Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие цвета / цвет / дизайн / дизайн-проект / дизайн-обучение / визуальная гармония / комфортная среда / педагогика / педагогический процесс / perception of color / color / design / design-project / design-training / visual harmony / comfortable environment / pedagogy / pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Абдуллина Марина Александровна, Галина Мария Владимировна

В данной статье рассмотрены особенности восприятия цвета как одного из факторов психологического комфорта. Проанализировано понятие цвета, как психофизиологического явления, и подчёркнута важность роли цвета в пространстве интерьера. Интерьер является цельным произведением, передающим идею через различные аспекты, такие как: форма, цвет, объемно-пространственное и планировочные решения. Цвет, может отражать художественный образ в дизайне, стать яркой метафорой, передающей мысли и чувства автора. В связи с этим, в деятельности дизайнера, как ни в какой другой требуется овладеть азами психологии цвета для успешной работы. Авторами освещается исторический аспект восприятия цвета и его применение в разные временные периоды. Говорится о исследованиях ученых последних столетий, раскрывающих удивительные подробности об устройстве человеческого мозга, помогающие в изучении влияния цвета на визуальное восприятие и эмоциональное состояние человека. Предпроектный анализ является началом подготовки дизайн проекта и первым шагом на пути к созданию индивидуального образа и интерьера, в котором важное значение имеет общее цветовое решение. Обучающемуся в процессе работы над проектом важно проявлять такие качества как гибкость мышления, мобильность, любознательность, богатое воображение, в том числе и в работе с цветом. Учитывая важность всех составляющих в процессе работы над дизайн-проектом, авторами статьи обоснована важность обучения колористической грамотности специалистов, в области дизайн-проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Абдуллина Марина Александровна, Галина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the features of color perception as one of the factors of psychological comfort. The concept of color as a psycho-physiological phenomenon is analyzed, and the importance of the role of color in the interior space is emphasized. The interior is a complete work that conveys the idea through various aspects, such as: shape, color, spatial and planning solutions. Color can reflect an artistic image in the design, become a vivid metaphor that conveys the thoughts and feelings of the author. In this regard, in the activity of a designer, as in no other, it is required to master the basics of color psychology for successful work. The authors highlight the historical aspect of color perception and its application in different time periods. It talks about the research of scientists of the last centuries, revealing amazing details about the structure of the human brain, helping to study the influence of color on visual perception and the emotional state of a person. Pre-project analysis is the beginning of the preparation of a design project and the first step towards creating an individual image and interior, in which the overall color scheme is important. In the process of working on a project, it is important for a student to show such qualities as flexibility of thinking, mobility, curiosity, rich imagination, including in working with color. Considering the importance of all components in the process of working on a design project, the authors of the article substantiate the importance of teaching color literacy to specialists in the field of design.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ»

3. Крючкова, С.Н. Актуальность устного счёта на уроках математики / С.Н. Крючкова // Евразийский научный журнал. - 2016. - №10. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aktualnost-ustnogo-schyota-na-urokah-matematiki (дата обращения: 07.12.2023)

4. Математика: 5 класс: базовый уровень: учебник в 2-х частях / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.И. Чесноков [и др.]. -3 изд. перер. - Москва: Просвещение, 2023. - 150 с.

5. Поселеннова,Н.В. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию функциональной математической грамотности младших школьников / Н.В. Поселеннова // Поволжский педагогический поиск. - 2018. -№2 (24). - С. 106-117

6. Симонова, О.В. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5-6-х классах общеобразовательной школы / О.В. Симонова // Вестник ВятГУ. - 2010. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-pri-obuchenii-matematike-v-5-6-h-klassah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.12.2023)

7. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников // Единое содержание общего образования. -URL: https://edsoo.ru/ (дата обращения: 17.12.2023)

8. Формирование математической грамотности обучающихся / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования [составитель Е.М. Ганичева]. - Вологда: ВИРО, 2021. - 84 с.

9. Шураева, A.C. Устный счёт как средство развития умственных способностей у младших школьников / A.C. Шураева // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 1-3

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Галина Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности восприятия цвета как одного из факторов психологического комфорта. Проанализировано понятие цвета, как психофизиологического явления, и подчёркнута важность роли цвета в пространстве интерьера. Интерьер является цельным произведением, передающим идею через различные аспекты, такие как: форма, цвет, объемно-пространственное и планировочные решения. Цвет, может отражать художественный образ в дизайне, стать яркой метафорой, передающей мысли и чувства автора. В связи с этим, в деятельности дизайнера, как ни в какой другой требуется овладеть азами психологии цвета для успешной работы. Авторами освещается исторический аспект восприятия цвета и его применение в разные временные периоды. Говорится о исследованиях ученых последних столетий, раскрывающих удивительные подробности об устройстве человеческого мозга, помогающие в изучении влияния цвета на визуальное восприятие и эмоциональное состояние человека. Предпроектный анализ является началом подготовки дизайн -проекта и первым шагом на пути к созданию индивидуального образа и интерьера, в котором важное значение имеет общее цветовое решение. Обучающемуся в процессе работы над проектом важно проявлять такие качества как гибкость мышления, мобильность, любознательность, богатое воображение, в том числе и в работе с цветом. Учитывая важность всех составляющих в процессе работы над дизайн-проектом, авторами статьи обоснована важность обучения колористической грамотности специалистов, в области дизайн-проектирования.

Ключевые слова: восприятие цвета, цвет, дизайн, дизайн-проект, дизайн-обучение, визуальная гармония, комфортная среда, педагогика, педагогический процесс.

Annotation. This article discusses the features of color perception as one of the factors of psychological comfort. The concept of color as a psychophysiological phenomenon is analyzed, and the importance of the role of color in the interior space is emphasized. The interior is a complete work that conveys the idea through various aspects, such as: shape, color, spatial and planning solutions. Color can reflect an artistic image in the design, become a vivid metaphor that conveys the thoughts and feelings of the author. In this regard, in the activity of a designer, as in no other, it is required to master the basics of color psychology for successful work. The authors highlight the historical aspect of color perception and its application in different time periods. It talks about the research of scientists of the last centuries, revealing amazing details about the structure of the human brain, helping to study the influence of color on visual perception and the emotional state of a person. Pre-project analysis is the beginning of the preparation of a design project and the first step towards creating an individual image and interior, in which the overall color scheme is important. In the process of working on a project, it is important for a student to show such qualities as flexibility of thinking, mobility, curiosity, rich imagination, including in working with color. Considering the importance of all components in the process of working on a design project, the authors of the article substantiate the importance of teaching color literacy to specialists in the field of design.

Key words: perception of color, color, design, design-project, design-training, visual harmony, comfortable environment, pedagogy, pedagogical process.

Введение. Каждый дизайнер обязан принимать во внимание влияние цвета на психику человека и уметь грамотно использовать его. Психология цвета, которая как раз изучает это влияние, позволяет использовать колорит в качестве основного средства визуального акцентирования внимания зрителя на особенностях интерьера. Если такой важный инструмент попадает в руки несведущих во всех тонкостях этого дела проектировщиков, то в итоге мир наполняется большим количеством объектов, цветовое сочетание которых может оказать негативное влияние на психологическое состояние детей и взрослых.

Гармонизировать интерьерное пространство, сделать помещение комфортным для прибывания в нём человека, как с физиологической, так и с психологической точки зрения - это первостепенная задача дизайнера-проектировщика. В достижении этих целей проектировщику может помочь применение оптимальных цветовых сочетаний. Цвет, как главный

элемент зрительного восприятия имеет огромную силу воздействия на чувства человека. С психологической точки зрения каждый цвет имеет свой смысл и свое эмоциональное значение. Именно эту особенность и можно использовать при разработке методики обучения дизайн-проектированию.

В таком случае основу образовательного пособия должны составлять различные визуальные материалы, отражающие главную суть доносимой информации. Таким образом, играющую роль в обучении должна играть ассоциативная реакция обучаемого тесно связанная со словесной информацией, помогающая в визуальном закреплении информации на психологическом уровне.

Архитекторы и дизайнеры, преподающие дисциплины, связанные с проектированием интерьеров, ищут новые формы обучения студентов, используют не только уже отработанные в практике профессиональные приёмы и методы, но и разрабатывают новые универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности [3].

Изложение основного материала статьи. Цвет - одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в живописи и в дизайне важнейшую роль. Не только распределение тональных и световых отношений, но и подбор цвета помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, цвет в живописи имеет и эстетическое значение. Художественный объект своим колоритом, красотой сочетания цветов, должен вызывать у зрителя чувство эстетического удовольствия. Проанализировав цветовое решение картины, объекта дизайна, или любого другого художественного произведения, мы можем приблизиться к пониманию ее идеи, узнать, какие чувства и мысли в неё вложены [11].

Все вышесказанное приводит к выводу: цвет человек воспринимает как часть художественного образа, представленного автором того или иного объекта искусства. Причём это высказывание справедливо как для деятелей изобразительного искусства, так и для представителей других творческих профессий. Дизайнер, как и художник, наполняет окружающее пространство художественным смыслом. Интерьер, как цельное произведение передает идею, через различные его аспекты, такие как: форма, цвет, объемно-пространственное и планировочные решения и т.д. Таким образом, дизайн интерьера вполне можно назвать носителем художественного образа [15].

В философском смысле образ это законченная, идеальная форма, которая, так или иначе, отражает предметы и явления нашего мира. Человек может почувствовать его, отразить в своем сознании, вообразить, ощутить, даже не имея прямого контакта с отражаемым объектом. Чувства и смысловые моменты в этом понятии неразрывно связаны. Именно этот фактор и отличает искусство от ремесел [13].

Художественный образ - это иносказательная переработка действительности, яркая метафора, отражающая мысли и чувства автора по отношению к ней. При этом фактически, художественный образ не склоняет зрителя к определенному мнению, а дает свободу для индивидуальной интерпретации смысловой нагрузки материально воплощенной идеи [15].

По своей сути дизайн представляет собой синтез искусства и промышленности. В работе дизайнера сочетаются конструирование функциональных объектов утилитарного значения, а также насыщение их эстетической и художественной направленностью в окружающем человека пространстве [15]. В таком случае, цвет как один из факторов оценки художественного образа в дизайне также приобретает двойственное определение, меняясь в зависимости от угла обзора.

Интерьеры окружают людей большую часть жизни и активно воздействуют на их психическое состояние. Любое исследование влияния подобного рода, несомненно, должно сопровождаться изучением психологии цвета. Дизайн интерьера, имея практическое значение, достаточно часто может вызывать у человека оторванные от замысла автора ассоциации, заложенные в нем самой природой [13].

С давних времен люди не воспринимали цвет, как ощущение глаз, воспринимающих световые волны переменной длины, его научное определение появилось сравнительно недавно. Поэтому, в определении цвета участвовали мифология, субъективные суждения, сравнения с окружающей действительностью [9, 2]. Многие тысячелетия человечество выделяло лишь основные цвета имеющее первостепенное, символическое значение. Культура древних цивилизаций не изобилует разнообразием цветов и оттенков. Цвета имеют сакральное, мистическое значение [9].

Со временем, в эпоху Ренессанса, человеком переосмысляется отношение к цвету, обогащается учение о гармонии цветосочетаний и расширяется палитра в работах художников Возрождения. Акценты уже делаются на нюансные сочетания и полихромию, то есть на использование как всех оттенков хроматических, так и ахроматических (черного, белого и их производных) цветов [9].

Все это в наше время стали называть донаучным периодом в эволюции цветовосприятия, так как уже в XVII веке Исаак Ньютон смог подвергнуть цвет точному научному анализу и дать ему определение, приведенное выше. Но тем не менее психологические аспекты влияния цвета на человека на тот момент ученые только начали изучать, поэтому до понимания этих механизмов воздействия прошло еще немало лет [9].

Казалось бы, восприятие сугубо индивидуально и зависит от вкуса человека. Однако психологические установки у маленьких детей формируются не с чистого листа, как это считалось ранее, а являются заложенным общечеловеческим началом. В своей книге «Психология цвета» Гарольд Браэм писал: «Восприятие цвета, а точнее ассоциации, возникающие у нас с тем или иным цветом - тоже своего рода психологическая установка [2]».

Впечатления от визуальной оценки цвета изменяются в зависимости от его теплоты и яркости. Каждый из них за многие тысячелетия обрел собственное значение, отраженное в работах многих психологов и цветоведов [4].

Были рассмотрены все основные цвета, применяющиеся повсеместно во всех сферах жизни человека, в том числе и в дизайне интерьеров, где все они имеют свое значение и силу влияния на подсознание.

Благодаря исследованиям ученых XIX и XX веков раскрылись удивительные подробности об устройстве человеческого мозга, помогающие в изучении влияния цвета. Теперь известно, что все отголоски цветовосприятия прошлого укоренились в сознании людей и закрепились на генетическом уровне у будущих поколений. Тем самым на уровне глубинной психологии с каждым столетием человеческое сознание становится все более подвержено влиянию цвета в разных его проявлениях.

В современном мире человек стал поглощать в разы больше информации чем в прошлом веке, а так как воспринимаемая нами информации является на 80% визуальной, то, естественно, и цвет как один из главных ее источников воздействует на нас в гораздо большем объеме [2].

Цвет в окружающем нам пространстве стал неотъемлемой частью жизни любого человека и уже не воспринимается так трепетно, как это было ранее. Он является основой рекламы и маркетинга, заставляющих людей покупать те или иные предметы, наполняющие их дома и сопровождающие их на протяжении всей жизни.

Несомненно, индивидуальное пространство каждого человека составляет в первую очередь его дом, квартира, комната. Как уже было сказано, колористику жилых помещений часто формируют не только субъективные вкусы и цветовосприятие, но и рекламные ходы и маркетинг. К сожалению, в общем случае изменить такую тенденцию крайне сложно, поэтому в этом случае идеальным местом массового воздействия становятся интерьеры общественных зданий.

Архитекторы и дизайнеры всего мира в своих творениях стараются использовать цвет, как отражение культурного кода и темперамента своей нации. Культура - это основа любого общества и власти стран бесперебойно стремятся развивать эту сферу, приглашая лучших проектировщиков для создания культурных центров, филармоний, библиотек, музеев, концертных залов. В их интерьерах собраны все стороны современного дизайна, его особенности и многообразие.

Одним из подлежащих углублению в новейшее время предметов стали психология цвета и цветоведение. В деятельности дизайнера, как ни в какой другой требуется овладеть азами психологии цвета для успешной работы. Однако далеко не всегда такие дисциплины изучаются в достаточной мере для свободной, экспериментальной работы дизайнеров в современных условиях, поэтому далеко не все из них этим пользуются.

На данный момент существует бесчисленное множество методик дизайн-проектирования, и каждая из них имеет свои особенности, свои первоначальные источники, свою систему представлений об обучении дизайну и методологию. Каждый педагог определяет для своей методики главными те методы, что подходят конкретно его целям и задачам и отвечают общей задумке автора. Тем самым, анализируя разработки различных направлений можно вывести закономерность и определить необходимые методы для решения задач будущей методики.

Сама по себе любая методика представляет совокупность методов обучения чему-нибудь, практического исполнения чего-либо. Получается, что это алгоритм осуществления образовательной деятельности с использованием определенных методов. В свою очередь, метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. По своей сути он является двигателем любой методики, давая возможность для успешной её реализации на практике. Некоторые методики можно отнести к объяснительно-иллюстративным, репродуктивным или исследовательским, другие же более самобытны и не соотносятся с популярными в современной педагогике методами обучения. Тем не менее, собрать подобные методы в общую группу удалось Екатерине Чумаковой, которая в рабочей программе по учебному предмету дизайн преследует главную цель - развитие личностных качеств детей. Она выделила более короткую классификацию методов:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) [14].

Предпроектный анализ является началом подготовки дизайн - проекта и первым шагом на пути к созданию индивидуального образа и интерьера. В нём важен именно сам момент самостоятельного исследования проводимого обучающимся. Педагог лишь должен в данном случае направлять в нужное русло и исправлять очевидные ошибки при необходимости, такой подход создаёт условия для самореализации и саморазвития [12]. Чтобы сформироваться как профессионал своего, обучающийся обязан сам прийти к конечному результату данного этапа и определить главные особенности своего проекта и, собственно, составить тем самым техническое задание к нему [10]. Что касается колорита и стиля, обучающийся должен в первую очередь опираться на свои предыдущие разработки продолжая все глубже погружаться в собственное дело, доя того чтобы самому прочувствовать нахождение в проектируемом помещении. Для удобства можно порекомендовать использовать визуальные референсы, отражающие суть его задумки, чтобы не отходить от намеченного пути и строго соблюдать техническое задание, составленное ранее. С этой же целью создается ЗБ-модель здания на основе всех сделанных эскизов, которая сыграет решающую роль в визуализации помещений. Все это выполняется с учетом уже полученных ранее знаний и навыков работы с программами для проектирования и в соответствии с рабочими чертежами и схемами на основе построенных ЗБ-моделей [5].

Выводы. В современно мире растут требования к квалифицированному специалисту [7]. Хороший профессионал в сфере дизайна просто обязан обладать множеством знаний и умений, а также способностей, в том числе к саморазвитию и самостоятельной работе. Обучающемуся важно проявлять такие качества как гибкость мышления, мобильность, любознательность, богатое воображение. Все это в итоге помогает вырастить нового молодого специалиста, профессионала своего дела [4]. В подготовке будущих дизайнеров важнейшую роль должны играть, не только знания по эргономике и проектированию, но и чувства, эмоции, дающие старт развитию воображения. Творческая деятельность как никакая другая требует креативности личности, развитой фантазии и умение их применять на практике. Чтобы успешно претворять свои идеи в жизнь, дизайнер должен изучить множество правил, законов и принципов касающихся основных элементов его работы, таких как композиция, эргономика, цвет. Также как и врачи дают клятву Гиппократа, специалисты дизайнерского направления обязаны соблюдать одно из важнейших правил - не навреди, как физически, так и психологически. Именно в этом и состоит задача изучения психологии цвета и цветовосприятия в процессе обучения дизайн-проектированию.

Литература:

1. Березина, Ю.Ю. Методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю.Ю. Березина, О.В. Князева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - №2. - С. 309-320

2. Браэм, Г. Психология цвета / Г. Браэм; пер. с нем. М.В. Крапивкиной. - М.: ACT: Астрель, 2009. - 158 с.

3. Горелова, Э.В. Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды / Э.В. Горелова // Молодой ученый, 2017. - № 23 (157). - С. 344-346

4. Казарина, Т.Ю. Цветоведение и колористика: практикум / Т.Ю. Казарина. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017. - 36 с.

5. Киреева, Е.П. ЗБ-технологии при проектировании и строительстве зданий и сооружений / Е.П. Киреева, Э.Г. Юматова // V Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. - С. 244-247

6. Манин, B.C. Куинджи / B.C. Манин. - М.: Изобразит. Искусство, 1976. - 207 с.

7. Маркова, С.М. Методика исследования содержания профессионального образования / С.М. Маркова // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7, №1. - С. 2.

8. Медведев, В.Ю., Цветоведение колористика: учебное пособие (курс лекций) / В.Ю. Медведев. - СПб.: ИПЦ СПГУТД,2005. - 116 с.

9. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей / Л.Н. Миронова. - Изд. 3-е. - Минск: Беларусь, 2005. - 151, с.

10. Овчинникова, Р.Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика / Р.Ю. Овчинникова // Омский научный вестник. - 2012. - №1. - С. 267-270

11. Реш, О.В. Роль символов и символики цвета в создании художественных образов в творческом наследии С. Косенкова / О.В. Реш // Наука. Культура. Искусство. - 2016. - №4(12). - С. 41-48

12. Самерханова Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, №2. -С.1.

13. Хубиева, З.Ю. Роль колористки и цветоведения в подготовке студентов-дизайнеров / З.Ю. Хубиева // Мир науки, культуры, образования - 2015. - № 3 (52). - С. 194-195

14. Чумакова, Е.Е. Рабочая программа по учебному предмету «Дизайн» / Е.Е. Чумакова. - Ульяновск: МБОУ ДОД ДШИ им. М.А. Балакирева. - 2015. - 17 с.

15. Шеховцова, А.Н. Художественный образ как проблема в современном дизайне / А.Н. Шеховцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №3-2. - С. 237-240

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Бахтиярова Нелли Фяритовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ДЕКОРИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ

Аннотация. Внимание авторов статьи акцентируется на исследовании значимости обучения студентов-дизайнеров использованию декоративно-прикладного искусства Китая, как элементов декора в современном дизайне интерьеров для формирования чувства стиля. Актуальность исследования заключается в том, что в наше время акцент в современном дизайне интерьера делается на оригинальность и уникальность, при этом даже профессиональным дизайнерам иногда отказывает чувство стиля. Этот недостаток можно устранить еще в процессе обучения проектированию интерьеров, благодаря более глубокому изучению декоративно-прикладного искусства различных стран и народов. В статье рассматривается богатое культурное наследие декоративно-прикладного искусства Китая, как эффективное средство формирования чувства стиля у студентов при использовании оригинальных и интересных стилистических решений в дизайне.

Ключевые слова: чувство стиля, декоративно-прикладное искусство Китая, декорирование, интерьерный дизайн, эстетика, гармония, символы, креативность.

Annotation. The author of the article focuses on the study of the significance of teaching design students to use Chinese Arts and Crafts as decorative elements in modern interior design. The relevance of the study lies in the fact that in our time the emphasis in modern interior design is on originality and uniqueness, which can be achieved through the use of Arts and Crafts, taking into account modern tastes and demands, but at the same time preserving the cultural heritage of that time. The purpose of the study is to explore the significance of this topic, analyze methods and approaches in teaching students to use Chinese Arts and Crafts, identify the basic knowledge and skills that students need to develop, and propose effective ways to use A&C to create original and interesting design solutions. The object of the study is the process of teaching students to use A&C in interior decoration.

Key words: sense of style, Chinese arts and crafts, decoration, interior design, aesthetics, harmony, symbols, creativity.

Введение. Всё большую популярность в современном дизайне интерьера обретает использование элементов декоративно-прикладного искусства. Сочетание современных тенденций и традиционных техник и символов может сделать интерьер действительно уникальным и интересным. Создать внутренние помещения дома, квартиры в стиле модерн, хай-тек и в английском стиле - стало социокультурным явлением, изменяя и определяя во многом жизненный уклад людей. И эти тенденции должны находить отклик и в системе высшего образования, в частности в содержании программ подготовки будущих дизайнеров интерьера, формируя у них и эстетическое начало, и духовно-нравственное отношение к окружающему миру, «которое сегодня становится одним из важнейших средств управления духовной и нравственной основой жизнедеятельности человека» [5, С. 5]. Введение в программу обучения заданий, связанных с поиском стиля интерьера, поиском композиционных решений, сочетаемости различных предметов, наполняющих интерьер - одно из условий формирования профессиональных компетенций студентов - дизайнеров.

Изложение основного материала статьи. Сформировать чувство стиля у студентов весьма непросто. Здесь необходимы такие навыки, как умение чувствовать пространство, умение обобщать, добиваться выразительности композиционных решений иногда с помощью минимальных средств, иногда насыщая пространство объектами, формируя чувство меры в деталях и в обобщениях.

В настоящее время одним из распространенных стилей интерьера становится эклектика - использование сочетаний предметов разных стилей. Обычно комбинируют один или несколько стилей прошлого века или настоящего времени. Концепция эклектики нарушает все писаные и неписаные правила в дизайне, стандарты и выходит за рамки обычных представлений. И здесь чувство стиля является важнейшей составляющей профессионализма дизайнера.

Теоретическая сторона исследования качественной профессиональной подготовки будущих дизайнеров предполагает введение в учебный процесс новых заданий. Такими заданиями могут стать изучение возможности грамотного применения декоративно-прикладного искусства различных стран и эпох при создании современного интерьера.

Одним из заданий для студентов кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Мининского университета г. Нижнего Новгорода стало изучение традиционного китайского искусства, вызывающее неослабевающий интерес в нашей стране на протяжении как прошлого, так и нынешнего времени. Особый интерес у будущих дизайнеров вызвал стиль шинуазри, зародившийся в Европе еще в XVII веке, но актуальный до сих пор. Шинуазри на русский переводится как «псевдокитайский» стиль, то есть этот стиль не претендует на подлинность, а лишь содержит в себе те элементы интерьера, которые европейцы считают типичными для культуры Поднебесной. Поскольку Китай - страна с богатой и длинной историей, довольно сложней задачей для студентов стало определение национального стиля, отраженного в декоративно-прикладном искусстве, и здесь пришлось выделить определённые типичные для него образы, проявляющиеся в интерьере.

Стиль шинуазри вдохновлён природными мотивами, в особенности роскошными садами и экзотическими птицами, и цветами. Это хорошо заметно в росписях, стилизованных под китайское национальное искусство. Кроме того, в интерьере также используются натуральные материалы, особенно востребован бамбук.

Китайские лаковые изделия - первое, на что студенты обратили внимание, когда речь зашла об интерьере в китайском стиле. Это произведения древнего традиционного и выдающегося художественного промысла в декоративно-прикладном искусстве Китая Г1, С. 171. Студентами были выявлены следующие особенности: на мебели мастерами создавались многослойные лаковые миниатюры, застывший лак легко поддается резьбе, а благодаря добавлению пигмента, получалась естественная живопись; сами изделия из лака выглядят строго и сдержанно, но в тоже время отличаются изысканностью и мягкостью; их производство объединяет в себе функциональность и эстетичность, удовлетворяя как материальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.