Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ДЕКОРИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ДЕКОРИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чувство стиля / декоративно-прикладное искусство Китая / декорирование / интерьерный дизайн / эстетика / гармония / символы / креативность / sense of style / Chinese arts and crafts / decoration / interior design / aesthetics / harmony / symbols / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Бахтиярова Нелли Фяритовна

Внимание авторов статьи акцентируется на исследовании значимости обучения студентов-дизайнеров использованию декоративно-прикладного искусства Китая, как элементов декора в современном дизайне интерьеров для формирования чувства стиля. Актуальность исследования заключается в том, что в наше время акцент в современном дизайне интерьера делается на оригинальность и уникальность, при этом даже профессиональным дизайнерам иногда отказывает чувство стиля. Этот недостаток можно устранить еще в процессе обучения проектированию интерьеров, благодаря более глубокому изучению декоративно-прикладного искусства различных стран и народов. В статье рассматривается богатое культурное наследие декоративно-прикладного искусства Китая, как эффективное средство формирования чувства стиля у студентов при использовании оригинальных и интересных стилистических решений в дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article focuses on the study of the significance of teaching design students to use Chinese Arts and Crafts as decorative elements in modern interior design. The relevance of the study lies in the fact that in our time the emphasis in modern interior design is on originality and uniqueness, which can be achieved through the use of Arts and Crafts, taking into account modern tastes and demands, but at the same time preserving the cultural heritage of that time. The purpose of the study is to explore the significance of this topic, analyze methods and approaches in teaching students to use Chinese Arts and Crafts, identify the basic knowledge and skills that students need to develop, and propose effective ways to use A&C to create original and interesting design solutions. The object of the study is the process of teaching students to use A&C in interior decoration.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ДЕКОРИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ»

14. Чумакова, Е.Е. Рабочая программа по учебному предмету «Дизайн» / Е.Е. Чумакова. - Ульяновск: МБОУ ДОД ДШИ им. М.А. Балакирева. - 2015. - 17 с.

15. Шеховцова, А.Н. Художественный образ как проблема в современном дизайне / А.Н. Шеховцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №3-2. - С. 237-240

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Бахтиярова Нелли Фяритовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ДЕКОРИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ

Аннотация. Внимание авторов статьи акцентируется на исследовании значимости обучения студентов-дизайнеров использованию декоративно-прикладного искусства Китая, как элементов декора в современном дизайне интерьеров для формирования чувства стиля. Актуальность исследования заключается в том, что в наше время акцент в современном дизайне интерьера делается на оригинальность и уникальность, при этом даже профессиональным дизайнерам иногда отказывает чувство стиля. Этот недостаток можно устранить еще в процессе обучения проектированию интерьеров, благодаря более глубокому изучению декоративно-прикладного искусства различных стран и народов. В статье рассматривается богатое культурное наследие декоративно-прикладного искусства Китая, как эффективное средство формирования чувства стиля у студентов при использовании оригинальных и интересных стилистических решений в дизайне.

Ключевые слова: чувство стиля, декоративно-прикладное искусство Китая, декорирование, интерьерный дизайн, эстетика, гармония, символы, креативность.

Annotation. The author of the article focuses on the study of the significance of teaching design students to use Chinese Arts and Crafts as decorative elements in modern interior design. The relevance of the study lies in the fact that in our time the emphasis in modern interior design is on originality and uniqueness, which can be achieved through the use of Arts and Crafts, taking into account modern tastes and demands, but at the same time preserving the cultural heritage of that time. The purpose of the study is to explore the significance of this topic, analyze methods and approaches in teaching students to use Chinese Arts and Crafts, identify the basic knowledge and skills that students need to develop, and propose effective ways to use A&C to create original and interesting design solutions. The object of the study is the process of teaching students to use A&C in interior decoration.

Key words: sense of style, Chinese arts and crafts, decoration, interior design, aesthetics, harmony, symbols, creativity.

Введение. Всё большую популярность в современном дизайне интерьера обретает использование элементов декоративно-прикладного искусства. Сочетание современных тенденций и традиционных техник и символов может сделать интерьер действительно уникальным и интересным. Создать внутренние помещения дома, квартиры в стиле модерн, хай-тек и в английском стиле - стало социокультурным явлением, изменяя и определяя во многом жизненный уклад людей. И эти тенденции должны находить отклик и в системе высшего образования, в частности в содержании программ подготовки будущих дизайнеров интерьера, формируя у них и эстетическое начало, и духовно-нравственное отношение к окружающему миру, «которое сегодня становится одним из важнейших средств управления духовной и нравственной основой жизнедеятельности человека» [5, С. 5]. Введение в программу обучения заданий, связанных с поиском стиля интерьера, поиском композиционных решений, сочетаемости различных предметов, наполняющих интерьер - одно из условий формирования профессиональных компетенций студентов - дизайнеров.

Изложение основного материала статьи. Сформировать чувство стиля у студентов весьма непросто. Здесь необходимы такие навыки, как умение чувствовать пространство, умение обобщать, добиваться выразительности композиционных решений иногда с помощью минимальных средств, иногда насыщая пространство объектами, формируя чувство меры в деталях и в обобщениях.

В настоящее время одним из распространенных стилей интерьера становится эклектика - использование сочетаний предметов разных стилей. Обычно комбинируют один или несколько стилей прошлого века или настоящего времени. Концепция эклектики нарушает все писаные и неписаные правила в дизайне, стандарты и выходит за рамки обычных представлений. И здесь чувство стиля является важнейшей составляющей профессионализма дизайнера.

Теоретическая сторона исследования качественной профессиональной подготовки будущих дизайнеров предполагает введение в учебный процесс новых заданий. Такими заданиями могут стать изучение возможности грамотного применения декоративно-прикладного искусства различных стран и эпох при создании современного интерьера.

Одним из заданий для студентов кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Мининского университета г. Нижнего Новгорода стало изучение традиционного китайского искусства, вызывающее неослабевающий интерес в нашей стране на протяжении как прошлого, так и нынешнего времени. Особый интерес у будущих дизайнеров вызвал стиль шинуазри, зародившийся в Европе еще в XVII веке, но актуальный до сих пор. Шинуазри на русский переводится как «псевдокитайский» стиль, то есть этот стиль не претендует на подлинность, а лишь содержит в себе те элементы интерьера, которые европейцы считают типичными для культуры Поднебесной. Поскольку Китай - страна с богатой и длинной историей, довольно сложней задачей для студентов стало определение национального стиля, отраженного в декоративно-прикладном искусстве, и здесь пришлось выделить определённые типичные для него образы, проявляющиеся в интерьере.

Стиль шинуазри вдохновлён природными мотивами, в особенности роскошными садами и экзотическими птицами, и цветами. Это хорошо заметно в росписях, стилизованных под китайское национальное искусство. Кроме того, в интерьере также используются натуральные материалы, особенно востребован бамбук.

Китайские лаковые изделия - первое, на что студенты обратили внимание, когда речь зашла об интерьере в китайском стиле. Это произведения древнего традиционного и выдающегося художественного промысла в декоративно-прикладном искусстве Китая Г1, С. 171. Студентами были выявлены следующие особенности: на мебели мастерами создавались многослойные лаковые миниатюры, застывший лак легко поддается резьбе, а благодаря добавлению пигмента, получалась естественная живопись; сами изделия из лака выглядят строго и сдержанно, но в тоже время отличаются изысканностью и мягкостью; их производство объединяет в себе функциональность и эстетичность, удовлетворяя как материальным

потребностям, так и духовным, являя собой чистое искусство. С недавнего времени лакирование также стало применяться для отделки стен в современных интерьерах.

Взаимосвязь между функцией и эстетикой лаковых изделий можно использовать в качестве хорошего образовательного материала для студентов-дизайнеров и формирования у них чувства стиля. В учебную программу желательно добавить не только теорию лакового искусства Китая, а именно изучение истории происхождения и технологию производства лаковых изделий, но и задания по самостоятельному созданию лаковых миниатюр. Создавая собственные лаковые изделия в китайском стиле, студенты смогут лучше понять красоту изделия. Обучение декоративным узорам учит их выражать сложные образы, понимать структуру, цвет и движение определенных изображений.

Знакомство с национальной культурой Китая посредством изучения лакового искусства развивает эстетическое чутье у будущих дизайнеров, умение гармонично сочетать цвета, создавая баланс между насыщенными и нейтральными оттенками. Насыщенные богатые цвета - это еще одна важная особенность стиля шинуазри. Наиболее популярные сочетания - красный и золотой, синий и белый. Художественное оформление интерьера может быть достигнуто в максималистском или манималистском стиле. Яркие тона могут как преобладать в общей массе комнаты, так и использоваться только в качестве акцентов [3, С. 2421.

Выбирая цветовую палитру студенты учитывают символическое значение цветов, поскольку символика в китайском интерьере играет важную роль, как и основные правила учения «фэн-шуй». По смыслу символика всегда связана с основными конфуцианскими ценностями, как богатство, долголетие, счастье и успех в личной и профессиональной сферах. Так, красный - это всегда цвет счастья и процветания. Однако в интерьере использовать красный цвет нужно с умом, не стоит им злоупотреблять. На выразительность символа влияет не только форма, но и содержание [6, С. 2]. Оно создается энергией сознания, теми идеями, что в него вложило человечество.

Традиции, религиозные и философские взгляды китайцев, складывавшиеся веками делают китайский стиль очень многогранным и сложным для воспроизведения, только истинные знатоки философии и культуры Китая могут создать действительно гармоничный дизайн интерьера в китайском стиле [4, С. 1801, но учиться этому необходимо. Поэтому для будущих дизайнеров важно изучение китайской символики, чтобы при оформление интерьера с элементами китайского декоративно-прикладного искусства не скатиться до совсем плоской имитации.

В основу организации пространства, руководствуясь «фэн-шуй» вкладывается понимание взаимосвязи между личностью человека и интерьером. Обязательным условием является включение элементов природы. Большое значение придаётся, в том числе, расстановке предметов и поиску композиционного центра. Прежде всего планирование комнат по «фэн-шуй» требует, чтобы помещение было не только красивым, но и психологически комфортным, способствовало хорошему настроению и настраивало на гармоничные отношения с собой и окружающим миром [2, С. 151.

Выполнение заданий студентами, связанными с изучением искусства и символики «фэн-шуй», несомненно повышают их профессиональное мастерство и конкурентоспособность на рынке. Широкий кругозор и творческая свобода поможет проектировать интересные и гармоничные пространства.

Изучение традиционного китайского орнамента также является необходимой частью погружения в декоративно-прикладное искусство этой страны. Китайский орнамент включает в себя традиционный узор, придворный узор, религиозный узор и узоры малых народностей. Типов орнаментов огромное множество, но есть кое-что, объединяющее их -внимание к форме и смыслу узоров. Существующее много веков искусство орнамента вобрало в себя традиции, народную философию, эстетику и достижения многовековой культуры [7, С. 2].

Для эклектичного интерьера студенты выбирали в основном геометрические узоры. Ими можно украсить межкомнатные перегородки, перегородки для зонирования пространства. Помимо этого, их можно использовать в отделке зеркальных рам. Растительные и животные мотивы выбирались для ширм и штор.

Для формирования чувства стиля перед студентами была поставлена задача по изготовлению декоративного панно для китайского интерьера, используя популярные мотивы: веточки цветущей сливы или вечнозеленую сосну - символ долголетия. Опыт создания панно, отличающегося необычными формой и цветом позволил укрепить знания основ китайской культуры и традиций, помог развить воображение и расширить уже существующих набор навыков, полезных для дизайнера.

Смелые мотивы и богато украшенные узорами стены или предметы мебели привносят в пространство энергию, роскошь и драматизм. Существует как минимум девять категорий изображений, которые можно использовать для украшения интерьера в стиле шинуазри. Их можно скопировать с уже существующих изделий или создать оригинальные, имея нужный опыт, который можно получить развивая «насмотренность» просмотром фильмов, презентаций, предметов искусства соответствующей тематики.

Необходимо научить студентов глубокому восприятию китайского искусства, включив в занятия анализ художественных образов, выявление художественной задумки автора. И всё же наиболее действенный метод обучения - это практические творческие задания, развивающие умение самостоятельно использовать китайскую символику в своих работах, находить новые идеи для компоновки предметов.

Нередко в качестве украшений интерьера в китайском стиле используются китайские узлы. В Китае «узел» обозначает силу, гармонию, союз друзей и др. Такой декор придает помещению китайский национальный дух. Кроме того, это украшение является доступным и довольно простым в создании, по этой причине его можно встретить повсеместно, не только как украшение дома, но и общественных зданий. Китайские узлы имеют связь с принципами «фэн-шуй». При размещении такого декора студенты выявили необходимость следовать советам этой науки. Наиболее подходящим местом считается гостиная, так как она является центром семейной жизни. Для многих уже переросло в традицию украшать вход для привлечения благоприятной энергии. Узел на входе приветствует гостей и создает благополучие для всех переступающих порог дома. Высота расположения также имеет не последнее значение. Лучший вариант - это повестить узел на уровне глаз, он не должен загораживать проход или создавать ощущение загруженности. Все эти нюансы, а также мастер-класс по плетению можно включить в учебную программу в виде дополнительных курсов, включающих в себя краткую историю узелков и демонстрацию техники плетения. Такие курсы помогут расширить свои познания и навыки, способствуя эстетическому развитию.

Выводы: Мы полагаем, что включение в учебную программу таких заданий, как изучение китайского лакового искусства и создание лаковых миниатюр, изготовление декоративного панно с использованием китайской символики, а также дополнительные мастер-классы по искусству плетения китайских узлов и изучение искусства «фэн-шуй» помогут развить у студентов-дизайнеров чувство стиля, эстетический вкус.

Полученные знания помогут им разрабатывать гармоничные и уникальные дизайн-проекты в стиле «шинуазри». Богатое наследие китайской эстетики и современные подходы к дизайну дают возможность для создания оригинальных и интересных интерьеров, которые подойдут ценителям китайской культуры, поклонникам «фэн шуй», тем, кто любит

уникальные и яркие вещи. Шинуазри - стиль вне времени, популярный и полный индвидуальности, хорошо сочетаемый с современными тенденциями. Изучив особенности этого стиля можно создавать неповторимые пространства интерьера.

Литература:

1. Бянь, Ц. Традиции китайского искусства лаковых изделий / Ц. Бянь // Университетский научный журнал. - 2021. -№ 65. - С. 93-100. -Б01 10.25807/22225064 2021 65 93. -ЕБЫРЖМАА

2. Дин, X. Единство организации пространства помещений в традиционной китайской культуре фэншуй и современный дизайн интерьера / X. Дин // Искусство и диалог культур : сборник научных трудов, Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 года. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2019. - С. 14-16. - ЕБЫ гХХТ№Т

3. Дружинкина, Н.Г. Современная интерпретация стиля «шинуазри» в художественном оформлении внутреннего пространства / Н.Г. Дружинкина, С.С. Кононова // Технология художественной обработки материалов: Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 12-15 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. - С. 238-244. - ЕБЫ JYWEAW

4. Ли, Ц. Особенности проектирования интерьеров с использованием этнического контекста в китайском и русском дизайне / Ц. Ли // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07 апреля 2022 года / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт художественного образования. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2022. -С. 179-182. -ЕБЫРМТАБ

5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 2. БОГ 10.26795/2307-12812022-10-2

6. Махортова, О.В. Особенности символики и знаковости Китая / О.В. Махортова, Л.В. Мордовина // Аналитика культурологии,- 2011,- № 1(19).-С. 137-139. - ЕБЫ дгСОРК

7. Оразбай, С. Философия Фэн-Шуй в дизайне интерьера / С. Оразбай, М.К. Молдабаева // Наука и инновационные технологии. - 2018. - № 3(8). - С. 217-219. - ЕБЫ УРШвС

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ермилина Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ИНТЕРЬЕРНОЙ ЖИВОПИСИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассмотрены существующие в образовательной практике подходы к решению проблемы профессиональной подготовки дизайнеров. Представлены основные особенности взаимодействия студентов с декоративной живописью в процессе обучения студентов-дизайнеров. Дано краткое описание основных задач, возникающих у дизайнера при работе с интерьерной живописью: сопоставимость стилей, выбор сюжетов и техник выполнения.

Ключевые слова: интерьер, интерьерная живопись, дизайн, декоративное искусство, декорирование.

Annotation. The article discusses existing approaches in educational practice to solving the problem of professional training of designers. The main features of students' interaction with décorative painting in the process of training design students are presented. A brief description of the main tasks that a designer faces when working with interior painting is given: the comparability of styles, the choice of subjects and execution techniques.

Key words: interior, interior painting, design, décorative art, décoration.

Введение. Современная система обучения студентов в стремлении сохранить художественное наследие прошлого основывается на изучении традиций классики и развитии национальных традиций как основы для совершенствования творческого мышления обучающихся. Но развитие общества и технологий не только предъявляют новые требования, но и дают новые уникальные возможности для развития интерьерной живописи, а соответственно и для совершенствования процесса обучения. Представление об искусстве убранства интерьера как об отдельной ветви комплекса изобразительных искусств возникло только в XX веке, но уже в настоящее время складывается новая визуальная культура. Современные технологии ведут к демократизации искусства, делают доступным уникальный художественный дизайн интерьера жилых и рабочих пространств, превращая его из признака элитарности в массовую культуру. Интерьерная живопись - возможность создать определённую ауру, настроение, придать помещению эстетическую утончённость и неповторимость. Она подчёркивает стилистику, помогает моделировать пространство. Декоративность по сути - это ряд современных живописных приемов, позволяющих наиболее эмоционально передать идею произведения и достичь его максимальной художественной выразительности [9].

Изложение основного материала статьи. Интерьерная живопись - относительно новое и безусловно востребованное направление декоративной живописи. Классический подход к обучению студентов-дизайнеров основан на реалистической концепции изобразительного искусства. Живопись воспринимается как отражение реально существующего окружающего мира, а процесс обучения построен как движение от простого к сложному в основном через рисование с натуры. В основе декоративного искусства - стилизация изображения. Само название «интерьерная» подразумевает, что картина создана, чтобы украшать помещения.

Живопись является основой обучения дизайн-проектированию. Законы композиции, перспективы, колористики едины для живописных произведений и дизайн-проектов. Если для классической живописи характерно «изображение объемного пространства, глубины, материальности; использование освещенности, влияющей на цвет и форму изображаемых объектов», то для декоративной живописи наоборот - «отсутствие объема и материальности; изображение уплощенного пространства; стилизация изображения с применением импровизации и деформации объектов; использование фактур» [7, С. 12].

Художники и дизайнеры имеют одну базу знаний, но разные цели. Художник работает, исходя из своих представлений и ощущений, стремясь выразить свои чувства, привлекая зрителей к ним, вдохновляя своей работой. Его задача -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.