Научная статья на тему 'О подходах к определению понятия «Читательская культура»'

О подходах к определению понятия «Читательская культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6332
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE / READING / READING CULTURE / CULTURE OF READING / READING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чушкина С.Е.

На основании анализа научных работ гуманитарной сферы выявлены подходы к определению понятия «читательская культура». Источниковедческую базу составили публикации, посвященные библиотековедческим, книговедческим, педагогическим, филологическим, культурологическим аспектам читательской культуры. Выявлены основные элементы данного термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPROACHES TO THE DEFINITION “READING CULTURE”

On the basis of the analysis of scientific works in the humanitarian sphere, the approaches to the definition of “reading culture” were identified. The source materials for the study were the publications devoted to librarianship, bibliographic, pedagogical, philological and cultural aspects of reading culture. The main elements of the term were detified. At present, there is a tendency of identification of the term “reading culture” with the term “culture of reading”. In our opinion, the concept of “reading culture” is wider, diverse, and voluminous than the culture of reading. It describes the culture of the reader, which appears in his interest, the level of extensive reading, in relation to the book of her savings, distribution. Culture of reading is part of the reading culture, its kernel, as it covers the actual process of reading. Between these notions, there is a dialectical unity, mutual influence (common stock of knowledge influences on the perception of literary texts, and perception, learning information and new ways of reading enrich the reader's reading culture). We take into consideration that the boundaries between these terms somewhat arbitrary, but we distinguish the notion of the reading culture in order to develop its in-depth research.

Текст научной работы на тему «О подходах к определению понятия «Читательская культура»»

УДК 008

О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА»

© С. Е. Чушкина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел./факс: +7 (347) 272 58 05.

Email: svetaaaafr@gmail.com

На основании анализа научных работ гуманитарной сферы выявлены подходы к определению понятия «читательская культура». Источниковедческую базу составили публикации, посвященные библиотековедческим, книговедческим, педагогическим, филологическим, культурологическим аспектам читательской культуры. Выявлены основные элементы данного термина.

Ключевые слова: культура, чтение, читательская культура, культура чтения, читательская деятельность.

Рассматривая понятие «читательская культура», обратимся к исследованиям библиотековедов. Проанализировав работы Т. Г. Галактионовой, В. Н. Зборовской, Ю. П. Мелентьевой, С. Н. Плотникова, Н. В. Пономаревой, Н. А. Рубакина, Ю. Н. Столярова, С. А. Трубникова, О. С. Чубарьяна, можно сделать вывод о том, что в них наблюдается тенденция отождествления термина «читательская культура» с термином «культура чтения». В одном из первых исследований Н. В. Пономоревой «Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества» (1984) автор указывает, что термин «читательская культура» в библиотековедческой литературе употребляется как идентичный культуре чтения. В данной работе под «читательской культурой» Н. В. Пономорева понимает культуру юного читателя, включаеющую культуру выбора книги для чтения, культуру чтения и освоения всего прочитанного, культуру общения по поводу чтения [1]. Но что при этом понимается под собственно культурой Н. В. Пономо-рева не пишет.

Основные характеристики читательской культуры рассматриваются в целом ряде работ. Так, «Словарь библиотечных терминов» определяет ее как комплекс навыков работы с книгой, включающий:

• осознание выбора тематики чтения;

• ориентировку в источниках, в первую очередь в системе библиографических пособий и библиотечных каталогов;

• системность и последовательность чтения;

• умение ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого восприятия прочитанного;

• умение использовать и применять на практике полученную из литературы информацию;

• технические приемы, обеспечивающие закрепление и использование прочитанного (выписки, конспект, организация картотек и пр.).

С. А. Трубников выделяет три тесно связанные стороны (части или фазы) «культуры чтения»: пред-коммуникативную (сфера выбора), коммуникативную (сфера восприятия) и посткоммуникативную (сфера оценки). Таким образом, культура чтения, по мнению автора, состоит из трех взаимосвязанных частей: культуры выбора, культуры восприятия и культуры освоения. Культура восприятия характеризуется С. А. Трубниковым тремя группами взаимосвязанных показателей: целостностью восприятия; гибкостью восприятия, его соответствием объективным качествам воспринимаемого произведения печати; активностью в осмыслении воспринимаемого текста и адекватностью постижения заключенных в сообщении обобщений. Культура освоения и использования воспринятой информации связана с развитием посткоммуникативной фазы осмысления произведения в целом и выражается, прежде всего, в оценке произведения. Характер и

направленность оценок, считает С. А. Трубников, гораздо более важный показатель культуры чтения, чем, например, характер и направленность выбора книг для чтения.

По мнению автора, читательская культура представляет акт коммуникации между коммуникантом и реципиентом. Экспансия экранной культуры приводит к изменениям в каждой из выделенных фаз чтения. Пред-коммуникативная фаза - выбор литературного произведения - зависит от ряда факторов, читательских предпочтений в семье, школьной программы, общественного мнения, большую роль играет реклама и мода на чтение. Согласно статистике, самыми модными продаваемыми книгами в традиционной и электронной форме в России и мире является трилогия Э. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее», «Пятьдесят оттенков свободы»; Дэна Брауна «Инферно»; Макса Фрайя «Слишком много кошмаров» [2]. На коммуникативную фазу, сферу восприятия влияют такие характерные черты современной культуры, как мозаичность восприятия информации, гипертекстуальность, клиповость мышления. Все большую роль играет скорость прочтения и получения информации.

Посткоммуникативная фаза - сфера оценки, осмысление произведения оказывается в серьезной зависимости от господствующей системы ценностей и понимания читателям изменений, происходящих в обществе, критического отношение к «красивым» стереотипам: красивой жизни, путешествиям, большим деньгам, веры в магию и колдовство. Об этом свидетельствует большое количество информационных ресурсов, посвященных произведению (блоги, чаты, фанфики, комментарии психологов). Мы разделяем позицию автора, заключающуюся в том, что сфера оценки является наиболее важной, поскольку именно на этом этапе читатель выстраивает свою систему ценностного осмысления прочитанного произведения и сопоставляет ее с развитием общества.

С. Н. Плотников, авторитетный отечественный социолог чтения, выделил основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего (Homo legens) от нечитающего. Они проявляются в том, что активно читающие люди:

1) способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;

2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение;

3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;

4) точнее формулируют и свободнее пишут;

5) легче вступают в контакты и приятны в общении;

6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности людей. Чтение в диалоговом режиме с самим собой есть высшая форма самопознания.

Однако все эти процессы возможны лишь в определенных социальных условиях. Поэтому чтение еще и очень чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества, и, прежде всего, его отношения к культуре. Функционирование чтения в культуре С. Н. Плотников сравнивал с драматургией: в нем проявляется вся духовная жизнь общества. И наоборот, общественные процессы многообразно влияют на читательское поведение и читательскую культуру. Для С. Н. Плотникова «чтение - это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими» [3, с. 46-48].

Мы согласны с автором в том, что читающий человек обладает более развитыми качествами, нежели человек не читающий. Главным вопросом для нас является то, что он читает и как оценивает и интерпретирует читаемый текст. Насколько серьезно относится к тем или иным вещам. Беллетристика это или более серьезный жанр. При гармоничном формировании и развитии читательской культуры личность обретает способность понимать себя в мире и смысл своего существования. Чтение являясь формой самопознания.

Позиция Ю. Н. Столярова схожа с описанной выше позицией, он характеризует культуру чтения как распространенность, активность чтения, выбор достойных объектов чтения, творческое восприятие текста, бережное отношение к книге как к сплаву духовной и материальной ценности [4, с. 140].

В. Н. Зборовская в диссертационном исследовании «Формирование культуры чтения в общедоступных библиотеках» рассматривает культуру чтения с точки зрения культурологических концепций, а именно с позиции деятельностного подхода к культуре чтения - действий, производимых читателем с целью удовлетворения информационных потребностей, и выражающихся в читательском поведении [5, с. 20]. С точки зрения аксиологической концепции, культура чтения характеризуется отношением личности к чтению как важнейшей духовной ценности; совокупностью умений и навыков выделять конкретные информационные проблемы и решать их. Одной из важнейших функций культуры чтения является установление системы ценностей читающей личности и определяющие их критерии [6, с. 21]. Таким образом, В. Н. Зборовская определяет культуру чтения как форму проявления интеллектуальной культуры и как способ реализации информационной культуры личности.

С точки зрения информологии и коммуникативной концепции Н. А. Следневой, культура чтения представляет собой совокупность способов работы пользователей библиотеки с «суверенными инфокван-тами», извлечение и переработку необходимой информации и создания на ее основе собственной семиотической системы [6, с. 21].

На наш взгляд, читательская культура включает компоненты, необходимые не только для осуществления, механического поиска информационных ресурсов в библиотеках, архивах или сети Интернет, но и для оценки качества, достоверности, этой информации благодаря высокой степени понимания процессов, происходящих в обществе.

Ю. П. Мелентьева расценивает оценку чтения как общемировое явление, не меньшее по масштабу, чем письменность или литература. Чтение по уровню присутствия творческой энергии, по мнению Ю. П. Ме-лентьевой, мало уступает творческим профессиям (писатель, художник, скульптор и др.). Автор указывает на то, что термин «культура чтения» существует в своем полном значении только в русском языке. Так, например, в английском языке есть термины reading habits (навыки чтения), reading knowledge, reading skills (умение читать), reading taste (вкус к чтению).

Т. Г. Галактионова определяет понятие «культура чтения» как определенное пространство, как целостную среду, порожденную феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности [7, с. 53]. По мнению автора, понятие «читательская культура» включает в себя освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, информационном самообеспечении, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет и др. [6, с. 107].

Культура чтения может рассматриваться как некий элемент стабильности традиционной культуры в преемственности поколений, что является необходимым условием эволюционного развития общества. Кроме того, жизнеспособность чтения будет обусловлена степенью его открытости к социокультурным реалиям современного общества. «Человек, владеющий культурой чтения, должен понимать значение книги в жизни народа, ее место среди других видов массовой информации, уметь обращаться с книгами, пользоваться библиотеками, самостоятельно выбирать книги, у каждого человека должно быть воспитана, любовь к чтению, радость приобщения к творчеству писателя, принципы оценки художественной и научной книги.

На наш взгляд, понятие «читательская культура» является более широким, разноплановым, объемным, чем культура чтения. Оно характеризует культуру читателя, которая проявляется в его интересах, уровне начитанности, в отношении к книге ее сбережении, распространении. Культура чтения является частью читательской культуры, ее ядром, так как охватывает процесс собственно чтения. Между этими понятиями существует диалектическое единство, взаимовлияние (общий запас знаний оказывает влияние на восприятие литературных текстов, а восприятие, усвоение информации и новые способы чтения обогащают читательскую культуру). Мы учитываем, что грани между этими понятиями несколько условны, однако мы выделяем понятие «читательская культура» в целях ее углубленной научной разработки.

Проблема развития читательской культуры учащихся - одна из актуальных тем педагогики как в прошлом, так и в настоящем. Наибольшее отражение проблема находит в педагогических исследованиях начала XXI в.: в работах Л. А. Гаппоевой, Е. В. Откидач, Н. Н. Светловской, О. В. Чиндиловой, И. В. Шулер.

Одно из первых определений понятия «читательская культуры» мы встречаем в работе Н. Н. Светлов-

ской [7, с. 71]. Под этим термином автор понимает единую систему отличающих читателя знаний, умений привычек, потребностей взглядов, направленных на книгу, связанных с доступным кругом чтения и выраженных в индивидуальной самостоятельной деятельности [7, с. 308].

О. В. Чиндилова в исследовании «Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования» [8, с. 93] понимает под феноменом развития читательской культуры дошкольника процесс выработки у детей ценностного отношения к книге, умение исследовать и выбирать интересную книгу; способность эмоционально реагировать на прочитанное, эстетически воспринимать художественный текст, находить в прочитанном ценную и смысловую информацию; освоение возрастосообразных теоретико-литературных знаний [8, с. 94].

Развитие читательской культуры детей дошкольного возраста представляет собой динамичный, непрерывный, перманентный процесс усвоения и интерио-ризации ценностей, осуществляемый в ходе общения с книгой. Последнее имеет решающее значение для становления эстетического сознания, эмоций, социальной активности человека, познания смысла его существования. Развитие читательской культуры как организованный процесс направлено на реализацию общей цели - приобщения человека к ценностям духовной и социальной культуры [8, с. 95].

Мы поддерживаем позицию автора, поскольку именно она отражает в своей концепции выработки у детей ценностного отношения к книге, умение исследовать и выбирать интересную книгу; способность эмоционально реагировать на прочитанное, эстетически воспринимать художественный текст, однако эта позиция относится к определенной категории дошкольники.

Е. В. Откидач в исследовании «Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского комплекса» [9] рассматривает термин «читательская культура» в неразрывной связи с системой непрерывного образования и представляет читательскую культуру как важнейшую часть информационной культуры современного специалиста.

Анализ теоретических основ взаимосвязи культуры и образования, ценностных и текстовых версий культуры, информационной культуры как интегратив-ного качества личности, личностные и аксиологические ее аспекты приводят автора к следующему выводу: читательская культура рассматривается как интегральная характеристика, представляющая собой динамичную систему ценностей и способов самообразовательной деятельности, направленной на освоение, трансляцию и создание человеческих ценностей (рациональное чтение, быстрая ориентация в совокупных информационных ресурсах, оптимальное соотношение профессионального и общеобразовательного чтения, бережное отношение с произведениями печати и т.п.).

Е. В. Откидач выделяет основные компоненты читательской культуры: мотивационный, когнитивный и операциональный. Мотивационный компонент определяется как комплекс взаимосвязанных информационных потребностей, проявляющийся в умении самостоятельно организовывать свой труд, находить полезную информацию. Когнитивный компонент читательской культуры характеризуется количеством и качеством усвоенных знаний, которые позволяют самостоятельно и свободно использовать источники поиска информации на традиционных и современных носите-

лях и в интерактивном режиме, рационально работать с книгой, организовывать свою самостоятельную работу. Операциональный компонент читательской культуры представляет собой систему умений и навыков в работе с источниками информации, используемыми в процессе учебной, научной или профессиональной деятельности [9, с. 50-51].

Рассматривая данную трактовку читательской культуры, подчеркнем его деятельностную ориентацию. Чем совершеннее действия обучающегося, тем более высоким уровнем читательской культуры он будет обладать в настоящий момент и в будущем. Здесь подчеркнута направленность читательской культуры на самообразование и саморазвитие личности обучающегося. Однако мы считаем, что читательская культура не ограничивается деятельностным аспектом, с ней связаны духовные, ценностные, оценочные, познавательные компоненты.

В исследовании И. В. Шулер «Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды» понятие «читательская культура» рассматривается с позиции особенностей развития информационной среды современного общества. Автор относит к ним глобализацию, виртуальность, мультимедийность, мозаичность, гипертекстуальность, интерактивность. Основообразующим элементом читательской культуры личности является чтение, выступающее как уникальная и универсальная культурная практика. Чтение как культурная практика находится на пересечении двух культур - «традиционной», «книжной» и «экранной культуры» при экспансии последней. Читательская культура - составная часть общей культуры личности, характеризующая степень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований по освоению культурного потенциала письменных текстов на основе традиционных и инновационных информационных технологий и определяющая эффективность социокультурного взаимодействия личности в современной информационной среде [10, с. 37].

Мы солидарны с позицией автора, рассматривающей читательскую культуру в контексте изменяющейся информационной действительности, среды глобализации, виртуальности, мультимедийности, моза-ичности, гипертекстуальности, интерактивности и существования читательской культуры в системе «традиционной», «книжной» и «экранной культуры» виртуальной культуры. Автор рассматривает читательскую культуру личности обучающегося, нас же интересует общее представление о этом явлении в глобальной системе культуры.

Л. А. Гаппоева в исследовании «Педагогические условия подготовки студентов университета - будущих учителей к формированию читательской культуры младших школьников», опираясь на концепцию читательской культуры Н. Н. Светловской [7], понимает под ней высокую степень совершенства в овладении читательской деятельностью, которая проявляется:

1) в знании о читательской деятельности;

2) в умении пересказать эти знания;

3) в умении правильно действовать с книгой и среди книг;

4) в привычке квалифицированно действовать с основными и (вспомогательными) для читателя объектами;

5) в потребности систематически создавать для себя условия, необходимые для полноценной и целе-

сообразной читательской деятельности, и реализовать себя в чтении как читателя [7, с. 361].

Каждая из перечисленных степеней совершенства в овладении читательской деятельностью характеризует определенный уровень читательской культуры. Первая и вторая - относятся к низкому уровню. Пятая ступень - это наивысшей уровень читательской культуры. Третья и четвертая - основа для пятой и в совокупности составляют тип правильной читательской деятельности. А «тип правильной читательской деятельности (ТПЧД) - это модель самостоятельной в меру возможностей обучающихся полноценной деятельности с книгой и среди книг, формирующая у читателя устойчивую спонтанную потребность и способность в избирательном общении с другими людьми -авторами книг - с целью осознания себя и осмысления окружающего мира» [7, с. 361].

Л. А. Гаппоева выделяет следующие компоненты читательской культуры педагога: знание книг; умение действовать с книгами без посторонней помощи; отношение к книге не только как источнику информации, но и как собеседнику [11, с. 71].

Проанализировав педагогическую литературу, мы делаем вывод, что в ней главным фактором читательской культуры является деятельность и те результаты, которые будут получены учащимися, а также как последние будут использовать их в процессе своего дальнейшего развития, поскольку читательская культура, на наш взгляд, обладает качествами самопознания, образования и самогармонизациии и самоопределения в мире.

Рассматривая филологические работы, мы выделяем работы следующих авторов: Л. Я. Гришина, И. С. Збарского, Е. В. Карласонова, В. Г. Маранцмана, Н. Я. Мещерикова, Н. Л. Необутовоа, И. В Осипова.

Большее внимание исследователи уделяют вопросам читательской самостоятельности, читательского интереса, читательской деятельности и читательской компетентности. Понятие «читательская культура» отождествляется ими с понятием «культура чтения». В исследованиях ученых--методистов второй половины ХХ-ХХ1 вв. читательская культура осмысляется как многогранное понятие, включающее воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, овладение умениями грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний и др. [12, с. 273].

В. Г. Маранцман, связывая понятие «культура чтения» с более широким и общим понятием культуры, считает необходимыми качествами читателя активность и точность эмоциональной реакции, глубину осмысления художественного текста, конкретизацию литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

И. С. Збарский рассматривает читательскую культуру как «совокупность знаний, умений и чувств» и потому выделяет в ней три взаимодействующих компонента, три уровня которые характеризуются следующим образом:

1. Уровень читательского сознания, литературной эрудиции включает в себя запас фактических знаний «золотого фонда» литературы (практическое знакомство с художественными произведениями), приобретение необходимого круга знаний по теории и истории

литературы, освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике.

2. Уровень читательских чувств, оценочных ори-ентаций включает первичный показатель: способность к восприятию конкретных произведений - и последующие основные показатели: эстетический вкус, то есть способность к восприятию конкретных произведений искусства на основе созданных критериев и наличие литературно-эстетических идеалов личности.

3. Уровень читательского поведения указывает на наличие и степень развитости читательской культуры в практической деятельности человека (выбор литературы, работа с ней, пропаганда книги и т.д.), на степень приобщения к творческой деятельности, на уровень овладения переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения [13].

Отмеченное еще раз свидетельствует о комплексном характере рассматриваемого понятия. И обязательным элементом читательской культуры является способность - иногда осознанно, иногда незаметно для себя - извлекать уроки этой школы, соотносить собственный жизненный опыт с опытом героев и автора, получать со страниц книги импульс внутреннего развития и самосовершенствования.

Н. Я. Мещерикова и Л. Я. Гришина выводят читательские качества из «психологического портрета» идеального читателя в представлении классиков русской литературы и называют чертами этого портрета развитое воображение, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, ясный природный ум. Отсюда выводится система читательских умений, присущих квалифицированному реципиенту: «умение воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем, умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев; умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех компонентах художественного произведения; умение осмыслить логико-понятийную сторону содержания художественного произведения; умение дать самостоятельную оценку всем элементам художественного произведения в их единстве» [14, с. 37].

Такие представления об идеальном читателе характерны для книжной культуры Х1Х-ХХ столетия. Развитее информационного общества вносит свои коррективы в развитие читательской культуры личности. Гипертекстуальность, мозаичность информационного сознания меняют восприятия пользователей и необходимость использования информации.

Е. В. Карласонова в своем диссертационном исследовании в качестве одного из компонентов культуры чтения выделяет эстетическую зоркость. Под ней она понимает:

- развитое чувство слова (чуткость к неожиданному словоупотреблению, понимание его точности, выразительности, образности, многозначности, способность почувствовать через «знакомые» слова приращение смысла, которое превращает их в образы, служит образному отражению действительности);

- внимание к содержательной детали, подтексту произведения; умение видеть наиболее значимые элементы художественной системы произведения и понимать их идейно-эстетическую роль в произведении.

Анализ названных выше работ позволяет выделить значимые составляющие читательской культуры: формирование читателя, конгениального писателю; способность отбирать, читать и понимать книги; интерпретировать процесс чтения, как этап собственного творчества и собственного духовного развития; вни-

мание к содержательной детали, подтексту произведения; умение видеть наиболее значимые элементы художественной системы произведения и понимать их идейно-эстетическую роль в произведении; умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех компонентах художественного произведения; умение осмыслить логико-понятийную сторону содержания художественного произведения; умение дать самостоятельную оценку всем элементам художественного произведения в их единстве.

В диссертационном исследовании Н. Л. Необутовой «Формирование читательской культуры на уроках литературы в 5-6 классах» рассматривается проблема формирования подготовленного «квалифицированного», «грамотного», «культурного», «творческого», «талантливого», эстетически образованного читателя, умеющего ориентироваться в безбрежном море родной и мировой литературы, понимать и эстетически оценивать литературные произведения - это важная задача, стоящая перед учителем литературы. Но чтобы успешно решить ее, словеснику необходимо знать, что входит в понятие читательской культуры, читательской деятельности, каковы их основные составляющие, а затем сознательно и целенаправленно, от класса к классу, вести работу по формированию читателя.

И. В Осиповой под читательской культурой понимает определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания; необходимый уровень теоретико-литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения. При этом речевые умения в содержание читательской культуры обозначены в качестве основополагающих [15, с. 4].

Вышерассмотренные подходы не выходят за рамки традиционного представления «книжного мира». Рассматривая компоненты читательской культуры, мы можем выделить несколько уровней. Общий (базовый) уровень, главной особенностью которого выступает набор знаний, умений и навыков в их межпредметность, возможность применения практически в различных видах деятельности. Это умение пользоваться книгой, библиотекой, сетью Интернет; воспринимать ценностное значение произведения. Таким образом, знания, умения и навыки носят универсальный характер, поскольку область их применения достаточно широка. Следующий уровень - профессиональный. Он характеризуется специфичностью, большей сложностью, но, вместе с тем, ограниченностью области применения; привязан к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе - к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя показатели общего (базового) уровня. Это знания библиотечно-библиографического аппарата или необходимый уровень теоретико-литературных знаний. Их можно назвать узко направленными из-за особой области применения. На выс-

шем (логическом) уровне компоненты читательской культуры носят общекультурный характер. Они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономорева Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества: дис. ... канд. пед. наук. URL: http://www.mcb s.ru/about/

2. Рейтинги. URL: http://pro-books.ru/raiting

3. Плотников С. Н. Читательская культура в России // Homo Legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (19291995 г.). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 272 с.

4. Столяров Ю. Н. Культура чтения сказок о книге и чтении детьми Уральского федерального округа // Региональные проблемы истории книжного дела материалы Всероссийской научной конференции (Челябинск, 23-24 ноября 2009 г.). Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2009. С. 140.

5. Зборовская В. Н Формирование культуры чтения в общедоступных библиотеках: дис. ... канд. пед. наук. URL: http://www.mcbs.ru/about/

6. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. СПБ, 2008. 432 с.

7. Светловская Н. Н. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1977. URL: https://dvs.rsl.ru/BGPU_im_M_Akmulla/Vrr/SelectedDocs7do cid=rsl 1 %40004024112.

8. Чиндилова О. В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дисс. . д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 356 с.

9. Откидач Е. В. Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского комплекса: дисс. . канд. пед. наук. Нижной Новгород, 2001. 162с.

10. Шулер И. В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды (на материале обучения в вузе): дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2011. 156 с.

11. Гаппоева Л. А. Педагогические условия подготовки студентов университета - будущих учителей к формированию читательской культуры младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. URL: https://dvs.rsl.ru/BGPU_im_M_A kmulla/Vrr/SelectedDocs?docid=rsl1@002607767

12. Шаров С. С. К проблеме осмысления понятия «читательская культура» // Казанская наука. 2013. .№10. С. 272-274.

13. Мещерякова Н. Я. О формировании читательских умений // Литература в школе. 1976. .№3. С. 37.

14. Осипова И. В. Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И. С. Тургенева в 5-8 классах: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2005.

15. Збарский И. С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы: теоретические основы и практика: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1993. 56 с.

16. Чукреева М. А. Аудиокнига в современном мире // Человек в мире культуры. 2014. №2. С. 23-25.

17. Чушкина С. Е. Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №2. С. 596-600.

Поступила в редакцию 23.03.2015 г.

ISSN 1998-4812

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2

605

ON THE APPROACHES TO THE DEFINITION "READING CULTURE"

© S. E. Chushkina

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University 3a Oktyabrskoi Revolutsii St., 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 58 05.

Email: svetaaaafr@gmail.com

On the basis of the analysis of scientific works in the humanitarian sphere, the approaches to the definition of "reading culture" were identified. The source materials for the study were the publications devoted to librarianship, bibliographic, pedagogical, philological and cultural aspects of reading culture. The main elements of the term were detified. At present, there is a tendency of identification of the term "reading culture" with the term "culture of reading". In our opinion, the concept of "reading culture" is wider, diverse, and voluminous than the culture of reading. It describes the culture of the reader, which appears in his interest, the level of extensive reading, in relation to the book of her savings, distribution. Culture of reading is part of the reading culture, its kernel, as it covers the actual process of reading. Between these notions, there is a dialectical unity, mutual influence (common stock of knowledge influences on the perception of literary texts, and perception, learning information and new ways of reading enrich the reader's reading culture). We take into consideration that the boundaries between these terms somewhat arbitrary, but we distinguish the notion of the reading culture in order to develop its in-depth research.

Keywords: culture, reading, reading culture, culture of reading, reading activity.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Ponomoreva N. V. Formirovanie chitatel'skoi kul'tury liderov chteniya yunoshestva: dis. ... kand. ped. nauk. URL: http://www.mc bs.ru/about/

2. Reitingi. URL: http://pro-books.ru/raiting

3. Plotnikov, S. N. Homo Legens. Pamyati Sergeya Nikolaevicha Plotnikova (1929-1995g.). Moscow: Dom intellektual'noi knigi, 1999.

4. Stolyarov Yu. N. Regional'nye problemy istorii knizhnogo dela materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (Chelyabinsk, 23-24 noy-abrya 2009 goda). Chelyabinsk: Chelyabinskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv, 2009. Pp. 140.

5. Zborovskaya V. N Formirovanie kul'tury chteniya v obshchedostupnykh bibliotekakh: dis. ... kand. ped. nauk. URL: http://www.mcbs.ru/about/

6. Galaktionova T. G. Chtenie shkol'nikov kak sotsial'no-pedagogicheskii fenomen otkrytogo obrazovaniya [Reading of schoolchildren as a socio-pedagogical phenomenon of open education]. SPB, 2008.

7. Svetlovskaya N. N. Teoreticheskie osnovy chitatel'skoi samostoyatel'nosti i ikh realizatsiya v sisteme nachal'nogo obucheniya. dis. ... dra ped. nauk. Moscow, 1977. URL: https://dvs.rsl.ru/BGPU_im_M_Akmulla/Vrr/SelectedDocs?docid=rsl1%40004024112.

8. Chindilova O. V. Fenomenologiya razvitiya chitatel'skoi kul'tury detei doshkol'nogo vozrasta v kontekste nepreryvnogo literaturnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Chelyabinsk, 2011.

9. Otkidach E. V. Razvitie chitatel'skoi kul'tury studentov v usloviyakh universitet-skogo kompleksa: dis. ... kand. ped. nauk. Nizhnoi Novgorod, 2001. 162s.

10. Shuler I. V. Razvitie chitatel'skoi kul'tury lichnosti v usloviyakh sovremennoi informatsionnoi sredy (na materiale obucheniya v vuze): dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen', 2011.

11. Gappoeva L. A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov universiteta - budushchikh uchitelei k formirovaniyu chitatel'skoi kul'tury mlad-shikh shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. URL: https://dvs.rsl.ru/BGPU_im_M_AkmuUa/Vrr/SelectedDocs?docid=rsl1@002607767

12. Sharov S. S. Kazanskaya nauka. 2013. No. 10. Pp. 272-274.

13. Meshcheryakova N. Ya. Literatura v shkole. 1976. No. 3. Pp. 37.

14. Osipova I. V. Razvitie chitatel'skoi kul'tury uchashchikhsya pri izuchenii proizvedenii I. S. Turgeneva v 5-8 klassakh: dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 2005.

15. Zbarskii I. S. Sistemnoe rukovodstvo chteniem i formirovanie chitatel'skoi samostoyatel'nosti uchashchikhsya srednei shkoly: teoreticheskie osnovy i praktika: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow, 1993.

16. Chukreeva M. A. Chelovek v mire kul'tury. 2014. No. 2. Pp. 23-25.

17. Chushkina S. E. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. Vol. 19. No. 2. Pp. 596-600.

Received 23.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.