Научная статья на тему 'Формирование деятельностных компетенций студентов специализации Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта'

Формирование деятельностных компетенций студентов специализации Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смехнов Ю. А.

В данной статье представлена структура деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта». Рассмотрена методика формирования деятельностных компетенций студентов названной специализации, основанная на применении активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смехнов Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of activity competences students of specialization «Adaptive physical training and sport for persons with dissociation of intelligence»

In the given article the structure of activity competences in students of specialization «Adaptive physical training and sport for persons with dissociation of intelligence» is submitted. The technique of formation activity competences students of specialization «Adaptive physical training and sports for persons with dissociation of intelligence», based on application of active methods of training is considered: game designing and educational business games.

Текст научной работы на тему «Формирование деятельностных компетенций студентов специализации Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

УДК 796.015

Ю. А. СМЕХНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ФОРМИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»___________________________

В данной статье представлена структура деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта». Рассмотрена методика формирования деятельностных компетенций студентов названной специализации, основанная на применении активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

В условиях современности цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. После публикации текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [2].

Тревожная тенденция неуклонного роста числа детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития обуславливает необходимость подготовки квалифицированных кадров по специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта», обладающих высоким уровнем сформированности деятельностных компетенций. Наряду с этим следует отметить недостаток сведений о структуре и содержании деятельностных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре. Данные обстоятельства обусловили изучение нами проблемы формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».

Целью нашего исследования явились теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и обосновать структуру и содержание деятельностных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре;

2. Оценить уровень сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта»;

3. Разработать содержание и методику формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» и проверить их эффективность.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, самооценка, экспертная оценка, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» проходило на базе кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры с декабря 2005 по май 2007 года. В нем приняли участие студенты 3 — 5 курсов рассматриваемой специализации в количестве 56 человек. Исследование сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» проводилось в начале учебной практики по дисциплинам специализации и в конце прохождения педагогической и производственных практик с помощью методов самооценки и экспертной оценки. Уровень сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» определялся с помощью градации [1]: высокий — 4,5 — 5,0 баллов, достаточный — 4,0 — 4,49 баллов, средний — 3,0 — 3,99 баллов, недостаточный — менее 3 баллов.

На основании анализа профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре и исследований [3, 7 и др.] нами была выявлена структура деятельностных компетенций специалиста

по адаптивной физической культуре. Предложенная нами структура состоит из гностической, коммуникативной, конструктивной, диагностической, оценочной, организаторской, прогностической и проектировочной компетенций.

Проведение анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме позволило определить пути совершенствования профессиональной подготовки студентов. Как отмечают авторы [5, 6 и др.], существенного улучшения профессиональной подготовки студентов можно достигнуть за счет совершенствования системы методов и средств обучения. По нашему мнению, одним из путей совершенствования профессиональной подготовки студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» является включение в процесс преподавания дисциплин специализации активных методов обучения (игрового проектирования и учебных деловых игр).

В исследовании сформированности деятельностных компетенций на каждом курсе принимали участие по две группы студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта», одна из которых являлась контрольной, а другая — экспериментальной. В контрольных группах практические занятия проводились на основе использования традиционных методов обучения с дополнительным включением активных методов обучения. В экспериментальной группе практические занятия проводились с преимущественным использованием активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр различной продолжительности. При этом следует отметить, что содержание практических занятий в экспериментальной группе не менялось, а изменялся только метод обучения.

Методика формирования деятельностных компетенций применяемая в экспериментальной группе была основана на поэтапном использовании активных методов обучения (игрового проектирования в форме игровых заданий ® мини-игр ® малых деловых игр). Использование данной схемы продиктовано необходимостью постепенной подготовки студентов к работе на практических занятиях в новой обстановке, требующей от них значительно большей активности, чем при использовании других методов обучения. Внедрение методики формирования деятельностных компетенций происходило на практических занятиях по следующим дисциплинам: «Содержание образования и физического воспитания лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием в государственных учреждениях», «Методика проведения физкультурных занятий с умственно отсталыми лицами и детьми с задержанным психическим развитием в образовательных учреждениях» и «Методика проведения физкультурноспортивных занятий с умственно отсталыми учащимися по программам дополнительного образования». При этом содержание игровых заданий и учебных деловых игр было строго согласовано с содержанием программ вышеназванных дисциплин и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» [4].

На начальном этапе на практических занятиях применялся метод игрового проектирования в виде игровых заданий, направленных на формирование проектировочных компетенций. Сущность данного

метода заключается в том, что студенты на практических занятиях в составе игровых групп разрабатывают различные документы, планы, графики в игровых условиях, максимально воссоздающих реальный педагогический процесс. После выполнения студентами на практических занятиях комплекса игровых заданий осуществлялся переход к мини-играм. Выбор метода деловых игр был обусловлен тем, что они позволяют эффективно обучать студентов умению практически применять свои знания, разрабатывать стратегию и тактику педагогических мероприятий, умению обосновывать и использовать то или иное педагогическое решение, способствуют формированию деятельностных компетенций. В условиях мини-игр студенты учились эффективно подбирать средства и методы воспитания физических качеств, организовывать и проводить отдельные части урока физической культуры, занятия лечебной физической культуры или учебно-тренировочного занятия и т.д. Целевое назначение данных игр заключалось в том, что они служили «мостиком» к участию студентов в более сложных деловых играх, требующих определенного игрового опыта.

После использования на практических занятиях мини-игр приступали к использованию малых деловых игр. Длительность малых деловых игр составляла 1—2 часа, т.е. в пределах одного практического занятия. Во время участия в малых деловых играх студенты учились решать сразу несколько педагогических задач различной степени сложности. При этом у студентов формировались все группы деятельностных компетенций, которые необходимы специалисту по адаптивной физической культуре для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Повторение на практических занятиях деловых игр, входящих в содержание методики формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» составляло не менее двух — трех раз.

Результаты исследования сформированности деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» представлены в табл. 1.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что после проведения педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах произошли статистически достоверные изменения всех исследуемых нами показателей. Необходимо отметить, что более значительные изменения всех исследуемых нами показателей зафиксированы в экспериментальных группах.

Вывод. Таким образом, проведенное исследование позволяет обосновать эффективность методики формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» основанной на использовании активных методов обучения: игрового проектирования и учебных деловых игр различной продолжительности. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые разработана структура деятельностных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре. Определен комплекс игровых заданий и учебных деловых игр, обеспечивающий формирование деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта». Разработаны и экспериментально обоснованы содержание и методика

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

Идаппяш ■ фанкнзн■ культура ■аюртдая лщсидрупн ■■! ш яшшлллшт» (ХЬ) билли

3-й курс

На и МСИЮ1Ш п № КОМПШЕВМ ПИ И Контрольная групгн |П - Ч Эк£:п(1|]имс11Г1нл1.1ым групгн |п - (5)

□ ИОНКв студнштза □ I К":11 ка з кс ГЕзртш а О и >21-1 кд студыитоп □поп кд экспорта

XI ±: «г1 Х2 ± с2 Р Х1 ± с 1 Х2 ±= с 2 Р Х1 ±= с 1 Х2 ± с2 Р Х1 ±= с 1 Х2 :± с 2 Р

1 Я 3 4 В Б 1 п □ Ш 1 1 19 \3

ГНЕСТИ ЧЗСС К.И С! 3,16 озз 4 да 0,30 3,11 0,62 3*56 054 3,75 0,44 4,33 03 - 33^ 050 4да 034

Коммун икати иные 366 0,75 4.3 051 3,63 0,7 Л 4,16 051 4,12 0,40 4,20 0,45 356 0.45 4,5 0,46

Кпнструктиан ые ЗД5 031 зав 0Д4 2,06 0,54 357 0,4Л 366 0,4Л 4,05 0,20 ■ ЗДЙ 027 3X34 027

Д йог ногти ■!(■£: КИО 2.77 0 Р5 355 0,5 2,77 0,44 3,11 0,16 здз 054 4,11 0,45 ■ 2ла 025 зза 020

□ цаноч н ыа 3.13 1 р4 4Д5 одз 3,05 055 3,47 057 4Д4 0,43 4,54 0,20 ■ 3.1 024 4,12 027

□р га ни зато рек. № 2/37 1,19 4,22 0.4 3,22 0,й5 35й 0,71 3,6 0,4 4,31 0,27 321 0.44 4.13 0.46

Прогнссти 'К1с: кия 2.77 0X35 3.77 033 3,07 0,57 351 06 35 0X36 4 0,51 3.13 оза 4 031

П рэнкти рама ч ни а 2 34 0^34 зхзи 0ДЙ 3,11 0.Й7 352 03 357 0,40 4,00 0,20 321 031 433 о,4а

4-й кург

На и меркли п № КОМ] КГ IГ : 11 ПИ Й Контрольная групт (и - 11) Эксгкариь-кнтнлы-ня групгн |п- КЗ) '

Оценка студнвпт 0 1 Ю11 ка экс парта и О I К":11 ка с туда 1-поп Оценка э кс газрто п

Х1 ± с 1 Х2 ± с2 Р Х1 ± с 1 Х2 ,± с 2 Р Х1 ± с 1 Х2 ± с2 г XI с 1 Х2 с2 Р

Гнссти чес кие ЗД5 0.55 4 25 0.43 3.64 055 4,10 056 3.75 065 4,15 0,44 356 054 4,35 0,53

Коммун икот и пни а 4Д2 0.40 4 ЗА 0.42 3,А4 0.52 4,43 054 4Д2 05Й 4,25 0,51 З.Й6 о,4а 46 0,45

КонЕтруктиин Ы£» 3.77 0.44 4,2 4 0.45 3.6Й 0,45 427 0,40 366 055 4. ДБ Ц6 3,73 0.4! 4,51 0,45

Дингнести час пне; 3.0 ода 436 0.45 - 3,22 0,37 336 0,41 366 052 4.1 0,51 3,37 0.46 4,17 0,64

О цаноч н ын ЗД5 037 436 0.43 - 3,61 05 425 055 ЗД2 0.71 4,35 0.4Л Г 3,7 0.46 4,4 0,6В

Ор га нилагорЕк № 3X37 05А 4,45 0.4 - 3,67 0,47 436 0,47 ЗЩ 05Й 4,15 0.33 3,76 0,36 4,53 0,42

ГТр отнести чйэе к. и с-! 354 05 4,15 031 - 3,45 0,54 4,15 061 356 052 ЗЙ оба 35й 0,42 45 0,-С

П РЗЗКТИ рШЮ Ч 11140 3.77 036 431 034 - 3,66 0,46 42а 0,43 367 0.47 422 0.40 Г 351 053 45 05

5-й кург

1 Ь и мзнопа н № К. О МП ЛЕШ ми й Ко вгрэлыхв н групгв |П - КЧ Зкспсгримзнталы-ня групгн (тт-10) '

Оценка Етудангоп □ №1-1 ка эке пар 70 II □ I кчп ка с туДСЗ И то и Оценка Э КЕ ГВрТО П

Х1 ±= с 1 Х2 ± с 2 р Х1 :± С 1 Х2 ± с 2 Р Х1 ±= с 1 Х2 ±= с 2 р XI С 1. Х2 ±= с2 Р

ГНЕСТИ ЧКС КИО З.й 0.46 4Д2 024 3,й7 03 435 037 - Л, 32 037 4,5 Ц4 Г З.АА 0.45 4.Ей 0.34 -

1 ■2 3 4 5 ь 7 П □ Ю И \7 □

ГНЕСТИ 4(1: К.и С! з.а 0.46 4Д2 024 З.А7 од 4Д5 ОД7 ЗД2 ОД7 4#5 0.4 З.йА 0.45 46Д 0Д4

Коммун ИК.ОГИ ПНЫ(3 4Д5 0.2А 4.17 02Й З.ДО 0,45 4ДЗ 0,43 4 0,45 4,32 ОДП З.Л2 0,51 462 0Д2

Ктнструктиан ые ЗДА ОДЗ 4 да ОД3 3.75 0,32 4Д5 ОД1 3.75 0,41 4.43 0,42 З.Л2 0,32 4№ 026

Диогнсхгти ч(1: к.иа 3.6 037 3.0 ОД1 3.4 0,30 4.16 ода зде ОД2 4^5 0,36 3.75 0,41 4.71 0Д2

О ЦЕЗНПЧ Н Ы£2 4.1 ОДЗ 4.2 о дез 3.75 0.37 421 0.43 ЗД7 0.42 4.65 0Д1 3.70 0.30 4Д5 0Д1

□р га нм зато рек. из 4.1 ода 4Д5 ОДЗ 3.00 О.Зб 4.5 027 301 057 4.7 026 З.ЙО ОД5 4.7Й О.Ю

Праг нисти ч(1: ки<а 3,73 0.43 4ДЗ ОДЗ 3,АА 0.56 4Д 0,51 3,6 0.4 4,46 0.47 3,77 0.33 4#5 0Д7

П рейЗКТИ рогю Ч НЫ £2 4,1 А О.40 42А 0,52 4,1. 0.30 4,45 од ЗД2 0.45 Ат 0Д1 3.0Й 0.45 4,73 0.2

стятистичажи даемоисгршио: ралли чин

формирования деятельностных компетенций студентов специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».

В связи с острейшей потребностью в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в Омской области и Сибирском регионе материалы исследования приобретают большое практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в средних и высших учебных заведениях.

Библиографический список

1. Бабушкин Г.Д. Оценка готовности студентов института физической культуры к профессиональной деятельности тренера /Г.Д. Бабушкин // Совершенствование профессиональной направленности занятий по специализации: программа и тезисы докладов X науч.-метод. конф. ин-та /Омск: Ин-т физ. культуры, 1984. - С. 14-18.

2. Балашова В.Ф. Оценка когнитивных и деятельностных компетенций выпускников специальности «Адаптивная физическая культура» в ходе итоговой государственной аттестации /

В.Ф. Балашова// Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тезисы докладов V Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 4-5 апреля 2007 г.). - М.: Физическая культура, 2007. - С. 5-16.

3. Зволинская Н.Н. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов// Теория и практика физической культуры, 2003. - № 12. - С. 40-44.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 022500 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», М.: 2000. - 52 с.

5. Ибрагимов А.Д. Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов (на материале дисциплины «Теория и методика физического воспитания»): Автореф. дис. к.п.н /А.Д. Ибрагимов. -М., 1990. - 24 с.

6. Кузьмичева Е.В. Формирование профессиональных умений у студентов институтов физической культуры на основе решения проблемно-педагогических ситуаций (на примере волейбола): Автореф. дис. к.п.н. - М., 1990. - 23 с.

7. Строгова Н.А. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании /Н.А. Строгова// Материалы совм. науч.-практ. конф. проф.- преп. и научного состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. -Малаховка: МГАФК, 2002. -

С. 215-218.

СМЕХНОВ Юрий Александрович, аспирант кафедры «Теория и методика адаптивной физкультуры».

Статья поступила в редакцию 13.01.08 г.

© Ю. А. Смехнов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.