Вестник ДВО РАН. 2006. № 5
З.В.СВЕСТЕЛЬНИК
Культурные традиции в современных китайских интерьерах
Рассматриваются некоторые тенденции и особенности использования культурных традиций в современном дизайне Китая на примере интерьеров 25ресторанов национальной кухни городов Пекин и Шанхай.
Cultural traditions in the modern Chinese interior design. Z.V.SVESTELNIK (Amur State University, Blago-veschensk).
The article is devoted to the performance of cultural traditions in the modern Chinese interior design. Interiors of Beijing and Shanghai restaurants of Chinese native cuisine are considered as an example.
Дизайн - один из наиболее популярных и быстро развивающихся видов современного искусства - создает художественный образ среды (внутренней или внешней) либо отдельных объектов. Существует разработанная и постоянно совершенствующаяся система базовых теоретических и методических принципов, позволяющих определять его и как искусствоведческую дисциплину [5, 14, 18, 21]. Но при этом помимо владения законами композиции, конструирования, колористики дизайнеру необходимы определенные знания в области социальной и культурной антропологии и психологии [5, 7, 21].
Важнейшим направлением дизайнерского искусства является интерьер. Из существующих сегодня определений этого понятия, по нашему мнению, наиболее соответствуют его задачам два. Одно рассматривает интерьер как эстетически осмысленное внутреннее пространство [6, с. 87], другое - как «.. .единство ограждающих конструкций, архитектурных деталей, их декоративного оформления и предметного наполнения, непосредственно взаимодействующего с человеком» [5, с. 137].
Первые опыты декоративного оформления внутренней среды - жилых, административных и культовых помещений - относятся к эпохе ранних государств и античности. В конце XVII - начале XVIII в. в странах Европы развивается искусство светских интерьеров, а с 20-30 годов ХХ в. художественное оформление внутреннего пространства становится предметом специальных исследований и теоретических разработок [4, 18]. Сложились свои традиции и стандарты и в культурах Восточной Азии. Так, в Китае период правления династии Мин (1368-1644 гг.) стал временем расцвета искусства оформления интерьеров дворцов, усадеб, садово-парковых павильонов [23]. В Японии особой изысканностью отличались интерьеры периода Эдо [13, с. 83-152].
Для современных дизайнеров национальные традиции - источник творческих идей создания художественного образа интерьеров. Интересен в этом отношении Китай, где контекст национальной культуры очень устойчив.
В статье дан аналитический обзор тенденций и особенностей использования в современных китайских интерьерах традиций национальной культуры. Материалом для нашего
СВЕСТЕЛЬНИК Зинаида Владимировна (Амурский государственный университет, Благовещенск).
исследования послужили интерьеры ресторанов китайской кухни в крупнейших городах страны - Пекине и Шанхае. Данный выбор не случаен, так как именно в декоративно-художественном оформлении ресторанов, специализирующихся на блюдах традиционной кухни, наиболее ярко выражен национальный колорит. Необходимо отметить, что оформление внутреннего пространства в таких ресторанах составляет особую сферу творчества китайских дизайнеров, о чем свидетельствует публикация специальных монографических исследований [8, 26]. Автором статьи проведены наблюдения и составлены характеристики интерьеров 45 ресторанов: 23 пекинских и 22 шанхайских, построенных в конце 80-х годов ХХ в.-начале XXI в., которые представляют основные направления в развитии интерьерного дизайна.
Современный китайский интерьер: обращение к традициям
Элементы современного интерьера, рассматриваемые в статье, составляют несколько различных по содержанию групп. Первая - архитектурно-композиционная (колонны, балки, балюстрады и др.); вторая - предметного наполнения (мебель, декоративный фарфор и др.); третья - визуальных образов-символов (зооморфные, растительные и др.); четвертую группу составляют цветовые вариации, или колористика.
Архитектурно-композиционные элементы. В интерьерах ресторанов китайской кухни активно используются различные детали и формы традиционной китайской архитектуры. Это колонны, балюстрады, стилобаты, балки, галереи, беседки и др. В отличие от деталей, несущих в архитектурных сооружениях функциональную конструктивную нагрузку, элементы внутреннего пространства играют прежде всего композиционную роль, участвуя в создании его художественного образа. С точки зрения архитектурной конструкции они не являются необходимыми в помещениях китайских ресторанов, расположенных, как правило, в современных зданиях. Однако внешний эффект от присутствия в интерьере традиционных колонн, балок, балюстрад очевиден.
Традиции классической дворцово-храмовой архитектуры берут свое начало в эпоху ранних государств, в период Шан (II тысячелетие до н.э). Совершенствуясь и изменяясь с течением времени в деталях, китайская архитектура остается практически неизменной в своих основных принципах [1; 9; 10, с. 104-110; 23; 25]. Так, конструктивный каркас здания всегда выполняется из дерева и представляет собой стоечно-балочную систему. Ее важнейшие части - круглые или квадратные в плане полые колонны и лежащие на них потолочные перекрытия, балки. Колонны воспринимались в древнем Китае и как философский символ. Согласно традиционному учению фэн-шуй, определявшему принципы организации жилого пространства в гармонии с окружающей средой, колонны являются проводником положительной энергии «ци» между Небом (потолок) и Землей (пол): «Установи в доме полые колонны, проводящие «ци» между Землей и Небом, и будешь жить в гармонии» [2, с. 249]. Другие канонические конструктивно-архитектурные особенности дворцовых и храмовых построек - каменная платформа-стилобат с пандусами или лестницами и черепичная крыша.
Колонны, вероятно, следует считать самой характерной деталью современного интерьера в национальном стиле - они отмечены практически во всех рассматриваемых в исследовании китайских ресторанах. Их симметричные ряды, разделяющие пространство зала на равные участки, нередко служат композиционной доминантой. Колонны могут быть гладкими либо узорчатыми, что также согласуется с канонами китайской архитектуры [25, с. 113].
Потолочные балки как компонент традиционной архитектурной конструкции выполняют совершенно определенную функцию - держат тяжелую черепичную крышу и посредством особой системы стропил передают эту нагрузку колоннам. Специфический китай-
ский вариант стропила - кронштейн «доугун» - служит связующим звеном между балками и колоннами. Доугун, всегда выполнявшийся из дерева, представляет собой сложную конструкцию из отдельных элементов, соединенных посредством пазов. Количество и величина доугунов могут варьировать в различных архитектурных конструкциях. Пластичные изящные формы кронштейнов, вырезанных из дерева, делают их не только функциональными, но и декоративными деталями. Доугуны создавали своеобразный эффект пышных ажурных капителей колонн, который усиливался яркой красочной росписью по дереву. Расписными часто были и балки, и весь потолок. Оформлению потолка придавалось особое значение в китайской архитектуре периодов Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). Наиболее популярным вариантом был потолок типа «цзинкоу» - с углублениями-ячейками квадратной формы (кессонный потолок). Дно углублений также покрывалось декоративной росписью [8, 23].
По наблюдениям, в интерьерах современных ресторанов китайской кухни заметный акцент делается на оформлении потолочной зоны. При этом часто используется прием стилизации классических форм. В Dynasty Jade Garden и Golden Resources Chinese Restaurant (Пекин) пространство потолка разбито на секторы, часть которых имитирует кессонный деревянный потолок. Стилизованное балочное перекрытие можно увидеть в ресторане Wanhao Chinese Restaurant (Шанхай). Что касается кронштейнов «доугун», то их присутствие в интерьере ресторанов зафиксировано в 10 случаях.
Интересной деталью внутреннего пространства китайских ресторанов служат распространенные экстерьерные элементы традиционной китайской архитектуры - балюстрады (отмечены в 5 случаях), которые широко используются для ограждения лестниц, пандусов, галерей, площадок снаружи здания. В период Мин и Цин балюстрады были особенно популярны, выполнялись обычно из камня, реже из дерева и нарядно декорировались резными растительными, зооморфными и другими узорами [1; 8, с. 67-89; 23].
В современных интерьерах, воспроизводящих образ старого Китая, балюстрада может выполнять две функции - ограждающую и декоративную. Например, в Jinyuan Restaurant (Пекин) общий зал имеет форму шестигранника. В центре этого огромного зала устроен также шестигранный в плане стилобат, огражденный белоснежной балюстрадой (рис. 1), которая выполнена в классическом стиле цинской эпохи с характерной для этого периода рельефной резьбой. С каждой стороны этого многоугольника устроена лестница с перилами, декорированными стилизованными облаками. Белоснежный стилобат и ограждающая его балюстрада придают выразительность и гармонию насыщенному деталями и цветом интерьеру.
Традиционными формами китайской архитектуры периодов Тан, Сун, Юань, Мин и Цин являются галереи и беседки, для постройки которых использовали дерево, камень, черепицу. Если галерея могла быть как частью архитектурного сооружения, так и самостоятельной конструкцией, то беседка - это всегда целостная законченная форма, органично вписанная в окружающий ландшафт. Китайские беседки, предназначенные для созерцательного уединения и олицетворяющие идею гармонии человека и природы, стали одним из символов национальной культуры. Не случайно мы нередко встречаем поэтические их описания в произведениях средневековой китайской литературы [12, с. 118; 19, с. 208].
У нас есть примеры включения в интерьеры ресторанов китайской кухни как галерей (7 случаев), так и беседок (3 случая). Они удачно решают задачу членения внутреннего пространства, выделяя в нем изолированные зоны. Вместе с тем галерея и беседка, не будучи по своему происхождению интерьерными формами, сегодня служат яркими маркерами культурных традиций, придают внутренней среде национальный колорит.
Так, в Yihexuan Restaurant (Пекин) у одной из стен устроена галерея, где расположены столики на две персоны. Ее конструкция традиционна: колонны, украшенные резными кронштейнами и панелями, расписные балки и стропила. Перила и верхние панели, соединяющие между собой колонны, выполнены в форме решеток с геометрическим узором.
Рис. 1. Балюстрада и беседка. Jinyuan Restaurant, Шеньян
Рис. 2. Интерьер с традиционными элементами: инби, напольные вазы, потолочный фонарь (справа), колонна с рельефным изображением драконов. Meiyuancun Restaurant, Шанхай
В интерьер Shanghai Restaurant (Шанхай) включена беседка, представляющая собой стилизацию известной беседки под названием «Извилистые воды несут вина бокал», находящейся в императорском Запретном городе в Пекине. В большом общем зале ресторана Jin Yuan (Пекин) располагаются три беседки, представляющие собой изолированные зоны. Они выполнены в традиционном стиле: квадратные в плане столбы поддерживают расписные деревянные балки, на которых лежит черепичная крыша (рис. 1).
Весьма специфичным архитектурно-композиционным элементом в интерьерах ресторанов китайской кухни является стенка-экран «инби». Традиционно инби устанавливались во дворе усадьбы между воротами и жилым домом. Их назначение, согласно бытовавшим в старом Китае верованиям, - защитить жилище от злых духов, которые двигаются только по прямой линии и поэтому не способны преодолеть возникшую на их пути преграду. Вместе с тем стенки-экраны выполняли и рациональную функцию членения пространства на зоны [9, с. 131; 16, с. 54-56]. Инби сооружались, как правило, из кирпича и могли быть гладкими либо декорированными. В качестве декора часто использовались пластические рельефные изображения цветов, птиц, драконов, выполненные из керамики и покрытые яркой глазурью. По наблюдениям автора, замечательные образцы таких инби находятся на территориях императорских дворцов в Пекине и Шэньяне.
В современных ресторанах китайской кухни стенки-экраны обычно устанавливаются перед входом в зал, как бы закрывая его от постороннего взгляда. По конструктивному решению и декору инби разнообразны. Они могут быть стационарными либо портативными, в последнем случае это ширмы. В отделке инби широко применяются ажурный и рельефный декор, богатая орнаментация, символические зооморфные и растительные изображения, иероглифические надписи.
Инби отмечены в интерьерах 23 ресторанов (рис. 2), например, в Old Peking Restaurant перед входом в зал помещена деревянная четырехстворчатая ширма. Декор ее нижней части выполнен объемной резьбой, изображающей символ-иероглиф долголетия «шоу», верхняя часть - ажурной сквозной резьбой с изображением растительных мотивов. Пример стационарной инби есть в Maoxing Chinese Restaurant (Шанхай), где она образует «буферную зону» с одним боковым входом в зал и представляет собой перегородку из дерева и стекла между двумя капитальными колоннами. В декоре использованы растительные мотивы (изображение бамбука) и стилизованные иероглифы.
Что касается материалов, которые используются в интерьерах для архитектурнокомпозиционных элементов, то это могут быть натуральные дерево, камень, черепица либо их имитации. Пожалуй, наиболее характерным материалом является дерево -детали, изготовленные из натуральной или искусственной древесины, встречаются в интерьере каждого из 45 ресторанов.
Можно выделить два основных варианта использования традиционных архитектурных элементов в современных интерьерах. Первый, более распространенный, -создание целостного образа, органично сочетающего различные архитектурно-композиционные детали. В этом случае воспроизводится общий облик зданий конкретного исторического периода. Таковы, например, интерьеры Fangshan Restaurant (Пекин), выполненные в стиле императорских дворцов, и Yihexuan Restaurant (Пекин), воспроизводящие его образ богатой усадьбы минского времени. Второй вариант - это включение в подчеркнуто современное пространство лишь отдельных ярких деталей, принадлежащих национальной культуре. Примером может служить Silk Road Restaurant (Пекин), внутреннее пространство которого решено в основном в стиле «техно» - некрашеные бетонные стены, металлоконструкции, стекло. При этом декоративной доминантой являются покрытые красным лаком колонны и стилизованные балки, расписанные нарядным традиционным орнаментом.
Элементы предметного наполнения. Предметное наполнение внутренней среды архитектурного объекта является важной составляющей интерьера и определяется, в первую очередь, функциональным назначением помещения [5, с. 112-134].
В Китае развитие декоративных элементов наполнения интерьера достигло наивысшего расцвета в период Мин [8, 26]. Внутреннее убранство дворцовых помещений, богатых усадеб, павильонов было изысканным и вместе с тем стандартным. Его составляли напольные и настольные фарфоровые вазы, резная деревянная мебель, произведения живописи и каллиграфии на стенах, свисающие с потолка нарядные фонари, изящные безделушки на столах. При этом многие предметы несли не только декоративную, но и семантическую нагрузку: так, ваза издавна считалась символом мира и покоя в доме. Внутренний смысл всегда имели и сюжеты картин - пейзажи, изображения цветов, птиц и животных. Каллиграфические надписи - это, чаще всего, благопожелания или назидания [15, 17, 24].
Отличительная особенность минских интерьеров - предметы и детали из дерева. Художественная резьба по дереву и камню в этот период необычайно популярна, что связано с общим развитием экономики, торговли, ремесел и искусства. Резная мебель, оконные решетки, двери, перегородки украшали комнаты богатых жилищ и садово-парковых павильонов.
В современных интерьерах, воспроизводящих национальный колорит, дизайнеры охотно используют элементы наполнения в стиле минского и цинского периодов (рис. 2). Наиболее характерны всевозможные варианты деревянных решеток и резных деталей, подвесные фонари, произведения живописи и каллиграфии, художественный фарфор и керамика. Так, решетки и резные детали встречены соответственно в 29 и 12 ресторанах, фонари - в 27, живопись и каллиграфия - в 25 и 22 соответственно, напольные вазы и декоративные стенки с керамическими изделиями - в 19. Во многих ресторанах стоит деревянная мебель, выполненная в стиле минского периода. Иные элементы предметного наполнения интерьера используются реже.
Насыщенность элементами наиболее характерна для интерьеров классического стиля, воспроизводящих обстановку светских построек старого Китая. Однако подобные детали могут присутствовать и в современных интерьерах. В этих случаях традиционные картины на стенах, бытовая утварь и мебель несут нагрузку культурных маркеров. Так, интерьер Royal Restaurant (Пекин) выполнен в современном европейском стиле, однако в него включены произведения китайской живописи и каллиграфии. Наряду с современной мебелью в залах ресторана стоят старинные деревянные комоды и ящики.
Визуальные образы-символы
Одной из наиболее ярких особенностей культуры Китая является символизм, пронизывающий все духовные и материальные сферы - от искусства до национальной кухни. Его истоки уходят в глубокую древность, когда формировались первые мифологические и религиозные представления. Система символических образов, понятий, действий существовала и развивалась на протяжении всей династической истории Китая, со II тыс. до н.э. до начала ХХ в. Многие компоненты этой системы успешно пережили все социально-экономические и политические перипетии сложного ХХ в. и сохраняют свое значение в контексте культуры по сей день [3, 11, 15, 17, 24].
Наиболее широко распространены разнообразные визуальные образы-символы. По морфологическим характеристикам они разделяются на: зооморфные, растительные, антропоморфные, символы-иероглифы. Символы являются визуальным олицетворением какой-либо идеи, абстрактного понятия, часто имеющего смысл благопожелания. Они также могут ассоциироваться с определенными положительными моральными или физическими качествами человека [15, 24].
К популярным визуальным образам относятся те, что символизируют главные жизненные ценности конфуцианского китайского общества - долголетие, богатство, счастье, большое потомство по мужской линии, успешную служебную карьеру. Так, пожелание долгой жизни выражают следующие символы: зооморфные - журавль, черепаха; растительные - бамбук, сосна, персик; антропоморфные - божество Шоу Син в виде смеющегося старца с посохом в одной руке и веткой персика в другой. Символом долголетия служит также иероглиф «шоу», а пожелание богатства может быть представлено в виде жабы, изо рта которой сыплются деньги, цветущего пиона, божества Цай Шэня с непременными атрибутами в виде драгоценностей и денег.
Самыми популярными, однако, в китайской символике с давних пор являются образы дракона и феникса. Эти фантастические существа фигурируют уже в древних мифах, которые берут начало еще в дописьменном, догосударственном периоде истории страны [22, с. 27, 28, 98]. В императорском Китае дракон - символ верховной власти, воплощение мужского начала, могущества, силы. Феникс символизирует мир и согласие, гармонию в семейной жизни и часто ассоциируется с женским началом [15].
Произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства, бытовая утварь и одежда, ритуальные и праздничные аксессуары: визуальные образы-символы в самых разных формах окружали каждого китайца на протяжении всей жизни.
В современных интерьерах визуальная символика используется достаточно широко. Как показали наши исследования, из многообразных зооморфных символов наиболее часто встречаются в декоративно-художественном оформлении ресторанов китайской кухни дракон и феникс. Они могут фигурировать в виде красочных панно на стенах, рельефных украшений колонн (рис. 2), вышивки на занавесях и чехлах кресел, сюжетов декоративной резьбы. В 18 ресторанах присутствует образ-символ дракона, в 10 - феникса. Из растительных символов чаще используются бамбук, сосна, цветущая слива, лотос.
Колористика. Существенное значение в интерьере всегда имеет его цветовое решение. Как отмечают специалисты дизайна, на колористическую гамму интерьеров в немалой степени оказывает влияние «цветовая культура общества», т.е. выработанные временем национальные стандарты восприятия цветов [5, с. 259-261].
В китайской культуре цветовая палитра и ее семантика достаточно традиционны [17, 20, 24]. Основными являются пять цветов - желтый, сине-зеленый (все оттенки от синего до зеленого), красный, белый и черный. Эта система, как полагают, сложилась еще в период Шан. Желтый отождествляется с плодородием почвы и процветанием нации, это и цвет верховной императорской власти. Красный цвет означает стихию огня и солнца, символ счастья, удачи и радости. Сине-зеленый - цвет воды и неба. Белый может означать непорочность, мудрость, вместе с тем это цвет печали и траура. Черный олицетворяет добродетель и честь.
В императорском Китае цветовая символика была неотъемлемой частью архитектурно-интерьерных традиций. В дворцово-храмовой архитектуре преобладали красные, желтые, зеленые и синие тона. Желтый и красный цвета были характерны для колористической гаммы жилищ высшей знати, причем желтый - исключительная прерогатива императора. Сине-зеленые оттенки считались особенно изысканными и также использовались для зданий с высоким общественным статусом. Существовали определенные правила сочетания цветов в окраске потолков, потолочных балок, кронштейнов «доугун». Именно из-за продуманных и веками отработанных стандартов цветовых комбинаций расписные детали китайских построек производят столь эффектное впечатление. Так, в цветовой гамме узоров на балках и кронштейнах часто присутствуют золотой, красный, синий и зеленый цвета. Фон потолков выполнялся в основном в сине-зеленых тонах, узор же мог наноситься красной, золотой или даже черной красками. Покрытие золотой краской широко использовалось в отделке императорских дворцов.
Характерной особенностью общего колористического облика интерьеров минского и цинского периодов было сочетание сдержанных нейтральных или довольно темных тонов мебели, полов, стен, оконных и дверных решеток с яркими праздничными акцентами красных колонн, пестрых «доугунов» и потолков.
В цветовых решениях интерьеров ресторанов китайской кухни выделяются два колористических типа. Первый - более традиционный, с преобладанием красного и золотистого (желтого) цветов. В таких интерьерах присутствуют, как правило, и сине-зеленые тона (акцент делается на многоцветной росписи потолков), имитация балок и кронштейнов, а сочетание красных колонн, различных деталей ярко-желтого цвета и пестрых росписей потолочной зоны производит праздничный эффект. В целом колорит этого типа более характерен для интерьеров в стиле дворцов и павильонов минского и цинского периодов. Второй колористический тип - интерьеры, достаточно спокойные по цветовому решению, с преобладанием светлых тонов. В качестве ярких штрихов могут выступать отдельные детали, окрашенные в контрастирующие с общим фоном цвета. Такая ситуация отмечена в основном для внутренних пространств, выполненных в стиле «техно» с включением единичных традиционных архитектурно-композиционных форм.
Архитектурно-композиционная структура, предметное наполнение, визуальные образы-символы, колористическая гамма интерьеров столичных ресторанов китайской кухни, отражающие национальные традиции, несут знаковую культурную информацию. При этом в каждой группе интерьерных элементов определяются своего рода доминанты, которые используются наиболее часто. Это колонны и потолочные конструкции, различные решетки и резные деревянные детали, визуальные образы-символы дракона и феникса, преобладание в цветовой гамме красных и желтых тонов.
Итак, в целом можно выделить два основных варианта интерьеров, использующих национальные культурные традиции.
В первом (классическом) варианте создание художественного образа идет путем насыщения внутреннего пространства традиционными элементами конкретно-исторического или собирательного характера. Интересно, что в качестве исторических моделей служат, как правило, архитектурно-интерьерные формы периодов Мин и Цин, когда в императорском Китае искусство декоративного оформления внешней и внутренней среды получило максимальное развитие.
Во втором варианте наблюдается иной подход к дизайнерской трактовке культурных традиций. Последние в виде отдельных элементов включаются в интерьеры, выполненные в основном в современном европейском стиле. Возможно, этот вариант в определенной мере визуально обозначает ту тенденцию, которая характерна для всей сегодняшней культурной жизни Китая, - гармоничное соединение достижений западной цивилизации и национальных традиций.
В заключение можно отметить, что интерьерный дизайн современного Китая представляет собой интересный для изучения образец творческой деятельности по сохранению и популяризации культурных традиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. Очерки. М.: Госстройиздат, 1959. 367 с.
2. Будко А.А. Роль и место геомантии в строительном деле традиционного Китая // Общество и государство в Китае. М.: Вост. лит-ра, 2000. С. 241-253.
3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Вост. лит-ра, 2001. 488 с.
4. Демиденко Ю. Интерьеры в России: традиции, мода, стиль. СПб.: Аврора, 2000. 421 с.
5. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура, 2004. 504 с.
6. Интерьер: иллюстрир. худож. слов. / ред. Т.С.Горбунова. СПб.: Литера, 2002. 224 с.
7. Кантор К. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996. 284 с.
8. Классический китайский интерьер / ред. Чжан Ши Мань. Пекин: Пекин. академия художеств, 1994. 385 с. Кит. яз.
9. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М.: Наука, 1984. 336 с.
10. Кучера С. Китайская археология. М.: Наука, 1977. 266 с.
11. Малявин В.В. Китай в 16-17 веках. Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 279 с.
12. Нефритовая Гуаньинь. Новеллы и повести эпохи Сун (Х-ХШ вв.). М.: Худ. лит-ра, 1972. 254 с.
13. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии 16-18 веков. М.: Изобразит. искусство, 1989. 299 с.
14. Основные термины дизайна: краткий справ.-слов. М.: ВНИИТЭ, 1988. 87 с.
15. Рудова М.Л. Символика в китайском искусстве по народным новогодним картинам «няньхуа» // Тр. Гос. Эрмитажа. Т. 10. Л.: Сов. художник, 1969. С. 249-266.
16. Стариков В.С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М.: Наука, 1967. 255 с.
17. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. 132 с.
18. Теоретические концепции зарубежного дизайна // Зарубеж. дизайн. М.: ВНИИТЭ, 1992. С. 1-122.
19. Удивительные истории нашего времени и древности / пер. с кит. М.: Худ. лит-ра, 1988. 477 с.
20. Чэнь Си. Цветовая символика в китайском языке // Вестн. МГУ. Сер. 9, Филология. 1992. № 1. С. 48-53.
21. Шимко В.Т. Дизайн как перспектива художественной организации общественного сознания // Архитектурная наука и образование / Моск. архит. ин-т. М.: Ладья, 2001. С. 16-21.
22. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1987. 526 с.
23. Chinese Traditional Architecture. N. Y: China House Gallery Press, 1984. 168 p.
24. Fang J.P. Symbols and Rebuses in Chinese Art: Figures, Bugs, Beasts and Flowers. Hong Kong: Ten Speed Press, 2004. 214 p.
25. Knapp J., Ronald G. China’s Traditional Rural Architecture: a Cultural Geography of the Common House. Honolulu: Univ. Hawaii Press, 1986. 221 p.
26. Modern Restaurants of Beijing. Shenyang: Liaoning Technology Press, 2004. 256 p.