Научная статья на тему 'Новейшие тенденции в развитии дизайна жилого интерьера'

Новейшие тенденции в развитии дизайна жилого интерьера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2254
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЬЕР / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СТИЛЬ / СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / INTERIOR / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / STYLE / STYLE DIRECTION / INNOVATION IN DESIGN / ECOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Терещенко Г.Ф.

Статья определяет основные концептуальные пути развития современного дизайна жилого интерьера. Выделены главные особенности художественно-пространственной организации интерьера, характеризующие новые стилевые направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATEST TRENDS IN DESIGN DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL INTERIOR

The article defines the main conceptual ways of development of modern residential interior design. The main features of the artistic and spatial organization of the interior, characterizing the new style trends, are highlighted.

Текст научной работы на тему «Новейшие тенденции в развитии дизайна жилого интерьера»

10. Мариас Ф. Эль Греко. Жизнь и творчество. М., 2014.

11. Кинг Р. Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии. СПб., 2017. References

1. Drozd A.N. Image and style in modern landscape painting // Vestnik KemGUKI. 2015. № 32. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obraz-i-stil-v-sovremennoy-peyzazhnoy-zhivopisi

2. Vasilchenko Yu.S. Importance of landscape painting in the development of the Russian fine art of the XVIII-XIX centuries // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kulturologiya i iskusstvovedenie. 2017. № 26.

3. Padberg M. Egon Schiel: Konemann, 2017.

4. Dyakova T.A. Historical and cultural semantics and poetics of landscape: abstract of dis. ... PhD (culturology): 24.00.01. Voronezh, 2005.

5. Kubanova T. The role of artists of Siberia in preserving the cultural traditions of the region at the turn of the XX-XXI centuries // Mir kultury i kulturologiya. 2016. Iss. V.

6. Dupeti M. Uilyam Terner [William Turner]. Kiev, 2003.

7. Onlayn galereya zhivopisi. Kartiny klassikov i sovremennikov. Hopper E. [Online gallery of paintings. Paintings of classics and contemporaries. Hopper E.]. URL: https:// allp ainters. ru/hopper-j edvard/23995 -manhattan-bridge -lo

8. Deyneka A.A. Zhizn, iskusstvo, vremya [Life, art, time]. Moscow, 1989.

9. Sgarbi V. Sokrovishcha Italii. Renessans [Treasures of Italy. Renaissance]. Moscow,

2015.

10. Marias F. El Greko. Zhizn i tvorchestvo [El Greco. Life and creativity]. Moscow,

2014.

11. King R. Charuyushchee bezumie. Klod Mone i vodyanye lilii [Mad enchantment. Claude Monet and the paintings of the water lilies]. Saint Petersburg, 2017.

УДК 7.072

Г.Ф. ТЕРЕЩЕНКО

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ДИЗАЙНА ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

Терещенко Галина Федоровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), galina.dizain@mail.ru

Аннотация. Статья определяет основные концептуальные пути развития современного дизайна жилого интерьера. Выделены главные особенности художественно-пространственной организации интерьера, характеризующие новые стилевые направления.

Ключевые слова: интерьер, предметно-пространственная среда, стиль, стилевое направление, инновации в дизайне, экологический подход.

UDC 7.072

G.F. TERESHCHENKO

LATEST TRENDS IN DESIGN DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL INTERIOR

Tereshchenko Galina Fedorovna, candidate of history of art, associate professor of the cathedra of design of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), galina.dizain@mail.ru

Abstract. The article defines the main conceptual ways of development of modern residential interior design. The main features of the artistic and spatial organization of the interior, characterizing the new style trends, are highlighted.

Keywords, interior, subject-spatial environment, style, style direction, innovation in design, ecological approach.

В настоящее время интерьер не только функционально-утилитарное и эстетически оформленное внутреннее архитектурное пространство, но и особое эмоционально-чувственное восприятие среды. Теоретики дизайна имеют разные точки зрения по вопросу развития дизайна жилого интерьера, но все они сходятся в одном, что дизайн интерьера - это целостная культурная предметно-пространственная среда обитания человека, художественно-проектными источниками которой являются природные и духовные начала [1].

Актуальность проблемы обусловлена своевременностью исследования, направленного на выявление ценностных ориентиров в дизайне функционально-эстетической среды жилого интерьера. Инновационные процессы эпохи постмодернизма, активно развивающаяся архитектурная индустрия оказывают активное влияние на развитие современной концепции дизайна интерьера. Новые формы жизни современного человека диктуют применение нетрадиционных приемов проектирования предметно-пространственной среды. Изменились формы и средства художественно-эстетического формирования интерьера. Световой дизайн, современные отделочные материалы, домашние роботы и бытовая техника наряду с художественными выразительными элементами также являются средствами гармонизации жилой интерьерной среды.

Рассматривая современные проблемы дизайна интерьера, дизайнеры и искусствоведы выдвигают множество концептуальных подходов в вопросе стилеобразования. Разнообразие стилистических тенденций современного жилого интерьера обусловлено активным развитием инновационных технологий. По сути, возникновение новых стилистических направлений основано на смешении и интерпретациях уже имеющихся стилей, как классических, так и современных. Последнее время понятие «чистых» стилей, таких как барокко, модерн, классицизм и других, почти не используется. Границы классического и современного интерьера стерлись. Считается, что развитие современных стилей берет свое начало с эпохи модерна.

«Поначалу среди вновь возникших направлений обнаружились принципиальные противоречия. В особенно яркой форме они проявились между преемственностью и консерватизмом хай-тек, с одной стороны, и принципами художественного формообразования, которые отстаивались отдельными мастерами и теоретиками дизайна и архитектуры (Р. Вентури, Ч. Дженксом, Ф. Хундертвассером, П. Эйзенманом) и направлением деконструктивизма - с другой. Но с течением времени противоположности начали играть роль бинарных связей, позволяющих взаимно обогащать и дополнять друг друга. Все случайное и наносное начало уходить, а наиболее важные черты стали обретать характер взаимопритяжения и единства» [2, с. 49].

Сегодня создание новых стилевых направлений часто сводится к желанию удивить нестандартным решением. Для выразительности интерьеров дизайнеры используют контрастные приемы, совмещая разностильные и разновременные предметы, не всегда гармонирующие в едином интерьерном пространстве.

Н.Ю. Демидов в своем диссертационном исследовании «Теоретическая модель проектирования предметной среды средствами индустриального дизайна» говорит о том, что, помимо физических качеств современный потребитель все больше ценит индивидуальный характер связи с предметом. Это приводит к необходимости учитывать в процессе проектирования все потребности человека, от эргономических до духовно-психологических» [3, с. 220].

В последнее время в современном дизайне жилых интерьеров происходит отход от выхолощенных интерьеров в сторону одухотворенной, индивидуальной интерьерной

среды, проявляется большое количество художественно-дизайнерских стилистических обобщений, где используются предметы, выполненные ремесленным способом. Перед дизайнерами стоит задача соединения в единую целостность высокотехнологичных элементов оборудования и материалов с художественными продуктами ремесленного производства, что ярко выражает художественно-образную индивидуальность и, являясь инновационным опытом современного дизайна интерьера, приобретает особое значение в области гуманитарных и художественных наук. Особенно ярко демонстрирует этот принцип популярный стиль «бохо-шик», он характеризует интерьер как предметный. В нем много мелочей, декора, сложная цветовая палитра. Он, как лоскутный ковер, собран в цельную композиционную структуру, которая постепенно раскрывается в декоративных деталях.

Другая отличительная черта, характеризующая современные жилые интерьеры, выражается в средовом подходе, что находит свое отражение в открытых интерьер-ных пространствах, плавно перетекающих через панорамное остекление в природный или урбанистический ландшафт. Большие панорамные окна используются в основном в проектировании современных интерьеров, выполненных в стилевых направлениях, таких как лофт, экостиль, бионика, лаунж, айри. «Чистый» лофт сегодня уже почти не используется, но он дал основу для новых направлений: микролофт и ретролофт. Микролофт возник по причине необычной планировки маленьких квартир-студий, где спальня находится на втором этаже.

Рисунок 1. Жилой интерьер в стиле микролофт

Ценится все, что обеспечивает комфорт, тишину и спокойствие, и эти задачи решает недавно сложившийся стиль лаунж. Его основой послужил минимализм, дополненный ненавязчивым декором в форме декоративных подсветок и материалов, имитирующих натуральный камень и дерево.

Основой нового стиля айри послужило эклектичное сочетание элементов разных эпох скандинавского стиля и минимализма. Сдержанный светлый колорит и геометрия предметно-пространственной среды создает ощущение утонченности, элегантности и воздушности, что благоприятно воздействует на психику. Активно используются разнообразные источники света: это и световые потолки, скрученные в формы и разлитые как жидкости, и цветные градиенты, как нити натянутые в интерьерном пространстве.

Рисунок 2. Интерьер в стиле лаунж

«Экологический подход» в дизайне играет огромную роль в его развитии. Экоди-зайн не предусматривает какие-либо четкие принципы формообразования или опоры на ассоциативные методы проектирования, используя природные формы. В нем возможно все: как использование экологических материалов, бионических форм, так и утилизация отходов.

Рисунок 3. Экостиль в жилом интерьере

Скандинавский дизайн не уступает свое лидерство в этом направлении и на выставке Stockholm Design Week 2019 вновь продемонстрировал свои концептуальные направления, обеспечивающие экологическую стабильность.

«Можно предположить, что гуманитарно-экологические принципы, в основе которых лежит феноменологическая оценка, акцентирующая пространственный аспект взаимодействия человека и среды и рассматривающая интерьер как системно организованную, динамично развивающуюся предметно-пространственную среду, обладающую социальными, индивидуально значимыми характеристиками, становятся приоритетными при формировании художественно-эстетического образа интерьера» [3, с. 221]. Осмысление состояния современного дизайна интерьера в столкновении эстетических, технологических

и функциональных требований, учитывающих многообразные запросы современного потребителя, позволит выработать концептуальный подход в сторону личностных, душевных потребностей человека.

Таким образом, приоритетными направлениями в дизайне жилого интерьера считаются стилевые направления, в которых гармонизация среды происходит за счет слияния в единую композиционную целостность предметов, выполненных по инновационным технологиям, которые обеспечивают функционально-эстетический комфорт, с элементами, формирующими художественно-образное содержание, создающими эмоционально-психологический комфорт. Для соблюдения сбалансированной интерьерной среды, вероятно, не стоит отвергать классические эстетические принципы и приемы художественного выражения, являющиеся идеальными и проверенными временем.

Литература

1. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании культурно-бытовой среды: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.04 М., 2003.

2. Заева-Бурдонская Е.А., Кузнецова Г.Н. Об инновациях подхода и процесса стилизации в объектах современного средового дизайна // Актуальные проблемы искусствознания (дизайн, декоративно-прикладное, монументально-декоративное и изобразительное искусство, архитектура): тезисы научной конференции 26 апреля 2013 г. М., 2013. С. 48-52.

3. Ефремова О.В. Современные теоретические предпосылки формирования экологического подхода в дизайне жилого интерьера // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 221.

References

1. Chepurova O.B. Artistic image in the design of cultural and everyday environment: dis. ... cand. history of art. 17.00.04. Moscow, 2003.

2. Zaeva-Burdonskaya E.A., Kuznetsova G.N. About innovations of approach and process of stylization in objects of modern environmental design // Actual problems of art studies (design, decorative-applied, monumental-decorative and fine arts, architecture). Abstracts of the scientific conference in April 26, 2013. Moscow, 2013. P. 48-52.

3. Efremova O.V. Modern theoretical prerequisites of ecological approach formation in residential interior design // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 2. P. 221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.