Научная статья на тему 'Формирование читательской стратегии в процессе реализации системно-деятельностного подхода на занятиях элективных курсов в предпрофильных гуманитарных классах'

Формирование читательской стратегии в процессе реализации системно-деятельностного подхода на занятиях элективных курсов в предпрофильных гуманитарных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ / STUDENTS OF PRE-PROFILE CLASSES / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ / READER STRATEGY / ПЕДАГОГ-ФИЛОЛОГ / СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ / WAYS OF THINKING / ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / PERCEPTION OF A WORK OF ART / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / READER AND AUTHOR''S CONCEPT / TEACHER-PHILOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голомарева Юлия Юрьевна

В статье актуализируется проблема формирования читательской стратегии обучающихся предпрофильных гуманитарных классов в рамках занятий элективных курсов. Автор обосновывает важность данной проблематики, исходя из концептов образовательной деятельности педагога-филолога в предпрофильных гуманитарных классах в контексте подготовки обучающихся к осознанному выбору будущей профессии на начальных этапах профессиональной самореализации. В статье представлен анализ степени научной разработанности исследуемого направления и освещены основные тенденции и подходы к классификации читательских стратегий, уточнению и обоснованию понятия «читательская стратегия», а также его сущностных характеристик и компонентов. Автором показана тесная взаимосвязь формирования читательской стратегии обучающихся со способами их мыслительной деятельности в процессе изучения художественного произведения или произведений иной стилистической направленности. В статье представлен анализ способов мышления, необходимых для сформированности различных видов читательских стратегий. Автором показана значимость формирования более продуктивных читательских стратегий: аналитической и высокоэффективной синтетической, отражающей соответствующие читательские парадигмы, для обучающихся в предпрофильных гуманитарных классах. Выявлены особенности данных читательских стратегий и определена их образовательная ценность в процессе реализации системно-деятельностного подхода в рамках занятий элективных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE READING STRATEGY IN THE PROCESS OF REALIZING THE SYSTEM-ACTIVE APPROACH AT THE ACTIVITIES OF ELECTIVE COURSES IN PRE-PROFILE HUMANITARIAN CLASSES

The article actualizes the problem of forming the reader's strategy of students of pre-profile humanitarian classes within the framework of elective courses. The author substantiates the importance of this problem, proceeding from the concepts of the educational activity of the teacher-philologist in the pre-specialized humanitarian classes in the context of preparing the students for the conscious choice of the future profession at the initial stages of professional self-realization. The article presents an analysis of the degree of scientific development of the research direction and highlights main trends and approaches to the classification of reader strategies, clarification and substantiation of the concept of "reader strategy", as well as its essential characteristics and components. The author shows a close relationship between the formation of the reading strategy of students with the methods of their thinking activity in the process of studying a work of art or works of a different stylistic orientation. The article presents an analysis of the ways of thinking necessary for the formation of various types of reader strategies. The author shows the importance of the formation of more productive reading strategies: analytical and highly effective synthetic, reflecting relevant reader paradigms, for students in pre-professional humanitarian classes. The features of these reading strategies are revealed and their educational value is determined in the process of implementing the system-activity approach within the framework of the classes of elective courses.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской стратегии в процессе реализации системно-деятельностного подхода на занятиях элективных курсов в предпрофильных гуманитарных классах»

Golomareva Juliya Yurievna FORMATION OF THE READING ..

pedagogical sciences

УДК 372.882

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ СТРАТЕГИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССАХ

© 2018

Голомарева Юлия Юрьевна, аспирант

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677008, Россия, Якутск, Каландаришвили 40/8, квартира 10, [email protected])

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования читательской стратегии обучающихся предпро-фильных гуманитарных классов в рамках занятий элективных курсов. Автор обосновывает важность данной проблематики, исходя из концептов образовательной деятельности педагога-филолога в предпрофильных гуманитарных классах в контексте подготовки обучающихся к осознанному выбору будущей профессии на начальных этапах профессиональной самореализации. В статье представлен анализ степени научной разработанности исследуемого направления и освещены основные тенденции и подходы к классификации читательских стратегий, уточнению и обоснованию понятия «читательская стратегия», а также его сущностных характеристик и компонентов. Автором показана тесная взаимосвязь формирования читательской стратегии обучающихся со способами их мыслительной деятельности в процессе изучения художественного произведения или произведений иной стилистической направленности. В статье представлен анализ способов мышления, необходимых для сформированности различных видов читательских стратегий. Автором показана значимость формирования более продуктивных читательских стратегий: аналитической и высокоэффективной синтетической, отражающей соответствующие читательские парадигмы, для обучающихся в предпрофильных гуманитарных классах. Выявлены особенности данных читательских стратегий и определена их образовательная ценность в процессе реализации системно-деятельностного подхода в рамках занятий элективных курсов.

Ключевые слова: обучающиеся предпрофильных классов, читательская стратегия, педагог-филолог, способы мышления, восприятие художественного произведения, читательская и авторская концепция.

FORMATION OF THE READING STRATEGY IN THE PROCESS OF REALIZING THE SYSTEM-ACTIVE APPROACH AT THE ACTIVITIES OF ELECTIVE COURSES IN PRE-PROFILE HUMANITARIAN CLASSES

© 2018

Golomareva Juliya Yurievna, post-graduate student

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (677008, Russia, Yakutsk, Kalandarishvili 40/8 apartment 10, [email protected])

Abstract. The article actualizes the problem of forming the reader's strategy of students of pre-profile humanitarian classes within the framework of elective courses. The author substantiates the importance of this problem, proceeding from the concepts of the educational activity of the teacher-philologist in the pre-specialized humanitarian classes in the context of preparing the students for the conscious choice of the future profession at the initial stages of professional self-realization. The article presents an analysis of the degree of scientific development of the research direction and highlights main trends and approaches to the classification of reader strategies, clarification and substantiation of the concept of "reader strategy", as well as its essential characteristics and components. The author shows a close relationship between the formation of the reading strategy of students with the methods of their thinking activity in the process of studying a work of art or works of a different stylistic orientation. The article presents an analysis of the ways of thinking necessary for the formation of various types of reader strategies. The author shows the importance of the formation of more productive reading strategies: analytical and highly effective synthetic, reflecting relevant reader paradigms, for students in pre-professional humanitarian classes. The features of these reading strategies are revealed and their educational value is determined in the process of implementing the system-activity approach within the framework of the classes of elective courses.

Keywords: students of pre-profile classes, reader strategy, teacher-philologist, ways of thinking, perception of a work of art, reader and author's concept.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из основных направлений образовательной деятельности педагога-филолога в предпрофильных гуманитарных классах является подготовка обучающихся к результативному осознанному выбору будущей профессии, предполагающему формирование необходимых компетенций уже на данном, начальном этапе профессионального самоопределения. В данном контексте особую значимость приобретает формирование читательской стратегии слушателей элективных курсов в предпро-фильных гуманитарных классах.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы. Проблематика формирования и совершенствования читательской стратегии достаточно разнообразно представлена в области научных исследований.

Так, формирование читательской стратегии через развитие восприятия в рамках освоения художественных концептов рассмотрено в работах Л. И. Коноваловой (Л. И. Коновалова [1]). Оформление эмотивной стратегии в процессе изучения поэтических произведений и реализация данной стратегии в системе «Автор-читатель» подробно изучено и представлено в трудах С. В. Колядко (С. В. Колядко [2]). Развитию чувства и глубинного вос-

приятия в процессе чтения посвящены исследования Ф. Рольфа (Ф. Рольф [3]).

Говоря о формировании читательской стратегии обучающихся гуманитарных классов, необходимо учитывать, что одной из главнейших задач становится сопровождение школьника в формировании умения самостоятельно вступать в диалогический дискурс с автором и его произведением.

Формирование целей статьи. Таким образом, предусмотренная новой образовательной парадигмой необходимость формирования культурообразующей образовательной среды в сочетании с тенденциями эффективности профессионального самоопределения обучающихся предпрофильных гуманитарных классов определили цель статьи, заключающуюся в выявлении и систематизации аспектов формирования читательской стратегии на занятиях соответствующих элективных курсов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Еще до недавнего времени традиционный подход в обучении предполагал ведущую роль педагога в формировании у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков. В таких условиях читательская стратегия школьников оформлялась с позиций взглядов педагога,

76

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Голомарева Юлия Юрьевна ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ...

предполагая своеобразную проекцию концепции педагога на собственный мыслительный синтез, продуцируя тем самым так называемые эмотивно-коннотативные смыслы восприятия художественного произведения на основе уже существующей оценки и ассоциаций соответствующих образов, явлений и действий [4].

При таком подходе синтез собственного нового знания в контексте взаимодействия с автором и его произведением был представлен монологической формой общения и приобретения уже готового знания, порой лишенного проявления в отношении произведения собственного эмотивного плана восприятия [5, с. 93; 6].

В настоящее время смена образовательной парадигмы затребовала кардинальных преобразований, связанных со сменой подходов к обучению. Так был намечен переход от традиционного подхода в отношении обучающихся к системно-деятельностному, который предполагает наличие диалога между педагогом и обучающимися, равноправного дискурса, в основе которого лежит сотрудничество, совместная деятельность учителя и ученика, а также синтез обучающимися нового знания посредством осуществления творческой практической деятельности.

Такая деятельность, реализуема в рамках системно-деятельностного подхода является необходимой в связи с внедрением в процесс обучения инновационных форм и методов работы.

Таким образом, системно-деятельностный подход предопределяет реализацию новых методологических путей в образовательном процессе предпрофильных гуманитарных классов и предвосхищает введение такого понятия как «читательская стратегия» [7].

Понятие «читательская стратегия» как феномен, который отражает специфику восприятия текста и конструктивного анализа его содержания, чем способствует проявлению специфических способностей читающего и уровня проявления его читательской компетенции, было впервые рассмотрено в рамках психолингвистики К. Гудманом и П. Колерсом. На основе концепции определенного способа восприятия текстовой информации, ее осмысления и дальнейшего использования в определенных целях и для определенных результатов, читательская стратегия была рассмотрена в качестве коррелята между информацией и познанием читателя. Такая взаимозависимость предопределяла наличие личностного выбора читателя, его собственное видение, обусловленное знанием и опытом. Данные знания и опыт в конечном итоге и определяли специфику читательской стратегии [8].

Обобщенный опыт конкретизации понятия «читательская стратегия» позволил соотносить его с набором определенных целенаправленных действий, осознанно используемых в работе с художественным или иным текстом, что сопровождается организацией непосредственной работы с текстовой информацией [9-15].

В этом контексте формирование читательской стратегии, основанных, к примеру, на критерии использования наглядности, на уроках литературы в контексте реализации системно-деятельностного подхода было классифицировано и представлено в качестве следующих групп:

-читательские стратегии, предполагающие использование различных форм компрессии (в частности, исследователь выделяет в данной группе стратегии, предполагающие заполнение таблиц);

-читательские стратегии, предполагающие использование более емких приемов визуализации.

Отдельно следует выделить формирование читательской стратегии на основе технологии развития критического мышления, которая предполагает наличие у читателя совершенно нового типа мышления - критического, предусмотренного контекстом новой образовательной парадигмы и наличием у читателя практического опыта творческой самоактуализации в процессе синтеза ново-

го знания.

Таким образом, видим, что специфика психических процессов (мышления и восприятия) и их совершенствование в формировании читательской стратегии становится основным опорным моментом удовлетворяющим условиям новой профессионально ориентированной образовательной среды.

Однако, выбор дальнейшего профессионального пути гуманитария на предпрофильном этапе зависит уже от более глубокого осмысления как собственной идентификации во время работы с художественным текстом или текстом иной стилевой направленности, так и спецификой формирования особой читательской стратегии, отражающей уже степень взаимодействия между сознанием персонажа и сознанием читателя. Это говорит о том, что на этапе предпрофильной подготовки обучающихся гуманитарных классов формирование читательской стратегии в рамках системно-деятельностного подхода должно отражать характер проекций действительности, данной в художественном произведении на внутренний мир читателя, который на начальном этапе профессионального самоопределения развивается и обогащается в равноправной сотруднической деятельности педагога и обучающихся и носит характер аккумуляции личностного творческого опыта для достижения определенных образовательных целей.

В таких условиях образовательной среды необходимо уже говорить о новых типах читательских стратегий и условиях их формирования.

Так, например, одним их продуктивных путей формирования читательской стратегии, основанной на императивах системно-деятельностного подхода, является стратегия моделируемой критической мыслительной деятельности в процессе работы с художественным текстом. Данная стратегия отражает способность читателя применить различные способы восприятия и анализа текста произведения, впоследствии соединив их в одну читательскую концепцию:

-способ мышления на основе фактов с отсутствием субъективной позиции; данный способ мышление предполагает восприятие текста произведения без проявления возникающих эмоций, что формирует личностную концепцию общего конструктивного впечатления читателя;

-способ мышления, основанный на заранее моделируемой положительной основе воспринимаемого контента, при котором читатель способен выявить положительные моменты произведения, аргументировать их, опираясь уже на собственный опыт, опосредованный эмоционально-регулятивной функцией восприятия;

-способ мышления, основанный на выявлении проблем и связанных с ними последствий; данный способ мышления также предполагает апеллирование к аргументирующей функции воспринимающего и затрагивает проекции действительности произведения на внутренний мир читателя и переживаемый (пережитый) им негативный опыт;

-способ мышления, основанный на эмоциональной сугубо личной оценке читателем воспринимаемой информацией; данный способ мышления также предполагает анализ читателем собственной эмоциональной динамики, проявляющейся в процессе чтения.

Способность обучающихся к оперированию данными способами мышления в процессе работы с художественным произведением говорит о сформированности у них синтетической стратегии восприятия содержания произведения, характеризующейся рамками субъективного суждения «от себя» и относящегося к типу суггестивной читательской парадигмы [16].

Однако, это является недостаточным для обучающихся предпрофильных гуманитарных классов и требует формирования более эффективного способа мышления, что входит в задачи занятий элективных курсов для данной категории обучающихся. Занятия элективных

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

77

Golomareva Juliya Yurievna pedagogical

FORMATION OF THE READING ... sciences

курсов направлены на формирование уже более продуктивного способа мышления, рассуждающего с позиций не только субъективного восприятия, но и с позиций авторской концепции замысла произведения. Способность обучающихся соединить все способы мышления и обобщить проекции на собственный внутренний мир при умении сформулировать определенные выводы и выявить повороты мысли автора, выраженные, например, различными способами, составляющими логико-синтаксическую сетку и структурно-смысловое единство, а также осуществить более глубокую более глубокую оценку текста на основе эмотивного плана, говорит уже о сформированности у обучающихся аналитической стратегии смыслового восприятия и соответствующей читательской стратегии, позволяющей формировать так называемую гибридную проекцию текста «от автора-от себя» [17].

И, наконец, способность обучающихся продуцировать способ мышления, основанный на интуитивном восприятии внутреннего мира образов произведения, их связей и отношений, а также проявление способности предвосхитить реальный и переигранный сюжет произведения, размышляя о возможных тенденциях развития авторской линии, говорит о сформированности высокоэффективной синтетической стратегии, которая позволяет не только синтезировать новое знание, но и осуществить поиск новых граней изучаемого произведения. Это говорит о способности обучающихся предпро-фильных гуманитарных классов осуществить специфическое объединение внутреннего мира персонажа и собственного сознания под одним так называемым «общим знаменателем», что в последствии позволяет читателю интерпретировать даже незнакомый художественный текст в рамках авторской позиции и стратегии смыслового восприятия «от автора».

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоги статьи, считаем необходимым еще раз отметить, что в рамках занятий элективных курсов предпрофильных гуманитарных классов, пути формирования читательской стратегии обучающихся могут быть применены подобным образом, от простой к сложной, от отдельно взятой до суммарной синтетической и, в итоге, к высокоэффективной и продуктивной, позволяющей решать основные цели литературного образования, заключающиеся в формировании и развитии читательского восприятия феноменов литературы с точки зрения явлений искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коновалова, Л. И. Развитие восприятия читателя через освоение художественных концептов / Л. И. Коновалова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2012. - № 6. - С. 30-32.

2. Колядко, С. В. «Автор - читатель»: эмотивные стратегии поэтического произведения (на материале белорусской поэзии Максима Танка и Евгении Янищиц) / С. В. Колядко // Славянский альманах - 2016. - № 1-2.

- С. 263-280.

3. Рольф, Ф. Instances of the recipients and of the reading / Ф. Рольф // Новый филологический вестник. - 2016.

- № 1 (36). - С. 10-21.

4. Ленько, Г. Н. Анализ категории эмотивности и смежных с нею понятий / Г. Н. Ленько // Вестник Ленинградского государственного университета им.

A. С. Пушкина. - 2015. - № 1. - С. 84-91.

5. Коростова, С. В. Эмотивность в диалоге и эмо-тивный диалог в русском художественном тексте / С.

B. Коростова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 4. - С. 92-97.

6. Приходовская, Е. А. Эмотивный план - первичный сюжет монооперы / Е. А Приходовская // 78

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2017. - № 26. - С. 111-125.

7. Сафонова, О. Н. Читательские стратегии на уроке литературы [Электронный ресурс] / О. Н. Сафонова. -Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/nauchnaya_ statya_na_temu_quotchitatelskie_strategii_na_

8. Ракова, О. А. Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и русского языка как основа воспитания читателя в рамках культуросозидающей модели образования / О. А. Ракова. - Радужный, 2015. - 33 с.

9. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма: Лекция 8. Учеб. стратегии развития письменной речи / И. Загашев // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». - М., 2004. - 16-31 декабря (№ 24). - С. 52-56.

10. Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) / Н. Н. Сметанникова. - М., 2005. - 512 с.

11. Асаева А.М., Климова Е.В. Развитие информационной компетенции студентов в ходе обучения библиографическому поиску // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 13-15.

12. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. Формирование читательской компетенции подростков как актуальная задача современной методической науки // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 266-270.

13. Гудкова С.А., Яницкий А.И. Особенности формирования навыков работы с иноязычными текстами у студентов неязыковых профилей подготовки // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 7-10.

14. Дзусова Б.Т., Хамикоева Л.А. Работа над лексическим значением слов как разновидность словарной работы на уроках осетинского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 16-18.

15. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. К вопросу об эффективных условиях формирования компетентного читателя // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 139-144.

16. Аксенова, Г. Н. Художественный текст специальной тематики, его мотивационная, коммуникативная и профессиональная значимость / Г. Н. Аксенова, Н. Е. Кожухова // Актуальные проблемы обучения русскому и белорусскому языкам в медицинском вузе: Сб. ст. под ред. В. В. Белого. - Минск, 2009. - С. 61-64.

17. Калинина, В. Д. Учебный дискурс в речевой про-цессуальности учебной коммуникации: психолингвистическая модель: Дисс. ...канд. филолог. наук / В. Д. Калинина. - Ульяновск, 2002. - 162 с.

Статья поступила в редакцию 09.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.