Научная статья на тему 'Формирование чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культуры'

Формирование чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ПЕРВИЧНОЙ ВЗРОСЛОСТИ / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МЕХАНИЗМ "ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ" / СТИЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ / ЦЕЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ / FEELING OF PRIMARY MATURITY / CLASS IN PHYSICAL CULTURE / MECHANISM SELECTIVITY / STYLE MECHANISM / TARGET MECHANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Александр Дмитриевич, Григорьева Елена Львовна, Пахомова Елизавета Александровна, Василюк Наталия Николаевна

Рассмотрен процесс формирования чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культурой в школе и в системе дополнительного образования. Выявлены механизмы формирования первичной взрослости у юных спортсменов и представлены результаты их реализации педагогами по физической культуре в начальной школе и спортивными тренерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Александр Дмитриевич, Григорьева Елена Львовна, Пахомова Елизавета Александровна, Василюк Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMA TION OF FEELING OF PRIMARYMA TURITY A TPUPILS OF THE THIRD CLASS ON ZANYATIKH OF PHYSICAL CULTURE

The process of formation of a sense of primary adulthood among third-grade students in physical education classes at school and in the system of additional education is considered. The mechanisms of formation of primary adulthood in young athletes are revealed and the results of their implementation by teachers in physical culture in elementary school and sports trainers are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культуры»

УДК 796.011:373.31

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПЕРВИЧНОЙ ВЗРОСЛОСТИ У УЧЕНИКОВ ТРЕТЬЕГО КЛАССА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Д. Иванов, Е.Л. Григорьева, Е.А. Пахомова, Н.Н. Василюк

Рассмотрен процесс формирования чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культурой в школе и в системе дополнительного образования. Выявлены механизмы формирования первичной взрослости у юных спортсменов и представлены результаты их реализации педагогами по физической культуре в начальной школе и спортивными тренерами.

Ключевые слова: чувство первичной взрослости, занятия по физической культуре, механизм «избирательность», стилевой механизм, целевой механизм.

Как показал ряд исследований, чувство взрослости является новообразованием личности в разные периоды его жизни, в каждой из которой его возникновение сопровождается рядом признаков. Признаки взросления у младших школьников замечаются и родителями, и учениками при условии интеграции семейного и школьного воспитания, адекватно трактуются и реализуются в интересах образования ребенка. Этот процесс можно организовать и на базе физической активности ребенка [1]. В период кризиса трехлетнего возраста первичное взросление проявляется в автономизации отделения себя от мира [2].

Этот процесс естественным образом продолжается в школьном возрасте, когда ребенок чувствует себя уверенным в социальной роли ученика. Здесь признаком первичной взрослости является стремление к лидерству за счет своих успехов. Ребенок чувствует себя более самостоятельным в своей референтной группе, которая образовалось к третьему классу и становится более устойчивой, он чувствует уверенность в своих способностях и талантах, которые были многократно подтверждены в его учебной, творческой, проектной и спортивной деятельности. Все представленные признаки являются первичной платформой для формирования нового этапа взросления.

В некоторых источниках литературы дошкольный и младший школьный этапы взросления иногда называют ложной взрослостью или первичной взрослостью. С понятием первичной взрослости согласиться нельзя потому, что процесс ее формирования инициируется после кризиса трех лет, когда собственно и формируется первичная взрослость. С понятием ложной взрослости нельзя согласиться из-за того, что у ребенка в начальной школе формируется истинные качества жизни взрослого человека, а именно [3]:

- ребёнок организует свой режим дня по схеме, освоенной им за два предыдущих учебных года и привычной для него;

- ребёнок частично или полностью несёт ответственность за свою учебную деятельность - ее процесс и результаты;

- ребенок отвечает за выполнение домашних обязанностей;

- ребенок осознает права и обязанности в учебном коллективе в семье и дружеской группе как принципиально различные.

Таким образом, у третьеклассника так же, как у взрослого человека, формируется впервые поливалентность, многоплановость социальной жизни и образов «Я»: «Я» как ребенок, «Я» как ученик, «Я» как друг, «Я» как спортсмен и т. д.

Проблемой исследования стало противоречие между потребностью ученика третьего класса в проявлении первичной взрослости и недостаточностью ориентации образовательных технологий по физической культуре на реализацию этого процесса. Подобная проблема была отмечена и другими авторами [4, 5].

Целью работы является определить механизмы формирования чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культурой в школе и в системе дополнительного образования.

В третьем классе ребёнок, успешно прошедший стадию школьной адаптации, переходит на стадию индивидуализации своих способностей, склонностей, интересов. В этом возрасте источники целеполагания ребенка различаются, он может ставить цели овладения новыми видами деятельности, а также открывать для себя новые цели в привычном виде деятельности. Рассмотрим, как это происходит на примере физической культуры и спорта.

В первом классе ребенок становится учеником, для которого уроки физической культуры являются обязательными. Ведущая деятельность для него - учебная, слово учителя для него - закон, и на этой высокой эмоциональной ноте первоклассник начинает активно познавать свои спортивные способности, склонности, оценивать уровень развития физических качеств [6]. Уже в первом-втором классах, ознакомившись с основами разных видов спорта, ребенок начинает определяться, в какую спортивную секцию ему хотелось бы пойти, каким видом физической активности нравится ему заниматься.

Как правило, к третьему классу ребенок останавливается в своем выборе спортивной секции, однако выбор этот зачастую происходит на основании метода проб. Занимаясь любимым видом спорта и постепенно осваивая его, он уже не ставит целей перехода в другую спортивную секцию, овладение другим видом спорта, а ставит новые цели в освоенном до определенного уровня виде деятельности. Например, он будет ставить не только цель освоения двигательных действий в гимнастике, но и задачу по составлению из этих действий комбинаций, цели участия в соревнованиях определенного уровня, достижения новых побед. Такие стремления юного спортсмена обязательно приводят к формированию у него чувства

ответственности не только перед собой, но и перед другими, то есть к бинарному чувству ответственности, которое есть у взрослых людей.

Рассмотрим механизмы формирования чувства первичной взрослости у учеников начальной школы преимущественно у учащихся третьего и четвертого классов.

Первый механизм формирования взрослости в системе интеграции общего и дополнительного физкультурного образования это механизм «избирательность». Здесь ученик, выбрав определенный вид двигательной активности, который ему нравится выполнять, начинает увеличивать количество занятий. Это происходит за счет сокращения количества занятий другими видами деятельности и постепенно данный вид вытесняет другие из жизни ребенка.

Позднее ребенок расширяет пространство этих занятий, включая их в семейный и дружеский досуг. Он как бы проверяет применимость, пользу и радость от этого вида физкультурных занятий в различных социокультурных условиях. Например, ребёнку очень нравится спортивные и подвижные игры. Со временем, занимаясь ими во дворе, в детском оздоровительном лагере, на уроках, в спортивной секции, на курорте, он начинает понимать, чем именно они ему нравится. Среди стимулов к занятиям спортивными играми ученик третьего класса вполне может выделить:

- наличие большого коллектива единомышленников, иногда и разного возраста;

- наличие соревнований и возможности достижения победы;

- наличие условий для внезапного и непредсказуемого изменения ситуации на игровой площадке;

- понимание того, насколько он полезен команде и за счет каких качеств - скоростных, ловкостных, волевых.

Далее юный спортсмен, освоив этот вид двигательной активности на уроке, начинает инициировать занятие им в режиме семейного досуга. Когда родители спрашивают такого ребенка о виде активного отдыха, то он непременно ответит: «Давайте мы поиграем в бадминтон (баскетбол, волейбол иную спортивную игру»). Чаще всего, как показало исследование, ребенок в такой ситуации предлагает любимый вид двигательной активности.

Бывают ситуации, когда младшему школьнику в режиме школьных занятий по физической культуре некоторый вид двигательной активности нравится, а в режиме семейного досуга нет. Бывают обратные ситуации, когда ребёнку хотелось бы попробовать этот вид двигательной активности в другом коллективе, в новых условиях, вне школьного обучения. В этом случае ребенок может приносить во двор, в семейный досуг и обучать других участников интересным приемам, правилам игры. И, наконец, последняя стадия реализации этого механизма - включение ученика

третьего, четвертого классов в собственно спортивную деятельность, то есть его приход в спортивную секцию и закрепление там.

Второй механизм начинает свое действие в тот момент, когда ребё -нок устойчиво и обоснованно определил желаемый тип двигательной активности, а также форму физкультурно-спортивных занятий, которая в наибольшей степени отражает его структуру взрослости. Если он по типу взросления «наставник», то формой его занятий будет посещение спортив -ной секции в совокупности с активным досугом во дворе с друзьями, которые, априори, в меньшей степени знают об этом виде спорта. Если его тип взросления «исполнитель», то средой, где третьеклассник станет заниматься избранным видом спорта, будут уроки в школе, спортивная секция, а также активный семейный досуг, где он с удовольствием выполнит распоряжения старшего - учителя физической культуры, тренера, родителей. Если же ученик третьего класса имеет тип взросления «победитель», то занятия любимым видом спорта под руководством наставника спортивной секции, где он будет включен в соревновательную деятельность, станет главным делом его жизни на данный период.

С позиции педагогики такой процесс позволяет актуализировать и формировать индивидуальный стиль деятельности, поэтому данный механизм формирования чувства первичной взрослости у младшего школьника известен как «стилевой механизм». С точки зрения спортивной деятельности этот механизм заключается в выборе воспитанником спортивной секции игрового или иного спортивного амплуа. Совместно с тренером ребенок определяет, на какие дистанции он будет бегать или плавать с тем, чтобы достичь максимального успеха.

На основании представленного процесса происходит определение своего стиля спортивной деятельности при условии, что юный спортсмен уже некоторое время развивается в рамках избранного амплуа. Далее начинается достройка этого индивидуального стиля. Например, юный футболист, нашедший свое игровое амплуа в нападении примеривает на себя умения и качества, необходимые для эффективной реализации данной функции на поле. По результатам анализа становится понятно, что, допустим, сыгранность с партнерами у него удовлетворительная, меткость - отличная, а скорость имеет средний уровень развития. Тогда ребёнок начинает под руководством наставника и самостоятельно упражняться в большей степени именно в тех двигательных действиях, которые недостаточно выражены в рамках избранного амплуа.

Как только амплуа и стиль физкультурно-спортивной деятельности определены, необходимо вводить третий механизм формирования чувства взрослости в рамках спортивных занятий. Это механизм «обретения и актуализации спортивного таланта». На данном этапе происходит коррекция схемы двигательных действий с ориентацией на усредненный биомеханический эталон в сторону ориентации на индивидуальные возможности юного спортсмена.

Младший школьник под руководством тренера начинает понимать, почему и в какой форме он более способен овладеть и уже овладевает не обобщенными, а конкретными индивидуальными способами этой деятельности. Об этом этапе можно сказать словами профессора Д.Д. Донского, который говорил, что «... каждый выдающийся спортсмен есть энциклопедия нарушений биомеханической модели двигательной деятельности». Настолько уникальной, индивидуальной, неправильной с точки зрения общепринятых образцов является биомеханическая картина выполнения того или иного действия именно у выдающихся спортсменов.

Когда происходит обретение юным спортсменом своего таланта, приходит время открывать потенциал взросления через «механизм устремленности к победе». Тренер, поняв, что ребенку недостаточно уже просто заниматься любимым видом спорта и чувствовать в самом себе позитивные изменения от спортивной деятельности, выставляет его на соревнования. Стимулами к формированию взрослости у младшего школьника по данному механизму является то, что ему, во-первых, важно показать эти изменения всем, а спорт для этого подходит как нельзя лучше. Когда человек тренируется и у него что-то получается, он имеет право и возможность не показывать результаты этой деятельности. Но как только эта деятельность становится успешнее, он выходит на спортивную арену и выступает на соревнованиях и в показательных выступлениях.

Во-вторых, спорт предоставляет возможность выбрать тот уровень состязаний, где человек может быть успешным. На основании самоанализа юный спортсмен уже в начальной школе понимает на какого уровня победу в состязаниях он может сейчас рассчитывать.

Исходя из этого, совместно с тренером-наставником, юный спортсмен осознает необходимый для его уровень притязаний на основании адекватной качественной самооценки. Тогда у ребенка возникает лестница целей. Для начала воспитанник секции, конечно, представляет себе ту высокую яркую цель вроде участия в будущем в Олимпийских играх, которая ведёт его от успеха к успеху. На фоне данной сверхцели, он ставит перед собой и ситуационные цели, которые являются ступенями к этой самой вершине мастерства. Естественно, не каждый воспитанник секции сможет достичь такой высокой мечты, но хотеть этого каждый из них обязан.

Как показало наше исследование, когда спортивный тренер, учитель физической культуры стараются реализовать эти механизмы среди своих воспитанников - учеников 3-4-х классов, то в течение этих лет, ребёнок в состоянии определиться с арсеналом видов спорта, к которым имеет склонности и способности; он поймет, какие двигательные действия конституируют данный вид спорта. На основании приведенных механизмов младший школьник приобретает двигательный базис, который сможет стать основой его активной жизненной позиции и здоровья, залогом спортивных побед и высокого социального статуса. При условии

успешной реализации деятельности спортивного тренера по формированию у воспитанника чувства первичной взрослости уже в конце обучения воспитанников в третьем классе школы происходит стабилизация и сохранение контингента спортивных секций и дети остаются именно в той спортивной секции, которую они избрали.

Список литературы

1. Григорьева Е.Л., Бойцова О.Л. Проблемы интеграции учителем семейного и школьного физического воспитания младших школьников // Культура физическая и здоровье. 2015. № 1(52). С. 75-78.

2. Косов Б.Б. О закономерностях развития личности // Психология как система направлений // Ежегодник Российского психологического общества. 2002. Т. 9. Вып. 2. С. 231-233.

3. Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения: сб. статей. М.: Изд-во «Наука», 1976. С. 5-28.

4. Реутова О.В., Замашкина А.Е., Копылова Е.А. Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях как средство преодоления школьной дезадаптации // Антропные образова-тельные технологии в сфере физической культуры: сб. статей материалов II Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. С. 60-65.

5. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. 86 с.

6. Аниденкова М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3611 (дата обращения: 12.03.2019).

Иванов Александр Дмитриевич, студент, ivanovadasl.mininuniver.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель, gvelnn@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Пахомова Елизавета Александровна, канд. ист. наук, доц., pahomova-e@,inbox.ru. Россия, Нижний Новгород, Волжский государственный университет водного транспорта,

Василюк Наталия Николаевна, преподаватель, gorbyshkalayandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

FORMA TION OF FEELING OF PRIMARY MA TURITY A T PUPILS OF THE THIRD CLASS ON ZANYATIKH OF PHYSICAL CULTURE

A.D. Ivanov, E.L. Grigoryeva, E.A. Pakhomova, N.N. Vasilyuk

The process of formation of a sense of primary adulthood among third-grade students in physical education classes at school and in the system of additional education is considered. The mechanisms of formation of primary adulthood in young athletes are revealed and the results of their implementation by teachers in physical culture in elementary school and sports trainers are presented.

Key words: feeling of primary maturity, class in physical culture, mechanism selectivity, style mechanism, target mechanism.

Ivanov Alexander Dmitrievich, student, ivanovad@,st.mininuniver.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Grigo^eva Elena Lvovna, senior teacher, gvelnn@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Pakhomova Elizabeth Aleksandrovna, candidate of historical sciences, associate professor, pahomova-eainbox.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Volga State University of Water Transport,

Vasilyuk Natalia Nikolaevna, teacher, gorbyshka1@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky

Reference

1. Grigor'eva E.L., Bojcova O.L. Problemy integracii uchitelem semejnogo i shkol'nogo fizicheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2015. № 1(52). S. 75-78.

2. Kosov B.B. O zakonomernostyah razvitiya lichnosti // Psihologiya kak sistema napravlenij // Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshchestva. 2002. T. 9. Vyp. 2. S. 231-233.

3. Shorohova E.V. Social'naya determinaciya povedeniya // Psihologicheskie problemy social'noj regulyacii povedeniya: sb. statej. M.: Izd-vo «Nauka», 1976. S. 5-28.

4. Reutova O.V., Zamashkina A.E., Kopylova E.A. Tekhnologii fizicheskogo vospitaniya v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah kak sredstvo preodoleniya shkol'noj dezadaptacii // Antropnye obrazovatel'nye tekhnologii v sfere fizicheskoj kul'tury: sb. statej materialov II Vseros. nauch.-prakt. konf.: v 2-h t. N.Novgorod: Mininskij universitet, 2016. S. 60-65.

5. Almazov B.N. Psihologicheskaya sredovaya dezadaptaciya nesovershennoletnih. Sverdlovsk, 1986. 86 s.

6. Anidenkova M.M. Osobennosti adaptacii detej k usloviyam shkol'noj sredy // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. № 7. [Elektronnyj resurs]. URL: http://human. snauka.ru/2013/07/3611 (data obrashcheniya: 12.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.