Научная статья на тему 'Визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя'

Визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1654
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЬЕР / INTERIOR / ВОСПРИЯТИЯ / PERCEPTION / ФОРМЫ / SHAPE / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / СВЕТ / LIGHT / ЦВЕТ / COLOR / ОСВЕЩЕНИЕ / LIGHTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слесарева Галина Валериевна, Сычева Виктория Валерьевна

Определение художественного образа как специфического для искусства способа отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиции идеала в конкретно-чувственной форме является базовым и для понимания проектно-художественного образа в дизайне. В данной статье рассматривается визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя при помощи различной формы, света, цвета, фактуры и текстуры. Авторы доказывают, что для создания более интересных дизайнерских решений необходимы знать, как видоизменить пространство интерьера при помощи различных элементов. Они демонстрируют как создать эмоциональный настрой, сделать интересно-пластически многофункциональный ход, формируя новые актуальные тенденции в интерьерном пространстве. Главный результат: авторы показывают как разработать собственный стиль, в котором были бы отражены новые дизайнерские решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL PERCEPTION OF THE INTERIOR SPACE ON THE VIEWER

The definition of the artistic image as a specific art method of reflection, comprehension and artistic processing of objective reality from the perspective of the ideal in the concrete sensuous form is basic to understanding the design of the artistic image in the design. In this article, visual perception of the interior space on the viewer with the help of various shapes, light, color, texture and texture is considered. To create more interesting design solutions, you need to know how to change the space of an interior with the help of various elements, creating an emotional mood, an interesting-plastically multipurpose course, creating new actual trends in the interior space.

Текст научной работы на тему «Визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя»

Образец ссылки на эту статью: Слесарева Г.В., Сычева В.В. Визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 11.

УДК 159.937.523

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНТЕРЬЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ЗРИТЕЛЯ

Слесарева Галина Валериевна

Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ», (350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, д. 8, корпус 2), доцент кафедры ТСиДК, [email protected], 8-918- 933- 90- 41.

Сычева Виктория Валерьевна

Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ», (350010, г. Краснодар, ул. Зиповская,8, корпус 2), бакалавр, [email protected], 8-929- 845-14-64.

Аннотация: определение художественного образа как специфического для искусства способа отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиции идеала в конкретно-чувственной форме является базовым и для понимания проектно-художественного образа в дизайне.

В данной статье рассматривается визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя при помощи различной формы, света, цвета, фактуры и текстуры. Авторы доказывают, что для создания более интересных дизайнерских решений необходимы знать, как видоизменить пространство интерьера при помощи различных элементов. Они демонстрируют как создать эмоциональный настрой, сделать интересно-пластически многофункциональный ход, формируя новые актуальные тенденции в интерьерном пространстве.

Главный результат: авторы показывают как разработать собственный стиль, в котором были бы отражены новые дизайнерские решения.

Ключевые слова: интерьер; восприятия; формы; пространство; свет; цвет; освещение.

VISUAL PERCEPTION OF THE INTERIOR SPACE ON THE VIEWER Slesareva Galina Valerievna

Non-profit non-state accreditedprivate educational institution of higher professional education "Academy of marketing and socially-information technologies-IMSIT", (35OO1O, Krasnodar, Zipovskaya str., S, building 2), associate professor of TSIDK, [email protected], S-91S- 933- 9O- 41.

Sycheva Viktoriya Valerevna

Non-profit non-state accreditedprivate educational institution of higher professional education "Academy of marketing and socially-information technologies-IMSIT", (350010, Krasnodar, Zipovskaya str., 8, building 2), Bachelor of Science, [email protected], 8-929- 845-14-64.

Annotation: the definition of the artistic image as a specific art method of reflection, comprehension and artistic processing of objective reality from the perspective of the ideal in the concrete sensuous form is basic to understanding the design of the artistic image in the design. In this article, visual perception of the interior space on the viewer with the help of various shapes, light, color, texture and texture is considered. To create more interesting design solutions, you need to know how to change the space of an interior with the help of various elements, creating an emotional mood, an interesting-plastically multipurpose course, creating new actual trends in the interior space.

Key words: interior; perception; shape; space; light; color; lighting.

Проектный образ в дизайне - это материализованное идеальное представление автора о качестве реального бытия. Знание законов визуального восприятия помогает создавать эстетическую выразительную суть объекта дизайна. Речь идет о законах визуального восприятия, целью которых являлось бы исследование и изучение принципов организации художественной формы и ее визуального восприятия, сопоставление этого восприятия с теорией композиции [3, c. 34].

Проблема выразительности художественной формы в интерьерном пространстве, ее воздействие на эмоциональные ощущения зрителя, потребителя давно волновали не только искусствоведов, психологов, ученых, но и теоретиков и практиков дизайна. Одним из известных теоретиков и исследователем в этой области был Рудольф Арнхейм - автор труда «Искусство и визуальное восприятие» [3]. Эти исследования были продолжены А. Гильдербрандом, Н. Волковым, Б. Раушенбахом. Опытные руководители крупных компаний, дизайнеры, а среди них стоит назвать имена С. Айвазова, Ф. Шлака, Е. Крылова занимались более глубинно исследованием процесса визуального познания мира, оптическими иллюзиями и их ролью в работе дизайнера, формами, развитием пространства, восприятием глубины, восприятием света и цвета, выразительностью, восприятием движения и времени.

Беря за методологическую основу работы вышеперечисленных авторов, рассмотрим, как визуально интерьерное пространство работает на зрителя на примере работы с такими материалами, как обои, плитка и др.

Изменяя пространство для однокомнатной квартиры лучше подбирать обои спокойных светлых тонов, а кухню и прихожую в ней при желании можно сделать более яркими. Если помещения смежные, лучше оклеить их одинаковыми обоями - при открытых дверях такая отделка будет зрительно объединять комнаты, т.е. увеличивать пространство. В доме с большим количеством помещений лучше клеить обои, расцветка которых гармонирует одна с другой. Правильно подобранная «одежда для стен» скорректирует и геометрию помещения. К примеру, вытянутая в длину комната не будет казаться непропорциональной, если дальнюю стену оклеить обоями более темного тона, чем на остальных стенах. В спальне и кабинете рекомендуется клеить обои

холодных оттенков. Для детских комнат лучше использовать обои теплых, но не слишком насыщенных тонов, можно с рисунком. Кухонные обои могут быть украшены радующими глаз сельскими пейзажами и изящными натюрмортами. Если кухня плавно перетекает в столовую или гостиную, не обязательно стремиться к тому, чтобы стены в этих зонах были одинаковыми. Важно, чтобы они сочетались по дизайну, цвету и стилю. Для таких объединяющих пространств производитель специально разрабатывает коллекции в единой цветовой гамме, предлагая несколько вариантов, сочетающихся друг с другом.

В ванных традиционно материалом номер один является керамическая плитка. Ванную можно превратить в продолжение спальни, используя одну коллекцию обоев для обеих комнат, что не нарушит целостность задуманного дизайна. При дизайне ванных комнат учитывают тот факт, что при уменьшении воздействия грязи и бактерий в зоне душа, всю техническую часть можно скрыть в стене. Благодаря настенному сливу, в зоне душа нет необходимости нарушать целостность плитки.

Тем самым сокращается количество кромок и ободков, которые особенно подвержены загрязнению. В ванной комнате, оборудованной пристенной конструкцией, множество функциональных элементов убрано в стену. Например, слив душа, техника слива и даже шкафы, встроенные в пристенную конструкцию.

Многие элементы можно располагать в помещении по отдельности. Так образуется «островок с раковиной», который бесшовно вписывается в центр пространства и в то же время является деталью оформления. Так элементы мебели оказываются лаконично интегрированными в пристенную конструкцию, объединяя функциональные и дизайнерские элементы, предоставляя большие возможности оформить ванную комнату как индивидуальное жизненное пространство [4, с. 32].

Теперь рассмотрим организацию освещения различных лестничных проемов в интерьерном пространстве. Важно помнить не только об эстетической стороне восприятия на зрителя, но и о безопасности.

Светильники для лестницы могут располагаться как на потолке, так и на стенах. Лестница должна быть освещена одинаково ярко, тени не должны деформировать вид ступеней, а световой луч не должен ослеплять того, кто подымается по лестнице. Такое освещение идеально подходит для парадной лестницы дома. Удачным является вариант такого расположения светильников на стенах, когда мягкий свет создает расширенное освещение, визуально увеличивая пространство. При этом светильники для лестницы должны располагаться на уровне человеческого роста и выше. Однако верхний свет визуально уменьшает пространство лестницы, отбрасывает резкие тени и может ослеплять. Вот почему лучше использовать светильники отраженного света, а также светильники прямого света, направленные в стенку или потолок, либо шину с несколькими прожекторами, свет от которых можно направить в разные стороны.

В современном интерьере деталям уделяется серьезное внимание. Важен не только общий свет, но и освещенность отдельных элементов. Одним из них

может быть изящная лестница в доме, освещение которой следует продумать с особой тщательностью. При установке торшера и верхнее потолочное освещение не особенно поможет при грамотном визуальном восприятии лестного пролета, если только учесть тот факт, если их будет несколько. Люстра, свисающая со второго этапа на первый может стать композиционной доминантой при освещении лестницы. Для лучшего восприятия лестничного пространства можно развесить на стенах узкой лестницы картины, фото или простые постеры и направить на них свет. Это будет хорошей дизайнерской находкой. Устанавливают светодиодные светильники и в ограждение самой лестницы -хорошего освещения при этом не будет, зато лестница будет выглядеть смело, оригинально нестандартно.

Следующее для рассмотрения интерьерного пространства - это дизайн современных офисов, который базируется на различных идеях - от корпоративных ценностей и модных тенденций до откровенного эпатажа. Главная цель дизайна таких интерьерных пространств - заинтересовать клиента. Интерьер офисного пространства является своего рода визитной карточкой компании. Тщательная продуманная обстановка позволяет создать необходимую атмосферу деловых отношений, донести до клиента свои ценности и уникальность. Дизайн офиса выстраивается, например, благодаря навесным панелям, выполненным под натуральное дерево, цельностеклянным перегородкам, зрительно расширяющим пространство. К оригинальным деталям также можно отнести светильники необычной формы, цветы в горошках, а также подушки на диванах.

Посещение клиентом офиса компании начинается с выходной зоны. В солидных деловых помещениях она должна быть максимально просторной. Одним из классических решений презентабельного офиса является использование природных материалов: дерева, шпона, камня. Ресепшен должен сразу привлекать внимание, чтобы клиенту было понятно, куда идти и к кому обратиться. Для этого в выходных зонах используются различные варианты подвески, которые облегчают всю конструкцию, создают иллюзию парящей в воздухе стойки. Чтобы быть в тренде, многие компании уходят от роскошной классики к современному стилю: минимализму, конструктивизму, хай-теку, лофту. Эти решения сейчас представляются вполне актуальными для представления офисного пространства. Полностью прозрачная спина, за которой все видно как на ладони - приятное для глаз клиента решение. Специально для компаний, которые высоко ценят личное пространство клиента, используют раздвижные перегородки, панели которых изготовляют из шпона, отделочной ткани, металла, стекла - прозрачного, матового, тонированного в массе. В моде - экологичность, натуральность, так что довольно популярными в деловом интерьере стали стены из живого мха и других растений, живые деревья, которые могут даже пронизывать перекрытия, стены - скалы и мебель с использованием дикого камня.

Кабинет директора является кульминацией дизайн - проекта всего офиса. Именно эта зона показывает солидность не только компании, но и ее руководителя. Для пространства высшего менеджмента принято подбирать

эксклюзивные материалы и элементы декора. Обычно это заказная мебель из натуральных пород дерева, кожаные кресла, диваны. Довольно часто в личном кабинете находит отражение хобби руководителя компании. Таким образом, дизайн офисного помещения позволяет компании без слов донести до партнеров важный посыл, что она является успешной на рынке и стабильной [1, с. 528].

Теперь ознакомимся с интерьерным пространством частного характера. Назовем модные тренды в оформлении кухни: оборудование профессиональное, вытяжка и мойка - больших по габариту размеров. Популярны также стеклянные и металлические поверхности. Многофункциональность и эстетичный внешний вид кухонного гарнитура - вот главная идея дизайнеров, интересно создающих визуальное кухонное пространство. В интерьере кухни главное - единство стилевого решения. Классическая кухня не впишется в интерьер в стиле лофт, а минималистичная должна сочетаться с современным упразднённым интерьером. Если говорить о цвете, то в кухонном пространстве интерьера актуально будет выглядеть лимонно-желтая палитра, бирюзовый и глубокий синий тон.

Современные дизайнеры предлагают различные решения в области домашнего интерьера. Главная задача - создание яркого и заполняющегося жилого пространства, отражающего индивидуальность живущих в нем людей.

Можно решить интерьерное пространство в «скандинавском стиле». В чем

- то на вид суровый, но достаточно уютный и утилитарный скандинавский стиль

- это воплощение простоты, индивидуальности и экологичности. Он предполагает однотонные стены, минимальный декор окон, обилие светлого дерева и других природных материалов, много мест для хранения, а также наличие нескольких ярких аксессуаров. При всей своей некой сдержанности это несомненно, живой стиль, который можно бесконечно дополнять и развивать. В него могут вписываться антиквариат и предметы в стиле хай - тек.

Новое решение в домашнем интерьере - использование приглушенного сияния очень роскошного металла, с добавлением мягкой бархатной фактуры слегка золоченой поверхности. Светильники, некоторая мебель, стены, покрытые различными оттенками золота, создают атмосферу благородной роскоши.

Одна из главных актуальных тенденций в оформлении домашнего интерьера - акцент на подчеркнутую тактильность. Скромные на первый взгляд материалы рождают ассоциацию с природой, например: с листвой, деревом, песком. Нарочито грубо обработанные деревянные поверхности завораживают рисунком текстуры, а керамическая плитка напоминает небрежно расколотый камень. Для оформления домашнего уюта в интерьере используют траву, как натуральную, так и искусственную. В моде не зрительное восприятие, а ощущение [2, с. 160].

Основой классического решения любого интерьера является соотношение черного и белого. Динамичные ломанные черные линии на белом фоне выглядят элегантно и стильно, «куриная лапка» и «елочка» прекрасно чувствуют себя как в классических, так и в ультрасовременных апартаментах.

Рукотворные эскизы, каллиграфические надписи и просто любые буквы -самые популярные виды стенового декора. Это отличный способ освежить

интерьер без радикальных перемен. Все краски мира - растения, минералы, небо, вода, - с успехом повторяются в цветовом решении интерьера. Хорошо визуально смотрятся сложные оттенки, вдохновленные природой: все градации зеленого - от изумрудного до оливкового, переливы синего - от бирюзы до ультрамарина темного, цвет опавших листьев, спелых фруктов и даже цвет ржавчины.

Если необходимо визуально разбавить респектабельный интерьер предметами из плексигласа, то получится новое интересное дизайнерское решение. Из плексигласа изготовляют все: журнальные столики, шкафчики, лампы, ножки для мебели. Прозрачная пластмасса создает протрясающий эффект: предметы как будто растворяются и парят в пространстве интерьера, сочетаясь с любыми формами, материалами и текстурами [5, с. 336].

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что модные интересные тенденции - это отражение времени, они позволяют придать визуально интерьеру актуальность, уйти от обыденности, не проводя кардинальных изменений. Все это доказывает особенную важность изучения проблемы законов визуального восприятия интерьерного пространства на зрителя.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Рипол-Классик, 2017.

2. Джилл Марта. Гармония цвета в дизайне интерьера: Руководство по созданию великолепных цветовых комбинаций в вашем доме. М.: АСТ, 2015.

3. Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2015.

4. Цветкова О.Е. Интерьер: планировка и оформление. М.: Ниола-пресс, 2009.

5. Чин Ф.Д.К., Бинжелли К. Дизайн интерьера. Харьков: Клуб семейного досуга, 2015.

References

1. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. M.: Ripol-Klassik, 2017.

2. Dzhill Marta. Garmoniya tsveta v dizayne interera: Rukovodstvo po sozdaniyu velikolepnykh tsvetovykh kombinatsiy v vashem dome. M.: AST, 2015.

3. Rudolf Arnkheym. Iskusstvo i vizualnoe vospriyatie. M.: Arkhitektura-S, 2015.

4. Tsvetkova O.E. Interer: planirovka i oformlenie. M.: Niola-press, 2009.

5. Chin F.D.K., Binzhelli K. Dizayn interera. Kharkov: Klub semeynogo dosuga, 2015.

Рецензенты:

Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Работа поступила в редакцию: 09.01.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.