д.Б. Эльконин писал о том, что именно в младшем школьном возрасте целесообразно начинать не только изучение предметного содержания процесса планирования, но и условий его развития [5].

Остановимся более детально на возможностях формирования учебных действий планирования у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Материалом для формирования данных видов действий мы выбрали процесс обучения решению текстовых задач.

Алгоритм решения текстовых задач заключается в том, что ученик выстраивает работу по определенному плану, состоящему из анализа содержания задачи, поиска решения, самого решения, ответа и проверки правильности решения, то есть, ученик самостоятельно планирует ход решения текстовой задачи [2]. На первом этапе работы над задачей педагогу необходимо выстроить последовательность действий школьника таким образом, чтобы ученик понял суть задачи, выделил величины, присутствующие в тексте задачи, и вопрос задачи. Методисты рекомендуют на этом этапе составлять краткую запись к тексту задачи в виде предметного моделирования, схемы, таблицы и т.д. Модель, схема поможет школьнику абстрагироваться и представить ситуацию, описанную в задаче, в целом, наметив пути её решения. На втором этапе педагогическая поддержка учащимся может понадобиться в составлении плана решения и обосновании каждого выбранного действия. Третий этап посвящен оформлению решения задачи в виде простых или составных выражений. На четвертом этапе учащиеся учатся проверять правильность решения (самостоятельно составляют и решают обратную задачу, находят другие способы решения) и пишут ответ к задаче [1].

Организация учебной деятельности младших школьников по обучению решению текстовых задач предполагает использование учителем разнообразных учебных заданий, в которых ученику предлагается спланировать ход своих действий [1].

Рассмотрим задачу: «Олегу 16 лет, а Маша старше Олега на 7 лет. Настя младше Маши на 2 года. Сколько лет Насте? На сколько лет Настя старше Олега?». Разбор задачи такого вида можно провести аналитически с помощью серии вопросов:

- Назовите вопрос задачи.

- Можем мы сразу ответить на вопрос, поставленный в задаче? (нет).

- Почему вы так думаете?

- Какого рода данных не достаёт для ответа на вопрос задачи?

- Сможем ли мы получить ответ на данный вопрос, если определим возраст Маши?

- Назовите второй вопрос задачи.

- На этот вопрос мы можем ответить?

На следующем этапе ученики составляют план решения:

- Узнать возраст Маши.

- Узнать возраст Насти.

- Узнать, насколько Настя старше Олега.

Далее записывают решение задачи в соответствии с составленным планом:

1) 16+7=23 года - возраст Маши.

2) 23-2=21 год - возраст Насти.

3) 21-16=5 лет, на 5 лет Настя старше Олега.

Учитель грамотно и последовательно задает вопросы по тексту задачи, на основе которых выстраивается план действий учащихся, что ведет к формированию у них умения планировать план решения задачи.

В учебниках по математике встречаются задачи с нестандартной формулировкой условия или вопроса задачи. При решении подобных задач младшие школьники испытывают трудности, составляя план ее решения.

Рассмотрим следующую задачу:

«Наташа пошла в магазин «Читай-город». Сможет ли она приобрести в нем 2 книги по 120 рублей и 3 книги по 70 рублей, если она взяла с собой 500 рублей».

Для того, чтобы составить план решения подобной задачи, школьнику необходимо переформулировать условия и требования задачи так, чтобы они были понятны всем остальным обучающимся [4]:

«Сколько денег потратит Наташа на 2 книги по 120 рублей и 3 книги по 70 рублей?».

После того, как задача становится понятной для учащихся, они могут приступать к выстраиванию плана решения:

1) Узнать, сколько денег Наташа потратила на книги по 120 рублей.

2) Узнать, сколько денег Наташа потратила на книги по 70 рублей.

3) Узнать, сколько денег потратила Наташ на книги.

4) Сравнить полученный результат с 500 рублями.

Далее записывают решение задачи:

1)2 * 120 = 240 рублей - на книги по 120.

2) 3 * 70= 210 рублей - на книги по 70.

3) 240 + 210 = 450 рублей - на книги.

В процессе решения текстовых задач ученики самостоятельно рассматривают четыре этапа решения задачи, после чего находят рациональное решение.

Прогнозирование - это прогноз, предвосхищение результата действия, решения. Прогнозирование может быть рассмотрено как исследовательский процесс или как знание того, что будет или предстоит при определенных условиях. Прогнозирование является одним из видов познавательной деятельности учащихся, связанной с выдвижением обоснованных предположений-прогнозов [3]. Результат такой деятельности имеет свою специфику: будущее отражается с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы. Для учащихся начальных классов умение прогнозировать является наиболее сложным в учебном процессе в силу возрастных особенностей, связанных с недостаточной сформированностью аналитического и критического мышления.

Формирование у учащихся умения прогнозировать на уроках математики, в частности, на материале обучения решению текстовых задач, учитель может использовать методические приемы:

- выбор верного решения задачи из имеющихся в наличии готовых решений (выбрать из предложенных вариантов правильный ответ и обосновать свой выбор);

- выбор схемы, соответствующей условию задачи (выбрать из предложенных схем правильную и обосновать свой выбор);

- выбор условия к готовой схеме (выбрать условие к предложенной схеме и обосновать свой выбор);

- выбор вопроса к условию задачи (выбрать из предложенных вопросов, ту, которая соответствует условию, и обосновать свой выбор).

Рассмотрим учебные задания, иллюстрирующие первый прием.

Задача: На детской площадке играли 18 детей. Через некоторое время на улицу вышли еще 5 девочек и 2 мальчика. Сколько всего детей стало играть на площадке?

Задание: выбрать решение к задаче и обосновать свой выбор.

A) 18+2=20 (д.)

Б)5+ 2 =7 (д.)

B) 18 + (5 + 2)=25 (д.)

Примеры для иллюстрации второго приема (выбор схемы, соответствующей условию задачи):

Задача: 8 батонов стоят столько же, сколько 4 круассана. Цена одного круассана - 60 рублей. Сколько стоит один батон?

Задание: выбери схему, соответствующую условию данной задачи.

60

Далее приведем пример учебного задания, раскрывающего использование третьего приема (выбор условия к готовой схеме):

Задание: выбери условие задачи, соответствующее данной схеме:

Задача 1. В первый день в магазине продали 12 кг сахара, а во второй день на 18 кг больше, чем в первый день. Сколько кг сахара продали во второй день?

Задача 2. В первый день туристы прошли 12 км, а во второй день 18 км. Сколько всего прошли туристы за 2 дня?

Рассмотрим пример четвертого приема - выбор вопроса к условию задачи.

Задача: В магазины доставили свежие огурцы: в «Пятерочку» 90 кг, в «Магнит» на 10 кг меньше, а в «Ленту» доставили столько, сколько в «Пятерочку» и «Магнит» вместе. Задание: выберите из предложенных вопросов тот, который соответствует условию задачи:

- Сколько всего огурцов доставили в магазины?

- В какой магазин больше всего огурцов доставили?

- Сколько всего фруктов доставили в магазины?

- Сколько всего огурцов доставили в Ленту?

Учащиеся выбирают вопрос и обосновывают свой выбор.

Например, школьники выбирают вопрос «Сколько всего огурцов доставили в Ленту?». После этого приступают к решению задачи.

1) 90 - 10 = 80( кг) - огурцов в «Магните».

2)90 + 80 = 170 ( кг) - огурцов в «Ленте».

Для решения текстовых задач ученики могут использовать прием прикидки результата, во время которого определяют интервал возможного результата. Использование данного приема помогает им понять условие и вопрос задачи и дать прогноз предполагаемого результата, то есть предположить больше или меньше какого-либо числа из данных должен получиться ответ задачи. Когда задача будет решена, прогнозируемый ответ сравнивается с итоговым ответом, т.е., осуществляется контроль и коррекция [1].

В процессе по формирования умения делать прикидку ответа учитель использует следующее учебное задание: «Пакет для продуктов в «Магните» рассчитан на 10 кг. Маша купила 2 кг 700 г зеленых яблок, 4 кг 100 г бананов и 3 кг 800 г груш. Сможет ли выдержать пакет?

После ознакомления с текстом задачи ученики предполагают, порвется пакет или нет, обращая внимание на указанный вес продуктов. Для подтверждения или опровержения данного предположения, ученикам необходимо выполнить арифметические действия. На первом этапе ученики переводят указанные в задаче единицы измерения веса фруктов в одни единицы измерения, то есть в граммы. Зная, что в 1 км=1000г, получают: 2700 г зеленых яблок, 4100 г бананов и 3800 г

Только после этого приступают к выполнению арифметических действий именованными числами.

1) 2700 + 4100 + 3800 = 10600 г или 10 кг 600 г - вес купленных продуктов.

После получения результата, происходит сравнение единиц измерения величин, то есть доказательство предложенного варианта ответа.

2) 10кг бООг > 10 кг. Это означает, что пакет может порваться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные задания и перечисленные методические приёмы позволяют в процессе развития у младших школьников способностей решать текстовые задачи формировать умения и навыки планирования и прогнозирования. Учитывая, что актуальные образовательные стандарты акцентируют внимание на том, что младшие школьники обязательно должны планировать свои действия и контролировать правильность вычислений, данный комплекс методических приёмов может повысить эффективность реализации ФГОС НОО.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что использование предложенного комплекса методических приемов повысит эффективность формирования у младших школьников таких умений, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция. Специальный подбор и конструирование заданий при этом должны учитывать логику преподаваемого учебного предмета и его содержание, а также специфику формируемых умений.

Литература:

1. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина // 2-е изд., испр. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 288 с.

2. Мендыгалиева, А.К. Формирование у младших школьников умений планирования и контроля учебных действий в соответствии с поставленной задачей / А.К. Мендыгалиева, Н.В. Литвиненко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - С. 126-130

3. Одоева, К.А. Формирование у младших школьников универсального учебного действия прогнозирования / К.А. Одоева, O.E. Павозкова // Вестник магистратуры. - 2021. - № 6-3 (117).-С. 115-116

4. Русакова, Т.Г. Целеполагание педагога и младшего школьника в культуро-динамической системе содействия становлению духовного опыта ребенка / Т.Г. Русакова // Образование, общество, учитель: коллективная монография: в 2-х т. 2. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - С. 134-148

5. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974. - 302 с.

Педагогика

УДК 371.44

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗГЛЯДА ИГ. ПЕСТАЛОЦЦИ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты эстетического воспитания в соответствии с педагогической системой швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Определены составляющие компоненты эстетического воспитания в образовательной организации и его взаимосвязи с семьей школьника, а также окружающей действительностью. Изучены образовательные и воспитательные мероприятия с учетом соответствующих компетенций и адаптации идей И.Г. Песталоцци для их достижения. Определена необходимость поэтапного погружения школьников в разносторонние аспекты эстетического воспитания, в том числе в рамках воспитательных процессов прикладного характера. Предложено методическое решение для систематизации педагогами образовательных организаций мероприятий, направленных на формирование эстетических навыков и соответствующих личностных качеств школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.