№ 3 (62), 2016
"Теория и история искусства" ^
стья, слияния человека с бесконечной природой (02.14.48 - 02.17.20). В этот момент капитан видит уплывающий пароход, где находится его любимая женщина, и прыгает в реку. Четвертая кульминация - капитан вновь один в комнате. Он плачет и вспоминает незнакомку (02.20.52).
Интерес представляет кульминация, построенная на лейтинтонациях цитаты - хроматической и септовой, вкрапленных в авторскую музыку. По сюжетной ситуации капитан умоляет сойти таинственную незнакомку на первой пристани (01.35.45, 01.36.20).
Главные драматические кульминации построены только на авторской музыке. Это размышления в плену «Зачем все это происходит?» (00.54.24 - 00.57.08) и в конце фильма, когда баржа с белогвардейцами тонет (02.44.18). Переплетается прошлое и настоящее, происходит помутнение рассудка главного героя.
Из музыкального анализа сделаем вывод, что основой музыкального тематизма фильма становится хроматическая интонация из арии Далилы «Открылася душа». В точном и измененном вариантах она вкрапляется в авторскую музыку и не выражает скорби или страдания, а напротив, создает таинственность, загадочность, недосказанность. Семантика хроматической интонации переосмысливается композитором Э. Артемьевым благодаря авторской музыкальной концепции фильма.
В драматургии фильма «Солнечный удар» музыка играет важную роль и представлена как точная цитата, цитата в контексте авторской музыки и авторская музыка. Композитор Э. Артемьев обращается с цитатами как со своими темами, подвергая их свободной интерпретации. Такой прием работы с музыкальной цитатой, как было сказано выше, уже встречался в других фильмах режиссера Н. Михалкова с музыкой Э. Артемьева, что говорит о своеобразном творческом почерке этого тандема.
Литература
1. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Краснодар, 2010. 326 с.
2. Артемьев Э.Н. Выразить основное состояние. Киноведческие записки. 1994. №21. С.116-127.
3. Носина В.Б. Скрытые смыслы музыки И.С. Баха. URL: http://gazetaigraem.ru/ a12201205.
References
1. Shak T.F. [Muzyka v strukture mediateksta]. Music in the structure of media texts Krasnodar, 2010. 326 p.
2. Artemyev E.N. Vyrazit' osnovnoe sostoyanie. Kinovedcheskie zapiski [To express the ground state. Notes of a film critic]. 1994. No. 21. Pp. 116-127.
3. Nosina VB. Skrytye smysly muzyki I.S. Bakha [Hidden meanings of music by J.S. Bach]. URL: http: //gazetaigraem .ru/a12201205.
УДК 7.72
Г.Ф. ТЕРЕЩЕНКО
ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА
Терещенко Галина Федоровна, кандидат искусствоведения, доцент, завкафедрой дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается процесс эволюции художественного образа в дизайне интерьера и выделяются основные вопросы формирования художественного образа объектов дизайна и их средообразующей роли в области интерьерного искусства. Анализируются основные стили и их характеристики в истории развития интерьерного искусства.
Ключевые слова: дизайн интерьера, художественный образ, стиль, проектный образ, методика художественно-образного моделирования.
"Культурная жизнь Юга России" 50 ;
№ 3 (62), 2016
UDC 7.72
G.F. TERESHCHENKO EVOLUTION OF THE ARTISTIC IMAGE IN INTERIOR OF DESIGN
Tereshchenko Galina Fedorovna, PhD (art criticism), associate professor, head of department of design of Krasnodar state university of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article considers the evolution of the artistic image in design of interior and highlights the main issues of formation of the artistic image of design objects and its environmental role in the field of the art of interior. Analyzes the basic styles and their characteristics in the history of the art of interior. Keywords, design of interior, artistic image, style, design image, the method of artistic and imaginative modeling.
Несмотря на историческую давность зарождения теории художественного образа в учении Платона и Аристотеля, проблема образности в дизайне возникла к концу ХХ века. Специфика формирования художественного образа объектов дизайна и их средообразую-щей роли в области искусства, архитектуры и дизайна исследуется в работах известных теоретиков дизайна: Р. Арнхейма, Г. Демосфеновой, А. Иконникова, С. Хан-Магомедова, В. Сидоренко, Е. Лазарева, А.В. Иконникова, Е. Асса, В.Т., Шимко, Ю.И. Курбатова, Г.Б. Минервина.
Актуальность темы «Эволюция художественного образа в дизайне интерьера» обусловлена тем, что в наше время проектирование и реализация оригинальных, выразительных и смелых жилых и общественных интерьеров становятся все более популярными и востребованными, а также являются одной из ведущих тенденцией в современной архитектуре и дизайне. Тема образного начала в дизайне интерьера остается не менее важной, поскольку посредством решения художественного образа в интерьере дизайнер добивается выразительного облика организуемой среды. Сегодня дизайн ориентирован на художественно-образное осмысление предметного мира через его духовное освоение, обладающее художественно-ценностной значимостью для человека и общества. Внутреннее пространство, в котором живет и работает человек, выполняет не только функциональные задачи, но и оказывает на него эмоциональное воздействие, как любой вид искусства, посредством художественно-образного решения интерьера, стимулирует к работе или создает среду для отдыха или развлечения.
Понятие «художественный образ» трактуется неоднозначно. Дизайнерский и художественный образ - очень близкие понятия, имеющие почти незаметные различия. Художественный образ в дизайне - это многогранное произведение, сочетающее в себе функциональное и эмоциональное содержание. Первое зависит от научных и новых технологий, второе, эмоциональное, зависит от сочетания более сложной конфигурации, состоящей из личностно-временных, духовно-психологических, социальных и т.д. компонентов. Так как основной особенностью произведения искусства является художественная образность, то это вплотную приближает к нему методику художественно-образного моделирования, формирующего проектный образ культурно-бытового изделия в системе среды. Причислению изделия к произведению искусства более всего способствуют наиболее яркие свойства художественной выразительности - метафоричность, ассоциативность, парадоксальность и т.д. (Лазарев Е.) [1]. Дизайнерский образ является художественной моделью, которая складывается из трех составляющих: объективная реальность, субъективный мир дизайнера, жизненный опыт реципиента. Образ как единство чувственного и смыслового в объекте дизайна имеет предметное, смысловое и эмоционально-выразительное значение, носит знаковую функцию продукта дизайна. Основные характеристики проектного образа: идеальность, целостность, осмысленность; методики образного подхода в дизайн-проектировании: художественное моделирование, композиционное формообразование, смыс-лообразование.
№ 3 (62), 2016
"Теория и история искусства"
Рассматривая проблему художественного образа в дизайне, можно выделить два его параметра: идею как основу содержательной составляющей и форму, полученную в результате гармоничной организации выразительных средств [2, с. 225].
В методике проектирования выявлено несколько разновидностей образных моделей в дизайне: образ-заимствование, образ-аналогия, образ-ассоциация, образ-цитата, образ-стилизация. Природа, окружающая человека, всегда являлась для него не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Однако художник-дизайнер не следует механическому подражанию природным формам, а путем творческого осмысления преобразует их в дизайн-объекты.
Анализируя эволюцию художественного образа в развитии интерьерной среды, можно выявить характерные признаки каждого исторического периода в развитии искусства интерьера и возрастающую потребность современного человека окружать себя оригинальной художественно-образной средой.
Интерьерам египетской культуры свойствен эмоционально-мифологический образ. Мифологии древнего Египта присуща интеллектуальность, логическая последовательность и философская углубленность мышления в сфере чувственно-интуитивной образности.
Внутреннее пространство - основа среды обитания человека античной Эллады, вычлененное и организованное материальными элементами, предельно человечными, находилось в гармонии с человеком. Многообразие вещей, заполняющих интерьер, в миропонимании древних греков виделось в семантическом единстве устройства мира. Центром архитектурной, интерьерной среды, ее средоточием и мерой всех вещей являлся человек. Древнегреческая архитектура впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник и эталон для подражания.
Эмоционально возвышенная готика средневековых соборов выполняла свою идеологическую функцию, несла определенные идеи, которые чаще всего сводились к мистическим толкованиям.
В условиях эпохи Ренессанса сменяются мировоззренческие основания и утверждается гуманистический идеал. Понятие «гармония человека» употребляется в первую очередь в отношении к другому человеку и уж затем в гармонии с вселенной и богом через отсылку к античности, к римскому зодчеству и его антропоморфным символам [1]. Далее -гармоничное Высокое Возрождение сменилось изнеженными барокко и рококо. В интерьерах, чрезмерно насыщенных витиеватым декором, создавалась атмосфера отдыха и безделья.
Следующий стиль строгого и сдержанного классицизма утверждал идеалы государственности. В классицистических интерьерах формируется образ «строгой торжественности» и парадности за счет гармоничной соразмерности всех деталей, композиционной строгости форм плана, симметрии. На смену ему, в свою очередь, приходит модерн с его струящимися лаконичными линиями, основанными на пластических образах растительных форм, скрывающих конструктивную основу.
Промышленная революция повлекла за собой изменение отношения человека к среде его обитания. Функциональная составляющая предметно-пространственной среды стала приоритетной относительно декоративности. Демонстрировались «голая» функция и конструкция. Произведения функционалистов и конструктивистов ассоциировались с образом «человека технического века» и выражали идеи целесообразности, эргономичности и экономичности.
Переход от рационального подхода в проектировании к современному интерьерному искусству отмечен органической архитектурой Ф.Л. Райта в начале прошлого века, в которой четко прослеживается единство функционального и художественного начал.
В настоящее время актуальна концептуальная архитектура, предельно ярко представленная самыми разными стилистическими течениями. Современное искусство интерьера имеет откровенно эклектичный характер. Появились минималистические, постмодернистские, хай-тековские, неоклассические, неоромантические, неофутуристические и другие интерьеры, которые отличаются эффектностью и выразительностью благодаря образному
^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
содержанию и рассчитаны на яркое эмоциональное восприятие зрителя. Художественно-образное моделирование современной интерьерной среды понимается как метод создания эмоционально-комфортной среды обитания человека. Эмоциональная среда интерьера формируется художественным образом, который в свою очередь является субъективным воображением автора, его «индивидуальным стилем».
Анализируя изложенное выше, мы можем сделать вывод, что художественно-образное начало в проектировании интерьера происходит в сознании дизайнера - в его фантазии, его воображении, совмещающем в себе энергию созидания нового с интуицией предвидения и способностью отражать и систематизировать наблюдаемое. Автор-дизайнер является продуктом своей эпохи и носителем передовых идей и технологий, которые дают постоянный толчок новым архитектурным, интерьерным решениям. Специфика художественного образа в дизайне заключается в динамике его развития, так как, базируясь на открытиях, изобретениях, дизайн обогащает, меняет или создает новый образ предметно-пространственной среды.
Литература
1. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: автореф. дис. ... канд. искусствоведения, 17.00.06. М., 2004.
2. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М., 2004.
References
1. Chepurova O.B. The artistic image in the design engineering objects of cultural and social medium: synopsis of the thesis ... PhD (art criticism), 17.00.06, Moscow, 2004.
2. Zherdev E.V. Metaforicheskaya obraznost' v dizaine [Metaphorical imagery in design]. Moscow, 2004.
УДК 72.034 С.Л. ДМИТРИЕВА
ВЛИЯНИЕ ЗОДЧЕСТВА ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО НА РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКОВ
Дмитриева Светлана Леонидовна, кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье анализируется влияние идей итальянской церковной архитектуры времени барокко на развитие европейского культового зодчества в XVII - первой половине XVIII вв. Ключевые слова: XVII - первая половина XVIII веков, церковное зодчество Европы, влияние идей итальянской архитектуры.
UDC 72.034 S.L. DMITRIEVA
INFLUENCE OF ITALIAN BAROQUE ARCHITECTURE ON THE DEVELOPMENT OF EUROPEAN CHURCH BUILDINGS IN XVII - THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURIES
Dmitrieva Svetlana Leonidovna, PhD, associate professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article analyzes the influence of the Italian Baroque church architecture ideas of time on the development of European religious architecture in XVII - the first half XVIII centuries. Keywords. XVII - the first half XVIII centuries; church buildings; influence of the Italian architecture ideas.