Педагогика
УДК 378
доцент Абдуллина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Бадова Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СТИЛЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Аннотация. В данной статье выявляется необходимость формирования чувства стиля у начинающих дизайнеров интерьера. Также обозначаются пути достижения этой цели. Заявленная проблема рассматривается в аспекте самостоятельного профессионального развития специалиста, и в качестве педагогической задачи в ходе вузовского обучения. Отмечается важность более современного, а значит, более гибкого и многовариантного подхода к стилистике и декорированию интерьеров. Приведен анализ взглядов исследователей затрагивающих тему развития креативности, формирования творческой личности. Авторы в статье пишут о ключевых терминах и дают различные содержания этого понятия. В определении стиля в дизайне, основным критерием называется художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов. Авторами отмечено, что в современных интерьерах говорить о какой-либо однородности не приходится. При этом приведены примеры для сравнения стилей «бохо-шик», «грандмиллениал» и «джапанди», набравших небывалую популярность в последние годы. В статье отмечены условия, способствующие приобретению студентами чувства стиля. Первое - не следовать строго жестким правилам и шаблонам. Второе -стремление угодить заказчику во всем, приводит к безвкусному дизайну интерьера. И последнее - постоянно создавать свой «банк идей», приобретая визуальный опыт - насмотренность. В современном интерьерном искусстве «чистых» стилей практически не существует. Поэтому дизайнерам имеет смысл овладеть методами смешения стилей, добиваясь гармоничной целостности завершенного проекта.
Ключевые слова: интерьер, дизайнер, стиль, формирование, развитие, вкус.
Annotation. This article reveals the need for the formation of a sense of style among novice interior designers. The ways to achieve this goal are also indicated. The stated problem is considered in the aspect of independent professional development of a specialist, and as a pedagogical task during university training. The importance of a more modern, and therefore more flexible and multi-variant approach to stylistics and interior decoration is noted. The analysis of the views of researchers concerning the topic of creativity development, the formation of a creative personality is given. Attention is focused on the fact that style plays a huge role, often becoming a fulcrum, in the creation of interior design. In determining the style in design, the main criterion is called the artistic and plastic uniformity of the subject-spatial environment and its elements. However, in modern interiors it is not necessary to talk about any uniformity. At the same time, comparative examples of "boho-chic", "grand millennial" and "japandi" styles, which have gained unprecedented popularity in recent years, are given. The article highlights the conditions that contribute to the acquisition of a sense of style by students. The first is not to follow strictly rigid rules and templates. The second is the desire to please the customer in everything, leads to tasteless interior design. And the last thing is to constantly create your own "bank of ideas", gaining visual experience - watching. In modern interior art, "pure" styles practically do not exist. Therefore, it makes sense for designers to master the methods of mixing styles, achieving the harmonious integrity of the completed project.
Key words: interior, designer, style, formation, development, taste.
Введение. Задача формирования чувства стиля у начинающих дизайнеров сегодня актуальна как никогда. Запрос на «стильные» и «авторские» интерьеры в современном обществе очень высок, но ясного понимания, что содержат в себе эти термины, нет ни у заказчиков проектов, ни у исполнителей. Более того, нет понимания, как этому можно научить, и в педагогическом сообществе не ставится такая задача. Хотя исследования на тему развития креативности, формирования творческой личности ведутся давно, и в этой сфере есть известные авторы работ, например, Д.Б. Богоявленская [1] и С.С. Зорин [6]. К теме развития творческих способностей обращались также Я.Н. Пономарев, Н.И. Поддъяков, Л.Н. Столович и другие. Определенные аспекты психологии творчества изложены в работах Л.С. Выготского, А.А. Крылова, И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина, А.Н. Леонтьева и других отечественных деятелей науки. Зарубежные ученые, в частности, Дж. Гилфорд, Э. Берн, П. Торренс, также проводили соответствующие исследования. Цель данной статьи - проанализировав существующую ситуацию в сфере стилистического оформления пространства помещений, актуализировать задачу по формированию чувства стиля, обозначив пути ее решения в процессе профессионального становления дизайнера интерьеров.
Изложение основного материала статьи. Дизайн интерьеров представляет собой создание функционального и эстетичного пространства, в определенном стиле, с какой-нибудь запоминающейся особенностью.
Стиль часто становится точкой опоры в создании интерьера, решением задачи по совмещению знаний и опыта дизайнера с индивидуальными особенностями заказчика в создании пространства интерьера. Проблема стиля существует давно, но и по сей день, она интересна и многогранна.
Формирование чувства стиля рассматривается как педагогическая задача в процессе обучения в вузе дизайнеров интерьера или в ходе дополнительного образования и переподготовки специалистов. Причем, результат может быть успешным только при условии, что обучающийся и педагог-наставник будут действовать как единомышленники в продуктивном творческом тандеме.
Стиль в искусстве интерьера: что вообще понимают сейчас под этим термином? В определении стиля в дизайне, данном в издании «Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник» [4, С. 50], основным критерием называется художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов. На такой же однородности делается акцент в литературном источнике «Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник» [11, С. 38-39]. М.В. Панкина [12, С. 19], давая определение стилю в дизайне и архитектуре, также пишет об исторически сложившейся общности и однородности предметной среды.
Однако подобный подход может быть актуален только в отношении «чистых» исторических стилей. Что же касается современных интерьеров, то говорить о какой-либо художественно-пластической однородности в большинстве случаев не приходится. Возьмем в качестве примеров два стиля, набравших небывалую популярность в последние годы: «бохо-шик» и «грандмиллениал». Название первого происходит от слова bohemiens, что является отсылкой к быту кочевых народов Богемии, и, соответственно, «богемному» образу жизни. Характерные признаки «бохо» - стиля: буйство красок, смешение
культур и национальных кодов, а, иной раз, и просто нагромождение разнородных вещей. В отдельно-взятом бохо-интерьере легко уживаются китайский шелк и сибирский мех, индийские покрывала и шотландские пледы. Дизайнеры, работающие в этом стиле, порой находятся в шаге от визуального хаоса. Естественно, ни о какой однородности не может быть и речи. Другой упомянутый выше стиль, «грандмиллениал», - это также своего рода эклектика класса люкс. И, чем более неожиданными будут сочетания элементов, наполняющих такой интерьер, тем лучше исполненной считается дизайнерская работа. Совершенно допустимым считается близкое соседство, скажем, дизайнерской мебели из шестидесятых и девяностых годов XX века. Понятно, что ни к какой однородности создатели таких проектов не стремятся.
Второй упоминаемый в источниках характерный признак стиля - это его сравнительное постоянство [4, С. 50], [11, С. 38-39]. И.А. Львова [9, С. 62], давая определение стилю применительно к искусству интерьера, также пишет об устойчивом единстве художественно-образной системы и выразительных средств. Но обратимся вновь к, набирающим вес в дизайнерском сообществе, принципам создания современных интерьеров. Все чаще говорится о новой архитектурной парадигме, предполагающей создание эластичной, открытой системы, способной адаптироваться к различным ситуациям и меняться со временем [15]. В современном мире предметно-пространственная среда должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на краткосрочные потребности пользователей, и учитывать при этом глобальный приоритет долгосрочной устойчивости развития. В соответствие с этой концепцией особенно значимыми становятся два принципа организации интерьерного пространства. Первый - это повышение мобильности интерьерной среды вплоть до феноменальной подвижности. Второй - это способность этой среды адаптироваться к непредсказуемым изменениям в образе жизни пользователей. Стоит отметить также, что идея эта не настолько нова, как может показаться. Еще в монографии
A.В. Рябушина, изданной в 1976 году, можно прочитать о необходимости интегрированной жилой среды, способной к росту, изменениям, адаптации, регенерации в ответ на потребности человека [13, С. 324]. Поддерживая данную идею,
B.Ю. Медведев уже в 2013 году [10] пишет о тенденции формирования многогранной творческой личности человека будущего и соответствующей предметно-пространственной среды. То есть, такая среда должна обладать свойствами эластичности, потенциальной многовариантности, динамичности, возможностью трансформации в зависимости от специфики потребностей личности (и семьи) в своем развитии. Продолжая эту мысль, полезно обратиться к определению понятия «потребность». Указанный выше источник пишет о том, что потребность - это осознанная или неосознанная необходимость в каких-либо условиях или предметах [11, С. 33-34]. Очевидно, что уточнение «неосознанная» требует от дизайнеров еще большей гибкости и многовариантности в проектировании. Кстати, красноречивой материализацией подобного подхода стал концепт Дома Будущего Space 2.0, представленный на строительно-архитектурной выставке Mosbuild 2021 [5]. Интерьерное пространство в Space 2.0 легко и быстро трансформируется под конкретную задачу: «работа», «ужин», «прием гостей» и т.д.
В связи с вышесказанным закономерно возникает вопрос: а может ли, при описанном выше подходе, стиль интерьера быть чем-то устойчивым, жестко-определенным, выбранным раз и навсегда? И ответ очевиден: конечно, нет.
В наше время на стиль оказывается огромное влияние, исходящее от самого человека: оценка, критика; влияние культур, экономики, политики и др. Кроме человеческого фактора стиль подвергается влиянию технологического прогресса: развитие науки, появление новых материалов и технологий. В современном мире с его увеличивающимися скоростями жизни, стиль также «ускоряется», видоизменяется. Стилистические направления переходят из одного в другой, смешиваясь между собой. Подчиняясь общей тенденции, стилистическое решение пространства также становится неоднозначным и способным к трансформации.
Но учитывается ли данный аспект в подготовке специалистов по стилизации и декорированию интерьеров? Едва ли. И каким образом вообще его можно учесть? Отвечая на этот вопрос, имеет смысл обратиться к термину «стилизация», и также определиться, что именно следует понимать под ним. Издание «Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник» трактует это понятие слишком широко. С одной стороны, стилизация в дизайне означает сознательное употребление (или прямой перенос) визуальных признаков того или иного стиля или культурного образца. И, в то же время, это «создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам природы или характерных предметов» [11, С. 38]. Другой источник определяет термин «стилизация» более конкретно: «формирование визуального образа изделий путем использования внешних признаков выбранного дизайнером стиля» [4, С. 138] Но опираясь на это определение, мы снова возвращаемся к проблемам, описанным выше применительно к понятию «стиль». И.А. Львова также предлагает понимать стилизацию как «подчинение» какому-либо стилю, традиции, и более того, «обобщение предмета изображения, упрощение его формы, цветовой гаммы», а в декоративном искусстве даже «превращение предмета изображения художественными средствами в орнаментальный узор» [9, С. 62]. Очевидно, что в таком случае задача дизайнера сужается до крайнего предела, и ее решение не способствует разрешению описанных выше противоречий при создании целостного интерьера.
Что же тогда остается начинающим дизайнерам и педагогам-наставникам, вовлеченным в профессиональное становление? Принять как данность, что любое стилевое решение в современном искусстве интерьера обречено на смутно-понимаемое именование «эклектика»? И тогда получается, что единственным критерием оценки выполненной дизайнером работы будет лишь так называемая «эстетическая ценность». Ведь именно создание эстетической ценности предметной среды, по утверждению одного из источников, является специфической задачей дизайнера [11, С. 51]. В том же источнике подчеркивается, что «эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка объекта совпадает с общепринятыми эстетическими нормами» [11, С. 51]. И, кстати, популярная формула «клиент всегда прав» в интерьерном искусстве практически не работает.
Так как же сформировать чувство стиля у начинающего дизайнера? Во-первых, принять за аксиому, что никаких жестких правил и шаблонов в современном мире не существует. Во-вторых, осознать, что стремление угодить заказчику любой ценой, ловя каждое «хочу так» - путь в никуда. А именно, в лучшем случае, к банальному, в худшем - к безвкусному интерьеру. И, в-третьих, постоянно, в режиме «нон-стоп» создавать свой собственный «банк идей» из необъятного поля потенциальных источников вдохновения. «Сегодня нет во Вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания и само по себе, и как исходная точка формирования оригинальных эстетических переживаний» [4, С. 166].
Большую роль в создании «банка идей» играет визуальный опыт (насмотренность), который человек получает при просмотре работ других авторов и произведений искусства. Без этого невозможно расти в профессиональной дизайнерской деятельности, и формировать чувство стиля. Это позволяет постоянно быть в курсе популярных концепций, тем, подходов при создании своих будущих проектов. Тренировать насмотренность необходимо на работах лучших представителей индустрии, которые всегда задают высокую планку в данной области.
В своей работе дизайнеры часто обращаются к уже существующим стилям и что-то из них заимствуют, подражают им, перерабатывая вносят свой авторский почерк [16]. Просто слепое копирование чужих работ является плагиатом и отрицательно влияет, как на творческое, так и на профессиональное развитие.
Существуют основные элементы в дизайне интерьера, по которым можно определить стиль интерьера: пол, стены, потолок, шторы, мебель, двери, акценты. За счет так называемого «последнего штриха» (это может быть текстиль или своеобразные декоративные элементы, которые привнесут в интерьер уют и личностную индивидуальность), интерьер приобретает целостность и законченность [16].
Конечно, важно, как начинающий дизайнер будет использовать свой созданный «банк идей». И здесь на помощь приходит очень актуальная сегодня концепция «игры» как творческого отношения к действительности. Естественность, спонтанность, инстинктивность - неотъемлемые качества этого процесса. Интересна также параллель дизайнерской работы с таким явлением в культуре, как джаз с его спонтанностью, энергией, непредсказуемостью. «Джаз как художественное явление сродни дизайну, открытому проектированию, соединяет осмысленную постановку творческой задачи с импровизационным характером исполнения» [4, С. 173].
Со стилями также можно «играть», создавая уникальную «джазовую» комбинацию. Есть ли какие-то правила сегодня у такой игры? Классический вердикт специалиста гласит, что сочетать допустимо только те стили, которые имеют в своей основе что-то общее. Хороший пример - популярный сейчас «джапанди», совместивший в себе японский и скандинавский стили (Japanese + Scandinavian = Japandi) [8]. Общее в данном случае - отношение к жизни, предполагающее особое мировоззрение («хюгге» в Скандинавии и «ваби-саби» в Японии), любовь к порядку (и, соответственно, к минимализму), бережливость и высокая ценность природных объектов и предметов ручной работы. Данный принцип совместимости стилей, безусловно, разумен, как и совет эксперта соблюдать «принцип асимметрии», то есть, вводить элементы стилей в разных пропорциях, чтобы интерьер не оказался скучным.
Авторы исследования «Синкретические методы и приемы формирования современного интерьера» [2] признают, что смешение стилей и направлений в интерьере в условиях постмодернистской парадигмы становится практической неизбежностью. И в качестве рабочей гипотезы предлагают представление о гибридном интерьерном пространстве, в котором такое синкретическое смешение допускается, сохраняя при этом качество гармоничного сочетания [2, С. 33-34]. Существует семь основных синкретических методов формирования современного интерьера: 1) метод контрастной детали; 2) метод взаимного дополнения; 3) метод «эклектичного» смешения; 4) метод геометрических аналогий; 5) метод ограничения параметров смешения; 6) метод маячкового включения; 7) метод сословной репрезентации стиля. Наряду с перечисленными методами, предлагается также использование следующих синкретических приемов: 1) прием «смещения» текстур и материалов; 2) прием подбора подобных форм; 3) прием «смещения» функций; 4) прием «перебивки» масштабов; 5) прием двоякой функциональности; 6) прием стилевой «аллюзии» [2, С. 34]. Изучив детально предлагаемый алгоритм, начинающий дизайнер получает буквально рабочий инструмент, подробную инструкцию по «жонглированию» стилями в интерьере. Однако если принять обозначенный выше принцип «джазовой игры», то даже столь обоснованным рекомендациям не стоит следовать безоговорочно.
Выводы. Формирование чувства стиля у начинающих дизайнеров предполагает, прежде всего, отказ от привычных, шаблонных представлений о процессе стилизации и декорирования интерьера. Вместо этого следует сделать акцент на создании собственного «банка идей» и на его использовании в формате «джазовой игры», предполагающем не только владение техникой, но и свободную импровизацию. Также, учитывая тот факт, что в современном интерьерном искусстве «чистых» стилей практически не существует, дизайнерам имеет смысл овладеть методами смешения стилей, добиваясь гармоничной целостности завершенного проекта.
Литература:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
2. Вавилонская, Т.В. Синкретические методы и приемы формирования современного интерьера / Т.В. Вавилонская, А.М. Сорокин // Устойчивое развитие городской среды: сборник статей. Под ред. М.И. Бальзанникова и др. - Самара: АСИ СамГТУ, 2016. - С. 32-35.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 136 с.
4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Сост. Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
5. Дом Будущего на Mosbuild 2021// INTERIOR+DESIGN. - 2021/ https://interior.ru/design/8711
6. Зорин, С.С. Формирование творческого потенциала у школьников и студентов / С.С. Зорин // Мир образования. -2005. - №1. - С. 59-61.
7. Крылов, А.А. Учебник психологии / А.А. Крылов. - М.: Восток, 2000. - 155 с.
8. Лазарева, Е. Джапанди на острие моды: как Япония повлияла на скандинавский стиль // Лекция в рамках Недели скандинавского дизайна: ELLE Decoration x IDS 21 мая 2021 г. / youtube.com/watch?v=Zsg1JxGw6Js
9. Декорирование интерьера: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Проектирование» // Сборник учебно-методических материалов для студентов-дизайнеров направления подготовки 54.03.01 - Дизайн / [И.А. Львова]; - Под редакцией Е.Л. Суздальцева. - Москва: Перо, 2016. - С. 60-90.
10. Медведев, В.Ю. Дизайн будущего и будущее дизайна / В.Ю. Медведев. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров, 2013.
11. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник / Сост. Д.А. Азрикан, Р.О. Антонов, Е.М. Бизунова, Н.А. Бунко, Г.Л. Демосфенова (рук., сост.) и др. - Москва: ВНИИТЭ, 1989. - 88 с.
12. Панкина, М.В. Экологический дизайн: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М.В. Панкина, С.В. Захарова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2017. - 197 с.
13. Рябушин, А.В. Развитие жилой среды: проблемы, закономерности, тенденции / А.В. Рябушкин. - Москва: Стройиздат, 1976. - 361 с.
14. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. -Москва: МГУ, 2003.
15. Nikezic, A. Future Housing Identities: Designing in Line with the Contemporary Sustainable Urban Lifestyle // Buildings 2021, 11(1), 18//https://doi.org/10.3390/buildings 11010018
16. Набойченко, Т. Стиль и стилеобразование в современном интерьере / Т. Набойченко // сайт.рф: [сайт], 2017. -URL: http://www.taby27.ru/
17. Бичева, И.Б. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - № 4. - С. 1
18. Перевощикова, Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8. - №1. - С. 3.