Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
читательская компетенция / ЗПР / дошкольный возраст / восприятие текста / обучение чтению / reading competence / mental retardation / preschool age / perception of text / teaching reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девальер А. Н.

Статья посвящена проблеме формирования читательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В статье рассматриваются особенности восприятия и понимания текста детьми с ЗПР, а также методы и приёмы, которые могут помочь в формировании читательской компетенции. Автор анализирует трудности, с которыми сталкиваются дети с ЗПР при чтении, и предлагает пути их преодоления. Статья может быть полезна педагогам, психологам и родителям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девальер А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE READER'S COMPETENCIES OF PUPILS OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH A PO

The article is devoted to the problem of the formation of reading competence in older preschool children with mental retardation. The article examines the peculiarities of perception and understanding of the text by children with ASD, as well as methods and techniques that can help in the formation of reading competence. The author analyzes the difficulties faced by children with ASD when reading and suggests ways to overcome them. The article may be useful for teachers, psychologists and parents working with older preschool children with a PO.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»

УДК 373.24

Девальер А.Н.

учитель-дефектолог Детский сад комбинированного вида № 59 д. Новое Девяткино (д. Новое Девяткино, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования читательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В статье рассматриваются особенности восприятия и понимания текста детьми с ЗПР, а также методы и приёмы, которые могут помочь в формировании читательской компетенции. Автор анализирует трудности, с которыми сталкиваются дети с ЗПР при чтении, и предлагает пути их преодоления. Статья может быть полезна педагогам, психологам и родителям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: читательская компетенция, ЗПР, дошкольный возраст, восприятие текста, обучение чтению.

Чтение представляет собой сложный, комплексный и многоаспектный психофизиологический процесс. В процессе чтения задействована сложная система анализаторов, в частности, речь идет о речеслуховом, речедвигательном, а также зрительном анализаторе. Следовательно, процесс чтения требует достаточно высокого уровня развития высших психических процессов.

Процессу формирования чтения, в том числе как техники получения и извлечения информации предшествует активный процесс речевого развития ребенка.

Процесс формирования и развития чтения у ребенка старшего дошкольного возраста в норме и ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР

состоит из тех же самых этапов. Однако, как отмечает в своих работах Г. Я. Трошин, воспитанники с ЗПР овладевают чтением в три раза медленнее, чем их нормотипичные сверстники [3, с. 155]. Зачастую, нарушения чтения у детей с ЗПР сопровождается сопутствующими логопедическими дефектами, чаще всего речь идет о дислексии.

Формирование первичный навыков чтения, знакомство с системой родного языка и родного слова происходит на этапе дошкольного детства, в частности у воспитанников старшего дошкольного возраста. На этом этапе внимание педагога заостренно не сколько на техническом аспекте развития читательской компетентности, сколько на формировании устойчивого познавательного интереса к чтению художественной литературы, особенно важно это для воспитанников с ЗПР, так как формирование читательской компетентности позволяет решить целый комплекс смежных задач по эстетическому, нравственному, духовному и художественно-эстетическому воспитанию. Однако, уровень развития читательской компетентности зачастую измеряется именно формальными показателями чтения - осознанностью, выразительностью, правильностью, беглостью, восприятием смысла, прочитанного или услышанного литературного художественного текста.

Процесс формирования и развития читательской компетентностью у воспитанников с ЗПР имеет свои отличительные черты. Наиболее частые проблемы в этом аспекте, с которыми сталкивается педагогическое сообщество, являются следующие - четкое соотнесение прочитанного или услышанного с реальными объектами, процессами, характеристиками окружающего природного или социального мира, сложности звукопроизношения или звукоизвлечения, искажение звукового состава произносимого слова, медленное запоминание алфавита, затруднения при переходе от буквенного к слоговому чтению, путаница с графическим изображением букв из-за чего слова читаются и произносятся ребенком неверно.

Наиболее частой проблемой детей с ЗПР является путаница при чтении сходных по написанию букв (речь идет о печатных буквах) - например,

довольно часто дети путают «ш» и «щ», «н» и «п», «т» и «ш» и т. д. Данный феномен в логопедической практике получил название оптической дислексии, причины которой носят достаточно глубинный характер, и связаны с нарушением пространственной ориентировки детей с ЗПР, для которых большое затруднение вызывает сопоставление образа буквы и ее графического изображения и написания, а, соответственно, у детей возникают определенные сложности в процессе чтения.

Характерной особенностью процесса освоения чтения и формирования читательской компетентностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являются выраженные затруднения при переходе от слогового чтения к прочтению целого слова. Если воспитанник с ЗПР успешно освоил слоговое чтение, то это не всегда является залогом того, что именно будет доступно прочтение слов, подобный переход в научных исследованиях получил название «переход от аналитического чтения к синтетическому». Очень часто успешно прочитав одно слово, ребенок с ЗПР может «споткнуться» о прочтение последующего слова. Очень часто сложности в развитии навыка чтения у умственно отсталых детей связаны с ограниченностью их поля зрения, то есть они способны воспринимать только ту букву, слог или слово, на которые непосредственно направлен их взгляд, в силу особенностей их развития навык смысловой догадки у них не развит.

Таким образом, по итогам написания параграфа нами могут быть сформулированы следующие выводы. Процесс формирования и развития чтения у ребенка старшего дошкольного возраста в норме и ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР состоит из тех же самых этапов. Однако, как отмечает в своих работах Г. Я. Трошин, воспитанники с ЗПР овладевают чтением в три раза медленнее, чем их нормотипичные сверстники. Зачастую, нарушения чтения у детей с ЗПР сопровождается сопутствующими логопедическими дефектами, чаще всего речь идет о дислексии.

Процесс формирования и развития читательской компетентностью у воспитанников с ЗПР имеет свои отличительные черты. Наиболее частые

проблемы в этом аспекте, с которыми сталкивается педагогическое сообщество, являются следующие - четкое соотнесение прочитанного или услышанного с реальными объектами, процессами, характеристиками окружающего природного или социального мира, сложности звукопроизношения или звукоизвлечения, искажение звукового состава произносимого слова, медленное запоминание алфавита, затруднения при переходе от буквенного к слоговому чтению, путаница с графическим изображением букв из-за чего слова читаются и произносятся ребенком неверно.

Характерной особенностью процесса освоения чтения и формирования читательской компетентностью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являются выраженные затруднения при переходе от слогового чтения к прочтению целого слова. Подобный переход в научных исследованиях получил название «переход от аналитического чтения к синтетическому».

В.А. Сухомлинский при исследовании причин умственной отсталости школьников, отмечал: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга» [2, с. 77]. В последние десятилетия выявляется объективная тенденция снижения культуры чтения в семьях, все меньшее число родителей читают своим детям, прививают навыки раннего чтения. Также о глобальной утрате интереса к чтению свидетельствует также низкая востребованность библиотек как среди взрослых, так и среди детей. Таким образом, формируются предпосылки затрудненного формирования читательской компетенции, в том числе у дошкольников с ЗПР.

Компетентностный подход является методологической основой системы современного российского образования, формирование компетенций охватывает все его ступени от дошкольного обучения до подготовки кадров высшей категории. Одно из ключевых мест в системе компетенций отводится именно читательской компетенции, формирование которой начинается еще в период дошкольного обучения.

В процессе формирования читательской компетенции у дошкольников с ЗПР используется определенный комплекс педагогических инструментов и технологий, который включает в себя:

- развитие творческого потенциала, мышления и способностей дошкольников,

- комплексное использование игровой деятельности: игр-драматизаций, игр-театрализаций, дидактических игр и т. д. ,

- формирование внутренней мотивации к самостоятельному чтению не только в рамках образовательной, но и свободной деятельности вне занятий в дошкольной образовательной организации.

Для достижения устойчивой стабильной положительной динамики в формировании и развитии читательской компетенции у детей с ЗПР необходимо использование комплексного системного подхода, который позволяет достичь у дошкольников высокого уровня эмоциональной вовлеченности и эмоционального отклика к процессу чтения, особенно чтения самостоятельного. Таким образом, происходит закрепление предпосылок к формированию читательской компетенции у воспитанников с ЗПР. Ведущая роль в указанном процессе отводится игровой деятельности, так как она способна сформировать тот самых необходимый и эмоциональный отклик, необходимый для вовлечения в процесс чтения. Особую значимость приобретают игры-драматизации и игры-театрализации, так как они позволяют не только эмоционально отреагировать на прочитанное, но и закрепить свои знания относительно сюжета прочитанного. К процессу игровой деятельности могут быть привлечен не только непосредственно воспитатель, но и целая группа специалистов, работающих с дошкольниками с ЗПР, это могут быть и педагог-дефектолог, и логопед, и психолог.

Проведение игровой деятельности в работе по формированию читательской компетенции дошкольников с ЗПР решает комплекс смежных, сопряженных задач, благодаря их проективной природе. В процессе ее проведения происходит активный процесс социально-коммуникативного

развития, а также формирования устойчивых связей со сверстниками. Также игровая деятельность способствует активному освоению социальных ролей в процессе игрового взаимодействия. Усвоенные активные социальные роли активно из игровой деятельности переносятся в реальное взаимодействие. По совокупности описанных факторов такой подход позволяет решить следующий ряд образовательных задач:

- стимулирование познавательного интереса и познавательной активности,

- формирование активного коммуникационного инструментария,

- формирование активного интереса к окружающему миру в процессе его исследования,

- обучение дошкольников с ЗПР методу проективного переноса приобретенных умений, знаний и навыков в плоскость самостоятельного применения:

- применение средств мотивации и стимулирования познавательной активности,

- формирование необходимых норм поведения и социального взаимодействия [1, с. 67].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что при формировании читательской компетенции у дошкольников с ЗПР необходимо отталкиваться от собственных познавательных интересов ребенка, предлагать ему книги с интересным сюжетом и любимыми героями. Данная работа должна носить системный и комплексный характер, в нее должны быть вовлечены как педагоги, так и семья воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя - логопеда. - М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2017. - 286

с.;

2. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М.: Концептуал, 2022. - 328 с.;

3. Трошин, Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. - Спб.: Репринт, 2017. - 224 с

Devalier A.N.

Kindergarten of combined type No. 59 of Novoe Devyatkino (Novoe Devyatkino, Russia)

FORMATION OF THE READER'S COMPETENCIES OF PUPILS OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH

Abstract: the article is devoted to the problem of the formation of reading competence in older preschool children with mental retardation. The article examines the peculiarities of perception and understanding of the text by children with ASD, as well as methods and techniques that can help in the formation of reading competence. The author analyzes the difficulties faced by children with ASD when reading and suggests ways to overcome them. The article may be useful for teachers, psychologists and parents working with older preschool children with a PO.

Keywords: reading competence, mental retardation, preschool age, perception of text, teaching reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.