УДК 72.012:747
Терещенко Галина Федоровна
Tereshchenko Galina Fyodorovna
кандидат искусствоведения, доцент,
заведующий кафедрой дизайна
Краснодарского государственного института культуры
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА
PhD in Art Criticism, Assistant Professor, Head of Design Department, Krasnodar State Institute of Culture
TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE MODERN APARTMENT INTERIOR DESIGN
Аннотация:
В статье рассматриваются задачи и принципы решения современного дизайна жилого интерьера как повседневной среды обитания человека. Использование традиционных приемов решения ин-терьерных пространств наряду с новейшими технологиями в дизайне предметно-пространственной среды и их формообразованием позволяет дизайнеру создавать новую гармонизированную среду обитания человека.
Ключевые слова:
дизайн интерьера, традиция, стиль, композиция, художественный образ, синтез, предметно-пространственная среда, семиотическое пространство.
Summary:
The article discusses the objectives and the principles of the modern design of apartment interior as a daily habitat of a human being. Combination of the traditional techniques of interior design along with the innovative design technologies allows a designer to create a new harmonious living environment for a person.
Keywords:
interior design, tradition, style, composition, art image, synthesis, environment, semiotic space.
Каждый этап развития культуры характеризуется определенными закономерностями организации интерьерного пространства и синтезом искусств в этом пространстве. В современных условиях глобализации, когда архитектура и дизайн интерьера находятся в процессе поиска новых средств выразительности, решаются сложнейшие проблемы, в частности проблема возрождения и сохранения традиционных культур. Вся история цивилизации доказывает, что человек постоянно стремится к комфорту и красоте, создавая вокруг себя материальный и духовный мир в формах, приемлемых для себя. Если искусственная среда обитания человека предназначается для удовлетворения его физических потребностей, то эстетическая ее составляющая - это потребность его духовной жизни, которая основывается на понимании традиционной культуры.
Основной смысл дизайна жилого интерьера заключается в создании условий для удобного и комфортного пребывания человека в высококачественной, эстетически выразительной предметно-пространственной среде, окружающей его в повседневности. Изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, вызвали рост социальных потребностей населения страны. На сегодняшний день в РФ наблюдается процесс формирования нового типа жилого интерьера.
Проблема эстетизации средового пространства в последнее время стала актуальной. Основными аспектами этой проблемы являются, во-первых, потребность совершенствования и наполнения среды обитания человека художественной содержательностью и, во-вторых, сохранение культурных традиций. В связи с этим актуальным выступает создание гармоничной взаимосвязи инновационных современных технологий и традиционной предметно-пространственной среды, окружающей человека. Научно обоснованный поиск решений этой проблемы невозможен без учета эволюционных связей исторических эпох и преемственности традиций.
Культурологи определяют традицию как «особый механизм социальной памяти» [1, с. 152]. Традиции становятся фундаментом культуры настоящего, которая является отражением современности по отношению к культуре прошлых исторических эпох. Это наглядно подтверждается на примере дизайна жилого интерьера, перманентное развитие которого обусловлено общечеловеческой культурой. Сегодня успешному дизайнеру, который обязан следовать современным требованиям времени и веяниям моды, необходимы острое чувство современности и при этом знание культуры прошлых эпох.
Благодаря ведению поисков в проектировании теоретиками и практиками дизайна, внесшими свой вклад в развитие и укрепление его позиций, четко вырисовываются задачи и принципы решения интерьерного пространства как повседневной среды обитания человека. Особый вклад в его развитие внесли мастера, среди которых много архитекторов: П. Беренс, В. Гропиус,
А. Аалто, М. ван дер Роэ, Ф.Л. Райт, которые одновременно являлись и пионерами дизайна. Современные мэтры архитектуры: А. Росси, М. Грейвс, Ф. Гери, Р. Пиано или Т. Ито - сегодня наиболее ярко проявляют себя в искусстве интерьера.
Дизайн интерьера - это особенный вид искусства. Композиция внутреннего пространства здания является синтезом архитектурно-пространственных, декоративно-художественных и дизайнерских разработок, и все это увязано с общей концепцией объекта. Проектирование интерь-ерной среды предполагает наличие творческого подхода, объединяющего все составляющие элементы внутреннего пространства в единое целое. Трудность такого синтетического метода состоит в том, что он двуедин: это, с одной стороны, поиск выразительности отдельных пластических форм, ритмических соотношений, фактуры, цветовой гаммы и т. д., с другой - обеспечение всех функциональных процессов, протекающих в данном пространстве. Все это и многое другое - специфические задачи, решаемые художником-дизайнером в искусстве интерьера.
Специалисты выделяют интерьеры «предметные» и «архитектурные». Первые намного ближе к понятию «среда», так как особая роль отводится предметному наполнению средового объекта. В «архитектурном» интерьере главенствует структура и типология архитектурных пространств [2]. Предметное наполнение интерьерной среды, как правило, создает эмоциональный климат и помогает выявить стилистику и образное содержание объекта.
Каждый исторический период развития общества несет на себе отпечаток характерных признаков предыдущего стиля интерьера, который воспринимается через «призму» культуры, знаков и социокультурных ценностей [3]. Развитие современных технологий обусловило возникновение целого ряда дизайнерских решений, которые стали новым словом в истории искусства интерьера. Обновленный стиль в конкретной исторической ситуации и новых социальных требованиях отражает изменившийся образ жизни общества, что влечет за собой развитие технологий строительных и отделочных материалов, применение современных материально-технических и художественно-выразительных средств, более совершенных конструктивных приемов и новшеств в формообразовании как архитектуры, так и интерьеров. Дизайнеры и архитекторы используют прием стилистических интерпретаций в дизайне жилого интерьера с введением в него архетипических элементов, получая при этом новые художественно-образные решения, которые представляют собой семиотическое пространство.
Вопрос о «синтаксисе» данного семиотического пространства проясняется через понятие «тектоника» (Л.И. Таруашвили), понимаемое как фундаментальная эстетическая установка определенного типа культуры, склонность к предпочтению устойчивых, уравновешенных форм. Традиционный интерьер был сформирован и существовал в рамках культуры, склонной к эстетике атек-тонического: моральное единство предметов традиционного интерьера, их аллегоричность лишают предметы пластической тяжести; равновесие в интерьере выпадает из поля зрения человека традиционной расстановки, его волнует, насколько определенное сочетание вещей отвечает требованиям «хорошего вкуса», но не интересует решение интерьера как композиционной задачи [4]. Согласно теории О. Шпенглера, «прасимвол» в современном пространстве жилого интерьера выражается в устоявшихся архетипических элементах и формах, характеризующих неповторимый облик традиционной культуры в определенной социальной среде и временной ситуации.
Стремление к оригинальности, обновлению предметно-пространственной среды, окружающей человека, все больше уводит нас от традиционных решений интерьеров жилой среды. На смену классическим интерьерам пришел минимализм с большими пространствами и чистыми формами.
Наряду с минималистическими интерьерными пространствами по-прежнему активно используются формы предметно-пространственной среды с ярко выраженным художественно-образным решением. Художественный образ предметов дизайна - привнесение смыслового содержания в иносказательной форме через ассоциативное восприятие явлений природы или других явлений.
В современном жилом интерьере удачные находки прежних стилей повсеместно применяются в проектировании в гармоничном синтезе с инновационными технологиями, средствами и формами в дизайне, а единое стилевое решение используется довольно редко. Анализируя проекты современных российских дизайнеров, таких как Оксана Турчак, Борис Уборевич-Боровский, Людмила Пожидаева, Борис Львовский, Сергей Пилецкий, можно сделать вывод, что современный интерьер представляет собой функциональное семиотическое пространство, состоящее из знаковых вещей. Создавая новые интерьеры и экстерьеры, архитекторы и дизайнеры оглядываются на уже имеющуюся стилистику и образы давно минувшей эпохи, но не с целью их точного воссоздания. Автор проекта решает художественный образ, соответствующий реалиям сегодняшнего дня, руководствуется основными приоритетами в дизайне - красотой и функциональностью создаваемой вещи.
Современный жилой интерьер предполагает большие и светлые пространства с витринным остеклением, при этом объединяя интерьер и экстерьер в единое целое и визуально расширяя пространство. Идея «открытости» интерьерного пространства, родившаяся в Скандинавских странах, активно используется и в настоящее время и является формообразующим фактором художественно-образного решения жилой среды. Ярким примером может послужить современный редизайн и расширение дома викторианского наследия в Армадейле, Мельбурне, выполненные архитектурной студией Mitsuori.
Рассмотрение традиции с точки зрения преемственности позволило выявить, что в современном дизайне жилого интерьера происходит интерпретация традиционных приемов исторических стилей в сочетании с новейшими технологиями и стилевыми течениями, а также имеет место направленность с ярко выраженным оригинальным художественно-образным решением, смелым экспериментом.
Ссылки:
1. Степанская Т.С. Традиции в культурном наследии Алтая // Фундаментальные исследования. 2008. № 8.
2. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование : учеб. пособие. М., 2004.
3. Терещенко Г.Ф. Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды Горного Алтая : дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2008.
4. Ефремова О.В. Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990-2010 гг. : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2013.
References:
1. Stepanskaya, TS 2008, 'The tradition in the cultural heritage of the Altai', Basic Research, no. 8.
2. Shimko, VT 2004, Fundamentals of design and environmental design: textbook, Moscow.
3. Tereschenko, GF 2008, Artistic tradition as a source of identity of modern design environment of the Altai Mountains: PhD thesis, Barnaul.
4. Efremova, OV 2013, Artistic solutions of domestic residential interior 1990-2010: PhD thesis, St. Petersburg.