Научная статья на тему 'Традиции и новации в дизайне современного жилого интерьера'

Традиции и новации в дизайне современного жилого интерьера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7040
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / ТРАДИЦИЯ / СТИЛЬ / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / СИНТЕЗ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTERIOR DESIGN / TRADITION / STYLE / COMPOSITION / ART IMAGE / SYNTHESIS / ENVIRONMENT / SEMIOTIC SPACE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

В статье рассматриваются задачи и принципы решения современного дизайна жилого интерьера как повседневной среды обитания человека. Использование традиционных приемов решения интерьерных пространств наряду с новейшими технологиями в дизайне предметно-пространственной среды и их формообразованием позволяет дизайнеру создавать новую гармонизированную среду обитания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE MODERN APARTMENT INTERIOR DESIGN

The article discusses the objectives and the principles of the modern design of apartment interior as a daily habitat of a human being. Combination of the traditional techniques of interior design along with the innovative design technologies allows a designer to create a new harmonious living environment for a person.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в дизайне современного жилого интерьера»

УДК 72.012:747

Терещенко Галина Федоровна

Tereshchenko Galina Fyodorovna

кандидат искусствоведения, доцент,

заведующий кафедрой дизайна

Краснодарского государственного института культуры

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

PhD in Art Criticism, Assistant Professor, Head of Design Department, Krasnodar State Institute of Culture

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE MODERN APARTMENT INTERIOR DESIGN

Аннотация:

В статье рассматриваются задачи и принципы решения современного дизайна жилого интерьера как повседневной среды обитания человека. Использование традиционных приемов решения ин-терьерных пространств наряду с новейшими технологиями в дизайне предметно-пространственной среды и их формообразованием позволяет дизайнеру создавать новую гармонизированную среду обитания человека.

Ключевые слова:

дизайн интерьера, традиция, стиль, композиция, художественный образ, синтез, предметно-пространственная среда, семиотическое пространство.

Summary:

The article discusses the objectives and the principles of the modern design of apartment interior as a daily habitat of a human being. Combination of the traditional techniques of interior design along with the innovative design technologies allows a designer to create a new harmonious living environment for a person.

Keywords:

interior design, tradition, style, composition, art image, synthesis, environment, semiotic space.

Каждый этап развития культуры характеризуется определенными закономерностями организации интерьерного пространства и синтезом искусств в этом пространстве. В современных условиях глобализации, когда архитектура и дизайн интерьера находятся в процессе поиска новых средств выразительности, решаются сложнейшие проблемы, в частности проблема возрождения и сохранения традиционных культур. Вся история цивилизации доказывает, что человек постоянно стремится к комфорту и красоте, создавая вокруг себя материальный и духовный мир в формах, приемлемых для себя. Если искусственная среда обитания человека предназначается для удовлетворения его физических потребностей, то эстетическая ее составляющая - это потребность его духовной жизни, которая основывается на понимании традиционной культуры.

Основной смысл дизайна жилого интерьера заключается в создании условий для удобного и комфортного пребывания человека в высококачественной, эстетически выразительной предметно-пространственной среде, окружающей его в повседневности. Изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, вызвали рост социальных потребностей населения страны. На сегодняшний день в РФ наблюдается процесс формирования нового типа жилого интерьера.

Проблема эстетизации средового пространства в последнее время стала актуальной. Основными аспектами этой проблемы являются, во-первых, потребность совершенствования и наполнения среды обитания человека художественной содержательностью и, во-вторых, сохранение культурных традиций. В связи с этим актуальным выступает создание гармоничной взаимосвязи инновационных современных технологий и традиционной предметно-пространственной среды, окружающей человека. Научно обоснованный поиск решений этой проблемы невозможен без учета эволюционных связей исторических эпох и преемственности традиций.

Культурологи определяют традицию как «особый механизм социальной памяти» [1, с. 152]. Традиции становятся фундаментом культуры настоящего, которая является отражением современности по отношению к культуре прошлых исторических эпох. Это наглядно подтверждается на примере дизайна жилого интерьера, перманентное развитие которого обусловлено общечеловеческой культурой. Сегодня успешному дизайнеру, который обязан следовать современным требованиям времени и веяниям моды, необходимы острое чувство современности и при этом знание культуры прошлых эпох.

Благодаря ведению поисков в проектировании теоретиками и практиками дизайна, внесшими свой вклад в развитие и укрепление его позиций, четко вырисовываются задачи и принципы решения интерьерного пространства как повседневной среды обитания человека. Особый вклад в его развитие внесли мастера, среди которых много архитекторов: П. Беренс, В. Гропиус,

А. Аалто, М. ван дер Роэ, Ф.Л. Райт, которые одновременно являлись и пионерами дизайна. Современные мэтры архитектуры: А. Росси, М. Грейвс, Ф. Гери, Р. Пиано или Т. Ито - сегодня наиболее ярко проявляют себя в искусстве интерьера.

Дизайн интерьера - это особенный вид искусства. Композиция внутреннего пространства здания является синтезом архитектурно-пространственных, декоративно-художественных и дизайнерских разработок, и все это увязано с общей концепцией объекта. Проектирование интерь-ерной среды предполагает наличие творческого подхода, объединяющего все составляющие элементы внутреннего пространства в единое целое. Трудность такого синтетического метода состоит в том, что он двуедин: это, с одной стороны, поиск выразительности отдельных пластических форм, ритмических соотношений, фактуры, цветовой гаммы и т. д., с другой - обеспечение всех функциональных процессов, протекающих в данном пространстве. Все это и многое другое - специфические задачи, решаемые художником-дизайнером в искусстве интерьера.

Специалисты выделяют интерьеры «предметные» и «архитектурные». Первые намного ближе к понятию «среда», так как особая роль отводится предметному наполнению средового объекта. В «архитектурном» интерьере главенствует структура и типология архитектурных пространств [2]. Предметное наполнение интерьерной среды, как правило, создает эмоциональный климат и помогает выявить стилистику и образное содержание объекта.

Каждый исторический период развития общества несет на себе отпечаток характерных признаков предыдущего стиля интерьера, который воспринимается через «призму» культуры, знаков и социокультурных ценностей [3]. Развитие современных технологий обусловило возникновение целого ряда дизайнерских решений, которые стали новым словом в истории искусства интерьера. Обновленный стиль в конкретной исторической ситуации и новых социальных требованиях отражает изменившийся образ жизни общества, что влечет за собой развитие технологий строительных и отделочных материалов, применение современных материально-технических и художественно-выразительных средств, более совершенных конструктивных приемов и новшеств в формообразовании как архитектуры, так и интерьеров. Дизайнеры и архитекторы используют прием стилистических интерпретаций в дизайне жилого интерьера с введением в него архетипических элементов, получая при этом новые художественно-образные решения, которые представляют собой семиотическое пространство.

Вопрос о «синтаксисе» данного семиотического пространства проясняется через понятие «тектоника» (Л.И. Таруашвили), понимаемое как фундаментальная эстетическая установка определенного типа культуры, склонность к предпочтению устойчивых, уравновешенных форм. Традиционный интерьер был сформирован и существовал в рамках культуры, склонной к эстетике атек-тонического: моральное единство предметов традиционного интерьера, их аллегоричность лишают предметы пластической тяжести; равновесие в интерьере выпадает из поля зрения человека традиционной расстановки, его волнует, насколько определенное сочетание вещей отвечает требованиям «хорошего вкуса», но не интересует решение интерьера как композиционной задачи [4]. Согласно теории О. Шпенглера, «прасимвол» в современном пространстве жилого интерьера выражается в устоявшихся архетипических элементах и формах, характеризующих неповторимый облик традиционной культуры в определенной социальной среде и временной ситуации.

Стремление к оригинальности, обновлению предметно-пространственной среды, окружающей человека, все больше уводит нас от традиционных решений интерьеров жилой среды. На смену классическим интерьерам пришел минимализм с большими пространствами и чистыми формами.

Наряду с минималистическими интерьерными пространствами по-прежнему активно используются формы предметно-пространственной среды с ярко выраженным художественно-образным решением. Художественный образ предметов дизайна - привнесение смыслового содержания в иносказательной форме через ассоциативное восприятие явлений природы или других явлений.

В современном жилом интерьере удачные находки прежних стилей повсеместно применяются в проектировании в гармоничном синтезе с инновационными технологиями, средствами и формами в дизайне, а единое стилевое решение используется довольно редко. Анализируя проекты современных российских дизайнеров, таких как Оксана Турчак, Борис Уборевич-Боровский, Людмила Пожидаева, Борис Львовский, Сергей Пилецкий, можно сделать вывод, что современный интерьер представляет собой функциональное семиотическое пространство, состоящее из знаковых вещей. Создавая новые интерьеры и экстерьеры, архитекторы и дизайнеры оглядываются на уже имеющуюся стилистику и образы давно минувшей эпохи, но не с целью их точного воссоздания. Автор проекта решает художественный образ, соответствующий реалиям сегодняшнего дня, руководствуется основными приоритетами в дизайне - красотой и функциональностью создаваемой вещи.

Современный жилой интерьер предполагает большие и светлые пространства с витринным остеклением, при этом объединяя интерьер и экстерьер в единое целое и визуально расширяя пространство. Идея «открытости» интерьерного пространства, родившаяся в Скандинавских странах, активно используется и в настоящее время и является формообразующим фактором художественно-образного решения жилой среды. Ярким примером может послужить современный редизайн и расширение дома викторианского наследия в Армадейле, Мельбурне, выполненные архитектурной студией Mitsuori.

Рассмотрение традиции с точки зрения преемственности позволило выявить, что в современном дизайне жилого интерьера происходит интерпретация традиционных приемов исторических стилей в сочетании с новейшими технологиями и стилевыми течениями, а также имеет место направленность с ярко выраженным оригинальным художественно-образным решением, смелым экспериментом.

Ссылки:

1. Степанская Т.С. Традиции в культурном наследии Алтая // Фундаментальные исследования. 2008. № 8.

2. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование : учеб. пособие. М., 2004.

3. Терещенко Г.Ф. Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды Горного Алтая : дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2008.

4. Ефремова О.В. Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990-2010 гг. : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2013.

References:

1. Stepanskaya, TS 2008, 'The tradition in the cultural heritage of the Altai', Basic Research, no. 8.

2. Shimko, VT 2004, Fundamentals of design and environmental design: textbook, Moscow.

3. Tereschenko, GF 2008, Artistic tradition as a source of identity of modern design environment of the Altai Mountains: PhD thesis, Barnaul.

4. Efremova, OV 2013, Artistic solutions of domestic residential interior 1990-2010: PhD thesis, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.